Научная статья на тему 'Некоторые аспекты процесса интенсификации профессиональной подготовки учителей технологии'

Некоторые аспекты процесса интенсификации профессиональной подготовки учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOLOGY TEACHERS'' TRAINING / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING INTENSIFICATION / APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING INTENSIFICATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович

В данной статье рассматриваются вопросы интенсификации профессиональной подготовки учителей технологии, раскрываются теоретико-прикладная сущность проблемы интенсификации и подходы к её исследованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талых Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Technology teachers'' professional training intensification process aspects

Technology teachers' professional training intensification affairs are examined in this article, intensification problem theoretical and applied essence and approaches to researching it revealed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты процесса интенсификации профессиональной подготовки учителей технологии»

УДК 378

Талых Алексей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент Петрозаводский государственный университет

ata_77@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье рассматриваются вопросы интенсификации профессиональной подготовки учителей технологии, раскрываются теоретико-прикладная сущность проблемы интенсификации и подходы к её исследованию.

Ключевые слова: интенсификация обучения, подходы к процессу интенсификации профессиональной подготовки, подготовка учителей технологии.

В 2011-2012 учебном году высшие образовательные учреждения перешли на двухуровневую подготовку: бакалавриат и магистратуру Направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Технология» стало преемником направления «Технологическое образование» по специальности «Технология и предпринимательство» в рамках профессиональной подготовки учителей технологии.

С переходом высшего образования на подготовку по Федеральным государственным образовательным стандартам учебные заведения сталкиваются с рядом проблем, в частности разработки методических систем и методик интенсификации профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в направлении развития методических систем и методик характеризуется наличием в настоящее время следующих противоречий:

- между линейным направлением в сообщении знаний преподавателем в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом и необходимостью индивидуального расширения эрудиции и развития способностей студентов;

- между объективной потребностью общества в формировании и развитии творческих способностей личности и недостаточным научным, методо-лого-теоретическим и методическим обеспечением процесса развития творческого потенциала педагога;

- между быстро растущими изменениями требований к уровню обученности и личностному творческому развитию выпускника педагогического вуза по профилю «Технология» в условиях модернизации педагогического профессионального образования и относительно медленными инновационными изменениями в используемых методических системах и методиках профессионального обучения;

- между интенсивным, индивидуальным характером современной учебно-творческой деятельности и единообразием предъявляемых к учебному коллективу в целом требований, не позволяющих студенту при существующих традиционных методических системах и методиках обучения в достаточной мере проявлять творческую самореализацию;

- между огромными вариативными возможностями выбора методических систем и методик обучения в педагогических вузах и недостаточным уровнем их использования в силу отсутствия ясных и достоверных научно разработанных методических рекомендаций по их применению.

Разрешение представленных противоречий рассматривается нами в рамках концепции интенсификации подготовки бакалавров, в частности за счёт «усиления» творческой составляющей обучения в высшей профессиональной школе.

В период модернизации педагогического образования на одно из первых мест выдвигается дидактический принцип активности учебно-познавательной деятельности, исполнение которого в значительной степени способствует формированию гармонично развитой творческой личности на основе комплексного научного подхода к процессу обучения во всех типах учебных заведений. Показательно актуальны выдвинутые условия для педагогических вузов, в которых эффективность профессионально-педагогической подготовки бакалавров в полной мере зависит от развития их личностных качеств и развиваемых профессиональных способностей к творческому преобразованию, предметной адаптации окружающей среды. Использование эффективных приёмов и методов обучения, включение студентов в творческий процесс - это оптимальный путь нахождения и актуализации внутренних резервов учебного процесса в самой личности обучающегося.

Именно на этой основе можно говорить об интенсификации учебного процесса, способствующей повышению качества подготовки специалистов. Данной проблеме уделяли большое внимание исследователи: С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластёнин и многие другие. Авторы определяют интенсификацию учебного процесса в следующих характеристиках и параметрах:

- применительно к высшей школе этот процесс означает повышение качества обучения и снижение временных затрат за счет использования активизирующих средств, форм и методов обучения (С.И. Архангельский). Суть интенсификации состо-

© Талых А.А., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

149

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ит в эффективности преподавания, учения и учебного материала [1];

- стимул и мера повышения производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени (Ю.К. Бабанский). Автор выделяет следующие основные факторы интенсификации обучения: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации учения, повышение информативной ёмкости содержания образования, применение активных методов и форм обучения, ускорение темпа учебных действий, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и других новых технических средств;

