Научная статья на тему 'Телесность человека: генные и информационные технологии'

Телесность человека: генные и информационные технологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
300
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Поликарпов В. С., Поликарпова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телесность человека: генные и информационные технологии»

Секция истории и философии

ББК 87

В.С. Поликарпов, В.А. Поликарпова ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ГЕННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В информационную эпоху вызывает значительный интерес представления древнеегипетской философии о человеческом теле, так как оно актуализировано новейшими генными и информационными (вир^шгьными) технологиями. Дейст-

,

, , , -. , -, . -

ставление, воплощенное в статуе: позже выражение «тело» может означать именно «статуя». Более того, его форма может изменяться, например, в одной из повестей

, , , -. , ,

также мотив метаморфозы умершего в различных животных, причем чувство . ,

Ф. Дома, «понятие тела является для египтянина гораздо более изменчивым, чем для нас, и гораздо более широким» [1]. Тело выступает материальным основанием для функционирования ансамбля остальных элементов человека, без него он как бы лишен реального бытия.

В настоящее время такого рода фундаментальное представление древнеегипетской философии о человеческом теле получает свое гражданство. Действитель-,

природы, которому нет дела до ее законов, - он перестраивает мир по своему усмотрению. Но до недавнего времени оставалась одна территория, где заканчивалась его власть, - территория собственного тела. Г ению или бездарю, принцу или нищему тело давалось судьбой, богом, природой, чем-то или кем-то, на чье решение он никак не мог повлиять. Однако стремительное развитие науки и технологий ведет человечество к вожделенному и пугающему своими непредсказуемыми по. , -, . , той же легкостью, как сегодня вставляет новые зубы. В связи с этим возникает фундаментальный философский вопрос: что происходит с человеком, в кого он превращается?

Г енерируемая компьютерами виртуальная реальность, соединив знания по анатомии с компьютерными технологиями, она дает человеку новые возможности. Сегодня созданные на компьютере трехмерные изображения людей используют в самых разных областях. С их помощью хирурги моделируют будущие операции, археологи по найденным захоронениям восстанавливают облик наших предков, криминалисты воссоздают портреты преступников, кинематографисты вместе с реальными

« ». ,

, -ности в повседневную жизнь создает для общества новые угрозы. Надо сказать, что наши современники и без того уже не слишком уверены в том, что еще вчера не вы: .

Страх потерять физическую идентичность - один из самых сильных челове-: ,

тела многих классических персонажей. От растворения собственного «» страдали и превращавшийся в насекомое герой Кафки, и утративший в буквальном смысле , « » « ». проще изменить тело, тем легче его потерять, поэтому развитие цифровых технологий порождает совершенно новый тип угроз телесной идентичности человека.

, ,

позволяют создать нечто вроде виртуального двойника реальной женщины. Этого трехмерного цифрового двойника, как любую хранящуюся в компьютере инфор-, . человек, с которого была сделана виртуальная копия, даже не будет знать об этом.

, « » -

.

Есть еще одна опасность, которую представляет для человека, особенно для

женщины XXI в. виртуальный мир. Пока цифровые суперженщины «допущены»

лишь в индустрию развлечений - Л. Крофт стала популярнейшей героиней компь-, -

его именного сайта, а созданная на компьютере супермодель У. Туки «работает» в « ». « жизнь» выпустила в мир Вивьен - виртуальную красотку, поселившуюся в мобильных телефонах сети 3в. Через линию связи она общается с клиентами про-« », , , покупать для своей цифровой подружки виртуальные платья, цветы, шоколад.

Однако по мере роста популярности такого программного обеспечения число обитательниц виртуального мира будет расти, ведь усовершенствованные программы создадут более качественное изображение. Пока виртуальный мираж не заменяет реальную женщину, однако наступит момент, и цифровые красотки переместятся с компьютерных экранов в жизнь. Они наверняка попытаются выдать себя за настоящих, и, став частью реальности, заставят нас иначе относиться к соб. -ном шаре неповторимо. Но не будем ли мы все больше походить на персонажей , ? нас, несовершенных, как все живое, красивым?

В попытках усовершенствовать собственное тело человек научился не только заменять внутренние органы на новые, создавать искусственные руки и ноги, но и « » .

очередь найдут применения не только в медицине, но и в повседневной жизни. Сегодня самыми перспективными в науке можно считать два больших направления. Одно пытается соединить живую плоть с разнообразными механизмами, дру,

на молекулярном уровне. Соединение человеческого тела и технических разработок очень помогает медицине облегчать участь больным людям, но пока это почти ни в чем не усовершенствовало здоровое человеческое тело, и в обозримом буду, , . -

можности искусственных рук, ног, глаз и ушей, соревноваться с творениями природы они смогут не скоро, причем никто по доброй воле не поменяет собственные органы на эти чудеса техники.

Куда более перспективными выглядят биологические технологии, например, клеточные [2]. Поведением клеток уже сейчас управляют, заставляя их выходить в сосуды и собираться в определенных частях тела, терять подвижность и менять , .

, -вать. Когда принципы управления клетками станут понятнее, их можно будет использовать для вполне практических нужд. Применив эти принципы к меланоци-- , , - -ность человека куда более экстравагантной, чем это можно себе представить.

В салонах татуировки будут не нужны иголки: мастер нанесет на кожу раствор сигнального вещества, через несколько часов вдоль этих линий выстроятся - , . -ки безболезненно наносятся, как боди-арт, и являются долговечными, как татуировка; их можно дорисовывать и перемещать по телу. При некоторых ухищрениях их можно сделать подвижными - и нарисованный паучок будет незаметно прогуливаться от плеча к запястью и обратно. Разонравился рисунок - владелец протрет его новым раствором, и меланоциты скроются среди других клеток.

Изменять можно будет не только рисунок, но и фон, когда кожу делают черной, красной, мраморно-белой, полосатой. Если на такой радикализм не хватает ,

- , тех или иных пигментов в клетках волосяных луковиц. Правда, скаредная природа подарила нам только черные и рыжие пигменты. Тому, кто хочет украсить голову чем-нибудь синим или лиловым, придется дополнить клеточные технологии генными. Например, снабдить клетки волосяных луковиц генами, обеспечивающими растения антоциановыми пигментами - теми самыми, из-за которых так плохо отмываются пятна от свеклы, вишни или черники.

Можно пополнить пигментами и цветовую гамму кожи, а если обычные краски покажутся тусклыми, их заставят светиться. Уже сегодня ученые пересаживают

( ), -, . -ко до светящегося макияжа, пригодный только для вечерних выходов - разглядеть свечение при солнечном свете невозможно. Зато в интимном полумраке губы прекрасной незнакомки засияют, как неоновая вывеска. Можно сделать, чтобы сила свечения зависела от обмена веществ в ткани: чем больше пляшешь - тем ярче сияет. И хотя макияж, нанесенный на генетическом уровне, трудно менять, зато он не течет и не смывается водой. Однако в конце концов татуировка, изменение цвета кожи и волос, даже светящийся макияж можно сделать и без биотехнологии. От методов генной и клеточной терапии ждут большего. Бороться с жировыми отложениями, наращивать мышцы или увеличивать грудь человечество научилось, но с основой фигуры - костным каркасом - до сих пор ничего принципиального сделать было нельзя.

Между тем любая кость - результат работы двух типов клеток, остеобластов : , . научились управлять остеобластами, заставляя их выращивать кости заданной формы и размера. Если остеокласты удастся сделать столь же послушными, можно будет формировать скелет по своему усмотрению - делать тонкие запястья и

, . -

риалом для творчества служит кожа: управляя клетками, можно отращивать изящные кожные полоски, заплетая их потом в оригинальные украшения, например, отрастить на лопатках пару плетеных крыльев.

,

выдвинутой философами Древней Греции и Нового времени (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Толанд и др.) идеи о том, что мысли человека являются истечениями из его головы подобно свету. В медико-биологических исследованиях , , -пространяющихся в структурах человеческого мозга электромагнитных волн является носителем сознания (3). Последние исследования в области технического , -, -рении возможностей технического трехмерного зрения для восприятия образов (4). , -

зволяют подвергнуть экспериментальной и математической проверке фундамен-, .

БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Боша Е. 0(1 Кагшега (1о К1еора1ху. Ш., 1973.

2. Поликарпов В.С. Философия информационной эпохи. - Ростов-на-Дону - Таганрог. 2005.

3. ТгаЬка I а 8ша<1ошо8с. Кгакт-Шгоск'^ 1983.

4. Непобедимый С.П., Белов А.А., Ильин АЛ., Калинин А.П., Овчинников ММ., Орлов АТ., Родионов И.Д., Родионов А.И. Трехмерное зрение на основе монофотонной технологии // Доклады Академии наук. 2006. Т. 406. № 3.

ББК 87.66

. . , . .

ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

На рубеже XX - XXI вв. в индустриально развитых государствах сложилась качественно новая социокультурная ситуация, связанная с противоречивым харак-

- . приходят к пессимистическому выводу о неизбежном кризисе техногенной цивилизации. Так, по мнению английского кибернетика У. Эшби, человечество, благодаря бурному развитию современных технологий, построило такую цивилизацию, которая вышла из-под контроля, и которую невозможно понять. Подобную точку зрения можно встретить в философских концепциях таких ученых, как Л. Мэмфорд, А. Тоффлер, Т. Роззак и др. Суть их состоит в том, что современный технический и технологический процесс в корне изменил интеллектуальную и , , на мир и на самого себя. Человек, по мнению А. Швейцера, оказался ограниченным не только в способности мыслить и духовно совершенствоваться, но узкая производственная специализация и материальный интерес сопряжены с утратой возможности человеком выразить свою индивидуальность, что в конечном итоге способствует разрушению духовных основ культуры. К тому же развитие техногенной цивилизации способствует процессу глобализации культурного простран-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.