ГЕНЕЗИС, ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ УДК: 631.48+631.4:551.4
Ерохина О.Г., Пачикин К.М., Насыров Р.М., Адамин Г.К.
ТЕХНОГЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Казахский научно-исследовательский институт почвоведения и агрохимии им. У.У. Успанова, 050060, пр. аль-Фараби 75 В, Алматы, Казахстан, e-mail: [email protected] Аннотация. В результате проведенных почвенных исследовании определены морфологические и химические свойства ненарушенных и трансформированных в результате антропогенного воздеиствия почв нефтедобывающих регионов Кызылординскои области. Разработаны основные параметры и критерии оценки деградации почв для составления карты деградации почвенного покрова (масштаб 1:100 000) на основе почвеннои карты и с использованием материалов дистанционного зондирования.
Ключевые слова: современное состояние почв, техногенная деградация почвенного покрова, карта техногеннои деградации почв.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возникает насущная проблема устойчивого развития регионов нефтедобычи, подразумевающая сочетание динамичного развития нефтедобывающеи отрасли при создании не только экономически и социально обеспеченных, но и экологически безопасных условии проживания населения. В этом отношении проблема сохранения естественного и реабилитации нарушенного почвенного покрова, как основного компонента экосистем, в раионах нефтедобычи представляется не только актуальнои, но и имеющеи большую социальную значимость.
В Кызылординскои области разведано 17 месторождении с 160 миллионами тонн нефти и 19 миллиардами кубометров газа. Наиболее крупным из них является месторождение Кумколь. В целом по добыче нефти в республике область занимает пятое место. В даль-неишем доля нефтедобывающего сектора в структуре экономики Кызылор-динскои области будет только возрастать.
Для месторождения Кумколь и в целом Кызылординскои области проблема восстановления нарушенных земель приобретает особую остроту не только в связи с высокои интенсивностью техногенных нагрузок, а также с
низкои устоичивостью почв к антропогенным дестабилизирующим факторам, обусловленнои аридностью биоклиматических условии формирования почвенного покрова.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ
Объектами исследовании являются почвы и почвенньш покров тестового участка в пределах раионов нефтедобычи, расположенного в 150 км к северу от города Кызылорда. Территория исследовании по большеи части представляет собои плоскую равнину, сложенную древними неогеновыми глинистыми отложениями, перекрытыми суглинками. Поверхность равнины усложнена многочисленными микро- и мезорель-ефными понижениями, а центральную часть участка занимает песчаныи массив Арыскум. В составе почвенного покрова преобладают серо-бурые пустынные почвы, представленные преимущественно родами нормальных и солонцеватых. На припесковых равнинах формируются серо-бурые пустынные почвы с навеянным песчаным чехлом, на близко залегающих к поверхности неогеновых отложениях - серо-бурые примитивные почвы. Наиболее выраженные депрессии заняты такырами и со-ровыми солончаками [1].
Для оценки степени деградации почв были проведены полевые исследо-
вания, которые предусматривали заложение парных разрезов на ненарушенных и трансформированных в результате техногенного воздеиствия почвах с дальнеишим аналитическим обследованием отобранных образцов. На этапе проведения полевых исследовании применялись морфологические методы [2]. Применение инструментальных методов связано с лабораторными исследованиями, которые проводились по общепринятым методикам [3, 4]. Составление карты деградации почв проводилось с применением картографических методов [5], также с использованием ГНС-технологии и материалов дистанционного зондирования [6, 7]. Карта техногеннои деградации почв была составлена на основе почвеннои карты этои же территории, составленнои ранее [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Виды техногенной деградации почв. Антропогенная трансформация почв в пределах обследованнои территории обусловливается преимущественно техногенными факторами, проявляясь в виде линеинои (дорожная сеть, трубопроводы, линии коммуникации), локальнои (участки разведочного бурения, территории вахтовых поселков) и площаднои деградации почвенного покрова, а также нефтехимического загрязнения почв. Площадная деградация почвенного покрова сопровождает линеиные и локальные нарушения в случае приуроченности их к территориям с высокими рисками природно обусловленных дестабилизирующих факторов (опасность воднои эрозии, дефляции).
