Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ТЕХНОЛОГИИ ЧТЕНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО / ТРУДНОСТИ ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Маргарита Юрьевна

Под информатизацией чаще всего подразумевают цифровые, компьютерные технологии, меньше внимания уделяют интеллектуальному труду студента, в частности обучению студентов технологиям академического чтения. Успешная учеба в вузе предполагает овладение современными умениями переработки больших объемов информации, навыками эффективного чтения, умением вести учебный диалог, создавать текст, аргументировать, доказывать свою точку зрения, владеть академическим чтением. Студенты часто не осознают индивидуально-психологические, классификационные трудности чтения. В статье обоснована необходимость обучения студентов в современных условиях информатизации технологиям академического чтения. Представлены характеристики технологий быстрого чтения, акмеологического чтения, рационального чтения, творческого чтения, развития критического мышления средствами чтения и письма, ИНЛОККС (информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалиста).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF ACADEMIC READING IN THE PROCESS OF INFORMATIZATION OF STUDENT EDUCATION

Informatization is more digital computer technology than intellectual work of the student, in particular, teaching students academic reading technologies. Successful study at the university involves mastering the modern skills of processing large amounts of information, effective reading skills, the ability to conduct educational dialogue, create text, prove point of view, and master academic reading. Students often do not realize the individual psychological, qualification difficulties of reading. There is need to teach students in modern conditions of informatization to academic reading technologies justified in the article. Characteristics of technologies of fast reading, acmeological reading, rational reading, creative reading, development of critical thinking by means of reading and writing, INLOKKS (informational-logical, oratory and communicative culture of a specialist) are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-1-47-53

УДК 378.147 ББК 74.480.26

М.Ю. Ваганова

(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Под информатизацией чаще всего подразумевают цифровые, компьютерные технологии, меньше внимания уделяют интеллектуальному труду студента, в частности обучению студентов технологиям академического чтения. Успешная учеба в вузе предполагает овладение современными умениями переработки больших объемов информации, навыками эффективного чтения, умением вести учебный диалог, создавать текст, аргументировать, доказывать свою точку зрения, владеть академическим чтением. Студенты часто не осознают индивидуально-психологические, классификационные трудности чтения. В статье обоснована необходимость обучения студентов в современных условиях информатизации технологиям академического чтения. Представлены характеристики технологий быстрого чтения, акмеологического чтения, рационального чтения, творческого чтения, развития критического мышления средствами чтения и письма, ИНЛОККС (информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалиста).

Ключевые слова: информатизация обучения студентов, технологии чтения, академическое чтение и письмо, трудности чтения студентов.

ш

0 н

1

ф

5

ь

к

ф

т ^

ю о

M.Yu. Vaganova

(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

TECHNOLOGIES OF ACADEMIC READING IN THE PROCESS OF INFORMATIZATION OF STUDENT EDUCATION

Informatization is more digital computer technology than intellectual work of the student, in particular, teaching students academic reading technologies. Successful study at the university involves mastering the modern skills of processing large amounts of information, effective reading skills, the ability to conduct educational dialogue, create text, prove point of view, and master academic reading. Students often do not realize the individual psychological, qualification difficulties of reading. There is need to teach students in modern conditions of informatization to academic reading technologies justified in the article. Characteristics of technologies of fast reading, acmeological reading, rational reading, creative reading, development of critical thinking by means of reading and writing, INLOKKS (informational-logical, oratory and communicative culture of a specialist) are presented.

Key words: student learning informatization, reading technologies, academic reading and writing, student reading difficulties.

го

CP

0

1

ф

о

о ф

J

о

С

ф

ч го

Информатизация сегодня становится одним из важнейших направлений развития сферы образования. Обычно в научных публикациях под информатизацией подразумевают цифровые, компьютерные технологии. Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения и то, что, каким бы заманчивыми не были эти средства, какими бы уникальными возможностями они ни обладали, приоритетным всегда остается интеллектуальный труд, технологии самого человека, в частности технологии академического чтения. Эффективное использование информационных средств возможно только при владении современными технологиями академического чтения. Если пойти по пути информатизации обучения, не заботясь о преимущественном развитии технологий интеллектуального труда студентов, можно упустить саму суть, смысл использования информационных технологий: расширение потенциальных возможностей человека.

Обучение в институте для многих студентов становится особым испытанием, с которыми, к сожалению, удаётся справить не каждому. Успешная учеба в вузе предполагает овладение современными умениями переработки больших объемов информации, навыками эффективного слушания лекций, быстрым и качественным фиксированием устной речи преподавателя, умением вести учебный диалог, создавать текст, аргументировать, доказывать свою точку зрения.

