УДК 349.6
Технологическая схема описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса
О. В. Гамова1 *, М. А. Губанищева1 1 Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск,
Российская Федерация
* e-mail: oleu00@mail.ru
Аннотация. В связи со вступившими изменениями в законодательстве авторами рассмотрен порядок описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса, в частности вокруг города Томска и закрытого административно-территориального объединения Северск. В ходе изучения общего порядка создания лесопаркового зеленого пояса подготовлена технологическая схема. В результате исследования авторами были выявлены особенности описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса.
Ключевые слова: лесопарковый зеленый пояс, реестр границ, охрана окружающей среды, общественные слушания
Technological scheme for describing the location of the boundaries
of the forest park green belt
O. V. Gamova1 *, M. A. Gubanischeva1
1 Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation
* e-mail: oleu00@mail.ru
Abstract. In connection with the changes in the legislation, the authors considered the procedure for describing the location of the boundaries of the forest-park green belt, in particular around the city of Tomsk and the closed administrative-territorial association Seversk. In the course of studying the general procedure for creating a forest park green belt, a technological scheme was prepared. As a result of the study, the authors identified features of the description of the location of the boundaries of the forest park green belt.
Keywords: forest park green belt, register of boundaries, environmental protection, public hearings
Введение
В рамках данной статьи авторами рассмотрен порядок создания лесопаркового зеленого пояса. В частности в Томской области, а именно вокруг города Томска и закрытого административно-территориального объединения Северск.
Появление понятия «лесопарковый зеленый пояс» можно связать с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 353 [1], который вступил в силу с 1 января 2017 года и внес изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды», таким образом, была введена глава 9.1 Лесопарковые зеленые пояса.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» под лесопарковыми зелеными поясами понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности. Лесопарковые зеленые пояса включают в себя территории, на которых расположены леса, водные
объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно--гигиенические и рекреационные функции [2].
Методы и материалы
Порядок создания лесопарковых зеленых поясов подробно рассматривается многими авторами [3-5 и др.]. Помимо этого, подробно рассматриваются вопросы, связанные с уполномоченными органами, которые участвуют в создании лесопаркового зеленого пояса, а именно в работе Р.А. Скрынникова [6]. В том числе в работе В.В. Ознамец подробно представлены геодезические работы при формировании лесопаркового зеленого пояса [7].
Статья 62.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» описывает порядок создание лесопаркового пояса. В соответствии с данной статьей некоммерческие организации, органы государственной власти или местного самоуправления могут обратиться с ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату того или иного субъекта Российской Федерации, на котором планируется такое создание, а в случае создания вышеупомянутого пояса вокруг города федерального значения, обратиться ещё и в общественную палату этого города.
После поступления ходатайства в течение 30 дней общественная палата проводит общественные слушания, по результатам которого подготавливает протокол, содержащий обобщенную информацию о слушаниях и мнения их участников.
В случае одобрения создания лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство и протокол слушаний в течение 10 дней со дня их обнародования направляются в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принимает решение о его создании либо об отказе в создании.
Если по итогу общественных слушаний создание пояса не было получено ободрение, ходатайство с протоколом направляется заявителю также в течение 10 дней со дня публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Пункт 8 настоящий статьи предусматривает срок, а именно 180 дней, в течение которого уполномоченный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации должен установить границы лесопаркового зеленого пояса, которые подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Рассмотрев общий порядок создания лесопаркового зеленого пояса, была составлена следующая схема, которая представлена на рисунке 1.
Результаты
В ходе изучения общего порядка создания лесопаркового зеленого пояса, внимание было направлено на создание таких территорий вокруг города Томска и ЗАТО Северск.
Рис.1. Общий порядок создания лесопаркового зеленого пояса
На первом этапе был поднят вопрос о создании лесопаркового зеленого пояса в Томской области. Данная проблема рассматривалась Общественной палатой Томской области совместно с региональным отделением Общероссийского Народного Фонда. Далее были проведены общественны слушания, в которых приняли участие 35 человек, и по итогам которого было принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск.
По результатам общественных слушаний Общественная палата выделила следующие территории, которые планируется включить в состав лесопаркового зеленого пояса:
- лесопарковая зеленая зона в мкр. Солнечная долина (ограниченная ул. Обручева, Клюева, Юрия Ковалёва и пр. Новаторов);
- ландшафтная территория, земельный участок № 74 в районе Центрального КПП ЗАТО Северск;
- лесопарковая зеленая зона в Зональненском сельском поселении в пос. Зональная станция.
Кроме того, в эти территории вошли особо охраняемые природные территории вокруг г. Томска, например, «Басандайский лесопарк», озеро Песчаное, береговой склон р. Томи, «Кисловский бор», Каспаранский Яр и другие.
Самый главный этап в создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Томска и ЗАТО Северск - это постановление [8], в котором говорится непосредственно о создании «зеленого щита» площадью 2837 гектаров. Для формирования границ лесопаркового зеленого пояса в 2019 году Губернатором была создана Рабочая группа. Завершающим стал 2020 год, в котором были установлены окончательно границы лесопаркового зеленого пояса [9] (рис.2).
Рис. 2. Схема лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск
После установления границ на всей территории пояса запрещено: размещение скотомогильников, складов ядохимикатов, отходов производства и объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду; разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений в лечебных целях; создание объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов.
