Научная статья на тему 'Технологические подходы в модернизации системы образования'

Технологические подходы в модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TECNOLOGIZATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайфуллин В. Г., Закирова Ф. Ф.

В статье рассматривается несколько подходов к определению понятия технологи;реализация в условиях урока основной формы организации учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Several approaches to the definition of technology are discussed in the article, the main form of the organization of the educational process is a lesson.

Текст научной работы на тему «Технологические подходы в модернизации системы образования»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

© В.Г.Гайфуллин © Ф.Ф. Закирова

В статье рассматривается несколько подходов к определению технологии, основная форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

Ключевые слова: педагогическая технология, технологизация обучения.

TECHNOLOGICAL APPROACHES IN THE MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

© B.G.Gaifullin © F. F. Zakirova

Several approaches to the definition of technology are discussed in the article, the main form of the organization of the educational process is a lesson. The key words: pedagogical technology, tecnologization of training.

На фоне бурно меняющегося социально-экономического положения страны происходят серьезные изменения в системе образования. Изменения связаны с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни.

Изменения требований к системе образования с неизбежностью привлекло изменение отношения к развитию творческих способностей учащихся. В связи с этим за последние годы педагогическая наука обратилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии».

Технология в переводе с греческого - искусство. С другой стороны, в технике и промышленности под технологией подразумевается совокупность процессов обработки или переработки материалов в конкретной отрасли производства, продуманный логический процесс исполнения и получения

конкретного продукта, а также научное описание способов производства.

1

Например, технология выплавки стали, где каждое действие продумано, запрограммировано и алгоритмизировано. Отсутствие какого-нибудь элемента в программе может привести к нежелательным элементам. Так же можно говорить о технологии пошива обуви, костюмов, выращивания картофеля, свеклы, кукурузы, огурцов и т.д. Что касается педагогической технологии, то здесь перед исследователями имеется широкое поле деятельности для раскрытия этого понятия и разработки конкретных путей для применения их в конкретной практике.

Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что зарождение идеи связано с успехами научнотехнического прогресса и распространением его достижений в самые различные области знаний и практики. Изучение этапов формирования понятия педагогической технологии приводит к следующей последовательности: педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, НОТ учителя и школьника, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технологи, модульное обучение, педагогическая технология.

Массовое внедрение педагогических технологий в практику исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием американских, а затем европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся ДЖ. Кэрролл, Б.Блум, Г. Гейс, П. Митчелл, В. Коскарелли и др.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я. Гальперина , Н. Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой и др.

В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются

как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях

2

психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Возникновению и практическому применению педагогических технологий способствовали ряд причин. Самой главной из них является необходимость внедрения в педагогику системно - деятельностного подхода, позволяющего реализовать в решении задач образования результаты исследований многих отраслей знаний. Второй причиной является потребность мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, замены малоэффективного и вербального способа передачи знаний и воспитания.

Возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учителя и учеников, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного учителя обусловили третью причину возникновения технологического подхода в педагогике.

Для понимания сущности педагогической технологии рассмотрим несколько подходов к ее определению. По мнению английского ученого П. Митчелла, «педагогическая технология - есть область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связь со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов»[1].

В материалах ЮНЕСКО 1986 г. дается следующее определение понятию: «Педагогическая технология систематических метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».

Педагогическая энциклопедия определяет педагогическую технологию как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы

3

педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

По мнению М.И. Махмутова, «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» [2:88]. Мы солидарны с автором, когда он пишет: «Педагогическая технология - это не дидактика (теория обучения), это и не частная методика. Как дидактико-методическая система педагогическая технология приложима к любому предмету, она конкретна». [2:88]

Проверенные и подтвержденные практикой дидактические теории и концепции могут служить теоретической основой определенной педагогической технологии. Существенными признаками педагогической технологии являются: алгоритмизируемость, проектируемость, управляемость. На это указывают ряд авторов [1;2;3;4]. Эти признаки в той или иной мере присущи и методической системе по изучению основ наук и организации воспитательной работы. Однако в педагогической технологии эти признаки выражены наиболее сильно.

