Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ И ПРОЦЕДУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» В КОЛЛЕДЖАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ'

МЕХАНИЗМ И ПРОЦЕДУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» В КОЛЛЕДЖАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
механизм / процедура / проектирование / содержание / дисциплины общепрофессионального цикла / курс «Электротехника» / колледжей технического профиля / mechanism / procedure / design / content / disciplines of the general professional cycle / the course " Engineering" / technical Electrical colleges

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрина Н.А.

Рассмотрим механизм и процедуру проектирования компетентностно и профессионально ориентированного содержания дисциплин общепрофессионального цикла на примере проектирования курса «Электротехника» в колледжах технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноздрина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM AND PROCEDURE FOR DESIGNING COMPETENCE-BASED AND PROFESSIONALLY ORIENTED CONTENT OF DISCIPLINES OF THE GENERAL PROFESSIONAL CYCLE ON THE EXAMPLE OF DESIGNING THE COURSE “ELECTRICAL ENGINEERING” IN TECHNICAL COLLEGES OF THE BRYANSK REGION

The content of the professional module, consisting of one or several interdisciplinary courses and practical activities, is developed taking into account the specialty for a specific specialty. In this connection, the professional standard, designed to take into account the requirements of employers, manifests itself fully in the professional module.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ И ПРОЦЕДУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» В КОЛЛЕДЖАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»

МЕХАНИЗМ И ПРОЦЕДУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» В КОЛЛЕДЖАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ноздрина Н.А.

Кандидат педагогических наук, доцент БГТУ,

г. Брянск, РФ

THE MECHANISM AND PROCEDURE FOR DESIGNING COMPETENCE-BASED AND PROFESSIONALLY ORIENTED CONTENT OF DISCIPLINES OF THE GENERAL PROFESSIONAL CYCLE ON THE EXAMPLE OF DESIGNING THE COURSE "ELECTRICAL ENGINEERING" IN TECHNICAL COLLEGES OF THE BRYANSK REGION

Nozdrina N.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аннотация

Рассмотрим механизм и процедуру проектирования компетентностно и профессионально ориентированного содержания дисциплин общепрофессионального цикла на примере проектирования курса «Электротехника» в колледжах технического профиля.

Abstract

The content of the professional module, consisting of one or several interdisciplinary courses and practical activities, is developed taking into account the specialty for a specific specialty. In this connection, the professional standard, designed to take into account the requirements of employers, manifests itself fully in the professional module.

Ключевые слова: механизм, процедура, проектирование, содержание, дисциплины общепрофессионального цикла, курс «Электротехника», колледжей технического профиля.

Keywords: mechanism, procedure, design, content, disciplines of the general professional cycle, the course " Engineering", technical Electrical colleges.

Подготовка в средней профессиональной школе специалистов технических специальностей технического профиля, особенно связанных с электротехникой и электроникой, нацелена на то, чтобы выпускники умели выбирать необходимые электротехнические, электронные и электроизмерительные устройства и правильно их эксплуатировать, составлять технические задания на разработку электрических цепей автоматизированных установок для управления производственными процессами. Задача средних специальных учебных заведений обеспечить все необходимые условия для овладения студентами профессионально значимыми компетенциями подготовить их к приобретению профессиональных квалификаций в последующих курсах обучения, развития конкретных личностных качеств будущего специалиста, определяющих его готовность к творческой профессиональной деятельности.

В целом изменился подход к проектированию учебных дисциплин: на первый план выходит проблема формирования профессионально-значимых качеств выпускника СПО, что призвано внести изменения в содержание и в ход учебного процесса. Именно с интеграцией в системе среднего профессионального образования, направленной на обеспечение успешного формирования общих и профессиональных компетенций и требований ПС, связывают перспективы обновления среднего профессионального образования. Вот почему при обучении по дисциплинам «Электротехника», «Электротехнические измерения», «Электронная

техника» возникает необходимость дать студентам требуемые теоретические знания, выработать у них твердые практические навыки, в том числе исследовательского характера.