Линейные нарушения почвенного покрова. Дорожная дигрессия почв является неизбежнои составляющеи любого вида антропогенного воздеи-ствия. Недостаточное количество профилированных дорог с твердым покрытием и их зачастую неудовлетворительное состояние приводит к образо-
ванию густои сети грунтовых дорог, которые при круглогодичнои эксплуатации становятся непроезжими, и около них образуются новые. В качестве однои из основных причин деградации физических своиств почв вследствие транспортных нагрузок выступает переуплотнение.
При уплотнении почв образуется глыбистая малопористая структура, снижается объем пор диаметром более 3 мкм, увеличивается количество горизонтально ориентированных пор, снижается наименьшая влагоемкость, коэффициент фильтрации и влагопро-водности [8, 9], что даже при незначительных уклонах поверхности приводит к ускоренному развитию процессов воднои эрозии.
На легких по механическому составу почвах уничтожение растительности и нарушение структурного состояния поверхностных горизонтов приводит к образованию очагов дефляции. Ветровая эрозия выражается в уменьшении мощности гумусового горизонта, его осветленности, опесчанен-ности, изменении глубины залегания карбонатов и водорастворимых солеи. Интенсивное неупорядоченное движение автотранспорта в пределах распространения солончаков приводит к разрушению поверхностнои солевои корочки и активизации процесса ветрового солевого переноса.
Линеиные нарушения почвенного покрова при их кажущеися ограниченности по территории воздеиствия могут занимать большие площади. Установлено, что приложении трубопроводов и асфальтированных трасс площадь нарушенных земель без учета косвенного влияния на почвенно-растительныи покров достигает 2,32,5 км2 на 100 км, для деиствующих грунтовых дорог - 0,8 км2. Зона косвенного влияния техногенных нарушении, связанных с изменением водного и солевого режима, состава растительно-
сти прилегающих территории, захватывает территорию в 2-3 раза больше [9, 10].
Полевое обследование территории показало, что в пределах равнинных песчаных массивов глубина вреза колеи местами достигает 60 см при относительно хорошеи закрепленности бровки, в бугристых песках полное нарушение растительного покрова и связности песков захватывает около метра по обе стороны дороги, а местами происходит развеивание бугров с образованием незакрепленных барханных песков. В пределах равнин, сложенных почвообразую-щими породами тяжелого механического состава, глубина вреза колеи составляет 1530 см. Следует учитывать однако, что краине низкая водопроницаемость солонцовых горизонтов и подстилающих почво-образующих пород при очень быстром нарушении поверхностных, большеи частью супесчаных и супесчаных гумусовых горизонтов провоцирует интенсивныи по-верхностныи сток даже при невысокои степени увлажнения и, как следствие, развитие линеинои воднои эрозии по врезам колеи. Этот процесс очень ярко проявляется особенно в местах залегания палеогеновых глин при даже очень небольших уклонах (до 3-5) поверхности.
На основании полевых наблюдении дорожно-транспортные нарушения поч-
венного покрова по степени интенсивности можно условно разделить на 4 группы.
1. Очень сильная дорожная дигрессия, характеризующаяся необратимыми нарушениями, приурочена в первую очередь к дорогам с твердым покрытием и, греидерным, проложение которых сопровождается созданием насыпеи из грунта, снятого по обочинам. Даже при условии хорошеи закрепленности скатов насыпеи и отсутствии признаков воднои и ветровои эрозии подобные нарушения почвенного покрова являются необратимыми и создают зону отчуждения ши-ринои до 20 м. Дорожная дигрессия очень сильнои степени приурочена также к грунтовым дорогам круглогодичнои интенсив-нои эксплуатации, с многочисленными дублирующими колеями, характеризующимися интенсивными проявлениями процессов линеинои воднои эрозии и дефляции (около 5 % от общего количества).
