Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1660
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ / НОСИМЫЕ УСТРОЙСТВА / ТРЕНАЖЕРЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ИНВАЛИДИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Ольга Петровна

На сегодняшний момент складывается парадоксальная ситуация: лица, более других нуждающиеся в освоении и практическом использовании средств и методов адаптивной физической культуры, такой возможности не получают. В данной связи в контексте адаптивной физкультуры ведется разработка технологических инноваций по многим направлениям. Инновации в адаптивной физической культуре можно классифицировать по видам спорта и областям знаний, по секторам адаптивного физического воспитания и по типу ограничения возможностей. Наблюдается рост применения «носимых» (wearable) технологий в сфере адаптивного спорта. Тенденция к миниатюризации лабораторного оборудования проявляется себя в появлении устройств с биологической обратной связью (электроэнцефало-, спиро-, кардио-, окуло-, рео-, стабилографию и прочие инструментальные методики). Специализированные приложения также являются одной из важных групп инновационных средств адаптивной физической культуры. Следует выделить разработки в области виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Обеспечение тренажерами также переходит в инновационное поле: существуют тренажеры для лиц с ограниченными возможностями, которые характеризуются интерактивностью высокого уровня, что, в свою очередь, сближает их с инструментарием дополненной реальности. Современный рынок товаров для адаптивной физической культуры предлагает потребителям широкий выбор технологий различных типов и конструкций для людей с различными отклонениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

At the moment, a paradoxical situation is emerging: people who, more than others, need to master and practically use the means and methods of adaptive physical culture, do not receive such an opportunity. In this regard, in the context of adaptive physical education, technological innovations are being developed in many areas. There has been an increase in the use of wearable technologies in the field of adaptive sports. Innovations in adaptive physical activity can be classified by sports and areas of expertise, by sectors of adaptive physical education and by type of disability. The trend towards miniaturization of laboratory equipment manifests itself in the emergence of biofeedback devices (electroencephalo-, spiro-, cardio-, oculo-, heo-, stabilography and other instrumental techniques). Specialized applications are also one of the important groups of innovative tools of adaptive physical culture. Development of virtual reality (VR) and augmented reality (AR) should also be mentioned. The provision of simulators is also moving into an innovative field: there are simulators for people with disabilities, which are characterized by high-level interactivity, which, in turn, brings them closer to augmented reality tools. The modern market for products for adaptive physical education offers consumers a wide selection of technologies of various types and designs for people with various types of disabilities.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Технологические инновации в области адаптивной физической культуры

Алексеева Ольга Петровна,

методист кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» E-mail: buh123050@rambler.ru

На сегодняшний момент складывается парадоксальная ситуация: лица, более других нуждающиеся в освоении и практическом использовании средств и методов адаптивной физической культуры, такой возможности не получают. В данной связи в контексте адаптивной физкультуры ведется разработка технологических инноваций по многим направлениям. Инновации в адаптивной физической культуре можно классифицировать по видам спорта и областям знаний, по секторам адаптивного физического воспитания и по типу ограничения возможностей. Наблюдается рост применения «носимых» (wearable) технологий в сфере адаптивного спорта. Тенденция к миниатюризации лабораторного оборудования проявляется себя в появлении устройств с биологической обратной связью (электроэнцефа-ло-, спиро-, кардио-, окуло-, рео-, стабилографию и прочие инструментальные методики). Специализированные приложения также являются одной из важных групп инновационных средств адаптивной физической культуры. Следует выделить разработки в области виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Обеспечение тренажерами также переходит в инновационное поле: существуют тренажеры для лиц с ограниченными возможностями, которые характеризуются интерактивностью высокого уровня, что, в свою очередь, сближает их с инструментарием дополненной реальности. Современный рынок товаров для адаптивной физической культуры предлагает потребителям широкий выбор технологий различных типов и конструкций для людей с различными отклонениями.

Ключевые слова: инновация, физическая культура, адаптивная физическая культура, технология, носимые устройства, тренажеры, виртуальная реальность, дополненная реальность, лица с ограниченными возможностями, инвалидизация.

о

U

см

см

см

см

Z

114

Инновация - процесс, направленный на создание новых активов или разработки новых способов для их создания [9, с. 55]; инновации являются залогом к конкурентному преимуществу в любой области [15, с. 218], включая спорт. Категория «инновация» вызывает интерес, в том числе, в качестве новой парадигмы организации исследований и разработок в физической культуре для разных слоев населения [8, с. 8].

