Научная статья на тему 'Технологический подход в проектировании учебного процесса в вузе'

Технологический подход в проектировании учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1152
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL APPROACH / EDUCATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собашко Юлия Александровна, Чебунькина Татьяна Алексеевна, Катержина Светлана Фёдоровна

В статье рассматривается вопрос использования педагогических технологий как основы инновационного образовательного процесса в высшей школе. Раскрывается сущность понятия технологии и методики, рассматриваются условия функционирования технологий в реальной практической деятельности педагога высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собашко Юлия Александровна, Чебунькина Татьяна Алексеевна, Катержина Светлана Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological approach in design of educational process in a higher education institution

This article discusses the question of using educational technologies as bases of innovative educational process at the higher school. The essence of concept of technology and a technique reveals, operating conditions of technologies in real practical activities of the teacher of the higher school are considered.

Текст научной работы на тему «Технологический подход в проектировании учебного процесса в вузе»

Технологический подход в проектировании учебного процесса в вузе

имеет наибольшую ценность для улучшения качества учебного процесса. В результате проведения мониторинга качества производственного компонента учебного процесса стало очевидным, что необходимо продолжить работу по модернизации и созданию новых лабораторий и специализированных аудиторий; уделить внимание уровню подготовки преподавателей, проводящих практические занятия и организации самостоятельной практической работы студентов во вне учебное

время. Все это подтверждает целесообразность и эффективность использования мониторинга как инструмента управления качеством производственного компонента учебного процесса.

Библиографический список

1. Зинченко В.О. Мониторинг якосп навчально-го процесу у вищому навчальному закладе - Лу-ганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2013. - 360 с.

УДК 378

Катержина Светлана Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент

Собашко Юлия Александровна

старший преподаватель

Чебунькина Татьяна Алексеевна

кандидат технических наук, доцент Костромской государственный технологический университет [email protected], [email protected], [email protected]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос использования педагогических технологий как основы инновационного образовательного процесса в высшей школе. Раскрывается сущность понятия технологии и методики, рассматриваются условия функционирования технологий в реальной практической деятельности педагога высшей школы.

Ключевые слова: технология, педагогическая технология, технологический подход, образовательная технология.

В настоящее время использование педагогических технологий в образовании приобрело поистине гигантский размах. Вместе с тем, можно констатировать неразработанность теории педагогической технологии: трактовки определения понятия «педагогическая технология» порой взаимоисключают друг друга, то же самое можно сказать и о критериях технологического процесса в образовании. Понятно, что вариативность представлений о педагогической технологии характеризует тот факт, что в настоящее время она переживает эмпирический этап своего становления - время создания общей теории педагогической технологии еще впереди.

Однако наличие проблемы во многом связано еще и с тем, что это понятие не вписывается в систему традиционных для нашей страны дидактических категорий. Дидактика, пытаясь ответить сразу на все вопросы - зачем, чему и как учить, -претендует на роль «лекарства от всех болезней». Частные же методики бесконечно дублируют друг друга потому, что специалисты по каждой из них не читают работ специалистов по другим методикам и по дидактике в целом.

Технологический подход происходит из другой педагогической культуры: философия образования - образовательная политика - образовательная технология. В этой триаде предмет разграничен достаточно четко: первая дисциплина выясняет «зачем учить», вторая - «чему учить», третья -

«как учить». Технологический подход не возникает из дидактического или частнометодического подходов, а является самостоятельным направлением исследования учебного процесса [1].

Вообще, технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.д.) или полученных из них полуфабрикатов (готовый металл, прокат, мономер и др.) в готовый продукт заданного качества. В отличие от традиционного понимания технологии как промышленной, образовательные технологии имеют свои особенности.

1. Технологии в обучении относятся к социальным технологиям. В них исходным и конечным результатом выступает человек, основным параметром являются его изменяющиеся свойства.

2. Основное отличие промышленных технологий заключается в том, что они представляют собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. В образовательных технологиях строгая последовательность не обязательна. Они более гибкие. Человек слишком многомерная и многофункциональная система. На него оказывается огромное количество внешних воздействий. Заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. В обучении человека значительную роль играют повторные возвращения к неусвоенному материалу [9].

© Катержина С.Ф., Собашко Ю.А., Чебунькина ТА., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

125

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Существует множество определений педагогической технологии (ПТ).

1. ПТ - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

2. ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

3. ПТ - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

4. Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

5. ПТ - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

6. ПТ - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, составляющая своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [6].

В соответствии с вышеприведенными формулировками ПТ - это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования, применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [4].

В числе побудительных причин, порождающих внимание к ПТ в современных условиях, можно выделить:

- назревшую необходимость внедрения в педагогику системно-деятельного подхода, систематизацию способов обучения в школе и вузе;

- потребность в осуществлении личностноориентированного обучения во всех звеньях образовательной системы, замены малоэффективного способа вербальной передачи знаний;

- возможность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организа-

ционных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения..., и снижающих негативные воздействия работы малоквалифицированного учителя [7].

