Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАНСПОРТА / ИНТЕГРАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGY / EURASIAN ECONOMIC UNION / SILK ROAD / CENTRAL ASIA / ECONOMIC DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION OF TRANSPORTATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадабаева Зарина Абдурахмановна

Цель. Проанализировать возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для стимулирования экономического роста и дальнейшей интеграции стран ЕАЭС и евразийского региона. Задачи. Выявить перспективы ИКТ в расширении многостороннего экономического сотрудничества по обеспечению функционирования транспортных коридоров. Методология. В статье использовались диалектический и системный подходы к изучению процессов внедрения ИКТ в экономику ЕАЭС и региональных соседей. Результаты. Анализ внедрения современных информационных технологий показал невысокую степень оптимизации логистических маршрутов по обеспечению транзита через страны ЕАЭС. Не прослеживается существенного влияния ИКТ на процессы дальнейшей интеграции в рамках сопряжения строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Причины, тормозящие процесс введения информационных технологий на транспорте по всей территории союза, состоят в технологическом отставании стран ЕАЭС от развитых государств и неравномерном цифровом обеспечении экономики. Выводы. В выработке стратегии экономического развития транзитных коридоров Евразии ключевую роль будут играть российские технологические разработки по цифровизации и успешный опыт Белоруссии по внедрению ИКТ на транспорте. Решение задачи выхода России, Белоруссии и Казахстана на мировой цифровой рынок улучшит интеграционные связи и обеспечит другим странам - членам ЕАЭС субъектный статус в цифровом мире. Транспортно-логистическая инициатива Шелкового пути и интеграционные проекты ЕАЭС должны стать взаимодополняющими проектами, при решающей роли цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадабаева Зарина Абдурахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistics Markets Transformation in the Eurasian Space in the Context of Digital Technology Implementation

Aim. This study aims to analyze and assess the potential of information and communications technology (ICT) for facilitating economic growth and further integrating member states of the Eurasian Economic Union (EEU) and the Eurasian region. Tasks. The authors evaluate prospects of ICT for expanding multilateral economic cooperation in the operation of transport corridors. Methods. This study uses dialectical and systematic approaches to examine the processes of ICT implementation in the economies of the EEU and its regional neighbors. Results. An analysis of modern informationtechnology implementation shows low optimization of transit logistics through the EEU member states and no significant effects of ICT on further integration in the context of the construction of the Silk Road Economic Belt and the EEU. ICT implementation in transport vehicles across Eurasia is hindered by the technological inferiority of the EEU member states compared with developed countries and by the uneven digitalization of economy. Conclusion. Russian technological developments in the field of digitalization and successful practices of ICT implementation in transport vehicles in Belarus will play a key role in the development of a strategy for the economic development of Eurasian transit corridors. Solving the problem of Russia, Belarus, and Kazakhstan's entry in the global digital market will improve the integration of EEU member states and provide other EEU members with a subjective status in the digital world. The transport and logistics initiative of the Silk Road and the integration of the EEU member states should become mutually reinforcing projects, with the digital economy playing a leading role.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тр нсформ ция логистических рынков н евр зийском простр нстве в условиях внедрения цифровых технологий

Logistics Markets Transformation in the Eurasian Space in the Context of Digital Technology Implementation

УДК 339.9:004

> <

Дадабаева Зарина Абдурахмановна

ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН (Москва), доктор политических наук 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 42А

Zarina A. Dadabaeva

Institute of Economics of RAS

Novocheremushkinskaya Str. 42a, Moscow, Russian Federation, 117418

Цель. Проанализировать возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для стимулирования экономического роста и дальнейшей интеграции стран ЕАЭС и евразийского региона.

Задачи. Выявить перспективы ИКТ в расширении многостороннего экономического сотрудничества по обеспечению функционирования транспортных коридоров. Методология. В статье использовались диалектический и системный подходы к изучению процессов внедрения ИКТ в экономику ЕАЭС и региональных соседей. Результаты. Анализ внедрения современных информационных технологий показал невысокую степень оптимизации логистических маршрутов по обеспечению транзита через страны ЕАЭС. Не прослеживается существенного влияния ИКТ на процессы дальнейшей интеграции в рамках сопряжения строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Причины, тормозящие процесс введения информационных технологий на транспорте по всей территории союза, состоят в технологическом отставании стран ЕАЭС от развитых государств и неравномерном цифровом обеспечении экономики. Выводы. В выработке стратегии экономического развития транзитных коридоров Евразии ключевую роль будут играть российские технологические разработки по цифровизации и успешный опыт Белоруссии по внедрению ИКТ на транспорте. Решение задачи выхода России, Белоруссии и Казахстана на мировой цифровой рынок улучшит интеграционные связи и обеспечит другим странам — членам ЕАЭС субъектный статус в цифровом мире. Транспортно-логистическая инициатива Шелкового пути и интеграционные проекты ЕАЭС должны стать взаимодополняющими проектами, при решающей роли цифровой экономики.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), Евразийский

экономический союз (ЕАЭС), Шелковый путь, Центральная Азия, цифровизация экономики, цифровая трансформация транспорта, интеграция

Для цитирования: Дадабаева З. А. Трансформация логистических рынков на евразийском пространстве в условиях внедрения цифровых технологий // Экономика и управление. 2018. № 8 (154). С. 29-36.

