Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативной компетентности специалистов сферы тепло-газоснабжения и вентиляции'

Особенности формирования коммуникативной компетентности специалистов сферы тепло-газоснабжения и вентиляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ESSENCE OF COMPETENCE / COGNITIVE ACTIVITY / IDEATION INDEPENDENCE / SELF CONTROL / COMPETENCE LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Екатерина Викторовна

В статье рассмотрено формирование коммуникативной компетентности у студентов. Изучено понятие компетентности. Изучена роль иностранного языка в развитии коммуникативной компетентности у студентов обучающихся по специальности «Тепло-газоснабжение и вентиляция». Проанализированы противоречия и проблемы, возникающие в процессе формирования компетентности. Рассмотрен проблемно-деятельностный подход при формировании коммуникативной компетентности. Представлена модель иноязычной профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers forming communicative competence in students. The notion of competence is studied. The role of foreign language in development of communicative competence in students studying by specialty Heating-gas suply and ventilation is studied. Contradictions and problems arising in the process of forming competence are analyzed. Problematic-action approach at the formation of communicative competence is considered. The model of foreign-language professional competence is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативной компетентности специалистов сферы тепло-газоснабжения и вентиляции»

УДК 378.02

Михайлова Екатерина Викторовна

Курский государственный университет MichajlovaEkaterina@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТЕПЛО-ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

В статье рассмотрено формирование коммуникативной компетентности у студентов. Изучено понятие компетентности. Изучена роль иностранного языка в развитии коммуникативной компетентности у студентов обучающихся по специальности «Тепло-газоснабжение и вентиляция». Проанализированы противоречия и проблемы, возникающие в процессе формирования компетентности. Рассмотрен проблемно-деятельностный подход при формировании коммуникативной компетентности. Представлена модель иноязычной профессиональной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, сущность компетентности, познавательная активность, самостоятельность мышления, самоконтроль, уровень компетентности.

Коммуникативная компетентность как педагогическое явление стало особен. но популярным в последние десятилетия. Это связано с тем, что в современном мире востребовано образование, обеспечивающее подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимым уровнем коммуникативной компетентности для решения профессиональных задач с помощью иностранного языка.

Одной из сфер, требующих владения коммуникативной иноязычной

компетентностью является сфера тепло-газоснабжения и вентиляция.

Почему именно студенты технических специальностей обнаруживают низкий уровень развития общей и речевой культуры во время занятий, устных ответов, в общении с преподавателями и сокурсниками? Это связано со спецификой изучаемых предметов, таких как физика, отопление, теплоснабжение, вентиляция, тепло-генерирующие установки, язык которых стандартизирован и формализован, а учебная деятельность их проходит в основном в лабораториях и компьютерных залах. Поэтому процесс образования стуцен-тов технических специальностей должен быть направлен на формирование компетентности, чтобы научить интегрировать знания, применять их для получения новой информации и объяснения явлений в окружающем мире. Профессиональная среда накладывает отпечаток на речь, а культура речи в свою очередь является показателем образованности и воспитанности человека.

В наши дни образование в большей степени воспитывающее, поэтому формирование компе-

тентности является показателем готовности к жизни, а обучению иностранному языку студентов специальности тепло-газоснабжения и вентиляции выполняет особую роль в развитии коммуникативной компетентности, формируя у специалистов данной отрасли совокупность взаимосвязанных качеств личности. Изучение иностранного языка имеет образовательное, воспитательное и практическое значение. Обучение которое улучшает владение родным языком, способствует совершенствованию культуры речи и развитию логики языкового общения. В процессе изучения иностранного языка происходит становление и развитие личности, профессионально значимых личностных качеств.

Важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса формирования коммуникативной компетентности выступает познавательная активность, которая стимулирует развитие самостоятельности, является поиском творческого подхода, побуждая к самообразованию. Так, Г.М. Щукина связывает формирование познавательной активности студентов с деятельностью и понимает её, как процесс неотделимый от деятельности учащегося [3, с. 23].

В современном мире под коммуникативной компетентностью студентов специальности тепло-газоснабжения и вентиляции понимается своевременное применение совокупности коммуникативных умений, знаний правил речевого поведения, способствующие решению нестандартным алгоритмом коммуникативных задач в межличностных отношениях. В.А. Сластёнин определяет компетентность, как совокупность способ-

Подходы: компетентный,

коммуникационный,

интегративный

компетентности,

Принципы:

профессиональной направленности, индивидуальной новизны, функциональности______

Содержание

Познавательный аспект Развивающий аспект

Воспитательный аспект

Учебный аспект

Критерии сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: владение

лингвистическими умениями,

иноязычное владение

дискурсивными умениями; владение социокультурными умениями

Критерии сформированности общей профессиональной

компетенцией: владение способами решения профессионально

направленных задач; владение системой ценностей; необходимы уровень мотивации для выполнения профессионально значимых задач.