Область адаптивной физической культуры также подвергается процессам внедрения инноваций. Среди инновационных векторов научных изысканий и практических разработок можно отметить следующие: обновление подходов к определению аксиологии адаптивной физической культуры, спортивной анимации, инклюзии в физической культуре, создание консультационных пунктов [4, с. 411], прикладные аспекты интегрирования различных видов спорта в одном спортивном мероприятии, возможности внедрения в адаптивные физические практики народных спортивных игр и другие [4, с. 413]. О.Э. Евсеева и М.В. Томи-лова также указывают на активизацию туристической деятельности среди лиц с отклонениями в состоянии здоровья [2, с. 13], соответственно, инновационными являются методики организации туристских мероприятий социально-досуговой направленности и создания условий туристской деятельности в рамках концепции адаптивной физической культуры. Иннновационные приемы и инструменты адаптивной физической культуры получают развитие, помимо прочего, в рамках курортологии, реабилитации, исследований санаторного лечения. Тем не менее, Л.М. Волкова и В.Ю. Волков отмечают тревожную тенденцию увеличения числа учащихся школ и студентов, освобожденных от занятий по физической культуре, приводящую к парадоксу: лица, более других нуждающиеся в освоении и практическом использовании средств и методов адаптивной физической культуры, такой возможности не получают [1]; то же можно сказать и о взрослых.

С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов и А.В. Шевцов классифицируют инновации в адаптивной физической культуре в зависимости от вида спорта и области знаний (инновации адаптивной физической культуры, педагогические инновации, инновации в психологии, медицине, биологии, экономике, юриспруденции [3, с. 80-81]. Вполне целесообразной в данной связи представляется классификация инноваций

в адаптивной физической культуре по секторам адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья: инновации для лиц с нарушением слуха; инновации для лиц с нарушением зрения; инновации для лиц с нарушениями психического и интеллектуального развития; инновации для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата; инновации для лиц с соматическими заболеваниями (специальные медицинские группы).

В фокусе данной статьи - технологические инновации, способствующие эффективизации адаптивной физической культуры. Несмотря на то, что мультмедийные материалы, применяемые в адаптивной физкультуре (электронные учебники, рисунки, фотографии, видеофрагменты, аудиосопровождение, компьютерные программы, позволяющие контролировать и развивать те или иные функциональные системы организма [1]), не теряют своей актуальности, акцент в последнее время делается именно на высокотехнологичных устройствах и программах, которые им-плементируются в практиках адаптивной физической культуры.

Мы рассмотрим несколько групп данных инноваций. В последние десятилетия наблюдается рост применения так называемых «носимых» (wearable) технологий в сфере адаптивного спорта. Носимые устройства являют собой результат тенденции к миниатюризации лабораторного оборудования (так называемые «лаборатории на чипе» (LOC) [19, с. 9]). Подобные технологии успешно применяются для измерения различных аспектов движения и физиологических фаз спортсмена, а также для получения данных о связи между телом спортсмена и его снаряжением. кинематические и кинетические параметры оцениваются с помощью инерциальных датчиков, прочие характеристики перемещения в пространстве измеряются посредством шагомеров, GPS и иных регистраторов данных о местоположении. Параметры силы, примененной спортсменом при движении, также могут быть измерены с помощью различных типов датчиков силы. Более того, в спортивной биомеханике разрабатываются совершенствуются также датчики частоты сердечных сокращений, устройства беспроводной электромиографии и портативные метаболиметры. Инерциальные датчики, используемые в профессиональном и любительском спорте, в физической культуре и реабилитации, как правило, основаны на технологии микроэлектромеханических систем, позволяющей создавать небольшие, легкие и относительно доступные по цене носимые устройства. Подобные датчики основаны на акселерометрах и гироскопах с одной, двумя или тремя осями измерения, которые часто объединяются в инерциальный измерительный блок (IMU).

