ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2023. № 2
Молчанова Наталья Петровна
докт. экон. наук, доцент, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.
Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)
НОВЫЕ АСПЕКТЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ОПЫТ ЕАЭС)
Molchanova Natalia P.
Doctor of Economical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Global Studies, Lomonosov Moscow State University.
Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (Building B) [email protected]
NEW ASPECTS OF EURASIAN INTEGRATION (EAEU EXPERIENCE)
Аннотация. Успешным примером развития региональных интеграционных процессов на экономическом пространстве Евразии является функционирование государств в составе ЕАЭС. Анализ структуры хозяйства стран-членов приводит к выводу о приоритетной роли промышленности и торгово-экономических связей для укрепления позиций ЕАЭС на международной арене. Обосновывается необходимость роста макроэкономических показателей (объемов производства и услуг, внешнего экспорта и взаимной торговли) и активности административно-территориальных образований для поиска надежных партнеров в условиях сохраняющихся антироссийских санкций в целях укрепления межгосударственного сотрудничества. Предлагается более предметное применение научного инструментария страноведения для выявления перспектив развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. Сформулированы рекомендации о необходимости углубленного изучения отдельных стран, их природно-ресурсных характеристик, особенностей размещения населения, располагаемого экономического потенциала и его важнейших элементов. Дальнейшие региональные научные исследования целесообразно сконцентрировать на выявлении ресурсных возможностей и факторов конкурентоспособности территорий для поиска перспективных рыночных ниш и разработке на этой основе мер экономического и финансового регулирования, создания благоприятных условий ведения экономической деятельности и развития международного сотрудничества.
Ключевые слова: Большая Евразия, партнерство, международное разделение труда, региональная интеграция, совокупный экономический потенциал.
Abstract. A successful example of the development of regional integration processes in the economic space of Eurasia is the functioning of the states within the EAEU. An analysis of the economic structure of the member countries leads to the conclusion about the priority role of industry and trade and economic relations in strengthening the position of the EAEU in the international arena. The necessity of the growth of macroeconomic indicators (volumes of production and services, foreign exports and mutual trade) and the activity of administrative-territorial entities in order to find reliable partners in the context of ongoing anti-Russian sanctions in order to strengthen interstate cooperation is substantiated. A more substantive application of the scientific tools of country studies to identify the prospects for the development of integration processes in the Eurasian space is proposed. Recommendations on the need for an in-depth study of individual countries, their natural resource characteristics, population distribution, economic potential and its most important elements have been formulated. Further regional scientific research should be focused on identifying resource opportunities and factors of territorial competitiveness in order to search for promising market niches, and on this basis, develop economic and financial regulation measures, create favorable conditions for economic activity and develop international cooperation.
Keywords: Greater Eurasia, partnership, international division of labor, regional integration, total economic potential.
Введение
В условиях трансформации международных отношений первоочередной задачей быстро растущих экономик стран с формирующимися рынками становится их участие в межгосударственных объединениях. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе (ст. 1) [6]. В ЕАЭС входят развивающиеся страны с рыночной экономикой, и поэтому по мере усиления глобальной неопределенности многократно возрастает вероятность разного рода угроз и рисков экономического характера. Для предотвращения либо смягчения последствий кризисных ситуаций остро востребованы антикризисные меры, реализация которых является прерогативой компетентных органов власти отдельных стран и координационных структур интеграционных союзов. В долгосрочном периоде экономический рост государств-партнеров (стран — членов ЕАЭС) определяется согласованными стратегическими приоритетами [12] и преимущественно зависит от наращивания совокупного экономического потенциала [7]. Данное заключение в полной мере относится к другим интеграционным союзам и активно развивающимся государствам Евразийского континента, национальные интересы которых концентрируются на высоко актуальных, обоюдозначимых векторах технологического, инвестиционного, сельскохозяйственного, инфраструктурного сотрудничества и объективно увязываются с формированием Большого евразийского партнерства. Однако по вопросам
эффективного взаимодействия проблемы сохраняются не только в производстве, но и в торгово-экономической сфере [3].
Видная роль в реализации позитивных устремлений к взаимовыгодному сотрудничеству отводится ЕАЭС, в рамках которого создан проверенный практикой механизм совместной работы пяти дружественных постсоветских стран в течение последних тридцати лет. В современных сложных международных условиях, характеризующихся разрушением традиционных торгово-экономических связей и логистических цепочек в глобальном масштабе, особую актуальность приобретает изучение потенциала каждой из стран — членов ЕАЭС и совокупного потенциала данного интеграционного объединения в целом. Это обусловлено возрастающим значением фактора социально-экономического благополучия членов сообщества, косвенную характеристику которого дает оценка влияния реального подушевого валового внутреннего продукта (ВВП) на ожидаемую продолжительность жизни населения. В России и других странах мира с устойчиво функционирующими экономиками связь между названными показателями «статистически положительная и умеренная» [1, с. 4].
Материалы и методы
В основе исследования лежат общенаучные методы анализа, синтеза и специальные методы компаративного и контент-анализа, экспертных оценок. Базой исследования являются такие области научного знания, как экономическая теория в составе ее основных разделов, а также ре-гионоведение, страноведение, экономическая статистика, инструментарий которых позволяет углубленно рассмотреть особенности эволюции и современное социально-экономическое положение отдельных стран и интеграционных союзов. Исследование основывается на работах классиков экономической науки и применении «золотого правила», согласно которому в политике осуществимость фиксированных целей возможна в случае достижения количественных соответствий между ними и независимыми инструментами [23]. Этот постулат демонстрирует преимущества организованного экономического знания для целей прямого регулирования и административного установления векторов развития экономических систем [18].
