Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В СПО'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
технологическая карта / механизм компетентностно-ориентированного проектирования / естественнонаучные дисциплины / колледжи технического профиля / technological map / competence-oriented design mechanism / natural science disciplines / technical colleges

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрина Н.А.

Рассмотрим поэтапно, из курса в курс как осуществлялось дидактическое управление колледжами технического профиля в соответствии со схемой: постановка цели → информационное обеспечение (диагностирование особенностей обучающихся) → формулировка задач в зависимости от цели и особенностей обучающихся → проектирование, планирование деятельности для достижения цели реализация проекта → контроль за ходом выполнения → корректировка → подведение итогов. Четвертая и пятая часть данной схемы осуществляется именно в рамках второй подсистемы – образовательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноздрина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Let us consider, step by step, from course to course, how didactic management of technical colleges was carried out in accordance with the scheme: goal setting → information support (diagnosing students 'characteristics) → task formulation depending on the students' goals and features → projecting, planning activities to achieve the project implementation → monitoring of progress → adjustment → summing up. The fourth and fifth part of this scheme is carried out within the framework of the second subsystem the educational one.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В СПО»

коррекции речевого недоразвития, которые смогут формировать предпосылки развития речи и полноценные представления об окружающем мире.

При систематической работе дети с общим недоразвитием третьего уровня могут показать высокие результаты при составлении простых и сложных предложений, как дети с нормотипичным речевым развитием. Им под силу составление распространенных простых предложений, сложных предложений, а также употребление этих предложений в обиходно-бытовой речи. Для подтверждения этого, можно выделить методику, разработанную Н.Ю. Боряковой и Т.А. Матросовой, которая направлена на формирование умений правильного построения синтаксической структуры предложения.

Таким образом, обобщая изложенный материал можно сделать вывод,что обучение оказывает положительное влияние насостояние мыслитель-

ной, познавательной деятельности детей, стимули-руетразвитие высших психических функций и мыслительных операций (анализа,синтеза, сравнения, обобщения, умозаключение), пробуждает интерес кпостроению предложений, их распространению однороднымичленами.

Список литературы

1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. -С.58-59.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Прогресс, 2012.-598с.

3. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции- М.: Классике Стиль, 2006. - 68с.

4. Харченко Ольга Олеговна. Обучение младших школьников построению предложения как единицы речи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 216 с. РГБ ОД, 61:03-13/2175-0

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В

СПО

Ноздрина Н.А.

Кандидат педагогических наук, доцент БГТУ,

г. Брянск, РФ

TECHNOLOGICAL MAP OF THE IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM OF COMPETENCE-ORIENTED DESIGN OF NATURAL SCIENCES IN SPO

Nozdrina N.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аннотация

Рассмотрим поэтапно, из курса в курс как осуществлялось дидактическое управление колледжами технического профиля в соответствии со схемой: постановка цели ^ информационное обеспечение (диагностирование особенностей обучающихся) ^ формулировка задач в зависимости от цели и особенностей обучающихся ^ проектирование, планирование деятельности для достижения цели реализация проекта ^ контроль за ходом выполнения ^ корректировка ^ подведение итогов. Четвертая и пятая часть данной схемы осуществляется именно в рамках второй подсистемы - образовательной.

Abstract

Let us consider, step by step, from course to course, how didactic management of technical colleges was carried out in accordance with the scheme: goal setting ^ information support (diagnosing students 'characteristics) ^ task formulation depending on the students' goals and features ^ projecting, planning activities to achieve the project implementation ^ monitoring of progress ^ adjustment ^ summing up. The fourth and fifth part of this scheme is carried out within the framework of the second subsystem - the educational one.

Ключевые слова: технологическая карта, механизм компетентностно-ориентированного проектирования, естественно- научные дисциплины, колледжи технического профиля.

Keywords: technological map, competence-oriented design mechanism, natural science disciplines, technical colleges.

