Научная статья на тему 'Технологические основы формирования коммуникативной компетентности'

Технологические основы формирования коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СOMMUNICATIVE COMPETENCE / ESSENCE OF COMPETENCE / COGNITIVE ACTIVITY / INDEPENDENCE OF THINKING / SELF CONTROL / LEVEL OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Екатерина Викторовна

Рассмотрено формирование коммуникативной компетентности у студентов. Изучены понятие компетентности и роль иностранного языка в развитии коммуникативной компетентности у студентов. Проанализированы противоречия и проблемы, возникающие в процессе формирования компетентности. Представлена модель иноязычной профессиональной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays such phenomenon as communicative competence is especially popular. It is explained by the fact that modern world requires education providing training of high qualified specialists, who have mastered the necessary level of communicative competence for solving professional problems. The concept of communicative competence of students means the usage of up to date communicative knowledge, skills of speech behaviour, which help to solve communicative problems in relations among people. The process of forming students' communicative competence in other languages was considered in the process of foreign language study. The question of forming communicative competence has already obtained its reflection in the works of Slastyonin V.A., Shchyukina G.M. The given scientific article analyses factors, accounting for the effectiveness and promoting the process of forming communicative competence, which includes such notions as cognitive activity and communicative abilities. According to the modern tendency the process of forming communicative competence should be connected with mastering special professional competence. The article introduces a special model of forming foreign language professional competence. Its usage can promote the process of professional training and make it more effective. The usage of a problematical situation as a methodological stage in communicative competence of students helps to form the professionally directed competence, to develop the creative potencial of students and their intellectual abilities; to expand their professional outlook on the basis of solving professionally significant problems in the process of foreign language interaction; this all accounts for the essence of the problematically actional approach. Thus, in order to form communicative competence at foreign language classes one promotes the development of personality and his/her communicative ability, the ability to make correct decisions, to take personal responsibility, to think independently.

Текст научной работы на тему «Технологические основы формирования коммуникативной компетентности»

Е.В. Михайлова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Рассмотрено формирование коммуникативной компетентности у студентов. Изучены понятие компетентности и роль иностранного языка в развитии коммуникативной компетентности у студентов. Проанализированы противоречия и проблемы, возникающие в процессе формирования компетентности. Представлена модель иноязычной профессиональной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; сущность компетентности; познавательная активность; самостоятельность мышления, уровень компетентности.

Коммуникативная компетентность как педагогическое явление стало особенно популярным в последние десятилетия. Это связано с тем, что в современном мире востребовано образование, обеспечивающее подготовку квалифицированных специалистов, владеющих необходимым уровнем коммуникативной компетентности для решения профессиональных задач с помощью иностранного языка.

Почему именно студенты технических специальностей обнаруживают низкий уровень развития общей и речевой культуры во время занятий, устных ответов, в общении с преподавателями и сокурсниками? Это связано со спецификой изучаемых предметов, таких как: физика, отопление, теплоснабжение, вентиляция, теплогенерирующие установки, язык которых стандартизирован и формализован, а учебная деятельность их проходит в основном в лабораториях и компьютерных залах.

В связи с этим процесс образования студентов технических специальностей должен быть направлен на формирование компетентности, чтобы научить интегрировать знания, применять их для получения новой информации и объяснения явлений в окружающем мире. Профессиональная среда накладывает отпечаток на речь, а культура речи в свою очередь является показателем образованности и воспитанности человека.

В наши дни образование в большей степени воспитывающее, поэтому формирование компетентности является показателем готовности к жизни, а обучение студентов иностранному языку выполняет особую роль в развитии коммуникативной компетентности, формируя у специалистов данной отрасли совокупность взаимосвязанных качеств личности. Изучение иностранного языка имеет образовательное, воспитательное и практическое значение, которое улучшает владение родным языком, способствует совершенствованию культуры речи и развитию логики языкового общения. В процессе изучения иностранного языка происходит становление и развитие личности, профессионально значимых личностных качеств. Овладевая иностранным языком, человек глубже осознаёт способы выражения мысли на родном языке.

Важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса формирования коммуникативной компетентности выступает познавательная активность, которая стимулирует развитие самостоятельности, является поиском творческого подхода, побуждая к самообразованию. Так, Г.М. Щукина связывает формирование познавательной активности студентов с деятельностью и по-

нимает её как процесс, неотделимый от деятельности учащегося [1. С. 23].

В современном мире под коммуникативной компетентностью студентов понимается своевременное применение совокупности коммуникативных умений, знаний правил речевого поведения, способствующие решению нестандартным алгоритмом коммуникативных задач в межличностных отношениях.