Считаем целесообразным опираться на идеи интегративного подхода. Опираемся на основные принципы интегра-тивного подхода в процессе обучения студентов: «принцип субъектности, культуросообразности, креативности, ориентации на гражданско-патриотиче-ские ценности и ценностные отношения, <о синергии, самообразования, диалога | культур, вариативности в выборе средств я взаимодействия субъектов учебно-вос-д питательного процесса, диалогизации, 2 обратной связи» [4, с. 264; 10].

Преподаватели вузов отмечают интеллектуальные трудности студентов, в частности, профессор РГПУ им. А.И. Герцена А.С. Роботова отмечает бедную лексику студентов, неумение спорить и слышать друг друга и логически связывать мысли в нечто целое [12]. Студенты стали мало говорить и стали мало писать, излагать собственные мысли, при этом зачастую они демонстрируют бессистемность в изложении текстов, нарушение научной логики, невнимание к аргументации.

Трудности чтения часто не осознаются студентами. система трудностей чтения включает:

- индивидуально-психологические трудности (неразвитость памяти, мышления, внимания, ограниченный словарный запас, отсутствие мотивации к чтению, малый объем знаний);

- трудности, связанные с читательской квалификацией (неумение выбрать источник, стратегию чтения, работать со словарем, использовать приемы аналити-ко-синтетической переработки текста, регрессии, излишняя артикуляция);

- рефлексивные трудности: неумение поставить цель чтения, выявить проблему, наметить пути решения читательских трудностей [2].

Доцент МВшСиЭН О.Н. Крутикова отмечает возникновение у студентов феномена «иллюзии понимания», когда студенты начинают оперировать терминологией, не понимая ее смысла [8]. Преподаватели делают вывод, что учить и учиться академическому чтению и письму важно осознанно, необходимо переориентировать школьные навыки, связанные с чтением, письмом на университетские.

Термины «академическое чтение» и «академическое письмо» анализирует И.Б. Короткина, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук и отмечает, что эти

термины являются калькой с английского. Слово academic в английском языке означает все, что связано с обучением и образованием, обозначает комплекс дисциплин, направленных на развитие академических навыков [7].

Анализ публикаций, посвященных данной проблеме, показал, что опыт изучения такой дисциплины есть в некоторых российских вузах. Так, например, в Уральском государственном педагогическом университете в курсе «Академическое письмо» студенты учатся академической культуре, критическому, креативному мышлению, речевой и читательской культуре, написанию научного текста, самообразовательной, самостоятельной работе [3].

На философско-социологическом факультете РАНХиГС эта задача решается путем изучения блока дисциплин, состоящего, помимо академического письма, из логики, теории и практики аргументации, а также теории коммуникаций [11]. Кроме того, анализ материалов показал, что большинство специалистов понимают «академическое письмо» на уровне написания собственно научных текстов, где студенты учатся генерировать свои идеи, логически организовывать их, структурировать текст, обосновывать каждую составляющую гипотезы и выстраивать текст связно, ясно и адресно. Однако при этом не уделяется внимание связи академического письма с другими речевыми процессами: чтением, слушанием, говорением [13].

В XXI в. качество образования во многом зависит от использования в воспитательно-образовательном процессе вузов не просто чтения, а именно технологий академического чтения. В переводе с греческого термин «технология» означает - учение о мастерстве и искусстве. Технологии академического чтения аккумулируют различные технологии чтения, ценный опыт, воплощают читательское мастерство, искусство.

В настоящее время накоплен значительный капитал технологий чтения, ко-

торыми необходимо владеть студентам в вузе для успешной образовательной деятельности: технология быстрого чтения (О.А. Андреев и Л.Н. Хромов), акмеоло-гического чтения В.А. и С.М. Бородины), рационального чтения (М.А. Зиганов), творческого чтения (И.И. Тихомирова), развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев), информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалиста (И. В. Усачева), стратегиального подхода (Н.Н. Сметанникова), скоростного восприятия и осмысления текста (Н.Л. Мышкин, Л. В. Кушнин, И. В. Беляев, Л. К. Гейхман, Н. Н. Перчаткин) и др. [2].

Цель технологии быстрого чтения О.А. Андреева и Л.Н. Хромова - быстрое чтение с полным и качественным усвоением материала. Правила быстрого чтения: читать без регрессий, артикуляций, используя интегральный алгоритм, читать вертикальным движением глаз, внимательно, выделять ключевые, смысловые опорные пункты, использовать при чтении приемы запоминания; читать с переменной скоростью, использовать пять способов чтения, постоянно тренироваться.