Опыт изучения организации учебной работы на втором общепрофессиональном этапе в учебных учреждениях свидетельствует, что особые трудности у преподавателей связаны с проектированием рабочих программ, которые преимущественно разрабатываются совместно с коллегами и даже приходиться обращаться за консультациями к специалистам базового предприятия. С данной проблемой лучше всего справляются те преподаватели, которые имеют достаточный опыт педагогической деятельности, а труднее приходится тем, кто пришел в учебное учреждение непосредственно с производства. При проектировании рабочих программ преподаватели не всегда строго соблюдают требования стандартов. Так, встречаются факты, когда они не учитывают требования квалификационной характеристики по специальности к формированию знаний, умений, отработке практических навыков, формируемых у обучающихся, при этом не выделяются общие, профессиональные компетенции. В результате, проектируемое содержание учебной дисциплины не отвечает тем требованиям, которые заложены в стандартах, и это отрицательно сказывается на подготовке специалиста среднего звена.

«При подготовке рабочих программ общепрофессиональных дисциплин преподаватели ориентируются на структуру и содержание имеющихся в

наличии учебников по соответствующим дисциплинам, которые допущены Министерством образования РФ в качестве учебников для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям технического профиля. Но порою, со слов преподавателей, их содержание и структурное построение «отстает» от тех требований, которые предъявляются новыми стандартами. И у преподавателей возникает проблема: где взять необходимый материал, как обеспечить логику построения учебного материала и т.п.»

Так, изучая данный вопрос, В.В. Семакова пришла к выводу, что «преподаватели считают, что все учебники по электротехнике повторяют в своей основе старые, причем переписанные в более усложненном варианте, с их точки зрения - «наукообразно», и очень сложно воспринимаются студентами в процессе изучения электротехники. Опыт обращения преподавателей-экспериментаторов к Интернет-ресурсам показывает, что и там размещены учебники старого образца, соответствующие

старым ГОСТам, а если есть новая информация, то она, как правило, рассчитана на студентов вузов (например, по цифровым фильтрам) и достаточна сложна студентам среднего профессионального образования»

Таким образом, учебники и учебные пособия по данным дисциплинам, по сути, ориентированы на предметно специализированную учебную программу и не учитывают требования новых стандартов, предусматривающие формирование профессиональных компетенций и ориентированных на приобретение соответствующей профессиональной квалификации каждым студентом. Преподаватели ощущают нехватку в современных учебниках по электротехническим дисциплинам, которые бы отвечали требованиям новых стандартов, им необходима также методическая литература, ориентированная на организацию самостоятельной работы со студентами и позволяющая наиболее полно провести оценку результатов формирования у студентов как общих, так и профессиональных компетенций в процессе изучения своего предмета (см. рис.1).

Дефицит в учебно-методической литературе, испываемый респондентами

в методической по дисциплине

в методической литературе по рациональному использованию информационно-компьютерных технологий по своей дисциплине

в методической литературе по компетентностно - ориентированному оцениванию результатов обучения

в педагогической

31,

D

48,7%

%

D

63

4%

78

0%

Рисунок 1. - Оценка дефицита в учебно-методической литературе (по результатам опроса преподавателей общепрофессиональных дисциплин колледжей Брянской области, 2013 г.)

Отсюда следует, что проектирование предметного содержания дисциплины «Электротехника» в соответствии с требованиями стандартов нового поколения в системе среднего профессионального образования предусматривает ориентацию на новые подходы к подаче учебного материала, на профессиональную направленность содержания обучения, и с этих позиций необходимо отбирать учебный материал для учебных пособий.

Это определяет внедрение в учебный процесс проектирование и реализацию обновленного содержания теоретической и практической частей дисциплины, организацию самостоятельной работы студентов, разработку различного рода учебных курсов и пособий. Так преподаватели общеобразовательных дисциплин по итогам опроса 2017 года показали следующий характер разработанных ими учебно-методических пособий: содержательного характера 58,54%, оценивающего характера 58,54%, прикладного характера 48,78%

Характер разработанных преподавателями учебно-методических пособий

_

оценивающего характера

прикладного характера (мет.пос.по выпол.лабор.работ)

содержательного характера

4

J5

,54%

8,78%

J5-

,54%

-г-г-г-г-г-г

0°% 10°% 20°% 30°% 40°% 50°% 60°%

Рисунок 2. - Данные по разработке преподавателями общеобразовательных дисциплин учебно-методических пособий (Брянская область, 2017 г.)