і

Уровни

Низкий | Средний Высокий

Технологии формирования иноязычной коммуникативной и общей профессиональной компетентности: подготовка и презентация проектов; мозговой штурм; дискуссия по актуальным проблемам в отрасли тепло-газоснабжении; ролевые игры; деловые игры.

Условия: интеграция дисциплины «Иностранный язык» и специальных дисциплин на основе занятий; мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности оптимальное соотношение аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «иностранный язык»; применение современных и коммуникационных технологий._________

Результат: совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов

Схема 1. Теоретическая модель формирования

ностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов происходит через общение. В этом общении происходит овладевание ценностями и профессиональными, и духовными; происходит развитие личности.

В соответствии с действующими стандартами процесс формирования коммуникативной иноязычной компетентности должен быть связан с овладением специальной профессиональной компетентностью.

Формирование коммуникативной компетентности требует разработки специальной модели,

иноязычной профессиональной компетентности

адекватной к профессиональным задачам. Разработка такой модели будущего специалиста может сделать процесс профессиональной подготовки более целенаправленным и эффективным. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов является специальной сконструированной дидактической системой, направленной на формирование иноязычной профессиональной компетентности (схема 1).

Иноязычная коммуникативная компетентность будущих специалистов, является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки и представляет собой комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможности

Цель: реализация ПДП к профессиональному иноязычному образованию специалистов сферы тепло-газоснабжении и вентиляции

Профессиональной

направленности

Познавательный

аспект

Принципы

Мотивирован-

ности

Интегративности

" V

Развивающий

Содержание

Воспитательный

Элементарное

воспроизведение

Управляющая

проекция

Уровни

Критерии

Коммуникационной

направленности

Учебный аспект

Самостоятельная

интерпретация

Свободное

творчество

Степень коммуникативно-

технологической готовности к профессиональной деятельности

Степень творческой

самореализации в

образовательной деятельности

Технологии, методы и приёмы

Case study (анализ проблемных профессиональных ситуаций), метод проектов, дискуссия, решение проблемных задач_________________

Условия —*—

Интеграция иностранного языка, мотивационное обеспечение учебно-профессиональной деятельности, развитие творческой деятельности студентов при решении профессиональных задач, ситуативность и функциональность, диалогичность

Схема 2. Теоретическая модель реализации ПДП к профессиональному иноязычному образованию студентов сферы тепло-газоснабжение и вентиляции

эффективного взаимодействия в отрасли тепло-газоснабжения и вентиляции, в процессе использовании иностранного языка, как средства решения профессиональных задач [5, с. 45].

Процесс формирования компетентности студентов направлен на:

- обеспечение необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетентности в основных видах речевой деятельности;

- формирование общей компетентности специалистов;

- интеграцию компетентности в процессе самостоятельной деятельности;

- развитие творческого потенциала студентов, их интеллектуальных и профессиональных спо-

собностей в процессе профессиональной подготовки;

- расширение их кругозора на основе решения профессионально значимых задач;

- увеличение профессиональной мотивации;

- развитие личностных и профессиональных качеств.

В модели рассмотренной выше при иноязычном образовании составляющей является иностранная культура, включающая такие аспекты: познавательный, развивающий, воспитательный, учебный. Реализация модели для процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности требует использования специальной технологии, в соответствии с которой функция язы-

ковых явлений в процессе общения является приоритетной при построении форм высказывания.

Сущность компетентности заключается не только в информированности обучаемого, но и в умении им разрешать проблемы, возникающие при познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, а в практической жизни - при выполнении социальных ролей гражданина [2, с. 37].

На современном этапе профессионального образования проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную приобретать не только новые знания, но и вырабатывать новые навыки.

Сущность проблемно-деятельностного подхода (ПДП) специалистов заключается в том, что в процессе иноязычного образования создаются условия, в которых студенты опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысляют профессионально значимую проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её разрешения посредствам иностранного языка. ПДП реализует два основополагающих принципа обучения принцип про-блемности и принцип деятельности в обучении.

