УДК 378
Талых Алексей Александрович
кандидат педагогических наук, доцент Петрозаводский государственный университет
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье рассматриваются вопросы интенсификации профессиональной подготовки учителей технологии, раскрываются теоретико-прикладная сущность проблемы интенсификации и подходы к её исследованию.
Ключевые слова: интенсификация обучения, подходы к процессу интенсификации профессиональной подготовки, подготовка учителей технологии.
В 2011-2012 учебном году высшие образовательные учреждения перешли на двухуровневую подготовку: бакалавриат и магистратуру Направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Технология» стало преемником направления «Технологическое образование» по специальности «Технология и предпринимательство» в рамках профессиональной подготовки учителей технологии.
С переходом высшего образования на подготовку по Федеральным государственным образовательным стандартам учебные заведения сталкиваются с рядом проблем, в частности разработки методических систем и методик интенсификации профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в направлении развития методических систем и методик характеризуется наличием в настоящее время следующих противоречий:
- между линейным направлением в сообщении знаний преподавателем в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом и необходимостью индивидуального расширения эрудиции и развития способностей студентов;
- между объективной потребностью общества в формировании и развитии творческих способностей личности и недостаточным научным, методо-лого-теоретическим и методическим обеспечением процесса развития творческого потенциала педагога;
- между быстро растущими изменениями требований к уровню обученности и личностному творческому развитию выпускника педагогического вуза по профилю «Технология» в условиях модернизации педагогического профессионального образования и относительно медленными инновационными изменениями в используемых методических системах и методиках профессионального обучения;
- между интенсивным, индивидуальным характером современной учебно-творческой деятельности и единообразием предъявляемых к учебному коллективу в целом требований, не позволяющих студенту при существующих традиционных методических системах и методиках обучения в достаточной мере проявлять творческую самореализацию;
- между огромными вариативными возможностями выбора методических систем и методик обучения в педагогических вузах и недостаточным уровнем их использования в силу отсутствия ясных и достоверных научно разработанных методических рекомендаций по их применению.
Разрешение представленных противоречий рассматривается нами в рамках концепции интенсификации подготовки бакалавров, в частности за счёт «усиления» творческой составляющей обучения в высшей профессиональной школе.
В период модернизации педагогического образования на одно из первых мест выдвигается дидактический принцип активности учебно-познавательной деятельности, исполнение которого в значительной степени способствует формированию гармонично развитой творческой личности на основе комплексного научного подхода к процессу обучения во всех типах учебных заведений. Показательно актуальны выдвинутые условия для педагогических вузов, в которых эффективность профессионально-педагогической подготовки бакалавров в полной мере зависит от развития их личностных качеств и развиваемых профессиональных способностей к творческому преобразованию, предметной адаптации окружающей среды. Использование эффективных приёмов и методов обучения, включение студентов в творческий процесс - это оптимальный путь нахождения и актуализации внутренних резервов учебного процесса в самой личности обучающегося.