Педагогическая технология уделяет серьезное внимание процессуальной стороне взаимодействия учителя и учеников, но в ней слабо представлен содержательный компонент, который присутствует в методической системе наиболее полно. Исходя из содержания и характера изучаемого материала методика преподавания каждого предмета имеет специфические особенности, а педагогическая технология изучения материала, дающая предписания этапов этого процесса может быть одинаковой для ряда учебных предметов.

Анализ представленных определений позволяет выделить существенные характеристики современной трактовки понятия педагогической технологии:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологии процесса усвоения знаний, умений и навыков и технологии развивающего обучения;

- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерий, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогическая технология должна последовательно воплощать на практике заранее спроецированный учебно-воспитательный процесс, предполагающий: а) возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами с глубокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом; б) свободного выбора технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

По целям и задачам педагогические технологии могут различаться по разным основаниям. Одни могут обеспечить формирование знаний и умений учащихся, другие - целенаправленное развития мышления. Первоначально под дидактической технологией понимались попытка технизации учебного процесса. Первой педагогической технологией в этом аспекте явилось программированное обучение.

Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии несколько расширило ее содержание. Под педагогической технологией стали понимать не просто исследования в сфере использования технических средств или компьютеров, а исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Основной формой организации учебно- воспитательного процесса является урок. Поэтому в поле зрения многих исследователей находятся вопросы разработки эффективной педагогической технологии урока.

5

Разрабатывая технологию урока, необходимо рассматривать на него как на форму учебных занятий, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата.

Системообразующей частью урока является триединая дидактическая задача, объединяющая функции обучения: обучающую, воспитывающую и развивающую. Содержание учебного материала составляет содержательную основу технологии. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы и т.д., но и задачи, упражнения, вопросы учителя - все то, что должны усвоить ученик и способствует этому усвоению. Процессуальную сторону технологии составляют методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. В методах обучения и сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и учащихся. Именно они определяют стиль работы учителя на уроке.

Формы организации познавательной деятельности учащихся учитываются в технологии с включением каждого ученика вактивную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной работы.

Основная задача уроков является создать у учащихся систему знаний, умений и навыков. При этом на первый план выдвигаются задачи учить, мыслить, самостоятельно приобретать знания. Пути решения этих задач разрабатывает дидактика. Решение проблем, связанных с обучением конкретному предмету решает предметная дидактика-методика обучения предмету.

Методика обучения предмету является наукой, имеющей свою специфику. Она глубоко связана с методологией и содержанием изучаемой науки, так как при обучении необходимо отражать особенности этой науки, ее содержания и методов исследования. Методика связана с изучаемой конкретной наукой, философией, педагогикой, дидактикой, психологией,

логикой, возрастной физиологией и техникой.

6

Одной из основных особенностей современной идеологии процесса обучения является переход к личностно ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности. Характерной особенностью развивающей обучающей технологий обучения является то, что учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьника, что существенно меняет роли учителя и ученика в обучении.

В педагогической системе, ориентированной на репродуктивную познавательную деятельность учащихся, на учителя возлагается передача знаний в готовом виде, а на учащихся - строгое выполнение исполнительской функции репродуктивного характера.

В основу технологий развивающего обучения могут быть положены теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, теория проблемного обучения М. И. Махмутова, И. Я. Лернера и др.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса, характеризующаяся четким перспективным и текущим планированием деятельности, нормированием и рациональным распределением функций между ее участниками, хорошо продуманным учетом, контролем и анализом результатов, являлась перспективным и модным направлением в разработке педагогических технологий в 80-е годы, теоретические основы которого автивно разрабатывались Ю.К. Бабанским. При разработке технологии обучения автор указал на необходимость обоснования оптимального, т.е. наилучшего для имеющихся сегодня условий, для данного этапа, варианта обучения сточки зрения его эффекта и затрат времени школьников и учителей. Автор считает, что нельзя увлекаться только программированием, алгоритмизацией или проблемностью в обучении. Чрезмерно занимаясь решением одних задач, мы снижаем эффективность решения других задач.