Как отмечалось ранее, в стандартах СПО по специальностям технического профиля отсутствуют компетенции, формируемые на базе общеобразовательных предметов естественнонаучного цикла, что вызывает трудности в проектировании компетентностно и профессионально значимых учебных планов и учебных курсов и появляется необходимость разработки и формулировки как общих, так и пропедевтических профессиональных

компетенций [6]. «В этом проявляется несоответствие между ФГОСами второго поколения основной школы и ФГОСами третьего поколения СПО» [2]. Это еще и усугубляется тем, что содержание и структурное построение учебников по естественнонаучным дисциплинам (физике, химии, биологии, математике), допущенных Министерством образования РФ, «отстают» от требований ФГОС СПО.

Это создает проблему в построении логики учебного материала, а для преподавателей физики еще и в проектировании лабораторных и практических работ.

Перед преподавателями естественнонаучных дисциплин СПО стоит задача разработки и реализации компетентностно и профессионально ориентированных учебных планов и учебных курсов, а в ФГОСах не прописаны, какие компетенции конкретно необходимо формировать у студентов. В результате приходится осуществлять лишь нисходящее проектирование учебного курса, когда «ведение разработки объекта происходит последовательно от общих черт к детальным» и кроме того «при нисходящем проектировании возможно появление требований, впоследствии оказывающихся нереализуемыми» [там же] по различным соображениям. Тогда как при осуществлении восходящего проектирования «возможен ход разработки от частного к общему» [там же], что в создавшейся в настоящее время ситуации не применительно к проектированию курса естественнонаучных дисциплин в СПО. При данном пути проектирования «возможно получение объекта, не соответствующего заданным требованиям» [там же], в нашем случае модели выпускника СПО. Как показывает опыт, в реальной жизни, вследствие итерационного характера проектирования, оба его вида должны быть взаимосвязаны.

«Слово «алгоритм» произошло от латинской формы написании имени великого древнегреческого математика IX в. Мухаммеда ибн Муссы аль-Хорезми (что означает «из Хорезма») - А^огНкт1, который сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над числами в десятичной системе исчисления. Слово «алгоритм» связано с именем знаменитого древнегреческого математика Евклида, который так назвал сформулированные им правила нахождения наибольшего общего делителя двух чисел. Систему правил выполнения математических действий в Европе называли термином «алгорифм», который впоследствии переродился в «алгоритм», обозначавший правила решения задач определенного вида» [4].

Алгоритмизация учебного процесса, без которой немыслимы ни программированное обучение, ни педагогическая технология и алгоритмизация проектирования компетентностно-ориентирован-ного содержания любого естественнонаучного учебного курса в условиях реализации ФГОС СПО и ПС обладают одинаковыми свойствами. На наш взгляд, наиболее полно эти свойства представлены М.С. Пак в пособии «Алгоритмика при изучении химии» [4]. Она считает, что «алгоритм - это конечная последовательность точно сформулированных правил решения некоторых типов задач»

[5].

Первым наиболее значимым свойством любого алгоритма является его массовость. «Если алгоритм разработан для решения данной задачи, то он должен быть применен для решения задач всего типа» [5]. «Пошаговый (дискретный) характер ал-

The scientific heritage No 34 (2019) горитма» [5] характеризует его дискретность, когда «преобразование исходных данных в конечный результат осуществляется дискретно, т. е. действия или команды в каждый последующий момент времени выполняются по четким правилам вслед за действиями, имевшими место в предыдущий момент времени. Только выполнив одно указание, можно перейти к выполнению следующего» [5].

В нашем алгоритме проектирования компе-тентностно-ориентированного содержания естественнонаучных дисциплин в условиях реализации ФГОС СПО и ПС это свойство алгоритмов нашло отражение в семи взаимосвязанных и взаимообусловленных этапах.

1 этап. Ознакомительный. Подготовка к проектной деятельности. Содержит пять ступеней, начиная со знакомства с ФГОС СПО по направлению подготовки и заканчивая со знакомством с требованиями к материально-техническому оснащению учебного процесса, отраженными во ФГОС СПО и ПС по направлению подготовки, в ОПП.

