знай "как" и спи спокойно
технологическая устойчивость предприятия
Васильев В.Н.
докт. техн. наук, профессор кафедры "Предпринимательство и
внешнеэкономическая деятельность" МГТУ им. НЭ. Баумана
В современной рыночной экономике все большую значимость получает оценка стоимости предприятия. При этом рассматривается его балансовая и рыночная стоимость. Балансовая стоимость - это реальная оценка материальных ресурсов (активов) предприятия, но она не может рассматриваться как ликвидная стоимость, которая определяется рынком. Рыночная стоимость (успешно действующего и не обанкротившегося предприятия) включает в себя, как правило, и стоимость нематериальных активов, которые могут быть значительными. Однако стоимость предприятия должна определяться скорее потенциалом, чем имеющимися активами.
Потенциал означает устойчивость предприятия (бизнеса) в будущем (в краткосрочном и среднесрочном периодах). Устойчивость в данном случае является следствием ускорения научно-технического прогресса (НТП) и быстрой смены обстоятельств на рынке.
В оценке потенциала предприятия рассматривают «экономическую» и «финансовую» устойчивость, при этом вторую рассматривают как центральную часть первой. Сегодня же начали говорить и о третьей - «экологической» устойчивости.
При переходе к «экономике знаний», в которой решающие изменения возникают с внедрением новых наукоемких технологий и инноваций, следует рассматривать еще и «технологическую» устойчивость предприятия. Вводя этот термин, попытаемся сформулировать данное понятие и изложить его содержание.
'йское предпринимательство
Технологическая устой- при высокой
чивость - это способ- _
ность предприятия вос- производительности принимать достижения
науки и техники (новых в массовом производстве имела
технологий). Указанная _
способность предпола- место полная потеря его
гает наличие следую- _
щих характеристик: мобильности _
- переход от экстенсивного к интенсивному развитию; _
- постоянное совершенствование организации _
производства;
- использование современных подходов в ме- _
неджменте, уровень информатизации процес- _
сов управления;
- развитие кадрового потенциала, инновацион- _
ность кадров на всех уровнях;
- способность персонала к восприятию знаний; _
- реструктуризация предприятия. _
Следует подчеркнуть, что перечисленные ха- _
рактеристики определяют уровень технологической устойчивости.
Переход от экстенсивного к интенсивному _
развитию. _
К середине ХХ века произошло обострение _
противоречий в развитии производства. Зна- _
чительный рост производительных рабочих машин (более чем в сто раз с начала века) не обеспечил адекватного роста производительности труда (менее, чем в 10 раз). При много- _
кратном сокращении машинного времени несоизмеримо выросло время нахождения деталей в обрабатывающих цехах.
Согласно исследованиям профессора Х. Опит- _
ца (Ахенский политехнический институт, Гер- _
мания), деталь, обрабатываемая в 1900 году за _
108 минут, в 1962 году обрабатывалась менее _
чем за одну минуту, корпусная деталь с машинным временем обработки в 18 часов попадала
на сборку только через 7-9 месяцев. _
При высокой производительности в массовом производстве имела место полная потеря его мобильности. Производитель был заинтересован в массовом производстве, а потребитель и народное хозяйство - в индивидуальной про-
производитель был дукции. При росте фондовооруженности име-
заинтересован в массовом ло место значительное
снижение фондоотдачи.
производстве, а потребитель и На Западе это явление
__назвали «подкрадываю-
_народное хозяйство - щееся устаревание». Решением этих противо-
в индивидуальной продукции речий и явился переход
__от экстенсивных к ин-
_ тенсивным технологиям. В то время говорили,
_ что произошел «технологический взрыв».
_ Постоянное совершенствование организации
_ производства.
_ То, что свойственно экстенсивному, не содей_ ствует интенсивному развитию. От жесткой ав-
_ томатизации перешли к гибкому производству.
_ Станки с ЧПУ типа «обрабатывающий центр»
_ (ОЦ) и на их базе - гибкие производственные
_ модули (ГПМ) и гибкие производственные сис-
_ темы (ГПС). Началась компьютерная интегра-
_ ция производства (КИП).
Новые технологии стали появляться все чаще и
_ чаще, а организация производства не успевала
перестраиваться, и новые технологии внедря-_ лись в не соответствующие им условия. В ре_ зультате отдача от их использования была дале_ ко не полной. Решением этой проблемы стало
постоянное совершенствование организации производства. Организация производства должна быть не только готовой к внедрению _ новых технологий, но и, более того, стимулировать их внедрение.
_ В 1960-х годах появились «групповая техноло-
_ гия» (GT) и программа «Тотальный контроль
_ качества» (TQC), а затем «Всеобъемлющее уп-
_ равление качеством» (TQM). В 1970-х годах -
«Планирование потребностей в материалах»
_ (MRPI), «Планирование производственных
_ мощностей» (CRP), а в 80-х годах - «Планиро-
_ вание производственных расчетов» (MRPII).
Наконец, в 90-х годах - «Планирование потреб_ ностей предприятия» (ERPI) и затем - «Управление ресурсами и связями предприятия» _ (ERTII); «Система управления цепочками поста_ вок» (SCM); «Управление человеческими ресур-
российское предпринимательство
сами» (НКМ). Одновременно развивались сле- _
дующие программы: «Автоматизация обеспече- _
ния инструментом и оснасткой», «Интеграция _
и автоматизация материальных потоков», «Ин- _
теграция информационных потоков для принятия решений», «Реинжиниринг» (реконстру- _
ирование бизнес-процессов). Все эти программы определили системный подход в постоянном совершенствовании организации производства.
Обладание современными подходами в менеджменте, уровень информатизации процессов управления.
