Научная статья на тему 'Технобиологическое искусство. Анализ'

Технобиологическое искусство. Анализ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
420
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART / MEDIA / NEW TECHNOLOGIES / TECHNO BIOLOGICAL ART / TECHNOLOGICAL ART / ИСКУССТВО / МЕДИА / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Веллингтон А.Т.

Цель работы. Время в искусстве облачает свою многогранность и многоликость. Оно предстает перед нами как прошлое, наследие, воспоминания, классика, которая перерождается в тему, материю и форму, становясь фундаментом. Полученный «продукт» сиюминутно становится популярным и мерцает симулякром в предложенных временных условиях, визуальных образах и нарративах драматургии. Сотворенное современное искусство так и заманивает в будущее, и мы принимаем предложенный радикальный вызов авангарда. Этот процесс движет мистерию создания «нового», и он же играет институциональными и социальными контекстами, в которых «фабрика воспроизведения и воплощения искусства» создает событийные «продукты» художественной жизни во всех сферах. Борьба искусства со временем выглядит перманентно, но оно так же обречено на поражение, так как время течет, заставляя искусство идти за собой. В то же время искусство начинает возводить время в исторические образы и следы прошлого, трансформируя в переживания настоящего. Таким образом, многоликое время искусства является свидетельством того, что культура это доказательство существования времени.Мы обсудим вторжение времени в искусство и рассмотрим лишь некоторые аспекты времени современного искусства и категории, в которых интересно проследить то, что указывает на основной темпоральный признак современность.Материалы и методы. Современные передовые достижения в разных областях высоких технологий: от наноисследований, IT-технологий, робототехники до полного спектра нейрои биомедицинских наук позволяет прийти к выводу, что современное общество стоит на пороге неминуемого скачка научно-технологической революции. А так же очевидно вступает в качественно иной период своего исторического прогресса. Рассматриваются понятия «технобиологическое искусство», «технологическое искусство» посредством анализа уже созданных работ художников, научных лабораторий, режиссеров и методов применения и интеграции технологий в искусство.Результат. Сотворенные технобиологические произведения это крайне усложненные, фантазийные представления о жизни и ее процессах. Как правило, они создаются в условиях лабораторий, в тандеме с научными центрами и специалистами из различных научных областей. Именно технобиологические произведения искусства проявляют нам фундаментальные, радикальные отличия традиционных технологий в области макромира от разработанных технологий века ХХI.Заключение. Вместе с прогрессом стремительно развивается импульс к тренду «наук о жизни». Искусство в данном времени развития являет собой два лика: «провокатор» и «вестник». Сегодня за новыми трендами на «науки о жизни» следят практически все классы общества и субкультуры. Это дань времени и медиа. Одни склонны приветствовать успехи современных технологий и безусловно привязывают к ним оптимистичные ожидания, другие же следят с дотошной озабоченностью, обращаясь в своих аргументах к глубочайшему материализму: дескать, такими темпами от работ в сфере техно и технобиологии до Франкенштейна недалеко и скоро мы все окажемся в его власти. Независимо от полюса мнений, и те и другие задаются вопросами: возьмет ли, наконец, «человек» свою судьбу в руки и разорвет ли нить зависимости от природы? не окажется ли этот самый «современный человек» в результате чьей-то механической программой, написанной с определенной целью? как не нарушить баланс и гармонию в мире между живым и неживым, не допустив порабощения? Это все масштабные вопросы, на которые, в частности, искусство может ответить глобально, диктуя и направляя тренды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZE OF TECHNO-BIOLOGICAL ART