Можно определить компетентность как совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов происходит через общение. В общении происходит овладевание профессиональными и духовными ценностями, развитие личности.

В соответствии с действующими стандартами процесс формирования коммуникативной иноязычной компетентности должен быть связан с овладением специальной профессиональной компетентностью.

Формирование коммуникативной компетентности требует разработки специальной модели, адекватной профессиональным задачам. Разработка такой модели будущего специалиста может сделать процесс профессиональной подготовки более целенаправленным и эффективным. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов является специальной сконструированной дидактической системой, направленной на формирование иноязычной профессиональной компетентности (рис. 1).

Иноязычная коммуникативная компетентность будущих специалистов является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки и представляет собой комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможности эффективного взаимодействия в процессе использования иностранного языка как средства решения профессиональных задач [2. С. 45].

Использование методического приёма, проблемных ситуаций в обучении обеспечивает: дальнейшее развитие коммуникативной компетентности студентов; формирование профессионально направленной компетентности; развитие творческого потенциала студентов и их интеллектуальных способностей; расширение их профессионального кругозора на основе решения профессионально значимых задач в процессе интеграции иностранного языка, которые раскрывают сущность проблемно-деятельностного подхода.

Цель: формирование иноязычной коммуникативной компетентности

Подходы: компетентный, коммуникационный, интегративный Принципы: компетентности, профессиональной направленности, индивидуальной новизны, функциональности

Содержание

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Воспитательный аспект

ч

Учебный аспект

Критерии сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: владение лингвистическими умениями, иноязычное владение дискурсивными умениями; владение социокультурными умениями

Критерии сформированности общей профессиональной компетенцией: владение способами решения профессионально направленных задач; владение системой ценностей; необходимый уровень мотивации для выполнения профессионально значимых задач

і

і

і

Уровни

Низкий | Средний Высокий

Технологии формирования иноязычной коммуникативной и общей профессиональной компетентности: подготовка и презентация проектов; мозговой штурм; дискуссия по актуальным проблемам в отрасли тепло-газоснабжения; ролевые игры; деловые игры____________________________

1

Условия: интеграция дисциплины «Иностранный язык» и специальных дисциплин на основе занятий; мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности оптимальное соотношение аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «иностранный язык»; применение современных и коммуникационных технологий___________________________________________________

I

Результат: совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов

Рис. 1. Теоретическая модель формирования иноязычной профессиональной компетентности

В модели, рассмотренной выше, при иноязычном образовании составляющей является иностранная культура, включающая: познавательный, развивающий,

воспитательный и учебный аспекты. Реализация модели для процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности требует использования специальной технологии, в соответствии с которой функция языковых явлений в процессе общения является приоритетной при построении форм высказывания.

Сущность компетентности заключается не только в информированности обучаемого, но и в умении им разрешать проблемы, возникающие при познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, а в практической жизни -при выполнении социальных ролей гражданина [3. С. 37].

На современном этапе профессионального образования проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически

мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную приобретать не только новые знания, но и вырабатывать новые навыки.

Сущность проблемно-деятельностного подхода (ПДП) специалистов заключается в том, что в процессе иноязычного образования создаются условия, в которых студенты, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысляют профессионально значимую проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её разрешения посредством иностранного языка (рис. 2).

ПДП реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении.

Иноязычное образование специалистов на основе ПДП направлено на то, чтобы обеспечить:

- дальнейшее развитие коммуникативной компетентности студентов;

- формирование профессионально направленной компетентности;

- интеграцию коммуникации в процессе творческой самостоятельной деятельности, выполнение которой ведёт к формированию профессиональной коммуникативной компетентности;

- развитие творческого потенциала студентов и их интеллектуальных способностей;

Процесс формирования компетентности студентов направлен на:

- обеспечение необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетентности в основных видах речевой деятельности;

- формирование общей компетентности специалистов;

- интеграцию компетентности в процессе самостоятельной деятельности;

- развитие творческого потенциала студентов, их интеллектуальных и профессиональных способностей в процессе профессиональной подготовки;

- расширение их профессионального кругозора на основе решения профессионально значимых задач в процессе интеграции иностранного языка [4. С. 38].

Оптимальное соотношение методов и приёмов, позволяющее достичь максимального результата в организации иноязычного образования специалистов, можно представить в виде модели реализации ПДП к профессиональному образованию (рис. 2).

- расширение их кругозора на основе решения профессионально значимых задач;

- увеличение профессиональной мотивации;

- развитие личностных и профессиональных качеств.