Выявленные особенности экономической структуры стран — членов регионального интеграционного объединения подтверждают обоснованность выбора генерального направления развития ЕАЭС — стремление к повышению уровня и качестважизни населения. Эта целевая установка исходит из приоритета общественного блага и основана на идее «доброжелательного социального планировщика», концепт которой позволяет принимать управленческие решения, исходя из ориентира на максимизацию общественного благосостояния [16].
Анализ экономического потенциала ЕАЭС подтверждает обоснованность применения апробированных в мире механизмов прямого и
косвенного государственного регулирования для управления развитием стран-членов и Союза в целом. Данный вывод основывается на усилении функций анализа и синтеза в экономической теории и целесообразности их использования при обеспечении «взаимодополнительности» альтернативных мер для более эффективного достижения целей экономической политики [10, 20]. Результаты, достигнутые Союзом государств в сфере международного сотрудничества, наряду с достоинствами демонстрируют и определенные несовершенства выбранной модели экономического развития.
В начале XXI в. в мировой экономике усугубились проблемы глобальной неопределенности, связанные с разного рода непредвиденными ситуациями: периодически возникающие по разным причинам экономические кризисы, пандемия COVID-19, стремительно распространяющийся экологический кризис [19], возрастающая неустойчивость крупнейших системных банков и др. Неоднородность структурных изменений в экономике усиливается геополитической нестабильностью как дополнительным вызовом для экономической науки вследствие снижения ее возможностей по обеспечению экономической политики релевантными моделями.
Современный период называют «эпохой нелинейности и радикальной неопределенности1» [17]. Он характеризуется повсеместным внедрением информационно-коммуникационных технологий и сетевых взаимодействий и одновременно — неожиданным появлением кризисов нового, шокового типа. Для предстоящих десятилетий велика вероятность учащения рекуррентных локальных шоков разного происхождения. В этой связи экономическим акторам следует обратить внимание на одну отличительную черту нестабильности в будущем: быстрое распространение кризисов и шоков по каналам межфирменных связей [21]. В изменившихся условиях хозяйственной деятельности необходимым условием устойчивого функционирования экономики становится экономическая резильентность, отражающая способности любой системы к выживанию, восстановлению после шоков и адаптации к изменившейся среде [24].
Под влиянием замедляющегося роста объема мирового товарооборота, усиливающегося протекционизма, необратимых климатических изменений происходит трансформация моделей экономик стран — членов ЕАЭС [14]. Расширение санкционного давления со стороны недружественных стран совпало с периодом развития пандемического кризиса и преодоления его последствий. В 2020-х гг. принципиально важным вопросом для ЕАЭС становится поиск долгосрочных векторов международного сотрудничества, приемлемых конструктивных ниш на мировых рынках и в глобальных стоимостных цепочках. В изменяющихся геополитических условиях возрастает значение двусторонних торгово-экономических связей.
1 Термин «неопределенность» трактуется как риски непредсказуемых событий, способных нанести системам различные виды ущерба, масштаб которого не подлежит прогнозированию и не может быть заведомо застрахован [22].
Результаты исследования
Демографический и образовательный потенциал
стран — членов ЕАЭС и Союза в целом
В условиях новой геополитической реальности существует потребность в актуализации стратегических ориентиров развития ЕАЭС. Большая Евразия объединяет отличающиеся по природно-климатическим и экономико-географическим характеристикам страны, обладающие весьма значительными человеческими ресурсами, и именно данное обстоятельство отражает специфику протекающих здесь процессов региональной интеграции. Человеческие ресурсы и отражающие их состояние социально-демографические показатели стран-членов являются основополагающими характеристиками при оценке демографического и образовательного потенциалов ЕАЭС (табл. 1).
Социально-демографические и образовательные характеристики совокупного потенциала стран — членов ЕАЭС весьма представительны. Площадь территории — более 20 млн кв. км (14% мировой суши); численность населения (на конец 2021 г.) — 184 025 тыс. человек, в том числе численность рабочей силы — 93 631 тыс. человек (50,9%). При сравнительно близких показателях по ожидаемой продолжительности жизни при рождении (в интервале от 70 до 72 лет) наблюдается существенная дифференциация коэффициента жизненности населения между странами: более чем в четыре раза (табл. 1). Это свидетельствует о различиях в демографической ситуации в соседствующих государствах и требует акцентирования внимания правомочных структур Российской Федерации и Армении на проблемах воспроизводства населения и поиске инструментов для более активного проведения демографической политики. Ориентацию экономик стран — членов ЕАЭС на развитие промышленного производства и сферы услуг подтверждают данные о соотношении долей городского и сельского населения в общей его численности (табл. 1). Так, по странам — членам ЕАЭС средний показатель удельного веса городского населения (71,9%) существенно выше по сравнению с сельским населением (28,1%).
В странах — членах ЕАЭС первоочередное внимание уделяется формированию и развитию человеческого потенциала. Об этом свидетельствует информация о подготовке специалистов в системах среднего и высшего профессионального образования (табл. 1). Основываясь на показателях численности обучающихся и выпуска специалистов по каждому из государств Союза, приоритетом для молодежи является получение высшего образования. Приведенные к уровню ЕАЭС удельные показатели численности обучающихся в вузах и выпуска специалистов вузами (286 и 61 человек на 10 000 населения соответственно) существенно выше по сравнению с аналогичными показателями по средним профессиональным учебным заведениям (226 и 51 человек на 10 000 населения соответственно). Это имеет решающее значение для повышения результатов
Таблица 1
Демографический и образовательный потенциалы ЕАЭС (2021 г.)
