Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона'

Теоретико-методологические основы управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безпалов В.В.

В статье предложена комплексная характеристика системы управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе страны и ее регионов. Это позволило провести классификацию и показать роль организационно-управленческих факторов в развитии системы управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона и повышении конкурентоспособности экономики регионов и страны, а также разработать концептуальную модель системы управления внешнеторговой деятельности в промышленном комплексе страны и регионов. В рамках концептуальной модели предложены необходимые и достаточные условия достижения экономического суверенитета страны и регионов на основе формирования эффективной структуры внешнеторговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безпалов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона»

Теоретико-методологические основы управления внешнеторговой деятельностью в промышленных комплексах региона Theoretical and methodological bases of management of foreign trade Dey Flow rate in the industrial complex of the region

Безпалов В.В.

к.э.н., доцент кафедры национальной и региональной экономики, ФГБОУ ВПО «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова», email: valerib1@yandex.ru Bezpalov V.V.

Ph.D., assistant professor of national and regional economies, VPO "Russian Economic University named after GV Plekhanov »,

e-mail: valerib1@yandex.ru

Аннотация: В статье предложена комплексная характеристика системы управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе страны и ее регионов. Это позволило провести классификацию и показать роль организационно-управленческих факторов в развитии системы управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона и повышении конкурентоспособности экономики регионов и страны, а также разработать концептуальную модель системы управления внешнеторговой деятельности в промышленном комплексе страны и регионов. В рамках концептуальной модели предложены необходимые и достаточные условия достижения экономического суверенитета страны и регионов на основе формирования эффективной структуры внешнеторговой деятельности.

Abstract: In the article the complex characteristics of the system, we control foreign trade activity in the industrial sector of the country and its regions. This allowed for the classification and to show the role of organizational and managerial factors in the development of foreign trade control systems in the industrial complex of the region and increase the competitiveness of the regional economy and the country, as well as to develop a conceptual model of foreign trade management

system activities in the industrial complex of the country and regions. Within the conceptual model proposed by the necessary and sufficient conditions for achieving the economic sovereignty of the country and regions on the basis of formation of effective structure of foreign trade.

Ключевые слова: промышленный комплекс, регион, внешнеторговая деятельность, экономический суверенитет.

Keywords: industry, region, foreign trade activities, economic sovereignty.

Введение: Анализ современного периода развития экономики Российской Федерации показывает важность регионального аспекта развития реального сектора страны, поскольку во многих регионах социально-экономическая ситуации находятся в кризисной ситуации. Вполне закономерным в подобной ситуации выглядит появление большого количества концепций о путях выхода из кризиса того или иного региона. Однако, анализируя теорию и практику исследования последних лет, нельзя не отметить что многие теоретические концепции и практические программы развития экономики регионов[10] не свободны от недостатков, это касается и новых конструкций (концепции свободных экономических зон, зон свободного предпринимательства, бизнес-планов регионов и т.д.), много обещавшие в своей декларативной части. Эти разработки, как правило, так и остались нереализованными и сегодня снова встает вопрос уже о новых концепциях развития промышленности регионов в частности путем исследования региональных экономических систем[13].

В условиях усиления экономических санкций, проведение политики импортозамещения, а так же принятия курса на создание инновационной экономики России, развитие всех аспектов промышленного комплекса региона, который понимается как: совокупность промышленных предприятий, размещенных на территории региона, рассматриваемых как единое целое, объективно интегрированное с другими отраслями материального производства и непроизводственной сферы, а также как самостоятельный субъект внешнеэкономической, и в частности, внешнеторговой деятельности, приоб-

ретает особую значимость. Промышленный комплекс региона - это социально-экономическая система, производящая, обменивающая, доставляющая, реализующая промышленную продукцию до потребителей, иными словами реализующая и обслуживающая весь процесс от «рождения» товара до его потребления и утилизации отходов.