2 этап. Аналитический. Содержит знакомство с примерной учебной программой дисциплины и примерной учебной программы дисциплины ФГОС СПО по структурным компонентам (шаблону), алгоритму проектирования и предлагает изучить аналоги рабочих программ по дисциплине (отечественные и зарубежные) и осмыслить шаблон рабочей программы, построенный на компетентностном подходе и представленный в модульном формате.

3 этап. Проектный. Все семнадцать действий этого этапа, начиная с выделения компетенций, формируемых на этой дисциплине, и, заканчивая разработкой материально-технического обеспечения реализации рабочей программы, согласно требованиям ФГОС СПО, ООП по направлению подготовки, ориентированы на структурирование содержания учебной дисциплины.

4 этап. Создание текста рабочей программы содержит три действия и заканчивается выкладыванием проекта программы на сайт учебного заведения, можно провести форум.

5 этап. Экспертный. Пять действий этого этапа предполагает два уровня экспертизы.

6 этап. Утверждение рабочей программы.

7 этап. Функционирование рабочей программы предполагает не только введение программы в систему, но ежегодное прохождение процедуры переутверждения рабочей программы в методической комиссии и осуществление обратной связи со студентами посредством анкеты-отзыва на ведение дисциплины, но и фиксацию уровней сформиро-ванности компетенций.

Все 43 действия преподавателя в соответствии с предложенным алгоритмом и третьим свойством любого алгоритма - детерминированностью были оценены по 10-балльной системе оценивания 22 преподавателями физики колледжей Брянской области 26.03.2014 г. (см. главу IV диссертации).

В процессе реализации предложенного алгоритма была разработана и апробирована совместно с преподавателями - экспериментаторами (Брян-

ский строительный техникум) схема технологической карты реализации механизма компетент-ностно и профессионально ориентированного проектирования естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Необходимость реализации подобной карты сегодня диктуется изменившейся образовательной парадигмой, ориентированной на подготовку не столько «обученной», сколько социально-адаптированной, конкурентоспособной, творческой личности. Личности, которая сможет «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способной к сотрудничеству, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью» [3]. Решение данной проблемы в условиях внедрения в образовательную практику ФГОС в интеграции с ПС предполагает переход на новое содержание профессионального образования, разработку нового поколения учебно-программной документации для конкретной профессии, а также совершенствование форм диагностики, контроля знаний, умений, навыков для повышения качества образования.

В исследовании Л.П. Борисовой диагностика качества обучения студентов средних профессио-

всех этапов составляет 100, то есть этапы с первого по четвертый могут оцениваться, например, в 15, 30, 20 и 35 баллов соответственно.

На первом этапе пропедевтического формирования профессиональных компетенций студентов колледжей осуществляется тематическое наполнение модулей соответствующим лекционным материалом. Проверка степени владения студентом материалом изучаемой дисциплины реализуется на уровне «знать». Для повышения уровня усвоения и

нальных учебных заведений определяется как процесс контроля, проверки, учета, оценивания, накопления статистических данных о результатах их образовательной деятельности (уровня обученности и обучаемости; уровня сформированности общеучебных (универсальных) умений и навыков, а также уровня владения творческой деятельностью) с целью выявления динамики образовательных изменений и личностных приращений, коррекции процесса обучения [1].

В нашем исследовании осуществление диагностического контроля за обучающимися на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия теоретических знаний и до их практического применения происходило посредством технологии пропедевтического формирования общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) студентов колледжей, позволяющей определить не только уровень сформированности компетенций, но и оптимизировать способы их оценки.

Схематически данная технология представляет собой совокупность четырех этапов, каждый из которых, оценивается по бальной шкале. Максимальное количество баллов, которое можно

контроля правильности восприятия лекционного материала и усиления эффективности познавательной деятельности студентов преподаватель может использовать экспресс - контроль или метод написания студентами рефератов и т.п.

