УДК 347.471
ТЕХНИЗИРОВАННАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ:
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОЙ ДЕСТРУКЦИИ
О.Д. ГАРАНИНА
Определены факторы деструкции духовности человека в современном обществе, обоснована опасность бесконтрольной информатизации общественной жизни
Прогноз перспектив перехода человечества на новый виток социальной истории обнажает ряд негативных проблем, связанных с изменением места и роли человека в информатизированном мире. Одной из наиболее важных и имеющей все предпосылки для превращения в глобальную становится проблема сохранения духовного здоровья человека, его нацеленности на реализацию гуманистических ориентиров. В современном цивилизационном периоде духовное пространство общества и человека альтернировано выбором одной из двух основных смысложизненных ценностей - техноцентризма и антропоцентризма. Доминантность того или другого определяет приоритетность выбора целей, средств и алгоритмов деятельности во всех сферах жизни каждого отдельного человека и общества в целом. В статье обосновано положение о том, что в техногенном обществе постепенно, но неуклонно возрастает установка на технизацию и, соответственно, рационализацию и прагматизацию жизни, что вступает в явное противоречие с системой гуманистических ценностей, не имеющих, как правило, утилитарного характера. Методологической предпосылкой данного положения служит усиливающаяся в западной философии тенденция на критический анализ технических достижений общества. Эта тенденция, реализуемая первоначально, как высказанная Н.А. Бердяевым и М. Хайдеггером, в начале ХХ века тревога по поводу порабощения человека создаваемой им техникой, сегодня выкристаллизовалась в концептуальные обоснования негативных последствий этого процесса в работах Л. Мам-форда, А. Тоффлера, Э. Фромма, и др. [1; 2; 3].
Рассматриваемая проблема разнопланова, но остановимся на анализе ее двух основных граней. Во-первых, технизированная среда создает особое духовное пространство, в котором человек постоянно взаимодействует не с живыми объектами, а с мертвыми (в биологическом смысле) техническими системами. Это пространство требует от человека специфических психологических качеств, здесь приоритетное место занимают логико-когнитивные ценности - рациональность, следование порядку, исполнительность; на периферию духовности уходят такие общечеловеческие нравственно-ценностные ориентиры, как добро, сострадание, милосердие, которые не нужны в общении с технической системой. А. Тоффлер называет современное общество «обществом одноразовых стаканов», а человека этого общества - «модульным человеком» [2, с. 40, 72], подчеркнув тем самым коренное изменение психологии личности в новых индустриальных условиях. Содержание этого психологического изменения детерминировано ослаблением «социального давления», которое утрачивает свое регулятивное значение в «поддельной реальности», создаваемой современной техникой. В этой быстро развивающейся реальности утверждается и позитивно оценивается фрагментарность личностного взаимодействия, обусловленная уроками временности, быстроты смены отношений человека и продуктов технизированного мира на обыденном уровне. Это проявляется в постоянном стремлении к смене старой модели машины на новую, старой бытовой техники на более современную, и, в конечном счете, к усиливающейся тенденции избавления от старых механизмов, что, в общем-то, рационально и является предпосылкой комфортизации жизни. Происходит изменение традиционной схемы общения, ориентированной на стабильность, долговременность, преданность, верность - взаимодействие человека и техники подлежит оценке не в нравственных категориях, а в терминах рациональности и полезности. Во взаимодействии с техническими системами ут-
рачивает смысл нравственный императив, сформулированный И. Кантом («никогда не рассматривай другого человека как средство, а всегда только как цель»), поскольку техника используется, прежде всего, как средство (заметим, что целью в данном случае, как правило, выступает не другой человек, а собственная личность, стремящаяся к материальному комфорту и рационализму). Невостребованность нравственного императива в основных сферах жизни человека, связанных с использованием технических систем, становится правилом и неизбежно приводит к его игнорированию.
