Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ / САМОРАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ / ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / PERSONALITY-ORIENTED MATHEMATICS LESSON / SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS / SOURCES OF KNOWLEDGE / PROBLEM SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелова И.В., Власова А.В., Шатило Э.Н.

Статья посвящена личностно-ориентированному обучению на уроках математики целью которого является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, к выбору индивидуальной траектории обучения. Эта технология составляющая часть гуманизации образовательного процесса, предусматривающая всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей, интересов учащихся в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED TEACHING IN MATHEMATICS LESSONS

The article is devoted to personality-oriented teaching in mathematics lessons, the purpose of which is to develop the personality of the student, the desire to move to self-development, self-knowledge, to choose an individual learning path. This technology is an integral part of the educational process, providing for a comprehensive study of personality and taking into account the capabilities, abilities, interests of students in the learning process.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Горелова И.В.

зам. директора по УВР, учитель математики

Власова А.В.

зам. директора по ВР, учитель математики

Шатило Э.Н. учитель по математике МБОУ г. Астрахани «СОШ № 14»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Аннотация: Статья посвящена личностно-ориентированному обучению на уроках математики целью которого является развитие личности ученика, стремление к переходу к саморазвитию, самопознанию, к выбору индивидуальной траектории обучения. Эта технология составляющая часть гуманизации образовательного процесса, предусматривающая всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей, интересов учащихся в процессе обучения.

Ключевые слова: личностно-ориентированный урок математики, саморазвитие учащихся, источники знаний, проблемные ситуации.

Gorelova I. V.

deputy director for Academic-educational work, teacher of mathematics

Vlasova A. V.

deputy director for Educational work, teacher of mathematics

Shatilo E. N. teacher of mathematics Municipal budgetary educational institution of Astrakhan «HS №14»

PERSONALITY-ORIENTED TEACHING IN MATHEMATICS

LESSONS

Annotation: The article is devoted to personality-oriented teaching in mathematics lessons, the purpose of which is to develop the personality of the student, the desire to move to self-development, self-knowledge, to choose an individual learning path. This technology is an integral part of the educational process, providing for a comprehensive study of personality and taking into account the capabilities, abilities, interests of students in the learning process.

Key words: personality-oriented mathematics lesson, self-development of students, sources of knowledge, problem situations.

Наиболее продуктивной формой, способствующей формированию математической компетентности и реализующей основные цели математического образования, мы считаем, личностно-ориентированный урок математики. Актуальность вопроса о формировании математической компетентности учащихся подтверждается целями математического образования, к которым относятся: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку для применения в практической деятельности для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования и воспитания личности в процессе освоения математической деятельности.

Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей. Саморазвития. Задачи личностно-ориентированного образования: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:

- необходимость создания на уроке условий, способствующих заинтересованности ученика в учении, саморазвитии;

- учитель - это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главное действующее лицо на уроке;

- организация учебного процесса через диалог;

- свобода выбора учеником уровня и темпа обучения.

Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового мате-риала, то можно выделить 5 основных этапов:

1 этап. Актуализация опорных знаний. Здесь задача: включить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по парте; провести дидактическую игру «Я знаю, а ты?»

2 этап. Включение детей в целеполагание, Здесь рационально использо -вание заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, ре -шение которых определяет учебно-познавательные цели урока.

3 этап. Основной. Цель этого этапа - формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.

4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной оценки

знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока;

5 этап. Итог урока - рефлексия. Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.

Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способ -ности, свой уровень развития. Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей, интересов учащихся в процессе обучения. Наша школа - это природосообразная школа, предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, базирующиеся на педагогическом сотрудничестве, направленная на формирование гуманной личности учащихся, обладающей ключевыми компетенциями. Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения и является личностно - ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаемся на протяжении нескольких лет. Эффективность и целесообразность данного направления деятельности подтверждается обнадеживающими положительными результатами наших выпускников. На начальном этапе мы проводим диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков, мотивы, характерологические особенности каждого ученика, уровень математических способностей. Для определения уровня акту-альных знаний проводим контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляем пробелы в знаниях учащихся, определяем группы учащихся для проведения индивидуальной, групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяем уровень интеллектуального развития в классе. Здесь же определяем, какими операциями мышления учащиеся недостаточно владеют: обобщением, логикой, сравнением. Дети, у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления не смогут моделировать задачу в виде схемы, таблицы, поэтому проводим тренинги по формированию мыслительных навыков. В классах существуют различные категории детей: малоспособные дети, с большим трудом достигающие образовательный уровень ЗУН, способные обучаться на высоком уровне учащиеся, способные свободно усваивать базовый уровень содержания образования, поэтому составляем профиль уровня обученности каждого ученика, выявляем те умения и навыки, которые требуют коррекции. Эта информация является базовой для составления индивидуальных занятий. Разные дети требуют разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету. Для развития мышления используем занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для

их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу, так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Большое внимание уделяем развитию у детей способности к самооценке работы, так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими детьми опираемся на правила:

- не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения, давать больше времени на обдумывание.

