Научная статья на тему 'Технологии государственного регулирования внешнеторговыми конфликтами как инструмент формирования имиджа страны на мировом рынке'

Технологии государственного регулирования внешнеторговыми конфликтами как инструмент формирования имиджа страны на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ИМИДЖ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНФЛИКТЫ / INTERNATIONAL TRADE IMAGE / GOVERNMENT REGULATION / MANAGEMENT TECHNOLOGY / CONFLICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросян А. Д.

Показана роль организационно-управленческих и социально-психологических факторов и управленческих технологий в сфере государственного регулирования внешней торговли, в том числе внешнеторговых конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of government regulation of international trade conflicts as an instrument of the country’s image-making in the world market

The article analyzes the role of the administrative and social-psychological factors and management technology in the sphere of government regulation of foreign trade, including international trade conflicts.

Текст научной работы на тему «Технологии государственного регулирования внешнеторговыми конфликтами как инструмент формирования имиджа страны на мировом рынке»

Вопросы методологии

Технологии государственного регулирования внешнеторговыми конфликтами как инструмент формирования имиджа страны на мировом рынке

А.Д. Петросян

Одной из основных задач государственного регулирования экономикой страны является целенаправленное формирование и продвижение позитивного имиджа страны на мировом рынке. Эта проблема решается путем улучшения таких важнейших составляющих имиджа страны, как имидж власти, имидж национальной экономики и ее инвестиционная привлекательность, внешнеполитический и внешнеэкономический имидж и др.1 К общепризнанным методам формирования и продвижения имиджа страны относятся политические технологии, методы и технологии рекламы, public relations и коммуникационного менеджмента.

Однако в научной литературе в полной мере не поставлена задача и не проработаны методология и методы управления внешнеторговыми конфликтами как инструмента государственного регулирования внешней торговли и формирования позитивного имиджа страны как надежного делового партнера на мировом рынке. Этому актуальному вопросу, затрагивающему методологические и методические проблемы разрешения внешнеторговых конфликтов на макроуровне управления, посвящена настоящая статья.

Согласно определению Всемирной организации по туризму, имидж страны — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений. Он определяется не только объективными характеристиками страны, ее реальными достоинствами или недостатками, социально-экономическими показателями состояния и основных тенденций развития, но и спецификой субъективного восприятия аудиторией данной страны2.

1 Гранкина Т.К. Экономический имидж страны и его составляющие. М.: РАГС. 2003; Савицкая А.С. Внешнеэкономический компонент структуры имиджа государства // Имидж государства / региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3, СПб.: Роза мира, 2009.

2 Веренич О.В. Туристский имидж России // Инновационные процессы в развитии социальнокультурного сервиса и туризма в современном мире. Материалы I Всерос научно-практ. конф. Кемерово, 2011.

Как указывает А.П. Панкрухин, для выявления имиджа страны в сознании населения, т.е. на уровне бытовой психологии, используются ряд устоявшихся характеристик, параметров: символов, особенностей менталитета нации, ее культуры и негативных аспектов жизнеобеспечения. Результаты опроса 2000 россиян, проведенного Центром исследований и статистики науки РАН, показали: в числе наиболее значимых факторов чаще всего назывались высокий уровень благосостояния, высокий уровень развития науки и техники, военная мощь, соблюдение прав человека, высокоразвитая культура и богатые природные ресурсы. Вместе с тем Россия, по мнению 23% опрошенных, достойна уважения в связи со своими природными ресурсами, 13% отметили военную мощь отечества, включая наличие ядерного оружия, 8% — большую территорию и 4% — высокоразвитую культуру. При этом почти половина (49%) не нашли вообще ни одного фактора, по которому Россию можно уважать3.

И.Ю. Киселев выделяет две группы характеристик имиджа государства: условно-статичные (их можно отнести к объективным) — природный ресурсный потенциал; национальное и культурное наследие российского общества; геополитические параметры; исторические события, повлиявшие на развитие российской государственности; базовая форма государственного устройства и структура управления; условно-динамичные (их можно отнести к субъективным) — социально-психологические настроения в российском обществе; характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России; морально-нравственные аспекты развития российского общества; устойчивость российской экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объема привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченности бюджетов, гарантий прав и свобод, хозяйствующих на российском рынке субъектов, и др.; правовое пространство России и соответствие российских правовых норм международным требованиям; функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности, определяющих эффективность властной конструкции4.