Time in art demonstrates its versatility and richness. It appears in front of us as the past, the heritage the memoirs, or the classics which then regenerates into a subject, a matter or a form, and becomes the fundamental basis. However, the final "product" becomes popular in no time and starts sparkling in the offered temporary terms, as simulacrums, or visual images or written drama plots. The created modern art looks like taking us into the future and we have to face the offered radical challenge of the vanguard. This process moves a mystery of a "new" creation and it is him who plays institutional and social contexts in which "the factory of reproduction and the embodiment of art" creates event "products" of the art life in all the spheres. The Art has been fighting permanently against the time, but it is to be failed as time flows, forcing the art to follow itself. At the same time, the Art starts transforming the time into historical images and traces of the past, transforming it into the present experience. Thus, many-sided Art time is the certificate of the fact that the culture is a proof of the time existence. We will discuss invasion of time into the Art and we will consider only some aspects of time of the modern Art and the categories which trace the present as the main temporal sign. Modern advanced achievements in different areas of high technologies from nano researches, IT technologies, robotics to a full range of neuro and biomedical sciences allows us to come to the conclusion that modern society is about to make the inevitable jump into scientific and technological revolution. And also it obviously steps into the qualitatively other period of the historical progress. The concepts of "Techno Biological Art", "Technological Art" by means of the analysis of already created works of artists, scientific laboratories, producers and methods of application and integration of technologies into art are being considered. The created Techno Biological pieces of Art are extremely complicated imaginative ideas about life and its processes. As a rule, they are created in the conditions of laboratories, together wit with scientific centers and experts from various scientific areas. It is the Techno Biological pieces of Art which show us fundamental and radical differences of traditional technologies in the field of a macrocosm from the developed technologies of a XXI century. Together with the progress, the impulse of a «life sciences" trend develops at a high speed. And the Art in this period of time shows us two different faces as a "provoker" and a "messenger". Nowadays the new trends on "sciences about life" are being traced practically by all classes of society and the subculture. It is a tribute to the time and media. One of them tend to welcome the progress of modern technologies and tie optimistically expectations with them undoubtedly, the others watch it with meticulous concern, demonstrating the deepest materialism in their arguments: “Let’s say, sooner or later, all of us will find ourselves in Frankenstein’s lap due to Techno and Techno Biological Art!”. Irrespective of the opinion poll, both of them ask the following questions: “is there a possibility that such a "modern person" will become a result of someone's mechanical program written with a definite purpose?” How not to break a balance and harmony between alive and not alive in the world, without enslavement being allowed?”. All of these largescaled questions which in particular the Art can globally answer, dictating and directing the trends.

Текст научной работы на тему «Технобиологическое искусство. Анализ»

УДК 7.067

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-126-129

ВЕЛЛИНГТОН Анна Тихоновна

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова г. Москва, Россия anninart@yandex.ru

Anna T. VELLINGTON

Lomonosov Moscow State University Moscow, Russia anninart@yandex.ru

ТЕХНОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. АНАЛИЗ ANALYZE OF TECHNO-BIOLOGICAL ART

Цель работы. Время в искусстве облачает свою многогранность и многоликость. Оно предстает перед нами как прошлое, наследие, воспоминания, классика, которая перерождается в тему, материю и форму, становясь фундаментом. Полученный «продукт» сиюминутно становится популярным и мерцает симулякром в предложенных временных условиях, визуальных образах и нарративах драматургии. Сотворенное современное искусство так и заманивает в будущее, и мы принимаем предложенный радикальный вызов авангарда. Этот процесс движет мистерию создания «нового», и он же играет институциональными и социальными контекстами, в которых «фабрика воспроизведения и воплощения искусства» создает событийные «продукты» художественной жизни во всех сферах. Борьба искусства со временем выглядит перманентно, но оно так же обречено на поражение, так как время течет, заставляя искусство идти за собой. В то же время искусство начинает возводить время в исторические образы и следы прошлого, трансформируя в переживания настоящего. Таким образом, многоликое время искусства является свидетельством того, что культура - это доказательство существования времени.

Мы обсудим вторжение времени в искусство и рассмотрим лишь некоторые аспекты времени современного искусства и категории, в которых интересно проследить то, что указывает на основной темпоральный признак - современность.

Материалы и методы. Современные передовые достижения в разных областях высоких технологий: от наноиссле-дований, 1Т-технологий, робототехники до полного спектра нейро- и биомедицинских наук позволяет прийти к выводу, что современное общество стоит на пороге неминуемого скачка научно-технологической революции. А так же очевидно вступает в качественно иной период своего исторического прогресса. Рассматриваются понятия «технобио-логическое искусство», «технологическое искусство» посредством анализа уже созданных работ художников, научных лабораторий, режиссеров и методов применения и интеграции технологий в искусство. Результат. Сотворенные технобиологические произведения - это крайне усложненные, фантазийные представления о жизни и ее процессах. Как правило, они создаются в условиях лабораторий, в тандеме с научными центрами и специалистами из различных научных областей. Именно технобиологические произведения искусства проявляют нам фундаментальные, радикальные отличия традиционных технологий в области макромира от разработанных технологий века XXI.

