Научная статья на тему 'Технологии формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе'

Технологии формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрушева И. В.

В статье представлен анализ традиционных и инновационных педагогических технологий, способствующих формированию компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в вузе. Раскрыты основные понятия: компетентность здоровьесбережения, педагогическая технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the analysis of the main traditional and innovational pedagogical technologies, which promote the development of health-saving competence of the future social workers in institutions of higher education. The article deals with the definitions of health-saving competence and pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе»

И.В.Патрушева

— старший преподаватель НГГУ

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

АННОТАЦИЯ. В статье представлен анализ традиционных и инновационных педагогических технологий, способствующих формированию компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе в вузе. Раскрыты основные понятия: компетентность здоровьесбережения, педагогическая технология.

The article represents the analysis of the main traditional and innovational pedagogical technologies, which promote the development of health-saving competence of the future social workers in institutions of higher education. The article deals with the definitions of health-saving competence and pedagogical technologies.

В связи с происходящими изменениями в образовательном пространстве России современным является построение процесса профессиональной подготовки в логике контекст-но-компетентностного подхода, направленного на развитие у студентов самостоятельности и ответственности за собственное образование, проектирование форм и моделей реальной профессиональной деятельности, конструирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута. На сегодняшний день многими исследователями активно разрабатывается проблема методологического обоснования и выявления организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности (в целом и отдельных ее видов) специалиста по социальной работе.

Формирование у студентов компетентности здоровьесбережения мы рассматриваем в структуре социального образования как педагогически организованный процесс профессионально-личностного развития и становления специалиста социальной работы в качестве субъекта здоровьесберегающей деятельности в системе социальной защиты населения.

Компетентность здоровьесбережения специалиста по социальной работе понимается нами как интегральная характеристика личности специалиста, определяющая его способность и готовность решать профессиональные задачи, связанные с реализацией здоровьесберегающей деятельности в процессе оказания социальной помощи с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта на основе сформированности мотивационно-ценностного отношения к здоровью и профессионально-важных качеств личности.

В условиях модернизации системы образования с позиции контекстно-компетентност-ного подхода при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе целесообразным является использование таких педагогических технологий, которые в наибольшей степени служат формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью, теоретической и практической готовности студентов к здоровьесбережению, а также развитию профессионально важных личностных качеств, способствующих сохранению здоровья и определяющих личностную готовность специалиста к реализации здоровьесберегающей деятельности.

Разработкой педагогических технологий в нашей стране занимались Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, М.В.Кларин, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова, Н.Е.Щуркова, П.М.Эрдниев и др. В настоящее время наблюдается множественность подходов к определению технологии образования. На основе анализа научной литературы можно сделать вывод, что чаще всего под технологией образования понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, предполагающих

научное проектирование, при котором задаются эти цели и сохраняется возможность объективных изменений достигнутых результатов.

В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов ввели понятие «педагогическая технология», которая понимается ими как «последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [7].

Наиболее часто используемые современные образовательные технологии в высшей школе: проблемно-деятельностное обучение, модульное обучение, контекстно-компетент -ностное обучение, игровое обучение и др. С нашей точки зрения, формирование компе -тентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе должно базироваться на педагогически обоснованном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения.

Для достижения цели профессионального образования в логике контекстно-компетент-ностного подхода необходимо использовать методы и технологии обучения, которые способствуют развитию инициативы, активности и ответственности студентов и готовят их к эффективной практической деятельности по специальности. В качестве наиболее эффективной при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе нами рассматривается технология контекстного обучения, разработанная с учетом основных закономерностей теории проблемного обучения и деятельностного подхода.

Согласно определению А.А.Вербицкого, «контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения целенаправленно и последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов» [2].

Важным элементом контекстной технологии является соответствие форм учебной деятельности студента формам профессиональной деятельности. Е.П.Белозерцевым выделяются три базовые формы деятельности студентов: учебная (например, лекция, семинар, обеспечивающие передачу и усвоение информации), квазипрофессиональная (деловая игра и другие игровые формы, позволяющие моделировать целостные фрагменты профессиональной деятельности), учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, разработка дипломного проекта), что также позволяет моделировать решение производственных задач [6].