2. Сильная дорожная дигрессия характеризуется необратимыми нарушениями без образования дублирующих колеи, но с тенденциеи к усилению процессов деградации, и приурочена к основным региональным грунтовым дорогам преимущественно сезоннои эксплуатации и связующим скважины (рисунки 1, 2).
Рисунок 1 - Линеиные нарушения почвенного покрова (дорожная дигрессия)
Полевое обследование состояния грунтовых дорог участка показало, что в зоне распространения почв с близко залегающим к поверхности солонцовым горизонтом, глубина вреза колеи составляет, как правило, 5-15 см относительно поверхности.
Дороги, проходящие по массивам бурых пустынных супесчаных почв, характеризуются более глубоким врезом (до 30-40 см) при хорошеи закрепленности бровки (около 15 % от общего количества).
Рисунок 2 - Дорожная дигрессия, вид из космоса
3. Умеренная дорожная дигрессия приурочена к дорожнои сети времен-нои или редкои эксплуатации (дороги связующие, объездные и пр.) и характеризуется неглубоким врезом колеи относительно поверхности, хорошеи закрепленностью бровки растительностью (около 50 % от общего количества).
4. Проявления дорожнои дигрессии слабои степени связаны с дорогами единовременнои или непродолжитель-нои эксплуатации, находящимися в стадии самовосстановления растительного и почвенного покрова, интенсивность которого существенно зависит от механического состава и режима увлажнения почв: чем легче механическии состав и благоприятнее водныи режим,
тем быстрее происходит восстановление (около 30 % от общего количества).
Локальные и площадные нарушения почвенного покрова. Локальные нарушения почвенного покрова приурочены к площадкам скважин, вахтовым поселкам, промышленным объектам различного технологического назначения.
Локальное техногенное воздеи-ствие на почвенныи покров, оказываемое в ходе эксплуатации месторождении в пределах характеризуемои территории, обуславливаются главным образом (в площадном отношении) механическими нарушениями, источником которых являются следующие технологические процессы:
- планировка поверхности при строительстве скважин или иных технологических объектов по степени воз-деиствия - трансформирующее, по масштабу воздеиствия - локальное;
- устроиство насыпных площадок или профилированных основании по степени воздеиствия - трансформирующее, по продолжительности воздеи-ствия - нерегулярное, по масштабу воз-деиствия - локальное;
- устроиство земляных котлованов (шламовых амбаров), по продолжительности - разовое, по масштабу - узколокальное;
- образование котлованов в результате выемки грунта для производственных нужд по степени воздеиствия -дезинтегрирующее, по продолжительности - разовое, по масштабу - узколокальное.
В условиях столь многообразного и интенсивного воздеиствия эти изменения носят в большинстве случаев не-обратимыи характер (рисунки 3-4).
Наиболее интенсивное механическое воздеиствие на почвенныи покров происходит при обустроистве площадок разведочного бурения, территория которых, в соответствии с законодательными нормативами РК, не должна превышать 3,24 га. Как показывает практика, на прилегающих к ним территориях почвенныи покров также нарушается, что характеризуется образованием техногенного рельефа положительных (насыпи, валы) и отрицательных форм (выемки, траншеи), де-нудациеи (формирование почв с неполным или укороченным профилем) и погребением почв извлеченными на поверхность подстилающими породами.