При освоении специальностей СПО технического профиля естественнонаучные дисциплины (например, физика) изучаются как профильные учебные дисциплины. Трудоемкость каждого из модулей определяется сложностью содержания

по сумме

Рисунок 1. - Схема технологической карты реализации механизма компетентностно-ориентированного проектирования естественнонаучных дисциплин в СПО

теоретического материала (составляющего тот или иной модуль), а также наличием или отсутствием связи учебного материала с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, которые только будут изучаться студентами на более старших курсах обучения. Так, например, трудоемкость лекционного материала по дисциплине «Физика» составляет 3 б., 3 б., 5 б., 1 б., 3 б., с первого по пятые модули соответственно. Максимальная трудоемкость отведена на третий модуль, так как в программе по физике, реализуемой при подготовке студентов по специальностям технического профиля доминирующей составляющей является раздел «Электродинамика» (модуль 3) в связи с тем, что большинство специальностей СПО, относящихся к этому профилю связаны с изучением электротехники и электроники. Поэтому задания именно этого модуля имеет набольшее количество баллов (5 б.) при оценке.

На втором этапе оценивается степень владения материалом, применения теории на практике на уровне «знать» и «уметь». Данный этап может быть представлен лабораторными работами, а также задачами и заданиями, в которых нет явного указания на способ выполнения, т.е. студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных (типовых) задач. Логическое же мышление студента в данном случае выступает средством достижения «умений».

На втором этапе пропедевтического формирования ОК и ПК у студентов колледжей технического профиля осуществляется на практике закрепление теоретических знаний по естественнонаучным дисциплинам по каждому из пяти пройденных модулей. На этом этапе наша технология предполагает, что студенты выполняют задания, требующие от учащихся применять формулы; оперировать законами и теорией, осуществлять расчет сил; планировать и выполнять эксперименты, определять зависимости физических величин, оценивать характер этих зависимостей и т.п.

Преподаватель физики "Брянский строительный колледж" считает, что уровень усвоения лекционного материала по первому модулю «Основы механики» могут быть наиболее успешно оценены по решению студентами графических задач; по умению произвести расчет сил в динамике, применить законы Ньютона и колебательного движения при решении задач, а также при использовании полученных теоретических знаний и умений при выполнении лабораторной работы по определению ускорения свободного падения с помощью математического маятника. Таким образом, трудоемкость выполняемых заданий (4 б., 8 б., 8 б., 6 б. и 4 б.) на втором этапе определяется способностью студента приобретенные знания, умения и в стандартных и нестандартных ситуациях.

Следует отметить, что практическая направленность лабораторных работ требует от преподавателей большой работы, которая проявляется в

том, чтобы содержание деятельности студентов являлось предпосылкой правильного мышления и речи, вело их к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировало их мыслительную деятельность (необходимость развития которых предписывалось требованиями к развитию гепоте-тико-дедуктивного мышления студентов в первой подсистеме нашего исследования), развивало логику, и, наконец, вооружало методами практической работы, необходимыми для успешного овладения профессиональными компетенциями и профессиональной квалификации в будущем при последующем изучении родственных общепрофессиональных и дисциплин, входящих в соответствующий МДК.

В свою очередь решение стандартных задач средней сложности на втором этапе способствует формированию практических умений и подготавливает студентов к продуктивной реконструктивной (эвристической) деятельности, т.е. третьему этапу освоения учебного материала. Эвристическая деятельность выполняется не по однозначным правилам, а основывается на умении и понимании студентом логической взаимосвязи терминов и понятий в определениях, законах, теоремах; на умении добывать субъективно новую информацию путем трансформации ранее известной; решать задачи высшей профессиональной сложности, рационально решать прикладные профессиональные задачи; выполнять творческие работы по одной из тем, предложенных преподавателем. Таким образом, на третьем этапе применения технологической карты предусматривается применение комплекса умений, необходимых для самостоятельного конструирования способа решения задания.

