Научная статья на тему 'Технологическая устойчивость предприятия'

Технологическая устойчивость предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев В.Н.

В современной рыночной экономике все большую значимость получает оценка стоимости предприятия. При этом рассматривается его балансовая и рыночная стоимость. Балансовая стоимость это реальная оценка материальных ресурсов (активов) предприятия, но она не может рассматриваться как ликвидная стоимость, которая определяется рынком. Рыночная стоимость (успешно действующего и не обанкротившегося предприятия) включает в себя, как правило, и стоимость нематериальных активов, которые могут быть значительными. Однако стоимость предприятия должна определяться скорее потенциалом, чем имеющимися активами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическая устойчивость предприятия»

знай "как" и спи спокойно

технологическая устойчивость предприятия

Васильев В.Н.

докт. техн. наук, профессор кафедры "Предпринимательство и

внешнеэкономическая деятельность" МГТУ им. НЭ. Баумана

В современной рыночной экономике все большую значимость получает оценка стоимости предприятия. При этом рассматривается его балансовая и рыночная стоимость. Балансовая стоимость - это реальная оценка материальных ресурсов (активов) предприятия, но она не может рассматриваться как ликвидная стоимость, которая определяется рынком. Рыночная стоимость (успешно действующего и не обанкротившегося предприятия) включает в себя, как правило, и стоимость нематериальных активов, которые могут быть значительными. Однако стоимость предприятия должна определяться скорее потенциалом, чем имеющимися активами.

Потенциал означает устойчивость предприятия (бизнеса) в будущем (в краткосрочном и среднесрочном периодах). Устойчивость в данном случае является следствием ускорения научно-технического прогресса (НТП) и быстрой смены обстоятельств на рынке.

В оценке потенциала предприятия рассматривают «экономическую» и «финансовую» устойчивость, при этом вторую рассматривают как центральную часть первой. Сегодня же начали говорить и о третьей - «экологической» устойчивости.

При переходе к «экономике знаний», в которой решающие изменения возникают с внедрением новых наукоемких технологий и инноваций, следует рассматривать еще и «технологическую» устойчивость предприятия. Вводя этот термин, попытаемся сформулировать данное понятие и изложить его содержание.

'йское предпринимательство

Технологическая устой- при высокой

чивость - это способ- _

ность предприятия вос- производительности принимать достижения

науки и техники (новых в массовом производстве имела

технологий). Указанная _

способность предпола- место полная потеря его

гает наличие следую- _

щих характеристик: мобильности _

- переход от экстенсивного к интенсивному развитию; _

- постоянное совершенствование организации _

производства;

- использование современных подходов в ме- _

неджменте, уровень информатизации процес- _

сов управления;

- развитие кадрового потенциала, инновацион- _

ность кадров на всех уровнях;

- способность персонала к восприятию знаний; _

- реструктуризация предприятия. _

Следует подчеркнуть, что перечисленные ха- _

рактеристики определяют уровень технологической устойчивости.

Переход от экстенсивного к интенсивному _

развитию. _

К середине ХХ века произошло обострение _

противоречий в развитии производства. Зна- _

чительный рост производительных рабочих машин (более чем в сто раз с начала века) не обеспечил адекватного роста производительности труда (менее, чем в 10 раз). При много- _

кратном сокращении машинного времени несоизмеримо выросло время нахождения деталей в обрабатывающих цехах.

Согласно исследованиям профессора Х. Опит- _

ца (Ахенский политехнический институт, Гер- _

мания), деталь, обрабатываемая в 1900 году за _

108 минут, в 1962 году обрабатывалась менее _

чем за одну минуту, корпусная деталь с машинным временем обработки в 18 часов попадала

на сборку только через 7-9 месяцев. _

При высокой производительности в массовом производстве имела место полная потеря его мобильности. Производитель был заинтересован в массовом производстве, а потребитель и народное хозяйство - в индивидуальной про-

производитель был дукции. При росте фондовооруженности име-

заинтересован в массовом ло место значительное

снижение фондоотдачи.

