Научная статья на тему 'Гуманизм как личностно-ориентированный идеал мироустройства'

Гуманизм как личностно-ориентированный идеал мироустройства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1701
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ГУМАННОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина Ольга Васильевна

В статье рассматривается гуманизм как общефилософское понятие, включающее высшие человеческие ценности. Приоритетными выступают идеи свободного развития и творческой реализации потенциалов и стремлений человека в атмосфере гуманности. Культура выполняет гуманистическую функцию, формируя и образуя человека, определяя стратегии его нравственного и духовного становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм как личностно-ориентированный идеал мироустройства»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37.01

Володина Ольга Васильевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Карельской государственной педагогической академии, [email protected], Петрозаводск

ГУМАНИЗМ КАК ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИДЕАЛ МИРОУСТРОЙСТВА

Аннотация. В статье рассматривается гуманизм как общефилософское понятие, включающее высшие человеческие ценности. Приоритетными выступают идеи свободного развития и творческой реализации потенциалов и стремлений человека в атмосфере гуманности. Культура выполняет гуманистическую функцию, формируя и образуя человека, определяя стратегии его нравственного и духовного становления.

Ключевые слова: гуманизм, личность, культура, гуманность, мировоззрение.

Volodina Olga Vasilevna

Languages, Karelian state pedagogical academy, volodina1975@kspu. karelia.ru, Petrozavodsk

HUMANISM AS THE IDEAL OF WORLD AIMED ON THE PERSONALITY

Abstract. This article analyses humanism as a general philosophical concept that includes the highest human values. The main ideas are free development and creative realization of potentials and aspirations of a man in the atmosphere of humanity. Culture performs the humanistic function by forming a personality, defining the strategy of moral and spiritual development.

Keywords: humanism, personality, culture, humanity, world outlook.

Проблема человека остается актуальной в современных диспутах. Она рассматривается как сложнейшая комплексная научная проблема сущности и существования человека в материальном, духовном и нравственном аспектах, его развития и предназначения, его перспектив. Триада “человек - человечество - человечность” выражает форму диалектического соотношения в рамках комплексного развития человека. Перспектива целенаправленного развития человека связана со всесторонним и всеобъемлющим прогрессом человечества, начиная с его материального бытия и кончая сферами науки, искусства, нравственности. В этой связи современные поиски человека, как и диогеновские, устремлены на осмыслении человечность.

Рациональное обоснование смысла человека связано с философией. Основными

вопросами философии человека являются: возможности влияния на человека, его врожденные (природные) и приобретенные (социальные) качества; соотношение ценности человеческой общности и отдельной личности; тема свободы и судьбы; творческие возможности человека; его роль в качестве субъекта и др. Философские теории человека целесообразно разделить на два направления: 1) объектоцентрические, в которых человек рассматривается как неотделимая часть общей онтологии (Пифагор, Гегель и др.); 2) субъектоцентрические (пер-соналистические), которые ставят человека в центр мироздания, обращая особое внимание на его внутренний мир, жизнь и смерть, счастье и страдания. Эта установка сближает философию и искусство (от Сократа до экзистенциализма Ж. П. Сартра). Поиски объективных природных оснований челове-

ка представлены в следующих концепциях:

а)биологических (натуралистических), трактующих человека как носителя уникальных человеческих свойств (например, разумности), а также преобразовательных или художественных способностей (А. Адлер, М. Де Сад, З. Фрейд, К. Юнг); б) социологических, раскрывавших своеобразие человека в его социальной и исторической обусловленности (К. Маркс); в) космоцентрических, в которых высшая ценность человека обосновывалась его исключительным местом во Вселенной (К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров, В. В. Налимов и др.). Объектоцентрический, гносеологический, логикодоказательный подход к человеку отрицает значимость субъективного мира личности.

Представители субъектоцентрических направлений (Э. Кассирер) утверждают невозможность определения человека разумом. Сущность человека - чувственность. “Где нет любви, там нет истины” (Л. Фейербах).

