УДК 37.016:51 ББК 74.262 В 12
А.М. Вафеева
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье приведена авторская концепция, отражающая технологический подход к проектированию учебного процесса по математике, направленного на формирование познавательного интереса младших подростков.
Ключевые слова: познавательный интерес, младший подростковый возраст,
технологический подход к обучению, цели обучения, формирование познавательного интереса, взаимосвязь подходов к обучению, инструментарий, содержание учебного материала, организационные формы учебной деятельности, технологии обучения.
A.M. Vafeeva
THE TECHNOLOGICAL APPROACH TO DESIGNING EDUCATIONAL PROCESS IN MATHEMATICS DIRECTED TO FORMATION OF THE INFORMATIVE INTEREST IN YOUNGER TEENAGERS
Abstract. The paper provides the author's concept reflecting the technological approach to designing the educational process in mathematics, directed to formation of the informative interest in younger teenagers.
Keywords: informative interest, younger teenager age, the technological approach to training, the training purposes, formation of informative interest, interrelation of approaches to training, toolkit, the teaching material contents, organizational forms of educational activity, training technologies.
Одной из приоритетных задач общеобразовательных школ является не только передача учащимся определенного объема знаний, но и формирования у них умения самостоятельно добывать эти знания. Тенденция к самообразованию, в свою очередь, является следствием проявления познавательного интереса как важнейшего мотива учебной деятельности. По мнению В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.С. Гончарова и др., формирование учебной деятельности как основной деятельности школьника происходит в начальной школе и младшем подростковом возрасте [3]. Д.Б. Элькониным была отмечена зависимость между уровнем сформированности учебной деятельности и интересами учащихся. Так, у тех учащихся, у которых в начальной школе и в 5-м классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с одноклассниками, у которых такие интересы не сложились [2]. Значимость младшего подросткового возраста в формировании познавательного интереса была отмечена также и А.К. Марковой. По ее мнению, при переходе из начальной школы в среднее звено на смену широким социальным мотивам учения должен прийти интерес к овладению способами добывания знаний [6]. Таким образом, в основной школе младший подростковый возраст является «отправной точкой» формирования познавательного интереса.
Сущность познавательного интереса заключается в тенденции личности учащегося к постановке целей в изучении определенного учебного предмета, проявления активности
в выполнении различных учебных действий. Без проявления познавательного интереса продуктивная учебная деятельность невозможна. Формирование познавательного
интереса, как правило, происходит в процессе обучения конкретной дисциплине. Сегодня традиционная методика не отвечает запросам современной школы, так как она
ориентирована на передачу учащимся готовых теоретических знаний, а также базируется на словесно-наглядных методах обучения, где учитель является носителем информации, а учащиеся - пассивными слушателями. При таком подходе к обучению учащийся является лишь объектом учебной деятельности. Инновации в образовании предполагают иную позицию ученика, являющуюся антиподом той позиции, которую ученик занимает в русле традиционной методики. Иначе говоря, в аспекте современных методов обучения
учащийся является субъектом учебной деятельности. Заняв такую позицию, учащийся
будет стремиться к самореализации, проявлять свои способности. И в учебном процессе формирование познавательного интереса как фактора развития личности учащегося является целью и результатом обучения предмету.
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «как учить?», «зачем учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. «превратить обучение в производственнотехнологический процесс с гарантированным результатом». И в связи с этим в педагогике появилось направление - технологический подход к обучению, т.е. применение педагогических технологий (в частности, технологий обучения) в учебном процессе [4, с.26]. Технологический подход не отрицает традиционную методику, а строится на ее основе: общие цели математического образования конкретизируются, т.е. выражаются в действиях учащихся. Главной особенностью технологического подхода является гарантированность достижения поставленных образовательных целей, выраженных в действиях учащихся при точном инструментальном управлении учебным процессом. Цель, выраженная в действиях учащихся, является диагностично спроектированной целью, показывающей, что могут достичь учащиеся в процессе обучения (структурированные знания, умение решать задачи, определенные качества личности). И поэтому действия учащихся описывают в терминах: знает (опознание, овладение алгоритмами), понимает (продуктивные действия), применяет (творческое применение). Это значит, что каждый учащийся имеет свой уровень усвоения учебного материала.
В.П. Беспалько сформулировал систему уровней усвоения учебного материала учащимися (табл.1) [5].
Таблица 1.
Уровни усвоения учебного материала учащимися
I II III IV
Низкий, минимальный Уровень обязательной подготовки Уровень возможностей Творческий уровень
Узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации Самостоятельное воспроизведение информации и ее применение для выполнения репродуктивного действия Поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения продуктивного действия Самостоятельное конструирование способа деятельности (творчество)
В официальных документах о математическом образовании приняты три уровня: I - минимальный, II - обязательный, III - уровень возможностей [4].
