Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЛЕСОПАРКОВОГО ЗЕЛЕНОГО ПОЯСА'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЛЕСОПАРКОВОГО ЗЕЛЕНОГО ПОЯСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСОПАРКОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС / РЕЕСТР ГРАНИЦ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамова О. В., Губанищева М. А.

В связи со вступившими изменениями в законодательстве авторами рассмотрен порядок описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса, в частности вокруг города Томска и закрытого административно-территориального объединения Северск. В ходе изучения общего порядка создания лесопаркового зеленого пояса подготовлена технологическая схема. В результате исследования авторами были выявлены особенности описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамова О. В., Губанищева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SCHEME FOR DESCRIBING THE LOCATION OF THE BOUNDARIES OF THE FOREST PARK GREEN BELT

In connection with the changes in the legislation, the authors considered the procedure for describing the location of the boundaries of the forest-park green belt, in particular around the city of Tomsk and the closed administrative-territorial association Seversk. In the course of studying the general procedure for creating a forest park green belt, a technological scheme was prepared. As a result of the study, the authors identified features of the description of the location of the boundaries of the forest park green belt.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЛЕСОПАРКОВОГО ЗЕЛЕНОГО ПОЯСА»

УДК 349.6

Технологическая схема описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса

О. В. Гамова1 *, М. А. Губанищева1 1 Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск,

Российская Федерация

* e-mail: oleu00@mail.ru

Аннотация. В связи со вступившими изменениями в законодательстве авторами рассмотрен порядок описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса, в частности вокруг города Томска и закрытого административно-территориального объединения Северск. В ходе изучения общего порядка создания лесопаркового зеленого пояса подготовлена технологическая схема. В результате исследования авторами были выявлены особенности описания местоположения границ лесопаркового зеленого пояса.

Ключевые слова: лесопарковый зеленый пояс, реестр границ, охрана окружающей среды, общественные слушания

Technological scheme for describing the location of the boundaries

of the forest park green belt

O. V. Gamova1 *, M. A. Gubanischeva1

1 Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation

* e-mail: oleu00@mail.ru

Abstract. In connection with the changes in the legislation, the authors considered the procedure for describing the location of the boundaries of the forest-park green belt, in particular around the city of Tomsk and the closed administrative-territorial association Seversk. In the course of studying the general procedure for creating a forest park green belt, a technological scheme was prepared. As a result of the study, the authors identified features of the description of the location of the boundaries of the forest park green belt.

Keywords: forest park green belt, register of boundaries, environmental protection, public hearings

Введение

В рамках данной статьи авторами рассмотрен порядок создания лесопаркового зеленого пояса. В частности в Томской области, а именно вокруг города Томска и закрытого административно-территориального объединения Северск.

Появление понятия «лесопарковый зеленый пояс» можно связать с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 353 [1], который вступил в силу с 1 января 2017 года и внес изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды», таким образом, была введена глава 9.1 Лесопарковые зеленые пояса.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» под лесопарковыми зелеными поясами понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности. Лесопарковые зеленые пояса включают в себя территории, на которых расположены леса, водные

объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно--гигиенические и рекреационные функции [2].

Методы и материалы

Порядок создания лесопарковых зеленых поясов подробно рассматривается многими авторами [3-5 и др.]. Помимо этого, подробно рассматриваются вопросы, связанные с уполномоченными органами, которые участвуют в создании лесопаркового зеленого пояса, а именно в работе Р.А. Скрынникова [6]. В том числе в работе В.В. Ознамец подробно представлены геодезические работы при формировании лесопаркового зеленого пояса [7].

Статья 62.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» описывает порядок создание лесопаркового пояса. В соответствии с данной статьей некоммерческие организации, органы государственной власти или местного самоуправления могут обратиться с ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату того или иного субъекта Российской Федерации, на котором планируется такое создание, а в случае создания вышеупомянутого пояса вокруг города федерального значения, обратиться ещё и в общественную палату этого города.