Несмотря на многочисленные обращения к гуманистической проблематике, не существует однозначной трактовки понятия “гуманизм”. Понятие “гуманизм” употребляется в следующих смысловых значениях: обозначение мировоззрения, основанного на принципах равенства и справедливости; название эпохи Ренессанса, общественного и литературного движения того периода; обозначение разных культурных и идеологических движений общественной мысли; название теоретической сферы гуманитарных наук; описание этических черт личности - человечности, добросердечности, уважения; определение основного фактора всестороннего и гармоничного развития личности; совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на собственное развитие и проявление своих способностей; название практической деятельности, направленной на реализацию общечеловеческих идеалов и др. В словаре В. И. Даля гуманизм истолковывается как “исторически сменяющаяся система мировоззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений

между людьми” [3, с. 408]. Современные концепции гуманизма разделяются на три направления: 1) моралистическое как продолжение традиций европейского Возрождения, где самоценность человека рассматривается как всеобщий идеал и ориентир жизнедеятельности; 2) социально-детерминированное - рассматривает зависимость ценности человека от общественных условий, в которых он существует; 3) культурологическое -рассматривает человека в целостности той или иной культуры, акцентируя в этой целостности ее художественный элемент; в этом направлении ценность человека сначала ставится под сомнение, а затем обосновывается теоретически и эстетически. Анализ различных сторон гуманизма - как мировоззрения, умонастроения, образа жизни и т. д., - подводит мыслителей к его отождествлению с человечностью. Гуманизм -“человечность без границ” (В. А. Кувакин). “Гуманизм - это осознанная, осмысленная человечность” (Л. Е. Балашов). “Тому, кто отрицает гуманизм, остается лишь утверждать бесчеловечность” (М. Хайдеггер).

Гуманизм как личностно-ориентированную систему взглядов сложно воспитать. Возможно воспитание “в духе гуманизма”, предполагающее использование методов и средств становления гуманистической направленности личности и ее субъективности, а также воспитание гуманности, перечисленных признаков данного комплекса качеств личности в формах и проявлениях человеческих взаимоотношений. Межличностные отношения могут быть гуманными или негуманными, но только лишь человеколюбивое отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.

«Личность» является идеалом культурного человека, который “есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность” (А. Швейцер). Такой идеал кажется достижимым и недостижимым одновременно. Важно определить траекторию развития и саморазвития человека. Через это раскрывается аксиологическая функция личности. “Личность” является ценностным понятием, выражающим идеал свободного человека. Свобода как атрибутивное свойство личности аксиологически амбивалентна: ее ценность определяется тем, на что она

направлена. Это предопределяет проблему формирования такого “Я - сознания”, которое направляло бы деятельность и поведение личности во благо, а не во вред (М. С. Каган). В ситуациях выбора нормативно-ролевого поведения, личность заявляет о себе как об индивидуальности. Индивид воспроизводит видовой опыт человечества (опыт биогенеза, антропогенеза и индивидуального развития человека). Субъект -это исполнитель деятельности (предметнопрактической, профессиональной и др.), носитель активности сознания и рефлексии. Личность отображает приобретенное в социогенезе понимание мира и типовых форм поведения, а индивидуальность - строящийся в персоногенезе жизненный путь человека. Индивидуальная личность предстает как качественно высокий уровень развития человека, удовлетворяющий свои интеллектуальные и профессиональные потребности в свободной творческой деятельности. Свобода творчества означает возможность выдвигать новые цели и создавать средства, искать инновационные условия в соответствии, прежде всего, с уровнем осмысления новой проблемы, собственными желаниями и целями. Универсальность - высший уровень духовного развития человека, обладающего вселенским разумом и ноосферным мышлением. Это непрерывно-онтологический поиск Бога в себе, поиск человеком в себе и мире Абсолюта, Идеи, Высшей справедливости, истоков человеческой Совести, чувства Вины и Стыда, сверхчеловеческих возможностей и усилий [см. подробнее 1].