- не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать постепенно по мере усвоения.

- путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уве -ренность в своих силах, знаниях и возможностях учиться. Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и контрольных так же.

В своей работе используем идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской, с которыми знакомимся из научных источников. Также в работе применяем методы, которые адекватны целям личностно -ориентированного обучения. Это:

- технологии развивающего обучения;

- игровые технологии, где совершенствуется свобода выбора, само -стоятельность ответственность;

- проблемные, поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности ребенка;

- технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности, индивидуальности.

Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.

Например:

Тема «Сравнение обыкновенных дробей».

Цели:

1. Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с разными знаме нателями;

2. Развитие самостоятельной деятельности учащихся;

3. Воспитание трудолюбия, аккуратности.

Ход урока.

Учитель: Тема нашего урока «Сравнение обыкновенных дробей». Давайте вспомним, какие числа мы уже умеем сравнивать. Ученики: Натуральные числа, десятичные дроби, обыкновенные дроби.

Учитель: Молодцы! Сравните, пожалуйста эти числа:

Учитель: В каком примере вы затруднялись поставить знак сравнения? Почему?

Ученик: В последнем примере разные и числитель и знаменатель. Сравнить нельзя.

Учитель: Как будем решать эту проблему? Ваши предложения?

Тема: «Умножение десятичных дробей» 5 класс.

Цели:

1. Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей.

2. Развитие познавательной деятельности учащихся.

3. Развитие коммуникативных способностей. Ход урока.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве разминки выполнить такое задание:

Найти площадь прямоугольника со сторонами а и Ь .

1) а = 8 м, Ь = 3 м;

2) а = 8 м, Ь = 200 см;

3) а = 8 м, Ь = 3/8 см;

4) а = 8 м, Ь = 0,4 м;

5) а = 3,8 м, Ь = 5,9 м.

Учитель: Проверим ваши ответы и проверим все ли задачи вы смогли решить. Почему вы не смогли решить задачи 4 и 5?

Ученик: Мы не умеем умножать десятичные дроби. Учитель: Тема урока « умножение десятичных дробей». Ваши предложения о том, как умножать дроби

Ученики: 1) целые части на целые части, дробные на дробные; 2) записать при умножении запятую под запятой.

Учитель: Проверим ваши гипотезы. Переведем метры в сантиметры, перемножим и проверим.

Примеры целеполагания. Фрагмент урока в 5 классе. Тема: «Проценты» (2-й урок темы).

Цели:

1) решение задач на нахождение % от числа и числа по его %.

2) Развитие умений сравнивать, обобщать, формулировать задачи;

3) Применение процента в практической деятельности.

Ход урока.

Учитель: Вчера на уроке мы познакомились с новым понятием % и научились переводить десятичные дроби в проценты и наоборот. Предлагаю вам проверить себя. Устная работа (на доске):

1. Перевести десятичную дробь в проценты: 0,74 0,08 1,56 0,067, 0,685.

2. Перевести % в десятичную дробь: 36 % 3 % 6 % 7,9 % 356 %.

3. В магазин привезли 40 кг картофеля, до обеда продали 20 % всего картофеля. Сколько кг продали?

4. От куска продали 8 метров. Сколько метров было в куске , если отрезали 1/8 часть ?

Учитель: Ребята, почему сегодня я включила такие задачи в уст-ную работу? Ученики: Мы начали изучать проценты. Наверное, будем решать задачи на проценты. Учитель: Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «задачи на про-центы» и какую же цель мы поставили?

Ученик: Научиться решать задачи на проценты. Учитель: А как вы думаете, можно ли эти задачи разбить на типы, Подсказки на доске.

Ученик: Да, задачи на нахождение % от числа и числа по его %. Учитель: Правильно, давайте научимся различать пока только эти 2 вида и их решать.

Урок обобщения и систематизации знаний через осуществление личностно-ориентированное обучение.