Aim. This study aims to analyze and assess the potential of information and communications technology (ICT) for facilitating economic growth and further integrating member states of the Eurasian Economic Union (EEU) and the Eurasian region.

Tasks. The authors evaluate prospects of ICT for expanding multilateral economic cooperation in the operation of transport corridors. Methods. This study uses dialectical and systematic approaches to examine the processes of ICT implementation in the economies of the EEU and its regional neighbors. Results. An analysis of modern information-technology implementation shows low optimization of transit logistics through the EEU member states and no significant effects of ICT on further integration in the context of the construction of the Silk Road Economic Belt and the EEU. ICT implementation in transport vehicles across Eurasia is hindered by the technological inferiority of the EEU member states compared with developed countries and by the uneven digitalization of economy. Conclusion. Russian technological developments in the field of digitalization and successful practices of ICT implementation in transport vehicles in Belarus will play a key role in the development of a strategy for the economic development of Eurasian transit corridors. Solving the problem of Russia, Belarus, and Kazakhstan's entry in the global digital market will improve the integration of EEU

Индекс сетевой готовности в постсоветских странах*

Страна Место в 2017 г. Индекс развития ИКТ в 2017 г. Место в 2016 г. Индекс развития ИКТ в 2016 г. Место в 2015 г. Индекс развития ИКТ в 2015 г.

Беларусь 32 7,55 31 7,26 33 7,02

Россия 45 7,07 43 6,95 42 6,79

Казахстан 52 6,79 52 6,57 52 6,52

Молдова 59 6,45 68 5,75 67 5,60

Азербайджан 65 6,20 58 6,28 55 6,23

Грузия 74 5,79 72 5,59 72 5,33

Армения 75 5,76 71 5,60 71 5,34

Украина 79 5,62 76 5,33 76 5,21

Узбекистан 95 4,90 110 4,05 110 3,76

Кыргызстан 109 4,37 113 3,99 108 3,85

> <

* Без стран Прибалтики, Таджикистана и Туркменистана. Источник: [2, p. 77].

member states and provide other EEU members with a subjective status in the digital world. The transport and logistics initiative of the Silk Road and the integration of the EEU member states should become mutually reinforcing projects, with the digital economy playing a leading role.

Keywords: information and communications technology, Eurasian Economic Union, Silk Road, Central Asia, economic digitalization, digital transformation of transportation, integration

Citation: Dadabaeva Z.A. Transformatsiya lo-gisticheskikh rynkov na evraziyskom prostrans-tve v usloviyakh vnedreniya tsifrovykh tekh-nologiy [Logistics Markets Transformation in the Eurasian Space in the Context of Digital Technology Implementation]. Ekonomika i Up-ravlenie, 2018, no. 8 (154), pp. 29-36.

Развитие ИКТ в странах ЕАЭС

Географическое положение евразийских стран определило особенности развития транспортных путей и каналов связи между государствами. Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение технических решений — это важнейшие факторы, играющие ключевую роль в развитии и высвобождении реального экономического потенциала стран.

Как известно, информационные технологии (ИТ) относятся к сектору, который занимается защитой, обработкой, передачей и извлечением информации, обеспечивая максимальную эффективность и производительность различных отраслей экономики. «Единый цифровой рынок — это рынок, в котором устраняются местные, региональные и глобальные барьеры для доступа к электронным услугам и информации и который позволяет процветать экономике в цифровой форме и обществу, независимо от страны расположения» [1].

В условиях цифровизации под дальнейшей интеграцией ЕАЭС и встраиванием в транспорт-но-логистические инициативы мы понимаем совместные проекты по переводу различных отраслей на новый технологический уклад с использованием совместных российско-белорусских, российско-казахстанских и белорусско-казахстанских научных разработок. Для понимания ситуации с внедрением ИКТ во все сферы жизнедеятельности стран ЕАЭС и их вступлением в единую мировую цифровую систему следует подчеркнуть, что они находятся на разных уровнях экономического и технологического развития. Комбинированные показатели индекса развития ИКТ в сфере развития и внедрения ИКТ на постсоветском пространстве представлены в табл. 1.