Иноязычное образование специалистов на основе ПДП направлено на то, чтобы обеспечить:

- дальнейшее развитие коммуникативной компетентности студентов;

- формирование профессионально направленной компетентности;

- интеграцию коммуникации в процессе творческой самостоятельной деятельности, выполнение которой ведёт к формированию профессиональной коммуникативной компетентности;

- развитие творческого потенциала студентов и их интеллектуальных способностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширение их профессионального кругозора на основе решения профессионально значимых задач в процессе интеграции иностранного языка [4, с. 38].

Оптимальное соотношение методов и приёмов, позволяющие достичь максимального результата в организации иноязычного образования специалистов, можно представить в виде модели реализации ПДП к профессиональному образованию в сфере тепло-газоснабжение и вентиляции (схема 2).

Формирование коммуникативной компетентности специалистов сферы тепло-газоснабжения и вентиляция требует соблюдения следующих условий. Развитие коммуникативной компетентности будет более эффективным если:

- будут применяться специфические особенности интерактивных методов: дискуссия, ролевая, деловая игра, укрепляющие межличностные отношения и способствующие росту мотивации к учению и развитию коммуникативных качеств, содействующие усвоению знаний о сущности общения и коммуникативных отношений;

- будет реализована технология, обеспечивающая комфортность общения и формирование мотивации студентов;

- в процесс обучения иностранному языку будет использоваться специальное учебно-методическое обеспечение для развития коммуникативной компетенции, способствующие приобретению студентами коммуникативных знаний и умений действовать по образцу, творчески подходить к решению коммуникативных задач, вырабатывая личностную ориентацию к субъекту общения [6, с. 2].

В процессе овладения иноязычной коммуникативной компетентностью происходит не только решение коммуникативно-значимых задач, не только овладение её составляющими, но и овладение профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, происходит развитие профессиональных способностей необходимых для решения профессиональных задач.

Немаловажный вопрос, который встаёт перед учёными современного мира - определение уровня компетентности. Оценить уровень компетентности студентов можно путём проведения профессиональных тестов, тестов учебных достижений; с помощью оценки лабораторно-практических работ, устных экзаменов, рейтинговой оценки письменных работ. Необходимо расширять кругозор студентов об умениях, качествах необходимых специалистам. Учащиеся должны быстро находить тему для разговора, использовать жесты и мимику; уметь проявлять своё расположение, тактичность, уметь доказать, аргументировать, уметь выступить с докладом, проявить организаторские способности.

Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность на занятиях по иностранному языку по техническим специальностям необходимо создать педагогические условия при реа-

лизации данного процесса. К таким условиям относятся:

1. Создание специальной образовательной среды - с помощью разных стратегий (поощрение, вознаграждение за проявление творческих способностей, создания дружественной атмосферы, организация умственной и речевой учебной активности) в её условиях можно более эффективно осуществить воспитательное воздействие на обучаемого.

2. Применение интерактивных методов обучения - применяются ролевые игры, «круглые столы» как методы имитации принятия решений, разработка и внедрение учебно-методического пособия по развитию компетентности студентов технических специальностей. Такие методы применяются для эффективности учебного процесса, развития коммуникативности, способствуя развитию таких составляющих как организаторские способности, культура вербального взаимодействия, самоконтроль.

3. Разработка и внедрение специального методического обеспечения по развитию коммуникативной компетентности студентов технических специальностей - возможность в ведения в процесс обучения иностранному языку методического пособия, содержащие задания, которые могут помочь приобрести определённые коммуникативные знания, умение действовать, творчески подходить к решению коммуникативных задач, вырабатывая личностную ориентацию [1, с. 122].

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у студентов на занятиях

по иностранному языку, с одной стороны способствует развитию личности, а с другой - коммуникативной способности, позволяя ему решать жизненные и практические ситуации, развивая в личности способность принимать правильные решения, персональную ответственность, внимание к проблемам связанным с достижением поставленных целей, самостоятельность мышления, оригинальность и самоконтроль.

Библиографический список

1. Люлевич И.Ю. Проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов // Сборник трудов учёных РГАФК. - М., 2004. - Т. 5. -С. 120-124.

2. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. -С. 236.

3. АфанаскинаМ. С. Развитие познавательной активности студентов в процессе организации самостоятельной работы. - Брянск, 2004. - С. 173.

4. ЕфимоваЮ.А. Педагогические условия реализации проблемно-деятельностного подхода к профессиональному иноязычному образованию (на материале подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиях в вузе).- Курск, 2007. - С. 219.

5. Солодовникова Ю.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, как условие профессиональной подготовки специалиста социальной работы. - Курск, 2009. - С. 201.

6. ШукуроваИ.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. - М., 2006. - С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.