Тема: «Четырехугольники»

Цель урока: Подвести итоги изучения темы «Четырехугольники». Задачи урока:

Обучающие:

- знать определение, свойства, признаки четырехугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата;

- уметь формулировать, доказывать свойства и признаки;

- уметь применять определение, свойства и признаки на практиче -ских задачах;

- уметь анализировать условие задачи, ввести по результатам анализа построение, доказывать, что построена требуемая фигура, прово-дить исследование.

Воспитывающие:

- формировать потребность к самоконтролю;

- формировать навыки партнерской деятельности в группе;

- формировать навыки самостоятельного обучения;

- развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной и коллективной деятельности;

- реализация учебных потребностей каждого в классе.

Развивающие:

- умение планировать собственную деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение преодолевать трудности интеллектуального труда;

- навыки обобщения и систематизации знаний по теме;

- умение представлять и защищать свое видение. Плакаты с чертежами:

1. Свойств, признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба.

2. Задач на доказательства.

3. Свойств углов при основании трапеции и диагоналей трапеции.

4. Теорема Фалеса. Ход урока

а) Постановка целей и задач урока

Мы с вами изучили тему многоугольники.

Ответьте на вопросы:

1. Что вы знаете о многоугольниках?

2. Какие многоугольники мы рассматривали? Почему? Давайте, ребята, попробуем поставить цели и задачи урока по итогам изучения темы « четырехугольники», исходя из информации на плакатах. б) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме. Чтобы охватить всю тему, ребята. Давайте разделимся на группы. Первая группа-параллелограмм, прямоугольник, ромб, вторая - теорему Фалеса.

5 минут обсуждений вопросов под руководством консультанта - аналитика, затем защищают проект доказательства. По окончанию защиты группа анализирует основные факты, события, явления по заданной фигуре. Защита продолжается 10-12 минут.

в) Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Вопрос: Как взаимосвязаны фигуры - выпуклые четырехугольники, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат? В группах обсуждаем защиту индивидуальных заданий на дом.

Защита проекта доказательства длится 8 минут.

г) Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой сис -тематизации знаний предмета геометрии. Вернемся к теореме Фалеса. Какие фигуры участвуют в данной теореме? Прямые. Они пересекаются в некоторой точке. Существует некоторая точка, в которой пересекутся прямые, так как они по условию не параллельны, тогда получим угол, стороны которого пересечены параллельными прямыми. Но угол является частью большего треугольника, который содержит много треугольников и много трапеций. В «малом» увидели «большее». Связать свойства углов при основании в равнобедренном треугольнике с углами в равнобедренной трапеции? Какими свойствами обладает трапеция? О каких элементах

трапеции говорится в свойствах? Итак, доказываем свойства трапеции. Эвристический диалог длится 6 минут.

Предлагаю каждой группе составить логическую модель изученной темы и его 5 минут.

Для всех домашнее задание - это задачи по теме «Четырехугольники» так как мы теперь знаем их свойства и признаки. д) Рефлексия проведенного урока с детьми произойдет на следующей геометрии с показательными решениями задач на построение. План рефлексии:

- Осуществили ли план урока и на сколько?

- Какие ошибки были допущены?

- А как лучше это сделать?

В работе с учащимися всегда стараемся учитывать субъективный опыт учеников. Любая получаемая информация интересна для них только тогда, когда в ней есть и новое и старое, и незнакомое. Чем теснее связаны старые и новые понятия тем теснее связаны старые и новые познания. Только тесная связь нового с уже изученным может служить прочным фундаментом.

Выбираем следующие нормы привлечения старых знаний к освоению нового материала:

- выявление аналогичных ситуаций;

- противопоставление;

- сопоставление;

- прослеживание общих закономерностей;

- выделение новых сторон в известном;

- использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями. На любом этапе учебной деятельности учащиеся имеют

определенную свободу выбора. Взаимосвязи учения, обучения, развития. Личностно-ориентированное образование есть системное построение. Оно позволяет:

- Добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности.

- Ввести в систему индивидуальную работу с учащимися.

- Значительно снизить количество неуспевающих.

- Повысить качество знаний учащихся.

- Ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение успешным для каж-дого ученика.

- Значительно четче увидеть пробелы в знаниях ребят и своевременно ликвидировать;

- Повысить уровень учебной мотивации.

- Создать психологический комфорт на уроке для ученика и учителя.

Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивать ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и учитель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения, ориентированных на результат, совершенствуется в своем педагогическом мастерстве.

Использованные источники:

1. Лебелев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014.

2. Якиманская И.С. Личностно- ориентированное образование в современной школе. - М., 2006.

3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии // Педагогическое общество. - 2010.

4. Бондаревская Е.В. Концепция личностно-ориетированного образования и целостая педагогическая теория. - 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.