Научная статья на тему 'Технологии формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза'

Технологии формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / EDUCATIONAL TECHNO-LOGY / TECHNOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Ольга Анатольевна

В статье рассматривается иноязычная коммуникативная компетентность студентов; обосновываются факторы и условия, оказывающие влияние на формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of formation of foreign language communicative competence of students

The article deals with foreign language communicative competence of students; factors and conditions that have an influence on the formation of foreign language communicative competence of students have been considered.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза»

УДК 3136.77 ББК 60.527 К-44

Киселёва Ольга Анатольевна, преподаватель кафедры романо-германских языков Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, e-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

(рецензирована)

В статье рассматривается иноязычная коммуникативная компетентность студентов; обосновываются факторы и условия, оказывающие влияние на формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, педагогическая технология, технология формирования иноязычной коммуникативной компетентности.

Kiseleva Olga Anatolievna, lecturer of the Department of Romance and Germanic languages of Sochi State University for Tourism and Recreation, tel.: 89882385478, e-mail: [email protected]

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE

COMPETENCE OF STUDENTS

(reviewed)

The article deals with foreign language communicative competence of students; factors and conditions that have an influence on the formation of foreign language communicative competence of students have been considered.

Keywords: foreign language communicative competence, educational techno-logy, technology of foreign language communicative competence.

Модернизация современной системы высшего профессионального образования с учетом Болонских соглашений актуализирует проблему повышения качества высшего образования. Меняются ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, компетентная к участию в межкультурной коммуникации, к взаимопониманию людей разных сообществ, к самореализации и социальной адаптации. В связи с этим в условиях поликультурного образовательного пространства проблема развития иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности приобретает особое значение (Н.В. Барышников, А.А. Миролюбов, П.В. Сысоев, В.А. Власов). Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество.

Формирование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной компетентностей - становится актуальной проблемой на всех уровнях системы образования [ 1].

Целесообразность формирования иноязычной коммуникативной компетентности у обучаемых подтверждается многочисленными исследованиями как в нашей стране (И.Л. Бим, К.Б. Бардина, М.З. Биболетова, А.К. Маркова, Е.И. Негневицкая и др.), так и за рубежом (D.Katz, W.Apeet и др.).

На международных семинарах Юнеско-МАПРЯЛ по данной проблеме специалисты из разных стран были едины в следующем: иностранный язык должен усваиваться обучаемыми осознанно; обучение не должно превращаться в имитационный процесс; изучение иностранного языка должно служить средством формирования иноязычной коммуникативной компетентности, что, в конечном итоге, является основой в формировании грамотной и разносторонне развитой личности.

Реализация этих требований инициирует поиск содержания и технологического обеспечения дидактического процесса по формированию иноязычной коммуникативной компетентности.

Понятие «компетентность» чаще всего определяется как интеллектуально и личностно обусловленная способность человека к практической деятельности, а «компетенция» есть содержательный компонент данной способности в виде знаний, умений, навыков. Считается, что компетентность всегда является актуальным проявлением компетенции (И.А. Зимняя). С психолого-педагогической точки зрения (Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов и др.) выделяются следующие структурные компоненты компетентности:

- содержательный (базовый) - предполагает наличие теоретических знаний по основам наук;

- деятельностный (практический) - включает умения и навыки, апробированные в действии и освоенные личностью как наиболее эффективные;

- личностный - включает личностные качества, определяет позицию и направленность личности [5].

Иноязычная коммуникативная компетентность есть способность и готовность субъекта профессиональной деятельности осуществлять профессиональное общение на иностранном языке. Она предполагает сформированность научно-теоретических знаний и практических умений и навыков в сфере осуществления иноязычной профессиональной коммуникации, опыта осуществления профессионального взаимодействия, устойчивой мотивации профессионального общения на иностранном языке.

На формирование иноязычной коммуникативной компетентности оказывают влияние различные факторы:

- факторы прямого воздействия - органы управления образованием, педагоги, родители, обучающиеся, различные образовательные учреждения;

- факторы косвенного воздействия - политика, экономика, социокультура (установки, ценности, традиции).

Все эти факторы обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в рассматриваемом нами явлении. Проследить эти изменения в сущности процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности можно на примере изменений в целеполагании, содержании обучения, технологическом обеспечении обучения, эмоциональном и интеллектуальном взаимодействии преподавателя и студента.

Внешняя среда формирует социальный заказ системе образования, подсистемой которого является анализируемое нами явление иноязычной коммуникативной компетентности. При этом основными социальными заказчиками выступают государство, семья, отдельные социальные структуры (школа, учреждения культуры, вуз и т.д.), учредители образовательного учреждения, общество.