Технология рационального чтения М. Зиганова направлена на минимальные затраты физических, умственных усилий при максимальной скорости охвата содержания и осмысления информации, делается акцент на рефлексивных трудностях. В частности, отрабатывается умение ставить вопросы к тексту, формулировать цель чтения. В технологии объясняются механизмы мышления, процессы памяти, внимания и их влияние на эффективность процесса чтения, предлагаются практические упражнения, задания, тренировочные тексты [6].

Технология ИНЛОККС (информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалиста) И.В. Усачевой направлена на развитие всех видов речевой деятельности человека: говорение, чтение, письмо, умение слушать. В технологии предлагаются упражнения на развитие всех видов ре-

ш

0 н

1

ф

ss ь

к

ф

т ^

ю о

J

го

0

1

ф

о

о ф

J

о

с

т о

о ф

т

ф

ч го

о ц

0

1

X ф

чевой деятельности: составление граф-схем, свободных таблиц, идеального конспекта, устное и письменное реферирование, аннотирование, подготовка докладов, групповая дискуссия [9].

Суть технологии ШАНС (шкала анализа новых смыслов) заключается в развитии творческого мышления и профессионализма в чтении. Используется методика скоростного восприятия текста, включающая не только сознание, но и подсознание для решения сложных мыслительных задач: читать с высокой скоростью, воспринимая и запоминая информацию, уметь быстро схватывать суть чужой идеи, оценивать ее перспективы, принимать решения и выстраивать собственную позицию, выдвигать гипотезы, прогнозировать последствия предлагаемых решений. Технология «ШАНС» направлена на внутреннее развитие личности, ее интеллектуальных и психологических возможностей.

Технология «акмеологического» чтения В.А. и С.М. Бородиных направлена на гармонизацию личностного мира чтения человека на уровне «акме», вершины его развития. Акмеологическая технология читательского развития ставит целью обучение активной и высокопродуктивной деятельности с разнообразной информацией на основе развития личности читателя. Данная технология направлена на развитие гибких стратегий чтения, повышение его продуктивности за счет освоения аналитико-синтетических приемов работы с текстом, формирования критического отношения к прочитанному. В технологии В.А. и С.М. Бородиных применяются алгоритм смыслового восприятия текста (АСВТ) и методика анализа художественного текста (МАХТ), используются многообразные упражнения, словесно-дидактические игры: «слова-ориентиры», «шифрограмма», го «восстановление разрушенных предлоге жений», «восстановление рассыпанных Я пословиц» [1] .

д Технология РКМЧП (развития крити-

2 ческого мышления средствами чтения и

письма) И.О. Загашева [5] направлена на развитие качеств и умений, определяющих высокий уровень исследовательской культуры чтения читателя. Этапами технологии являются: вызов (актуализация имеющихся знаний по данной теме), осмысление, рефлексия. Используются стратегии «Чтение с остановками», «Условные значки», «Знаю-хочу-узнать-узнал».

Стратегиальный подход к обучению чтению обосновывает Н.Н. Сметанни-кова в своей технологии (стратегиальное чтение). Концептуальным положением технологии является воспитание человека, который на основе освоения стратегий чтения умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках в соответствии с разнообразными целями. Н.Н. Сметанни-кова обращает внимание на трудности чтения: неумение привлекать информацию, находящуюся за пределами текста, использовать сведения из смежных областей, интерпретировать текст, формировать к нему критическое отношение и предлагает упражнения для их устранения. Стратегии, предложенные в технологии, направлены на преодоление классификационных, лексико-риторических, рефлексивных трудностей чтения [14].

Стоит отметить разнообразие, широту целевых ориентаций вышеперечисленных технологий: от «повышения скорости восприятия (ощущения, осмысления) материала» до «развития человека к «акме». Технологии академического чтения направлены на максимальную скорость охвата, полное и качественное усвоение материала, понимание учебных научных текстов, уяснение логических знаний.

Применение технологий в образовательном процессе формирует способности студентов давать определения, выводить следствия, обобщать, классифицировать информацию. данные технологии способствуют вырабатыванию у студентов умений выразить мысль своими словами, сжать и развернуть информацию с помощью символов графически, составить граф-схему, таблицу, идеальный

конспект. Посредством их использования учат устному и письменному реферированию, аннотированию, подготовке докладов, групповой дискуссии, тренируют память, внимание, воображение студентов; обеспечивают творческую свободу в освоении информации; формируют критическое творческое мышление; придают направленность внутреннему развитию личности на раскрытие ее интеллектуальных и психологических возможностей.

