Научная статья на тему 'Технико-технологические факторы инновационного развития хозяйствующих субъектов'

Технико-технологические факторы инновационного развития хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технико-технологические факторы инновационного развития хозяйствующих субъектов»

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

А.А. Сафронова, к.э.н., доцент Института экономики и предпринимательства

Группа технико-технологических факторов отражает состояние технологической инфраструктуры, обслуживающей инновационную деятельность, услуги который формируют производственно-технологический блок. К нему относятся отдельные виды обслуживания, связанные со спецификой процесса инкубации фирм и инновационных проектов, процедур аттестации, сертификации и экспертизы. В этот же блок входят и услуги по подбору офисных и производственных помещений, аренда, лизинг, ремонт оборудования, складские и транспортные услуги, услуги по тиражированию печатной продукции, услуги связи и т.п. Перечисленные услуги реализуются в рамках таких организаций, как инновационно-технологические центры и технопарки, инновационно-промышленные комплексы, технологически кластеры, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудование и др.

Технологическая инфраструктура призвана создавать условия для доступа инновационного предприятия к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки и инновационно-технологические центры, которые, в основном, обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие доступ к производственным мощностям.

Одной из проблем существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и инновационно-технологических центрах практически отсутствует ротация малых предприятий (МП), то есть малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и малые инновационные предприятия вынуждены держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемом производства малого предприятия, расположенного в технопарке, а с другой — прекращение роста количества МП. Вследствие этого технопарки и инновационно-технологические центры во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, скорее, это доходные дома, приносящие их владельцам доход от сдачи в аренду площадей малым предприятиям. Предлагается решение данной проблемы в установлении ограничения на срок пребывания малого предприятия в составе технопарка. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части малого предприятия через оговоренный срок. Скорее всего, ситуация быстро вернется к начальному состоянию за счет формальной «ротации» через организацию новых юридических лиц с постоянным составом учредителей.

В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где МП могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионом.

Следующий вопрос, который должна решать технологическая инфраструктура, — обеспечение доступа малым предприятиям к производственным мощностям. Создавая площади для размещения МП, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностей крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов МП. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда малое предприятие по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация, в основном, обратная. С

ростом экономики эта возможность становится меньше, поскольку крупные предприятия увеличивают объемы производства и, в первую очередь, выполняют на своей производственной базе собственные заказы.

В последнее время стала модной организация «кластеров», которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Кластерами у нас, как правило, называют совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. По существу такое определение кластера практически полностью тождественно понятию инновационно-технологическому комплексу.

Для полноты рассмотрения следует упомянуть также о технико-внедренческих зонах, которые также можно отнести к элементам технологической инфраструктуры. В последнее время ведется широко обсуждение проекта создания таких зон. Предполагается, что предприятия, которые будут размещаться в этих зонах, будут иметь доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы. Пока условия существования предприятий в технико-внедренческих зонах законодательно не определены, и обсуждать роль таких образований не целесообразно.

Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие (мы не рассматриваем здесь вопрос доступности и стоимости кредитов на покупку оборудования для малых и средних предприятий, а только «вопросы его рентабельной эксплуатации). Таким образом, от использования новых технологий в производстве в силу этой причины оказывается отсеченным огромный пласт малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

На Западе такой подход получил широкое распространение. Например, до 20% лазерного производственного оборудования устанавливается в так называемых job-shop,ax (центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке материалов). Следует отметить, что не только малые и средине, но также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.

Одним из основных результатов организации центров коллективного пользования станет обеспечение доступа к современным технологиям для малых и средних предприятий, для которых покупка собственного дорогостоящего технологического оборудования практически невозможна. Если для оснащения региональных центров использовать частично бюджетные средства, их окупаемость за счет увеличения объемов производства предприятий, пользующихся услугами центра, и соответствующего увеличения выплат налогов может быть предельно быстрой.