В контекстной технологии преимущественно используются формы и методы обучения, имитирующие естественные виды организации человеческого поведения, моделирующие будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, лекции в технологии контекстного обучения не утрачивают своей значимости. Наряду с традиционными видами лекций (вводная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая и др.), следует использовать преимущественно нетрадиционные лекции, которые «позволяют значительно повысить творческий поведенческий потенциал аудитории» [4], такие как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-исследование и др. Лекционные занятия, несомненно, имеют большое значение в формировании у студентов компетентности здоровьесбережения. Специалисты по педагогике и дидактике высшей школы называют ряд причин, по которым лекция не может быть заменена никакой другой формой обучения. В нашем случае имеют силу следующие утверждения: «лекция незаменима при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам и в тех случаях, где особенно важно эмоциональное личностное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов» [6]. Лекция вводит в науку, придает учебному курсу концептуальность, дает целостное представление об изучаемой дисциплине, развивает профессиональную компетентность.

Предназначение семинарских и практических занятий как формы организации учебного процесса в высшей школе единодушно описывается исследователями как «перенос знаний на практику» (Н.Н.Никитина), «отработка учебного материала и формирование у студентов умений и навыков по применению знаний на практике» (Д.В.Чернилевский), «обеспечение студентам возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности научных работников, предметный и социальный контексты профессиональной деятельности» (А.А.Вербицкий), «выработка у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач; углубление, расширение, детализация знаний, полученных на лекции; развитие научного мышления и речи; проверка знаний студентов» (М.В.Буланова-Топоркова). В.Д.Ширшов предлагает перечень форм семинарских занятий, которые, на наш взгляд, также органично вписываются в технологию контекстного обучения: семинар-конференция, семинар-диспут, семинар-«круглый стол», семинар-«мозговой штурм», семинар-экскурсия, семинар в специализированном учреждении, семинар-деловая игра [9].

Перечисленные формы организации семинарских занятий целесообразно применять и в исследуемом нами педагогическом процессе, поскольку они способствуют формированию у студентов компетентности здоровьесбережения. Такие формы проведения семинаров, как дискуссия на тему «Мое здоровье в моих руках?», диспут «Аборты следует запретить», деловая игра «Методический семинар по реализации здоровьесберегающих технологий в учреждении социального обслуживания», семинар-исследование «Уровень здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Формы и методы работы специалистов учреждений системы социальной защиты населения по сохранению здоровья клиентов» и т.п. предполагают активную позицию студента в образовательном процессе, заставляют будущих специалистов рассуждать, анализировать, прогнозировать. Они способствуют формированию таких компетенций, как ценностное отношение к здоровому образу жизни и здоровьесбережению; осознанность важности и необходимости здоровьесберегающей деятельности в системе профессиональной социальной работы; способность проектировать и организовывать индивидуальную и групповую работу по здоровьесбережению; рефлексивные способности; высокий уровень креативности и профессионального самосознания.

Таким образом, контекстный подход придает процессу формирования компетентности здоровьесбережения личностный смысл, способствует практическому овладению профессиональной деятельностью, позволяет студентам в рамках аудиторного обучения овладеть не только знаниями, но и умениями и навыками реализации здоровьесбережения в социальной работе.

Эффективной в процессе подготовки студентов к здоровьесберегающей деятельности является и технология проблемно-деятельностного обучения, направленная на активизацию мыслительной деятельности в процессе решения студентами познавательных задач. По мнению создателей данной технологии (И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Л.Ф.Спирин и др.), она позволяет студентам не только приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и умения, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач.

Один из видов проблемного обучения — проблемно-задачный. По мнению А.Н.Галагу-зова, М.А.Галагузовой, И. А. Ларионовой, «проблемой называется явление невозможности разрешения значимой для человека ситуации имеющимися в наличии средствами», а задача — это «совокупность образной, вербальной и аналитической информации, отражающая конкретный процесс, установление причин, хода или результата которого представляет интерес для человека» [3].

