ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ
НА КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ФОРМАТ
ОБУЧЕНИЯ
Е.В. Бахусова
(Тольяттинский государственный университет; e-mail: [email protected])
В статье изложен подход к построению технологического мониторинга образовательного процесса в вузе при переходе на компетентностно-контекстный формат обучения. Описаны уровни мониторинга, структура, оценочные процедуры мониторинга и соответствующие методы измерения. Предложен подход к автоматизации процесса аналитической обработки результатов обучения студентов на разных уровнях мониторинга.
Ключевые слова: технологический мониторинг, уровни мониторинга, оценочные процедуры мониторинга, структура мониторинга.
Для неформального и продуктивного перехода высшей школы на компетентностно-контекстный формат обучения (ККФО) В.М. Монахов предлагает построить методическую систему преподавания (МСП) с наперед заданными свойствами на основе педагогических технологий [1]. Заданными свойствами МСП естественно считать компетенции, заложенные в ФГОС ВПО. В статье "Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами" [2] В.М. Монахов выделяет три основных блока решения проблемы построения такой методической системы преподавания, а именно: первый блок — методология моделирования педагогических объектов — траектории профессионального становления специалиста, учебного процесса, методической системы преподавания; второй блок — концептуальная основа мониторинга и его инструмента-лизация и компьютеризация; третий блок — оптимизация объектов и процессов.
Остановимся подробно на втором блоке — концептуальная основа мониторинга и его инструментализация и компьютеризация. Будем исходить из предположения, что траектория профессионального становления выпускника представлена как последовательность компе-тентностно-контекстных модулей. Каждый такой модуль формирует у студентов компетенцию K.. Каждая компетенция Kt представлена как сумма профессиональных задач ПЗт а каждая профессиональная задача
представлена суммой учебных задач УЗ1]к. Таким образом, профессиональная компетентность выпускника ПК складывается из ключевых компетенций К.. Чтобы сформировать отдельную компетенцию К,, студенту необходимо научиться решать профессиональные задачи ПЗ а, ПЗ12,.., ПЗ п, а для решения каждой профессиональной задачи ПЗ{]необходимо научиться решать учебные задачи УЗук. На рис. 1 представлена иерархия целей ККФО в вузе.
Рис 1. Иерархия целей ККФО (компетентностно-контекстный формат обучения)
Процесс проектирования МСП естественно начать с I уровня иерархии, т.е. уточнить набор частных компетенций для формирования профессиональной компетентности (ПК) специалиста. На II уровне для формирования у студентов каждой компетенции К1 следует определить систему профессиональных задач ПЗ1. На III уровне для каждой профессиональной задачи ПЗу надо подобрать систему учебных задач УЗ^. На этапе проектирования МСП проект учебного процесса, включающий систему учебных и систему профессиональных задач, разрабатывается эмпирически, учитывая опыт российской и зарубежной высшей школы, мнения экспертов и профессионалов в области образования, пожелания работодателей. При разработке проекта учебного процесса используются педагогические технологии В.М. Монахова.
Технология проектирования МСП в вузе позволяет построить системный технологический мониторинг, включающий в себя разработку и реализацию совокупности оценочных процедур, связанных между собой структурно и функционально, обеспечивающих комплексное измерение качества профессиональной подготовки специалиста, качество проекта учебного процесса, уровень соответствия качества проекта учебного процесса заявленным компетенциям. К оценочным процедурам технологического системного мониторинга относятся:
• качество учебных достижений студентов на уровне учебных задач (IV уровень иерархии);
• качество учебных достижений студентов на уровне профессиональных задач (III уровень иерархии);
• уровень сформированности у студентов частных компетенций (II уровень иерархии);
• уровень готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности;
• качество проекта учебного процесса на уровне учебных задач (IV уровень);
• качество компетентностно-контекстных модулей (III уровень);
• качество проекта учебного процесса на уровне частных компетенций (II уровень);
• качество мсп.
Структура технологического мониторинга включает результирующую компоненту (мониторинг, отслеживающий динамику учебных успехов каждого студента с целью фиксации уровня сформированности профессиональной компетентности) и процессуальную компоненту (мониторинг, объективно отслеживающий правильность разработанных образовательных программ, проектов учебного процесса, организации учебного процесса, т.е. правильность, корректность спроектированной методической системы с наперед заданными свойствами); оценочные процедуры и соответствующие им цели, методы измерения. Структура технологического мониторинга представлена в табл. 1.