Подробно исследуя способы рационального сочетания слова и наглядности, оптимального темпа и трудности учебного материала для усиления развивающего обучения, оптимального сочетания дидактических принципов, исключающих гиперболизацию отдельных принципов, известный дидакт Л.В. Занков разработал технологию развивающего обучения младших школьников.

Как видно из вышесказанного, педагогическая технология это результат процесса разработки и оценивания педагогических систем, включающий постановку целей, конструирования учебного материала, создания условий для контроля качества его усвоения учащимися, описание критериев оценивания результатов обучения.

Таким образом системный подход расширяет понятие педагогической технологии, так как включает в него помимо технических средств обучения алгоритм действий, неизбежно ведущий участников педагогического процесса к запланированным результатам.

Педагогическая технология как и теория научной организации труда должна придерживаться принципа экономии: осуществление поставленной цели минимальными затратами человеческой энергии и материальных средств. Успех донецкого учителя В.Ф. Шаталова объясняется культурой умственного труда: прослушивание-изучение-восприятие в письменном виде -воспроизведение - упражнение - творческая работа по составлению собственных опорных листов. Признавая особую роль учебника и учителя в учебной процессе, обращаясь к индивидуальности ребенка как главной ценности, живой силе творческого развития, надо отметить и то, что технологизация процесса обучения предполагает некоторое умаление роли личности, противоречит личностно ориентированному обучению.

Технологизация обучения применялась всегда, однако ее уровень обычно

соответствовал уровню развития методики. Используемые раннее тематическое

планирование, планирование урока с постановкой целей и указанием средств их

достижения, проверочные и контрольные работы учащихся - все это атрибуты

8

технологизации учебного процесса. Новый, более высокий уровень развития методогической науки способствовал разработке целенаправленных технологий. Однако многие увидели в этом лишь модные направления, или панацею от всех бед.

Методики и технология обучения отражают различные уровни анализа процесса обучения. Степень совершенства технологий зависит от уровня развития методики. Технология обучения позволяет управлять процессом обучения, получать результаты в соответствии с запланированными целями. Пренебрежение выводами методических и дидактических исследований лишает серьезной теоретической основы технологизации обучения.

Необходимо отметить, что не всякое педагогическая теория или методика достигает технологического уровня, т. е может быть представлена в виде предписания, последовательности процедур, действий, операций, а также может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым учителем. Поэтому проектирование педагогической технологий, кроме разработки теоретического базиса, предусматривает выделение этапов деятельности участников педагогического процесса, последовательность выполнения которых обеспечивает достижение реальных результатов.

Практика позволяет, что имеются ряд препятствий при воплощении инновационных технологий:

1) Педагогическим работникам недостает действенной информационной службы, обеспечивающей адаптацию научных достижений к условиям массовой школы;

2) Разработчики авторских систем, программ, технологии и т.д. сосредотачивают основное внимание на содержательном компоненте педагогического процесса и не уделяют достаточного внимании процессуальному, т.е. не доводят теоретический замысел до уровня технологий;

3) Оригинальные развивающие системы и технологии начального образования не обеспечивают их стыковку с последующими этапами обучения;

4) Консерватизм всей педагогической системы и руководителей учреждений образования также препятствуют успешному решению обсуждаемой задачи.

Результаты психолого-педагогических исследований, в том числе инновационные педагогические технологии, должны служить повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и успешному решению основных задач образовательных учреждений.

Литература

1. Митчелл П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникации и технологии.-Лондон, 1978

2. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся.-Казань, 1993.-88с.

3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.-М.: Знание, 1989

4. Шамова Т.И. и др. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва-Тюмень, 1994

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.