Для выявления уровня усвоения учебного материала учащимся используется входной контроль, по результатам которого проектируется образовательная цель. Для достижения этих целей в учебный процесс включаются учебные задачи, которые являются результатами перевода цели в учебное задание и служащее для достижения этих целей. Формирование познавательного интереса относится к воспитательным целям, так как
наличие данного учебного мотива помогает учащемуся осознать практическую значимость изучаемого предмета, реализовать свои способности, направленные на умение учиться. Воспитательные цели достигаются через реализацию учебных и развивающих целей обучения, т.е. через обучение предмету, разделу, теме.
Г.И. Щукина определила, что формирование познавательного интереса должно осуществляться через содержание учебного материала и организационные формы учебной деятельности учащихся [1]. С точки зрения технологического подхода содержание учебного материала и организация учебного процесса являются инструментарием для достижения образовательных целей. В ходе учебного процесса, предусматривающего строгую алгоритмизацию действий субъектов педагогического процесса, направленных на достижение диагностично спроектированных целей, осуществляется также и текущий контроль, направленный на своевременное выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках и их коррекцию. Так как технологический подход направлен на реализацию активной позиции учащегося в учебном процессе, то текущий контроль должен включать в себя не только контроль со стороны педагога, но также взаимоконтроль (пары постоянного состава) и самоконтроль. По окончании изучения крупного блока осуществляется итоговый контроль, направленный на оценку уровня усвоения учебного материала.
Спецификой технологического подхода к обучению является гарантированность достижения диагностично спроектированных целей обучения, и поэтому одной из главных особенностей технологического подхода является интенсификация процесса обучения. Этому способствуют современные методы обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся, новизна и практическая значимость содержания учебного материала, развивающие ментальные способности учащихся, организационные формы учебной деятельности учащихся, направленные на умение учиться.
Таким образом, технологический подход к обучению проявляется во взаимосвязи следующих подходов к обучению:
1. Деятельностного, так как целью учебной деятельности школьника является отработка ее компонент: учебной задачи и учебных действий, направленных на решение задач, действий контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
2. Дифференцированного, так как каждый учащийся усваивает учебный материал согласно своему уровню усвоения. Для достижения диагностично спроектированных целей в учебный процесс включаются учебные задачи, дифференцированные по уровням усвоения учебного материала (уровневая дифференциация).
3. Личностно-ориентированного, так как содержание учебного материала должно иметь личностный смысл для учащихся, расширять их кругозор, развивать способности, воспитывать качества личности.
4. Системного, так как основной единицей учебного процесса является урок. Последний является, в свою очередь, системой типов и целей урока, содержания учебного материала, методов, форм и средств обучения, построенных на основе дидактических принципов и отвечающих возрастным особенностям учащихся.
Формирование познавательного интереса как положительного отношения к изучению конкретных объектов научного познания происходит в процессе обучения предмету. Математика - предмет, развивающий и воспитательный потенциал которого огромен. Важно воспитать в учащихся интерес к этому учебному предмету, так как без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Сегодня все больше растет количество специальностей, связанных с применением математики. Поэтому математика должна приобрести для учащихся личностный смысл, что, в свою очередь, позитивно влияет на формирование их познавательного интереса.
Организация процесса обучения математике с позиции технологического подхода включает в себя следующие блоки:
1. Диагностичное целеполагание: общие цели математического образования выражаются в действиях учащихся.
2. Для достижения поставленных целей обучения выбирается инструментарий, т.е. содержание учебного материала, адекватное способностям и возрастным особенностям учащихся, и организационные формы учебной работы, направленные на умение учиться.
3. Контроль осуществляется на всех этапах учебного процесса: входной (для постановки диагностично спроектированных целей обучения), текущий (для выявления пробелов в усвоении знаний и их своевременной коррекции) и итоговый (для оценки пройденного материала).
Как правило, формирование познавательного интереса происходит через реализацию учебных целей, а в практической деятельности учителя основными признаками проявления познавательного интереса учащимися являются восприятие и осмысление учебного материала, отношение учащихся к учебным обязанностям (табл. 2).
Таблица 2.