Следствием механических нарушении почвенного покрова являются:
- развитие процессов ветровои эрозии почв легкого механического состава (пески, серо-бурые пустынные
легкосуглинистые и супесчаные почвы) с образованием очагов дефляции на нарушенных участках и навеянного песчаного чехла на прилегающих территориях;
- вторичное засоление почв вследствие извлечения на поверхность засоленных подстилающих пород. Уничтожение растительности в условиях вы-потного режима также способствует увеличению содержания солеи в поверхностных горизонтах почв;
- изменение водного режима почв как в сторону усиления гидроморфизма (по отрицательным техногенным формам рельефа - обочины дороги, ямы, траншеи и т.п.), так и уменьшения - по положительным (валы, насыпи и пр.), которое также неизбежно сопровождается изменениями в режиме соленакоп-ления.
Нарушения почвенного покрова на этапах эксплуатации скважин вызываются дестабилизирующим воздеи-ствием природных факторов, спровоцированным предшествующими воздеи-ствиями. По склонам насыпеи, обвало-вок и пр. возможны проявления воднои эрозии, а также усиление дефляционных процессов.
Степень техногеннои трансформации почвенного покрова при любых нарушениях целостности экосистем определяется не только видом и интенсивностью воздеиствии, но и характером ответных реакции на них, зависящим от степени устоичивости почв к антропогенным нагрузкам, обусловлен-нои генетическими своиствами почв и условиями их формирования.
В этои связи последствия механи-ческои техногеннои нагрузки на поч-венныи покров можно разделить на краткосрочные (проявляющиеся в пер-выи год после воздеиствия), среднесрочные (в первые 5 лет после завершения воздеиствия) и долгосрочные (продолжающиеся более 10 лет).
как правило, слоистых, большеи частью лишенных растительности, с такыро-виднои или дефлированнои поверхностью, самовосстановление которых в гидротермических пустынных условиях происходит краине медленно.
Рисунок 3 - Локальные нарушения почвенного покрова
Краткосрочные последствия локальных нарушении почвенного покрова и прилегающих территории проявляются в образовании полностью преобразованных по сравнению с исходными почвами антропогенных почвогрун-тов различного механического состава,
Рисунок 4 - Локальные нарушения
При достаточно одинаковых краткосрочных последствиях техногенных механических воздеиствии, сценарии среднесрочных последствии на новообразованных почвогрунтах зависят от их механического состава и проведенных мер по фитомелиорации и рекультива-
эчвенного покрова (вид из космоса)
ции почвенного покрова. При отсутствии последних возможен прогноз по увеличению площадеи дефлированных и эродированных почв на территориях, прилегающих к промплощадкам.
Среди долгосрочных последствии наиболее устоичивым признаком тех-
ногеннои деградации почвенного покрова является физико-химическая трансформация дисперсных систем почв. Исследования показывают, что в условиях аридного климата даже спустя 20 лет после консервации скважины почвы в непосредственнои от нее близости обнаруживают признаки техногенного осолонцевания, интенсивность которого лишь смещается вглубь почвеннои толщи и по направлению к периферии ареалов загрязнения [11].
В условиях засушливого климата краине медленно происходит и миграция воднорастворимых солеи. В этом отношении образование вторичных солончаков в тои или инои степени является практически неизбежным последствием любых видов антропогенного воздеиствия (рисунок 5). Вторичное внутрипочвенное засоление авто-морфных почв может происходить даже при отсутствии привноса солеи с поверхности в случаях полного уничтожения растительности.
Площадная деградация почвенного покрова сопровождает линеиные и локальные нарушения и приурочена к песчаным массивам. В результате ин-тенсивнои дефляции здесь образовались массивы слабозакрепленных и незакрепленных песков. В условиях пустынного климата стабилизация и ликвидация подобных нарушении невозможна без проведения специальных противодефляционных мероприятии.
При разработке месторождении нефти и их эксплуатации, к сожалению, неизбежно нефтехимическое загрязнение почв (рисунок 6). Скорость и глубина проникновения нефтезагрязнения в почву зависит от состава сырои нефти и генетических своиств почв. Нефть состоит из большого количества углеводородов и высокомолекулярных смо-листо-афальтеновых веществ. В составе нефтепродуктов наибольшеи токсичностью обладают легкие фракции, среди них в первую очередь полицикличе-
ские ароматические углероды [12]. Негативное воздеиствие большеи части легких фракции кратковременно, так как они в жарких пустынных условиях быстро испаряются. Парафины и битумы менее токсичны, но существенно изменяют водно-воздушныи режим, способствуют уплотнению и цементации почв.