Другая грань рассматриваемой проблемы состоит в том, что возрастающие масштабы технизированной среды, расширение границ техногенного мира, неизбежно свертывают границы мира жизни, живой природы. По мнению американского философа Э. Фромма, один из самых простых и очевидных признаков современного индустриального человека заключается в том, что его больше не интересуют другие люди, природа, все живое. Исходя из этого, философ делает методологически многообещающий для анализа современного этапа цивилизационного развития вывод: когда страсть к техническим устройствам заменяет подлинный интерес к жизни, создаются условия для формирования некрофильской, деструктивной ориентации, проявляющейся в отказе от нравственно-гуманистического взаимодействия во всех сферах жизни. «Другой» как живое существо, как партнер по жизненному пространству перестает быть ценностью [3, с.294]. В данном дискурсе внимание также акцентировано в духовно-нравственном аспекте деструкции духовности, выраженном в постепенной утрате обществом нравственных ориентиров в мире, где технические и информационные системы доминируют над человеком, поскольку все в возрастающей степени способны заменить многие выполняемые им функции, но вместе с тем не требуют эмоционально-нравственных затрат, связанных с их обслуживанием.
Опасность духовного разрушения личности обостряется в современном обществе, стоящем на пороге абсолютной (то есть охватывающей все сферы социальной жизни - от бытовых до политических) информатизации. Такие духовно-коммуникативные каналы этого общества как кино, литература, театр, телевидение все чаще манифестируют и прославляют самые низменные человеческие чувства, через средства массовой информации насаждается культ насилия, предательства, вероломства, подлости. Честность, порядочность, отзывчивость осмеиваются, как качества, не способные помочь человеку вскарабкаться на вершину материального благополучия. Утрачен общечеловеческий критерий добра и зла. Можно констатировать (на эмпирическом уровне анализа) явное отставание общего культурного развития людей от темпов внедрения информационных технологий, что заставляет производить информационные продукты, которые могут потреблять люди с невысоким или недостаточно развитым уровнем духовных запросов. Это обстоятельство послужило основой дифференциации духовных форм в современном обществе, резко отделив по размаху своего влияния на человека формы, связанные с техникой массовой коммуникации, и формы, которые в силу тех или иных причин (в частности, из-за сложности своего содержания и восприятия), не получили доступа к этой технике.
Иными словами, лидирующее положение в духовной жизни общества начинают занимать те виды духовного производства, которые принято называть развлекательными и которые в силу определенных причин, прежде всего, экономического характера, оказались наиболее тесно связаны с информационными технологиями. Указанная ситуация обусловлена тем, что, во-первых, художественно-образные развлекательные продукты информационных технологий имеют более широкий рынок, чем познавательно-обучающие программы (их и производить сложнее). Во-вторых, функционирование информационных технологий в форме средств массовой информации тесно связано с рекламно-коммерческой деятельностью. Можно сказать, что информационные технологии в настоящее время «работают» не на человека, а на общество, выполняя социальный заказ. Это вроде бы неплохо, если бы при этом не был забыт духовный мир человека. Коммерческая реклама проникает в буквальном смысле в саму плоть духовной культуры, непосредственно вторгаясь в содержание самых разных ее образцов, по существу,
эксплуатируя духовные достижения человечества в определенных целях. Возникает ситуация превращения произведений искусства в служанку торговой рекламы - не реклама обслуживает произведения искусства, а произведения искусства рекламируют товар или услугу. Важную роль здесь играют приемы так называемого «подсознательного воздействия», когда в форме непритязательных, «беспроблемных» развлечений осуществляется внедрение в сознание психологически расслабленного человека определенных идей, установок, стереотипов поведения.