В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «механизм» определяется как «последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление».[9] Исходя из содержания данного понятия и анализа научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что проектирование компетентностно-ориентирован-ного содержания обучения дисциплине «Электротехника» с учетом требований новых образовательных стандартов обусловливает реализацию следующих основных механизмов:

- ориентацию на требования профессиональных стандартов, как один из главных инструментов в подготовке будущего специалиста, востребованного на современном рынке труда;

- усиление вопросов обучения дисциплине на интегративной основе не только с естественнонаучными дисциплинами, в том числе с курсом физики, но и с другими электротехническими дисциплинами;

- дифференциация содержания обучения дисциплине в зависимости от сферы деятельности будущего специалиста, включая выполнение заданий, ориентированных на подготовку специалиста по родственной или смежной квалификации;

- структурирование предметно-инвариантной и вариативной составляющих дисциплины с учетом интеллектуальных возможностей студентов;

- построение содержания обучения с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;

- внедрение профессионально-направленной составляющей с целью формирования умений применять полученные знания для решения практических задач, использования современного оборудования в ходе выполнения практических заданий, поиск решения которых интересен и полезен обучающимся;

- ориентация обучения на формы самостоятельного образования студента ссуза;

- конструирование и внедрение в содержание дисциплины инноваций, направленных на становление и развитие профессиональной субъектности. [3]

Учет названных механизмов позволит разработать соответствующие образовательные программы по дисциплине. Остановимся на раскрытии содержания перечисленных нами механизмов.

На современном этапе в профессиональной школе появилась возможность и назрела необходимость выстраивания целостного интегративного образовательного пространства в соответствии с новыми требованиями образовательного и профессионального стандартов, учитывая при этом перечни профессиональных компетенций, умений и квалификационных требований к работнику конкретной профессии и специальности со стороны работодателей. Именно профессиональные стандарты дают четкие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, трудовыми навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда. Еще в 2013 году на В.В. Путин заявил, что «профстандарты должны задать чёткие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда».

Для повышения качества подготовки специалиста важно в процессе изучения электротехнических дисциплин устанавливать межпредметные связи как с дисциплинами естественнонаучного цикла, особенно с математикой и физикой, так и усилить реализацию всех видов межпредметных связей, включая предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи. В то же время, при проектировании рабочих программ обучающих затрудняет включение вопросов, предусматривающих организацию учебного процесса на уровне межпредметной интеграции, как с курсом

физики, так и с другими дисциплинами электротехнического цикла.

Решение проблемы межпредметной интеграции должно происходить не только в процессе изучения дисциплины, но и с учетом выбора студентом области специализации: через личностное восприятие качественно различных сфер деятельности с дальнейшей репрезентацией этого восприятия в традиционной знаниевой и деятельностной формах. При этом учебный процесс по содержанию может быть разделен на этапы:

1) подготовка к выбору области профессиональной деятельности,

2) выбор и составление индивидуальной образовательной программы и

3) реализация плана в индивидуальных и групповых видах работы, интегрирующих индивидуальные траектории по общности целей.

Основной результат такой образовательной программы ориентирован на развитие мотивацион-ной сферы личности студента, которая становится источником эффективного усвоения междисциплинарных знаний и выхода студентов за рамки учебной деятельности через участие в практико-ориен-тированных проектах.

Так, например, согласно приложению к ФГОС СПО при подготовке техника по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» предусмотрен следующий перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО: 18494 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам», 14919 «Наладчик контрольно-измерительных приборов»[4]. Для первой профессии наряду с другими требованиями предусмотрено знание выпускником основных свойств

Ядром непрерывной профессиональной подготовки в учебных заведениях среднего звена является среднее профессиональное образование базового уровня, которое связано, с одной стороны, с подготовкой квалифицированных рабочих и служащих и профессиональным обучением специалистов среднего звена, с другой, с подготовкой на повышенном уровне среднего профессионального образования.

С учетом развития идей опережающего образования уместна, на наш взгляд, при проектировании содержания дисциплины общепрофессионального цикла проработка и таких направлений, как межпредметная интеграция среднего профессионального образования базового уровня с профессиональным обучением специалистов среднего звена в условиях профессиональной специализации на рабочие профессии как родственного, так и смежного характера, в том числе с повышенным уровнем подготовки специалиста. Выбор этих направлений подтверждается и изучением нами с точки зрения преподавателей профессиональных и жизненных приоритетов учащейся молодежи, степени удовлетворения образовательным процессом в условиях многоуровневой профессиональной

токопроводящих и изоляционных материалов и способов измерений сопротивлений в различных звеньях цепи; умение составлять схемы соединений различной степени сложности и осуществлять их монтаж[5]. Подготовка техника по данной специальности может быть направлена на профиль учебного учреждения с ориентацией на смежные профессии. Например, для Казанского авиационно-технического колледжа имени П.В.Дементьева содержание обучения дисциплине по названной выше специальности может быть вплотную увязано с

подготовки.