Исследования общественного мнения свидетельствуют о том, что имидж страны эффективно формируется только при соблюдении нескольких условий: борьбу с искажением образа страны следует вести конкретно и максимально аргументированно; усилия имиджмейкеров по формированию положительного образа страны важно рассматривать лишь как дополнение к исправлению реального положения дел; образ политика — особенно из первых эшелонов власти — должен «нравственно» соответствовать выстраиваемому образу страны5. Формирование позитивного имиджа страны в мире возможно с помощью реализации экономических, культурных, научных, образовательных, социальных и спортивных медийных проектов, а также проектов, приуроченных к празднованию особо важных событий.

3 Панкрухин А.П. Маркетинг страны marketologi.ru.

4 Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы / www.elitarium.ru. 2007. Апрель.

5 Галумов Э.А. Имидж страны и власть / psycho.ru > library/552.

Вместе с тем в научной литературе должным образом не рассматривается такая важнейшая составляющая имиджа страны, как внешнеторговый имидж, иными словами, имидж страны как надежного внешнеторгового партнера на мировом рынке. Формирование позитивного внешнеторгового имиджа России является одной из функций государственного регулирования внешней торговли страны, которая должна быть направлена на проведение умеренной протекционистской политики защиты отечественных производителей и продвижения их продукции на внешние рынки, а также ориентацию импортных поставок на развитие национальной экономики и повышение качества жизни населения страны.

Чтобы повысить внешнеторговый имидж страны, государственное регулирование внешней торговли, по нашему мнению, должно основываться на принципах этической экономики и социальной справедливости, в соответствии с которыми торговля как акт купли-продажи товара ставит своей целью не только получение коммерческой прибыли, но и способствует укреплению доверия. Это позволит сохранить долговременные торговые отношения между партнерами и взаимовыгодность внешнеторговых связей, т.к., в соответствии с положениями маркетинга, реализация любого товара должна приносить максимальную прибыль не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.

Для повышения внешнеторгового имиджа страны методология государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всех уровнях управления российской экономики должна быть ориентирована на максимальное использование невостребованного потенциала организационно-управленческих и социально-психологических факторов, к которым мы относим степень применения и совершенства управленческих, в том числе маркетинговых технологий, вовлечение потенциала организационной культуры в процессы управления, соответствие имиджа и деловой репутации участников внешнеторговой деятельности, использование всего многообразия стилей руководства и потенциала коммуникативных качеств менеджеров, взаимодействующих с внешнеторговыми партнерами, повышение лояльности и доверия партнеров, а также соблюдение этических принципов во внешнеторговых отношениях.

Роль организационно-управленческих и социально-психологических факторов в системе государственного регулирования внешней торговли в условиях глобализации экономических отношений резко повышается. С одной стороны, система государственного регулирования внешней торговли должна сочетать научные принципы управления и неформализованные профессиональные знания, которые представляют собой одновременно опыт и искусство управления. С другой стороны, эта система находится в постоянном взаимодействии с аналогичными системами других стран и представляет собой важнейший организационно-управленческий фактор конкурентоспособности национальной экономики.

Использование организационно-управленческих и социально-психологических факторов в системе государственного регулирования внешней торговли России выражается в разработке и внедрении управленческих технологий государственного регулирования внешней торговли, т.е. совокупности методов и процедур (операций) управления, направленных на осуществление уп-

равленческой деятельности путем планирования, организации, выполнения и контроля как общих, так и конкретных функций управления в сфере внешней торговли. Применение управленческих технологий в сфере государственного регулирования внешней торговли ставит своей целью типизацию и регламентацию отдельных процедур управленческой деятельности для повышения их эффективности, что является важным условием формирования позитивного внешнеторгового имиджа страны на мировом рынке и будет способствовать привлечению зарубежных деловых партнеров.

Одними из важнейших управленческих технологий государственного регулирования внешней торговли являются технологии:

а) экспортного маркетинга как планирования и организации изучения рынков на территории иностранных государств с целью эффективного продвижения на них отечественной продукции с учетом условий сбыта, деловых обычаев, национальных традиций, валюты и социально-культурной среды, а также формирования новых потребностей производства и населения за рубежом в отечественных сырье, материалах и продукции6;

б) импортного маркетинга как особой формы исследований рынка, а также создания инфраструктурных условий внутренних рынков для обеспечения высокоэффективных импортных закупок7.

Применение этих технологий также будет способствовать позитивному внешнеторговому имиджу страны на мировом рынке и позволит обеспечить долгосрочные внешнеторговые отношения с зарубежными партнерами.