Учебные цели, направленные на формирование познавательного интереса младших
подростков
Категории I II III
Ученик
1 2 3 4
Восприятие и осмысление учебного материала Знает основные понятия, свойства, факты, выполняет задания с помощью извне. Проявляет неустойчивый интерес к эмоционально окрашенным объектам Умеет применять приобретенные знания при решении задач в стандартной ситуации. Проявляет более устойчивый интерес к содержанию деятельности Применяет полученные знания в нестандартной ситуации. Проявляет интенсивный интерес к способам деятельности
Отношение к учебным обязанностям Выполняет элементарные задания на уроке, отвечает по запросу учителя, слушает партнера по группе, тем самым не пытаясь найти ошибки в рассуждениях, не всегда пытается самостоятельно решить задачу. Низкая познавательная активность Выполняет более сложные задания в стандартной ситуации, отвечает на вопросы учителя и товарищей только по тексту учебника, слушает и по мере возможностей ищет ошибки в рассуждениях товарищей, старается выполнять задания «сверх нормы», всегда выполняет домашнее задание. Средняя познавательная активность Выполняет задания «сверх нормы», чаще в нестандартной ситуации, всегда готов ответить, исправляет ошибки в рассуждениях товарищей, может ассистировать учителю, после выполнения домашнего задания старается решить задачу из дополнительных сборников. Высокая познавательная активность
Учащиеся младшего подросткового возраста любознательны, активны при выполнении учебных обязанностей, более собранны, чем младшие школьники. Но внимание у учащихся данного возраста неустойчивое, требующее переключения с одной формы учебной деятельности на другую.
В качестве инструментария для достижения диагностично спроектированных целей обучения математике (в том числе и для формирования познавательного интереса) была выбрана взаимосвязь содержания учебного материала, организационных форм учебной работы и конкретных технологий обучения.
1. Содержание учебного материала (учебные и математические задачи).
1.1. Сочетание регионального компонента и историзма.
1.2. Самостоятельная работа учащихся по составлению и оформлению исторических справок, направленная на умение учащихся работать с дополнительной литературой (для учащихся обязательного уровня и уровня возможностей).
1.3. Решение занимательных старинных задач, отражающих реальные факты (для учащихся обязательного уровня возможностей).
1.4. Межпредметная связь науки математики с другими областями знаний (для учащихся минимального и обязательного уровней).
1.5. Практическое выполнение геометрических задач: конструирование из бумаги (мастерская, групповая форма работы), танграм (самостоятельное выполнение), составление фигур из двух-трех коллекций танграмов (для учащихся уровня возможностей), чертежи (учащиеся всех трех уровней).
1.6. Проблемные задачи - для учащихся уровня возможностей, так как в младшем подростковом возрасте у учащихся доминирует наглядно-образное мышление, но «готовится к становлению» дедуктивное мышление.
2. Организационные формы учебной деятельности.
2.1. Дидактические игры, направленные на активизацию учебного процесса и стимулирующие познавательные силы, предназначены для сплочения коллектива класса (в процессе закрепления учебного материала).
2.2. Организацию контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку, целесообразно осуществлять в парах постоянного состава (при этом в паре должны работать учащиеся разного уровня обученности, т.е. сильный со слабым).
3. Конкретные технологии обучения.
3.1. Компьютерные технологии (использование на уроках компьютера для моделирования конкретных фактов, в качестве средства наглядности, в качестве средства контроля (тестирование), направленного на проверку знаний, умений и навыков при входном, текущем контроле).
3.2. Элементы технологии витагенного обучения, т.е. опора на жизненный опыт учащихся, помогающего понять практическую значимость изучаемого материала и, как следствие, повышения качества усвоения и уровня познавательного интереса. Можно использовать в сочетании с проблемной ситуацией при изучении, закреплении и повторении учебного материала.
3.3. Метод проектов как групповая творческая самостоятельная работа учащихся (ориентированная на учащихся с более высоким уровнем обученности).
Примечания:
1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
2. Возрастная и педагогическая психология / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 2005. 368 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2004.
288 с.
4. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003. 223 с.
5. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 157 с.
6. Маркова А. Проблема формирования мотивации учебной деятельности // Советская педагогика. 1979. № 11. С. 63-71.
References:
1. Barkhaev B.P. Pedagogical psychology: the educational manual. SPb.: Peter, 2007. 448 p.
2. Age and pedagogical psychology / Comp. I.V.Dubrovina, А.М. Prikhozhan, V.V. Zatsepin. М.: Academia, 2005. 368 p.
3. Davydov V.V. Problems of developing training: the educational manual. М.: Academia, 2004.
288 p.
4. Episheva O.B. Technology of training to mathematics on the basis of the activity approach to training: Book for the teacher. M.: Prosveshchenie, 2003. 223 p.
5. Zagrekova L.V., Nikolina V.V. Theory and technology of training: the educational manual. M: Higher School, 2004. 157 p.
6. Markova A. The problem of formation of motivation of educational activity// Soviet Pedagogy. 1979. № 11. P. 63-71.