ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКИХ ИТ-РЕШЕНИЙ
THE EAEU TECHNOLOGICAL COOPERATION: PROSPECTS FOR RUSSIAN ICT EXPORT
КАМОЛОВ Сергей Георгиевич
Профессор кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), доктор экономических наук, доцент
Sergey G. KAMOLOV
Professor of the Assets Management Department, MGIMO University, Doctor of Science in Economics
ГЛАЗЬЕВА София Сергеевна
Соискатель ученой степени кандидата экономических наук, кафедра управления активами МГИМО МИД России
Sofia S. GLAZYEVA
Postgraduate researcher, Assets Management Department, MGIMO University
АННОТАЦИЯ
Научно-техническое сотрудничество является одной из сфер интеграционного взаимодействия в Евразийском экономическом союзе. Перед объединением стоит задача трансформации в территорию инноваций, и информационно-коммуникационные технологии заявлены в качестве приоритетного направления научно-технического сотрудничества. Между тем, отмечается, что потенциал сотрудничества в сфере ИКТ недостаточно реализован: объем взаимной торговли информационными технологиями на текущий момент незначителен. Экспорт российских ИТ-решений на рынки партнеров по объединению также имеет потенциал к наращиванию. В статье выявлены приоритеты Российской Федерации в области технологического сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС. Отмечается, что рынок ЕАЭС может стать перспективным направлением для экспорта российских решений в области ИКТ, в особенности в условиях нарастающего санкционного давления. Определены механизмы обеспечения российских экономических интересов в цифровом пространстве ЕАЭС.
ABSTRACT
Scientific and technical cooperation is one of the pillars of Eurasian economic integration. The association is faced with the task of transforming into a territory of innovation, and ICTs are declared as a priority area of scientific and technical cooperation. It is highlighted that the potential for cooperation in the ICT sector has not been sufficiently realized: the mutual ICT trade is insignificant. The export of Russian information technologies to the markets of EAEU partners also has the potential to increase. The strategic priorities of Russia in the field of technological cooperation within the EAEU are identified. It is stated that the EAEU market can become a promising direction for Russian ICT export, especially within the context of sanctions pressure. Mechanisms for ensuring Russian economic interests in the EAEU digital space are identified.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Научно-техническое сотрудничество; Евразийский экономический союз; цифровая трансформация экономики, экспорт российских технологий.
KEY WORDS
Scientific and technical cooperation; Eurasian Economic Union; digital transformation of the economy, Russian technologies export.
ВВЕДЕНИЕ
Поддержка экспортно-ориентированных российских производителей информационных технологий (далее — ИТ) и укрепление спроса на российские технологические разработки — приоритетная задача для Российской Федерации на ближайшие годы и часть более широкой стратегии страны в области цифровой трансформации экономики. В условиях международного санкционного давления возрастает необходимость поиска новых направлений для реализации отечественной ИТ-продукции.
В Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС) активно развивается научно-техническое сотрудничество, а также цифровая повестка объединения. Актуальность тематики развития информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для государств-членов объединения позволяет рассматривать рынок ЕАЭС как перспективный для реализации российских ИТ-решений. Экспорт цифровых технологий может стать важным направлением российской экономической стратегии в регионе.
ЦЕЛЬ
Целью исследования является выявление и обоснование механизмов обеспечения экономических интересов Российской Федерации в условиях формирования цифрового пространства ЕАЭС.
Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:
- Исследование факторов, определяющих спрос на экспорт российских информационных технологий;
- Выявление приоритетов Российской Федерации в контексте формирования цифрового пространства ЕАЭС;
- Определение механизмов стимулирования экспорта российских ИТ-решений на рынки государств-членов ЕАЭС.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методологическую базу исследования составили методы системного подхода, структурно-функционального и логического анализа, а также иные общенаучные и специальные методы исследования. Компаративный анализ и статистические методы легли в основу оценки научно-технического потенциала государств-членов. Исследование опирается на стратегические и иные документы Евразийского экономического союза, документы стратегического планирования Российской Федерации, а также на публикации российских и зарубежных авторов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Факторы, определяющие спрос на российский ИТ-экспорт
Стратегические направления развития евразийской интеграции, принятые до 2025 г. [1], устанавливают приоритет развития научно-технического сотрудничества государств-членов. Подчеркивается, что в условиях перехода к новому технологическому укладу растет необходимость трансформации экономик государств-членов на основе инноваций и модернизации. Научно-технологическое сотрудничество предусматривает выработку инновационных программ и проектов при участии государств-членов ЕАЭС. В качестве областей для наращивания взаимодействия в Стратегических направлениях рассматривается промышленность, агропромышленный комплекс и транспорт. Подчеркивается основополагающая роль цифровых технологий в достижении цели повышения конкурентоспособности экономик стран Союза [2].