История вопроса: Для разработки механизма управления промышленным комплексом региона ранее применялся традиционный метод проб и ошибок, который в принципе можно было бы считать приемлемым для данной ситуации, если бы не слишком большое число ошибок. Происходил интенсивный процесс наработки элементов подобного механизма. Во всех регионах страны постоянно выдвигались предложения по формам использования рыночных отношений в промышленности, методам бюджетного регулирования, системе налогообложения, пространственного развития территории и т.д. Некоторые из этих положений принимались к использованию, другие отвергались. Через какое-то время происходила определенная корректировка: ряд отвергнутых положений все же внедрялись в практику управления, другие, наоборот, оказывались неэффективными и исключаются.

Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью и совершенствование системы управления внешней торговлей России невозможно без критического осмысления теорий внешней торговли[1]. С конца XVШ века получили свое распространение теории внешней (международной) торговли. Это классические и неоклассические теории и концепции внешней торговли, которые по сути своей отражают критерии и методы государственного регулирования внешней торговли: меркантилистская теория, политика фритредерства определенная А. Смитом, теория сравнительного преимущества Д. Рикардо, теория абсолютных преимуществ страны, теория Хекшера -Олина и следствия из нее теоремы Столпера-Самуэльсона и Рыбчинского, теория Фирмы, теория «жизненного цикла товара» (представители Р. Вернон, Ч. Киндельбергер, Л. Уэльс), теория международной конкурентоспособности нации М. Портера, теория международной торговли В.В. Леонтьева, трех-

факторная модель Д.Кисинга, школа неотехнологического направления и наиболее известное ее направление теория технологического разрыва, предложенная М. Познером. Российская научная история затрагивающая вопросы интеграции экономики страны берет свое начало во второй половине XIX в.. Так вопросы выхода на внешние рынки отечественных предприятий были рассмотрены в работах С.Н.Булгакова, П.И. Лященко, А.И. Чупрова и др.. В 30-х годах ХХ века уже советские исследователи проводят анализ влияния государственной и политической идеологии на развитие внешнеэкономической стратегии государства. В советский период, одним из ведущих всесоюзным научно-исследовательским конъюнктурным институтом Министерства внешней торговли, были предложены подходы к анализу и прогнозированию мировых рынков, исчислению контрактных цен, обоснованию эффективности сделок и выбора времени выхода на мировой рынок и т.д.. Одним из ключевых направлений исследований развития внешнеторговой деятельности данного периода, являлись процессы интеграции, в частности между странами - членами Совета экономической взаимопомощи, а так же вопросы согласовании хозрасчетной и народнохозяйственной эффективности исходя из приоритета последней.

Проблема: Проведенный анализ этих теорий и концепций демонстрирует, что в современных условиях глобализации и информатизации всех экономических процессов ряд важных положений и принципов не находит отражения в сегодняшних реальных тенденциях и особенностях развития внешней торговли, ее инновационного развития, а так же либерализации внешнеэкономических отношений, специфики исследования внешних и внутренних региональных рынков. Само понимание Государственного регулирования принимается как использование различных методов, таких как: экономические, финансовые, правовые и естественно их воздействие на соответствующие факторы: экономические, финансовые, административные и правовые. При этом, имеющий потенциал и существенное влияние организа-

ционно-управленческих факторов экономической деятельности не учитывается.

Исходя из этого, в настоящее время, в условиях реализации политики импортозамещения, отражающих потенциал организационно-управленческих факторов и применение достижений не только экономических, но и управленческих наук, разработка теоретико-методологической концепции и методического инструментария управления внешнеторговой деятельностью, рассматривающих и учитывающих на основе новых трактовок как сущности, так и содержания управления внешнеторговой деятельности, а так же всех уровней управления, становится важной и значимой.

Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью[11]. Само понятие сформулированное в законе, а так же похожие формулировки, используемые в научной литературе, рассматривают торговую деятельность на внешних рынках как правило только на микроуровне( т.е. уровне промышленных и внешнеторговых компаний) [8]. В то же время вопросы внешнеторговой деятельности осуществляемой на региональном и макроуровне освещены и исследованы не в достаточной мере. Исследуя современные трактовки понятия внешнеторговой деятельности на уровне предприятий, можно сказать, что они сводятся как правило к описанию ряда технических процедур и коммерческих операций по купли-продажи, включающие взаимодействие между продавцами, покупателями и посредниками, находящихся в разных странах. Безусловно такие трактовки необходимо трансформировать для макроуровня и уровня региона с учетом:

1. всего многообразие имеющихся критериев, принципов, методов и организационно-управленческих процессов, сопровождающих внешнеторговую деятельность на данных уровнях.

2. сложную иерархическую структуру и рассредоточение как по отраслям экономики, регионам, так и по предприятиям и даже физическим лицам;

Э.историческую, национальную и др. специфику формирования деловых коммуникаций с зарубежными партнерами.

Под государственным регулированием внешнеторговой деятельности в РФ, согласно Федерального закона, понимается деятельность осуществляемая в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом[11]. Исходя из данного определения можно отметить, что Закон формулирует соответствующие методы по государственному регулированию. Однако, по мнению автора, этих мер в современных условиях недостаточно.

Государственное регулирование национальной экономикой по существу концентрируется на макроуровне и уровне регионов (субъектов РФ). При реализации политики импортозамещения сущность управления внешнеторговой деятельностью при выполнении данного направления в значительной степени шире традиционного понятия государственного регулирования и включает в себя управленческие воздействия и институциональные ограничения на поведение экономических агентов различного масштаба: региона, отраслей промышленности в регионе, корпоративных структур, предприятий и физических лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность, способствующие повышению конкурентоспособность страны на мировых региональных рынках, а так же переосмысления самого понятия импортозамеще-ния. Отметим, что в настоящее время, несмотря на достаточное число публикаций на данную тему ученые так и не выработали единого мнения относительно дефиниции термина «импортозамещение»[6]. Поэтому необходима конкретизация критериев социально-экономического развития регионов, и, в

первую очередь с позиций повышения их экономического суверенитета, а также потенциала промышленного комплекса. Кроме того, необходимо учитывать то, что недостаточное импортозамещение может привести к снижению экономического суверенитета региона, а превышение уровня импортозамещения к снижению валового внутреннего продукта и темпов социально-экономического развития региона[2].

Теоретические положения и методические основы государственного управления экономики в достаточной степени изучены в отечественной ли-тературе[9]. Не смотря на это необходимо констатировать, что в этих работах, как правило, исследуются лишь некоторые методы и факторы, чаще всего это нормативно-правовые, финансовые и экономические, а организационно-управленческие остаются за рамками таких работ. В экономической теории использование категории «фактор производства» довольно широко распространено и имеет давнюю историю. Ж.-Б. Сэй определил три фактора производства: земля, труд, капитал. Теория К.Маркса разделяя факторы производства на две основные группы, такие как: личный и вещественный фактор производства, выделяет рабочую силу человека, а так же предметы и средства труда. Теория маржиналистов делает акцент на четырех группах факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. В современных работах по менеджменту и организационному поведению в значительной степени расширен состав организационно-управленческих факторов. Это информация, знания, технологии, конкуренция, институты , организационные, управленческие и межличностные отношения, составляющие корпоративной культуры и т.д.

Более широким понятием чем «фактор производства» по мнению автора, является «фактор управления». По мимо факторов всех стадий производства к фактору управления необходимо отнести и имманентные управлению факторы. Именно данные факторы являются базисом для построения методов управления, т.к. предполагают различные способы воздействия как на эти, так и на иные факторы в целях достижения результата. Принимая во

внимание, что как правило под методом управления понимается определенный комплекс различных приемов и способов воздействия субъекта управления на объект управления с целью достижения поставленного результата, где согласно классификации, используемой в теории управления, факторы делят на экономические, финансовые, административные или организационно-распорядительные, правовые, социально-психологические, можно рассмотреть факторы управления в системе управления внешнеторговой деятельностью промышленного комплекса региона.