Именно на этой основе можно говорить об интенсификации учебного процесса, способствующей повышению качества подготовки специалистов. Данной проблеме уделяли большое внимание исследователи: С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.И. Ильина, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластёнин и многие другие. Авторы определяют интенсификацию учебного процесса в следующих характеристиках и параметрах:
- применительно к высшей школе этот процесс означает повышение качества обучения и снижение временных затрат за счет использования активизирующих средств, форм и методов обучения (С.И. Архангельский). Суть интенсификации состо-
© Талых А.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
149
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ит в эффективности преподавания, учения и учебного материала [1];
- стимул и мера повышения производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени (Ю.К. Бабанский). Автор выделяет следующие основные факторы интенсификации обучения: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации учения, повышение информативной ёмкости содержания образования, применение активных методов и форм обучения, ускорение темпа учебных действий, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и других новых технических средств;
- решение проблемы в высшей школе в применении алгоритмизации и программированного обучения (В.П. Беспалько) После определения диаг-ностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, изменённая проработка - обучение;
- условие обеспечения прочного усвоения строго отобранного круга профессионально необходимых знаний и выработка соответствующих умений и навыков в оптимально допустимые интересам общества сроки [2], что достигается за счёт строгого отбора учебного материала и применения активных методов обучения, способствующих выработке у студентов таких знаний, которые могут иметь в будущем практическую ценность (Т.И. Ильина);
- вариант реализации технологии проблемного обучения (И.Я. Лернер), определяемой развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на учебном занятии. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками;
- качественный показатель в ракурсе соотношения науки и учебного предмета в структуре содержания подготовки специалиста высшей квалификации, и комплексный показатель соотношения репродуктивных и творческих процессов в структуре учения как специфического вида познавательной деятельности человека [4]. Эта система раскрывает целенаправленный процесс конструирования новых знаний на основе познавательной деятельности обучающихся, развитии интереса и мотивации к учению (П.И. Пидкасистый);
- основа программно-целевого подхода (В.А. Сластёнин). Суть его заключается в единстве всех сторон обучения, в их подчинении конечному
результату, формировании всесторонне подготовленной, социально активной личности специалиста. Переход на интенсивный путь обучения в высшей школе стимулирует разрешение задач поиска и отработки методов, приёмов, способов и средств обучения, позволяющих поднять эффективность учебно-воспитательного процесса. Причем, не за счёт напряжения в труде преподавателя и обучающегося, а за счёт создания более благоприятной и производительной атмосферы труда [5].
К приведённым высказываниям необходимо добавить, что интенсификация обучения предполагает также и активизацию учебно-познавательной деятельности, в которой реализуются творческие возможности и резервы личности, не проявляющиеся в обычных условиях.
Анализ и обобщение результатов научных исследований, а также специфика профессионально-педагогического обучения учителей технологии позволяют выделить следующие основные направления интенсификации процесса их профессиональной подготовки [3]:
1. Квалиметрия качества и целенаправленности обучения;
2. Усиление мотивации учения;
3. Повышение поэлементной и суммарной информативной ёмкости содержания технологического образования;
4. Дидактическое обоснование применения активных методов и форм обучения в профессиональной подготовке;
5. Ускорение темпа освоения технологических операций;
6. Развитие и совершенствование навыков творческого учебно-технологического труда;
7. Применение средств инфокоммуникационных технологий (ИКТ).
Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приёмов, активизирующих учебно-познавательную деятельность студентов. Большую роль в этой ситуации играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа обучающихся, алгоритмизация в профессиональной подготовке т.д. В практике работы вузов все шире находят применение методы проблемного обучения. Организация интенсивного учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации об уровне эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения.
С внедрением компьютеров в учебный процесс появляется уникальная возможность для решения задач нового типа, называемых оптимизированными (например, задачи "коммивояжера", развитие case-метода и др.), в которых из ряда возможных вариантов решений выбирается один, наиболее
150
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
рациональный с определенной точки зрения. Применяемые обучающие программы позволяют широко использовать приёмы решений, основанных на когнитивной графике. Компьютер успешно соединяет в себе ряд традиционных технических средств обучения.
Интенсификация реализуется в пространстве "затраты - результат" на трёх уровнях (коллективных масштабах): индивид - технология - система. Она тесно коррелированна с побудительно-исполнительной мотивацией обучающегося. Внедрение её основных положений дисциплинирует технологию обучения:
- требует, предполагает и стимулирует качественное совершенствование критериев оценивания результатов управления и саморазвития модели [системы];
- выставляет модифицированные количественно-качественные критерии;
- в некотором роде формирует средства и методы оценивания развития систем на различных этапах при различных внешних и внутренних факторах.
И только при выполнении условий непрерывной модификации подходов к организации учебно-
го процесса элементы и в целом система интенсификации дают ожидаемые результаты в области повышения качества профессиональной подготовки учителей технологии.
Библиографический список
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М., 1989. - 368 с.
2. Ильина Т.И. Актуальные проблемы высшей школы // Новое в теории и практике обучения. -М., 1979. - Вып. 4. - С. 11-28.
3. Лобашев В.Д., Талых А.А. Тенденции интенсификации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов // Сибирский педагогический журнал . - 2010. - № 9. - С. 32-40.
4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.
5. Сластёнин В.А. Аксиологические основания образования // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. - М., 2000. - С. 180-194.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
151