Научная статья на тему 'Технократическое общество и гуманитарная культура'

Технократическое общество и гуманитарная культура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технократическое общество и гуманитарная культура»

Секция истории и философии

изящные ножки, менять форму кисти и ступни. Однако особо благодатным материалом для творчества служит кожа: управляя клетками, можно отращивать изящные кожные полоски, заплетая их потом в оригинальные украшения, например, отрастить на лопатках пару плетеных крыльев.

,

выдвинутой философами Древней Греции и Нового времени (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Толанд и др.) идеи о том, что мысли человека являются истечениями из его головы подобно свету. В медико-биологических исследованиях , , -пространяющихся в структурах человеческого мозга электромагнитных волн является носителем сознания (3). Последние исследования в области технического , -, -рении возможностей технического трехмерного зрения для восприятия образов окружающего мира (4). Таким образом, новые информационные технологии позволяют подвергнуть экспериментальной и математической проверке фундамен-, .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Боша Е. 0(1 Кагшега (1о К1еора1ху. Ш., 1973.

2. Поликарпов В.С. Философия информационной эпохи. - Ростов-на-Дону - Таганрог. 2005.

3. ТгаЬка I а 8ша<1ошо8с. Кгакт-Шгоск'^ 1983.

4. Непобедимый С.П., Белов А.А., Ильин АЛ., Калинин А.П., Овчинников ММ., Орлов АТ., Родионов И.Д., Родионов А.И. Трехмерное зрение на основе монофотонной технологии // Доклады Академии наук. 2006. Т. 406. № 3.

ББК 87.66

Н.А. Ороев, Е.В. Папченко ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

На рубеже XX - XXI вв. в индустриально развитых государствах сложилась качественно новая социокультурная ситуация, связанная с противоречивым характером научно-технического прогресса. В философской литературе многие авторы приходят к пессимистическому выводу о неизбежном кризисе техногенной цивилизации. Так, по мнению английского кибернетика У. Эшби, человечество, благодаря бурному развитию современных технологий, построило такую цивилизацию, которая вышла из-под контроля, и которую невозможно понять. Подобную точку зрения можно встретить в философских концепциях таких ученых, как Л. Мэмфорд, А. Тоффлер, Т. Роззак и др. Суть их состоит в том, что современный технический и технологический процесс в корне изменил интеллектуальную и , , на мир и на самого себя. Человек, по мнению А. Швейцера, оказался ограниченным не только в способности мыслить и духовно совершенствоваться, но узкая производственная специализация и материальный интерес сопряжены с утратой возможности человеком выразить свою индивидуальность, что в конечном итоге способствует разрушению духовных основ культуры. К тому же развитие техногенной цивилизации способствует процессу глобализации культурного простран-

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

ства, обеспечивающего не только универсализацию культуры, но и ее стандартизацию и виртуализацию. Сложившая ситуация не только требует своего разрешения, но прежде всего философского осмысления, способствующего формированию определенных мировоззренческих позиций. Основу технократического мышления составляют такие элементы, как доминирование научной рациональности, ориентация на автономию личности, ее свобод, пуританская этика, акцент на техникотехнологическую оптимальность развития техники и технологии вне их социокуль-,

, ,

, . -

, , мышления к принципиально новой жизненной ориентации, в основе которой лежат общечеловеческие ценности бытия. Преодолению технократического мышления будут также способствовать смена принципов измерений техники в соотношении с собственно человеческими измерениями, создание нового отношения к природе и формированию экологической культуры. Такое социокультурное осмысление техники и инженерного мышления позволит преодолеть технократическую односторонность и обеспечит выработку нового философского и культурологического ми.

УДК 63.3(2р)я73

..

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Проблемы методологических и философских оснований исторической науки в последнее время стали предметом пристального внимания ученых обществове-

. 1999 - 2005 . -

сий по проблемам методологии истории мы располагаем некоторыми результатами и выводами по данной проблематике. Представляется, что основная позитивная тенденция развития как отечественной, так и западной историографии связана с преемственностью развития методологических оснований и взаимным обогащени-.

сферах общества обусловили повышенный интерес к философско-исторической проблематике. В процессе постижения истории отечественная философия сталкивается с трудностями теоретического и методологического порядка, вызванными, с , , западноевропейской философии на протяжении столетий, а с другой, - переходом от моноидеологических форм духовной жизни к новым - плюралистическим. Философское осмысление истории, места и роли в ней человека всегда соотносилось с представлениями о разумности мироустройства. Исторический анализ смены историософских теорий свидетельствует о том, что снижение роли трансцендент-, , , , -щей место в ней человека, и передача культуротворческой инициативы человеку, изыскивающему смысл истории в самом процессе своей деятельности, ведет к ан.

,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.