Таблица 1
Структура технологического мониторинга
Составляющие Оценочные Цель оценочной Методы измерения
технологического процедуры процедуры
мониторинга
1 2 3 4
Мониторинг каче- Качество учебных Повысить объ- Технологическая
ства подготовки достижении сту- ективность и до- диагностика сту-
специалиста (ре- дентов на уровне стоверность дентов на уровне
зультирующая сто- учебных задач оценки качества учебных задач
рона качества об- текущей успевае-
разовательного мости студентов на
процесса в вузе) уровне освоения учебных задач
Качество учебных Повысить объ- Технологическая
достижении сту- ективность и до- диагностика на
дентов на уровне стоверность уровне профессио-
профессиональных оценки качества нальных задач
задач текущей успеваемости студентов на уровне освоения
Окончание табл. 1
1 2 3 4
профессиональных задач
Уровень сформи-рованности у студентов частных компетенций Фиксация уровня сформированности у студентов частных компетенций Обработка диагностик на уровне профессиональных задач методами нечеткой математики
Уровень готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности Фиксация уровня сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза Защита выпускной квалификационной работы и сдача выпускных экзаменов
Анкетирование работодателями выпускников вуза
Мониторинг качества спроектированной МСО в вузе (процессуальная сторона качества образовательного процесса в вузе) Качество проекта учебного процесса на уровне учебных задач (IV уровень иерархии) Выявление слабых мест проекта учебного процесса на уровне учебных задач Аналитическая обработка результатов технологической диагностики на уровне учебных задач
Качество проекта учебного процесса на уровне профессиональных задач (II уровень иерархии) Решение вопроса о достаточности спроектированной системы учебных задач для решения каждой профессиональной задачи Аналитическая обработка результатов технологической диагностики на уровне профессиональных задач
Качество спроектированных ком-петентностно-кон-текстных модулей (II уровень иерархии) Решение вопроса о достаточности спроектированной системы профессиональных задач для формирования каждой ключевой компетенции Защита студентами выпускной квалификационной работы и сдача выпускных экзаменов
Анкетирование работодателями выпускников вуза
Качество МСО Выявление слабых сторон МСО Аналитическая обработка результатов, полученных в предыдущих оценочных процедурах
Технологический мониторинг делится на четыре уровня, согласно уровням иерархии (табл. 2). Оценочные процедуры результирующей и процессуальной компонент технологического мониторинга проводятся параллельно в реальном учебном процессе согласно уровням мониторинга.
Таблица 2
Уровни технологического мониторинга
Уровень мониторинга Оценочные процедуры результирующей компоненты мониторинга Оценочные процедуры процессуальной компоненты мониторинга
IV уровень Качество учебных достижений студентов на уровне учебных задач Качество проекта учебного процесса на уровне учебных задач
III уровень Качество учебных достижений студентов на уровне профессиональных задач Качество проекта учебного процесса на уровне профессиональных задач
II уровень Уровень сформированности у студентов частных компетенций Качество спроектированных компетентностно-контекстных модулей
I уровень Уровень готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности Качество МСП
На IV уровне мониторинга действует пара оценочных процедур: "качество учебных достижений студентов на уровне учебных задач" и "качество проекта учебного процесса на уровне учебных задач". Процедура "качество учебных достижений студентов на уровне учебных задач" сводится к фиксации результатов технологических диагностик студентов и визуализации этих результатов в виде индивидуальных траекторий успеваемости каждого студента (рис. 2). Технологическая диагностика студента — это обязательная самостоятельная письменная работа, проверяющая умение решать учебные задачи. Каждая диагностика имеет три уровня сложности: базовый уровень, уровень оценки "хорошо" и уровень оценки "отлично".
Рис. 2. Индивидуальная траектория успеваемости студента
Визуализация результатов диагностик студента в виде индивидуальной траектории успеваемости выявляет:
• объективно трудные диагностики для данного студента. Трудным диагностикам соответствуют точки минимума траектории. Это слабые места в знаниях студента. Зная диагностики, по которым студент имел низкие оценки, можно спроектировать индивидуальную траекторию повторения дисциплины;
• характер отношения студента к предмету: индивидуальные траектории показывают, насколько стабилен студент в своих оценках (если колебания траектории не превышают один балл, то студент стабилен в своих результатах).
