https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-4.17
Малькова Татьяна Павловна
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
В статье анализируется феномен техники, технической реальности и обосновывается актуальность развития специализированной дисциплины - философии техники. Даны современные трактовки феномена технической реальности и авторское понимание новых тенденций в его изменении. Особое внимание уделено субъекту технического творчества, который рассматривается как носитель, потребитель и творец техносферы и инфосферы. Выделены актуальные проблемы и новейшие закономерности развития науки как комплексного явления. Обоснован вывод о необходимости разработки философии техники с целью изучения техносферы как составляющей бытия человека для эффективного управления новой технической реальностью.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2018/4/17.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 4(90) C. 79-83. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
6. Пряников М. М., Чугунов А. В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. № 6. Р. 49-55.
7. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 480 с.
8. Хан Б.-Ч. Прозрачное общество. М.: Логос, 2014. 60 с.
9. Чернышов А. Г. Цифровизация и технологизация общественной жизни как социально-политическая проблема: сохранение идентичности и роль государства в условиях развития глобальных сетей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 319-328.
10. Barnes J. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. № 7. P. 39-58.
11. Bentham J. Panopticon or the Inspection House // The Panopticon Writings / ed. by M. Bozovic. L.: Verso, 1995. Р. 29-95.
12. Bott E. Urban families: Conjugal roles and social networks // Human Relations. 1955. № 8. P. 345-383.
13. Brin D. The Transparent Society: Will Technology Force Us to Choose between Privacy and Freedom. N. Y.: Perseus Books, 1998. 378 p.
14. Granovetter M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. № 6. Р. 1360-1380.
15. Jurgenson N. Review of Ondi Timoner's We Live in Public // Surveillance & Society. 2010. № 8. Р. 374-378.
16. Lassen D. Political Accountability and the Size of Government: Theory and Cross-Country Evidence [Электронный ресурс] / Economic Policy Research Unit and University of Copenhagen. URL: http://www.econ.ku.dk/epru/files/wp/00-20.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
17. Mathiesen T. The viewer society: Michel Foucault's "Panopticon" revisited // Theoretical Criminology. 1997. № 1/2. P. 304-325.
INTERNETIZATION OF CULTURE: ON THE WAY TO THE SOCIETY OF MUTUAL TRANSPARENCY
Lysak Irina Vital'evna, Doctor in Philosophy, Professor Southern Federal University, Rostov-on-Don ivlysak@sfedu. ru
The article shows that culture development according to the network principle caused the transformation of the notion "privacy" itself and the formation of the society of mutual transparency where people keep an eye on each other. The process of culture in-ternetization stimulated the powerful movement of both supporters and opponents of transparency, who try to escape from total control and to preserve the right to privacy. The paper traces the evolution of transparency caused by internetization of modern culture. Initially transparency comes out as the state supervision over the society and later on it took the form of citizens' mutual control over each other. The author identifies such consequences of culture internetization as the minimization of mediatory structures and the transformation of institution of trust conditioned by the development of blockchain technology.
Key words and phrases: network; internetization of culture; transparency; panopticon; synopticon; supervision; privacy; block-chain; trust.
УДК 130.2:62 Дата поступления рукописи: 12.04.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.17
В статье анализируется феномен техники, технической реальности и обосновывается актуальность развития специализированной дисциплины - философии техники. Даны современные трактовки феномена технической реальности и авторское понимание новых тенденций в его изменении. Особое внимание уделено субъекту технического творчества, который рассматривается как носитель, потребитель и творец техносферы и инфосферы. Выделены актуальные проблемы и новейшие закономерности развития науки как комплексного явления. Обоснован вывод о необходимости разработки философии техники с целью изучения техносферы как составляющей бытия человека для эффективного управления новой технической реальностью.
Ключевые слова и фразы: техника; техническая реальность; философия техники; матрица философии техники; субъект технического творчества; закономерности развития техносферы; техногенная цивилизация.