производстве, а потребитель и На Западе это явление

__назвали «подкрадываю-

_народное хозяйство - щееся устаревание». Решением этих противо-

в индивидуальной продукции речий и явился переход

__от экстенсивных к ин-

_ тенсивным технологиям. В то время говорили,

_ что произошел «технологический взрыв».

_ Постоянное совершенствование организации

_ производства.

_ То, что свойственно экстенсивному, не содей_ ствует интенсивному развитию. От жесткой ав-

_ томатизации перешли к гибкому производству.

_ Станки с ЧПУ типа «обрабатывающий центр»

_ (ОЦ) и на их базе - гибкие производственные

_ модули (ГПМ) и гибкие производственные сис-

_ темы (ГПС). Началась компьютерная интегра-

_ ция производства (КИП).

Новые технологии стали появляться все чаще и

_ чаще, а организация производства не успевала

перестраиваться, и новые технологии внедря-_ лись в не соответствующие им условия. В ре_ зультате отдача от их использования была дале_ ко не полной. Решением этой проблемы стало

постоянное совершенствование организации производства. Организация производства должна быть не только готовой к внедрению _ новых технологий, но и, более того, стимулировать их внедрение.

_ В 1960-х годах появились «групповая техноло-

_ гия» (GT) и программа «Тотальный контроль

_ качества» (TQC), а затем «Всеобъемлющее уп-

_ равление качеством» (TQM). В 1970-х годах -

«Планирование потребностей в материалах»

_ (MRPI), «Планирование производственных

_ мощностей» (CRP), а в 80-х годах - «Планиро-

_ вание производственных расчетов» (MRPII).

Наконец, в 90-х годах - «Планирование потреб_ ностей предприятия» (ERPI) и затем - «Управление ресурсами и связями предприятия» _ (ERTII); «Система управления цепочками поста_ вок» (SCM); «Управление человеческими ресур-

российское предпринимательство

сами» (НКМ). Одновременно развивались сле- _

дующие программы: «Автоматизация обеспече- _

ния инструментом и оснасткой», «Интеграция _

и автоматизация материальных потоков», «Ин- _

теграция информационных потоков для принятия решений», «Реинжиниринг» (реконстру- _

ирование бизнес-процессов). Все эти программы определили системный подход в постоянном совершенствовании организации производства.

Обладание современными подходами в менеджменте, уровень информатизации процессов управления.

Начало прошлого века ознаменовалось становлением американского научного менеджмента, его конец - влиянием на него японских подходов. Это основная характеристика современно- _

го менеджмента. Человек перестал быть просто__

частью процесса, он стал главенствующим фактором. От узкой специализации возвращаемся

к универсализации, от индивидуального при- _

нятия решений, индивидуальной ответственности - к групповому принятию решений, к

коллективной ответственности, от закрепле- _

ния рабочего за операцией - к ротации на ра- , _ бочих местах, от соблюдения собственных интересов - к приоритету интересов компании.

Для японцев характерна вечная вера в компа- _

нию, их личные интересы полностью совпадают с интересами компании.

Компьютеризация рабочего места, производ- _

ственных и бизнес-процессов, доступ к надле- _

жащей информации по компьютерным внутрифирменным сетям - все это позволяет деле- _

гировать ответственность сверху вниз, обогащать и расширять работу на рабочих местах, организовывать групповую работу и принимать оптимальные решения в более короткие сроки. Количество уровней управления уменьшается, производство становится более гибким, большинство оперативных решений, заданий, зака-