Заключение. Вместе с прогрессом стремительно развивается импульс к тренду «наук о жизни». Искусство в данном времени развития являет собой два лика: «провокатор» и «вестник». Сегодня за новыми трендами на «науки о жизни» следят практически все классы общества и субкультуры. Это дань времени и медиа. Одни склонны приветствовать успехи современных технологий и безусловно привязывают к ним оптимистичные ожидания, другие же следят с дотошной озабоченностью, обращаясь в своих аргументах к глубочайшему материализму: дескать, такими темпами от работ в сфере техно и технобиологии до Франкенштейна недалеко и скоро мы все окажемся в его власти. Независимо от полюса мнений, и те и другие задаются вопросами: возьмет ли, наконец, «человек» свою судьбу в руки и разорвет ли нить зависимости от природы? не окажется ли этот самый «современный человек» в результате чьей-то механической программой, написанной с опреде-

Time in art demonstrates its versatility and richness. It appears in front of us as the past, the heritage the memoirs, or the classics which then regenerates into a subject, a matter or a form, and becomes the fundamental basis. However, the final "product" becomes popular in no time and starts sparkling in the offered temporary terms, as simulacrums, or visual images or written drama plots. The created modern art looks like taking us into the future and we have to face the offered radical challenge of the vanguard. This process moves a mystery of a "new" creation and it is him who plays institutional and social contexts in which "the factory of reproduction and the embodiment of art" creates event "products" of the art life in all the spheres. The Art has been fighting permanently against the time, but it is to be failed as time flows, forcing the art to follow itself. At the same time, the Art starts transforming the time into historical images and traces of the past, transforming it into the present experience. Thus, many-sided Art time is the certificate of the fact that the culture is a proof of the time existence. We will discuss invasion of time into the Art and we will consider only some aspects of time of the modern Art and the categories which trace the present as the main temporal sign. Modern advanced achievements in different areas of high technologies from nano researches, IT technologies, robotics to a full range of neuro and biomedical sciences allows us to come to the conclusion that modern society is about to make the inevitable jump into scientific and technological revolution. And also it obviously steps into the qualitatively other period of the historical progress. The concepts of "Techno Biological Art", "Technological Art" by means of the analysis of already created works of artists, scientific laboratories, producers and methods of application and integration of technologies into art are being considered. The created Techno Biological pieces of Art are extremely complicated imaginative ideas about life and its processes. As a rule, they are created in the conditions of laboratories, together wit with scientific centers and experts from various scientific areas. It is the Techno Biological pieces of Art which show us fundamental and radical differences of traditional technologies in the field of a macrocosm from the developed technologies of a XXI century. Together with the progress, the impulse of a «life sciences" trend develops at a high speed. And the Art in this period of time shows us two different faces as a "provoker" and a "messenger". Nowadays the new trends on "sciences about life" are being traced practically by all classes of society and the subculture. It is a tribute to the time and media. One of them tend to welcome the progress of modern technologies and tie optimistically expectations with them undoubtedly, the others watch it with meticulous concern, demonstrating the deepest materialism in their arguments: "Let's say, sooner or later, all of us will find ourselves in Frankenstein's lap due to Techno and Techno Biological Art!". Irrespective of the opinion poll, both of them ask the following questions: "is there a possibility that such a "modern person" will become a result of someone's mechanical program written with a definite purpose?" How not to break a balance and harmony between alive and not alive in the world, with-

ленной целью? как не нарушить баланс и гармонию в мире out enslavement being allowed?". All of these large-между живым и неживым, не допустив порабощения? Это scaled questions which in particular the Art can glob-все масштабные вопросы, на которые, в частности, искус- ally answer, dictating and directing the trends. ство может ответить глобально, диктуя и направляя тренды.

Ключевые слова: искусство, медиа, новые технологии, Keywords: art, media, new technologies, techno bio-

технобиологическое искусство, технологическое искус- logical art, technological art

ство.

Во всем мире довольно быстро набрали популярность интерактивные медиаинсталляции роботического типа, зачастую с прямым подключением к сети Интернет и сакральным уклоном. В частности приведу пример инсталляции, которая была создана специально для выставки «Мифология Онлайн» (Политехнический музей, Москва, 2012 г.): «В сентябре 1995 года сотни индуистских статуй внезапно начали пить молоко. Впервые это явление обнаружилось в Индии, но затем сообщения о нем стали приходить из Лондона и Гонконга, Нью-Йорка и Сингапура. Статуи богов, как правило Ганеши - слоноголового сына Шивы - однажды утром начали "отхлебывать" принесенную им в дар жидкость и продолжали делать это в течение последующих трех дней. Десятки тысяч индусов стекались в храмы, чтобы увидеть необычное зрелище и при возможности напоить своих богов. Торговый центр "Гейтуэй" в Лондоне только за одно утро распродал 28 тысяч пинт молока, как только распространилась весть о чуде» [1].