Мнение преподавателей об оценке подготовленности студентов по преподаваемой дисциплине (в рамках специальности)

достаточная подготовленность для будущей профессиональной деятельности

достаточная для дальнейшего обучения

недостаточная для знаний современного человека

не достаточная подготовленность для будущей профессиональной деятельности

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 3. - Оценка преподавателями подготовленности студентов по преподаваемой дисциплине (в

рамках специальности) (Брянская область, 2017 г.)

подготовкой специалиста в рамках рабочей профессии «Монтажник электрооборудования летательных аппаратов».

Как показывает практика, не только обучающихся (т.е. субъектов образовательного процесса) надо «подстраивать» к содержательным особенностям той или иной предметной области, но и само содержание дисциплины (т.е. объекта предметной области) также должно подстраиваться к особенностям обучающихся. Иными словами, структурирование предметно-инвариантной и вариативной составляющих учебного материала дисциплины «Электротехника» должно быть «проекцией» не только логики предметной области (объектов содержания обучения), но и «проекцией» логики интеллектуальных возможностей обучающихся (субъектов учебного процесса) [2]и, как говорилось в нашем исследовании, гипотетико-дедуктивного мышления студентов колледжей особенно технического профиля. Это подтверждают и А. А. Добряков, Е. В. Смирнова, А. П. Карпенко, характеризуя ментально-структурированную образовательную технологию применительно к средней профессиональной школе, считают, что ««мост» нужно строить с двух сторон: как со стороны ментальных ха-

рактеристик человека, так и со стороны содержательной сложности изучаемой предметной области. В соответствии с этим такая технология получила название «субъект-обьектной» или «ментально-структурированной»» [2]. Все это согласуется также с представленным в нашей концепции для данной подсистемы принципа сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности обучающихся.

Обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий по дисциплине широкие возможности предоставляют средства информационно- коммуникационных технологий, что является частью содержания современного профессионального образования.

Под применением информационно-коммуникационных технологий в практике обучения дисциплин электротехнического цикла подразумевается, как показывает опрос преподавателей (см. рис.4) использование визуально-иллюстративных возможностей компьютера в сочетании с мультимедийным проектором для демонстрации презентаций в процессе изложения учебного материала, выполнения лабораторно-практических работ, организации самостоятельной работы студентов[1].

Технические средства обучения, используемые в учебном процессе

29,27%

4,88%

31,70%

12,20%

78,05%

□ Компьютер

97,56% □ Мультимедийный проектор

□ Оверхед - проектор

□ Ауди - визуальная аппаратура

□ Интерактивная доска

■ Не использую, так как они отсутствуют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. - Использование аудио-визуальных средств преподавателями Брянской области (2017 г.)

В презентациях учебного материала принято использовать следующие элементы:

- графики, таблицы, схемы различных процессов, диаграммы;

- анимация, выставки видеофрагметов, фотографии, рисунки;

- основные понятия и определения, необходимые для изучения.

Как считает В.В. Семакова «мотивирующее применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий предполагает, что в ходе занятий студенты используют компьютер с целью:

- анализа процессов в схемах и их экспериментального исследования;

- поиска информации для решения поставленных проблем;

- оформления результатов учебных исследований и обсуждений;

- расчетов и моделирования при решении задач, компьютерных экспериментах, например, моделирования практических ситуаций из их будущей профессиональной деятельности;

- демонстраций результатов работы в ходе групповых дискуссий, а также как инструмент контроля качества обучения» [8].