На рис. 3 представлены траектории стабильных студентов. Верхняя траектория рис. 3 принадлежит стабильному троечнику, который к своей тройке в половине случаев идет через двойку. Вторая сверху траектория принадлежит стабильному троечнику, который способен учиться на четверки. Третья сверху траектория принадлежит стабильному хорошисту, последняя — стабильному отличнику.
¿1 ¿2 ¿3 ¿4 ¿5 ¿6 ¿7 ¿8 ¿9 ¿10 ¿11 ¿12 ¿13 ¿14 ¿15 ¿16 ¿17 ¿18
♦ 5, 4,3 о 2
Рис. 3. Траектории стабильных студентов
Рис. 4. Траектории нестабильных студентов
На рис. 4 изображены траектории нестабильных студентов. Колебания таких траекторий составляют два балла. Причины нестабильного характера оценок студента индивидуальны. К ним относятся пробелы студента в знаниях, необходимых для изучения дисциплины, проблемы студента в отношениях с преподавателем, слабая мотивация к изучению предмета, плохие отношения с одногруппниками, непонимание преподавателя и т.д.
Оценочная процедура "качество проекта учебного процесса на уровне учебных задач" сводится к аналитической обработке результатов всех диагностик группы студентов. Результаты диагностик группы представляются графически. Для этого в прямоугольной системе координат с горизонтальной осью "номер диагностики" и вертикальной осью "количество учащихся" точками фиксируются результаты каждой диагностики. Напротив номера диагностики отмечаются четыре точки:
• количество учащихся, написавших диагностику на " отлично ";
• количество учащихся, написавших диагностику на "хорошо";
• количество учащихся, написавших диагностику на " стандарт ";
• количество учащихся, не справившихся с диагностикой. Затем между собой соединяются точки, соответствующие одной и той же оценке. В итоге получается графическое представление результатов диагностик группы (рис. 5).
Рис. 5. Результат диагностик групп
Для аналитической обработки результатов диагностик вычисляются следующие характеристики.
1. Среднее значение т(1) количества оценок I (1=5,4,3,2) за диагностики по формуле:
1 к
т(1) = к , (1)
где ш равно количеству оценок за ¡-ю диагностику, к равно количеству диагностик (т(5) — среднее значение количества оценок "отлично"; т(4) — среднее значение количества оценок "хорошо"; т(3) — среднее значение количества оценок "удовлетворительно"; т(2) — среднее значение количества оценок "неудовлетворительно").
2. Среднее отклонение d(l) от среднего значения т(1) для каждой
оценки I (I = 5, 4, 3) по формуле:
1к
d(l) = к 1|ш' - т(1)|, (I = 5,4, 3). (2)
3. Интервалы 1(1) допустимых колебаний количества оценок I за диагностики по формуле:
1(1) = [т(1) - с(1); т(1) + 1(1)], (I = 5, 4, 3). (3)
4. Номера диагностик, для которых количество а(¡) оценок за ью диагностику находится в пределах соответствующего интервала 1(1):
а(1) е й [т(1) - <1(1); т(1) + ¿1(1)]. (4)
5. Номера диагностик, для которых количество а(1) оценок за ью диагностику вышло за пределы соответствующего интервала 1(1):
а(0 й [т(1) - (1(1); т(1) + ((I)]. (5)
Если каждая кривая графика находится в пределах соответствующих интервалов допустимых колебаний, то проект учебного процесса не нуждается в корректировке. Если у кривых есть точки, выходящие за пределы соответствующего интервала допустимых колебаний, то проект учебного процесса необходимо скорректировать в найденных точках. С процессом аналитической обработки результатов диагностик можно познакомиться на сайте Центра педагогических диагностик учащихся [3].
Процесс аналитической обработки результатов технологических диагностик студентов полностью автоматизирован при помощи АИС "Ваш помощник". Эта система работает на сайте Центра педагогических технологий В.М. Монахова. Преподавателю достаточно ввести список группы и результаты всех диагностик учащихся, а компьютерная система в режиме онлайн построит графическое представление результатов диагностик каждого студента и группы в целом, проанализирует их, даст рекомендации преподавателю по коррекции проекта учебного процесса.