МОД/ТОТ/ЕМ - модульное название, включающее в себя три понятия: модем, тотем, ем (есть). В основе проекта - фигура робота в образе принимающей подношения «тотемной» скульптуры, которая не содержит прямых отсылок к известным религиям. В качестве даров могут быть использованы металлические предметы повседневного обихода (скрепки, гайки, болты, шестеренки, монеты и т.д.), которые зритель может найти вблизи объекта. Используя вакуумную систему питания, «божество» поглощает дары, распознаваемые им при помощи сенсоров, после чего пробуждается от электронной анабиоза и демонстрирует мультимедийное «глитч - благословение» абстрактного характера - своего рода автоматический медиаперфор-манс, исполненный посредством звуковых и визуальных элементов. В одной руке робот держит клавиатуру, на которой каждый желающий может напечатать свой электронный адрес для последующих виртуально-духовных контактов. «Тотем» автоматически производит ежедневную рассылку изображений, текстов и иных медиасообщений, формируя галерею спам-арта «по подписке». Таким образом, работа переходит из реального пространства в виртуальное, где он пытается установить сакральную связь со своей паствой.

В прошлом непосредственное взаимодействие с богами было прерогативой лишь просветленных представителей человеческого рода. В эпоху глобальных коммуникаций индийское «молочное чудо» стало одним из самых ранних и самых массовых примеров подобного контакта. Основная задача проекта заключается в попытке инициирования новых мифов и мифологизации массового помешательства как феномена специфического тотемизма, присущего «интернет-социуму».

«Человек есть спроектированная живая система, которая ведет себя предсказуемым (и заказанным по желанию) образом и использует взаимозаменяемые детали из стандартного набора генов...». На смену счастью, таланту, личности и уму приходят «заранее рассчитанные функции любого потенциально возможного гена» [2]. Вероятно, давний спор между приверженцами классической просветительской теории и теми, кто во всем усматривал социальный детерминизм, в конце концов скоро подойдет к концу, но вопрос риторический.

Даже если мы возьмем во внимание тот факт, что формированием и поддержанием эмоций на протяжении последних лет руководят мастера PR, маркетинга и менеджмента, технично разрабатывая стратегии воздействия, мы не сможем отрицать факт того, что именно на наших глазах происходит технобиологическая революция, предчувствие которой давно томилось с конца ХХ века. Неудивительно, что такого рода научные открытия, искания, изобретения, исследования, одновременно пугающие и манящие, воспринимаются представителями гуманитарных практик как предметы для анализа и изучения. Но вот вопрос: насколько такие эксперименты и открытия этичны? какие перспективы дальнейшего развития этих областей? каким мы получим наш мир в итоге?

Представители искусства не остались в стороне от обсуждения и общественной дискуссии. Все более явными становятся в произведениях искусствах от сцены до музыки и визуального воплощения применения особенностей новых технологий. Первоначально все ограничивалось имагинативной областью, игрой воображения - именно так дело обстоит в кинематогра-

фе и в искусстве мейнстрима, эти области охотно и давно используют медиаинновации. Но в последнее время обнаружился ряд художников, создающих в области современного искусства свои работы, которые в прямом виде осмысливают и осваивают технические приемы и методы новейших научных разработок, зачастую в сотрудничестве с лабораториями, научными институтами и специалистами различных областей. Средство создания - жизнеспособная и живая материя, способ - биомедицинские и информационные технологии из области экспериментальных.

Созданные произведения искусства, которые рождаются в технобиологических условиях, то есть в условиях искусственно созданной жизненной среды, не могут ставить во главу «искусственность». Таким образом, наибольший интерес представляют те художественные подходы и стратегии, цель которых заключена в прямом переходе от теории к практике, в прямой операционной деятельности. Именно в таких случаях мы видим, как технология непосредственно связана с целевым созданием и состоянием результативного организма. В итоге рождается совершенно уникальная, радикальная новая волна технологических и технобиологических произведений: ректальные электроды; датчики EMG (Дэни Плогер, Великобритания); живой йогурт: закваска для йогурта и кисломолочный напиток, изготовленные на основе собственной микрофлоры автора (Сесилия Вестбрук, США); бактерии с записанными в их геноме фрагментами текстов и ДНК-трусы (Джо Дэвис, США); бабочки с генетически модифицированными узорами на крыльях (Марта ди Минизиш, Португалия).

Данные проекты представляют собой инновационный этап в развитии «партиципативного искусства», где практика берет верх и приобретает эстетический, а искусство - удивительный практический характер. На таком уровне художник сам является источником ресурсов, необходимых не только для существования и создания современного искусства, но и для самой жизни.