Специалисты по информационной безопасности подчеркивают, что «с позиций обеспечения информационной безопасности представляет определенную угрозу коммерциализация институтов и средств информатизации (теле- и радиокомпаний, сегментов российской части Интернет, газетных изданий и др.), делающая их зависимыми от диктата маргинальных, политических, общественных и криминальных структур на едином информационном поле российского государства» [4, с. 58]. Этот процесс высвечивает такую грань проблемы информационной безопасности человека как необходимость защиты его духовного мира от произвольного духовного манипулирования. Общество получило возможность широчайшего доступа к «зрелищам», создавая виртуальные пространства, в которых проигрываются в виде игр, кино- и мультфильмов жизненные ситуации, компенсирующие недостаток реальной жизненной активности и возможности творчества. Все это обусловливает тотальную массовость потребления духовной информации развлекательного характера. Эта информация воздействует на человека постоянно, повседневно, можно сказать, безгранично, увлекая его и в крупном городе и глухой деревне (при наличии соответствующих технических средств). Происходит своеобразная универсализация духовной жизни, поскольку каждый человек потребляет ту же информацию, что и другие: в разных уголках земного шара люди поют одинаковые песни, слушают одинаковые рекламные слоганы, смотрят одинаковые кинофильмы. Можно предположить, что при этом формируется сходный тип оценки определенных объектов и отношений, сходные установки на поведение в определенных ситуациях.
На основе сказанного констатируем, что негативный аспект экспансии техницизма заключается также в опасности стандартизации мышления, ориентированного на решение стандартных задач стандартными способами и, следовательно, все более утрачивающего способность к творчеству. Данная ситуация обусловлена тем, что человек создает очень сложную, быстро меняющуюся и информационно перегруженную окружающую среду, в которой он часто не может справиться с избытком информации. Скорость развития информационных технологий нередко приводит к тому, что естественной способности человека обработать информацию становится недостаточно для того, чтобы ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Возникает своеобразная «искусственная» неполноценность мышления, не способного адаптироваться в перегруженном информацией мире. Принятие решения в данной ситуации базируется не на ее всестороннем анализе, а все чаще на каком-либо одном, наиболее характерном, общепризнанном или доступном элементе информации. Это вызывает эффект стереотипного ограничения внимания и автоматической реакции на поступающую информацию. Автоматизм стереотипности, то есть стремление принять решение, используя уже известные методы, в конечном итоге приводит к необычайному расширению влияния на психику человека и соответственно на его действия во всех сферах жизни - от политической до интимной.
Очевидно, что создание информационных продуктов, посредством которых стереотипизи-руется сознание каждого человека, потребляемых людьми в том или ином виде (правильнее сказать - через те или иные каналы информации), осуществляется не случайно, а во-первых, для удовлетворения каких-то реальных потребностей человека, во-вторых, для реализации определенных целей того, кто создает этот продукт. Вполне очевидно, что целевая функция производителей информации должна согласовываться с потребностями людей, использующих ее. Вместе с тем, имея в виду, что производство и передача информации контролируется определенными социальными группами, логично предположить, что информационные каналы служат целям этих групп, то есть информационные продукты выполняют, главным образом, социаль-
ную функцию. Какую? Любая социальная общность стремится к сохранению своей стабильности, оптимизации социальных связей, что является основной задачей управления, поэтому информационные продукты нового общества обеспечивают решение этой задачи, то есть выполняют регулятивно-социализирующую функцию “Информационное воздействие” как одно из ресурсных основ управления в любой социальной общности имеет определенную цель - стабилизировать социальную систему, вытеснить состояние беспокойства, внушить каждому члену данной общности чувство согласия, примирения с существующим порядком. В этом смысле информация выступает важнейшим средством адаптации человека к социальной среде. Однако роль этого средства она играет только в том случае, когда духовное пространство человека совпадает или пересекается с информационным пространством социальной общности. Отсюда следует вывод: чем более стандартизированным, наполненным общепринятыми аксиологическими шаблонами, социокультурными стереотипами, образцами поведения наполнено сознание человека, тем легче он «вписывается» в общепринятый масштаб социального взаимодействия, тем легче поддается управлению и не провоцирует конфликтные ситуации. Эта ситуация была замечена А. Тоффлером, который говорит о такой особенности современного общества, как увеличение количества закодированных, целенаправленно составленных сообщений, имеющих значительный информационный объем и обеспечивающих быстрое воздействие [2, с. 126].