Перечислим функции и возможности АИС "Ваш помощник":
— ведение электронного журнала студентов по данной дисциплине;
— построение индивидуальной траектории освоения дисциплины каждым учащимся;
— построение графического представления результатов диагностик всей группы;
— подсчет характеристик: среднее значение т(1) количества оценки I (1=5, 4, 3, 2) за диагностики; среднее отклонение ((I) от среднего значения т(1) для каждой оценки; интервалы 1(1) допустимых колебаний количества оценки I за диагностики; номера диагностик, для которых количество а(¡) оценок за ¡-ю диагностику находится в пределах соответствующего интервала 1(1); номера диагностик, для которых количество а(¡) оценок за ¡-ю диагностику вышло за пределы соответствующего интервала 1(1).
— вывод окна с информацией о качестве учебного процесса и рекомендациями преподавателю по совершенствованию проекта учебного процесса.
Имеющийся инструментарий мониторинга на уровне учебных задач вполне можно применить к паре оценочных процедур "качество учебных достижений студентов на уровне профессиональных задач" и "качество проекта учебного процесса на уровне профессиональных задач".
Зная результаты мониторинга IV уровня (на уровне учебных задач УЗ&к) для конкретной профессиональной задачи ПЗ1п и результаты решения самой ПЗ'п каждым студентом и группой в целом, можно сделать выводы о достаточности выбранной системы учебных задач для решения данной профессиональной задачи.
Имея результаты мониторинга III уровня для всех профессиональных задач n3in компетенции К,, можно судить об уровне сформиро-ванности компетенции Kt у каждого отдельного студента (оценочная процедура "уровень сформированности у студентов частных компетенций"). Анализируя результаты группы на данном уровне, можно сделать вывод о достаточности выбранной системы профессиональных задач для данной компетенции, т.е. о качестве построенного модуля (оценочная процедура "качество спроектированных компетентностно-контекстных модулей").
Зная результаты мониторинга II уровня для всех ключевых компетенций K, можно судить об уровне сформированности профессиональной компетентности пк у каждого студента (оценочная процедура "уровень готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности"). Анализируя результаты группы на данном уровне, можно сделать вывод о достаточности выбранной системы компетенций для формирования профессиональной компетентности, т.е. о качестве спроектированной МСО (оценочная процедура "качество мсо").
Для определения уровня сформированности отдельных компетенций K у каждого студента естественно воспользоваться системой нечеткого вывода [5], где входными лингвистическими переменными являются результаты диагностик решения профессиональных задач компетенции Kt, а выходной лингвистической переменной — "нечеткая оценка сформированности данной компетенции" с терм-множеством Т = {"компетенция не сформирована", "компетенция недостаточно сформирована", "компетенция сформирована на базовом уровне", "компетенция сформирована"}. Зная нечеткие оценки сформированности отдельных компетенций К, можно определить уровень сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза, используя систему нечеткого вывода.
Список литературы
1. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. 318 с.
2. Монахов В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами // Материалы международной научно-практической конференции "Технологии построения систем образования с заданными свойствами". М.: МГГУ имени М.А.Шолохова, 2010. С. 26-32.
3. Сайт Центра педагогических технологий В.М. Монахова (URL: http://www.ctm-tlt.ru 21.09.2011).
4. Бахусова Е.В. Мониторинг динамики формирования ключевых компетенций и профессионального становления специалистов как функции ком-
пьютерной системы аналитической обработки оценочных параметров учебного процесса // Материалы международной научно-практической конференции "Технологии построения систем образования с заданными свойствами". М.: МГГУ имени М.А.Шолохова, 2010. С 175-185.
5. Леоненков А. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 736 с.
TECHNOLOGICAL MONITORING AS MEAN OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT IN INSTITUTE OF HIGHER IN TRANSITION ON COMPETENTS-CONTEXT FORMAT OF TEACHING
E.V. Bahusova
In the article going near the construction of the technological monitoring of educational process is expounded in the institute of higher in transition on competent is a context format of teaching. Monitoring levels, structure, evaluation procedures of monitoring and proper methods of measuring are described. Offered approach to automation process of analytical treatment of results of teaching of students on the different levels of monitoring.
Key words: technological monitoring, monitoring levels, evaluation procedures of monitoring, monitoring structure.
Сведения об авторе
Бахусова Елена Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент Тольят-тинского государственного университета, директор Центра педагогических технологий В.М. Монахова. Тел. 8-917-138-90-59; е-mail: [email protected]