На наш взгляд, процесс профессиональной подготовки в области здоровьесбережения должен быть ориентирован не на получение отвлеченных теоретических знаний, а на конкретные результаты решения профессиональных задач. В связи с этим, в ходе преподавания

дисциплин «Введение в профессию», «Основы профессионального мастерства», «Здоровьесберегающие технологии в социальной работе» нами активно используются ситуационные задачи, составленные на основе содержания профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и направленные на формирование, прежде всего, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов компетентности здоровьесбережения. В качестве учебного материала выступают методические разработки ведущих исследователей (Е.И.Холостовой, А.Н.Галагузова, Л.Г.Гусляковой, А.А.Козлова и др.), а также материалы наблюдений студентов в период практик в учреждениях системы социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органов и т.п.

Инновационным методом, основанном на решении профессиональных задач, применяемым при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе, является кейс-метод (метод конкретных ситуаций). В основе данного метода лежит теория experiential learning — практикующего научения. Согласно данной теории навыки, умения и адекватное поведение в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на практике. Под кейсом понимается описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности, в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий. Выделяют три типа кейсов: практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности [1].

В настоящем исследовании нашли применение практические и обучающие кейсы, нацеленные на профессиональную подготовку будущих социальных работников в области здоровьесбережения. Так, например, кейс «В чьих руках здоровье специалиста?» ориентирован на подготовку студентов к сохранению и укреплению здоровья в процессе профессиональной деятельности. Данный кейс является обучающим и аналитическим. В ходе работы над ним будущие специалисты знакомятся с профессиональными рисками в социальной работе; формируют аналитические и прогностические умения в области здоровье-сбережения; развивают мотивацию к сохранению и укреплению профессионального здоровья. Студентам предлагается для ознакомления реальная ситуация из опыта социального работника. Работа над кейсом предполагает групповое взаимодействие студентов и включает такие виды заданий, как изучение материалов кейса и дополнительной литературы, поиск ответов на поставленные вопросы, выполнение исследовательского задания, разработка и представление проектов по теме кейса, составление рекомендаций для социальных работников «Как сохранить профессиональное здоровье», написание эссе на тему «В чьих руках здоровье специалиста?».

Таким образом, предлагаемые студентам кейсы предполагают «погружение» в реалии будущей профессии, осмысление и анализ полученных теоретических знаний, развитие умений поставить себя на место специалиста, проанализировать проблемы и перспективы развития личности социального работника. Так как предложенной в кейсе информации недостаточно для ответа на все вопросы, предполагается самостоятельный поиск и изучение студентами большого объема теоретической информации, что развивает творческие способности и познавательные умения. Задания, связанные с самостоятельной разработкой проектов, программ, рекомендаций и т. п., позволяют применить полученные знания на практике, помогают развивать аналитические и прогностические способности будущих специалистов по социальной работе.

Частным случаем использования активных методов обучения является игровое обучение. В нашем исследовании мы рассматриваем ролевую игру как один из видов учебной деятельности, наиболее приемлемый для формирования деятельностного компонента компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе.

Активное использование сюжетно-ролевых игр при формировании компетентности здоровьесбережения будущих специалистов по социальной работе обусловлено следующими причинами: в ходе игры студенты могут высказать и аргументировать свою точку зрения по дискуссионным проблемам (возможно, отличающуюся от мнения однокурсников и преподавателя), т.е. подразумевается активная позиция обучающихся; возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в учебный процесс; знания носят личностный характер и легко актуализируются в профессиональной сфере; результаты большинства игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом.

Примером применения учебной ролевой игры может быть практическое занятие в форме дебатов, направленное на формирование таких умений, как умение выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье, и сопоставлять уровень здоровья с их влиянием на организм; умение применять нормативно-правовые акты по охране здоровья в практической деятельности; умение применять методы аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы в области здоровьесбережения. Кроме того, данная форма занятия позволяет развивать личностные качества: коммуникабельность (умение обмениваться информацией в процессе коммуникации, владеть невербальной коммуникацией и поддерживать обратную связь, выступать публично); самоконтроль и самокритичность; креативность и профессиональное самосознание; логическое и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; эмпатию и терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде.