Наиболее развитые страны — Белоруссия, Россия и Казахстан — уже обладают основными элементами самостоятельной системы ИКТ. При этом региональным лидером в развитии ИКТ является Белоруссия, которая занимает место в третьей десятке среди 175 стран мира. «Лидирует в мире по развитию ИКТ уже второй год Южная Корея (значение индекса — 8,84), на втором месте — Исландия (8,83), третье место у Дании — 8,74. На последних местах рейтинга — африканские государства Чад (174-е место и индекс 1,09) и Нигер (175-е место, 1,07)» [3]. Вместе с тем из стран ЕАЭС по показателю индекса внедрения цифровых технологий Белоруссия находится на предпоследнем месте (перед Киргизией), что свидетельствует о наличии проблем со спросом на доступ к широкополосному Интернету [4, с. 151].

Азербайджану, Армении, Грузии и Украине для достижения экономического потенциала ИКТ необходимо увеличить возможности своих научно-исследовательских центров и активно

Количество абонентов сетей сотовой подвижной связи в странах СНГ (на конец года в расчете на

100 человек населения)

Страна 2000 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Азербайджан 5,3 99,0 104,6 107,3 112,2 105,7

Армения 0,5 103,3 110,9 114,8 115,3 114,8

Беларусь 0,5 109,0 117,4 120,3 120,5 120,1

Казахстан 0,6 118,9 178,2 165,4 150,0 143,5

Кыргызстан 0,2 96,3 116,6 128,3 116,3 115,8

Молдова 3,0 88,9 124,5 122,9 121,7 124,7

Россия 2,2 166,4 193,3 190,8 193,8 197,8

Таджикистан 0,02 77,9 91,8 95,1 98,6 106,7

Туркменистан * 0,2 63,4 116,9 135,8 145,9 157,7

Узбекистан* 0,2 75,5 74,3 73,8 73,3 77,3

Украина* 1,7 118,2 138,0 143,0 142,5 133,7

> <

* По данным Международного союза электросвязи. Источник: [5, с. 592].

продолжать реформы в этой области. Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан имеют большой потенциал для развития ИКТ, но им необходимы инвестиции в подготовку кадров с базовыми компетенциями в цифровой экономике, разработку своих технологических решений и прозрачная нормативно-правовая база в этой сфере.

Начиная с 2000-х гг. значительные достижения рынка ИКТ показали, что они занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов хозяйственной деятельности. Современный информационно-коммуникационный сектор достиг наибольшего развития на рынке услуг, базирующемся на фиксированной, мобильной, спутниковой связи и передаче данных через Всемирную сеть. По сравнению с началом нынешнего века значительного прогресса в развитии мобильной связи достигли и страны СНГ (табл. 2).

Цифровая трансформация отраслей и рынков предполагает вывод интеграционных отношений на новый уровень. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), в частности, предлагает идею внедрения регулятивных «песочниц» ЕАЭС, что крайне важно в условиях перехода нормативно-правовой базы в цифровой формат. Как считают в ЕЭК, «регулятивная "песочница" в союзе должна стать средой для экспериментирования и моделирования. В ней можно создавать временные регулятор-ные рамки, чтобы снижать риски тестирования для пилотных проектов, выстраивать более тесное взаимодействие между регуляторами и инноваторами, обмениваться опытом, лучшими практиками и подходами» [6].

В рамках формирования цифрового пространства активно обсуждаются вопросы электронных (цифровых) транзитных транспортных коридоров ЕАЭС на базе интеллектуальной транс-

портной системы, которая охватывала бы все виды транспорта. Такие системы являются логической цепочкой взаимодействия производителя и потребителя, включая транспортировку и сервисные услуги. Цифровизация позволяет координировать проекты транспортных артерий, она может существенно увеличить их эффективность и даже стать локомотивом для экономик ЕАЭС. Принципы цифровой экономики способствуют качественному росту цифровых услуг, появлению новых транспортных коопераций между странами. Например, в исследовании [7, с. 9], проведенном на примере Иркутской области, показана зависимость использования полноценного поля сотовой связи от людности региона. Как подчеркивают авторы, потоково-сетевые центры сконцентрированы не только в наиболее заселенных регионах, но и вдоль железнодорожных магистралей: «Среди них выделяются линии электросвязи, проложенные вдоль Транссибирской (Иркутск-Тайшет) и Байкало-Амурской (Тайшет-Хребтовая)» [Там же]. А это, на наш взгляд, показывает и обратную зависимость, состоящую в возрастании информационного потока при увеличении количества и качества железнодорожных, а также автомобильных трасс.

С 2017 г. в России проводится комплексная доработка информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов за счет модернизации технологий контроля начисления, уплаты и перечисления таможенных платежей, что уже позволило сократить срок выпуска товаров и в режиме реального времени оплачивать таможенные платежи. Активно применяется единый лицевой счет участника ВЭД «для централизованного учета денежных средств плательщика. Появилась возможность использовать электронные банковские гаран-

^ тии. В дальнейшем планируется активно ис-

ш пользовать услугу "Лицевой счет" Личного

X кабинета участника ВЭД» [8, с. 6-7].