Малькова Татьяна Павловна, к. филос. н., доцент
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) t.p. malkova@yandex. ru
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
Феномен техники как умение, ремесло создания искусственных объектов зарождается на заре человеческой истории. Человеку необходимы артефакты, которые помогали бы ему сохранить себя и свой род не только в природной среде, но и в условиях сосуществования среди других порой враждебных социальных образований и объединений. Представители Homo Sapiens не оснащены необходимыми для выживания инстинктами, у них нет собственного поведенческого амплуа и оружия в теле, как у большинства животных.
Вся история человечества - это история творчества, в том числе технического, способствовавшего адаптации человека к миру, подчинению среды обитания его возрастающим биологическим, социальным и культурным запросам. Техника как феномен становится объектом специализированного изучения только в XIX веке с появлением особой дисциплины - философии техники [11]. В XXI веке проблемы, исследуемые в философии техники, приобретают особую актуальность, поскольку сложилась техногенная цивилизация с глобальной техно- и инфосферой. «Философия техники» или «философия технических и технологических наук» -уже установившееся название одного из направлений современной философской науки [8]. Дисциплина, на наш взгляд, требует дальнейшей разработки. Задачей статьи является исследование современных проблем теории, возникающих в рамках философии техники, выявление наиболее общих закономерностей развития техники, инженерной и технико-технологической деятельности, проектирования и реализации проектов. Важен анализ тенденций развития технических наук для более глубокого понимания их места в культуре современного общества, ибо человечество делает шаг из шестого в седьмой технологический уклад. Роботостроение, создание биокомпьютеров, работы по связи искусственного интеллекта с «живыми» системами ускоренными темпами входят в техническую реальность в процессе научно-технического прогресса. Это делает исследование особенно актуальным.
«Технонауки» в настоящее время выдвинулись на передний край цивилизационного развития с движением к новому технологическому укладу, с разворачиванием четвертой промышленной революции (Industry 4.0), формированием системы «умных» городов, домов, фабрик, «умной» сети и энергии. Киборги всех видов взаимодействуют с человеком ("Human-Robot Collaboration" - "COBOT"). Это - одна из новейших тенденций исследования в теории и практике философии техники [6]. Особого изучения требует не только взаимоотношение человека и техники, природы и техники, но разнообразных трансформаций культуры (особенно -складывающейся в обществе ментальности) под воздействием новейших технических разработок. Важными являются этические аспекты реализации технических проектов, поскольку техногенная цивилизация породила множество глобальных проблем, требующих анализа образовательных, психологических, коммуникативных и пр. проблем, связанных не только с созданием, но и использованием техники с учетом последствий этих процессов. Актуальными являются исследования внешних и внутренних факторов влияния культуры в целом на развитие техники, разработка теории изобретательства и анализ факторов стимулирования инженерного творчества, которые нашли свое развитие в современных концепциях креативности.
Анализ публикаций по проблемам философии техники позволяет автору дать следующее понимание сущности дисциплины. Философия техники - это особая философская дисциплина, которая призвана изучать духовные и мировоззренческие (онтологические, гносеологические, аксиологические, экзистенциальные) аспекты технонауки и технического мира, сущности техники и этапов ее эволюции. Это - сфера особой рациональной деятельности, где формируются ценностные, практически-деятельностные, коммуникативные, этические основы технического мира, появляется весьма креативный комплекс идей «технического мира» («техне»). Философию техники интересует не только вопрос, что собой представляет современная техника, какова сущность материи неживой и живой технической (био-, техно-и инфосфера), но и как мир технического «встраивается» в бытие человека и человечества в целом, каковы перспективы развития техники, возможна ли «гуманизация» технической реальности? Предмет философии техники определился, сама же дисциплина продолжает наполняться современным содержанием.