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Итого: ЕАЭС
Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек/процент к итогу 2961,4/1,6 9255,5/5,0 19 503,2/10,6 6747,3/3,7 145 557,6/79,1 184 025,0/100,0
Численность городского населения (на конец года), тыс. человек/процент к общей численности населения 1892,2/63,9 7232,1/78,1 11 991,3/61,5 2389,9/35,4 108 896,4/74,8 132 401,9/71,9
Численность сельского населения (на конец года), тыс. человек/процент к общей численности населения 1069,2/36,1 2023,4/21,9 7511,9/38,5 4357,4/64,6 36 661,2/25,2 51 623,1/28,1
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)/коэффициент жизненности населения, процент* 72,4/106,5 70,2/244,8 71,8/386,3 70,1/57,3
Число образовательных организаций среднего/высшего профессионального образования** 98/59 221/50 724/122 141/60 3239/717 4423/1008
Численность обучающихся в образовательных организациях среднего/высшего профессионального образования в расчете на 10 ООО человек** 108/286 115/273 262/327 148/347 235/279 226/286
Выпуск специалистов из образовательных организаций среднего/высшего профессионального образования в расчете на 10 ООО человек 24/73 36/66 78/92 44/54 50/56 52/61
Численность рабочей силы, тыс. человек/процент к итогу 1296,3/1,4 5047,5/5,4 9256,8/9,9 2680,5/2,9 75 349,9/80,4 93 631,0/100,0
Окончание табл. 1
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Итого: ЕАЭС
Уровень безработицы, процент 15,4 3,9 4,9 5,3 4,8 4,9
Среднемесячная номинальная заработная плата, доллары 405 568 588 228 777 —
Рассчитано по: [11].
* Коэффициент жизненности населения показывает соотношение между рождаемостью и смертностью и характеризует его воспроизводство. Если коэффициент ниже 100%, то население региона естественно убывает, если выше 100%, то увеличивается [11]. "Данные на начало учебного года.
Таблица 2
Экономический потенциал Е АЭС (2021 г.)
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Итого: ЕАЭС
ВВП, млрд долларов/процент к итогу 13,9/0,7 68,2/3,3 197,1/9,5 8,7/0,4 1778,9/86,1 2066,8/100,0
Индекс физического объема ВВП, процент к 2020 г. 105,7 102,3 104,3 106,2 104,7 104,6
Индекс-дефлятор ВВП, процент к 2020 г. 106,9 113,1 113,9 116,0 116,5 116,1
ВВП на душу населения, доллары 4679 7333 10 370 1328 12 196 11 220
Рассчитано по: [11].
производственной деятельности и роста инновационной составляющей выпускаемых продуктов (товаров и услуг) в условиях трансформационных изменений и ускоряющейся цифровизации международной экономики.
Экономический потенциал
стран — членов ЕАЭС и Союза в целом
Анализ макроэкономических показателей функционирования стран — членов ЕАЭС (по состоянию на конец 2021 г.) раскрывает реальные достижения Союза. При рассмотрении экономического потенциала следует учитывать специфические исторические условия, в которых он сформировался в период СССР, а также пространственные закономерности развития национальных хозяйственных комплексов сопредельных постсоветских стран в пореформенный период (с 1990 г. по настоящее время). О состоянии экономического потенциала можно судить по объему производимого ВВП и ряду других макроэкономических показателей, а также в разрезе ведущих отраслей хозяйства. Такой подход позволяет отразить структурные особенности экономического потенциала каждой из стран — членов ЕАЭС и Союза в целом (табл. 2—5). Информация о важнейшем показателе функционирования экономики — ВВП каждой из стран — членов ЕАЭС и в общем по Союзу представлена в табл. 2.
При расчете ВВП по видам экономической деятельности в его структуре по ЕАЭС в целом валовая добавленная стоимость (ВДС) в 2021 г. составила 90,2%, а чистые налоги на продукты — 9,8%. Во внутренней структуре ВДС сфера производства занимала 41,4% (в том числе сельское, лесное и рыбное хозяйство — 4,6%, промышленность — 31,7, строительство — 5,2%); сфера услуг — 58,6% (в том числе оптовая и розничная торговля, ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов — 13,4%); транспорт и складирование, информация и связь — 9,0% [11].
Различия в экономическом потенциале стран — членов ЕАЭС наглядно проявляются в особенностях производства по ключевым отраслям экономики — промышленности и сельскому хозяйству. Структура промышленного и сельскохозяйственного производства по укрупненным видам экономической деятельности в рамках ЕАЭС отражает положение ведущих отраслей материального производства России в данном интеграционном Союзе (табл. 3).
Лидерство промышленности России в Союзе (2021 г.) подтверждается масштабами добычи основных видов полезных ископаемых и их долей в общем объеме по ЕАЭС: угля — 435,3 млн тонн (78,5%), нефти сырой, включая газовый конденсат — 523,1 млн тонн (85,6%), газа природного — 763,4 млрд куб. м (93,3%), концентрата железорудного — 5505,0 тыс. тонн (88,5%), концентрата апатитового — 100,6 млн тонн (79,7%) [11]. Аналогичная картина наблюдается по целому ряду жизненно важных видов продукции обрабатывающей промышленности. Для удовлетворения первичных потребностей населения стран — членов ЕАЭС в России наращивается производство продуктов питания: мяса и субпродуктов пи-
Таблица 3
Промышленность и сельское хозяйство в ЕАЭС (2021 г.)
Итого!