ш В Белоруссии с 2016 г. успешно внедряет-

^ ся инициатива по созданию цифровых транс-

^ портных коридоров, что позволило упростить

х таможенные формальности и сократить время

ш совершения таможенных операций по автома-

^ тическому выпуску товаров, помещаемых под

^ таможенные процедуры экспорта, импорта и

>

< транзита. «В первом квартале 2018 г. бело-^ русскими таможенниками в автоматическом

< режиме выпущено свыше 19 тыс. экспорт-!= ных деклараций. Это 16,5 % от общего числа ^ оформленных экспортных деклараций, что на 5 6 тыс. больше аналогичного периода 2017 г. ... 2 среднее время оформления с момента принятия электронного документа информационной системой до автоматического выпуска товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, в среднем составляет 1-2 минуты» [9]. Имеется и потенциал для дальнейшего развития. Представляется, что этот опыт можно активно внедрять на всем пространстве ЕАЭС, что будет способствовать развитию новых логистических рынков.

Положительную роль сыграло введение электронного паспорта транспортного средства и создание информационных баз данных лекарственных средств. Происходит внедрение механизма мониторинга прослеживаемости по территории союза «на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС в рамках одной товарной группы и проектах по мониторингу транзитных перевозок через территорию стран — членов ЕАЭС, перевозимых с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта, с помощью навигационных пломб (интеллектуальных трекеров)» [10]. В качестве положительных результатов следует упомянуть также введение идентификации и маркировки отдельных видов товаров (пилотный проект маркировки контрольными (идентификационными) знаками шуб и меховых изделий), создание Евразийской сети промышленной кооперации и Евразийской сети трансфера технологий.

Влияние китайских широтных инициатив на динамику развития инфраструктуры ИКТ в странах ЕАЭС

Несмотря на динамично развивающийся информационно-коммуникационный сектор, перед странами ЕАЭС и их соседями по региону остается серьезная проблема инфраструктурного сегмента внедрения ИКТ, предназначенного в том числе для диверсификации торговых маршрутов. Как уже было сказано, в настоящее время Киргизия, Армения (участники ЕАЭС), Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан (со-

седи по региону) еще отстают от мировых трендов, что обусловлено экономическими, политическими и социальными особенностями этих стран. Но, по справедливой оценке экспертов, именно страны — члены ЕАЭС можно рассматривать в качестве наиболее перспективных с точки зрения развития транспортных коридоров из Китая в Европу [11, с. 9].

Это особенно актуально в связи с тем, что транспортные маршруты Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП) неравномерно затрагивают соседние с ЕАЭС страны региона. В той или иной мере Центральный коридор, направленный на соединение Европы с Китаем, проходит через три страны Центральной Азии — Туркмению, Узбекистан и Киргизию. Казахстан входит в проект Северного коридора. А вот еще одна региональная страна, Таджикистан (потенциальный кандидат на вхождение в ЕАЭС), пока или незначительно, или совсем не участвует в этих проектах [12, с. 173].

В связи с этим, на наш взгляд, возникает потребность в создании в ЕАЭС Единой системы транспортно-инфраструктурных проектов на новом технологическом уровне с участием всех стран-соседей в центральноазиатском направлении. Представляется, что такие проекты могут стать более прочной интеграционной основой и практической реализацией создания инфраструктурных объектов, при соблюдении паритета интересов всех заинтересованных стран.

Конечно, как и в случае с любым другим проектом, для достижения этой цели потребуются дополнительные финансовые вложения со стороны России, Белоруссии и Казахстана, как стран — лидеров ЕАЭС. Они совместно с центральноазиатскими партнерами могут создать Единый центр по реализации идеи эффективного перехода стран к электронной инфраструктуре и другим цифровым проектам. В ЕЭК это понимают и постепенно переходят к реализации «Концепции создания и функционирования Евразийской сети трансфера технологий (ЕСТТ)». ЕСТТ призвана диверсифицировать логистические цепочки и создать в ЕАЭС эффективную инновационную инфраструктуру для обеспечения конкурентоспособности продукции.

Усилить сотрудничество в этой сфере следует в том числе потому, что существует весьма высокая вероятность того, что выполнение стратегических планов ЭПШП может сделать Китай не только экономическим, но и идейным лидером стран центральноазиатского региона и отодвинет ЕАЭС на вторую роль в решении региональных проблем. Интересы Китая по развитию транспортно-логистической инфраструктуры государств тесно переплетаются с интересами стран Центральной Азии (ЦА) по

развитию своего экономического пространства. Но при таком раскладе государства региона окажутся перед безальтернативным выбором в пользу Китая, что негативно скажется на дальнейшей интеграции ЕАЭС.