В Союзе на текущий момент одобрено шесть приоритетных направлений научно-технического сотрудничества [3], среди них:
- ИКТ;
- биотехнологии, технологии в области фармакологии и медицины;
- технологии машиностроения и цифровые платформы для организации производства;
- производство новых материалов и топлива;
- технологии в области сельского хозяйства;
- технологическое развитие добывающих отраслей.
Политика интеграционного объединения в области научно-технического сотрудничества сформулирована с учетом требований, которые стоят перед национальными экономиками государств-членов Союза в контексте перехода к шестому технологическому укладу. Смена технологических укладов трансформирует процессы на всей индустриальной цепочке в макроэкономическом масштабе. Изменения охватывают и науку: новые реалии диктуют спрос на передовые области научно-технических исследований, тем самым смещая фокус внимания научного сообщества. Влияние перехода мировой экономики к новому технологическому укладу проявляется в динамике расходов на НИОКР. С 2015 года доля расходов на исследования и разработки выросла с 2,1% до 2,7% в структуре мирового ВВП [4]. В развитых странах доля расходов на НИОКР может достигать 4-5% ВВП. Отмечается, что 80% глобальных расходов на НИОКР приходится всего на 10 стран [5].
Государства-члены ЕАЭС отстают по уровню расходов на НИОКР от мировых лидеров. Однако в последние годы инвестиции в разработки и исследования стабильно растут в абсолютных значениях. Так, внутренние затраты стран-участниц объединения возросли с 1028 млрд руб. в 2018 г. до 1436 млрд руб. в 2022 г. [6]
Значимой проблемой является неравномерное распределение финансирования НИОКР в странах Союза. Так, в Российской Федерации удельный вес затрат на НИОКР в ВВП составляет 1%, в то время как в других государствах-членах Союза этот показатель достигает 0,1-0,5% ( см. Рисунок 1). Требуется повышение согласованности научно-технических стратегий государств-членов для выравнивания научно-технического потенциала.
Рисунок 1. Удельный вес внутренних затрат на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте государств-членов ЕАЭС в 2021 г. (в процентах)
Источник: составлено авторами на основе данных Статистического ежегодника Евразийского экономического союза [6]
В мировом масштабе наиболее существенная доля расходов на исследования и разработки приходится на цифровые технологии. В глобальной структуре инвестиций в НИОКР на цифровой сектор приходится более 30% [3]. Цифровизация рассматривается как ключевое направление для исследований и разработок: эффект от внедрения цифровых технологий [7] позволяет достичь резкого роста производительности труда во всех секторах экономики.
В последнее десятилетие государства-члены ЕАЭС активно проводят политику цифровой трансформации: все страны-участницы объединения приняли национальные стратегии цифровой экономики. Статистические данные на текущий момент позволяют сделать промежуточный вывод о реализации национальных мер по наращиванию цифрового потенциала за 2018-2021 гг. Валовая добавленная стоимость (ВДС) сектора ИКТ постепенно растет (см. Рисунок 2), однако этот рост нестабилен и пока не позволяет достичь показателей мировых технологических лидеров.
Рисунок 2. Удельный вес ВДС сектора ИКТ в валовом внутреннем продукте государств-членов ЕАЭС, 2018-2021 гг. (в процентах)
Источник: составлено авторами на основе данных Статистического сборника «Цифровая экономика. Статистика Евразийского экономического союза» [8]
На уровне интеграционного объединения цифровые технологии рассматриваются как ключевое направление научно-технического сотрудничества, позволяющее ускорить рост национальных экономик. Необходимость наращивания ИТ-потенциала в условиях структурных сдвигов глобальной экономики и встраивания в глобальную цифровую экосистему мотивировала принятие цифровой повестки Союза.
Цифровая повестка ЕАЭС ставит задачу повышения конкурентоспособности национальных экономик за счет ускоренного развития цифровых технологий [9]. Повестка включила в себя ряд цифровых инициатив, в том числе такие цифровые системы, как «Работа без границ», цифровые транспортные коридоры ЕАЭС, цифровое техническое регулирование и цифровая прослеживаемость товаров [10].