Собственно словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом с английского aneducational technology - образовательная технология. До недавних пор эта неточность не вызывала никакого дискомфорта. Но в последнее время под названием «педагогическая технология» всё чаще фигурируют в России работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим появляется нужда в размежевании. Можно использовать термин «образовательная технология», что наиболее точно соответствует изначальному смыслу. Образовательной технологией называется комплекс, состоящий из:

- некоторого представления планируемых результатов обучения;

- средств диагностики текущего состояния обучаемых;

- набора моделей обучения;

- критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий [11].

Образовательная технология основана на закономерностях учебного процесса как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству. Технология - это каркас, методика -оболочка, форма деятельности педагога. То есть функция технологии заключается в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она должна быть лишена личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение [8].

В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, а в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения [5].

Образовательный процесс можно назвать технологическим, если он удовлетворяет следующим признакам:

Рис. 1. Условия функционирования педагогической технологии

126

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Технологический подход в проектировании учебного процесса в вузе

- четкость и определенность в фиксации результата;

- наличие критериев его достижения;

- пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, обеспечивающая воспроизводимость и повторяемость опыта.

Каковы условия функционирования технологий в реальной практической деятельности педагога, в реальных учебных заведениях? Представим их в виде следующей схемы (см. рис. 1).

Для того чтобы технологии работали, необходимо чтобы:

1) технология на самом деле являлась технологией, т.е. удовлетворяла тем признакам, о которых шла речь выше;

2) педагог испытывал потребность в освоении той или иной технологии, причем, учитель сам определяет, какой технологией ему необходимо пользоваться, а это зависит, прежде всего, от педагогических целей, которые являются приоритетными в данный момент времени для данного педагога;

3) учитель изучил, освоил технологию так, чтобы она «заработала», т.е. привела к желаемому результату, это возможно сделать только через организацию специальной подготовки учителя, обучение его на курсах, организованных через «проживание» технологии;

4) было наличие педагогического сообщества, команды единомышленников, которые помогут решить возникающие проблемы.

Отметим, что учебный процесс только тогда будет направлен на достижение нового качества образования, когда педагог владеет педагогическими технологиями и использует их в своей работе, т.е. в самих технологиях заложен гуманитарный потенциал. Можно работать, используя технологии обучения, не внося в них никаких изменений, все равно будет определенный положительный результат, а можно к технологическому учебному процессу подходить творчески, и тогда учитель создает собственную дидактическую систему, основанную на какой либо технологии. Более того, именно технологический учебный процесс создает условия для творчества педагога, поскольку технология освобождает мысли и время педагога от необходимости думать о том, как организовать учебный процесс и дает возможность размышлять о сущностных проблемах обучения, развития и воспитания учащихся.

Сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор привносит в педагогический процесс что-то своё, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской [2; 3]. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп [6; 10].

В принципе не существует монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - ПТ всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого своё название. Существенно, что комбинированная технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в неё технологий [6].

Таким образом, технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Этот подход обычно изображается так (рис. 2) [4].

В таком общем виде ещё не просматриваются специфические черты. В самом деле, общие цели и содержание выделяются всегда; в любом учебном процессе ставятся цели, которым подчиняется ход обучения; результаты обучения всегда подвергаются оценке. Однако даже в столь общей схеме есть одна особенность - это коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Специфика ПТ состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются: [4]

1. Постановка целей и их максимальное уточнение (этому этапу работы придается первоочередное значение);

2. Строгая ориентация всего хода обучения на учебные цели;

3. Ориентация учебных целей, а вместе с ними и всего хода обучения на гарантированное достижение результатов;

4. Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

Поправкн коррекция

Общие цепи и содержэннеобу Ч5ННЯ

Учебные цепи Обучение Оценка

\

Поправки. коррекция Рис. 2. Конструирование учебного процесса

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

127

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5. Заключительная оценка результатов.

Если рассматривать цель инновационной подготовки специалистов как формирование готовности к ведению профессиональной деятельности, то образовательная технология сама по себе является инновацией в образовании. Наиболее привлекательные ее черты - гарантированность достижения результатов и воспроизводимость. Традиционные образовательные технологии обеспечивают устойчивое усвоение знаний, умений навыков, являющихся основой для формирования умений творческого применения, необходимых в инновационной профессиональной деятельности. Следовательно, образовательная технология является необходимым условием инновационного образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Педагогический поиск, 2003. -256 с.

2. Катержина С.Ф. Возможности использования Web-технологий в вузе при обучении математике // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы:

сб. ст. участников междунар. науч.-практ. конф. -Н. Новгород; Арзамас, 2015. - С. 97-100.

3. Катержина С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности при обучении математике. / Издатель LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2015.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989. - 80 с.

5. Панин М. Морфология рейтинга // Высшее образование в России. - 1998. - № 1. - С. 90-94.

6. Попов Ю., Орбинский В. и др. Опыт использования рейтинговой системы // Высшее образование в России. - 1995. - № 4. - С. 59-63.

7. Селевко ГК. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. ТатурЮ.Г. Образовательный процесс в вузе: Методология и опыт проектирования. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - 262 с.

9. Шагеева Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования в инженерном вузе. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 260 с.

10. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. - 1999. - № 3. - С. 35.

11. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2000. - 250 с.

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.