Люди с ограниченными возможностями все чаще используют вспомогательные устройства в повседневной жизни, но нуждаются в индивидуальной настройке подобного оборудования во время

спортивной практики. Все чаще в научных публикациях поднимаются вопросы об успешных шагах в области разработки LOC для применения среди лиц с ограниченными возможностями. Сегодня устройства LOC не ограничены фитнес-трекерами и фитнес-браслетами; технические новинки включают в себя биосовместимые материалы, гибкую электронику, электрохимические датчики, микрофлюиды, безболезненные микроиглы. Программное обеспечение для таких устройств также подвергается модификациям - речь идет, прежде всего о Big Data и облачных вычислениях. Все вышеупомянутые методы закладывают основу для нового поколения носимых биосенсоров, которые напрямую взаимодействуют с эпидермисом человека. Довольно точными являются результаты измерений о состоянии сердечно-сосудистой системы (например, пульс и оксигенация), анализа биологических жидкостей, таких как моча, слезы, слюна и пот [18, с. 205].

Одним из направлением исследований и экспериментов в области использования технологических инструментов для оценки спортивных результатов и физиологических параметров у людей с ограниченными возможностями является анализ межсубъектной изменчивости: инвалидность, к примеру, редко имеет одинаковые последствия для людей, поэтому не существует нормативных параметров для измерения. Таким образом, разнообразие нарушений возможностей у лиц с ограниченными возможностями также влияет на дизайн носимого спортивного оборудования. Кроме того, мониторинг показателей в процессе физической активности посредством технических средств с помощью носимых устройств чрезвычайно полезен: он позволяет предотвратить травмы при тренировках и не допустить усугубления инвалидиза-ции [16, с. 40].

Лица с ограничениями по здоровью задействованы и в профессиональном спорте [6]. Среди средств и методов получения оперативной информацией посредством устройств с биологической обратной связью отметим электроэнцефало-, спиро-, кардио-, окуло-, электроми-, рео-, стаби-лографию и прочие инструментальные методики [17, с. 72]. Можно привести ряд преимуществ данных методик: наглядность, информативность, неинвазивность, простота обучения специалистов и спортсменов. Тренер, к примеру, не всегда способен уловить искажающие микродвижения или определить эффективность выполненного действия или принятой позы по причине ограниченности собственных зрительного, слухового или тактильного анализаторов, тогда как инструментальная поддержка в виде устройств с биологической обратной связью открывает спектр новых возможностей обучения, тренировки, коррекции техники движений. В данной связи хотелось бы также заметить следующее: при использовании подобных устройств управление спортивными действиями в большей степени возлагается на спортсмена, и «подсказанные» тренажером способы оптими-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

зации технических характеристик воспроизводятся спортсменом на сознательном уровне и контролируются в режиме реального времени двигательным анализатором [10, с. 163].

Специализированные приложения также являются одной из важных групп инновационных средств адаптивной физической культуры. За рубежом тренеры успешно используют различные приложения: существуют публикации о положительных результатах применения приложений у лиц с особыми потребностями, включая синдром Дауна, аутизм, расщелину позвоночника [12; 14; 17]. В качестве примеров отметим канадский продукт Jooay для детей с ограниченной подвижностью, Evolve 21, разработанный для лиц всех возрастов с ограничениями возможностей под эгидой Cerebral Palsy Foundation, Life app, представленный советом по параспорту Сингапура (Singapore Disability Sports Council) и некоторые другие. Среди лиц с ограниченными возможностями целесообразно использовать приложения для относительно «лёгких» видов спорта; популярностью пользуются приложения с тренировками для пилатеса, стретчинга и йоги. В пользу приложений говорит также и то, что у множества лиц с ограниченными возможностями есть телефоны, iPad или планшеты, позволяющие установить фитнес-приложения [20].

Значимым преимуществом приложений является возможность повышения мотивации для занятий спортом. Лица с особыми потребностями, будучи ограниченными в доступе к различным видам физической активности, зачастую теряют мотивацию к занятиям спортом. Отсутствие физической активности вследствие снижения мотивации и доступа к соответствующим объектам инфраструктуры, а также вследствие физических ограничений в зарубежной литературе называют ключевыми факторами развития ожирения (obesogenс factors) [11, с. 2, 8]. В среднем лица с ограниченными возможностями гораздо меньше задействованы в регулярных физических активностях, чем население в целом. Данная проблема актуализировалась в последние годы, в связи с ограничением посещения спортивных локаций (стадионов, площадок) и спортивных клубов. По данным научной литературы, если подобные тенденции сохранятся, большая часть (70%) нынешнего поколения и следующего поколения детей и подростков будут обладать значительным избыточным весом или страдать от ожирения к 2030 году; в случае же лиц с ограниченными возможностями данный процент, несомненно, будет еще более высоким.