Экономические факторы управления внешней торговлей применяются в ходе реализации экономических методов: как правило к ним относятся планы внешнеторговых поставок по экспорту и импорту, тарифы, пошлины, цены, квоты, импортные налоги, депозиты, эмбарго. Финансовые факторы -к ним можно отнести государственные, банковские кредиты, в частности факторинг, форфейтинг и фирменные кредиты(вексельный кредит и кредит по открытому счету), по мимо этого так же можно рассматривать кредиты международных организаций, смешанные кредиты, которые служат обеспечением торговой сделки в целях покупки (продажи) товаров и валютные операции. Правовые факторы: рассматриваются как совокупность норм, сформулированных в законах Российской Федерации, имеющие как прямое, так и косвенное влияние на сферу внешнеторговой деятельности. Также к данным факторам необходимо отнести и общепризнанные нормы международного права, международные договоры в области экономических отношений, различные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты соответствующих министерств и ведомств, а также подзаконные акты, задействованные в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности; лицензии на экспорт и импорт, запреты и ограничения экспорта и импорта. Учитывая специфику внешнеторговых отношений между странами, по мнению автора, необходимо дополнительно учитывать политические факторы: к ним можно отнести такие факторы как, политический

строй в стране, наличие политических противоречий, в частности войн или военных конфликтов как между странами, так и внутри страны. Важным элементом данного вида факторов является фактор вхождения страны в различные международные организации, объединения и политические блоки.

На фоне международного финансово-экономического кризиса в условиях реализации заявленной политики импортозамещения в РФ, значение и роль организационно-управленческих факторов в системе государственного управления и регулирования внешнеторговой деятельности в региональных промышленных комплексах резко возрастает. С одной стороны организационно-управленческие факторы выступают интегратором всех факторов экономической и в частности внешнеторговой деятельности, и в тоже время с другой стороны, они активизируют и вовлекают в процесс государственного регулирования другие факторы производства и управления. В состав организационно-управленческих факторов, применительно к управлению внешнеторговой деятельности в промышленном комплексе региона, исходя из анализа научной литературы и опроса экспертов, необходимо включить: организационную культуру, внешний имидж работников, деловую репутацию работников, качество состава руководства органов государственного регулирования, коммуникативные качества работников, качество и культура взаимодействия с внешнеторговыми партнерами, а так же управленческие технологии.

Исследуя государственное управление внешнеторговой деятельностью в целом и промышленной продукции в отдельности, необходимо научиться использовать как научные принципы управления, так и неформализованные профессиональные опыт и знания, так как они представляют собой одновременно имеющийся опыт и искусство управления. Нельзя не учитывать и тот факт, что системы находится в постоянном взаимодействии друг с другом, независимо от государственной принадлежности, тем самым они представляют собой важнейший организационно-управленческий фактор повышения конкурентоспособности экономики страны и ее регионов, так как увеличи-

вают, или снижают ее в зависимости от степени активизации и использования потенциала этого фактора. Поэтому исследование и вовлечение организационно-управленческих факторов управления внешнеторговой деятельности в промышленном комплексе региона в условиях проведения политики импортозамещения должно стать одним из магистральных направлений развития теорий внешней торговли.

Дискуссия: Одним из ключевых вопросов для выработки государственной внешнеторговой политики для любой страны является поиск научно -обоснованного и оправданного соотношения свободы торговли и протекционизма. Данные вопросы касающиеся именно этих аспектов, а так же задачи и последствия например показываются в работе А.В. Данильцева[7]. Данная тема рассмотрена и в работе Н.Н. Щебаровой, где отмечено, что в практике реформ проводимых в России преобладает трактовка открытости, как ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, в результате чего это приводит к ряду негативных последствий. Это в первую очередь:

-снижение отечественного промышленного потенциала за счет разрушение отраслей и отдельных предприятий;

-усиление финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран, включая и различные международные организации;

-снижение «качества» структуры отечественного экспорта и импорта; -потеря национальными производителями части внутреннего рынка[12]. Проблема выбора того или иного соотношения свободы торговли и протекционизма далеко выходит за рамки внешнеторговой политики и затрагивает ключевые аспекты экономической стратегии страны, в том числе вопросы структуры экономики, ее модернизации, определение места и роли страны в мировой экономике. Этот выбор во многом зависит от уровня экономического развития страны, ее конкурентоспособности. Зачастую политику фритредерства во внешнеэкономических отношениях проводят более развитые, конкурентоспособные страны, а политику протекционизма - менее развитые.

Очевидно, что протекционизм уместен на определенных этапах развития экономики страны, когда необходимо защищать те или иные отрасли от их подавления иностранными конкурентами, однако это дает позитивный эффект лишь при условии наличия стимулов для преодоления отставания данных отраслей и обеспечения повышения их конкурентоспособности. В противном случае вырисовывается перспектива изоляционизма, автаркии, дальнейшего отставания страны. Ясно, что такой вариант не имеет ничего общего с укреплением экономического суверенитета страны. В конечном счете, политика фритредерства - атрибут суверенитета развитой страны, однако для такой политики требуется созревание необходимых условий и стимулов экономического прогресса страны. Такая задача стоит сегодня перед Россией. Исходя из этой задачи, следует определять пределы и формы либо усиления, либо ограничения протекционизма, реализации фритредерства или уклонения от него. Очевидно, что вступление России в ВТО, правила которой направлены на обеспечение свободы конкуренции, означает готовность нашей страны следовать этим правилам, используя все возможности, предоставляемые данной организацией, для постепенного введения этих правил в действие и для осуществления в особых случаях защитных мер. Однако к уже разработанным и используемым экономическим, финансовым и правовым регуляторам по стимулированию( ограничению) протекционизма, в дополнение к данному инструментарию, необходима концептуальная модель управления внешнеторговой деятельностью, включающая в себя критерии, принципы и методы которые должны быть направлены на выбор регуляторов соотношения между протекционизмом и свободой торговли. Разработка и внедрение этой концептуальной модели, в основе которой положено сбалансированное использование механизмов эффективной интеграции в мировую экономику, при сохранении приоритетов развития национальной промышленности, должно являться важнейшим условием повышения экономического суверенитета страны [3]. Теоретико-методологическая база управления внешнеторговой деятельностью должна быть основана на положениях

многочисленных теорий внешней торговли, экономики промышленности, региональной экономики; исследования региональных рынков, экономического программирования, стратегического управления и прогнозирования, отраслевого и регионального программно-целевого индикативного управления, этической экономики, а также учитывая важность организационно-управленческих факторов - современных теорий менеджмента, промышленного маркетинга и маркетинга территорий.

Рис. 1. Концептуальная модель системы управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона.

Она предполагает проведение умеренной протекционистской политики и направлена на защиту отечественных производителей и продвижение их продукции на внешние рынки, а также ориентацию импортных поставок на развитие национальной экономики и повышение качества жизни населения России. При этом роль федеральных и региональных органов управления

внешнеторговой деятельностью заключается в создании необходимой институциональной среды и проведению стратегического индикативного планирования, а также методологической и консультационной работы субъектов внешнеторговой деятельности.