Таким образом, социальная стабильность информационного общества, представляющего пространство свободы, неизмеримое с таковым на предшествующих цивилизационных этапах, требует деконструкции эгоцентричного сознания и «обращения к другому» как актуального способа взаимопонимания в новом информационном поле. Но это взаимопонимание достигается в процессе универсализации и стандартизации морально-нравственных и аксио-когнитивных позиций. Наполнение сознания осуществляется в процессе информационного воздействия, подготавливающего человека к жизни в обществе, то есть имеющего определенные социальные цели. Следовательно, стереотипизация, стандартизация сознания как потребность социального управления реализуется как на индивидуальном, так и на социальном уровне. И здесь обнаруживается первое негативное следствие стандартизации массового сознания в информационном обществе, социализирующей роли информационных технологий. Если ранее, до широкого внедрения информационных технологий в повседневную жизнь, система норм, образцов поведения сверялась с реальной жизнью, служившей эталоном и исходной точкой отсчета, то теперь реальное поведение людей, их стиль жизни, образ мышления, одежды и манеры формируются на основе образцов и стереотипов, заданных виртуальной реальностью, ставшей носительницей норм и эталонов. Эти образцы и установки на определенный способ поведения приобретают обязательный, непререкаемый характер.
Второе негативное следствие стандартизации сознания и поведения заключается в том, что отвержение или пренебрежение имеющихся в информационном пространстве стандартов обычно приводит к общественному осуждению, воспринимается как аномалия, как проявление асоциальности, опасного нонконформизма. В формировании определенного отношения к определенным стандартизированным формам с помощью информационных технологий реализуется регулирующая функция управления. Причем специфика реализации этой функции заключается в том, что она не пользуется никакими элементами принудительности, не грозит никакими санкциями, не апеллирует ни к долгу, ни к совести. Свою миссию социальной регуляции информационное воздействие выполняет, основываясь на доставляемом удовольствии, на гедонистической природе развлечений (фильмы, игры, зрелища).
Стандартизация сознания в информационном обществе осуществляется в трех основных областях: поведенческой, когнитивной, аксиологической. Поведенческие стандарты интериори-зуются как ролевые наборы, предопределяющие выполнение определенных функций в обществе, выполнение ролей отца, жены, друга, делового партнера и т.п. Потребитель информации входит в воображаемый мир и выполняет в этом виртуальном мире виртуальные роли и способы поведения, которые приобретают характер общезначимых способов решения проблем в ре-
альной жизни. Нельзя сказать, что эти способы поведения и выполняемые роли всегда имеют негативный характер, но, несомненно одно - все более отчетливо проявляется линия прагматизма на выработку определенных верований, система которых помогает преодолевать сомнения. В конечном итоге сознание утрачивает способность к самостоятельной аналитической деятельности, способность к ответственности за определенную «реакцию на стимул». В когнитивной области стандартизация осуществляется преимущественно на уровне обыденного сознания, в процессе закрепления житейских стереотипов. В информационном обществе эти стереотипы формируются путем широкого распространения средствами массовой информации знаний о способах решения жизненных проблем (достаточно вспомнить, как возросло количество телевизионных программ, посвященных проблемам семьи, взаимоотношений мужчины и женщины, криминальным происшествиям и т.п.). Предлагаемые решения этих проблем принимаются как одобряемые обществом нормы поведения, что превращает их в регулятор поведения личности в реальной жизненной аналогичной ситуации.
Социально-стабилизирующая функция стандартизации сознания наиболее очевидна в аксиологической сфере. В общественном сознании информационного общества закрепляются принципы конформизма, толерантности, традиционализма - принципы, которые способствуют утверждению социального мира и интеграции разнородных социальных сил. Эти принципы, приобретая характер общезначимости, становятся ценностными регуляторами индивидуального сознания. Возникает проблема динамики и содержательной наполненности этих регуляторов, их соотнесенности с определенными социальными условиями, определенной социальной ситуацией, поскольку в периоды социальных конфликтов и потрясений сознание, ориентированное на толерантность и конформизм, нередко деформируется, с трудом воспринимает новые социальные идеалы.