Все эти манипуляции с организмами, клетками, ДНК, модификациями в данном случае рассматриваются как художественное действие/создание, безусловно все это не укладывается в оценки «полезно/бесполезно», «опасно/безопасно», «правильно/неправильно». Но эта область влечет и другие: сразу после появления ряда работ био- и саенс-арта последовало создание фундаментальных теоретических работ, антологий и научной литературы, материалы, посвященные технобиологическому искусству. Все они стали явлением новой эпохи, продиктованной прогрессом. Безусловно, все эти исследования и материалы составляют целый спектр разнонаправленного характера: от критической и теоретической рефлексии до воспевания на-но- и биотехнологий. Однако каждый из созданных трудов проблематизирует границы, которые традиционно были созданы между жизнью и смертью, тем, что есть норма, а что является патологией, - значит, индустрия имеет развитие и новые области для изучения.

Заключение

В сущности, если классическое учение о бытии задавалось вопросом о том, что же все-таки стоит за природными феноменами, то, как мы видим, онтология современных медиафор-матов озадачена вопросом: что все же находится за знаковой поверхностью, в том случае, если знаки, так же, как и их носители с физическими свойствами, являются «синтетическими», то есть не «естественными», созданными в условиях искусственной среды? Таким образом, неудивительно, что большая часть практиков и теоретиков в области техно- и биоискусства сосредоточены на вопросах механизмов создания, изготовления. Со временем эта индустрия получила название «биомедиа», «наномедиа», «технобиологическое искусство» и т.д. Эти практики сфокусированы на том, какой вид природа имеет «изнутри». Остается лишь вопрос: является ли новая технокультура поступательным прогрессом?

Расшифровки

1. Аннотация к выставке «Мифология Онлайн» (Политехнический музей, Москва, 2012 год) Алехин М. http://www.nanonewsnet.ru/articles/2011/sinteziruya-zhivoe

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Kester G. Conversation Pieces: Community and Communication in Modern Art. - Berkeley: University of California

Press, 2004.

2. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. - Cambridge: MIT Press, 1989.

3. Kemp M., Wallace M. Spectacular Bodies. The Art and Science of the Human Body from Leonardo to Now. - Berkeley,

Los Angeles, London: University of California, 2001.

4. Human E., Parikka J. Media Archaeology. Approaches, Applications, Implications. - Berkeley, CA: University of California Press, 2011.

5. Moscow art magazine. - № 89, 98, 93.

6. Сайт о нанотехнологиях № 1 в России [Электронный ресурс] - http://www.nanonewsnet.ru

7. Arterritory [Электронный ресурс] - http://www.arterritory.com/ru/

8. Гройс Б. Поэтика политики: сборник статей. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.

9. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. - 1993. № 1/2.

10. Чубаров И. Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

11. Стиглер Б. Мистагогия: о современном искусстве. - М.: Изд. программа «Интерроса», 2007.

REFERENCES

1. Kester G. Conversation Pieces: Community and Communication in Modern Arn. Berkeley: University of California Press, 2004.

2. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge : MIT Press, 1989.

3. Kemp M., Wallace M. Spectacular Bodies. The Art and Science of the Human Body from Leonardo to Now. Berkeley, Los Angeles, London : University of California, 2001.

4. Human E., Parikka J. Media Archaeology. Approaches, Applications, Implications. Berkeley, CA : University of California Press, 2011.

5. Khudozhestvennyy zhurnal «Moscow art magazine» №89, №98, №93

6. Sayt o nanotekhnologiyakh №1 v Rossii. Available at: http://www.nanonewsnet.ru

7. Portal arterritory. Available at: http://www.arterritory.com/ru/

8. Groys B. Poetika politiki: sbornik statey. M.: Ad Marginem Press, 2013.

9. Burd'e P. Rynok simvolicheskoy produktsii. Voprosy sotsiologii №1/2, 1993.

10. Chubarov I. Kollektivnaya chuvstvennost': teorii i praktiki levogo avangarda. M.: Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2014.

11. Stigler B. Mistagogiya: o sovremennom iskusstve. M.: Izdatel'skaya programma «Interrosa», 2007.

Информация об авторе

Веллингтон Анна Тихоновна, аспирант,

факультет искусств, Московский

государственный университет им. М.В.

Ломоносова,

г. Москва, Россия

anninart@yandex.ru

Получена: 20.12.2016

Для цитирования статьи: Веллингтон А. Т., Технобиологическое искусство. Анализ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 1. с. 126-129. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-126-129.

Information about the author

Anna T. Vellington, Postgraduate Student,

Faculty of Arts, Lomonosov Moscow State

University,

Moscow, Russia

anninart@yandex.ru

Received: 20.12.2016

For article citation: Vellington A. T., Analyze of techno-biological. Art. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 1. Part. 1. Pp. 126-129.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-126-129. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.