- решение проблемы в высшей школе в применении алгоритмизации и программированного обучения (В.П. Беспалько) После определения диаг-ностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, изменённая проработка - обучение;

- условие обеспечения прочного усвоения строго отобранного круга профессионально необходимых знаний и выработка соответствующих умений и навыков в оптимально допустимые интересам общества сроки [2], что достигается за счёт строгого отбора учебного материала и применения активных методов обучения, способствующих выработке у студентов таких знаний, которые могут иметь в будущем практическую ценность (Т.И. Ильина);

- вариант реализации технологии проблемного обучения (И.Я. Лернер), определяемой развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на учебном занятии. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками;

- качественный показатель в ракурсе соотношения науки и учебного предмета в структуре содержания подготовки специалиста высшей квалификации, и комплексный показатель соотношения репродуктивных и творческих процессов в структуре учения как специфического вида познавательной деятельности человека [4]. Эта система раскрывает целенаправленный процесс конструирования новых знаний на основе познавательной деятельности обучающихся, развитии интереса и мотивации к учению (П.И. Пидкасистый);

- основа программно-целевого подхода (В.А. Сластёнин). Суть его заключается в единстве всех сторон обучения, в их подчинении конечному

результату, формировании всесторонне подготовленной, социально активной личности специалиста. Переход на интенсивный путь обучения в высшей школе стимулирует разрешение задач поиска и отработки методов, приёмов, способов и средств обучения, позволяющих поднять эффективность учебно-воспитательного процесса. Причем, не за счёт напряжения в труде преподавателя и обучающегося, а за счёт создания более благоприятной и производительной атмосферы труда [5].

К приведённым высказываниям необходимо добавить, что интенсификация обучения предполагает также и активизацию учебно-познавательной деятельности, в которой реализуются творческие возможности и резервы личности, не проявляющиеся в обычных условиях.

Анализ и обобщение результатов научных исследований, а также специфика профессионально-педагогического обучения учителей технологии позволяют выделить следующие основные направления интенсификации процесса их профессиональной подготовки [3]:

1. Квалиметрия качества и целенаправленности обучения;

2. Усиление мотивации учения;

3. Повышение поэлементной и суммарной информативной ёмкости содержания технологического образования;

4. Дидактическое обоснование применения активных методов и форм обучения в профессиональной подготовке;

5. Ускорение темпа освоения технологических операций;

6. Развитие и совершенствование навыков творческого учебно-технологического труда;

7. Применение средств инфокоммуникационных технологий (ИКТ).

Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приёмов, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов. Большую роль в этой ситуации играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа обучающихся, алгоритмизация в профессиональной подготовке т.д. В практике работы вузов все шире находят применение методы проблемного обучения. Организация интенсивного учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации об уровне эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения.

С внедрением компьютеров в учебный процесс появляется уникальная возможность для решения задач нового типа, называемых оптимизированными (например, задачи "коммивояжера", развитие case-метода и др.), в которых из ряда возможных вариантов решений выбирается один, наиболее

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

рациональный с определенной точки зрения. Применяемые обучающие программы позволяют широко использовать приёмы решений, основанных на когнитивной графике. Компьютер успешно соединяет в себе ряд традиционных технических средств обучения.

Интенсификация реализуется в пространстве "затраты - результат" на трёх уровнях (коллективных масштабах): индивид - технология - система. Она тесно коррелированна с побудительно-исполнительной мотивацией обучающегося. Внедрение её основных положений дисциплинирует технологию обучения:

- требует, предполагает и стимулирует качественное совершенствование критериев оценивания результатов управления и саморазвития модели [системы];

- выставляет модифицированные количественно-качественные критерии;

- в некотором роде формирует средства и методы оценивания развития систем на различных этапах при различных внешних и внутренних факторах.

И только при выполнении условий непрерывной модификации подходов к организации учебно-

го процесса элементы и в целом система интенсификации дают ожидаемые результаты в области повышения качества профессиональной подготовки учителей технологии.

Библиографический список

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М., 1989. - 368 с.

2. Ильина Т.И. Актуальные проблемы высшей школы // Новое в теории и практике обучения. -М., 1979. - Вып. 4. - С. 11-28.

3. Лобашев В.Д., Талых А.А. Тенденции интенсификации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов // Сибирский педагогический журнал . - 2010. - № 9. - С. 32-40.

4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.

5. Сластёнин В.А. Аксиологические основания образования // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. - М., 2000. - С. 180-194.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.