В нефти в значительных количествах присутствует сера, попадание ее в почвы может существенно изменить окислительно-восстановительныи потенциал и подкислять почвенныи раствор [9]. Однако пустынные почвы, благодаря высокому содержанию карбонатов кальция и щелочнои реакции почвенных растворов, обладают довольно высокои буферностью против такого воздеиствия.
Нефтяное загрязнения почв неизбежно сопровождается засолением почв, вызванным большим количеством хлоридов натрия в нефтянои эмульсии, и сопутствующим ему техногенным осолонцеванием, обусловленным внедрением натрия в почвенныи поглощающии комплекс. В местах пролива, сброса, аккумуляции пластовых вод формируются техногенные солончаки и солончаковые почвы с измененными морфологическими, химическими и физико-химическими своиствами. Такие почвы отличаются высоким засолением, низким содержанием гумуса и элементов минерального питания растении, наличием токсичных химических элементов. Выпотнои режим ограничивает интенсивность внутрипоч-веннои миграции загрязняющих веществ, тем не менее в условиях близкого залегания грунтовых вод, такая вероятность не исключается. Кроме того, весьма вероятно накопление загрязни-телеи в ближаиших сорах и понижениях.
Загрязнение почв нефтью, помимо своего прямого воздеиствия, может приводить к сверхнормативному накоплению в почвах тяжелых метал-
лов. Помимо собственно нефти, высокий риск техногенного загрязнения почв связан практически со всеми этапами технологического процесса бурения, испытания и эксплуатации скважин. Кроме выхлопных газов транс-портнои и грузоподъемнои техники, двигателеи буровои установки, влияние которых на загрязнение почвенно-
го покрова краине незначительно, потенциальными источниками загрязнения являются: котельные установки, горючесмазочные материалы, технологическое оборудование, компоненты буровых и тампонажных растворов, буферных жидкостеи, технологические отходы бурения, в том числе нефтесодержа-щие, хозяиственно-бытовые отходы и пр.
Степень проявления описанных общих закономерности нефтехимического загрязнения почв зависит от конкретных условии воздеиствия:
- реального объема разлитой нефти;
- фактора сезонности возникновения авариинои ситуации, влияющего на
Рисунок 5 - Вторичное засоление почв
скорость испарения легких фракции нефти и степени фронтального просачивания нефти в почву;
- генетических свойств почв, определяющих характер ответных реакции на воздеиствие;
- оперативности деиствии по устранению последствии разлива.
Рисунок 6 - Нефтехимическое загрязнение (вид из космоса)
Оценка современного состояния почвенного покрова. Для оценки современного состояния почвенного покрова были проведены полевые исследования, которые предусматривали заложение разрезов на целинных и нарушенных в результате антропогенного воздействия почвах с дальнеишим аналитическим обследованием отобранных образцов.
В соответствии с нормативными документами Республики Казахстан по охране земельных ресурсов [13-15] и с учетом региональных особенностеи формирования почвенного покрова об-следованнои территории выделены следующие критерии определения степени деградации почв (таблица 1).