Б. Дж. Койман, Д.П. Шихан и др. также развивают данное умозаключение: «обесогенные факторы» в большей степени воздействуют на лиц с инвалидностью, чем на популяцию в среднем, 5 поскольку они сталкиваются с большими пре-о пятствиями для передвижения. Вышеотмечен-gj ные авторы также отмечают, что несмотря на тот S факт, что лица с ограниченными возможностями, ¿в как правило, располагают большим количеством

свободного времени, они при этом сталкиваются с проблемами расходов на абонементы, доступа к оборудованию, особенностями оборудования, отсутствием транспорта и неприятием их физической активности в социальной среде [11, с. 6]. Множество из вышеперечисленных проблем могут быть решены посредством использования спортивных приложений. Тем не менее, мы также отметим, что, тогда как аппаратные средства (устройства) для занятий спортом, адаптированные под особые нужды, являются активно разрабатываемым направлением научной мысли и массово имплементируются, специализированные приложения мало представлены на современном рынке. Тем не менее, включение лиц с ограниченными возможностями в регулярные занятия физической культурой воспитания повышает уровень здоровья и способствует «осознанию возможностей собственного организма» [5, с. 4]; формирует устойчивую мотивацию и потребности в системных самостоятельных занятиях, приобщает к здоровому образу жизни.

В плане технологических инноваций в области адаптивной физической культуры следует выделить разработки в области виртуальной реальности (Уй) и дополненной реальности (AR). Дополненная реальность подразумевает комбинацию элементов из реального мира и виртуального мира, тогда как VR генерирует виртуализиро-ванный мир. Она дает возможность смешивания и объединения двух сред: физической и цифровой в режиме реального времени. Основным преимуществом двух данных инструментов применительно к адаптивной физической культуре является возможность воссоздания различных фантазийных сред. Лица с ограниченными возможностями могут использовать эти технологии, например, имитируя движения аватара, изучая таким образом новые движения или улучшать свою технику [7, с. 27]. Два данные вектора использования инноваций в адаптивной физической культуре являются относительно неразработанными; полномасштабной концепции по их применению среди лиц с ограниченными возможносятми до сих пор не выработано.

Также не разработанным является вопрос специальных тренажеров. Существующие тренажеры для лиц с ограниченными возможностями можно условно разделить на два вида: тренажеры, повышающие выносливость (кардиотренаже-ры), и тренажеры, развивающие силу (силовые тренажеры). Следует отметить, что стандартные кардиотренажеры, предназначенные для укрепления сердечно-сосудистой системы и снижения веса, чаще всего не подходят для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и работ сердечнососудистой системы. Любой кардиотренажер -будь это беговые дорожки, велотренажеры, стиплеры, эллиптические тренажеры, гребные тренажеры - должны быть адаптированы под конкретный вид нарушения состояния здоровья. Наиболее часто применяются велотренажеры, бортовой

компьютер которых позволяет следить не только за дистанцией, скоростью, но и за пульсом и ок-сигенацией крови. Перспективным является применение велотренажеров с пульсозависимыми программами, способных автоматически регулировать нагрузку в зависимости от значения пульса. Некоторые велотренажеры, разрабатываемые в последнее время, характеризуются интерактивностью самого высокого уровня, что, в свою очередь, сближает их с инструментарием дополненной реальности. Подобные велотренажеры могут преобразовать занятия физкультурой в участие в компьютерной игре, имеют встроенные программы практических советов профессионального тренера, функцию заминки Cool Down (замедление темпа в конце тренировки с целью восстановления дыхания и частоты сердечных сокращений). Помимо стандартного программного пакета, встраиваемого в такие тренажеры, ведется разработка особого обеспечения, дифференцированного под различные виды ограничений здоровья.

Беговые дорожки также часто используются в практиках адаптивной физической культуры. Современные электрические беговые дорожки позволяют регулировать нагрузку посредством изменения угла наклона бегового полотна и скорости движения на основе пульсозависимой программы. Получают развитие инновационные системы амортизации, призванные облегчать занятия для лиц с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата: амортизирующие технологии снижают ударную нагрузку, до уровня, приемлемого для конкретного заболевания позвоночника или суставов. Лица с данной группой заболеваний могут также практиковать занятиях на эллипсоидах: «эллипсовидный шаг» целенаправленно задействует различные мышцы ног, ягодиц и бедер, будучи безвредным для суставов.