Новейшие разработки в области философии техники, предпринимаемые специалистами, позволят иметь более полное и глубокое понимание техники и «технического», а также задач их исследования. Давая трактовку технического, мы будем исходить из деятельностной, сущностной (экзистенциальной) природы человека - субъекта технического творчества. Между человеком и результатом его деятельности (артефактом) есть опосредствующее звено - деятельность. Субъект, взаимодействуя с первозданной и искусственно созданной природой - миром культуры, - накапливает знания, которые комбинируются, творчески перерабатываются в сознании, меняют его собственную природу. Объективируясь, знания и навыки деятельности субъекта формируют новый мир технической реальности, объективно детерминируют жизнь и поведение рождающегося в определенную историческую эпоху индивида. Постоянно создаются идеальные модели, идеализированные объекты будущих технических систем. Мысленные конструкции реализуются в виде программ, чертежей, моделей, опытных образцов. Проверяются их полезность, возможность использования, удобство, эргонометричность и пр. В любой искусственный объект создатель закладывает свои идеи, смысл которых расшифровывает потребитель. То есть в техническом объекте всегда есть некоторая потаенность.
«Техне» - это не просто техническая сторона дела, это один из способов сокрытия и раскрытия заложенного создателем смысла, значения, функции искусственного объекта. Если на первых порах в артефакт закладывались идеи, раскрываемые через материал, форму, функцию, то с развитием культуры в технические разработки закладывается все больше смыслов и значений (знаково-символические системы), которые зависят от уровня развития науки, сложившейся в культуре ментальности, используемого языка и типа рациональности. Современная техника, особенно в информационную эпоху, в процессе кибернетической и цифровой революции за счет знаково-символических систем усилила «потаенное» в технических объектах. Изучив и определив уровень современной техники, формы ее объективации, человек сможет осознать степень технической новизны, позитивные и негативные влияния инновационных технологий на его творчество и, опираясь на соответствующий уровень научно-технических знаний, подготовить себе возможность эффективного использования техники во благо людей [9, с. 182-187].
Способствовать формированию субъекта, адекватно функционирующего в новой технической реальности (свободно пользующегося цифровыми технологиями), - на наш взгляд, одна из самых актуальных задач философии техники на сегодняшний день. В гносеологическом аспекте отметим, что техническая деятельность является серьезной базой для возникновения комплекса важнейших современных знаний. Исторически именно техника как процесс «материализации» мысли в практике породила систему знаний, став источником развития технических наук.
Матрица исследований в области философии техники включает в себя следующие компоненты: природу, технику, деятельность субъекта-творца, субъекта-носителя и потребителя различных междисциплинарных, в том числе и технических знаний. Отмечая взаимодействие элементов при анализе природы технической реальности, подчеркнем сосуществование первозданной и искусственно созданной человеком «второй природы» - технической реальности. Современный человек все более функционирует именно в рамках второй природы, включающей в себя и виртуальную реальность. Ему постоянно приходится сталкиваться с расшифровкой смыслов и значений, заложенных другими субъектами-творцами до него или для него. Теоретики утверждают, что многие люди в эпоху компьютеризации ставят компьютерные алгоритмы, цифровой контент выше личности субъекта. Они уподобляют и даже отождествляют свой внутренний мир с информацией, содержащейся в используемых приборах и гаджетах, не мыслят своего бытия без айфона.
Не отрицая очевидности позитивных процессов, нельзя не задуматься о сопутствующих негативных тенденциях, проявившихся в ходе технического прогресса: падение качества образования, снижение способности обучающихся к запоминанию, размышлению, усвоению сложных проблем, преобладание клипового мышления, рост функциональной неграмотности и некоммуникабельности, автономизации в рамках «умного коттеджа» и т.п. Все больше свободного времени люди проводят за техническими устройствами, попадая в зависимость от них, не уделяя внимания духовному росту, саморазвитию, улучшению личностных качеств, полагая, что техника исправит за них все «ошибки» образования и воспитания.