Помимо указанных управленческих технологий формирование позитивного внешнеторгового имиджа страны нами предлагается с помощью технологий регулирования внешнеторговыми конфликтами.

В научной литературе понятие внешнеторгового конфликта определяется на основе изучения несовпадения интересов внешнеторговых партнеров. Так, О.А. Дубровина сводит внешнеторговые противоречия к несовпадению интересов стран и (или) их объединений в области внешней торговли. При этом определяются понятия внешних и внутренних противоречий мировой торговли. Под первыми понимается внутренняя противоречивость национальных интересов: с одной стороны — стремление к свободной торговле, открытию рынков, с другой стороны — протекционистская тенденция, свидетельствующая о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлении защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Внешние противоречия проявляются в торговых конфликтах, которые возникают как следствие существенного дисбаланса соотношения свободы торговли и протекционизма8.

Часто внешнеторговые конфликты рассматриваются с точки зрения международного права. Д.Э. Столетова под конфликтом в международном частном

6 Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2009.

7 Петросян А.Д. Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы междунар. заоч. науч. конф. Т. 2. М.: Молодой ученый, 2011.

8 Дубровина О.А. Соотношение протекционизма и фритредерства во внешней торговле. Автореф. дис... канд. экон. наук. М., 2005.

праве определяет такое состояние в положении участников международного невластного правоотношения, при котором наблюдается противостояние объективно расходящихся интересов, целей и юридически значимых действий сторон правоотношения. Международным коммерческим конфликтом Д.Э. Столетова считает сложный и неоднородный по своей природе специфический тип взаимодействия, заключающийся в столкновении интересов участников международной коммерческой сделки, объединенных связями невластного (частного) характера, при распределении экономических (материальных и нематериальных) благ в международном коммерческом обороте9.

Учитывая вышеуказанное, под внешнеторговым конфликтом мы понимаем разновидность политико-экономического конфликта, в основе которого находится несовпадение внешнеторговых интересов, целей и позиций двух и более субъектов внешнеторговой деятельности различных стран. Субъекты внешнеторговой деятельности — это предприятия и внешнеторговые организации, а также органы государственной власти, занимающиеся регулированием внешнеторговой деятельности.

В научной литературе в основном рассматриваются психологические аспекты исследования и разрешения межличностных конфликтов в коллективах внешнеторговых организаций10 либо правовые вопросы разрешения разногласий в международных коммерческих сделках11.

Так, проведенный А.А. Малышевым опрос более 60 слушателей программы MBA Всероссийской академии внешней торговли о роли и воздействиях конструктивных и деструктивных функций конфликта (среди опрошенных: 26 человек — генеральные директора внешнеторговых компаний и их заместители, 6 — финансовые директора, 7 — коммерческие директора, 22 — начальники отделов компаний) показал, что конструктивные функции конфликта способствуют решению проблемы (противоречия), лежащей в основе конфликтной ситуации; снятию психологической напряженности участников конфликта и социальной группы; умножению опыта социального взаимодействия сотрудников и менеджеров в конфликтных ситуациях; поиску и нахождению нового, как правило, лучшего варианта развития межличностных и межгрупповых отношений; улучшению психологического климата в коллективе; мобилизации внимания, интереса и ресурсов внешнеторговой фирмы для решения конкретных проблем (как следствие, экономия рабочего времени и средств организации); развитию у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем; преодолению традиций конформизма, «синдрома» покорности и развитию индивидуальности сотрудников.

Деструктивные же функции конфликта приводят к временному снижению производительности труда не только у конфликтующих, но и у других членов социальной группы; снижению сплоченности группы; ухудшению психологи-

9 Столетова Д.Э. Конфликты в международных коммерческих сделках и альтернативные судебному способы их разрешения. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М.: РАГС, 2007.

10 Малышев А.А. Профилактика конфликтов как фактор психологической безопасности внешнеторговой организации // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 4.

11 Мата О.В. Арбитражное соглашение и разрешение споров в международных коммерческих арбитражных судах. М.: Права человека, 2004.

ческого климата в коллективе; неэффективной (бесполезной) трате временных, социально-психологических и психофизиологических ресурсов; появлению у конфликтующих затаенной обиды, чувства мести, что разрушающе действует на личность; отвлечению персонала внешнеторговой фирмы от реальных проблем и целей организации, смещению этих целей в сторону групповых эгоистических интересов; нарастанию у отдельных сотрудников враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и коллегам; дестабилизации организации, снижению управляемости ею12.

