Научная статья на тему 'Человек в социокультурном пространстве современной России'

Человек в социокультурном пространстве современной России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1040
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / КРИЗИС / CULTURE / PERSONALITY / CRISIS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Толок Екатерина Сергеевна

Исследуется социокультурное пространство современной России и место человека в нем. Особое внимание уделяется анализу состояния культуры современного российского общества и возможным путям преодоления духовно-нравственного кризиса личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Man in the Socio-Cultural Space of Modern Russia

Socio-cultural space of modern Russia and the place of the man in it are researched. Special attention is paid to the analysis of the state of culture of the modern Russian society and the possible ways of overcoming the personality spiritual-moral crisis.

Текст научной работы на тему «Человек в социокультурном пространстве современной России»

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.

3. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

5. ЗаровД.И. Цивилизационное пространство человека // Современная парадигма социально-гуманитарного знания. Саратов, 2004.

6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990.

7. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

8. Зиновьев А.А. О социальном статусе марксизма // Распутье. М., 2005.

E.S. Tolok

The Man in the Socio-Cultural Space of Modern Russia

Socio-cultural space of modern Russia and the place of the man in it are researched. Special attention is paid to the analysis of the state of culture of the modern Russian society and the possible ways of overcoming the personality spiritual-moral crisis.

Key words and word-combinations: culture, personality, crisis.

Исследуется социокультурное пространство современной России и место человека в нем. Особое внимание уделяется анализу состояния культуры современного российского общества и возможным путям преодоления духовно-нравственного кризиса личности.

Ключевые слова и словосочетания: культура, личность, кризис.

УДК 1 11.32(470+571 )(043.3)

ББК872Рос

Е.С. Толок ЧЕЛОВЕК

В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

I I роблема личности, общества и культуры - единая и характерная для каждого современного общества, поскольку социум функционирует и развивается только через личность и в раскрытии таковой. Личность же самоосуществляется только в обществе через реализацию своих сущностных сил, преобразуя, таким образом, себя и общество посредством культурной деятельности.

В настоящий момент трудно найти страну, которая бы переживала столь стремительные политические, экономические социальные и культурные изменения, как Россия. В результате радикальных реформ в ней сложилась культурная ситуация, которая не разрешила прежних противоречий, но добавила к ним новые, став еще более сложной. Драматический переход России в совершенно иную парадигму развития сделал исключительно актуальной проблему глубокого исторического, философского, социологического осмысления пройденного пути, нынешнего состояния и перспектив движения страны к

демократическому, информационному обществу, к правовому и социальному государству. Эта потребность находит свое отражение прежде всего в переосмыслении роли, места и возможностей культуры в социализации современной молодежи, в поисках цели и смысла жизни молодых россиян в условиях всеобщей нестабильности и духовного хаоса.

Духовную угрозу информационно-культурному пространству России несет целый ряд факторов, среди которых: интенсивные модернизационные процессы, некритическое заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью средств массовой информации общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стилей жизни. Россия, стремящаяся «догнать» Европу, в спешном порядке пытается усвоить чужую культуру, при этом насилуя собственное естество.

Специалистами отмечается, что современная масс-культура вынуждает копировать, воспроизводить преимущественно американские образцы, распространяя таковые на весь мир. Производимые Голливудом привлекательные социальные мифы - это своего рода социальная терапия для населения большинства стран, но это и виртуальная реальность, которая разлагает национальную идентичность. Современная американская (шире - западная) культура несет в себе ценности далеко не лучшего свойства: крайний индивидуализм и коллективный эгоцентризм, примитивизм, насилие и жестокость, хотя бы и в оболочке борьбы добра со злом.

Помимо «макдонализации» и формирования «Мак-мира» (McWorld) происходит насыщение, в том числе России и даже наиболее стойких восточных цивилизаций (например, Индии и стран арабского мира), наиболее простыми образцами западной массовой культуры - «быстрой музыкой», «быстрыми компьютерами» и «быстрой едой» [1, с. 75]. Следовательно, по мере того как осваиваются и берутся на вооружение американские нововведения в различных сферах жизнедеятельности, постепенно меняются ценности, установки, менталитет людей, характер порождаемых в коммуникационных сетях текстов, а новые англоязычные термины, используемые в них, восполняют смысловые конструкции национальных языков - носителей иноязычных культур.

Американизация современной культуры связана со становлением новой контактно-коммуникативной среды и городской культуры развлечений, с интенсивным поиском культурных форм, способных преодолеть границы национальных и этнических традиций и создать универсальный язык коммуникации. Воздействие американизированной массовой культуры заставляет народы идентифицировать себя с системами иных культур и ценностей, и они начинают активно участвовать в реализации вынужденных, но кажущихся им единственно возможными программ вместо того, чтобы критически пересмотреть их и заменить необходимыми именно им.