Научно-технический прогресс, использование его достижений не следует пускать на самотек. Человек обязан контролировать изменения технической реальности. Очевидно, что не сами по себе технические устройства или изобретения, но идеи, рождающиеся в головах субъектов, способны вызывать изменения бытия мира и человека, если появляется возможность объективировать их в виде артефактов, включить в реальность современного мира. Приобщение к цивилизации не означает простого принятия и использования технических объектов, оснащенных все возрастающим количеством и качеством используемых опций. Цивилизованность прививается воспитанием, обучением, передачей технических знаний, формированием сознания и мышления личности, целенаправленным развитием технико-технологического творчества субъекта. Свидетельством тому могут служить мощные прыжки в сфере научно-технического прогресса «азиатских тигров», таких, как современный Китай, Сингапур, Южная Корея. Известно, что как только Китай перестал закупать по «традиционной» схеме на Западе машины и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, наметился его отчетливый технический и экономический рост. Будем надеяться, что и Россия, поставленная в ситуацию необходимости импортозамещения, найдет в себе силы на перестройку мышления и мировоззрения, системы функционирования науки и образования как базисных оснований научного и технического прогресса. Необходимо осмыслить и учитывать тенденцию к сокращению времени появления новых изобретений, к ускорению темпов технического прогресса, возрастанию креативности субъектов-творцов технических объектов и пр.
Выделим наиболее значимые, на наш взгляд, закономерности, наметившиеся в развитии техники и технико-технологических знаний. Человечество фактически подошло к идее осознанного моделирования техносферы в целом. Возникает потребность системной организации взаимодействия эмпирической и теоретической баз науки и технического прогресса. Усиливается междисциплинарный, комплексный характер технического знания; появляются «трансдисциплинарные методологии» в связи с развитием технонауки в эпоху «постнеклассической научной реальности» [10, с. 26]; возрастает роль математического и компьютерного моделирования. Проявилась зависимость развития техники, технических знаний от четырех объединенных технологий "NBIC" (нано-, био-, инфо- и когнитивистика). Все большее распространение получают наряду с ними медицинские, генетические, робототехнические технологии. Особо подчеркнем возникновение специфического феномена - конвергенции технологий, ориентации на принципиальный плюрализм методологий и технологий в современной науке.
Важной является не только информация, но и осмысление реальной возможности появления предсказанного специалистами феномена - технологической сингулярности - это создание суперинтеллекта, способного заменить, трансформировать и даже преобразовать основные функции сознания человека [2, с. 50]. Появление в ближайшие десятилетия суперинтеллекта ставит перед философией техники задачу исследования традиционной человеческой идентичности и тех изменений в сущностных характеристиках Homo Sapiens, которые уже обозначились в рамках современного техногенного общества [1].
Исследователи отмечают, что меняющаяся техническая реальность не только обогащает и развивает человеческие способности, но ведет и к утрате многих субъективных навыков, выработанных в ходе тысячелетней социокультурной эволюции человечества. Наука и новые технологии приходят к индивиду не только извне, но и изнутри. За последнее десятилетие в сфере IT появилось огромное количество разработок, позволяющих современному человеку быть тесно связанным с кибернетическим пространством. Это сращивание влечет за собой определенные последствия. Компьютеры, роботы и искусственный интеллект, с одной стороны, облегчают повседневную жизнь: калькуляторы делают подсчеты быстрее, мобильная связь упрощает
процесс коммуникации, планшеты и компьютеры делают жизнь представителей разных специальностей невероятно лёгкой и свободной для творчества. Но если взглянуть в корень этого явления, мы увидим негатив, который оно нам дарует: человек начинает терять свою индивидуальность под воздействием шаблонов, навязанных информационными приборами, компьютерами и объектами с искусственным интеллектом. Коммуникация, опосредованная электронными средствами передачи коротких сообщений, перестает объединять людей. Общение становится простым, утрачивающим свою главную функцию - психологический, эмоциональный, духовный контакт. Нивелируются и нравственные понятия, включенные в бытие Homo Moralis, такие, как стыд, совесть, честь, порядочность и т.п.