Д.Э. Столетова предлагает в зависимости от типа конфликта и стадии его развития объективно адекватное определение способов его разрешения. Она выделяет наиболее эффективные альтернативные способы урегулирования конфликтов, возникающих при заключении и исполнении международных коммерческих сделок: переговоры, посредничество, претензионный порядок урегулирования споров, экспертиза, иные примирительные и согласительные способы разрешения международных коммерческих конфликтов с использованием современных эффективных международных стандартов13. А.В. Маной-ло указывает на важную роль применения технологий несилового разрешения конфликтов, регулирования конфликтов, среди которых технологии политического и дипломатического регулирования, психологического и информационного воздействия14.

В то же время управленческие технологии государственного регулирования внешнеторговых конфликтов слабо разработаны15. Государственное регулирование внешнеторговых конфликтов — это целенаправленные воздействия федеральных органов исполнительной власти по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт и урегулирование этих конфликтов. Наличие у субъекта внешнеторговой деятельности эффективных технологий управления внешнеторговыми конфликтами способствует своевременной диагностике, прогнозированию, предупреждению (профилактике), регулированию и разрешению конфликтов. Все это является важнейшим условием формирования у страны имиджа неконфликтного делового внешнеторгового партнера, с которым экономически выгодно, политически надежно и психологически комфортно налаживать внешнеторговые отношения.

Чтобы эффективно управлять внешнеторговым конфликтом, необходимо использование методов теории конфликтологии, политологии, экономической психологии, социальной психологии и психологии личности. В первую очередь следует с большой точностью произвести диагностику причин, симптомов и проявлений внешнеторгового конфликта. Используя эту управленческую технологию, следует описать видимые проявления конфликта, определить уровень его развития и масштабы; выявить причины возникновения конфликта.

12 Малышев А.А. Указ. соч.

13 Столетова Д.Э. Указ. соч.

14 Манойло А.В. Национально-государственные модели психологического управления конфликтами // Обозреватель-ОЬэегуег. 2008. № 2.

15 Капелинский И.Ю. Причины возникновения конфликтов в процессе развития мировой торговли и формирование многосторонних механизмов их урегулирования // Автореф. дис. канд. экон. наук. М.: ВНИКИ, 2004.

К основным причинам возникновения внешнеторговых конфликтов мы относим:

— недостаточную согласованность и противоречивость институциональных норм, регулирующих внешнеторговые отношения субъектов внешнеторговой деятельности различных стран, в частности различия, а то и противоречия во внешнеторговом законодательстве стран;

— различные, в том числе противоположные по направленности, существенные факторы кросскультурных коммуникаций, определяющие этноистори-ческие и этнопсихологические особенности делового общения, присущие той или иной стране;

— наличие не соответствующей нормам международного торгового права конкурентной борьбы между субъектами внешнеторговой деятельности различных стран и стремление к захвату зарубежных рынков;

— неэтичное и неправомерное поведение участников внешнеторгового конфликта, которое проявляется в навязывании несправедливых условий внешнеторговых сделок; наличии неравенства, отношений господства и подчинения между участниками; принуждении одного участника внешнеторговых отношений к определенному поведению других участников;

— межличностные конфликты между представителями (владельцы и руководители предприятий и внешнеторговых организаций, ответственные работники органов государственной власти, занимающиеся регулированием внешнеторговой деятельности) субъектов внешнеторговой деятельности. Межличностные конфликты между представителями субъектов внешнеторговой деятельности возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки. Наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями представителей субъектов внешнеторговой деятельности или их групп; противоборства между ними; проявление и доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения в конечном итоге приводит к разрыву межличностных отношений.

Помимо выявления причин конфликта, возникшего в результате взаимодействия между странами, процедура регулирования внешнеторговых конфликтов включает в себя выбор стратегии преодоления конфликта и реализацию этой стратегии, в том числе путем достижения консенсуса.

С помощью технологии прогнозирования внешнеторгового конфликта осуществляется предвидение конфликта с определенной вероятностью с указанием его основных участников и времени возникновения. Прогнозирование конфликтной ситуации играет важную роль для предотвращения возникновения и дальнейшего развития конфликта.

Применение технологии по предупреждению (профилактике) внешнеторгового конфликта направлено на недопущение его возникновения и негативного влияния на ситуацию на конкретном сегменте мирового рынка, а также на национальные экономики стран — участников конфликта и, в частности, на сферу внешней торговли этих стран. Предупреждение внешнеторговых конфликтов должно проводиться путем создания объективных условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, таких как формирование и обес-

печение благоприятных внешнеторговых отношений между странами; разработка правовых и иных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.