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС
Промышленное производство, млрд долларов/про-
цент к итогу 4,8/0,3 61,3/4,2 88,3/6,2 4,4/0,3 1288,4/89,0 1447,2/100,0
В том числе:
горнодобывающая промышленность и разработ-
ка карьеров, млн долларов/процент к итогу 1,2/0,3 0,7/0,2 42,2/11,6 0,5/0,1 320,4/87,8 365,0/100,0
обрабатывающая промышленность, млн долла-
ров/процент к итогу 3,0/0,3 54,9/5,7 40,2/4,2 3,3/0,4 855,1/89,4 956,5/100,0
электроснабжение, подача газа, пара и воздуш-
ное кондиционирование, млн долларов/процент
к итогу 0,5/0,5 4,7/4,9 5,1/5,2 0,5/0,5 87,5/88,9 98,4/100,0
водоснабжение, канализационная система, конт-
роль над сбором и распределением отходов,
млн долларов/процент к итогу 0,1/0,3 1,0/3,6 0,8/2,8 0,1/0,3 25,4/93,0 27,3/100,0
Продукция сельского хозяйства, млрд долларов/про-
цент к итогу 2,0/1,4 10,3/7,4 17,7/12,8 3,8/2,7 104,7/75,7 138,5/100,0
Сельскохозяйственное производство, млрд единиц
национальной валюты 934 26,1 7515 323 7710 —
В том числе:
растениеводство 469 12,2 4388 170 4465 —
животноводство 465 13,9 3127 153 3245 —
Рассчитано по: [11].
щевых — 8828,2 тыс. тонн (84,4%), изделий колбасных — 2448,2 тыс. тонн (86,8%), рыбы и морепродуктов, включая рыбные консервы — 5505,0 тыс. тонн (95,5%), масел растительных нерафинированных — 6742,7 тыс. тонн (90,2%), муки — 9063,6 тыс. тонн (69,9%), сахара — 5931,2 тыс. тонн (87,8%). Активность предпринимательского сектора можно продемонстрировать объемами выпуска продукции для производственной деятельности: бумаги и картона — 10 403,6 тыс. тонн (95,4%), цемента — 59 668,2 тыс. тонн (73,5%), стали — 81 899,5 тыс. тонн (92,1%), чугуна — 53 784,6 тыс. тонн (93,7%), готового проката — 65 864,7 тыс. тонн (92,5%), электроэнергии — 1159,4 млрд кВт/ч (86,6%) [11]. Об особенностях структуры промышленного и сельскохозяйственного производства стран — членов ЕАЭС можно судить по данным табл. 4.
Масштабы и структура производства продукции промышленности и сельского хозяйства в рамках ЕАЭС свидетельствуют о внимании государственных структур и бизнес сообщества к удовлетворению приоритетных потребностей населения и развивающихся экономик стран-членов. Растущий спрос на товары и услуги отраслей реального сектора в связи с наметившимся «поворотом на глобальный Юг» весьма благоприятствует развитию соответствующих отраслей и повышению коэффициента использования производственных мощностей.
Торгово-экономические отношения
стран — членов ЕАЭС и Союза в целом
Результаты активной производственной деятельности положительно влияют на состояние торгово-экономических отношений Союза (табл. 5). Важным индикатором экономического развития является объем внешней торговли и экспорта товаров во взаимной торговле. В 2021 г. в целом по ЕАЭС объем внешней торговли составил 844,2 млрд долларов, это на 35,1% больше, чем в 2020 г. Уровень доковидного 2019 г. был превышен на 14,7%. Экспорт товаров в страны вне ЕАЭС увеличился за 2021 г. на 44,1%, импорт — на 22,6%. Наибольший вклад в экспорт в страны вне Союза внесли Белоруссия (рост на 47,8%) и Россия (рост на 47%) [2].
Приоритетное внимание исследователями уделяется взаимной торговле товарами2 государств — членов ЕАЭС. Состояние взаимной торговли разносторонне характеризует особенности региональной интеграции. Однако, согласно официальной статистике, в ЕАЭС до настоящего времени преобладают торговые отношения с партнерами за пределами Союза (табл. 5). Удельный вес государств — членов ЕАЭС во взаимной торговле товарами отражает уровень взаимодействия экономик интегрирующихся стран, их торгово-экономическую связанность, акцентирует внимание на экономическом, пространственном и институциональном аспектах. В 2021 г. при общем объеме взаимной торговли товарами между государст-
2 Взаимная торговля товарами — сумма стоимостных объемов экспорта товаров во взаимной торговле [11].
Таблица 4
Структура промышленного и сельскохозяйственного производства в ЕАЭС, % (2021 г.)
Итого:
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС
Промышленное производство, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
горнодобывающая промышленность и разработка
карьеров, млн долларов 24,4 1,2 47,8 11,4 24,8 25,2
обрабатывающая промышленность, млн долларов 63,1 89,4 45,5 75,9 66,4 66,1
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное
кондиционирование, млн долларов 11,5 7,7 5,7 11,5 6,8 6,8
водоснабжение, канализационная система, конт-
роль над сбором и распределением отходов, млн
долларов 1,0 1,7 1,0 1,2 2,0 1,9
Сельскохозяйственное производство 100,0 100.0 100,0 100,0 100,0 —
В том числе:
растениеводство 50,2 46,7 58,4 52,6 57,9 —
животноводство 49,8 53,3 41,6 47,4 42,1 —
Рассчитано по: [11].
Таблица 5
Основные торгово-экономические показатели ЕАЭС (2021 г.)