Важнейшим проектом, направленным на развитие сотрудничества в области технологий, стала Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий. Сеть предполагает формирование платформы, позволяющей компаниям государств-членов создавать технологические партнерства. Разработка информационной системы позволит укрепить научно-техническое взаимодействие в Союзе, сформировать условия для производителей технологий, в том числе для малых и средних предприятий. Создание такой платформы может придать стимул экономическому развитию государств-членов на основе инноваций. Стадия реализации инициативы была запланирована на 2019-2020 гг., однако на сегодняшний день платформа еще не запущена.
Одной из рассматривающихся опций стало использование инфраструктуры уже существующей платформы — Национальной платформы трансфера технологий (НАТТ), разработанной российской Национальной ассоциацией трансфера технологий. На текущий момент платформа насчитывает более 1000 пользователей, среди которых такие крупные российские корпорации, как ОАО «РЖД», государственная корпорация «Ростехнологии», АО «Газпромбанк» и др.
Реализация сети трансфера технологий приобретает особое значение для Российской Федерации в условиях международных ограничений. Перед Россией стоит задача поиска новых партнеров и перспективных рынков, а также укрепление собственного технологического суверенитета и создание безопасной цифровой инфраструктуры Союза. Формирование сети трансфера технологий на пространстве ЕАЭС и дальнейшее ее расширение на другие дружественные страны позволит сформировать новый технологический полюс.
Стратегические приоритеты Российской Федерации в контексте формирования цифрового пространства ЕАЭС
В рамках данного исследования приоритеты России в контексте формирования цифрового пространства ЕАЭС определяются на основе документов стратегического планирования и иных инструментов социально-экономического развития Российской Федерации. Ключевыми документами, определяющими российскую политику развития инноваций и цифровизации, являются Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [11] и Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018-2024 гг. [12]
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации устанавливает приоритет развития отечественных ИКТ и повышения их международной конкурентоспособности — задача, в отношении которой сохраняется преемственность в других важнейших концептуальных документах РФ, в частности в Национальном проекте «Цифровая экономика РФ». Стратегия устанавливает направления таких технологий, среди них — искусственный интеллект, интернет вещей и индустриальный интернет, информационная безопасность и др. Подчеркивается важность фундаментальных научных исследований, многостороннего и двустороннего научно-технического сотрудничества, а также продвижения российских подходов и стандартов на международной арене. Предполагается реализация дополнительных мер по стимулированию экспорта российских технологий.
Кроме того, в Стратегии зафиксирована задача обеспечения национальных интересов в области цифровой трансформации экономики. Это включает в себя, помимо прочего, формирование новых рынков в экосистеме цифровой экономики, укрепление отраслей экономики за счет внедрения информационных технологий, повышение конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных компаний на международных рынках, обеспечение технологической независимости государства. Торгово-экономическое сотрудничество с государствами-членам ЕАЭС заявлено как одна из ключевых задач в контексте реализации потенциала российских компаний на международных рынках. В этой связи планируется обеспечить интеграцию России в единое цифровое пространство ЕАЭС. Одним из важнейших направлений развития цифрового пространства Союза должна стать выработка правил доступа товаров и услуг иностранных компаний на общий рынок. Евразийский экономический союз рассматривается как важнейшая площадка для реализации интересов Российской Федерации. Подчеркивается потребность в углублении экономической интеграции, выработке общих подходов и интеграции в цифровое пространство.
ЕАЭС также упоминается в контексте федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В федеральном проекте поставлены следующие задачи: обеспечение координации и поддержи реализации цифровой повестки ЕАЭС, создание механизма реализации цифровых инициатив, интегрирование информационного сегмента в ИИС, реализация национальных инфраструктурных и отраслевых проектов на цифровом пространстве ЕАЭС.
Проведенный анализ документов Российской Федерации, формирующих приоритеты и задачи страны в контексте развития цифровой экономики, позволяет сделать вывод о том, что ЕАЭС рассматривается как важнейшая платформа для реализации российских экономических интересов.
На текущий момент в структуре российского экспорта ИКТ государства-члены ЕАЭС занимают невысокие позиции. Так, по данным Центрального банка РФ по внешней торговле услугами за 2021 г. государства-члены ЕАЭС не попадают в топ-10 импортеров российских телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг. Казахстан занимает в российском экспорте 11 место, Беларусь — 12 место, Армения — 37 место, Кыргызстан — 42 место. Объемы экспорта российских телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в государства-члены ЕАЭС представлены на Рисунке 3.