Все это выводит личность в систему более примитивных реакций. Человек преобразуется из представителя определенной социальной группы в составную

часть манипулируемой толпы. Биологическое и эмоциональное в нем выходит на передний план по отношению к социальному и разумному. Реформаторы в 1990-х годах направили средства культуры на уничтожение человеческого в человеке, уничтожение таких исконно высоких понятий, как любовь, верность, долг, честь, истина, правда, добродетель, на которых держится семья, род, отечество, государство.

Главенствующим принципом вестернизированной масс-культуры, предлагаемой два десятилетия россиянам, стала пропаганда вульгарного социал-дарви-низма, где человек человеку уже не «друг, товарищ и брат», а «волк» [2, с. 48]. За годы реформ выросло поколение, оторванное от своих корней - «поколение пепси» с расщепленным сознанием, с утраченными ориентирами, бездуховными целями, путающееся в представлениях о добре и зле. Сегодня велика опасность утраты страной национальных и духовных ценностей, своего сформированного веками менталитета вследствие повсеместного подражательства Западу, бездумного копирования наихудших элементов западного образа жизни и поведения.

Законы рынка, так внезапно вошедшие в жизнь российского общества, неизбежно и коренным образом поменяли сознание людей. От идеи и принципов соборности, которыми традиционно питалось на протяжении многих веков российское самосознание, общество, человека толкнули к крайнему индивидуализму и эгоизму. Некогда целостное российское культурное пространство распадается на все менее связанные в культурном отношении сегменты, не объединенные, как прежде, общими ценностями, нормами, а зачастую противостоящие, противоборствующие в культурном, духовном смысле друг другу.

На текущем этапе все чаще появляется информация о кризисе культуры в России, разрушении культурных основ всей народной жизни. Объясняется это явление обычно экономическими проблемами, нехваткой бюджетных средств. На самом же деле кризис культуры всегда связан с духовными основаниями, кризисом духовности.

Современный духовно-нравственный кризис человека, протекающий в форме перманентной внутривидовой войны людей за выживание и человеческое развитие, - это не что иное, как системный кризис нашего видового развития. Он затронул способ организации жизни на всех уровнях ее регуляции. Им охвачены не только каждый из нас, индивидов, включенных уже не только в национальные, но и в мировые общественные отношения, - его основу образует кризис способа духовной и интеллектуальной организации как государственных и общественных структур управления, так и каждой человеческой личности в отдельности.

В сознании людей на индивидуальном и групповом уровнях происходят изменения духовно-нравственных ориентиров, идеалов, ценностных ориентаций. В настоящее время в российском социуме сложилась ситуация, когда старые ценности во многом потеряли свою значимость, а новые ценностные ориентиры только создаются. В массовом сознании слабо актуализированы такие либеральные ценности, как собственность и терпимость, очень слабо актуализировано понятие достоинства - важнейшего признака независимости лич-

ности, ее высокого статуса. Поэтому необходимость в позитивной социально ориентированной трансформации культурной ситуации чрезвычайно актуальна. Т ребуется реформирование этой сферы жизнедеятельности общества.

Основной задачей в области социализации, культурного воспитания общества и личности на современном этапе является поиск новых культурных доминант при сохранении национальных культурных традиций. В условиях современного социума человек особенно нуждается в верных культурных ориентирах. Без них ему трудно, практически невозможно обрести личностный смысл своего существования, определить значимые цели, выбрать адекватные действия в их достижении. Эффективность поиска и правильность выбора подобных ориентиров зависит как от самого человека, так и от конкретной жизненной ситуации. Это непростой и весьма противоречивый процесс.

Система наиболее устойчивых социальных и культурных установок личности определяется шкалой ценностных ориентаций - мировоззренческих и нравственных убеждений человека, принципов его поведения, глубоких эмоциональных привязанностей. Позитивное культурное развитие личности в современных условиях возможно лишь в результате практической деятельности, участия в общественных процессах.

У подрастающего поколения следует воспитывать соответствующее мировоззрение, базисное миропонимание, гуманистическую жизненную позицию, формировать у молодежи инновационное поведение, толерантные качества личности. «Нравственное воспитание играет большую роль в системе формирования личности, является критерием, определяющим ее духовность, а духовность есть основание бытия человека» [3, с. 48]. Толерантный человек осознает, что мир, социальная среда многомерны и взгляды на этот мир могут быть различными, не сводятся к единообразию.

В связи с этим подчеркнем: молодежи необходимо пространство, чтобы она могла проявить в обществе свою индивидуальность и свои способности. Раскрытие личности и ее интеграция в социум являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали гражданами и взяли на себя ответственность за формирование и воспроизведение основанного на свободе и демократии правового и жизненного строя. Общество не в последнюю очередь зависит от того, научится ли молодое поколение жить, отвечая за себя и служа обществу. Привлечение молодых людей к культурно-общественной деятельности должно быть направлено на их физическое, социальное, духовно-нравственное развитие.

Духовная культура всецело связана с созидательной, преобразующей активностью личности, социальных групп, общества в целом. А. К. Уледов отмечает, что духовная культура - это не только совокупность духовных ценностей, но и активная творческая деятельность людей по освоению и преобразованию мира, производство, хранение, распространение и потребление духовных ценностей [4, с. 45]. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимых для осуществления всех видов деятельности.