Граница естественного и искусственного в человеке разрушается, он становится не только произведением техно-среды, но, проектируя и создавая новую техническую реальность, он делается произведением своей собственной творческой активности, вплоть до изменения присущей ему телесности за счет вживления чипов, элементов искусственного интеллекта, генной технологии, трансплантологии и т.п. Наука фактически ведет «атаку» на человека. Возникают трудности с критерием признания человека человеком в ходе замены естественных органов на искусственные. Какой процент замены тканей и органов на механические, кибернетические, бионические сохранит статус человека за его «усовершенствованной» копией [3, с. 5]? Использование 3D-принтера помогает реализовать техническую идею не только в форме физического, но и биологического (бионического) объекта. Симбиоз человека и техники - отдельная актуальная проблема современной философии техники [12].
Фундаментально меняют мир цифровые технологии: основой любой науки в ближайшее время станет информатика, набирает темпы цифровая революция, совершенствуется качество объектов с использованием искусственного интеллекта [4, с. 5]. Современная техническая реальность все больше зависит от экспансии международных интернет-компаний. Благодаря Интернету возрастают возможности для внедрения любых идей, если не в «железе», то виде «виртуальных моделей» с помощью постоянно разрабатываемых компьютерных программ, например, требует серьезного теоретического анализа использование цифровых технологий в экономике и появление на рынке различных видов криптовалюты.
В сознание людей, активных субъектов научно-технического творчества, внедряется принцип инновационной деятельности, успешно реализуемый в «силиконовых наукоградах». В мире, в котором постоянно создают, транслируют, потребляют цифровой контент, порождается практически не контролируемая анархия в рамках интернет-творчества. Тем более, непреложным законом для новых технических проектов должно быть прохождение экологических и гуманитарных экспертиз. Осмысление этих процессов, их изучение и анализ становится проблемой философии техники как специализированной научной дисциплины. Важнейшей закономерностью в развитии техники является не только связь с практикой и материальными потребностями общества, но и возрастающая зависимость развития социума от уровня и характера поддержки со стороны государства и частного бизнеса [5]. По нашему мнению, научно-технический прогресс может контролировать только образованный, высоконравственный, свободный человек. Подлинный прогресс и экономическое, политическое, духовное рабство людей находятся в противоречии и в реальности оказываются несовместимыми.
Исследования в области философии техники, понимание целей и задач развития дисциплины способствуют осознанию роли личности человека, необходимости качественного образования в современном информационно-техническом мире [7]. Вывод, который вытекает из анализа актуальных проблем философии техники: человек XXI века должен быть не только более интеллектуальным, профессиональным, креативным, но и гуманным, нравственным. Необходимо личностное развитие индивида как субъекта деятельности, а не общие декларации и призывы к модернизации общества, инновационной деятельности. Уверены, что данную проблему следует практически решать, объединив усилия государства, общества, интеллектуальной элиты и заинтересованных в прогрессе личностей. Необходимо создавать национальные программы, предусматривающие развитие общей культуры, образования, науки, общественного менталитета и духовного мира человека. В технических университетах весьма полезным следует признать введение в учебные программы такой дисциплины, как философия техники.
Список источников
1. Беляев Г. Ю. В преддверии сингулярности: NBIC-конвергенция как вызов XXI века традиционной человеческой идентичности // Человек и общество в контексте современности. Филологические чтения памяти профессора П. К. Гречко: сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием (г. Москва, 14 июля 2017 г.): в 2-х т. М.: Издательство РУДН, 2017. Т. 2. С. 261-272.
2. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2016. 496 с.
3. Брызгалина Е. В. Человек как фронтир науки и образования // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов Российской академии наук (г. Москва, 30-31 марта 2017 г.) / Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. С. 3-8.
4. Волков А. «Силиконовый наукоград» и последствия // Знание-сила. 2014. № 11. С. 4-12.
5. Кокошин А. А. Взаимодействие политики и военной стратегии: теоретические и прикладные вопросы // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 3-13.