Рассматривая проблему стандартизации сознания в информационном обществе, следует заметить, что указанный процесс является необходимым механизмом управления, поскольку избыточная информация, преобладание виртуальности над реальностью создает иллюзию оторванности от социума, от реальных социальных норм и правил. Выйдя из виртуального мира на поле социальной реальности, человек должен быть уверен, что нормы и правила этой реальности не отличаются от тех, по которым действовали персонажи информационных пространств. Отметим, вместе с тем, что отсутствие в механизме стереотипизации потенций к творческому развитию личности, к проявлению индивидуальности грозит расширением тоталитарных позиций, постепенной элиминацией из духовной сферы свободомыслия и индивидуализма. Сложность и противоречивость рассматриваемой проблемы заключается в том, что, с одной стороны, человек в новых социальных условиях, как было обозначено, теряет традиционные установки на личностное индивидуальное взаимодействие, в технизированной коммуникативной системе «человек-информация» ослабевают нравственные регулятивы деятельности. С другой стороны, канализирование социального интереса в сторону латентного отказа от доминирования антропологического центрирования, к массовизации и «обобществлению» духовной жизни способствует укреплению управленческих структур общества, стабильности коммуникативного взаимодействия. Социальная комфортность человека в современном обществе во многом определяется совершенством информационных технологий, степенью разнообразия создаваемого ими информационного пространства. При хорошо отлаженной информационной системе должны укрепляться политические институты общества, возникать общественное доверие, формироваться творческая атмосфера, усиливаться интеллектуальный контакт между людьми, в связи с чем неизбежно возрастает устойчивость общества, государства.
Парадоксом духовной жизни формирующегося информационного общества является ярко выраженная индивидуализация духовно-информационного воздействия при одновременной массовой направленности этого воздействия и массовости получаемого духовного результата. Можно констатировать, что информационные технологии в современном обществе превратились в сильнейшее средство социализации личности. По разным информационным каналам, за-
меняющим влияние семьи, школы, дружеского окружения, человек получает представление об образцах одобряемого поведения, о принципах взаимодействия с другими людьми и т.п. Возникает вопрос, - каковы будут результаты такой социализации? Сейчас пока трудно с уверенностью говорить об этом, но вполне очевидно, что агрессивный напор развлекательной информации деперсонализирует личность, воспитывает в ней социальную апатию, инертность, конформизм. Эти качества закрепляются пропагандируемыми стандартами жизни, стандартами поведения. Вполне возможно, что подобное впечатление отражает только начальный этап формирования нового глобального мировидения, в котором эмоционально-образное восприятие мира, формируемое современными средствами массовой информации будет постепенно дополняться рационально-теоретическим пониманием. Однако такой переход возможен при условии постепенного вытеснения зрелищно-развлекательной функции, которую выполняет большинство продуктов информационных технологий, когнитивно-развивающей, когда основной задачей информационной технологии станет обучение, формирование не только чувственноэмоциональной сферы, но и знаний, которые по определению должны быть основой мировоззрения. Представляется, что в современном функционировании информационных технологий когнитивно-развивающая функция еще не является доминирующей, поскольку ее реализация пока не приносит выраженной коммерческой прибыли.