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Итого: ЕАЭС
Оборот оптовой торговли, млрд долларов/процент к итогу 3,6/0,2 51,3/3,2 73,0/4,5 3,6/0,2 1494,6/91,9 1626,1/100,0
Экспорт товаров в страны вне ЕАЭС, млрд долларов/процент к итогу 2,1/0,4 22,6/4,3 52,5/9,9 2,0/0,4 448,7/85,0 527,9/100,0
Импорт товаров из стран вне ЕАЭС, млрд долларов/процент к итогу 3,3/1,0 17,9/5,6 22,7/7,1 2,9/0,9 271,7/85,4 318,5/100,0
Взаимная торговля товарами, млрд долларов/процент к итогу 0,9/1,2 17,4/23,8 7,8/10,7 0,8/1,1 46,2/63,2 73,1/100,0
Объем розничной торговли, млрд долларов/процент к итогу 3,0/0,5 23,6/3,9 32,2/5,4 5,3/0,9 535,9/89,3 600,1/100,0
Оборот предприятий питания, млрд долларов/процент к итогу 0,3/1,0 1,4/4,7 1,5/5,1 0,2/0,7 26,2/88,5 29,6/100
Рассчитано по: [11].
вами — членами ЕАЭС в 73 089,7 млн долларов (100%) наибольшие объемы взаимной торговли были между Казахстаном и Россией — 25 514,2 млн долларов (34,9%) и Россией и Белоруссией — 39 992,6 млн долларов (54,7%) [11]. На основе представленных данных можно судить о степени реализации потенциала во взаимной торговле товарами и услугами, а также о разном уровне активности стран — членов ЕАЭС во внешних по отношению к Союзу экспортно-импортных операциях. Сложившаяся ситуация приводит к заключению о сформировавшихся предпосылках для расширения взаимной торговли и, как следствие, укрепления международного сотрудничества между государствами — членами этого интеграционного объединения. Наличие глубоко продуманной нормативной правовой базы создает возможности для межгосударственного взаимодействия, предоставляет разнообразные экономические преференции странам — членам ЕАЭС во взаимной торговле.
Обсуждение
Интеграционные процессы в ЕАЭС базируются на экономическом партнерстве. Функции по исполнению экономической политики, совместно разработанной и согласованной всеми членами объединения, находятся в ведении наднациональных экономических структур. В 2025 г. завершается десятилетний этап развития евразийской интеграции, предполагается принятие стратегических документов на период до 2035 г. Намечается реализация амбициозных планов по росту «экономики ЕАЭС выше среднемирового... достижение целевых темпов роста не ниже 4,5—5,5% ВВП» [4, с. 9—10]. Достижение названных целевых ориентиров предполагает принятие сбалансированного комплекса экономических мер.
На необходимость подготовки «новых документов стратегического планирования, которые определят основные векторы интеграционного взаимодействия на период до 2030 и 2045 годов» обратил внимание Председатель Высшего Евразийского экономического совета, Президент Российской Федерации В.В. Путин по случаю председательства России ворганахСоюзав2023г. [8]. Онпредложилобъединитьусилияпоразра-ботке и внедрению передовых научно-технических решений в ведущие сектора экономики, активизировать взаимодействие в области цифровой трансформации. «Запуск Интегрированной информационной системы ЕврАзЭС и наднациональных систем мониторинга обращения продукции позволит выявлять и убирать с союзного рынка небезопасные и некачественные товары» [8].
В целях достижения большей согласованности принимаемых решений необходимо своевременное преодоление возникающих противоречий. Надежной базой качественного управления интеграционными процессами является информационное обеспечение, предполагающее владение статистическими материалами в достаточном объеме и соответствующей потребностям Союза структуре. Эксперты полагают, что состав инди-
каторов мониторинга, на основе которого проводится межстрановой сравнительный анализ макроэкономических параметров экономики каждой страны-члена и ЕАЭС в целом, не позволяет охарактеризовать истинное состояние международных экономических отношений. В этой связи центральным звеном должно стать «создание унифицированной системы показателей, определяющих устойчивость социально-экономического развития как государств — членов ЕАЭС, так и ЕАЭС в целом» [9, с. 971]. Правовые основы такой системы уже существуют — это нормативные акты Союза, в который формулируются перспективы евразийской интеграции и намечаются четкие направления согласованной экономической политики.
Торгово-экономические отношения являются основой для укрепления продуктивного взаимодействия стран ЕАЭС как равноправных партнеров регионального интеграционного объединения. Развитие внешней торговли основывается на единстве экономических интересов, которые служат базисом международного сотрудничества. Однако в исключительно важной для развития Союза торгово-экономической деятельности наблюдается определенная диспропорциональность. Во внешней торговле ЕАЭС преобладают минеральные продукты. Доля продовольственных продуктов во взаимной торговле стран ЕАЭС составляет более 18% в товарной структуре, в то время как с внешними партнерами — 10% [13].
Для дальнейшего укрепления торгово-экономических связей между партнерами важным условием становится использование краеведческих методов и инструментов, достижений региональной науки о трансформации территориальной организации производительных сил под влиянием геополитических и геоэкономических факторов. Стремление к максимальному использованию потенциала ресурсов предопределяется задачами построения рациональных взаимосвязей и результативных направлений хозяйственной деятельности между разными странами и регионами мира.
Применение методов государственного регулирования становится возможным на основе создания устойчивых и предсказуемых экономических условий и рассматривается как жизненно важный компонент в системах управления стран — партнеров по интеграционным объединениям. К примеру, Минэкономразвития в согласовании с Правительством Российской Федерации применяет инструменты государственного регулирования в соответствии с коллегиально разработанным и последовательно реализуемым Общенациональным планом действий. Проектированию целей и задач экономической политики на долгосрочный период традиционно предшествует глубокий анализ итогов ее исполнения в предшествующие годы и тщательное обоснование условий реализации в будущем. Аналогичная практика существует и в других странах ЕАЭ С.