6. Малькова Т. П. Киборгизация: философские аспекты исследования симбиоза человека и техники [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник. 2017. № 4. URL: https://doi.org/10.18698/2306-8477-2017-4-426 (дата обращения: 17.05.2018).
7. Малькова Т. П. Техническое образование в информационном обществе // Методология в науке и образовании: материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов Российской академии наук (г. Москва, 30-31 марта 2017 г.) / Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. С. 200-203.
8. Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995. 149 с.
9. Овчарова Е. В. Позитивное и негативное влияние инновационных технологий на творчество человека в современном мире // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы Четвертой всероссийской научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 24 апреля 2013 г.). Нижний Новгород: Изд-во НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2013. С. 182-187.
10. Черникова И. В. Трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 26-35.
11. Энгельмейер П. К. Нужна ли нам философия техники? // Инженерный труд. 1929. № 2. С. 36-40.
12. Юдин Б. Г. Технонаука и «улучшение» человека // Epistemology & Philosophy of Science. 2016. № 2 (48). С. 18-27.
PHILOSOPHY OF TECHNOLOGY: MODERN PROBLEMS OF THE THEORY DEVELOPMENT
Mal'kova Tat'yana Pavlovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Bauman Moscow State Technical University t.p.malkova@yandex. ru
The article analyzes the phenomenon of technology, technical reality and substantiates the topicality of the development of a specialized discipline -philosophy of technology. Modern interpretations of the phenomenon of technical reality and the author's understanding of new trends in its change are given. Particular attention is paid to the subject of technical creativity, which is regarded as a carrier, consumer and creator of the technosphere and the infosphere. Current problems and the latest laws of the development of science as a complex phenomenon are highlighted. The author substantiates the conclusion about the need to develop philosophy of technology in order to study the technosphere as a component of human being for effective management of new technical reality.
Key words and phrases: technology; technical reality; philosophy of technology; matrix of philosophy of technology; subject of technical creativity; patterns of technosphere development; technogenic civilization.
УДК 1; 304.2 Дата поступления рукописи: 10.04.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-4.18
В статье рассматривается процесс модернизации с позиций культурно-антропологического подхода как переход от homo religious к homo economicus. Ценностным фундаментом традиционного общества была религия, которая в течение многих веков выступала как мощный антиэнтропийный механизм, обеспечивающий выживание человечества. В современном обществе доминирующей сферой общественной жизни становится экономика, что ведет к разрушению общества, природы, человека. Отказ от приоритета экономики над культурой, подчинение экономики высшим принципам культуры - таково, на взгляд автора, условие самосохранения общества.
Ключевые слова и фразы: модернизация; традиционное общество; современное общество; протестантизм; экономика капитализма; качество жизни; культура.
Мухамеджанова Нурия Мансуровна, д. культурологии, доцент
Оренбургский государственный университет nuriyam@yandex. ru
МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Как известно, одной из основных целей культурологического исследования является задача создания концепции типа личности, характерного для той или иной социокультурной эпохи, поскольку культура представляет собой субъектный (личностный) аспект истории, содержание которого формируется в силу и в меру самосознания и самореализации человека [7]. Именно личность репрезентирует наиболее сущностные черты той или иной социокультурной эпохи, ее ценности, идеалы, представления об окружающем мире. Рассмотрим с данной позиции процесс модернизации общества.
В современной социогуманитарной литературе модернизация трактуется как системный, комплексный процесс, сутью которого является переход от аграрного общества к индустриальному, или от традиционного к современному. При этом в качестве определяющих черт традиционного общества называются следующие: статичность, ориентация на традицию и табуирование новаций, сосредоточенность на духовных (религиозных) ценностях, коллективизм, циклический характер развития, авторитарный характер власти и др. Современное же общество по своим базовым характеристикам противоположно обществу традиционному и может быть представлено как система следующих черт: динамизм, ориентация на новацию и совершенствование