Интерпретация гуманизма не ограничивается только этической проблематикой. Понятие “культура” трактуется в научной литературе как результат и процесс социальной деятельности человека; совокупность знаний, умений, характеристик и привычек индивида, уровень развития индивидуальности личности и др. В науке об обществе культура рассматривается не глобально, а в ее материальных и духовных аспектах. Культура выполняет следующие функции [4]:

1) гуманистическую - формирует и образует человека, определяет стратегии его нравственного и эстетического развития и совершенствования, приобщает к духовной культуре общества: созданным и принятым духовным ценностям и эстетическим

идеалам, формирует духовную культуру личности;

2) смыслообразующую - дает смысл явлениям человеческого бытия;

3) оценочную - смысл как духовное образование возникает в процессе и результате оценивания человеком явлений внешнего природного, социального и духовного мира;

4) деятельностую (праксиологическую) -культура во взаимодействующей системе с человеком преобразует мир;

5) познавательную - дает возможность теоретического и практического освоения действительности;

6) нормативную - отбирает из общепринятых норм (с точки зрение морали, традиции) только такие, которые соответствуют гуманистическим принципам;

7) регулятивную - связывает разнообразные виды деятельности, имеющие культурное значение (например, техническое творчество в образовании и искусстве и т. п.);

8) коммуникативно-информационную -в общении (эмоциональном, интеллектуальном, нравственном, деловом, информационном и др.) происходит передача опыта, обмен сведениями;

9) адаптивно-охранительную - адаптирует культуру к переменам общества и всемирного сообщества, сохраняя при этом собственную культурную идентичность;

10) ориентировочную - направляет развитие общества и человека (духовная культура ориентирует на высокие духовные идеалы);

11) воспитательную - всестороннее развитие личности происходит через освоение культурных ценностей и норм.

Культурологическая направленность гуманизма позволяет рассмотреть человека в качестве ценности, его места в ценностной иерархии. В этой связи целесообразно обратиться к междисциплинарному исследованию такого сложного системного объекта как культура в рамках семиотического направления (Ю. Лотман, Б. Успенский,

В. Топоров и др.). Семиотическая концепция культуры раскрывает ее сущность через зависимость знака от смысла, который он выражают. Культура определяется как система смыслов. Исходя из семиотической концепции культуры гуманизм трактуется как теория (или учение), обосновывающая высшую ценность человека в рамках логико-поня-

тийного языка культуры. Гуманность (или человечность) является характеристикой поведения (в широком смысле), в котором проявляются установки на признание человека высшей ценностью. Самоценность человека в рамках эмоционально-образного языка понимается как “милосердие”. Основная задача культуры понимается в предоставлении человеку системы смыслов для ориентации в окружающем мире. Осмысление человеком действительности происходит на различных культурных языках (на рациональном - через понятия и логику; на художественном (чувственном) - через эмоционально-окрашенные образы; на поведенческом и моральном - через образцы поведения и ценностные ориентации) и ведет к наделению смыслом окружающего мира, а также поиску собственного смысла.

Гуманизм как идейно-ценностный комплекс включает высшие человеческие ценности: человеколюбие, свободу и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др. Приоритетной в системе гуманистических ценностей является идея свободы, посредством которой претворяются в жизнь другие социальные ценности как нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания (например, равноправие, справедливость и др.)

Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей раскрывается в ситуациях (политических, экономических, психологических, педагогических и др.), способствующих свободному развитию сущностных потенций человека и творческой реализации его жизненных стремлений. В современном мире наблюдается глобализация социальных процессов, человечество превращается в единое органическое целое, систему, глобальная цель которой - выживание человечества на планете Земля. Такие тенденции глобального мира как целостность и гуманизация социальных явлений, говорят о возможности создания нового типа цивилизации - социального гуманизма.

Социальный гуманизм невозможен без реализации гуманистических отношений не только в сферах культуры, но и во всех структурах общества (социально-полити-

ческой, экономической, семейно-бытовой сферу, т. е. в целом обществе). Социальный гуманизм невозможен без гуманизации международных отношений: построения

подлинно человеческих отношений между странами и народами на принципах свободы и уважения достоинства человека, независимо от его происхождения, вероисповедания и социального положения в обществе.