В настоящее время по отношению к управлению внешнеторговой деятельностью должны учитываться ряд дополнительных, что не означает менее важных, принципов, таких как принцип этической экономики и социальной справедливости. На их основе торговля должна рассматриваться не просто как акт купли-продажи товара с целью получения коммерческой прибыли, но и как условие, способствующее формированию и укреплению доверия, что позволит сохранить взаимовыгодные торговые отношения между партнерами в долгосрочной перспективе и также сохранит позитивные внешнеполитические связи между странами. В условиях бурного развития науки и технологий система управления внешней торговли в промышленности должна удовлетворять ряду современных требований, таких как: инновационной, информационной, отраслевой, внешнеэкономической и региональной политики с одной стороны, а с другой стороны, включать в себя промышленную и внешнеторговую политику. Это в свою очередь должно стимулировать, в рамках институционального блока, создание формальных и неформальных институциональных нормы и ограничения, где основной целью будет выступать достижение условий компромисса между открытостью экономики и протекционизмом на основе соблюдения принципов справедливости во внешнеэкономических отношениях, способствующих сохранению долгосрочных взаимовыгодных торговых отношений.

На сегодняшний момент, сформировавшийся на институциональных нормах и ограничениях механизм управления внешнеторговой деятельностью в целом охватывает ряд управленческих технологий по диагностике, прогнозу, оценке эффективности внешнеторговых операций, а так же ее организации, регулированию и осуществления контроля, но при этом он практически не рассматривает и не учитывает критерии функционирования. Ис-

пользуя набор традиционных показателей, таких как: внешнеторговый оборот, экспорт и импорт, внешнеторговое сальдо, где превышение экспорта над импортом называется положительным сальдо, а импорта над экспортом -отрицательным сальдо и др., не учитывается тот факт, то все эти показатели являются внутренними показателями оценки системы внешнеторговой деятельности. В современных условиях, с учетом специфики внешней торговли и ее влияния на национальную экономику в целом, возникает необходимость учитывать глобальный критерий, таким критерием может выступать экономический суверенитет страны. Исходя из общего понимания понятия экономического суверенитета, как способности страны принимать и обеспечивать необходимые решения по вопросам развития национальной экономики, можно сказать, что это означает такой уровень развития институтов власти того или иного государства, которое позволяет самостоятельно осуществлять суверенные прерогативы экономического содержания во взаимоотношениях с другими государствами [5].

Необходимо сказать, что до настоящего момента, практически все внешнеторговые коммуникации между странами устанавливаются посредством административно-политических, а порой и силовых методов, тем самым снижая экономический суверенитет внешнеторговых партнеров страны. Такая ситуация становится не приемлемой в новых условиях и требует разработки и принятия новой концептуальной модели системы управления внешнеторговой деятельностью с учетом интересов как промышленного комплекса страны в целом, так и ее регионов. В данной модели необходим комплексный подход в котором учитывается сбалансированность инструментов, способов и механизмов, повышающих эффективность интеграции в мировую экономику, где приоритетным направлением являются решения, соответствующие соблюдению национальным интересам. Если же при выборе решения такой подход не будет учтен, то возникают существенные риски не только по снижению эффективности национальной экономики, но и подрыва государственного суверенитета.

Выводы: На основании вышесказанного можно сделать предположение, что выбор категории «экономический суверенитет страны» в контексте управления внешнеторговой деятельностью государства, а так же и на уровне региональных промышленных комплексов, как глобального критерия, на сегодняшний момент является значимым и важным, поскольку позволяет проводить оценку деятельности экономической системы страны в качестве независимого экономического агента на мировых рынках. Для России такой механизм и такие критерии является особенно значимыми, так как развитие и рост отечественной конкурентоспособной продукции, с учетом более широкого вовлечения имеющихся ресурсов, позволяет повысить экономический суверенитет страны на международных рынках, а это в свою очередь позволит отказаться от доминирования импортных товаров и услуг по многим направлениям. Однако к данному глобальному критерию в механизме управления внешнеторговой деятельности, необходимо определить набор индикаторов для выражения количественных соотношений условий достижения и повышения экономического суверенитета страны. Внешнеторговую характеристику достижения экономического суверенитета страны предлагается выразить в виде экономико-математической модели, включающей в себя систему необходимых и достаточных условий [3].