Начало прошлого века ознаменовалось становлением американского научного менеджмента, его конец - влиянием на него японских подходов. Это основная характеристика современно- _
го менеджмента. Человек перестал быть просто__
частью процесса, он стал главенствующим фактором. От узкой специализации возвращаемся
к универсализации, от индивидуального при- _
нятия решений, индивидуальной ответственности - к групповому принятию решений, к
коллективной ответственности, от закрепле- _
ния рабочего за операцией - к ротации на ра- , _ бочих местах, от соблюдения собственных интересов - к приоритету интересов компании.
Для японцев характерна вечная вера в компа- _
нию, их личные интересы полностью совпадают с интересами компании.
Компьютеризация рабочего места, производ- _
ственных и бизнес-процессов, доступ к надле- _
жащей информации по компьютерным внутрифирменным сетям - все это позволяет деле- _
гировать ответственность сверху вниз, обогащать и расширять работу на рабочих местах, организовывать групповую работу и принимать оптимальные решения в более короткие сроки. Количество уровней управления уменьшается, производство становится более гибким, большинство оперативных решений, заданий, зака-
организация производства должна быть не только
готовой к внедрению новых технологий, но и, более того,
стимулировать их внедрение
человек перестал быть просто
оцесса, он стал
главенствующим фактором
зов выполняется в электронном виде. Развитие кадрового потенциала, инновацион-ность персонала на всех уровнях. Наукоемкость продукции постоянно растет, что требует соответствующего отношения компании к научно-технической деятельности. Конкуренция на рынке ужесточается. В условиях глобализации наибольшую доходность по-ают компании-новаторы, которые выходят ынок с инновационной продукцией на начальной стадии жизненного цикла товара - на стадии внедрения продукции на рынок. Компания-новатор на какое-то время становится монополистом на рынке (стратегия «снятия сливок»). Компаниям-имитаторам и компа-ниям-сегментаторам при имеющейся тенденции сокращения жизненного цикла товара остается все меньше и меньше времени для получения высоких доходов. Конкурировать за счет снижения издержек становится все труднее, так как издержки постоянно растут. Использование инноваций, высоких технологий становится магистральным направлением развития высокодоходного производства изделий и услуг. Способность персонала к восприятию знаний. Новая экономика - экономика знаний - становится решающей основой экономики XXI века. Меняются производственные отношения. Капитал, труд и земля - это основные факторы развития индустриального общества. В информационном обществе знания становятся капиталом, труд становится все более творческим, деятельность человека уже не ограничивается пределами Земли и околоземного пространства. Пространство деятельности человека расширяется космосом. Знание, творчество, космос становятся основными факторами развития постиндустриального общества. Получение знаний обеспечивает непрерывное образование, самообразование. «Настоящее образование начинается только тогда, - говорил русский философ и революционер-демократ Д.И. Писарев, - когда заканчивается фор-
мальное образование и начинается самообразование».
Необходимо развивать способность компании к обновлению, быть готовой к внедрению новшеств, искать новые подходы. Освоение новых технологий требует изменения людей, повышения их знаний и профессионализма. Компетентность превыше всего. Расходы компании на повышение квалификации и знаний персонала относятся к накладным расходам, которые стараются минимизировать. Это не стимулирует, а, наоборот, сокращает способность компании к росту, к использованию достижений науки и техники. Внедрение требует больших затрат средств и усилий, чем НИОКР. Результат НИР - только потенциал, а прибыль создается только после внедрения результатов НИР. Реструктуризация предприятия. Внедрение информационных технологий в производство потребовало должной реструктуризации предприятия, обеспечивающей, в свою очередь, надлежащую гибкость производства в условиях современного быстроменяющегося рынка. В ведущих экономиках мира реструктуризация практически завершается, имеет место разукрупнение предприятий и реорганизация управления. Первое идет по пути перехода от жестких связей различных подразделений предприятия к образованию на их базе малых и средних предприятий с различной степенью автономии. Второе - по пути матричной системы управления, в которой ликвидируются барьеры между вертикальными функциями, сложившимися за долгие годы прямого иерархического управления, и усиливается управление по горизонтальным процессам. В результате улучшается координация и повышается эффективность выполнения управленческих решений. Малые, а по нашим меркам и средние предприятия, более эффективны
использование инноваций, высоких технологий
становится магистральным
направлением развития высокодоходного производства изделий и услуг
в социально ориентированной, регулируемой государством рыночной экономике. Их гибкость и инновационность в производстве наукоемкой продукции весьма высоки, а их общий вклад в ВВП европейских стран, США и Японии превышает 60%. В США на каждый доллар, вложенный в НИОКР на малых предприятиях, реализуется инноваций в 17 раз больше, чем на крупных предприятиях. За 1990-тые годы крупные предприятия США сократили 8 млн. рабочих мест, а малые предприятия создали 35 млн. новых рабочих мест. Малые предприятия ни в коем случае не альтернативны крупным. Они берут на себя производство того, что не выгодно производить крупным предприятиям, поставляют им ком-ктующие материалы и услуги. вая организация отходит от классической ели централизма, единого лидера, вертикальной интеграции. Принципы федерализма, конгломерата, альянса и холдинга больше подходят к разукрупняющейся организации. В результате углубляется международное разделение труда - экономическая основа неизбежной глобализации. Замена труда капиталом перестает быть мерой ценности внедряемой технологии. Новыми критериями определения ценности технологии становятся все виды выгод при сохранении количества основных рабочих и росте прибыли без роста организации. Технологическая устойчивость предприятия как начальное звено цепочки всех изменений в экономике является определяющим фактором и финансового потенциала предприятия. При низком уровне технологической устойчивости или ее отсутствии невозможно обеспечить финансовую и в целом экономическую устойчивость предприятия.