В 2021 году сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Томска и ЗАТО Северск были внесены в ЕГРН, как о зоне с особыми условиями использования территорий (рис. 3).
Рис. 3. Сведения о зоне с особыми условиями использования территории
Проанализировав порядок создания лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск, была составлена технологическая схема такого создания (рис. 4).
Рис. 4. Технологическая схема создания лесопаркового зеленого пояса вокруг
города Томска и ЗАТО Северск
Заключение
Проводя анализ данной темы, были выявлены следующие особенности:
- Отсутствие охранного статуса лесов. Так, например, руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко считает, что Федеральный закон № 353 является «бессмысленной пустышкой», и в будущем будет способствовать легкому выводу лесных участков, как из государственной собственности, так и из общего пользования граждан [10].
- Лесопарковый зеленый пояс является большой территорией и может быть очень раздробленной. Этот факт может затруднить создание таких территорий вокруг крупных городов, так как количество участков может быть огромное. Следовательно, при формировании таких земель будет не пояс, а скопление земель.
- Граждане и инициативные группы, к сожалению, лишены права обращения с ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса, так как настоящим законом предусмотрен исчерпывающий список субъектов, обладающим таким правом. Этот факт противоречит положениям статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой говорится об обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды не только органов государственной власти и некоммерческих объединений, но и физических лиц.
- Недоработка законодательства. Так, например, в мае 2021 года регионы Северо-Запада столкнулись с отказами о внесении сведений о границах лесопарковых зеленых поясов. Например, в Архангельской области не смогли внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Кулой в Вельском районе, так как Росреестр отказал во внесении сведений о его границах в ЕГРН, объяснения это тем, что отсутствуют зоны границ лесопаркового зеленого пояса в перечне видов зон с особыми условиями территории.
- Определение органа, регулирующего создание и использование лесопаркового зеленого пояса. Так как в состав лесопаркового зеленого пояса могут входить земли населенных пунктов, земли лесного, а также водного фонда необходимо точно понимать, какой орган уполномочен на работу с такими территориями. Рассмотрим эту особенность на примере Воронежской области: в отношении земель населенных пунктов уполномоченным органом в сфере экологии и природопользования является управление экологии администрации городского округа город Воронеж, в отношении земель лесного фонда - управление лесного хозяйства Воронежской области, в отношении земель водного фонда -отдел водных ресурсов Донского бассейнового водного управления по Воронежской области [11]. И какой именно орган уполномочен на регулирование вопроса о лесопарковом зеленом поясе - не понятно.
- Отсутствие уполномоченного органа и правового регулирования в системе надзора. Не ясной остается ситуация с защитой прав и порядке административных процедур, например, в отношении земельных участков, которые находятся в частной собственности на территориях созданных лесопарковых зеленых поясов. Это может вызвать передачу обязанностей по выполнению таких
процедур с одного органа на другой, что увеличит сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В заключении можно сделать вывод о том, что вопрос правового регулирования лесопарковых зеленых поясов требует очень большой доработки: начиная от субъектов, заканчивая порядком внесения сведений в ЕГРН.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов : федер. закон от 03.07.2016 № 353-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.04.2022).
2. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.04.2022).
3. Воронин А.В. К вопросу об обеспечении правового режима использования и охраны лесопарковых зеленых поясов: уголовно-правовой аспект / А. В. Воронин // В сборнике: Право. Общество. Государство. Сборник научных трудов студентов и аспирантов. - СПб. -2021. - С. 71-76.
4. Ишембитова Г.Г. Правовые вопросы, связанные с созданием лесопарковых зеленых поясов / Г. Г. Ишембитова, Т. Ю. Терёнина, А. А. Садыкова // В сборнике: Перспективы развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. - СПб. - 2017. - С. 77-81.
5. Кузнецова Н.В. Правовое содержание и организация создания лесопарковых зеленых поясов / Н. В. Кузнецова, Т. П. Матвеева, С. С. Никитина, В.В. Герасимова // Modern Science. -2019. - № 12-1. - С. 348-353.
6. Скрынников Р.А. Лесопарковый зеленый пояс: правовые проблемы определения уполномоченного органа, реализации административных процедур по его созданию и привлечению к административной ответственности / Р.А. Скрынников // В сборнике: Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право - 2018. - № 3-34. - С. 264-272.
7. Ознамец В.В. Геодезические работы при формировании лесопарковых зеленых поясов [Текст] / В. В. Ознамец // Вектор ГеоНаук. - 2020. - Т. 3. - № 3. - С. 85-95.
8. О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск : Постановление Законодательной думы Томской области от 31.05.2018 №1070 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.04.2022).
9. Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Томска и ЗАТО Се-верск : приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 17.09.2020 г. № 151 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.04.2022).
10. Закон о лесопарковых поясах ("зеленом щите"): обманка, которая может ускорить уничтожение пригородных лесов // Лесной форум Гринпис России. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=19755 (дата обращения: 24.04.2022)
11. Скрынников Р.А. Лесопарковый зеленый пояс: правовые проблемы определения уполномоченного органа, реализации административных процедур по его созданию и привлечению к административной ответственности / Р.А. Скрынников // В сборнике: Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право - 2018. - № 3-34. - С. 264-272.
© О. В. Гамова, М. А. Губанищева, 2022