Технология регулирования внешнеторгового конфликта сводится к планированию и реализации ряда мероприятий, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь следует уточнить права, обязанности, ответственность и обязательства участников конфликта на основе формальных и неформальных норм международной торговли и достижения одинакового понимания и применения на практике этих норм. Результатом регулирования внешнеторгового конфликта является его разрешение, которое может привести к конфронтации сторон конфликта из-за удовлетворения одним участником конфликта своих интересов и игнорирования интересов второй стороны; уклонению посредством избежания конфликта; приспособлению путем удовлетворения одним участником конфликта интересов другого участника и пренебрежения собственными интересами; компромиссу, т.е. достижению двухсторонних уступок; сотрудничеству, ориентированному на полное удовлетворение интересов участвующих во внешнеторговом конфликте стран и предприятий.

Для эффективного применения указанных технологий управления внешнеторговыми конфликтами необходимо планомерно повышать профессиональную компетентность менеджеров и специалистов в области конфликтологии и крос-скультурных коммуникаций, обучать их современным технологиям проведения внешнеторговых переговоров. Менеджеры и специалисты, которым приходится иметь дело с контрагентами из разных стран, должны в своей деятельности постоянно учитывать такие существенные факторы кросскультурных коммуникаций, как этноисторические и этнопсихологические особенности делового общения, присущие той или иной стране. К таким факторам относятся: общая, бытовая и деловая культуры поведения; вербальный и невербальный паралинг-вистический языки общения; господствующие в той или иной стране ценности, в частности религиозные воззрения; национальные социально-экономические институты; манеры и обычаи; уровень социально-экономического развития страны; финансовая и логистическая инфраструктуры; доминирующая национальная модель менеджмента. Кроме того, менеджеры и специалисты, вступающие в деловые переговоры с представителями зарубежных коммерческих фирм и правительственных организаций, должны принимать во внимание психологические, этические и эстетические особенности личности своих партнеров.

Следует обратить особое внимание на актуальную задачу повышения коммуникативной компетентности внешнеторговых работников, в частности в федеральных и региональных органах исполнительной власти, путем ознакомления их с традициями и обычаями повседневной и деловой жизни, необходимыми знаниями общей, организационной и коммерческой культуры страны — делового партнера, а также получением соответствующей языковой подготовки. Под коммуникативной компетентностью понимаются знания, умения и навыки межличностного общения. Вместе с тем в это определение обязательно нужно добавить способности к компетентному межличностному общению. Менеджер с высоким уровнем коммуникативной компетентности ус-

танавливает и поддерживает необходимые контакты с другими людьми, владеет навыками адекватного взаимодействия с окружающими; умеет работать в группе; определять цели и средства коммуникации, правильно оценивать ситуацию и выбирать соответствующую ей стратегию коммуникативного поведения.

Таким образом, коммуникативная компетентность включает в себя не только коммуникативные знания, умения, навыки и способности, но и эффективное их применение на деле. Коммуникативная компетентность представляет собой сложный кластер различных и пересекающихся между собой личностных качеств. К ним, в частности, относятся: контактность; социальная компетентность; адаптивный социально-адекватный тип общения; адаптационная мобильность; стрессоустойчивость; критичность и самокритичность; мотивационно-волевые качества; толерантность; эмпатия, или синтония; доминантность; ассертив-ность; артистичность, или органичность по К.С. Станиславскому. Кроме этого, должны быть приняты во внимание такие факторы коммуникативной деятельности, как коммуникативный имидж (внешние данные, способствующие установлению деловых контактов, например, обаяние, личные связи и личностные знания, т. е. неформализуемые приемы мастерства и искусности).

Для повышения коммуникативной компетентности лиц, занятых в сфере внешней торговли, в профильных экономических вузах и специализированных образовательных учреждениях помимо лекционных курсов «Кросскультурные коммуникации» рекомендуется ввести активные методы обучения деловому общению с представителями различных национальных культур. Особое внимание в процессе обучения следует уделить повышению адаптивности к восприятию особенностей национальной культуры, а также выработке специфических умений и практических навыков, которые могут понадобиться в различных ситуациях кросскультурного общения. Пользу здесь могут принести практические занятия по кросскультурному тренингу. Необходимо также обучить работников различным методам проведения внешнеторговых переговоров. Важную роль должны сыграть различные формы внутрифирменного обучения под руководством опытных практиков — работников органов государственного регулирования внешней торговли и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.