Таким образом, разработанный В.В. Семаковой алгоритм компетентностно-ориентированного проектирования содержания учебных занятий по дисциплине «Электротехника», построенных на интегративной основе с курсом физики, предусматривает реализацию этапов работы:

- проработка тематики учебных занятий, исходя из требований образовательного и профессионального стандартов по той или иной теме дисциплины, и внесение соответствующих изменений при проетировании рабочих программ;

- формулировка цели занятия в соответствии с заявленной темой занятия и темой дисциплины;

- постановка вопросов (проблем) решаемых в ходе занятия;

- мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;

- актуализация учебного материала фундаментального характера из раздела «Электродинамика» дисциплины «Физика» и дисциплины «Электротехника» в соответствии с заявленной темой занятия;

- подборка и проработка учебного материала по каждому вопросу темы занятия с учетом применения информационно-коммуникационных и других технологий, исходя из интеллектуальных возможностей студентов;

- проработка тематики разного уровня заданий по теме занятия;

- выделение основных формируемых понятий и терминов для дальнейшей работы студентов с ними в глоссарии;

- определение вопросов для самопроверки студентов по теме занятия;

- проработка круга заданий для самостоятельной работы студентов с ориентацией на практический характер их выполнения в рамках специальности, в том числе родственной или смежной рабочей профессии. К примеру, подборка заданий на составление различного рода алгоритмов, выполнение практических проектов, решение заданий, связанных с внештатными ситуациями и т. п., имеющие в своей основе междисциплинарный характер профессиональной подготовки.

Мы считаем, что данный алгоритм можно взять за основу проектирования любой дисциплины общепрофессионального цикла технического профиля, так как к этому алгоритму В.В. Семакова совместно с преподавателями-экспериментаторами Т.Н. Лукояновой и Р.У. Рафиковым подготовили ряд методических пособий[6],[7]:

- Лабораторно-практический практикум по электротехнике: учеб. пособие для сред. проф. образования /Семакова В.В., Лукоянова Т.Н.- Казань: Издательство «Данис», 2014. - 167 с. Лабораторно-практические работы построены в этом пособии структурно в виде блоков, включающих в себя: блок актуализации, теоретический блок, блок применения, блок расширения и углубления, блок самостоятельных работ, с перенесением акцента на накопление студентами практического опыта.

- Работа с глоссарием по электротехническим дисциплинам как средством повышения качества подготовки студентов среднего профессионального

образования: методические рекомендации / Семакова В.В., Лукоянова Т.Н., Рафиков Р.У.- Казань: Издательство «Данис», 2014. - 167 с. В данных рекомендациях были раскрыты основные цели работы с глоссарием в учебном процессе, определены правила его составления и оформления студентами, разъяснены доминирующие принципы работы с понятиями, разработки заданий, задач, составления тестов для проведения компьютерного тестирования по оцениванию степени усвоения студентами учебного материала по электротехническим дисциплинам.

Таким образом, можно говорить, что алгоритм курса «Физика и электротехника», также, как и алгоритм проектирования естественнонаучных дисциплин первого курса, имеют линейный вид.

«Теоретическая часть курса «Фундаментальные основы физики в электротехнике (раздел «Электродинамика»)» состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных действий: разработки темы ^ постановки вопросов или проблемы (обучающие задания) ^-возвращения к вопросам, требующих повторения по физике и электротехнике (обобщающе-обучающие задания) ^ изучения подтем (включая понятия, термины) ^ записи вопросов для самоподготовки ^ решения заданий (например, домашние задания, построенные на основе усиления междисциплинарного характера профессиональной подготовки)

Практическая часть курса представлена практикумом по лабораторно-практическим занятиям. Методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям построены по единому линейному алгоритму и включают шесть взаимосвязанных этапов: актуализации ^ теоретический ^•применения ^ расширения и углубления ^ самостоятельные работы, в том числе, работа с глоссарием. Задачи и задания, используемые в теоретической и практической частях курса «Фундаментальные основы физики в электротехнике (раздел «Электродинамика»)» должны обладать выраженной прикладной направленностью для поддержания познавательного интереса студентов». [3].

Список литературы

1. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании http://netnado. ru/iii-vozmoj nosti-primeneniya-informacionnih-i-kommunikacionnih/page-1.html (дата обращения 10.11.2013)

2. Добряков А. А., Смирнова Е. В., Карпенко А. П. Основные принципы ментально-структурированной образовательной технологии, ориентированные на формирование компетентности специалиста технического профиля // Наука и образование (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (электронный журнал). — 2011. — № 10. — С. 30 (14 с.).