организация производства должна быть не только

готовой к внедрению новых технологий, но и, более того,

стимулировать их внедрение

человек перестал быть просто

оцесса, он стал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

главенствующим фактором

зов выполняется в электронном виде. Развитие кадрового потенциала, инновацион-ность персонала на всех уровнях. Наукоемкость продукции постоянно растет, что требует соответствующего отношения компании к научно-технической деятельности. Конкуренция на рынке ужесточается. В условиях глобализации наибольшую доходность по-ают компании-новаторы, которые выходят ынок с инновационной продукцией на начальной стадии жизненного цикла товара - на стадии внедрения продукции на рынок. Компания-новатор на какое-то время становится монополистом на рынке (стратегия «снятия сливок»). Компаниям-имитаторам и компа-ниям-сегментаторам при имеющейся тенденции сокращения жизненного цикла товара остается все меньше и меньше времени для получения высоких доходов. Конкурировать за счет снижения издержек становится все труднее, так как издержки постоянно растут. Использование инноваций, высоких технологий становится магистральным направлением развития высокодоходного производства изделий и услуг. Способность персонала к восприятию знаний. Новая экономика - экономика знаний - становится решающей основой экономики XXI века. Меняются производственные отношения. Капитал, труд и земля - это основные факторы развития индустриального общества. В информационном обществе знания становятся капиталом, труд становится все более творческим, деятельность человека уже не ограничивается пределами Земли и околоземного пространства. Пространство деятельности человека расширяется космосом. Знание, творчество, космос становятся основными факторами развития постиндустриального общества. Получение знаний обеспечивает непрерывное образование, самообразование. «Настоящее образование начинается только тогда, - говорил русский философ и революционер-демократ Д.И. Писарев, - когда заканчивается фор-

мальное образование и начинается самообразование».

Необходимо развивать способность компании к обновлению, быть готовой к внедрению новшеств, искать новые подходы. Освоение новых технологий требует изменения людей, повышения их знаний и профессионализма. Компетентность превыше всего. Расходы компании на повышение квалификации и знаний персонала относятся к накладным расходам, которые стараются минимизировать. Это не стимулирует, а, наоборот, сокращает способность компании к росту, к использованию достижений науки и техники. Внедрение требует больших затрат средств и усилий, чем НИОКР. Результат НИР - только потенциал, а прибыль создается только после внедрения результатов НИР. Реструктуризация предприятия. Внедрение информационных технологий в производство потребовало должной реструктуризации предприятия, обеспечивающей, в свою очередь, надлежащую гибкость производства в условиях современного быстроменяющегося рынка. В ведущих экономиках мира реструктуризация практически завершается, имеет место разукрупнение предприятий и реорганизация управления. Первое идет по пути перехода от жестких связей различных подразделений предприятия к образованию на их базе малых и средних предприятий с различной степенью автономии. Второе - по пути матричной системы управления, в которой ликвидируются барьеры между вертикальными функциями, сложившимися за долгие годы прямого иерархического управления, и усиливается управление по горизонтальным процессам. В результате улучшается координация и повышается эффективность выполнения управленческих решений. Малые, а по нашим меркам и средние предприятия, более эффективны

использование инноваций, высоких технологий

становится магистральным

направлением развития высокодоходного производства изделий и услуг

в социально ориентированной, регулируемой государством рыночной экономике. Их гибкость и инновационность в производстве наукоемкой продукции весьма высоки, а их общий вклад в ВВП европейских стран, США и Японии превышает 60%. В США на каждый доллар, вложенный в НИОКР на малых предприятиях, реализуется инноваций в 17 раз больше, чем на крупных предприятиях. За 1990-тые годы крупные предприятия США сократили 8 млн. рабочих мест, а малые предприятия создали 35 млн. новых рабочих мест. Малые предприятия ни в коем случае не альтернативны крупным. Они берут на себя производство того, что не выгодно производить крупным предприятиям, поставляют им ком-ктующие материалы и услуги. вая организация отходит от классической ели централизма, единого лидера, вертикальной интеграции. Принципы федерализма, конгломерата, альянса и холдинга больше подходят к разукрупняющейся организации. В результате углубляется международное разделение труда - экономическая основа неизбежной глобализации. Замена труда капиталом перестает быть мерой ценности внедряемой технологии. Новыми критериями определения ценности технологии становятся все виды выгод при сохранении количества основных рабочих и росте прибыли без роста организации. Технологическая устойчивость предприятия как начальное звено цепочки всех изменений в экономике является определяющим фактором и финансового потенциала предприятия. При низком уровне технологической устойчивости или ее отсутствии невозможно обеспечить финансовую и в целом экономическую устойчивость предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.