Таким образом, современный рынок товаров для адаптивной физической культуры предлагает потребителям широкий выбор тренажеров различных типов и конструкций для людей с различными отклонениями. Тем не менее, ключевой проблемой данной области инноваций является стоимость подобного оборудования. Недоступность тренажера, в свою очередь, приводит к тому, что в домашних условиях лица с ограниченными возможностями или члены их семьи самостоятельно модифицируют имеющееся оборудование под свои нужны и возможности, вплоть до изменения фабричного конструкционного решения тренажера. В научной литературе широко обсуждаются многочисленные судебные разбирательства в отношении ситуаций, в которых лица с ограниченными возможностями получили травмы с использованием модифицированных или самодельных тренажеров [13, с. 40].

Таким образом, сфера адаптивной физической культуры находится в фазе экспериментирования и внедрения инноваций. Исследовали переосмысливают ценностные ориентиры и функции адаптивной физической культуры, поднимают вопросы развития спортивной анимации, консульта-

ционной поддержки, активизацию туристической деятельности и активного курортного оздоровления лиц с ограниченными возможностями. акцент в последних изысканиях время делается на инновационных технологичных устройствах и программах. Наблюдается рост применения «носимых» технологий в сфере спорта. Носимые устройства являют собой результат тенденции к миниатюризации лабораторного оборудования и реализации концепции «лаборатории на чипе». Появляются новые датчики частоты сердечных сокращений, устройства беспроводной электромиографии и портативные метаболиметры, биосенсоры, напрямую взаимодействующие с эпидермисом человека. Специализированные программные приложения также являются одной из важных инноваций адаптивной физической культуры. Наблюдается существенный прогресс в разработках в области виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Дискуссионным является вопрос модификации тренажеров под возможности лиц с ограниченными возможностями. Попытки модификации адаптивной физической культуры для лиц, имеющих серьезные отклонения в состоянии здоровья, определение путей практического освоения инноваций - все это является крайне актуальным, особенно ели учесть непрекращающуюся инвалидизацию населения.

Литература

1. Волкова, Л.М. Инновационные технологии образования и здоровье как основа человеческого потенциала / Л.М. Волкова, В.Ю. Волков // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2012. -№ 1 // Киберленинка. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-tehnologii-obrazovaniya-i-zdorovie-kak-osnova-chelovecheskogo-potentsiala. - Дата доступа: 28.02.2022.

2. Евсеева, О.Э. Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: продолжаем повышать качество / О.Э. Евсеева, М.В. Томилова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 12. - С. 1317.

3. Евсеев, С.П. Инновационные технологии дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов, А.В. Шевцов // ТиПФК. - 2021. - № 10. - C. 8082.

4. Максимов, Ю.Г. Физкультурные инновации -в образовательные проекты / Ю.Г. Максимов, Т.Ф. Наговицына // Novalnfo. - 2016. - № 56. -С.411-413.

5. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogics,

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2016. - #20. - Pp. 4-12.

6. Burkett, B. Paralympic sports medicine - Current evidence in winter sport: Considerations in the development of equipment standards for Paralympic athletes / B. Burkett // Clinical Journal for Sport Medicine. - 2012. - #22. - Pp. 46-50.

7. Calabuig-Moreno, F. The Emergence of Technology in Physical Education: A General Bibliomet-ric Analysis with a Focus on Virtual and Augmented Reality / F. Calabuig-Moreno, M.H. González-Serrano, J. Fombona, M. García-Tascón // Sus-tainability. - 2020. - #12. - Pp. 27-28.

8. Chesbrough H. Open innovation: The new imperative for creating and profiting from technology / H. Chesbrough. - Boston: Harvard Business School Press, 2003. - 295 p.

9. Claver, E. Organisational culture for innovation and new technological behaviour / E. Claver, D.G. Llopis, H. Molina // Journal of High Technology Management Research. - 1998. - #9(1). - Pp. 55-68.

10. Fliess-Douer, O. Handbook of Sports Medicine and Science: Training and Coaching the Paralym-pic Athlete / O. Fliess-Douer, B. Mason, L. Katz, C.H. So. - Hoboken: John Wiley and Sons, 2016. - Pp. 150-171.

