Технологическое обеспечение формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу
З. В. Румянцева
В статье раскрывается содержание технологического решения проблемы формирования готовности педагога-музыканта к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу, характеризуется педагогическая система, направленная на реализацию образовательной программы в профессиональной подготовке будущих специалистов с учетом личностно-ориентированного подхода к организации их обучения.
Ключевые слова: педагогическая система, образовательная программа, художественно-творческий процесс, специализированные методики, интонационное воспитание, профессиональная подготовка, педагог-музыкант.
Technological Guarantee of Forming Future Music Teacher's Readiness for Professional Activity
as Artistic-Creative Process
Z. V. Rumyantseva
The article introduces the technological approach to the formation of the professional competence of a music teacher and their attitude to work as a creative process. The pedagogical system aimed at fulfilling the educational programme of training teachers alongside with a person-oriented approach to their education is also characterized in the article.
Key words: technological Guarantee, pedagogical system, educational programme, readiness, artistic-creative process, specialized methods, competence, component, intonation teaching, profession occupation, training (training session), Music teacher.
Преамбула. В статье ставится цель - охарактеризовать технологическое обеспечение формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу.
Технологическое обеспечение является одним из условий формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к профессии. Его эффективной реализации содействует построение в рамках факультета педагогической системы с функцией формирования данного вида готовности.
Наряду со структурными компонентами (цели, задачи, преподаватели, студенты, педагогический процесс и его результат), педагогическая система включает также содержательные компоненты: конкретные задачи, диагностику обучаемых, содержание учебных предметов, содержание деятельности обучаемых, то есть все аспекты, способствующие получению запрограммированного результата, соответствующего образовательной программе.
Следует отметить, что требованиям современной образовательной программы, изложенным в содержании Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Музыкальное образование», должно соответствовать содержание профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов на этапе вузовского обучения. Исходя из задач нашего исследования, мы ставили целью разработать педагогическую систему,
которая содержательно и технологически содействовала бы реализации образовательной программы в профессиональной подготовке будущих специалистов с учетом личностно-ориентированного подхода в организации их обучения. Вместе с тем построение педагогической системы было направлено на решение комплекса задач, позволяющих достичь динамичного развития готовности к профессии у будущих специалистов.
В связи с этим функционирование данной системы включало разработку и внедрение программы, предусматривающей формирование у будущих специалистов компонентов готовности и вместе с тем целостности ее проявления в профессиональном обучении. Особое внимание в данном процессе уделялось обоснованию и реализации технологических решений поставленных в исследовании задач. Смысл построения педагогической системы формирования готовности заключался в обеспечении, с одной стороны, функционирования системы «личность будущего специалиста - профессиональная деятельность», с другой - в стимулировании личностного развития будущего специалиста как самоорганизующейся системы в направлении формирования готовности к профессии. Данные системы можно охарактеризовать в качестве элементов систем управления профессиональной подготовкой будущих педагогов-музыкантов со стороны факультета и вуза.
Как известно, именно противоречие является движущей силой функционирования педагогической системы. К числу объективных противоречий, представленных в вузовской подготовке педагогов-музыкантов, следует отнести, прежде всего, не соответствие реальных возможностей обучаемых требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Музыкальное образование» в контексте профессиональной ориентации и разностороннего развития творческого потенциала личности. К наиболее ярко проявляющимся противоречиям субъективного характера мы относим следующие: противоречия между необходимостью целостного развития личности и преимущественно односторонним подходом к исследованию ее функциональных проявлений; между недостаточным уровнем развития способности к обобщению знаний и умений и необходимостью самореализации в профессиональной деятельности, требующей глубоких обобщений на теоретическом и практическом уровнях ее освоения. Создание условий для индивидуального творчества личности в ее профессиональном становлении - важнейшая установка вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Цель построения педагогической системы заключалась в содержательно объективном, разно -сторонне деятельностном и технологически обоснованном решении исследуемой проблемы. Мы рассматривали педагогическую систему как деятельностную систему, и в силу этого в ней были выделены следующие функциональные компоненты: целевой, содержательный, аналити-ко-результативный.
Целевой компонент включал генеральную цель - формирование готовности будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельно -сти как художественно-творческому процессу, достижение которой было сопряжено с решением ряда конкретных задач.
Так, в контексте формирования компонентов готовности ставились задачи, обеспечивающие разработку и внедрение комплекса технологических подходов в реализации следующих направлений:
— формирование этико-профессиональной и этнокультурной компетентности;
— развитие творческого потенциала личности будущего специалиста;
— становление опыта профессионально-педагогического саморегулирования;
— формирование художественно-педагогической мобильности в профессионально-педагогической деятельности.
Содержательный компонент педагогической системы включал разработку принципов, содержательно-методического материала и методов, содействующих решению задач в избранных исследовательских направлениях. Деятельностный (организационно-управленческий) компонент обеспечивал взаимодействие педагога (педагогов) и студентов в достижении поставленной цели и решении задач. Важнейшей стороной являлось их сотрудничество в сфере освоения разносторонней профессиональной (музыкальной) и педагогической деятельности. В реализации форм и методов сотрудничества как побудительный фактор рассматривалось общение, позитивный характер которого был стимулом выстраивания объективно профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса.
Аналитико-результативный компонент был ориентирован на оценку функционирования педагогической системы в достижении генеральной цели и поставленных задач. Он предусматривал оценку эффективности технологических подходов, динамики исследуемого процесса и совокупной результативности исследуемых направлений в достижении ведущей цели - формирования готовности к профессии.