Однако существует и другое мнение по поводу китайской широтной инициативы. В странах ЕАЭС и ЦА понимают риски возможной экономической трансформации в сторону китайского поглощения. В таком случае инициатива ЭПШП может способствовать укреплению ЕАЭС (в которую входит три страны ЦА). Российский бизнес, между тем, достаточно осторожно выражает свою заинтересованность в участии в экономическом «Шелковом пути». С одной стороны, бизнесмены не хотят лишиться доступа к участию в крупных инвестиционных проектах на территории ЦА и потерять новые возможности, с другой, опасаясь «выдавливания» (в первую очередь со стороны Китая) и возможных инвестиционных потерь, они не спешат с крупными капиталовложениями.

Китай, в отличие от России, обладает более продвинутыми информационными технологиями и инструментами продвижения своих интересов не только в регионе, но и в мире. КНР, в частности, опирается на цифровую платформу Alibaba group (рыночная капитализация на январь 2018 г. составила 500 млрд долл. США), состоящую из ряда финансовых, логистических, таможенных и других платформ. Россия пока не имеет таких аналогов, что делает ее положение на мировом рынке более уязвимым. Возможно, заключение Торгового соглашения КНР с ЕАЭС (подписано 17 мая 2018 г.) создаст условия для выхода российских цифровых платформ сначала на рынок Китая, а затем и на мировой рынок.

Цифровизация экономики выводит ее на новый технологический уровень, увеличивает прибыль, сокращает издержки и защищает от попыток установления контроля над ней третьей стороной. Она делает все процессы прозрачными и доступными. Решение задачи выхода РФ на мировой цифровой рынок обеспечит и другим членам ЕАЭС субъектный статус в цифровом мире. Перефразируя слова Н. Ротшильда, эксперты подчеркивают: «Кто владеет цифровой платформой, тот владеет миром» [13]. Интеграция в проекты Шелкового пути даст доступ к современным технологиям и финансированию.

При этом транспортно-логический «Шелковый путь» и интеграция ЕАЭС могут стать взаимодополняющими проектами, в которых цифровизации экономики будет отведена значительная роль. Эту мысль подчеркнул первый заместитель премьер-министра Республики

Беларусь В. С. Матюшевский: «С нашей точ- н ки зрения возможен максимальный эффект, ш если мы будем говорить о создании цифро- х вых транспортно-логистических коридоров и ш в первую очередь коридора Запад — Восток» ^ [14]. В таком случае ЦА становится ядром от- ^ ношений ЕАЭС и КНР в рамках инициативы «Один пояс — один путь». ш

Инвестиционное сотрудничество стран ^ ЕАЭС, особенно России, с республиками ЦА, ^ в отличие от Китая, в настоящее время нельзя < назвать полноценным. И связано это в том ^ числе с пространственными дисбалансами эко- < номического развития самой России. Создание <= транзитных транспортных коридоров с Китаем к может помочь и в их преодолении, и в разви- 5 тии инфраструктуры. Такая позиция уклады- 2 вается в государственную политику развития РФ. Президент России В. В. Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 г. предложил развернуть масштабную программу пространственного развития страны, включая развитие городов и других населенных пунктов, и, как минимум, удвоить расходы на эти цели в предстоящие 6 лет.

Но России также важно иметь свой план по цифровому и экономическому развитию Евразии с центром в ЦА. Не имея собственных крупных инвестиционных проектов и планов по их совместному внедрению на территории ЦА, она рискует столкнуться с интересами стран региона в формировании их собственного источника транзитных доходов при реализации ЭПШП. Если Россия не активизирует свою экономическую политику в центральноазиат-ском регионе, то она может оказаться в стороне от формирующегося цифрового пространства в регионе.

Заместитель министра коммерции КНР Фан Айцин заявил, что за 8 месяцев 2016 г. товарооборот Китая со странами, расположенными вдоль ЭПШП и МШП (Морской шелковый путь), превысил 600 млрд долл. США, составив 26% от общего внешнеторгового оборота [15]. За 2013-2016 гг. Китай инвестировал в экономику 60 государств ЭПШП более 60 млрд долл. через различные финансовые учреждения, что составило 40% от общего объема китайских капиталовложений за рубежом [16, с. 92]. Например, «при финансовой поддержки китайских банков в Республике Беларусь реализуется и уже реализовано 27 крупных инфраструктурных проектов в области транспорта, энергетики, промышленности на сумму более 7 млрд долл.» [17].

Территорию ЕАЭС при любых сценариях пересекут основные магистрали Шелкового пути, и для России важно влиться в движение по внедрению китайской инициативы вовремя и полноценно.