Для формирования знаний стратегии развития социальных служб в области здоровьесбережения и способностей проектировать и организовывать здоровьесберегающую деятельность в системе социальной работы нами используются такие формы учебных занятий, как деловые игры. Необходимо подчеркнуть, что деловая игра — это средство развития творческого профессионального мышления, в ходе нее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Игра есть также своеобразная условная практика, и хотя нарабатываемый в ней опыт не является реальной профессиональной работой, он к ней достаточно близок. Деловая игра позволяет обучаемым продемонстрировать и просмотреть несколько индивидуальных вариантов проигрывания одной и той же роли в заданной ситуации. В результате у них появляется возможность сравнивать требования, предъявляемые к исполнению различных ролей в разных ситуациях, с собственным реальным поведением в аналогичных случаях. В процессе деловой игры создаются условия для того, чтобы ее участники могли уяснить не только сущность заданной им профессиональной ситуации, но и собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с выбранной ролью. Данная технология также решает задачу развития умения «входить в положение других людей», лучше понимать их позиции и чувства, что является важным личностным компонентом компетентности здоровьесбережения.

Таким образом, использование технологии игрового обучения в процессе формирования здоровьесберегающей компетентности будущих специалистов по социальной работе позволяет обучить студентов технике принятия решения и умениям на практике применять теоретические знания в области здоровьесбережения. Кроме того, ролевые и деловые игры способствуют развитию креативности, способности студента мыслить нетривиально, быть независимым и самостоятельным в творческом самовыражении, ответственным в решении предстоящих производственных и межличностных вопросов.

Так как компетентность имеет деятельностный характер, т.е. она формируется и проявляется главным образом в деятельности, важным инструментом в формировании у студентов профессиональной компетентности является практика на базе социозащитных учреждений. Как отмечает В.К.Шаповалов, подготовить востребованного на рынке труда

специалиста по социальной работе можно только в соответствующей отрасли, т.е., включив студента в течение всех пяти лет его обучения в максимально большее число видов деятельности, которые ему придется исполнять после получения диплома [8], в том числе и в деятельность по здоровьесбережению.

С целью становления технологической готовности к здоровьесбережению во время учебной практики студентам предлагаются практические задания по выявлению отношения специалистов учреждений к здоровью, степени их информированности в вопросах здорового образа жизни, уровня реализации здоровьесбережения в профессиональной деятельности. Кроме того, студенты осуществляют целенаправленное наблюдение за реализацией здоровьесберегающих технологий в учреждениях социального обслуживания, а также принимают участие в некоторых профилактических и оздоровительных мероприятиях (организация праздников здоровья в детских учреждениях, участие в проведении профилактических бесед с клиентами надомного обслуживания и др.).

Возможности производственных практик в формировании компетентности здоровьесбережения существенно шире. В рамках программы практики студенты выполняют такие виды деятельности, как диагностика состояния физического, психического и социального здоровья клиентов учреждений социального обслуживания; реализация здоровьесберегающих технологий в учреждениях социального обслуживания (консультирование клиентов по вопросам здоровьесбережения; организация культурно-досуговых мероприятий ва-леологической направленности; подготовка различных видов наглядной агитации о здоровье и здоровом образе жизни, консультирование специалистов учреждений по проблеме профилактики профессиональных заболеваний; участие в физкультурно-оздоровительной работе учреждений социального обслуживания (проведение мероприятий с детьми, оставшимися без попечения родителей, пожилыми людьми, детьми-инвалидами); медикосоциальный патронаж семей, находящихся в социально опасном положении; организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в оздоровительных лагерях и др.).

Таким образом, технологии формирования компетентности здоровьесбережения буду -щих специалистов по социальной работе должны способствовать развитию у студентов высокого уровня теоретической, практической и личностной готовности к здоровьесберегающей деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О.В., Вершинина Н.А., Даутова О.Б. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб., 2006.

2. Вербицкий А. А., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. М., 2006.

3. Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». М., 2008.

4. Даутова О.Б., Крылова О.Н., Мосина А.В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учеб. пособие. Ч. I / Под ред. проф., чл.-кор. РАО А.П.Тряпицыной. СПб., 2007.

5. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Отв. ред. М.В .Буланова-Топоркова. Ростов н/Д, 2002.

6. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А. Д.Гонеев, А.Г.Пашков [и др.]; Под ред. В.А.Сластёнина. М., 2004.

7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластёнина. М., 2006.

8. Шаповалов В.К. Практикоориентированная подготовка специалистов по социальной работе // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход: Материалы Южно-Российской науч.-метод. конф. Краснодар, 2000.

9. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.