После поступления ходатайства в течение 30 дней общественная палата проводит общественные слушания, по результатам которого подготавливает протокол, содержащий обобщенную информацию о слушаниях и мнения их участников.

В случае одобрения создания лесопаркового зеленого пояса, соответствующее ходатайство и протокол слушаний в течение 10 дней со дня их обнародования направляются в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принимает решение о его создании либо об отказе в создании.

Если по итогу общественных слушаний создание пояса не было получено ободрение, ходатайство с протоколом направляется заявителю также в течение 10 дней со дня публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Пункт 8 настоящий статьи предусматривает срок, а именно 180 дней, в течение которого уполномоченный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации должен установить границы лесопаркового зеленого пояса, которые подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Рассмотрев общий порядок создания лесопаркового зеленого пояса, была составлена следующая схема, которая представлена на рисунке 1.

Результаты

В ходе изучения общего порядка создания лесопаркового зеленого пояса, внимание было направлено на создание таких территорий вокруг города Томска и ЗАТО Северск.

Рис.1. Общий порядок создания лесопаркового зеленого пояса

На первом этапе был поднят вопрос о создании лесопаркового зеленого пояса в Томской области. Данная проблема рассматривалась Общественной палатой Томской области совместно с региональным отделением Общероссийского Народного Фонда. Далее были проведены общественны слушания, в которых приняли участие 35 человек, и по итогам которого было принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск.

По результатам общественных слушаний Общественная палата выделила следующие территории, которые планируется включить в состав лесопаркового зеленого пояса:

- лесопарковая зеленая зона в мкр. Солнечная долина (ограниченная ул. Обручева, Клюева, Юрия Ковалёва и пр. Новаторов);

- ландшафтная территория, земельный участок № 74 в районе Центрального КПП ЗАТО Северск;

- лесопарковая зеленая зона в Зональненском сельском поселении в пос. Зональная станция.

Кроме того, в эти территории вошли особо охраняемые природные территории вокруг г. Томска, например, «Басандайский лесопарк», озеро Песчаное, береговой склон р. Томи, «Кисловский бор», Каспаранский Яр и другие.

Самый главный этап в создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Томска и ЗАТО Северск - это постановление [8], в котором говорится непосредственно о создании «зеленого щита» площадью 2837 гектаров. Для формирования границ лесопаркового зеленого пояса в 2019 году Губернатором была создана Рабочая группа. Завершающим стал 2020 год, в котором были установлены окончательно границы лесопаркового зеленого пояса [9] (рис.2).

Рис. 2. Схема лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск

После установления границ на всей территории пояса запрещено: размещение скотомогильников, складов ядохимикатов, отходов производства и объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду; разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений в лечебных целях; создание объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов.

В 2021 году сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг города Томска и ЗАТО Северск были внесены в ЕГРН, как о зоне с особыми условиями использования территорий (рис. 3).

Рис. 3. Сведения о зоне с особыми условиями использования территории

Проанализировав порядок создания лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск, была составлена технологическая схема такого создания (рис. 4).

Рис. 4. Технологическая схема создания лесопаркового зеленого пояса вокруг

города Томска и ЗАТО Северск

Заключение

Проводя анализ данной темы, были выявлены следующие особенности:

- Отсутствие охранного статуса лесов. Так, например, руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко считает, что Федеральный закон № 353 является «бессмысленной пустышкой», и в будущем будет способствовать легкому выводу лесных участков, как из государственной собственности, так и из общего пользования граждан [10].

- Лесопарковый зеленый пояс является большой территорией и может быть очень раздробленной. Этот факт может затруднить создание таких территорий вокруг крупных городов, так как количество участков может быть огромное. Следовательно, при формировании таких земель будет не пояс, а скопление земель.

- Граждане и инициативные группы, к сожалению, лишены права обращения с ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса, так как настоящим законом предусмотрен исчерпывающий список субъектов, обладающим таким правом. Этот факт противоречит положениям статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой говорится об обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды не только органов государственной власти и некоммерческих объединений, но и физических лиц.