Реализация данной педагогической системы с функцией формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу была основана на анализе взаимосвязи составляющих ее компонентов, что способствовало выявлению управленческих воздействий, согласно характеризуемым функциям управленческой деятельности. С позиции анализа их взаимосвязи в них заключается определенный цикл: анализ, целеполагание и планирование, организационная деятельность, контроль и регулирование [1, с. 23].
Согласно научным положениям, функция педагогического анализа начинает и завершает управленческий цикл (Ю. А. Конаржевский, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин). Так, каждое из предпринятых направлений исследования предварял педагогический анализ состояния проблемы, тенденций ее развития. Он также предусматривал определение и уточнение целей и задач в исследовательских подходах, что обеспечивало переход к функции целеполагания и планирования как условию развития педагогической системы. По каждому избранному направлению пла-
Технологическое обеспечение формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу
нировалось конкретное технологическое решение в направлении достижения поставленной цели и задач. При этом учитывался уровень профессиональной подготовки студентов и развития их творческого потенциала.
Организационная деятельность включала реализацию в педагогическом процессе разработанных технологических подходов, содействующих достижению поставленных целей в избранных направлениях исследования. В каждом из них осуществлялась конкретная разработка и внедрение принципов, содержательно-методического материала (спецкурс с комплексом заданий) и методов. Организация учебного процесса учитывала его реальные условия, возникающие противоречия объективного и субъективного характера.
Как показали результаты проведенного под нашим руководством комплексного исследования, эффективность функционирования педагогической системы обеспечивало внедрение на основе разработки технологических подходов специализированных методик, направленных на целостное формирование профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов, характеризующих их готовность к профессиональной деятельности. В частности, особое значение имело создание программ опытной работы по избранным направлениям исследований, включающих разработку и внедрение спецкурсов «Основы профессиональной этики учителя музыки» (И. Е. Виноградова), «Этнокультурное воспитание учащихся на основе музыкального народного творчества (региональный аспект)» (А. Ю. Ахлестина), «Проблемы формирования основ опыта профессионально-педагогического саморегулирования учителя музыки» (И. С. Назарова), «Формирование педагогической мобильности учителя музыки» (Т. В. Луданова), «Художественно-творческая деятельность учителя музыки» (З. В. Румянцева). Вместе с разработкой теоретической части комплексного исследования осуществлялась практическая реализация этого концептуального подхода.
Практическая часть опытной работы включала выполнение творческих практических заданий, совершенствующих аудиторную, внеаудиторную и самостоятельную работу студентов и способствующих их адаптации к профессиональной деятельности в условиях музыкально-эстетической работы с детьми. Широко применялись как коллективные, так и индивидуальные формы занятий со студентами.
Одним из условий, систематизирующим процесс формирования готовности будущих педаго-
гов-музыкантов к профессиональной деятельности, являлось интонационное воспитание студентов. Мы характеризуем интонационное воспитание как целенаправленный подход к совершенствованию и формированию интонационных процессов, которые, как известно, определяют специфику музыкального мышления [2]. Постижение содержания музыки интонационным способом характеризует сущностную сторону всех видов профессиональной деятельности педагога-музыканта, таких как пение, дирижирование, игра на инструменте, анализ музыкальных произведений и др. Совершенствование качества музыкальной деятельности и совершенствование способов интонирования как явлений интонационного искусства - единый процесс. Осмысление данного положения необходимо для будущего педагога-музыканта, поскольку от этого зависит понимание им не только специфики содержания профессиональной деятельности, но и специфики содержания музыкальной деятельности учащихся. В нашем исследовании интонационное воспитание будущих специалистов осуществлялось в русле интонационно-образного постижения художественного содержания музыкальных произведений, в осмыслении музыкального стиля и музыкальной формы, в решении музыкально-технических проблем, в подготовке к сценическим выступлениям. Интонационное воспитание содействовало достижению целостности процесса реализации технологических подходов в избранных направлениях исследований.
Разработка технологического обеспечения поставленной проблемы осуществлялась в зависимости от анализа содержания и характеристики исследуемой готовности. В частности, мы рассматривали ее в контексте компетентностного подхода. Как отмечают исследователи, понятие «компетентность» включает «не только когнитивную и операциональную - технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [3, с. 14].
Комментируя сложившиеся подходы к исследованию содержания данного понятия, И. А. Зимняя в его структуре выделяет ряд аспектов: мотивационный (как мобилизующий и ценностно-смысловой), когнитивный, поведенческий аспекты и эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности [4]. Приняв за основу точку зрения И. А. Зимней, исследуемую готовность можно охарактеризовать как единую социально-профессиональную компетентность, в структуре
которой присутствуют все вышеназванные составляющие.
Обобщая вышеизложенное, следует констатировать, что проведенное исследование позволило не только всесторонне рассмотреть сущностную сторону содержания исследуемой готовности, но и разработать технологическое обеспечение, содействующее ее формированию.
В ходе решения поставленных в исследовании задач осуществлялся систематический контроль, предусматривающий соотнесение запланированных и реально полученных результатов по всем предпринятым в нем направлениям. Качественные и количественные результаты исследования свидетельствовали о позитивной динамике формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу.
В итоге можно констатировать, что интегра-тивный подход в применении комплекса специализированных методик составил основу построения педагогической системы, способст-
вующей реализации технологического обеспечения процесса целостного формирования исследуемой готовности в условиях вузовской профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Библиографический список
1. Сергеева, В. П. Основы управления педагогическими системами [Текст] : программно-методическое пособие / В. П. Сергеева, С. В. Грицаева. - М.: Гном-пресс, 1999. - 92 с.
2. Орлова, Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления [Текст] / Е. М. Орлова. - М.: Музыка, 1984. - 302 с.
3. Стратегия модернизации общего образования [Текст] : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001. - 95 с.
4. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
Технологическое обеспечение формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу