Научная статья на тему 'ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО: О ВОПРОСЕ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ТЕХНИКИ'

ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО: О ВОПРОСЕ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕХНОГЕННЫЙ МИР / ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНИЗАЦИЯ / РОБОТ / HOMO SAPIENS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гассиева М. А.

Анализируется современная техногенное общество, в центре внимания которой является проблема взаимодействия человека и техники. Стремительное внедрение информационных технологий изменяет систему ценностей, облик самого человека и всего общества, тем самым разрушается прошлый ценностный мир. Автор рассматривает и прогнозирует кардинальные трансформации социокультурной действительности, обусловленные принципиальным изменением статуса человека и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО: О ВОПРОСЕ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ТЕХНИКИ»

УДК 316.7

Гассиева М. А.

канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горский ГАУ», г. Владикавказ, РФ

ТЕХНОГЕННОЕ ОБЩЕСТВО: О ВОПРОСЕ ВЗАИМООТНОШЕНИИ

ЧЕЛОВЕКА И ТЕХНИКИ

Аннотация

Анализируется современная техногенное общество, в центре внимания которой является проблема взаимодействия человека и техники. Стремительное внедрение информационных технологий изменяет систему ценностей, облик самого человека и всего общества, тем самым разрушается прошлый ценностный мир. Автор рассматривает и прогнозирует кардинальные трансформации социокультурной действительности, обусловленные принципиальным изменением статуса человека и техники.

Ключевые слова:

четвертая промышленная революция, техногенный мир, техногенное общество,

технизация, робот, homo sapiens.

XXI век ознаменовался четвертой промышленной революцией, где технологии начинают конкурировать с человеком, его интеллектом. Происходит обширное внедрение техники, технических средств, способов и приемов работы в различных сферы человеческой деятельности. В связи с этим мы можем говорить о технизации, которая отмечается на всех уровнях: экономическом (роботизация, компьютеризация и автоматизация производства, биткоины, цифровая индустрия услуг), материальном (гаджеты, компьютер), духовном (ценности), коммуникативном (язык, знаки, различные формы общения), ментальном (идентичность, способы познания), социальном (новые нормы, стереотипы поведения и общения) и др. Все это стремительно изменяет повседневный действующий миропорядок, мы вправе говорить о техногенном обществе.

Понятие техногенное общество представлено в работах 3. Бауман, У. Бек, Г. Йонас, Дж. Бенингер, Г. Бехманн, Ж. П. Кантен, X Д. Кортес, Л. Мэмфорд, Н. Луман, X. Ортега-и-Гассет, Дж. Нейсбит, Т. Стоуньер, А. де Токвиль, Т. Фридман, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль, К. Ясперс, Н.А. Бердяев, П.Я. Энгельмейер и др.

Проблему современной техногенной цивилизации и связанных с ней рисков разрабатывали отечественные мыслители: Д.Б. Зильберман, Р.К. Баландин, К.С. Пигров, А.П. Назарчук, В.С. Степин, А.Д. Урсул, Т А. Урсул,. Б. Карелова, С.В. Чугров, Ю.В. Яковец и др.

«Трактуя понятие «техногенное общество» мы будем иметь ввиду социум, природную среду и техносферу, объединенные социотехническими, природо-техническими, технико-технологическими, экономическими, научными, культурными связями на индустриальной и постиндустриальной ступени исторического развития. Совокупность техногенных обществ образует техногенное глобальное сообщество» [1]. Под понятием «техногенный» подразумеваются социальные, культурные и искусственные системы, объекты и процессы и др., генезис и эволюция которых осуществляется преимущественно на основе технических средств. Техногенная цивилизация - это общество постоянно изменяющееся, в которой активно поддерживаются ценности новых образцов, идей, концепций.

Человек в техногенном мире выступает активным преобразователем мира, который получает необходимые для себя блага, удовлетворят свои потребности. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре на всех этапах ее истории, она не является исключением и в наше время. Однако ценности современной техногенной культуры задают принципиально новое направление человеческой активности: его преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека. Результатом этого становится смена традиционных парадигм во всех сферах

жизнедеятельности. «Долгое время базовыми категориями духовности были человечность, нравственность, интеллектуальность, добродетельность, благо, логика, целесообразность, этика, эстетика и другие, которые отражали значимые качества отношений человека с миром» [2, с.65]. «Изменяется масштаб духовной среды человека, так из двух сторон общественного сознания - личностной и общественной, - определяющей в глобализационном процессе стала первая, в результате установился новый культ - культ потребителя» [3, с.384].