3. Камалеева А.Р. Применение модульно-компетентностного подхода при проектировании учебных модулей естественнонаучных и профессиональных дисциплин в организациях среднего профессионального образования // Международный

журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 9-2. - С. 289-294.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2009 г. N 621 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)": http://www.garantш/pшducts/ipo/prime/doc/9 6934/#ixzz5agLsWjYm (дата обращения 10.11.2013)

5. Профессиограмма https://trud.krskstate.ru/professiograms/detail/eb20e64 2-1cee-4bb3-b307-2ccbbea4781f (дата обращения 10.11.2013)

6. Семакова В.В., Лукоянова Т.Н., Рафиков Р.У. Подходы к проектированию интегрированного

курса физики и электротехники в средней профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. 2013. № 1 (96). С. 114-124.

7. Семакова В.В., Лукоянова Т.Н. Проектирование лабораторно-практических работ //Специалист. - 2014. - № 2. - С.13-15.

8. Семакова В.В. Особенности проектирования курса электротехники в технических учебных заведениях среднего звена: из опыта КАТК имени П.В.Дементьева и КРМК // В сборнике: Опыт проектирования учебных курсов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в условиях реализации ФГОС СПО Сборник научных статей. ИПППО РАО; Под редакцией Н.А. Читалина и А.Р. Камалеевой. Казань, 2013. С. 44-63.

9. Толковый словарь Ожегова https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BC%D0%B5%D 1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0% BC (дата обращения 5.06.2017)

НАУКОВО-МЕТОДОЛОГ1ЧН1 ЩДХОДИ ДО ФОРМУВАННЯ ХУДОЖНЬО-ЕСТЕТИЧНОГО СВ1ТОСПРИЙНЯТТЯ У ФАХОВ1Й ПРОЕКЦ11 МАЙБУТНПХ УЧИТЕЛ1В МУЗИЧНОГО

МИСТЕЦТВА

Ван Лу

астрантка кафедри музичного мистецтва i хореографа ДЗ «Швденноукратсъкий нацюнальний педагогiчний унiверситет iMeHi К.Д. Ушинсъкого

SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC WORLD PERCEPTION IN THE SPECIAL PROJECTION OF FUTURE MUSIC ART

TEACHERS

Van Lu

postgraduate student of the musical art and choreography department of the State Institution "South-Ukrainian National Pedagogical university

named after K.D. Ushynsky

Анотащя

У статп актуалiзовано проблему дослГдження та формування художньо-естетичного свггосприйняття майбутшх учителiв музичного мистецтва у фаховш проекци. Цей процес забезпечуеться певною методо-лопчною основою, яка складаеться з конгломерату низки наукових тдходГв. Обгрунтовано та розкрито сутшсть аксiологiчного, крос-культурного, особистiсно-дiяльнiсного та шновацшно-оргашзацшного шд-ходiв. Цiлеспрямованiсть обраних пiдходiв представлено як теоретико-методологiчний грунт для подаль-шого визначення педагогiчних принцишв формування художньо-естетичного свiтосприйняття майбутнiх учителiв музичного мистецтва.

Abstract

The article actualizes the formation problem of the artistic and aesthetic world perception of future music art teachers in a professional projection. This process is provided by a certain methodological basis, which consists of a conglomerate of a number of scientific approaches. The essence of axiological, cross-cultural, personality-activity and innovative-organizational approaches is substantiated and revealed. The purposefulness of the chosen approaches is presented as a theoretical and methodological ground for further determination of the pedagogical principles of the formation of future music art teachers' artistic and aesthetic world perception.

Ключов1 слова: художньо-естетичне свггосприйняття, майбутш вчителi музичного мистецтва, нау-ковi тдходи.

Keywords: artistic and aesthetic world perception, future music art teachers, scientific approaches.

1нтеграцшш тенденци свггового шформацш-ного сустльства вносять певш корективи, як у ки-тайський, так i в украшськш освггаш проспр. Пе-реформатування науково-методичних поглядГв су-часно! украшсько! педагопки здшснюеться в контексп взаемодй' европейсько! та свггово! науки

й презентуеться в оновлених стандартах Ново! украшсько! школи (НУШ). У зв'язку з чим набувають чинносп питання переосмислення й оновлення професшно-педагопчно! тдготовки педагопчних кадрГв. У цьому контексп, визначення та досль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.