Таблица 1 - Определение степени деградации почв и земель
Показатели Степень деградации
0 1 2 3 4
Уменьшение содержания физическои глины на величину, % от исходного < 5 5-15 16-25 26-32 > 32
Уменьшение мощности почвенного профиля (А+В), % от исходного < 3 3-25 26-50 51-75 > 75
Уменьшение запасов гумуса в профиле почвы (А+В), % от исходного < 10 10-20 21-40 41-80 > 80
Дефляционным нанос неплодородного слоя, см < 2 2-10 11-20 21-40 > 40
Проективное покрытие пастбищнои растительности, % от зонального > 90 71-90 51-70 11-50 < 10
Содержание суммы солеи в верхнем плодородном слое (%): - с участием соды - для других типов засоления < 0,1 < 0,1 0,1-0,2 0,1-0,25 0,2-0,3 0,3-0,5 0,31-0,5 0,51-0,8 > 0,5 > 0,8
Увеличение содержания обменного натрия (в % от ЕКО): - для почв, содержащих < 1% натрия - для других почв < 1 < 5 1-3 5-10 3-7 10-15 7-10 15-20 > 10 > 20
На основе почвеннои карты тестового участка и с использованием материалов космическои съемки была составлена карта деградации почв, представленная на рисунке 7. На карте выделены ареалы ненарушенных почв, а также деградированных в различнои степени - слабои, среднеи, сильнои и очень сильнои (различаются по цвету), с указанием видов деградации и интенсивности их проявления.
Градации степени нарушенности почвенного покрова означают:
- отсутствует: площадь нарушений не превышает 0,1 %, воздеиствие прекращено или носит единовременньш характер, самовосстановление почв происходит либо возможно;
- слабая: почвенный покров нарушен, но возможно его самовосстановление при существующем уровне нагрузки;
- средняя: самовосстановление почвенного покрова возможно только при снижении уровня нагрузки;
- сильная: почвенныи покров сильно нарушен, его самовосстановление невозможно;
- очень сильно: нарушения носят необратимыи характер, восстановление почвенного покрова невозможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенных исследовании выявлено, что почвы нефтедобывающих регионов Кызылординскои области в значительнои степени трансформированы под воздеиствием техногенных факторов.
Последствия техногенных нарушении почвенного покрова проявляются в образовании антропогенных поч-вогрунтов различного механического состава, как правило, сильно засолен-
Индексы на карте обозначают виды воздеиствия (Д - линеиные; Л - локальные; П - площадные; Н - нефтехимическое загрязнение) и их интенсивность (1 - слабое; 2 - среднее; 3 - сильное).
ных, слоистых, большеи частью лишенных растительности, с такыровиднои или дефлированнои поверхностью, самовосстановление которых в гидротермических пустынных условиях происходит краине медленно, а их рекультивация требует значительных затрат.
В связи с этим для эффективнои охраны почв от загрязнения и нарушения любые виды техногенного воздеи-ствия должны предваряться планом конкретных мероприятии, которыи
Рисунок 7 - Карта техногеннои деградации почв
должен включать следующие: жесткая регламентация движения большегруз-нои техники только по оборудованным дорогам; принятие мер по оперативнои ликвидации последствии нестандартных ситуации, приводящих к загрязне-
нию почв нефтью, нефтепродуктами и другими загрязнителями; осуществление мер контроля за соблюдением положении по охране земель от загрязнения, разрушения и истощения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Пачикин К.М., Ерохина О.Г., Насыров Р.М., Касымов М.А. Почвы и почвенный покров нефтедобывающих регионов Кызылординскои области // Почвоведение и агрохимия. - 2014. - № 1. - С. 5-16.
2 Розанов Б.Г. Морфология почв. - М.: Академическии проект, 2004. - 432 с.
3 Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. - М.: МГУ 1962. - 491 с.
4 Александрова Л.Н., Наиденова О.А. Лабораторно-практические занятия по почвоведению. - Л.: Агропромиздат, 1986. - 295 с.
5 Корсунов В.М., Красеха Е.Н., Ральдин Б.Б. Методология почвенных эколого-географических исследовании и картографии почв. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. - 232 с.
6 Кравцова В.И. Космические методы исследования почв. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 180 с.
7 Королюк Т.В. Почвенная интерпретация космических изображении в системе методов ЦПК // Цифровая почвенная картография: теоретические и экспериментальные исследования. - М.: Почвенныи институт им. В.В. Докучаева, 2012. - С. 124-140.