- Недоработка законодательства. Так, например, в мае 2021 года регионы Северо-Запада столкнулись с отказами о внесении сведений о границах лесопарковых зеленых поясов. Например, в Архангельской области не смогли внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Кулой в Вельском районе, так как Росреестр отказал во внесении сведений о его границах в ЕГРН, объяснения это тем, что отсутствуют зоны границ лесопаркового зеленого пояса в перечне видов зон с особыми условиями территории.

- Определение органа, регулирующего создание и использование лесопаркового зеленого пояса. Так как в состав лесопаркового зеленого пояса могут входить земли населенных пунктов, земли лесного, а также водного фонда необходимо точно понимать, какой орган уполномочен на работу с такими территориями. Рассмотрим эту особенность на примере Воронежской области: в отношении земель населенных пунктов уполномоченным органом в сфере экологии и природопользования является управление экологии администрации городского округа город Воронеж, в отношении земель лесного фонда - управление лесного хозяйства Воронежской области, в отношении земель водного фонда -отдел водных ресурсов Донского бассейнового водного управления по Воронежской области [11]. И какой именно орган уполномочен на регулирование вопроса о лесопарковом зеленом поясе - не понятно.

- Отсутствие уполномоченного органа и правового регулирования в системе надзора. Не ясной остается ситуация с защитой прав и порядке административных процедур, например, в отношении земельных участков, которые находятся в частной собственности на территориях созданных лесопарковых зеленых поясов. Это может вызвать передачу обязанностей по выполнению таких

процедур с одного органа на другой, что увеличит сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В заключении можно сделать вывод о том, что вопрос правового регулирования лесопарковых зеленых поясов требует очень большой доработки: начиная от субъектов, заканчивая порядком внесения сведений в ЕГРН.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов : федер. закон от 03.07.2016 № 353-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.04.2022).

2. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.04.2022).

3. Воронин А.В. К вопросу об обеспечении правового режима использования и охраны лесопарковых зеленых поясов: уголовно-правовой аспект / А. В. Воронин // В сборнике: Право. Общество. Государство. Сборник научных трудов студентов и аспирантов. - СПб. -2021. - С. 71-76.

4. Ишембитова Г.Г. Правовые вопросы, связанные с созданием лесопарковых зеленых поясов / Г. Г. Ишембитова, Т. Ю. Терёнина, А. А. Садыкова // В сборнике: Перспективы развития науки в современном мире. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. - СПб. - 2017. - С. 77-81.

5. Кузнецова Н.В. Правовое содержание и организация создания лесопарковых зеленых поясов / Н. В. Кузнецова, Т. П. Матвеева, С. С. Никитина, В.В. Герасимова // Modern Science. -2019. - № 12-1. - С. 348-353.

6. Скрынников Р.А. Лесопарковый зеленый пояс: правовые проблемы определения уполномоченного органа, реализации административных процедур по его созданию и привлечению к административной ответственности / Р.А. Скрынников // В сборнике: Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право - 2018. - № 3-34. - С. 264-272.

7. Ознамец В.В. Геодезические работы при формировании лесопарковых зеленых поясов [Текст] / В. В. Ознамец // Вектор ГеоНаук. - 2020. - Т. 3. - № 3. - С. 85-95.

8. О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Томска и ЗАТО Северск : Постановление Законодательной думы Томской области от 31.05.2018 №1070 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.04.2022).

9. Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Томска и ЗАТО Се-верск : приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 17.09.2020 г. № 151 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 24.04.2022).

10. Закон о лесопарковых поясах ("зеленом щите"): обманка, которая может ускорить уничтожение пригородных лесов // Лесной форум Гринпис России. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=19755 (дата обращения: 24.04.2022)

11. Скрынников Р.А. Лесопарковый зеленый пояс: правовые проблемы определения уполномоченного органа, реализации административных процедур по его созданию и привлечению к административной ответственности / Р.А. Скрынников // В сборнике: Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право - 2018. - № 3-34. - С. 264-272.

© О. В. Гамова, М. А. Губанищева, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.