^ Роль цифровизации в осуществлении ш свободного транзитного перемещения х грузов в ЕАЭС

^ Важной проблемой для стран ЕАЭС при пере-^ мещении товаров из стран ЕС стали санкции,

1 принятые Евросоюзом в отношении РФ, и ш российские контрсанкции. Партнеры РФ по ™ союзу оказались в сложной ситуации при осу-^ ществлении своей внешнеторговой деятель-

< ности. Показателен пример транзита в Казах-^ стан некоторых товаров, запрещенных к ввозу

< в РФ, что побудило казахскую сторону решать |= проблему в обход России, используя один из ^ вариантов Шелкового пути (кавказский тран-5 зитный коридор). Практически это одна из

2 линий Нового Шелкового пути, обслуживающая грузопотоки между Китаем и Европой. Казахстану, как стране ЕАЭС, важна возможность не столько вести торговлю с Европой в обход России, сколько участие в транзите и формирование своего торгового пути как составной части ЭПШП.

В странах ЕАЭС понимают, что от развития интеллектуальных транспортных и логистических систем будет зависеть в том числе конкурентоспособность. И в первую очередь это касается транспортно-логистических направлений. По оценкам экспертов, логистическая составляющая в каждом конечном продукте в российской экономике составляет в среднем около 20%. При этом затраты на логистику сильно варьируются. В чисто цифровых продуктах, поставляемых в Интернете, они составляют небольшую долю, возрастая до 60% в цене энергоносителей и подобных им товаров [18, с. 75].

Эффективная логистика зависит от реализации инфраструктурных проектов и цифровой трансформации транспорта, основой которого становится цифровая железная дорога: инновационные технологии позволяют увеличивать пропускную способность существующих железных дорог примерно на 50% при двукратном снижении стоимости перевозки. При этом будет происходить одновременная цифровизация взаимодействия со смежными видами транспорта, включая автомобильный и морской.

К концу 2019 г. в РФ планируется запустить единую цифровую платформу транспортного комплекса, включающего все виды транспорта на основе сервисов «Платон» и РЖД. Все сервисы платформы должны быть реализованы по принципу «одного окна», где можно будет отслеживать перемещение груза, получать все необходимые документы в электронном виде, юридически значимом для налоговых и таможенных служб. Унификация транспортно-логистических цепочек на одной платформе играет важную роль как для государства, так и для бизнеса. Уже созданы единая электронная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пломба для грузоотправителей и грузоперевоз-чиков, обеспечивающая передачу информации в единую систему и полностью электронное декларирование с применением технологии блокчейн [19]. Последняя позволяет контролировать стадии движения груза на единой электронной карте и отгрузку товара в реальном времени.

Для привлечения грузоотправителей актуально внедрение автоматической системы слежения за продвижением груза в виде так называемых статусов, которые позволяют накапливать информацию и анализировать проблемные места, тем самым информировать клиентов о любых изменениях. Статус «Доставлено», выставленный транспортной компанией после фактической сдачи товара клиенту, позволяет грузоотправителю иметь необходимую информацию в тех случаях, когда требуется логистическое обслуживание высокого качества. Статус «Задержка» позволяет своевременно проинформировать клиента для принятия мер по недопущению срыва срока поставки товара. В настоящее время статусы довольно эффективно используются при перемещении товаров с помощью Почты России. Формат взаимодействия «заказчик — перевозчик» на основе информационных технологий позволяет экономить время и деньги, снизить риски компаний.

1. Несмотря на существующие проблемы и сложности, мы положительно оцениваем перспективы использования ИКТ в транспортных коридорах Евразии. Новые технологии способны принести реальные положительные результаты как странам — членам ЕАЭС, так и соседям по региону.

2. Внедрение ИКТ в ЕАЭС открывает широкий доступ к глобальным рынкам и повышению конкурентоспособности микро-, малых и средних предприятий.

3. Использование современных цифровых транспортно-логистических маршрутов обеспечит инфраструктурное развитие государств, привлечет крупные инвестиции, повысит эффективность транзитного потенциала и, наконец, позволит странам полноценно включиться в мировую цифровую экономику.

Литература

1. Навас-Сабатер Х. Перспективы получения цифровых дивидендов в Евразийском экономическом союзе (Москва, 27 октября. 2017 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/dmi/workgroup/Documents/2016-10-27/Na-vas-Sabater%20J._WB%20Digital%20Dividends%20 for%20EAEU-Digital%20Agenda.pdf (дата обращения: 20.05.2018).

2. Measuring the Information Society Report 2016. Geneva: International Telecommunication Union, 2016. 258 p.

3. Бывший СССР в ИКТ-рейтинге МСЭ: половина стран топчется на месте. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/byivshiy-sssr-v-ikt-reytinge-mse-polovina-stran-topchetsya-na-meste/ (дата обращения: 09.05.2018).