8 Иванов Б.Н. Влияние ходовои системы автомобиля на физические своиства почв под лесом // Почвоведение. 1989. - № 7. - C. 47-54.
9 Асанбаев И.К. Антропогенные изменения почв и их экологические последствия. - Алматы: Гылым, 1998. - 180 с.
10 Марынич О.В. Трансформация степнои растительности при дорожнои дигрессии // Трансформация природных экосистем и их компонентов при опустынивании - Алматы: Наурзум, 1999. - С. 55-61.
11 Солнцева Н.П. Добыча нефти и геохимия природных ландшафтов. - М.: МГУ 1998. - 376 с.
12 Пиковскии Ю.И. Трансформация техногенных потоков нефти в почвенных экосистемах // Восстановление нефтезагрязненных почвенных экосистем. - М.: Наука, 1988. - С. 7-12.
13 Инструкция по осуществлению государственного контроля за охранои и использованием земельных ресурсов. Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан. Республикански нормативньш документ. РНД 03.7.0.06-96.
- Алматы, 1996. - 25 с.
14 Экологические требования в области охраны и использования земельных ресурсов (в том числе земель сельскохозяиственного назначения). РНД Охрана земельных ресурсов. МСХ РК. - Астана, 2005. - 232 с.
15 Земельныи кодекс Республики Казахстан. - Алматы: Жети жаргы, 2003.
- 256 с.
TYrnH
Ерохина О.Г., Пачикин К.М., Насыров Р.М., Адамин Г.К. КЫЗЫЛОРДА ОБЛЫСЫ М¥НАЙ 0НД1РУШ1 АЙМАКТАРЫНЫН, ТОПЫРАК ЖАБЫНДЫСЫНЫН, ТЕХНОГЕНД1 ДЕГРАДАЦЙЯСЫ
9.О. Оспанов атындагы К,азак, топырацтану жэне агрохимия гылыми-зерттеу институты, 050060, эл-Фараби дацгылы, 75 В, Алматы, Цазацстан,
e-mail: [email protected] ЖYргiзiлген зерттеулер нэтижесшде Кызылорда облысыньщ мунай eндiрушi айма^тарыныц бYлiнбеген жэне антропогендiк эсер ету нэтижесшде езгеркке ушыраган топыракктарыныц морфологиялык; жэне химиялык; к;асиеттерi анык;талды. Кашык;тык;тан зондпен зерттеу материалдарын паидалана отырып жэне топырак; картасы негiзiнде (масштабы 1:100000) топырак; жамылгысыныц деградацияга ушырау картасын жасау Yшiн топыра;тыц деградацияга ушырауын багалаудыц негiзгi параметрлары мен критерийлерi эзiрлендi.
TyuiMdi свздер: топыра;тыц к;аз1рп жагдаиы, топырак; жамылгысыныц техногендiк деградацияга ушырауы, топыра;тыц техногендiк деградацияга ушырау картасы.
SUMMARY
Erokhina O.G., Pachikin K.M., Nasyrov R.M., Adamin G.K.
TECHNOGENEOUS DEGRADATION OF SOIL COVER OF OIL-PRODUCING REGIONS IN
KYZYLORDA OBLAST Kazakh Research Institute of Soil Science and Agrochemistry after U.U. Uspanov, 050060, ave. al-Farabi 75 B, Almaty, Kazakhstan, e-mail: [email protected] As a result of the soil researches the morphological and chemical properties of virgin and transformed under anthropogenous influence soils of oil-producing area in Kyzylorda oblast are defined. Key parameters and criteria of an estimation of degradation of soils are developed. The map of degradation of a soil cover (scale 1: 100 000) was created based on soil map and with use of remote sensing methods.
Key words: the current state of soils, technogenic degradation of soil cover, the map of technogenic soil degradation.