Рисунок 3. Экспорт российских телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в государства-члены ЕАЭС за 2021 г. (в млн долл. США)
Источник: Составлено авторами на основе данных Центрального банка России [13]
Между тем, на официальном уровне подчеркивается приоритетность рынка ЕАЭС для российских разработчиков технологий. Так, в начале 2024 г. сообщалось, что Правительство РФ планирует сформировать меры поддержки экспорта российских ИТ на приоритетные рынки — ЕАЭС и СНГ. Меры поддержки планируется включить в национальный проект «Экономика данных», находящийся в разработке [14].
На основе экспертной оценки, проведенной Евразийской экономической комиссией [3], наибольшую приоритетность для государств членов среди всех групп информационных технологий имеют технологии информационной безопасности и обработки больших данных. Российские технологии информационной безопасности и больших данных обладают достаточным уровнем технологической зрелости и потенциалом к тиражированию. Согласно анализу спроса и предложения информационных технологий, проведенного Евразийской комиссией, РФ обладает наиболее высокой патентной активностью в области ИКТ и рассматривается как региональный донор таких технологий.
В условиях трансформирующейся системы международного трансфера технологий и необходимостью переориентации Российской Федерации на новые рынки требуется выработка комплексной стратегии масштабирования российской ИТ-продукции на евразийском цифровом пространстве.
Механизмы стимулирования экспорта российских ИТ-решений на евразийском цифровом пространстве
Цифровое пространство в Евразийском союзе определяется как «пространство, базирующееся на едином экономическом пространстве союза, включающее цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, цифровые ресурсы, а также совокупность норм регулирования, механизмов организации, управления и использования» [15]. На основе анализа иных российских и зарубежных определений термина «цифровое пространство» можно выделить несколько характеристик цифрового пространства:
1. Доступ в цифровое пространство осуществляется посредством цифровых носителей любого типа, основа цифрового пространства — оцифрованные данные.
2. Цифровое пространство имеет транснациональный характер. Отсутствие реальных границ позволяет осуществлять сотрудничество на международном уровне.
3. Цифровое пространство терминологически связано с понятием «цифровая трансформация экономики». Формирование цифрового пространства — следствие цифровой трансформации экономики. Как и цифровая трансформация, цифровое пространство охватывает экономические, социальные и политические процессы. В последние десятилетия интеграционные объединения формулируют общие подходы к управлению процессами цифровизации, учитывающие как преимущества, которые дает четвертая промышленная революция, так и сопутствующие риски. Развитые интеграционные объединения стремятся активизировать интеграционное взаимодействие в плоскости цифровой трансформации экономики и тем самым приумножить позитивные эффекты от международного сотрудничества.
Цифровое пространство, ввиду неотъемлемых характеристик, перечисленных выше, функционирует по особым закономерностям и механизмам, не сводимым к базовым механизмам обеспечения экономических интересов. Под механизмами в контексте данного исследования подразумевается совокупность взаимосвязанных экономических, организационных, правовых рычагов, определяющих порядок функционирования хозяйствующих субъектов. Анализ цифровых стратегий, как на национальном уровне, так и на международном позволяет выделить следующие группы механизмов: регуляторные, финансовые, институциональные и сетевые [16].
1. Регуляторные механизмы
К регуляторным механизмам прежде всего относится стандартизация. Стандарты имеют принципиальное значение в процессе гармонизации подходов к развитию цифровых экосистем [17]. Выделены три типа стандартов: стратегические, процессные и технические. В контексте повышения уровня взаимного проникновения ИКТ государств-членов ЕАЭС на рынки друг друга особое значение приобретают технические стандарты, регламентирующие технические характеристики ИТ-инфраструктур, а также процессные стандарты, регламентирующие методы разработки и применения технологий.
2. Финансовые механизмы
2.1 Инвестиционные механизмы
В 2021 г. объем накопленных взаимных прямых инвестиций в Евразийском союзе составил 24,4 млрд долл. США [18], однако более половины этого объема — инвестиции в отрасли с низкой добавленной стоимостью и инновационной составляющей. Российской Федерации необходимо приоритизировать высокотехнологичные отрасли в инвестиционной политике в отношении государств-членов Союза.
2.2 Льготное кредитование и субсидирование экспорта
В качестве таких механизмов в Министерстве цифрового развития РФ рассматривается льготное кредитование крупных заказчиков российских ИТ-решений из государств-членов ЕАЭС [14].