Развитие коммуникативной компетентности будет более эффективным, если:

- будут применяться специфические особенности интерактивных методов: дискуссия, ролевая, деловая игра, укрепляющие межличностные отношения и способствующие росту мотивации к учению и развитию

Цель: реализация ПДП к профессиональному иноязычному ________________образованию специалистов________________

профессиональной

направленности

мотивирован-

Принципы

ч

интегративности

коммуникационной

направленности

Познавательный

аспект

Развивающий

аспект

Содержание

ч

Воспитательный

Элементарное

воспроизведение

*

Управляющая

проекция

Уровни

ч

Самостоятельная

интерпретация

Критерии

Учебный аспект

Свободное

творчество

Л--►

<--►

Степень коммуникативнотехнологической готовности к профессиональной деятельности

Степень творческой самореализации в образовательной деятельности

Технологии, методы и приемы

Case study (анализ проблемных профессиональных ситуаций), метод проектов, дискуссия, решение проблемных задач____________________________

Условия

Интеграция иностранного языка, мотивационное обеспечение учебнопрофессиональной деятельности, развитие творческой деятельности студентов при решении профессиональных задач, ситуативность и функциональность, диалогичность

Рис. 2. Теоретическая модель реализации ПДП к профессиональному иноязычному образованию студентов

ности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммуникативных качеств, содействующие усвоению знаний о сущности общения и коммуникативных отношений.

- будет реализована технология, обеспечивающая комфортность общения и формирование мотивации студентов.

- в процессе обучения иностранному языку будет использоваться специальное учебно-методическое обеспечение для развития коммуникативной компетенции, способствующее приобретению студентами коммуникативных знаний и умений действовать по образцу, творчески подходить к решению коммуникативных задач, вырабатывая личностную ориентацию к субъекту общения [6. С. 2].

В процессе овладения иноязычной коммуникативной компетентностью происходит не только решение коммуникативно-значимых задач, но и овладение профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, происходит развитие профессиональных способностей, необходимых для решения профессиональных задач.

Немаловажный вопрос, который встаёт перед учёными современного мира, - определение уровня компетентности. Оценить уровень компетентности студентов можно путём проведения профессиональных тестов, тестов учебных достижений с помощью оценки лабораторно-практических работ, устных экзаменов, рейтинговой оценки письменных работ. Необходимо расширять кругозор студентов об умениях, качествах, необходимых специалистам. Учащиеся должны быстро находить тему для разговора, использовать жесты и мимику; уметь проявлять своё расположение, тактичность, уметь доказать, аргументировать, выступить с докладом, проявить организаторские способности.

Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность на занятиях по иностранному языку по техническим специальностям, необходимо создать педагогические условия при реализации данного процесса. К таким условиям относятся:

1. Создание специальной образовательной среды с помощью разных стратегий (поощрение, вознаграждение за проявление творческих способностей, создание дружественной атмосферы, организация умственной и речевой учебной активности); в её условиях можно более эффективно осуществить воспитательное воздействие на обучаемого.

2. Применение интерактивных методов обучения: ролевые игры, «круглые столы» как методы имитации принятия решений, разработка и внедрение учебнометодического пособия по развитию компетентности студентов технических специальностей. Такие методы применяются для эффективности учебного процесса, развития коммуникативности, способствуя развитию таких составляющих, как организаторские способности, культура вербального взаимодействия, самоконтроль.

3. Разработка и внедрение специального методического обеспечения по развитию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей - возможность введения в процесс обучения иностранному языку методического пособия, содержащие задания, которые могут помочь приобрести определённые коммуникативные знания, умение действовать, творчески подходить к решению коммуникативных задач, вырабатывая личностную ориентацию [6. С. 122].

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у студентов на занятиях по иностранному языку, с одной стороны, способствует развитию личности, а с другой - коммуникативной способности, позволяя ему решать жизненные и практические ситуации, развивая в личности способность принимать правильные решения, персональную ответственность, внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей, самостоятельность мышления, оригинальность и самоконтроль.

ЛИТЕРАТУРА

1. АфанаскинаМ.С. Развитие познавательной активности студентов в процессе организации самостоятельной работы. Брянск, 2004. С. 173.

2. Солодовникова Ю.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как условие профессиональной подготовки специалиста

социальной работы. Курск, 2009. С. 201.

3. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто одна методическая идея. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. С. 236.

4. Ефисмова Ю.А. Педагогические условия реализации проблемно-деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию

(на материале подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиях в вузе). Курск, 2007. С. 219.

5. Шукурова И.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. пед.

наук. М., 2006. С. 18.

6. Люлевич И.Ю. Проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов // Сборник трудов учёных РГАФК. М., 2004. Т. 5.

С. 120-124.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.