В качестве ресурсов выступает совокупность информационных, методических, кадровых, материально-технических и интеллектуальных средств, необходимых для развития явления иноязычной коммуникативной компетентности.

Исходя из требований социального заказа, его «ресурсной поддержки», а также своих собственных возможностей строится образовательная деятельность, в основе которой лежат процессы обучения, управления и ресурсообеспечения.

В процессе профессиональной подготовки в вузе основными факторами развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов выступают содержание образования, методики и технологии обучения, активность личности обучающегося и виды деятельности, в которых студенты принимают участие в процессе обучения.

Рассматривая педагогический процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности как системное целостное явление, можно выделить ряд подсистем в его структуре: 1) личность - базисное основание (мотивы, ценности); 2) механизмы управления (целеполагание, организация, руководство, контроль); 3) дидактический процесс и его ресурсное обеспечение.

Посредством интеграции компонентов этой подсистемы осуществляется реализация основной цели формирования иноязычной коммуникативной компетентности, становление вторичной языковой личности, способной строить коммуникативные отношения на межкультурном уровне.

В образовательной практике неязыкового вуза, где учебная программа рассчитана на недостаточное количество часов для полноценного формирования иноязычной коммуникативной компетентности, преподавателями кафедры романо-германских языков СГУТиКД используются различные инновационные образовательные технологии, активные формы и методы обучения. В частности, следующие методы и приемы: деловые и ролевые игры, метод проектов, «профессиональные бои», прием создания «ситуации успеха»; методы коммуникативного обучения, проведение аудио- и видеозанятий с использованием методов компьютерного обучения. При организации занятий преподаватели университета используют ролевые и дидактические игры, программированное обучение, лекции-дискуссии, метод конкретных ситуаций, работу в малых группах, деловые игры и другие современные методы обучения. Задачами любой учебной дисциплины является формирование определенных компетенций в соответствии с компетентностной моделью специалиста.

Запланированные внеаудиторные мероприятия направлены на развитие языковой и речевой компетенции студентов, что в свою очередь является составляющей коммуникативной компетентности. Это выпуски стенгазет на английском языке, традиционный фонетический конкурс, Неделя Хэллоуин, день Юмора, поэтический конкурс, студенческая научная конференция. Участие во внеучебной работе способствует повышению уровня интереса студентов, улучшает знания и расширяет кругозор, а, следовательно, влияет на формирование иноязычной коммуникативной компетентности.

В рамках компетентностного подхода оценка достижений студентов осуществляется с помощью модульно-рейтинговой системы. Адекватная оценка обеспечивает осознание студентами своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями программы курса, образовательного стандарта, рынка труда.

Таким образом, развивая необходимые профессиональные компетенции выпускника вуза средствами дисциплины «Иностранный язык», решается одна из важнейших проблем современного высшего образования в эпоху глобализации - подготовка специалистов, готовых к социальной и академической мобильности и компетентных в профессиональном отношении. Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста обеспечивается посредством использования активных методов обучения, адекватно отражающих содержание и структуру иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста

Литература:

1. Апиш Ф.Н. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода [Текст] /Ф.Н. Апиш, А.П. Александренко. -Майкоп, 2005.

2. Бим И.Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей [Текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 1989. - №1. - С. 19-27.

3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 11-17.

4. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения иностранному языку [Текст] / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2004. - №1. -С. 3-8.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Academia, 2000.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Селевко Г.К. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

7. Сумцова О.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку [Текст] / О. В. Сумцова // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 297-298.

References:

1. Apish F.N. Formation of foreign language communicative competence of younger schoolchildren on the basis of an integrative approach. Maikop, 2005.

2. Bim I.L. Learning a foreign language. Finding new ways // Foreign languages in school. 1989. №1. P 19-27.

3. Bondarevskaya E.V. Humanist paradigm of a personality oriented education// Pedagogy. 1997. №4. P 11-17.

4. Galskova N.D. Intercultural learning: the problem of the objectives and content of foreign language teaching //Foreign languages in school. 2004 . №1. P. 3-8.

5. New teaching and information technologies in education / ed. E.S. Polat. M.: Academia,

2000.

6. Selevko G.K. Modern educational technologies. M.: Education, 1998. 256p.

7. Sumtsova O.V. Formation of foreign language communicative competence of students of technical colleges using active methods of teaching foreign languages // Young scientist. 2012. №2. P 297-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.