2.3 Цифровые финансовые активы
Цифровые финансовые активы могут стать эффективным способом осуществления международных расчетов в условиях санационного давления на Российскую Федерацию и рисков введения вторичных санкций в отношении партнеров РФ по ЕАЭС в случае реализации совместных предприятий.
3. Институциональные механизмы
Под институциональными механизмами подразумевается создание органов и институтов с целью реализации отдельных задач, в данном контексте — в области стимулирования российского экспорта ИТ-решений на приоритетные рынки (ЕАЭС, СНГ, БРИКС). Подобные институты могут быть созданы на базе Российского экспортного центра. Институциональные механизмы могут также включать в себя институционализированные партнерства, в том числе Евразийскую сеть трансфера технологий.
4. Сетевые механизмы
Сетевые механизмы представляют собой горизонтальные связи внутри интеграционного объединения, которые проявляются в создании евразийских сообществ, сетей и платформ. Перспективным инструментом может стать создание профессиональных сообществ внутри ЕАЭС по техническим специальностям (IT, инженерия) для эффективного привлечения кадров к реализации проектов в области ИКТ. Подобная инициатива может быть реализована на базе существующей платформы «Работа без границ».
5. Механизмы в сфере информационной безопасности
Информационная безопасность является приоритетным направлением для всех государств-членов ЕАЭС. В контексте формирования цифрового пространства Союза требуется выработка общих подходов к обеспечению прав и свобод граждан в сетевом пространстве, а также политики противодействия деструктивным явлениям и киберугрозам. Позитивным примером могут стать меры, предпринятые Европейским союзом, в том числе создание Агентства по сетевой и информационной безопасности ЕС и разработка Стратегии кибербезопасности.
Для наращивания российского ИТ-экспорта на рынок ЕАЭС рекомендуется реализация регуляторных, финансовых, институциональных и сетевых механизмов в совокупности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Евразийский экономический союз на протяжении последних лет активно наращивает научно-техническое сотрудничество государств-членов. Перед объединением стоит задача ускоренного перехода на инновационный путь развития. Глобальные экономические сдвиги, обусловленные сменой технологического уклада, требуют выработки совместных решений в области модернизации экономики Союза.
На текущий момент государства-члены ЕАЭС отстают от мировых технологических лидеров, что проявляется в том числе по таким показателям, как расходы на исследования и разработки, доля ВДС сектора ИКТ в ВВП государств-членов Союза, патентная активность. Укрепление научно-технического сотрудничества между государствами-членами необходимо для повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Существенным технологическим заделом обладает Российская Федерация. Уровень технологической зрелости страны позволяет ей стать «донором» информационно-коммуникационных технологий в регионе. Наращивание экспорта российских технологий в ЕАЭС отвечает стратегическим приоритетам России. Однако на текущий момент объем ИТ-решений, реализованный РФ на рынке Союза, несущественный. Технологический потенциал остается недореализованным.
Для достижения экономических приоритетов РФ необходима реализация комплексной стратегии укрепления сотрудничества в области технологий и наращивания экспорта ИКТ в регион, включающей разноплановые механизмы: регуляторные, финансовые, институциональные и сетевые.
Библиографический список
1. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС // Международная жизнь. 2020. №8. С. 42–73.
2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года «О стратегических направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // Портал Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12
3. Евразийская экономическая комиссия. Доклад о приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза. 2022. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf
4. World Bank. Research and development expenditure (% of GDP). URL: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS
5. UNESCO Institute for Statistics. URL: https://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/
6. Евразийская экономическая комиссия. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза. 2023. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/publications/newsletters_collections_booklets/statistical_yearbook.php
7. Степнов И.М., Колесникова Т.В. Энергопереход и цифровизация экономики: современная повестка и конкуренция стран // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energoperehod-i-tsifrovizatsiya-ekonomiki-sovremennaya-povestka-i-konkurentsiya-stran
8. Евразийская экономическая комиссия. Цифровая экономика. Статистика Евразийского экономического союза: статистический сборник. 2023. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/publications/newsletters_collections_booklets/digital_economy.php
9. Евразийская экономическая комиссия. Заявление о цифровой повестке Евразийского экономического союза. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/d9c/Proekt-Zayavleniya_na-podpisanii.pdf
10. Kamolov, S., Glazyeva, S. Shaping Digital Ecosystem of the Eurasian Economic Union: Issues and Resolutions // Ecosystems Without Borders. Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. №705. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-34329-2_14
11. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
12. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7) // Сайт Консультант плюс. 2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/
13. Центральный банк России. База данных по внешней торговле Российской Федерации услугами. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/svs_db/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.flow=2&UniDbQuery.ccode=-2&UniDbQuery.servicecode=10&UniDbQuery.From=2021&UniDbQuery.To=2021
14. Интерфакс: информационное агентство. В правительстве обещали поддержать экспорт российских IT-решений. URL: https://www.interfax.ru/russia/940595
15. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года №12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».