11. Kooiman, B.J. Technology assisted reciprocal physical activity (TARP activities) / B.J. Koo-iman, D.P. Sheehan, M. Wesolek // Cogent Social Sciences. - 2016. - #2. - Pp. 1-9.

12. Matsuwaka, S.T. Summer adaptive sports technology, equipment, and injuries / S.T. Matsuwaka, E.W. Latzka // Sports Med. Arthrosc. Rev. -2019. - #27. - Pp. 48-55.

13. Mead, T. Legal Consequences of Using Homemade or Modified Exercise Equipment in Adapted Physical Education / T. Mead, B. Bruininks,

C. Rudnicki. - 2019. - #33. - Pp.40-47.

14. Oh, H. Winter adaptive sports participation, injuries, and equipment / H. Oh, W. Johnson, I.P. Syrop // Sports. Med. Arthrosc. Rev. - 2019. -#27. - Pp.56-59.

15. Prajogo, D.I. The relationship between innovation and business performance - A comparative study between manufacturing and service firms /

D.I. Prajogo // Journal of Knowledge and Process Management. - 2006. - #13(3). - Pp. 218-225.

16. Rum, L. Wearable Sensors in Sports for Persons with Disability: A Systematic Review / L. Rum, O. Sten, E. Vendrame, V. Belluscio, V. Camomilla, G. Vannozzi, L. Truppa, M. Notarantonio, T. Sci-arra, A. Lazich, A. Mannini // Sensors. - 2021. -#21(5). - Pp. 18-58.

17. Seshadri, D.R. Wearable sensors for monitoring the physiological and biochemical profile of the athlete / D.R. Seshadri, R.T. Li, J.E. Voos / Digital

o Medicine. - 2019. - #2. - P. 72 ££ 18. Ye, Sh. Recent Progress in Wearable Biosensors: g From Healthcare Monitoring to Sports Analyt-~ ics / Ye, Shun, Feng, Shilun, Huang, Liang, Bian, ss Shengtai // Biosensors. - 2020. - #10. - P. 205.

19. Van der Kruk, E. Accuracy of human motion capture systems for sport applications; state-of-the-art review / E. Van der Kruk, M. Reijne // European Journal of Sports Science. - 2018. - #18. -Pp. 1-14.

20. Waugh, R. Using digital technology in adapted PE / E. Waugh // Human Kinetics. - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://us.humanki-netics.com/blogs/excerpt/using-digital-technology-in-adapted-pe/. - Дата доступа: 27.02.2022.

TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Alekseeva O.P.

Nizhnevartovsk State University

At the moment, a paradoxical situation is emerging: people who, more than others, need to master and practically use the means and methods of adaptive physical culture, do not receive such an opportunity. In this regard, in the context of adaptive physical education, technological innovations are being developed in many areas. There has been an increase in the use of wearable technologies in the field of adaptive sports. Innovations in adaptive physical activity can be classified by sports and areas of expertise, by sectors of adaptive physical education and by type of disability. The trend towards miniaturization of laboratory equipment manifests itself in the emergence of biofeedback devices (electroencephalo-, spiro-, cardio-, oculo-, heo-, stabilography and other instrumental techniques). Specialized applications are also one of the important groups of innovative tools of adaptive physical culture. Development of virtual reality (VR) and augmented reality (AR) should also be mentioned. The provision of simulators is also moving into an innovative field: there are simulators for people with disabilities, which are characterized by high-level interactivity, which, in turn, brings them closer to augmented reality tools. The modern market for products for adaptive physical education offers consumers a wide selection of technologies of various types and designs for people with various types of disabilities.

Keywords: innovation, physical culture, adaptive physical culture, technology, wearable devices, simulators, virtual reality, augmented reality, persons with disabilities, disability.

References

1. Volkova, L.M. Innovative education technologies and health as the basis of human potential / L.M. Volkova, V. Yu. Volk-ov // Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them. - 2012. - No. 1 // Cyberleninka. - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-tehnologii-obrazovaniya-i-zdorovie-kak-osnova-chelovecheskogo-potentsiala. - Access date: 02/28/2022.

2. Evseeva, O.E. Innovative technologies of adaptive physical culture, physical culture and sports in the practice of working with disabled people and other low-mobility groups of the population: we continue to improve the quality / O.E. Evseeva, M.V. Tomilo-va // Adaptive physical culture. - 2012. - No. 12. - P. 13-17.