Однако интеграции государств на экономическом пространстве Союза препятствуют различия интересов участников в отношении формата, масштабов и глубины сотрудничества. Проблема состоит в том, что страны — члены ЕАЭС традиционно развивают двусторонние торгово-экономические связи, в которых поступательно увеличивается доля третьих
стран. Согласно экспертному мнению, «решение проблемы дезинтеграции лежит в плоскости повышения международной конкурентоспособности российской экономики» [15, с. 631].
Региональные интеграционные процессы, происходящие на пространстве Большой Евразии, инициируют новации по созданию наднациональных органов, цель которых состоит в обеспечении конструктивной деятельности международных союзов государств в вопросах согласованного управления экономическими ресурсами стран-членов. Примером продуктивно функционирующего наднационального органа в рамках ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), в функции которой входит выработка общих, приемлемых длявсех участников экономических предпосылок и создание условий для дальнейшего продвижения по пути интеграции и международного сотрудничества. В изменившихся геополитических реалиях Правительство России совместно с другими государствами в составе ЕАЭС предусматривает варианты стабилизации ситуации в экономической сфере и разработку пакета стратегических документов. В решении этой принципиально важной задачи видное место отводится деятельности наднациональных институтов на Евразийском континенте.
Инструментом поэтапного углубления экономического сотрудничества становится создание евразийских инвестиционных консорциумов как надежных административных институтов, преимуществом которых является наличие наднациональной системы управления. Международной группой видных ученых и специалистов под руководством академика РАН С.Ю. Глазьева представлены оценки необходимости таких организационных структур и разработаны рекомендации по их созданию [5]. На основе представленной информации можно сделать вывод об устойчивых тенденциях стратегического сотрудничества в экономической сфере между Россией и Китаем, перспективными векторами которого являются промышленность, сельское и лесное хозяйство, сфера услуг, инфраструктурные проекты. Рекомендации по наиболее эффективному использованию научных достижений направлены на реализацию идей по созданию значимых деловых и инвестиционных преференций. Для налаживания совместной научно-производственной деятельности представляют интерес предложения ученых участникам интеграционных партнерств в части использования инструментов многовариантного моделирования и прогнозирования с акцентом на динамичную эволюцию глобальных рыночных приоритетов производимых товаров и услуг.
Заключение
На основе теоретических положений современной экономической науки, подкрепленных хозяйственной практикой, а также результатов общественного и экспертного обсуждения проблем евразийской интеграции в информационных источниках и периодической печати, были рассмотрены возможные варианты развития долгосрочного сотрудни-
чества и перспективы функционирования ЕАЭС. Уяснение специфики протекающих в глобальном мире изменений приводит к выводу о все более усиливающемся стремлении к реглобализации, драйверами которой выступают ведущие многонациональные компании. В противовес тенденциям сокращения выпуска товаров и услуг, которые проявляются в периоды макроэкономической неустойчивости, внедряются принципиально иные бизнес-стратегии, наращивается резильентность перед предстоящими шоками. Знание закономерностей общемирового развития создает основания для выбора адекватных происходящим глобальным процессам методов государственного регулирования в рамках интеграционных союзов государств и инструментов проведения экономической политики, ориентированных на достижение максимальной полезности и результативности.
Актуальным направлением дальнейших исследований является установление целесообразности строительства или реконструкции объектов инфраструктуры, а также экономическое обоснование бизнес-результатов по видам деятельности, дающим максимальный эффект, разработка новых и актуализация стандартных методов и инструментов экономического регулирования в целях их практического применения. На этой основе представляется возможным сформулировать будущие приоритеты развития интеграционных объединений, оценить ориентиры повышения деловой активности как ключевого стимула для ускорения экономического роста, прогнозировать внедрение новшеств в отрасли экономики и сферы услуг, скорость распространения инновационных технологий, масштабы подготовки кадров для работы в цифровой среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беданоков М.К., Моргунов Е.В., Чернявский С.В. Взаимовлияние ожидаемой продолжительности жизни и ВВП в странах мира // Народонаселение. 2022. Т. 25, № 4. С. 4—15. DOI: 10.19181/population.2022.25.4.1
2. Взаимная торговля в ЕАЭС достигла рекордных 72,6 млрд долларов США в 2021 году. URL: https://eec.eaeunion.org/news/vzaimnaya-torgovlya-v-eaes-dos-tigla-rekordnykh-72-6-mlrd-dollarov-ssha-v-2021-godu/ (дата обращения: 22.02.2023).
3. Глазьев С.Ю. Как построить Большое евразийское партнерство? // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2021. Т. 15, № 3. С. 9—14. DOI: 10.22394/2073-2929-2021-03-9-14
4. Глазьев С.Ю. Акценты на опережающее развитие // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2022. Т. 16, № 4. С. 9—10. doi.org/10.22394/ 2073-2929-2022-04-9-10
5. Глазьев С.Ю, Архипова В.В., Агеев А.И. и др. Вопросы и состояние процессов сопряжения Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс — один путь» в представлениях Китая и России // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2019. Т. 29, № 3. С. 13—30.
6. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_163855/ (дата обращения: 20.04.2023).
7. Доклад об экономике России // Всемирный банк. URL: https://www.vse-mirnyjbank.org/through/country/russia/publication/rer (дата обращения: 22.02.2023).
8. Обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина к главам государств — членов Евразийского экономического союза. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/70380 (дата обращения: 23.01.2023).
9. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Золотарева О. А. Система измерений устойчивости социально-экономического развития стран ЕАЭС // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 3. С. 971—986. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-18
10. Синтез в экономической теории и экономической политике / Под ред.
B.И. Маевского, С.Г. Кирдиной-Чэндлер. М.: Институт экономики РАН, 2022.
11. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2022.
12. Стратегические направления развития Евразийской экономической интеграции до 2025 года. Утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_375194/ced9836a3e92e559dba5cc0b3d658abc7768c03d/ (дата обращения: 20.04.2023).
13.Торговля товарами ЕАЭС. 2021—2022. URL: https://eaeu.economy.gov.ru/ trade_in_goods (дата обращения: 20.03.2023).
14. Трансформация моделей экономики в странах постсоциалистического мира / Отв. ред. М.О.Тураева, Л.Б. Вардомский. М.: Институт экономики РАН, 2020.
15. Хейфец Б. А., Чернова В.Ю. Роль России в развитии интеграционных процессов на развивающихся рынках // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 2.
C. 625—636. doi.org/10.17059/2020-2-22
16. Acocella N, Bartolomeo G.D., Hughes Hallett A.H. The theory of economic policy: From a theory of control to a theory of conflict (resolutions) //Working Papers from Sapienza University of Rome: Metodi e Modelli per l'Economia, il Territorio e la Finanza MEMOTEF. 2011. N 91/11. URL: http://www.siepweb.it/siep/wp/ wpcontent/uploads/2021/10/201229.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
17.Baker S.R., Bloom N, Davis S.J., Terry S.J. COVID-Induced Economic Uncertainty// NBER Working Papers. 2020. N 26983. URL: https://www.nber.org/ papers/w26983 (дата обращения: 20.03.2023).
18. Eggertsson T. The old theory of economic policy and the new institutiona-lism //World Development. 1997. N 25(8). P. 1187—1203.
19. Gaffard J.-L. Instability, A Challenge For Economic Theory And Policy. URL: https://knowledge.skema.edu/instability-challenge-economic-theory-policy (дата обращения: 04.02.2023).
20. Hansen B. Lectures in Economic Theory. Part III: The Theory of Economic Policy. Cairo: United Arab Republic, Institute of Planning, 1963.
21. PIIE. Rebuilding the global economy: PIIE briefing 21—1, Washington, DC: Peterson Institute for International Economics, 2021.
22. Sreedevi R, Saranga H. Uncertainty and supply chain risk: The moderating role of supply chain flexibility in risk mitigation // International Journal of Production Economics. 2017. N 193. P. 332—342.
23. Tinbergen J. Economic Policy: Principles and Design. Amsterdam: North Holland, 1956.
24. Walker J, Cooper M Genealogies of resilience // Security Dialogue. 2011. N42 (2). P. 143—160.
REFERENCES
1. Bedanokov M.K., Morgunov E.V., Chernyavsky S.V. 2022. "The interaction between life expectancy and gross domestic product by countries". Population, vol. 2, no. 4, pp. 4—15. DOI: 10.19181/population.2021.24.3.1 (In Russ.)
2. Mutual trade in the EAEU reached a record $72.6 billion in 2021. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/vzaimnaya-torgovlya-v-eaes-dostigla-rekordnykh-72-6-mlrd-dollarov-ssha-v-2021-godu/ (accessed: 22.02.2023). (In Russ.)
3. Glazyev S.Yu. 2021. "How to Build a Great Eurasian Partnership?" Eurasian Integration: Economic, Law, Politics, vol. 15, no. 3, pp. 9—14. (In Russ.)
4. Glazyev S.Yu. 2022. "Emphasis on Advanced Development". Eurasian Integration: Economic, Law, Politics, vol. 16, no. 4, pp. 9—10. (In Russ.)
5. Glazyev S.Yu., Arkhipova V.V., Ageev A.I., Ershov M.V., Mitjajev D. A., Nagorny A.A., Wen W., Qingqing Y., Ross J., Zhaoyu G., Tingting Z. 2019. "Questions and Situations on the Conjugation of the Eurasian Economic Union and the 'Belt and Road' Initiative between China and Russia". Eurasian Integration: Economics, Law, and Politics, vol. 29, no. 3, pp. 10—21. (In Russ.)
6. The Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on 05.29.2014) (as amended on 03.24.2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_163855/ (accessed: 20.04.2023). (In Russ.)
7. Report on the Russian economy // The World Bank. Available at: https://www. vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/rer (accessed: 20.04.2023). (In Russ.).
8. Address of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the heads of the member states of the Eurasian Economic Union. Available at: http://kremlin.ru/ events/president/news/70380 (accessed: 23.01.2023). (In Russ.)
9. Ryazantsev S.V., Rostovskaya T.K., Zolotareva O.A. 2021. "System for Measuring the Socio-Economic Sustainability of the Eurasian Economic Union". Economy of region, vol. 17, no. 3, pp. 971—986. (In Russ.)
10. Mayevsky V.I., Kirdina-Chandler S.G. (eds.). 2022. Synthesis in Economic Theory and Economic Policy. Moscow, Institute of Economics of RAS. (In Russ.)
11. Statistical Yearbook of the Eurasian Economic Union. 2022. Moscow, Eurasian Economic Commission. (In Russ.).
12. Strategic directions for the development of the Eurasian Economic Integration until 2025. Approved by the Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of December 11, 2020, N 12. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_375194/ced9836a3e92e559dba5cc0b3d658abc7768c03d/ (accessed: 20.04.2023). (In Russ.)
13. Trade in EAEU goods. 2021—2022. Available at: https://eaeu.economy.gov.ru/ trade_in_goods (accessed: 20.03.2023). (In Russ.)
14.Turaeva M.O., Vardomsky L.B. (eds.). 2020. Transformation of market economy patterns in the post-socialist world. Moscow, Institute of Economics of the RAS. (In Russ.).