Рассмотренная тенденция актуализирует задачу духовной безопасности личности в технизированном информационно насыщенном мире, решаемую через духовное возвышение человека, наполнение его духовного пространства нравственными гуманистическими ценностями. Неконтролируемая информационная экспансия вызывает размышления по поводу содержания массового сознания, которое может быть использовано как инструмент управления, манипулирования обществом и человеком в достижении частных интересов. Не случайно первоочередным мероприятием по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности является разработка мероприятий, направленных на реализацию основных интересов личности, общества и государства в области развития системы информационнопсихологической безопасности. Решение этой задачи требует создания условий для защиты психики людей от информационных воздействий, способных нанести вред их психическому здоровью, разрушить основы их нравственности Несомненно, что гуманизм, утверждающий безусловную ценность любого проявления жизни, провозглашающий уважение прав и достоинства любой личности, должен стать ядром духовности, содержание которой характеризует отношение человека к позитивным социальным ценностям и ориентацию на них в своей деятельности. Надо констатировать, что призывы к «возрождению духовности», к «возврату к духовным истокам», к имплантации общечеловеческих ценностей во все сферы социальной жизни в настоящее время стали общим местом. Однако возрождение духовности сегодня выступает преимущественно в формах расширения внешней религиозности, проявлениях национализма (называемых патриотизмом), широком распространении индивидуализма, толкуемом как свобода личности. Очевидно, что гуманистическое содержание духовности в указанных формах не может развернуться во всей полноте, более того, нравственное гуманистическое содержание духовности как бы свертывается, сужается в реалиях технизированного мира. Большинство сфер жизнедеятельности человека и общества, приобретающих характер техникоинформационного взаимодействия, все в большей степени становятся независимыми от сферы нравственности, от этических ценностей (в данном контексте можно говорить о специфике без-личностного - «бесконтактного», «дистанционного» - взаимодействия людей в виртуальной реальности, создаваемой Интернетом).
Полагаем, что обнажающиеся негативные аспекты формирующегося информационного общества во многом обусловлены бесконтрольным, то есть абсолютно свободным доступом каждого человека к информации, содержание которой не всегда гуманизировано. Указанная ситуация актуализирует проблему ограничения этой свободы и определения социальных механизмов такого ограничения. Естественно, здесь речь идет не о принудительно-юридических ме-
ханизмах ограничения той свободы, которая в условиях иррациональной информационной экспансии, обеспечивающей возможность наполнения практического разума самыми непредсказуемы образцами поведения, может привести к абсолюту вседозволенности и утрате традиционных общечеловеческих ориентиров. На первый план в этой проблеме выдвигается идеально-духовный аспект, предполагающий исследование сознательно-нравственной матрицы, формирующей и определяющей поведение человека в изменяющемся мире. В данном контексте возможно обоснование позитивной роли нравственной стандартизации сознания, обеспечивающей создание указанной матрицы.
Завершая анализ возможных негативных последствий интенсивной экспансии техницизма в сфере духовной жизни общества, зададим вопросы: что делать? «Высокое мышление, - писал М. Ганди, - несовместимо со сложной материальной жизнью, которая является результатом быстрого развития, навязанного нам поклонением Маммоне ... Дело не в том, что мы не знали, как изобрести машины, но наши предки понимали, что если мы изобретем их, то станем рабами, утратим свой нравственный облик. После долгого размышления они решили, что мы должны трудиться только с помощью своих рук и ног» [5, с.21]. По пути, предложенному великим гуманистом, сегодня предлагают идти сторонники концепции «нулевого роста экономики». Однако вряд ли мировое сообщество, отдавшее столько сил достижению комфортизации своей жизни и пытающееся всеми возможными способами удовлетворять растущие потребности, сможет это сделать. Но может ли оно справиться с надвигающейся угрозой? Ответ на этот вопрос даст философия, всегда приходившая на помощь человечеству в переломные этапы его существования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. - М.: Логос, 2002.
2. Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997.
3. Фромм Э. Антология человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1996.
4. Ефимов Н. Н. Приоритеты государственной политики в сфере информационной безопасности Российской Федерации/Личность. Культура. Общество. - М. Т. II. 2000.
5. Ганди М. Моя жизнь. - М.: Прогресс, 1969.
TECHNICAL ENVIRONMENT AND PERSONALITY:
THE PROBLEM OF SPIRIT DESTRUCTION
Garanina O.D.
The Factors those destruct the man spirit in contemporary society are described. Also the dangers of uncontrolled process to total inform the society is demonstrated.
Сведения об авторе
Гаранина Ольга Денисовна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1973), академик Международной Академии информатизации, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - философская антропология, философия науки и техники, социология управления.