3. Evseev, S. P., Evseeva O.E., Aksenov A.V., Shevtsov A.V. Innovative technologies of additional professional education in adaptive physical culture // TiPFC. - 2021. - No. 10. - C. 80-82.

4. Maksimov, Yu.G. Physical culture innovations - in educational projects / Yu.G. Maksimov, T.F. Nagovitsyna // NovaInfo. -2016. - No. 56. - P. 411-413.

5. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogy, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2016. - #20. -P.p. 4-12.

6. Burkett, B. Paralympic sports medicine - Current evidence in winter sport: Considerations in the development of equipment standards for Paralympic athletes / B. Burkett // Clinical Journal for Sport Medicine. - 2012. - #22. - P.p. 46-50.

7. Calabuig-Moreno, F. The Emergence of Technology in Physical Education: A General Bibliometric Analysis with a Focus

on Virtual and Augmented Reality / F. Calabuig-Moreno, MH González-Serrano, J. Fombona, M. García-Tascón / / Sustaina-bility. - 2020. - #12. - P.p. 27-28.

8. Chesbrough H. Open innovation: The new imperative for creating and profiting from technology / H. Chesbrough. - Boston: Harvard Business School Press, 2003. - 295 p.

9. Claver, E. Organizational culture for innovation and new technological behavior / E. Claver, D.G. Llopis, H. Molina // Journal of High Technology Management Research. - 1998. - #9(1). -P.p. 55-68.

10. Fliess-Douer, O. Handbook of Sports Medicine and Science: Training and Coaching the Paralympic Athlete / O. Fliess-Douer, B. Mason, L. Katz, C.H. so. - Hoboken: John Wiley and Sons, 2016. - Pp. 150-171.

11. Kooiman, B.J. Technology assisted reciprocal physical activity (TARP activities) / B.J. Kooiman, D.P. Sheehan, M. Wesolek // Cogent Social Sciences. - 2016. - #2. - P.p. 1-9.

12. Matsuwaka, S.T. Summer adaptive sports technology, equipment, and injuries / S.T. Matsuwaka, E.W. Latzka // Sports Med. Arthrosc. Rev. - 2019. - #27. - P.p. 48-55.

13. Mead, T. Legal Consequences of Using Homemade or Modified Exercise Equipment in Adapted Physical Education / T. Mead, B. Bruininks, C. Rudnicki. - 2019. - #33. - Pp.40-47.

14. Oh, H. Winter adaptive sports participation, injuries, and equipment / H. Oh, W. Johnson, I.P. Syrop // Sports. Med. Arthrosc. Rev. - 2019. - #27. - Pp.56-59.

15. 15 Prajogo, D.I. The relationship between innovation and business performance - A comparative study between manufacturing and service firms / D.I. Prajogo // Journal of Knowledge and Process Management. - 2006. - #13(3). - P.p. 218-225.

16. Rum, L. Wearable Sensors in Sports for Persons with Disability: A Systematic Review / L. Rum, O. Sten, E. Vendrame, V. Bel-luscio, V. Camomilla, G. Vannozzi, L. Truppa, M. Notarantonio, T. Sciarra, A. Lazich, A. Mannini // Sensors. - 2021. - #21(5). -P.p. 18-58.

17. Seshadri, D.R. Wearable sensors for monitoring the physiological and biochemical profile of the athlete / D.R. Seshadri, R.T. Li, J.E. Voos / Digital Medicine. - 2019. - #2. - P. 72

18. Ye, Sh. Recent Progress in Wearable Biosensors: From Healthcare Monitoring to Sports Analytics / Ye, Shun, Feng, Shilun, Huang, Liang, Bian, Shengtai // Biosensors. - 2020. - #10. -P. 205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Van der Kruk, E. Accuracy of human motion capture systems for sport applications; state-of-the-art review / E. Van der Kruk, M. Reijne // European Journal of Sports Science. - 2018. -#18. - P.p. 1-14.

20. Waugh, R. Using digital technology in adapted PE / E. Waugh // Human Kinetics. - 2022 [Electronic resource]. - Access Mode: https://us.humankinetics.com/blogs/excerpt/using-digital-technology-in-adapted-pe/. - Access date: 02/27/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.