Оформление техногенной цивилизации раскрывает огромные возможности перед человечеством: мобильность, многозадачность, глобальность общения, доступность, простота приобретения, передача и преобразование информации, анонимность и множественная идентификация. «Индивид в своем самоопределении все меньше зависит от языка, культуры, этнической принадлежности. Наряду с этим искусственно и временно люди выстраивают свои отношения в обществе, сокращая дистанцию и время сближения. Тогда как сравнительно недавно для выстраивания отношений с людьми проходила целая жизнь человека, и эти связи были прочными и долгими. Таким образом, рождаются общности различного толка, не имеющие прочного фундамента. Глобализация порождают компьютерного человека, видящего мир через информационную призму. При этом информационно грамотный человек умеет учиться, понимает как организованно знание, где и как найти информацию и использовать ее в разнообразных познавательных и жизненно - практических ситуациях» [4, с.248].

В тоже время современное культурное пространство породило такие явления, как безответственность, поверхностность во всем (общении, в работе, учебе, отношениях с близкими, к семье и др.), виртуальную идентичность, нарциссизм, отсутствие авторитетов, тотальный контроль над жизнедеятельностью человека. «Новый 21 век отбросил понятие духовности и морали, выдвинув на передний план приоритеты материи и цинизма. Виртуальная агрессия, воображаемое мироощущение, перейдя в реальный мир, вызвали всплеск агрессии, суицидов, прочие неадекватные поведенческие реакции. Нахлынувший поток информации пронизан стереотипами консумеристского общества, ставящими акцент на повсеместном потреблении материальных ценностей и объективации индивида и отношений, которые вымывают элементарные понятия о чести, ответственности, добре и щедрости и других признанных общечеловеческих ценностях» [5, с.110]. В реалии жизни вошли такие понятия, как «цифровое мошенничество», «кибер-терроризм», «кибербуллинг», «моббинг», «троллинг» и др.

Все эти явления ведут к нестабильности общества, угрожают физическому и психическому здоровью человечества, поэтому носят отрицательный характер и вызывают опасения. В работах многих зарубежных и отечественных ученых прорабатывается тема противоречивого влияния техники на человека. В.М. Массон, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Февр, К. Ясперс, П. Сорокин, А. Тойнби, Н.Н. Моисеева, М.Хайдеггер, Н.Бердяев видят опасность этого влияния в уничтожении существования самого homo Sapiens. «В мир победоносно вошла машина и нарушила вековечный лад органической жизни. С этого революционного события все изменилось в человеческой жизни, все надломилось в ней.... Органическая плоть заменяется машиной, в механизме находит органическое развитие свой конец. Машинизация и механизация - роковой, неотвратимый космический процесс. В мировом вихре в ускоренном темпе движения, все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может не устоять человек» [6, с. 14].

Новая техногенная реальность свидетельствует о страшном могуществе homo Sapiens, так как он заполняет все сферы своей деятельности машиной, заменяя им человеческий труд. Техника освобождает его от тяжелой малопривлекательной работы. Это положительное завоевание современности, которое должно было бы уничтожить рабство и нищету, однако в действительности все оказывается наоборот. Рабство возрождается видоизмененным, а нищета усугубляется. Технизация - это власть техники над человеческой душой, она угрожает природе homo sapiens, превращая его в экспериментальную площадку. В современной науке активно разрабатываются и имеют успехи на практике имплантации и трансплантации «органов и идет дальше - к «хирургии» сознания и «утилизации» мозга, к искусственной копии тела и телу-голограмме. ... Пафосно это тема обозначена в произведениях трансгуманистов М. Мор, Н. Бостром, Д. Пирс и др.» [7, с. 14]. Впервые в истории цивилизаций мы можем говорить о новом измерении - радикальном вмешательстве в природу человека, вплоть до аннигиляции тела. Достаточно вспомнить, что с 2010 года

группы ученых в США, Франции, Германии провели успешные исследования, они научились стирать реальные воспоминания и записывать в мозг мышей ложные, превращать приятные - в неприятные. За последующее десятилетие также были достигнуты успехов исследования в получении «этичных» (не из эмбрионов) плюрипотентных стволовых клеток, в том числе с человеческими клетками. Это предвещает скорые прорывы в терапии рака, регенеративной медицине, а также в клонировании человека (или его органов).

