Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПЛОЩАДЬ. СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ФИГУР»'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПЛОЩАДЬ. СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ФИГУР» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
площадь / сравнение фигур / математическая грамотность / решение задач. / area / comparison of figures / mathematical literacy / problem solving.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородихина Людмила

в статье представлена технологическая карта урока математики. Автор публикации предлагает пример собственного опыта организации урока для младших школьников, в ходе которого у детей формируются понятие площади и способы ее сравнения. Описанный автором пример прошел апробацию в условиях общеобразовательной школы, вызвал интерес среди обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL MAP OF A 3rd GRADE MATH LESSON ON THE TOPIC: “SQUARE. WAYS TO COMPARE FIGURES"

the article presents a technological map of a mathematics lesson. The author of the publication offers an example of his own experience in organizing a lesson for primary schoolchildren, during which children develop the concept of area and how to compare it. The example described by the author was tested in a secondary school and aroused interest among students.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПЛОЩАДЬ. СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ФИГУР»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПЛОЩАДЬ. СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ФИГУР» Бородихина Л.

Бородихина Людмила - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сидоровская средняя общеобразовательная школа»,

с. Сидоровка, Алтайский край

Аннотация: в статье представлена технологическая карта урока математики. Автор публикации предлагает пример собственного опыта организации урока для младших школьников, в ходе которого у детей формируются понятие площади и способы ее сравнения. Описанный автором пример прошел апробацию в условиях общеобразовательной школы, вызвал интерес среди обучающихся. Ключевые слова: площадь, сравнение фигур, математическая грамотность, решение задач.

TECHNOLOGICAL MAP OF A 3rd GRADE MATH LESSON ON THE TOPIC: "SQUARE. WAYS TO COMPARE FIGURES" Borodikhin L.

Borodikhina Lyudmila - primary school teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "SIDOROVSKAYA SECONDARY SCHOOL",

SIDOROVKA, ALTAI REGION

Abstract: the article presents a technological map of a mathematics lesson. The author of the publication offers an example of his own experience in organizing a lesson for primary schoolchildren, during which children develop the concept of area and how to compare it. The example described by the author was tested in a secondary school and aroused interest among students.

Keywords: area, comparison of figures, mathematical literacy, problem solving.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 3 Учебный предмет: математика Тема урока: Площадь. Способы сравнения фигур

Цели урока: познакомить с понятием «площадь», учить сравнивать площади фигур, закреплять умения решать задачи изученных видов, продолжать развивать навык устного счета таблицы умножения, развивать умения работать самостоятельно, в парах, группах,

Планируемые результаты: обучающиеся научатся сравнивать площади фигур способом наложения и использование определенной мерки, решать задачи изученных видов, пользоваться таблицей умножения и деления, понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

-УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; и практической деятельностью, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник, геометрические фигуры, карточки, презентация к уроку.

Этап урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика

Мотивация к деятельности. Организационный момент Приветствие. Для начала, предлагаю вам выдвинуть гипотезу нашего урока: «Новая тема, которую мы сегодня изучим на уроке математики, обязательно найдёт своё применение в реальной жизни». - переключают внимание на учителя. - настраиваются на работу

Актуализация знаний Устный счет (фронтальная работа) Минутка чистописания. Организует устный счет с целью актуализации знаний. 1) Устный счет Работа по составу числа. Отвечать на вопросы

Наглядный метод 1. умножьте 5 на 4, 6 на 7; 2. разделите 45 на 5, 36 на 4 3. увеличьте 3 в 9 раз, 4 в 6 раз; 4. во сколько раз 42 больше, чем 6; 21 больше, чем 3. 5. уменьшите 32 на 4, 40 на 8; 6. найдите частное чисел 18 и 6, 25и 5. 2) «Покупки Незнайки» 3) Задачи. - Дети посадили в парке 4 ряда берёз по 5 берёз в каждом ряду. Сколько всего берёз посадили дети? - За три ручки заплатили 27 руб. Сколько стоит 1 ручка?- учителя по материалу прошлого урока. Выполнять задания устного счета. Выполнять задания по оценке и определению стоимости товара. Отвечать на вопросы.

Целеполагание (сформулировать тему, цель урока, определить учебные задачи.) -Чтобы узнать, с чем мы сегодня познакомимся на уроке, давайте решим примеры и соберем слово. Работаем в паре. 5*1=5П 2*7=14 Л 4*4=16 О 3*9=27Щ 6*5=30 А 7*6=42 Д 8*7=56 Ь 5 12 16 14 50 27 30 42 13 56 П Т О Л Р Щ А Д И Ь - Тема нашего урока «Площадь». - Как вы думаете, что мы будем сегодня делать? Чему должны научиться? Каковы наши задачи. Работают в паре по карточке, образуют слово Определяют тему, ставят задачи. (Выяснить значение слова «Площадь»; будут учиться сравнивать площади разных фигур).