Необходимые условия роста экономического суверенитета страны: а) превышение позитивного темпа роста доли экспорта промышленной продукции Э^ в общем объеме экспорта Эt в ^ом году по сравнению с ^ -1)-м годом над позитивным темпом роста доли импорта промышленной продукции И^ в общем объеме импорта И в ^ом году по сравнению с ^ -1)-м годом, которое является индикатором развития промышленного комплекса страны и его экспортоориентированности;

[(^п / Э^ - (Эып / ^ -1)] > [(И^ / И ) - (Иып / Иt -1)]; где [(Эtп / ^ ) - (Эt-1п / ^ -1)] > 0;

б) наличие темпов снижения доли экспорта минерального сырья Э1с в общем объеме экспорта Э1, в 1-ом году по сравнению с (1 -1)-м годом которое является индикатором снижения сырьевой ориентации экспорта страны;

(Э1с / Э1 ) < (Эыс / Э1"1 )

в) наличие позитивного темпа роста внешнеторгового оборота (Э1 + И1) в 1-ом году по сравнению с (1 -1)-м годом, которое является индикатором развития внешней торговли и открытости экономики страны.

(Э1 + И1) > (Э1"1 + И1"1),

где (Э1 + И1) > 0.

г) рациональное импортозамещение, ограничивающее темпы роста (снижения) доли импорта во внешнеторговом обороте, доли импорта промышленной продукции и минерального сырья в импорте и недопустимое снижение экономического суверенитета страны

Ин < {[И1 / (Э1 +И1)] " [И1"1 / (Эм +И -1)]} < Ин

Ипн < [(И1п / И1) " (И1-1п / И1 -1)] < Ипн

Исн < [(И1с / И1) " (Имс / И1 -1)] < Исн

__ н "ж"ж" н тж" н тж" н

где Ип , Ип , Ис , Ис - соответственно нижние и верхние границы снижения импорта промышленной продукции и минерального сырья.

Достаточные условия достижения экономического суверенитета страны:

а) рассматриваются как отношение доли экспорта промышленной продукции к общему объему экспорта

(Э1п / Э1) ^[01пэ, Оэп3],

б)отношение доли импорта промышленной продукции в общем объеме импорта к доле

(И1п / и1) ^[01пи, Оэпи],

В обоих случаях в качестве эталона используются расчетные показатели наиболее развитых промышленных стран, так как у них наибольшее развитие получили не только производственные показатели, но и показатели

качества жизни, что является основной целью индустриализации. К таким основным показателям можно отнести:

- уровень ВВП на душу населения;

- структура экономики( где сфера услуг обеспечивает более половины производства ( на настоящий момент это порядка 60%);

- структура общества( где базисом является наличие мощного среднего класса, а разрыв между 20% беднейших и богатейших людей по уровню доходов минимален) и др.. Несомненно, что данные страны( к ним можно отнести 24 страны входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), доля которых в мировом валовом продукте доходит до 54%, а экспорт составляет более 70%, возможно использовать для сравнения в качестве эталона.

(Эс / Э^ ^1сэ, Qзсэ],

где Q1пэ, Q3пэ - нижний и верхний квартили вариационного ряда доли экспорта промышленной продукции промышленно развитых странах в экспорте всех видов продукции, работ и услуг этих стран;

Q1пи, Q3пи - нижний и верхний квартили вариационного ряда доли импорта промышленной продукции промышленно развитых странах в импорте всех видов продукции, работ и услуг этих стран;

Q1сэ, Q3сэ - нижний и верхний квартили вариационного ряда доли экспорта минерального сырья промышленно развитых странах в экспорте всех видов продукции, работ и услуг этих стран.