16. Попова И.М. Механизмы влияния ЕС на международное регулирование цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2021. Т. 16. №3. С. 256–272.
17. Камолов С. Г. Высокотехнологичная парадигма государственного управления на региональном уровне: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент): диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Камолов Сергей Георгиевич; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. – Москва, 2020 год. – 405 с.
18. Евразийский банк развития. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР — 2023. URL: https://eabr.org/upload/iblock/82b/EDB_2023_Report-5_Monitoring-of-Mutual-Investments_rus.pdf
References
1. Glaz'ev S.Ju. O strategicheskih napravlenijah razvitija EAJeS // Mezhdunarodnaja zhizn'. 2020. №8. S. 42–73.
2. Reshenie Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta ot 11 dekabrja 2020 goda «O strategicheskih napravlenija razvitija evrazijskoj jekonomicheskoj integracii do 2025 goda» // Portal Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01228321/err_12012021_12
3. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Doklad o prioritetah i dolgosrochnom prognoze nauchno-tehnicheskogo razvitija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. 2022. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf
4. World Bank. Research and development expenditure (% of GDP). URL: https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS
5. UNESCO Institute for Statistics. URL: https://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/
6. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Statisticheskij ezhegodnik Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. 2023. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/publications/newsletters_collections_booklets/statistical_yearbook.php
7. Stepnov I.M., Kolesnikova T.V. Jenergoperehod i cifrovizacija jekonomiki: sovremennaja povestka i konkurencija stran // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energoperehod-i-tsifrovizatsiya-ekonomiki-sovremennaya-povestka-i-konkurentsiya-stran
8. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Cifrovaja jekonomika. Statistika Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: statisticheskij sbornik. 2023. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/publications/newsletters_collections_booklets/digital_economy.php
9. Evrazijskaja jekonomicheskaja komissija. Zajavlenie o cifrovoj povestke Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/d9c/Proekt-Zayavleniya_na-podpisanii.pdf
10. Kamolov, S., Glazyeva, S. Shaping Digital Ecosystem of the Eurasian Economic Union: Issues and Resolutions // Ecosystems Without Borders. Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. №705. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-34329-2_14
11. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maja 2017 g. №203 «O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017–2030 gody».
12. Pasport nacional'nogo proekta «Nacional'naja programma «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 №7) // Sajt Konsul'tant pljus. 2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/
13. Central'nyj bank Rossii. Baza dannyh po vneshnej torgovle Rossijskoj Federacii uslugami. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/svs_db/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.flow=2&UniDbQuery.ccode=-2&UniDbQuery.servicecode=10&UniDbQuery.From=2021&UniDbQuery.To=2021
14. Interfaks: informacionnoe agentstvo. V pravitel'stve obeshhali podderzhat' jeksport rossijskih IT-reshenij. URL: https://www.interfax.ru/russia/940595
15. Reshenie Vysshego Evrazijskogo jekonomicheskogo soveta ot 11 oktjabrja 2017 goda №12 «Ob Osnovnyh napravlenijah realizacii cifrovoj povestki Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza do 2025 goda».
16. Popova I.M. Mehanizmy vlijanija ES na mezhdunarodnoe regulirovanie cifrovoj jekonomiki // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. 2021. T. 16. №3. S. 256–272.
17. Kamolov S. G. Vysokotehnologichnaja paradigma gosudarstvennogo upravlenija na regional'nom urovne: special'nost' 08.00.05 «Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom (menedzhment): dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora jekonomicheskih nauk / Kamolov Sergej Georgievich; Moskovskij gosudarstvennyj institut mezhdunarodnyh otnoshenij (universitet) Ministerstva inostrannyh del Rossijskoj Federacii. – Moskva, 2020 god. – 405 s.
18. Evrazijskij bank razvitija. Monitoring vzaimnyh investicij EABR — 2023. URL: https://eabr.org/upload/iblock/82b/EDB_2023_Report-5_Monitoring-of-Mutual-Investments_rus.pdf
Контактная информация
ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
MGIMO University
76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Камолов Сергей Георгиевич / Sergey G. Kamolov
Глазьева София Сергеевна / Sofia S. Glazyeva