4.Дорошевич М., Соколова М. «Цифровая трансформация»: в какой степени страна к ней готова? // Белорусский ежегодник. 2017. С. 151-160.

5. Содружество Независимых государств в 2016 г.: стат. ежегодник. М.: Статкомитет СНГ, 2017. 629 с.

6. ЕЭК приступила к разработке Соглашения о регулятивных «песочницах» в ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/26-04-2018-1.aspx/ (дата обращения: 20.05.2018).

7. Блануца В. И., Черепанов К. А. Географическое изучение региональных информационных потоков: основные направления и новые подходы // Региональные исследования. 2018. № 1 (59). С. 4-12.

8. Макарова Р. Н. Основные нововведения таможенного кодекса Евразийского экономического союза в части администрирования таможенных платежей: доклад на заседании Общественно-консультативного совета при Сибирском таможенном управлении от 16.11.2017. Новосибирск, 2017. 7 с.

9. В первом квартале 2018 года 19 тысяч экспортных деклараций оформлено за 1-2 минуты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.gov.by/ru/ news1-ru/view/v-pervom-kvartale-2018-goda-19-tysjach-eksportnyx-deklaratsij-oformleno-za-1-2-minuty-6396-2018/ (дата обращения: 09.05.2018).

10. Вопросы архитектуры системы прослеживаемости товаров ЕАЭС, маркировки меховых изделий и создания Евразийской сети трансфера технологий обсудили на Совете ЕЭК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/30-03-2018-4.aspx (дата обращения: 09.05.2018).

11. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути» / 2-е изд. под науч. ред. П. А. Кадочникова, В. Ю. Сала-матова, А. Н. Спартака. М.: ITI, 2016. 200 с.

12. Дадабаева З. А. Расширение ШОС: новые возможности и новые риски // Мир перемен. 2017. № 3. С. 159-173.

13. Силаев Н. Ю., Кузьмина Е. М., Лисоволик Я. Д. Цифра и шелк. Перспективы Евразийского союза. [Электронный ресурс]. URL: http://pltf.ru/2018/ 02/08/cifra-i-shelk-perspektivy-evrazijskogo-sojuza/ (дата обращения: 20.05.2018).

14. Подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/17-05-2018-5.aspx (дата обращения: 20.05.2018).

15. Букеева А. Как Казахстан развивает транзит из Китая и что ему мешает. [Электронный ресурс]. URL: https: //forbes. kz/finances/markets/popast_ vkoleyu_1/?utm_source=forbes&utm_medium=mlt_ articles&utm_campaign=119063 (дата обращения: 09.05.2018).

16. Тавгень Е. О. Привлекательность инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» для Евразийского экономического союза // Новые горизонты — 2017: сб. мат-лов IV Белорусско-ки тайского молодежного инновационного форума: в 2 т. Т. 2.

(г. Минск, 2-3 ноября 2017 г.). Минск: Изд-во <

БНТУ, 2017. С. 90-92. ^

17. О кредитно-инвестиционном сотрудничестве Бела- ^ руси и Китая. [Электронный ресурс]. URL: http:// ч china.mfa.gov.by/ru/invest/ (дата обращения: □= 20.05.2018). 2

18. Куприяновский В. П., Евтушенко С. Н., Дунаев х О. Н., Бубнова Г. В. [и др.]. Правительство, про- х мышленность, логистика, инновации и интеллек- ш туальная мобильность в цифровой экономике // m Современные информационные технологии и ИТ- 5 образование. 2017. Т. 13, № 1. С. 74-96. >

19. Гурьянов С. Путину показали последние достиже- 2 ния в транспортной сфере. [Электронный ресурс]. н URL: https://vz.rU/news/2018/3/5/911180.html < (дата обращения: 20.05.2018). с=

к

X

References

о

ш

1. Navas-Sabater J. Prospects for obtaining digital H dividends in the Eurasian Economic Union Moscow, October 27, 2017. Available at: http://www.eur-asiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Docu-ments/2016-10-27/Navas-Sabater%20J._WB%20 Digital%20Dividends%20for%20EAEU-Digital%20 Agenda.pdf. Accessed 20.05.2018. (in Russ.).

2. Measuring the information society report 2016. Geneva: International Telecommunication Union.

2016. 258 p. Available at: https://www.itu.int/en/ ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2016/ MISR2016-w4.pdf.

3. Former USSR in the ICT-rating of ITU: Half of the countries are trampling on the spot. Available at: https://digital. report/byivshiy-sssr-v-ikt-reytinge-mse-polovina-stran-topchetsya-na-meste/. Accessed 09.05.2018. (in Russ.).

4. Doroshevich M., Sokolova M. "Tsifrovaya transfor-matsiya": v kakoy stepeni strana k ney gotova? ["Digital transformation": To what extent is the country ready for it?]. Belorusskiy ezhegodnik,

2017, pp. 151-160.