Оценку освоения дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть» (третий этап) предлагается осуществлять на основе подготовки студентами колледжей технического профиля творческой работы и/или презентации по одной из тем, выполнения домашней лабораторной работы, а также за счет решения прикладных задач, имеющих профессиональную направленность. Использование последних позволяет отследить степень усвоения обучающимися не только теоретического фундамента естественнонаучных дисциплин, но и их прикладное содержание. Характерными чертами применяемых на данном этапе задач является синтез знаний из разных теоретических разделов естественнонаучных дисциплин и смежных дисциплин, направленность на выработку у студентов колледжей умения соотнести сложившуюся на практике ситуацию с конкретной предметной областью и дать профессиональную интерпретацию полученных результатов.

Оценка сформированности у студентов общекультурных и профессиональных компетенций по естественнонаучным дисциплинам с учетом профиля получаемой специальности осуществляется на четвертом этапе. Оценивание происходит в процессе проведения в середине учебного года итоговой контрольной работы за 1 семестр (модуль 1, модуль 2), а также в конце учебного года - экзамена.

Трудоемкость используемого материала для контроля оценивается в 15б. и 20б. соответственно.

Итоговая результативность пропедевтического формирования общекультурных и профессиональных компетенций с первого по четвертые этапы рассматриваемой технологии по естественнонаучным дисциплинам рассчитывается по формуле:

P = кл -15б + кп ■ 30б + к3 ■ 20б + кИК ■ 35б,

где: кл = 0,2 — 1 - коэффициент эффективности усвоения теоретического курса;

кп = 0,2 —1 - коэффициент сложности решения практических задач;

кЗ = 0,2 — 1- коэффициент сложности заданий с учетом специфики раздела физики;

кик = 0,5 —1 - коэффициент сложности тестовых вариантов экзамена (зачета).

pmx=ii,o - юоб.

Таким образом, предлагаемая нами структура пропедевтической технологии дает преподавателю возможность диагностировать результаты учебного процесса как по преподаваемой дисциплине (модулям, темам), так и качество знаний студентов по узловым точкам профессионального мастерства, что способствует развитию у студентов логического мышления, формирования практических умений и навыков, самоконтроля, самоанализа. Причем, процесс ступенчатого формирования профессиональных компетенций студентов идет от простого к сложному и предполагает переход количества в качество.

Использование пропедевтической технологии позволяет осуществлять поэтапное формирование умственных действий обучающихся, их способности (или готовности) применять знания, использовать обобщенные способы выполнения действий.

Необходимо отметить, что использование пропедевтической технологии формирования профессиональных компетенций у первокурсников позволяет не только отслеживать конкретные достижения студента на каждом из четырех её этапов и обогащать качество учебного опыта, но и позволяет решить еще одну очень важную задачу - реализовать диагностическую

технологию внешнего оценивания компетенций на всем пути освоения содержания учебной дисциплины.

Дополнение пропедевтической технологии уров-нево-критериальной системой контроля позволяет фокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента, проводить тщательный мониторинг успешности освоения студентами материала изучаемой дисциплины, одновременно контролировав у них уровень сформированности профессиональных компетенций. В результате на основе поэтапного формирования и анализа учебных достижений студентов появляется возможность фокусировать внимание на результатах каждого отдельного студента, что особенно важно при формировании социально-адаптированной, конкурентоспособной, творческой личности.

Список литературы

1. Борисова, Л.П. Диагностика качества обучения студентов средних профессиональных учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 23 с.

2. Камалеева А.Р. Проектирование компе-тентностно-ориентированного содержания курса физики в условиях реализации ФГОС СПО // Вестник Томского государственного университета. 2015. - № № 398. С. 193-201.

3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика / В.Г. Крысько// Схемы и комментарии. М., 2001. 368с.

4. Пак, М.С. Алгоритмика при изучении химии / М.С. Пак. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. - 2000. - 25 с.

5. Пак, М.С. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя / М. Пак. - Москва: Просвещение -1993. - 63 с.

6. Русскова, О.Б. Проектирование физики на основе компетенций: из опыта Зеленодольского механического колледжа / О.Б. Русскова // Сборник научных статей «Опыт реализации учебных курсов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в условиях реализации ФГОС СПО» - Казань: Издательство «Данис». - 2013. - 110 с. - с.13 -18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.