Интервалы средних значений показателей определяются нижним Q1, и верхним Q3 квартилями соответствующих вариационных рядов доли экспорта (импорта) продукции. Нижний и верхний квартили рассчитываются на основе построения двух дискретных вариационных рядов процентных долей экспорта и импорта промышленной продукции промышленно развитых стран в их общем экспорте и импорте. Нижний квартиль ^^ отделяет У часть совокупности с наименьшим значением признака, а верхний квартиль верхний ^3), отсекает У часть с наибольшим значением признака.

Для регионов необходимые условия (а), (б) и ( в) экономического суверенитета для страны не изменяются, в них только используются соответствующие показатели по региону, тогда как модифицируется условие (г) с учетом фактора импортозамещения в регионе:

г) И н < {[Из1 / (Эз1 +Из 1)] - [Из1"1 / (Эз1-1 +Из 1 -1)]} < И н И п н < [(Из1п / Из1 ) - (Из1-1п / Из1 -1)] < И п в И с н < [(Из1с / Из1 ) - (Из1-1с / Из1 -1)] < И с в Изг1, ИзЛп, ИзЛс - соответственно импорт, импорт промышленной продукции и минерального сырья из зарубежных стран.

Достаточные условия для регионов вводить нецелесообразно, так как экономический и политический статус региона не сопоставим с аналогичными статусами суверенной страны. Для конкретизации предложенной концептуальной модели управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона необходимо в первую очередь: рассмотреть методы совершенствования управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона, включая реструктуризации внешнеторговой деятельности в промышленном комплексе региона[13], организации исследования внешних и внутренних региональных промышленных рынков на отраслевом и региональном уровнях управления внешнеторговой деятельностью ; совершенствования методов разработки национальной стратегии, отраслевых и региональных программы развития внешнеторговой деятельности в промышленном комплексе; разработки технологий управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона; дальнейшего совершенствования нормативно-правового, организационного, кадрового и информационного обеспечения управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона и страны, путем усиления роли организационно-управленческих факторов при регламентации регулирования внешнеторговой деятельности в регионах.

Библиографический список: 1.Безпалов В.В. Теоретико-методологические положения по управлению раз-

витием региональными экономическими системами //Теория и практика управления развитием региональных экономических систем. Монография. -М.: Русайнс, 2016. - с .6 -76.

2.Безпалов В.В. Импортозамещение: анализ подходов к определению понятия // Электронный журнал: Управление экономическими системами № 11(93) 2016 с.9

3.Безпалов В.В. ,Петросян А.Д. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в региональных промышленных комплексах в условиях либерализации внешнеэкономических отношений. Монография. М.: Палеотип, 2010. - с.23.

4.Безпалов В.В., Сорокина Н.Ю., Лочан С.А., Федюнин Д.В. Развитие системы управления предприятий регионального промышленного комплекса в условиях импортозамещения. Монография. - М:- Русайнс, 2016.

5.Блищенко И.П., Дория Ж. Понятие экономического суверенитета// Правоведение. 2000. - № 1. - С. 200 - 217.

6.Глаголев С.Н. ,Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России : монография . - Белгород : БГТУ, 2015.

7.Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. -М.: Деловая литература, 1999. - с. 14-15.

8. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : учеб. пособие / П. А. Баклаков [и др.]. - СПб. : Интермедия, 2014; Внешнеторговый словарь-справочник / Сост. Ю.М. Ростовский, А.А. Хачатуров. - М.: Экзамен, 2009.

9.Кушлин В.И.Государственное регулирование экономики : учебник . - 2-е изд. - М. : Экономика , 2014

10.Программирование регионального развития : современные требования к разработке программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации / А. М. Авдеев [и др.]. ; под ред. И. И. Меламеда. - М. : Соврем. экономика и право, 2007.

11.Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Феде-

ральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изменениями ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: base.garant.ru

12.Щебарова Н.Н. Внешнеторговая политика: соотношение свободы торговли и протекционизма: монография. - Самара: НТЦ, 2002. - с. 6.

13. market-pages.ru/mirec/3 .html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.