Работа по теме урока (подготовка к получению новых знаний) - Где вы слышали это слово? Что представляете, когда слышите слово площадь? -Что объединяет все эти понятия? -Это какое-то специальное ровное место или ровная поверхность. Посмотрите, что изображено на слайде. Это Красная площадь (сообщение о Красной Площади). -Рассмотрим фигуры, которые расположены на доске (круг, квадрат, треугольник). -Занимают они место на доске? (да) -Можно сказать, что эти фигуры имеют площадь? (да) - Попробуйте сформулировать определение площади. -Прочитайте какое значение слова «площадь» в толковом словаре В.И.Даля. - Когда в жизни вам могут пригодиться знания о площади? Высказывания детей. Высказывание детей Слушают. Читают слово в словаре, читают лексическое значение слова, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя

Новый материал (поиск новых знаний) Практическая работа (получение новых знаний) - Любую величину можно измерить. Какие способы измерения площади фигур вам известны? - Посмотрите на фигуры. Какая из этих фигур занимает больше места? -А меньше места? Как вы это определили? (на глаз) - Можно это как-то проверить? (наложить фигуры друг на друга). - Все фигуры поместились вовнутрь квадрата, значит он самый большой.Можно сказать, что его площадь самая большая? (да) - Кружок поместился внутри всех фигур, значит он имеет самую маленькую площадь. - Каким способом сравнивали площади фигур? (Можно наложить одну на другую (способ наложения). - Давайте сравним площади этих фигур. (Детям предлагается сравнить по площади два прямоугольника). Сравним площади этих фигур. Ни одна из фигур в другой не помещается. - (Возникло затруднение) Как сравнить площади данных фигур? Почему возникли затруднения? Чего ещё не знаем? (есть другой способ сравнения площадей). Учитель размещает прямоугольники на доске. Дети пытаются выяснить, площадь какой фигуры больше (возможно, будут предлагать отрезать части от прямоугольников или измерять стороны, найти периметр). - Давайте рассмотрим всем известную игру «Тетрис» и определим, фигуры какого цвета занимают одинаковую площадь. Думают, высказывают мнение. Думают, сравнивают, анализируют, высказывают мнение. Работают в паре. Обсуждают, сравнивают, анализируют,делают выводы.

- Какие фигуры имеют одинаковое количество клеточек? - Сформулируйте ещё одно правило сравнения площадей. (Чтобы сравнить площади, нужно разделить фигуры на квадратики, и посчитать их количество). Учитель вывешивает на доске два одинаковых прямоугольника, но разделённых на разное количество квадратов - Ребята, сравните площади этих фигур? Я разделила их на клетки. - Сколько квадратиков содержит первая фигура? (25) - Сколько квадратиков содержит вторая фигура? (4) - Но при наложении фигуры совпадают, значит, их Думают, сравнивают, анализируют, высказывают мнение. Думают, сравнивают, анализируют, высказывают мнение.

площади одинаковы. В чём противоречие? (Вывод: фигуры нужно делить на одинаковые квадратики). - А где мы с вами можем найти одинаковые квадраты? В тетради по математике. - А что у нас в классе имеет площадь? - Как мы сравнивали площади фигур? -А теперь откройте свои учебники на стр.56 и проверим, все ли мы использовали способы. Кто прочитает? Кто еще раз повторит, как можно сравнивать фигуры? ("На глаз" и наложением друг на друга и посчитать квадратики) Читают, закрепляют полученную информацию. Делают вывод

Физминутка Организует физкультминутку Выполняют

Работа с учебником (закрепление знаний) Учебник с.57 (самостоятельно). Самооценка Применяют знания на практике.

Итог урока (контроль процесса и результата учебной деятельности) - Какая была тема урока? - С каким новым понятием мы сегодня познакомились? - Кто может сказать, как обозначается площадь? Как можно разными способами измерить площади фигур? Подтвердилась ли наша гипотеза? Отвечать на вопросы. Проводить самооценку, рефлексию. Оценивать свою работу.

Рефлексия Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке.

Список литературы /References

1. Большой академический словарь русского языка в 20 т. Т.16 / Российская академия наук. Институт лингвистических исследований. - Москва: Наука, 2004. - 664 с.

2. Лопатина А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. Лопатина, М. Скребцова. -Москва: Книжный Дом Локус, 2002. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.