Обучение студентов технологиям академического чтения позволит использовать все преимущества и избежать потерь качества воспитательно-образовательного процесса, который не только обогащает человека знаниями и практическими умениями, системно развивает процессы речевой коммуникации (чтение, письмо, слушание, говорение), но и формирует его нравственный облик. При этом само содержание понятия информатизации образования существенным образом изменяется и приобретает гораздо более глубокий смысл, что особенно важно в контексте нового федерального образовательного стандарта высшего образования.

Информатизация образования дает новый импульс осмыслению теоретико-методологических основ технологий академического чтения, предполагает интенсивное их практическое использование. В контексте лучших классических традиций педагогов (К.Д. Ушинско-го, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского) существует необходимость по-новому осмыслить технологии академического чтения как ценностные образовательные и воспитательные технологии, как современное средство обучения и воспитания, информатизации обучения. Библиографический список: 1. Бородина В.А. Теория и технологии читательского развития в отечественном библиотековедении [Электронный ресурс] // В 2 ч. Ч.1.: Научные и методологические основы. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 336 с. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=19989126

2. Ваганова М.Ю. Трудности чтения в контексте междисциплинарного подхода [Электронный ресурс] // Вестник Челябинской государственной культуры и искусств. - 2010. - №3 (23). -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/trudnosti-chteшya-v-kontekste-mezhdistsiplinamogo-podhoda

3. Гибкое скорочтение - ваш шанс. Путь к творчеству и профессионализму в чтении [Электронный ресурс] // сост. Н.Л. Мышкин, Л.В. Кушнина, И.В. Беляева и др. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. - 190 с. - Режим доступа: https:// obuchalka.org/2013010969040/gibkoe-skorochteшe-vash-shans-mishkina-n4-kushnina-l-v-2006.html

4. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болоду-рина Э.А., Банников М.И. Интегра-тивный подход в учебном процессе вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. С. 262. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=26857

5. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма [Электронный ресурс] // Библиотека в школе. - 2001. -№17. С. 56-59. - Режим доступа: https:// lib.1sept.ru/article.php?ID=200401707

6. Зиганов М. Как повысить культуру, качество и скорость чтения [Электронный ресурс] // М.: Школа рационального чтения, 1996. - 151 с. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/ record/01001800162

7. Короткина И.Б. Академическое письмо: на пути к концептуальному единству [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. -2013. - №3. С. 136-141. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ akademicheskoe-pismo-na-puti-k-kontseptualnomu-edinstvu

8. Крутикова О.Н. «Академическое письмо» в условиях «академического капитализма» [Электронный ресурс] //

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 н

1

ф

5

(3 к

ф

т ^

ю о

го

0

1

ф

о

о ф

^

о с

т о

о ф

т

ф

ч го

о ц

0

1

X ф

Высшее образование в России. -2012. - №5. С. 43-47. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ akademicheskoe-pismo-v-usloviyah-akademicheskogo-kapitalizma

9. Курс эффективного чтения учебного и научного текста [Электронный ресурс] // сост. И.В. Усачева; МГУ им. М.В. Ломоносова. Фак. психологии, Ассоц. исследователей чтения. Центр ИНЛОККС. - [3. изд., стереотип.]. -М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова: НИЦ ИНЛОККС, 2008. - 68 с. -Режим доступа: https://partner-online. ru/catalog/id/183076/

10. Львов Л.В., Усынин М.В. Проблемы интеграции в ходе управления образовательно-профессиональным процессом развивающегося вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 2. С. 122-134.

11. Миронов Е.В. Формирование академической грамотности студентов: опыт факультета государственного управления [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2013. - №7. С. 101-104. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ artide/n/formiшvaшe-akademicheskoy-

gramotnosti-studentov-opyt-fakulteta-gosudarstvennogo-upravleniya

12. Роботова А.С. Надо ли учить академической работе и академическому письму? [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. -2011. - №10. С. 47-53. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ nado4i-ucЫt-akademicheskoy-rabote-i-akademicheskomu-pismu

13. Сафронов П.А. Прощальный взгляд на академическое письмо: научно-образовательное сообщество, пер-формативность и материальная среда [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2013. - №7. С. 113-118. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/proschalnyy-vzglyad-na-akademicheskoe-pismo-nauchno-obrazovatelnoe-soobschestvo-performativnost-i-materialnaya-sreda

14. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности [Электронный ресурс] // М.: Школьная библиотека. - 512 с. -Режим доступа: https://183spb.edusite. m/uploads/files/%2813%29.pdf

Поступила 13.03.2021

Об авторе:

Ваганова Маргарита Юрьевна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, margarita605@ya.ru

Для цитирования: Ваганова М.Ю. Технологии академического чтения в процессе информатизации обучения студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 1. С. 47-53. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-47-53

го ш

0

1

го го со

References:

1. Borodina V.A. Theory and technology of reader's development in the Russian library science [Electronic resource] // Part 1: Scientific and methodological basis. - M.: Shkolnaya biblioteka, 2006. - 336 p. - Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 19989126 [in Russian]

2. Vaganova M.Yu. Reading difficulties in the interdisciplinary context [Electronic resource] // Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kultury i iskusstv. - 2010. -№3 (23). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-chteniya-v-kontekste-mezhdistsiplinarnogo-podhoda [in Russian]

3. Flexible speed reading - your chance. Way to creativity and professional reading [Electronic resource] // Comp. by N.L. Myshkin, L.V. Kushnina, I.V. Belyaerva et al. -

M.: AST: Vostok-Zapad, 2006. 190 p. - Available at: https://obuchalka.org/2013010969040/ gibkoe-skorochtenie-vash-shans-mishkina-n-l-kushnina-l-v-2006.html [in Russian]

4. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Bolodurina E.A., Bannikov M.I. Integrative approach in higher school teaching [Electronic resource] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2017. - № 5. P. 262. - Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26857 [in Russian]

5. Zagashev I.O. New pedagogical technologies in school library: educational technology of creative thinking development through reading and writing [Electronic resource] // Biblioteka v shkole. - 2001. - №17. P. 56-59. - Available at: https://lib.1sept.ru/article. php?ID=200401707 [in Russian]

6. Ziganov M. How to raise the culture, quality and speed of reading [Electronic resource] // M.: Shkola ratsionalnogo chteniya, 1996. - 151 p. - Available at: https://search.rsl.ru/ru/ record/01001800162 [in Russian]

7. Korotkina I.B. Academic writing: on the way to conceptual unity [Electronic resource] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - №3. P. 136-141. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoe-pismo-na-puti-k-kontseptualnomu-edinstvu [in Russian]

8. Krutikova O.N. "Academic writing" in "academic capitalism" conditions [Electronic resource] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - №5. P. 43-47. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskoe-pismo-v-usloviyah-akademicheskogo-kapitalizma [in Russian]

9. Course of effective reading of academic and scientific text [Electronic resource] // Comp. By I.V. Usacheva. - M.: MGU im. M.V. Lomonosov. NITs INLOKKS, 2008. - 68 p. -Available at: https://partner-online.ru/catalog/id/183076/ [in Russian]

10. Lvov L.V., Usynin M.V. Integration problems in managing professional education process at a developing higher school // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - Vol. 8. - № 2. P. 122-134. [in Russian]

11. Mironov E.V. Formation of academic literacy of students: experiences of State S Management Faculty [Electronic resource] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - £ №7. P. 101-104. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-akademi-cheskoy-gramotnosti-studentov-opyt-fakulteta-gosudarstvennogo-upravleniya [in Russian]

12. Robotova A.S. Do we need to teach academic work and academic writing? [Electronic resource] // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2011. - №10. P. 47-53. - Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/nado-li-uchit-akademicheskoy-rabote-i-akademicheskomu-pismu [in Russian]

13. Safonov P.A. A farewell glimpse on academic writing: scientific educational community, perfomativity and material medium [Electronic resource] // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2013. - №7. P. 113-118. - Available at: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/proschalnyy- 8 vzglyad-na-akademicheskoe-pismo-nauchno-obrazovatelnoe-soobschestvo- o performativnost-i-materialnaya-sreda [in Russian] c=

14. Smetannikova N.N. Strategic approach to teaching reading: interdisciplinary problems of reading and literacy [Electronic resource]. - M.: Shkolnaya biblioteka 512 p. -Available at: https://183spb.edusite.ru/uploads/files/%2813%29.pdf [in Russian] o

o

About the author: z

Vaganova Margarita Yurievna, Associate Professor, Department of Library Information,

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Pedagogy,

margarita605@ya.ru

For citation: Vaganova M.Yu. Technologies of academic reading in the process of

informatization of student education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -

2021. - Vol. 13. - No. 1. P. 47-53. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-47-53

о

<D T

Ю о

<D CO

О

О x

X <u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.