15. Kheyfets B.A., Chernova V.Yu. 2020. "The Role of Russia in the Development of Integration Processes in Emerging Markets". Economy of region, vol. 16, no. 2, pp. 625—636. (In Russ.).
16. Acocella N., Bartolomeo G.D., Hughes Hallett A.H. 2011. "The theory of economic policy: from a theory of control to a theory of conflict (resolutions)". Working Papers from Sapienza University of Rome, Methods and Models of the Economy, Territory, and Finances. MEMOTEF, no. 91/11. Available at: http://www.siepweb.it/siep/ wp/wpcontent/uploads/2021/10/201229.pdf (accessed: 20.03.2023).
17. Baker S.R., Bloom N., Davis S.J., Terry S.J. 2020. "COVID-induced economic uncertainty". NBER Working Papers. No. 26983. Available at: https://www.nber.org/ papers/w26983 (accessed: 20.03.2023).
18. Eggertsson T. 1997. "The old theory of economic policy and the new institu-tioalism". World Development, no. 25(8), pp. 1187—1203.
19. Gaffard J.-L. 2021. Instability, a Challenge for Economic Theory and Policy. Available at: https://knowledge.skema.edu/instability-challenge-economic-theo-ry-policy (accessed: 04.10.2022).
20. Hansen B. 1963. Lectures in Economic Theory, part III: The Theory of Economic Policy. Cairo, United Arab Republic, Institute of Planning.
21. PIIE. 2021. Rebuilding the global economy: PIIE briefing 21—1. Washington, DC, Peterson Institute for International Economics.
22. Sreedevi R., Saranga H. 2017. "Uncertainty and supply chain risk: The moderating role of supply chain flexibility in risk mitigation". International Journal of Production Economics, no. 193, pp. 332—342.
23. Tinbergen J. 1956. Economic Policy: Principles and Design. Amsterdam, North Holland.
24. Walker J., Cooper M. 2011. "Genealogies of resilience". Security Dialogue, no. 42(2), pp. 143—160.
ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ
1. Bedanokov M.K., Morgunov E.V., Chernjavskij S.V Vzaimovlijanie ozhidaemoj prodolzhitel'nosti zhizni i VVP v stranah mira // Narodonaselenie. 2022. T. 25. № 4. S.4—15. DOI: 10.19181/population.2022.25.4.1.
2.Vzaimnaja torgovlja v EAJeS dostigla rekordnyh 72,6 mlrd dollarov SShA v 2021 godu. URL: https://eec.eaeunion.org/news/vzaimnaya-torgovlya-v-eaes-dos-tigla-rekordnykh-72-6-mlrd-dollarov-ssha-v-2021-godu/(data obrascheniya: 22.02.2023).
3. Glaz'ev S.Ju. Kak postroit' Bol'shoe evrazijskoe partnerstvo? // Evrazijskaja integracija: Jekonomika, pravo, politika. 2021. T. 15, № 3. S.9—14. DOI: 10.22394/ 2073-2929-2021-03-9-14
4. Glaz'ev S.Ju. Akcenty na operezhajushhee razvitie // Evrazijskaja integracija: Jekonomika, pravo, politika. 2022. T. 16, № 4. S. 9—10. doi.org/10.22394/2073-2929-2022-04-9-10
5. Glaz 'ev S.Ju, Arhipova V.V., AgeevA.I. i dr. Voprosy i sostojanie processov sop-rjazhenija Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i iniciativy «Odin pojas — odin put'» v predstavlenijah Kitaja i Rossii // Evrazijskaja integracija: Jekonomika, pravo, politika. 2019. Vol. 29, № 3. S.13—30.
6. Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze (Podpisan v g.Astane 29.05.2014) (red. ot 24.03.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (data obrascheniya: 20.04.2023).
7. Doklad objekonomike Rossii //Vsemirnyj bank. URL: https://www.vsemirnyj-bank.org/ru/country/russia/publication/rer (data obrascheniya: 20.04.2023).
8. Obraschenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina k glavam gosudarstv — chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/70380 (data obrascheniya: 23.01.2023).
9. Rjazancev S.V., Rostovskaja T.K., Zolotareva O.A. Sistema izmerenij ustojchi-vosti social'no-jekonomicheskogo razvitija stran EAJeS //Jekonomika regiona. 2021. T. 17, vyp. 3. S. 971—986. doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-18
10. Sintez v jekonomicheskoj teorii i jekonomicheskoj politike / Pod red. V.I. Ma-evskogo, S.G. Kirdinoj-Chjendler. M.: Institut jekonomiki RAN, 2022.
11. Statisticheskij ezhegodnik Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. M.: Evrazij-skaja jekonomicheskaja komissija, 2022.
12. Strategicheskie napravleniya razvitiya Evrazijskoj ekonomicheskoj integracii do 2025 goda. Utverzhdeny Resheniem Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo so-veta ot 11 dekabrya 2020 g. № 12. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_375194/ced9836a3e92e559dba5cc0b3d658abc7768c03d/ (data obrascheniya: 20.04.2023).
13.Torgovlja tovarami EAJeS. 2021—2022. URL: https://eaeu.economy.gov.ru/ trade_in_goods (data obrascheniya: 20.03.2023).
14.Transformacija modelej jekonomiki v stranah postsocialisticheskogo mira / Otv. red. M.O.Turaeva, L.B.Vardomskij. M.: Institut jekonomiki RAN, 2020.
15. Hejfec B.A., Chernova V.Yu. Rol' Rossii v razvitii integra ci onnyh processov na razvivayushchihsya rynkah // Ekonomika regiona. 2020. T. 16, vyp. 2. S. 625—636. doi.org/10.17059/2020-2-22