Цель и основа гуманистического общества - целостно развитая личность. Приобретенное знание является основой формирования целостной личности гуманистического общества. К основным принципам организации гуманистического общества следует отнести: приоритет добра, достоинства, чести, справедливости - культивирование доброго начала личности; искоренение эгоизма, злости, ненависти возможно культурными ценностями, которые человек освоил и развил в процессе своего воспитания и духовного становления; искоренение эгоистического самолюбия - норма милосердия и человеколюбия личности проявляется в уважении достоинства другого человека, любые формы унижения достоинства недопустимы; всеобщее согласие между людьми; принцип свободного творчества во всех его формах - в гуманистическом обществе должны быть одинаковые “стартовые” условия для каждого, а дальнейшее развитие человека зависит от его способностей, трудолюбия и потенциальных возможностей в процессе свободного труда и творчества. Высшая цель гуманистического общества видится в реализации творческой сущности человека как творца знаний. Процесс творчества личности проявляется в различных формах: в процессе обучения и познания, в творческом освоении знаний, в создании (творении) и реализации знаний в виде реальных предметов, процессов, явлений мира и т. д. Целостная форма реализации творческой сущности личности предполагает гармоническое сочетание творческой профессиональной, общекультурной (прежде всего нравственной) и идеологической деятельности.

Гуманизм как мировоззренческое понятие обладает следующими аксиологическими признаками [5].

• Автономность объясняет развитие гуманистического мировоззрения в процессе накопления человеческого опыта по реали-

зации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, идеи гуманизма не имеют теологической, онтологической или идеологической основы.

• Универсальность гуманистических идей объясняется возможностью их применения к людям всех социальных и возрастных систем. Гуманистическое мировоззрение не ограничено рамками культурных, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Универсальность выражается в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. Ценности гуманизма, и, самая главная - “человек как мера всех вещей”, являются общечеловеческими критериями рефлексии, процесса самопознания человеком его состояний на основе жизненного личного и социального опыта. Основываясь на таких мерилах оценки, человек размышляющий, анализирующий и даже в какой -то мере сомневающийся готов к разрешению глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения социально-ценностного аспекта гуманизма.

• Фундаментальность гуманистических ценностей проявляется в том, что они соотносятся с фундаментальными проявлениями социальной жизни. Как и условия общественной жизни, гуманистические ценности выступают основой человеческого бытия.

• Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает их согласованность, невозможность достижения гуманистических целей любыми средствами. Психологическое и физическое насилие категорически нельзя использовать в качестве средств регулирования человеческих взаимоотношений или в качестве методов общественных реформ, несмотря на возможное благородство заявленных целей. Стратегическая необходимость ни в коей мере не является основанием нарушения гуманистических принципов.

Таким образом, гуманизм является своеобразным идеалом мироустройства, системообразующим фактором которого выступает человеческая личность. В этой системе человек строит свои отношения с самим собой и

с окружающим миром. Принципы, ценности и идеалы гуманистического мировоззрения дают ориентиры к развитию самобытного внутреннего мира личности, к самосознанию, самоопределению и самопознанию. Человек верит в себя и возможность достижения Я - идеального (К. Роджерс). Человек стремится к раскрытию личного потенциала (самоактуализации), представлению своих переживаний и мыслей перед другими людьми (самораскрытию), свободному претворению в жизнь своих внутренних творческих возможностей и способностей (самореализации) (Г. Оллпорт, А. Маслоу). Воплощение этих процессов происходит в контексте гуманности как основополагающего интегративного качества личности, которое проявляется во взаимоотношениях (содействии, соучастии), в совместной деятельности людей, основанных на принципах общности эмоционального состояния (сопереживании, сорадовании), взаимного уважения и равноправия в различных видах деятельности. Следовательно, гуманистическое мировоззрение отражает многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным моральным и эстетическим ценностям, к деятельности, что в целом определяет гуманистическую сущность личности.

Библиографический список

1. Беловолова С. П., Ричи С. Л. Гуманистические образы современного педагога // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 11. -

С. 127-130.

2. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. -СПб.: ГНУ “ИОВ РАО”, 2004. - 148 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Т. 1. А-З. - М.: ГИС., 1956. - С. 408.

4. Миголатьев А. А. Философии культуры // Социально-гуманитарный журнал. - 2000. -№ 1. - С. 85-104.

5. Шиянов Е. Н., Романова Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. - М.: Народное образование, Илекса. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.