5. Sodruzhestvo Nezavisimykh gosudarstv v 2016 g.: stat. ezhegodnik [Commonwealth of Independent States in 2016: Stat. yearbook]. Moscow: The CIS Statistical Committee, 2017. 629 p.

6. The EEC started the development of the Agreement on regulatory "sandboxes" in the EAEU. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pa-ges/26-04-2018-1.aspx/. Accessed 20.05.2018. (in Russ.).

7. Blanutsa V. I., Cherepanov K. A. Geograficheskoye izucheniye regional'nykh informatsionnykh potokov: osnovnyye napravleniya i novyye podkhody [Geographical study of regional information flows: Main directions and new approaches]. Regional'nyye issle-dovaniya, 2018, no. 1 (59), pp. 4-12.

8. Makarova R. N. Main innovations of the customs code of the Eurasian Economic Union in the part of administering customs payments. Report at a meeting of the Public Advisory Board under the Siberian Customs Administration of 16.11.2017. Novosibirsk, 2017. 7 p.

9. In the first quarter of 2018, 19 thousand export declarations were issued in 1—2 minutes. Available at: http://www.customs.gov.by/ru/news1-ru/view/v-pervom-kvartale-2018-goda-19-tysjach-eksportnyx-dek-laratsij-oformleno-za-1-2-minuty-6396-2018/. Accessed 09.05.2018. (in Russ.).

10. The issues of the architecture of the traceability system of goods of the EAEU, the marking of fur

> <

products and the creation of a Eurasian transfer network of technology were discussed at the Council of the EEC. Available at: http://www.eurasiancom-mission.org/ru/nae/news/Pages/30-03-2018-4.aspx. Accessed 09.05.2018. (in Russ.).

11. Kadochnikov P. A., Salamatov V. Yu., Spartak A. N., eds. Ekonomicheskiy poyas Evraziyskoy integratsii: doklad o putyakh realizatsii proyekta sopryazheniya integratsii Evraziyskogo ekonomi-cheskogo soyuza i Ekonomicheskogo poyasa "Shelkovogo puti" [The Economic zone of the Eurasian integration: A report on the ways of implementing the integration project of the integration of the Eurasian Economic Union and the Economic zone of the "Silk road"]. Moscow: ITI, 2016. 200 p.

12. Dadabayeva Z. A. Rasshireniye SHOS: novyye voz-mozhnosti i novyye riski [SCO expansion: New opportunities and new risks]. Mir peremen, 2017, no. 3, pp. 159-173.

13. Silayev N. Yu., Kuz'mina E. M., Lisovolik Ya. D. Digit and silk. Perspectives of the Eurasian Union. Available at: http://pltf.ru/2018/02/08/cifra-i-shelk-perspektivy-evrazijskogo-sojuza/. Accessed 20.05.2018. (in Russ.).

14. The Agreement on trade and economic cooperation between the EAEU and PRC has been signed. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/17-05-2018-5.aspx. Accessed 20.05.2018. (in Russ.).

15. Bukeyeva A. How Kazakhstan develops transit from China, and what prevents it. Available at: https:// forbes .kz/finances/markets/popast_vkoleyu_1 /?utm_ source=forbes&utm_medium=mlt_articles&utm_ campaign= 119063. Accessed 09.05.2018. (in Russ.).

16. Tavgen' E. O. Privlekatel'nost' initsiativy «Ekonomicheskiy poyas SHelkovogo puti» dlya Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Attractiveness of the initiative "Economic belt of the Silk Road" for the Eurasian Economic Union]. In: Novyye gorizonty — 2017. Sb. mat. IV Belorussko-kitayskogo molodezh. innovatsionnogo foruma (Minsk, 2-3 noyabrya 2017 g.]. V2 t. [New horizons - 2017. Proc. 4th Belarusian-Chinese youth innovation forum (Minsk, 2-3 Nov. 2017). In 2 vols.]. Minsk: Belarusian Nat. Techn. Univ., 2017, vol. 2, pp. 90-92.

17. On credit and investment cooperation between Belarus and China. Available at: http://china.mfa. gov.by/ru/invest/. Accessed 20.05.2018. (in Russ.).

18. Kupriyanovskiy V. P., Evtushenko S. N., Dunayev O. N., Bubnova G. V. et al. Pravitel'stvo, promyshlennost', logistika, innovatsii i intellektual'naya mobil'nost' v tsifrovoy ekonomike [The government, industry, logistics, innovations, and intellectual mobility in the digital economy]. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii i IT-obrazovaniye, 2017, vol. 13, no. 1, pp. 74-96.

19. Gur'yanov S. Putin was shown the latest achievements in the transport sphere. Available at: https:// vz.ru/news/2018/3/5/911180.html. Accessed 20.05.2018. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.