Творчески развитая личность не перенимает в готовом виде ни западную, ни восточную картину мира и способы действия в ней. Она пытается понять и

выработать свое отношение к происходящему вокруг нее, осознать меру своей ответственности за собственные и совокупные действия, обосновать и оправдать стратегию своего поведения. Поэтому происходит переосмысление существующих идеалов, норм, вырабатываются личностное отношение к миру, индивидуальное мировоззрение, собственная система ценностей.

Духовные ценности - важная сторона функционирования и развития общества. Они определяют духовную атмосферу жизни людей и способствуют улучшению морально-психологического климата, без них обществу грозит самая настоящая бездуховность, что пагубно скажется на всех сторонах жизни и деятельности людей. В духовных ценностях отражаются духовные потребности людей, духовная деятельность, духовные отношения между людьми, а также особенности их межличностного духовного общения, то есть подлинно человеческая сущность - то, что выделяет и возвышает человека над остальным миром.

Распространение духовных ценностей - особый вид деятельности, ставящей своей целью повышение культурно-образовательного уровня людей. В результате такой деятельности обогащается духовная жизнь социума в целом и формируется более возвышенный внутренний мир каждого человека в отдельности, возникают более высокие духовные потребности личности и общества.

Количественный и качественный рост духовных ценностей ведет к обогащению духовной культуры общества и является важной предпосылкой формирования интеллектуально развитого человека. Высокие духовные запросы, в свою очередь, обязательно будут побуждать людей к созданию духовных ценностей, духовному творчеству, духовному общению. Можно ожидать, что вследствие этого будет происходить изменение характера духовного потребления.

В своей духовной жизни человек в соответствии со своими склонностями приобщается к тем или иным духовным ценностям. В современных условиях во многом это определяется спецификой образа жизни самого общества и в особенности средствами массовой информации, коммуникации и манипулирования сознанием широких масс населения. Духовная жизнь характеризуется усреднением и стандартизацией вкусов, что процессуально превращает ее в духовное потребление. Рискнем выразить мысль, что духовное потребление приводит к «затуханию» культуры и препятствует духовному развитию человека, усугубляет кризисные проявления в общественной жизни.

С нашей точки зрения, неоспоримо, что преодоление кризиса культуры возможно лишь через возврат государства и творческой интеллигенции к исконно духовным ценностям российской культуры. Культура оказывает решающее воздействие на формирование личности человека. Без ее влияния невозможно не только его гармоническое развитие, но и полноценное включение в общественный процесс, созидательную деятельность на благо государства и общества.

Влияние культуры, всех форм ее воздействия на духовную жизнь общества в целом и конкретную личность особенно усиливается в переходные периоды развития того или иного общества, в периоды смены векторов, парадигм и целей общественного и государственного развития. Такой период в своей истории переживает сейчас наша страна. Но несмотря на это, Россия может и должна выдвинуть альтернативную идею потребительской цивилизации досуга

В.В. Канафьева

Запада. Ее миссия - совершить в мире духовный переворот и глобальную революцию сознания.

Библиографический список

1. Соломатова С.Н. Ценностные ориентации россиян в процессе формирования гражданского общества в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6.

2. Сергеев В.В. О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социальногуманитарные знания. 2007. № 4.

3. Бусыгина И.М. Какие ценности в цене? // Политические исследования. 2004. № 1.

4. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2.

V.V. Kanafieva

Number and Name as Mediators of Intellectual Systems

The author uses Florensky’s name philosophy ideas as methodology for the explanation of the phenomenon of intellectual systems. The idea of the principal lack of convergence between the language-sign and the language-symbol is considered as the basic problem of the artificial intellect philosophy.

Key words and word-combinations: intellectual systems, name, number, language-sign, language-symbol.

Автором используются в качестве методологии идеи философии имя-славия П. Флоренского для объяснения феномена интеллектуальных систем. В качестве основной проблемы философии искусственного интеллекта рассматривается идея о принципиальной несводимости друг к другу языка-знака и языка-символа.

Ключевые слова и словосочетания: интеллектуальные системы, имя, число, язык-знак, язык-символ.

УДК 800.1 ББК81В

В.В. Канафьева

ЧИСЛО И ИМЯ КАК МЕДИАТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

настоящее время все дискуссии, так или иначе касающиеся вопроса совершенствования систем искусственного интеллекта, замыкаются на проблеме усложнения объектов управления с одновременным ужесточением требований к точности и качеству управления данными системами. Это, естественно, обусловливает факт пересмотра подходов построения самих систем управления, что может привести к противоречию с традиционными подходами. Как следствие возникает необходимость использования интеллектуальных самоорганизующихся систем автоматического управления (ИССАУ) [1, с. 40], содержащих в своей структуре не что иное, как гибридное вычислительное устройство - нейрокомпьютер.

Проблемно-ориентированный язык, поддерживающий стиль программирования, которому присущ вид абстракции «правило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.