Таким образом, техногенная цивилизация разрушает старые тела и создает новые - организованные, отношение к ним неоднозначно, а с религиозной, этической стороны вызывают опасения. Кроме того, человек сделал себя уязвленным, слабым, склонным к рабству перед машиной, уменьшается его интеллектуальная активность, усиливается шаблонность, сокращаются его творческие возможности, индивидуализация, оригинальность. Техногенная цивилизация грозит ему утратой эксклюзивности ума. Человек в своем стремлении облегчить жизнь и разнообразить ощущения будет отдаляться от роли творца, передавая эту функцию машине, а она, в свою очередь, все чаще будет восприниматься в качестве «субъекта» действия. Дальнейший процесс параллельного развития людей и машин движется к логической точке бифуркации, когда создание станет равным своему создателю. В результате возникает родство человека с техникой. Не случайно владельцы антропоморфных роботов описывают их как членов семьи, а трансгуманистические течения выступают за признание прав роботов. Заглядывая в будущее техногенной цивилизации многими художниками обыгрывается тема борьбы робота и человека, безоружность последнего перед надвигающейся угрозой. Так, А. Азимов, К. Чапек, А. Кларк, Ф. Браун, Р. Хайнлайн и другие авторы показали, что человечество не справляется с задачей регулирования техники. «И дело не только в отсутствии механизмов сдерживания взбунтовавшейся, «слишком субъектной» техники, но и в крушении стереотипов, расхожих мнений, демонтаже привычного образа мысли - мышления о технике как о средстве» [7, с. 11].

Следовательно, бурное развитие техники представляет собой торжество разума, свидетельство мощи Homo Sapiens, апогей его возможностей. Однако, инновации как расширяют возможности человека, так и сужают горизонт разумного существа до виртуального ящика. Необходимо заметить, что в принятии решений определяющую роль по-прежнему играет пока человек - его интеллект, опыт, интуиция. Технический прогресс составляет комфорт и удовлетворение материальных благ человека, но чем дальше, тем больше Homo Sapiens превращается в придаток машины или в обслуживающий элемент машинного производства.

Все это обостряет проблему последствий технического развития, так как глобальное противоречие техногенной цивилизации скрыто в конфронтации искусственного интеллекта (человека, репликанта) и Homo Sapiens в борьбе за их господство в будущем. Список использованной литературы:

1. Крылов Д.А. Техногенная цивилизация и культура: основные тенденции развития в современном контексте // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=16946 (дата обращения: 19.02.2021).

2. Гассиева М.А., Джиоева Д.А. Мобильность как ценностная характеристика цифрового мира //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. №4. С. 65-68.

3. Корытина М.А. Культурная глобализация: феномен, сущность, противоречия процесса // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - Саратов, 2016. - Т.16. - №4. С. 381-387.

4. Корытина М.А. Аксиологические категории информационной культуры// Роль и значение современной науки и техники для развития общества . Сб. статей Международной научно - практической конференции 28 апреля 2017 года. - Екатеринбург: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2017. - Ч. 1. - C. 247 - 249.

5. Сапарова Д.Р. Культурное пространство цифрового поколения.: дис. ... на соискание степени доктора философии (PhD): 6D020400- Культурология, Республика Казахстан, Алматы, 2020. С. 139.

6. Бердяев Н.А. Кризис искусства.- М.: СП Интерпринт, 1990.- 48 с.

7. Дыдров А.А., Починская В.А., Шарипова А.Р. Механизация человека и гуманизация машины: тенденции существования человека и техники // Социум и власть. 2018. № 3 (71). С. 7-14

© Гассиева М. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.