Кроме прямого возврата вкладываемых в центры коллективного пользования средств от производственной деятельности, следует учитывать также непрямые эффекты от деятельности центров коллективного пользования. Известно, что на каждый рубль затрат на производство продукции с помощью лазеров на следующих этапах производства генерируется продукция на 8 - 10 рублей в определенных переделах. Если принять, что в этой сумме 10% составляют налоги, то на каждый рубль продукции, произведенной на лазерном комплексе, генерируется примерно 1 рубль налоговых поступлений по всей производящей цепочке. Годовой объем работ на лазерной установке примерно равен ее стоимости. Таким образом, вложение в организацию лазерных участков коллективного пользования окупаются только по налоговым поступлениям примерно за один год.

Приведенный пример показывает основные преимущества, которые могут возникнуть при предлагаемых подходах. Естественно, пример с лазерными центрами - это только иллюстрация и аналогичные подходы можно использовать в других областях. Напри-

мер, существуют проекты с организацией аналогичных производств в области биотехнологии.

В заключение отметим дополнительные положительные эффекты, которые дает организация региональных центров коллективного пользования:

• генерация дополнительных объемов производств;

• генерация налоговых поступлений от увеличения объемов производства;

• повышение конкурентоспособности — расширение сбыта, увеличение объемов продаж промышленной продукции за счет использования передовых производственных технологий, повышение экспортного потенциала российских производственных пред-

приятий за счет повышения качества производимой продукции;

• создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров;

• сохранение производственного потенциала российских предприятий.

Как видно из приведенного перечня, организация центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству региональных промышленных предприятий доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу отечественной промышленности на инновационный путь развития.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В.В. Зезюлин, к.э.н., научный сотрудник РЭА им. Г.В.Плеханова

Методологические основы исследования инновационной инфраструктуры включают в качестве основного системный подход, который предполагает, с одной стороны, обоснование и представление ее в виде относительно устойчивой самоорганизующейся системы, а с другой стороны, — определение взаимоотношений между отдельными ее элементами и основным производством. Основополагающим принципом системного анализа является принцип комплексности, то есть рассмотрение инновационной инфраструктуры в виде процесса взаимосвязанного и взаимообусловленного развития различных ее структур в рамках конкретных общественно-экономических формаций.

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности. К ним относятся инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, технико-внедренческие зоны, технологический консалтинг, венчурные фонды, подготовка специалистов в области технологического и научного менеджмента, государственная система научно-технической информации и множество других организаций. Все многообразие элементов инновационной инфраструктуры по отраслевому составу целесообразно разделить на пять блоков:

I. Производственно-технологический блок. К нему относятся отдельные виды обслуживания, связанные со спецификой процесса инкубации фирм и инновационных проектов, процедур аттестации, сертификации и экспертизы. В этот же блок входят и услуги по подбору офисных и производственных помещений, аренда, лизинг, ремонт оборудования, складские и транспортные услуги, услуги по тиражированию печатной продукции, услуги связи и т.п. Перечисленные услуги реализуются в рамках таких организаций, как инновационно-технологические центры и технопарки, инновационно-промышленные комплексы, технологически кластеры, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудование и др.

II. Консалтинговый блок. Данный блок услуг включает в себя традиционные консультационные услуги такие, как юридические, а также в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления производством и т.п. Отметим, что в спектр правовых услуг, необходимых инновационному предприятию, наряду с обычными (учреждение, регистрация предприятий, подготовка договоров и сделок и т.п.) входят услуги, связанные с правовой охраной интеллектуальной собственности и ее передачей. Под финансовыми услугами здесь понимается аудит, вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, организация планирования и управления финансами фирмы и т.п. К ним также следует относить услуги в части поиска внешних источников финансирования, подготовки соответствующих инвестиционных предложений. К услугам по менеджменту относятся те из них, которые связаны с разработкой организационной структуры и управления предприятием, подбором и обучением персонала, управлением проектами.

Если говорить об организационном обеспечении деятельности инновационного предприятия научно-исследовательского профиля, то в этот перечень услуг следует добавить и научное обслуживание, а именно: услуги по организации и проведению конференций и симпозиумов, услуги по корпоративному использованию в исследовательских целях дорогого уникального оборудования, по

изданию научно-технической литературы.

III. Финансовый блок включает в себя различные источники финансирования инновационной деятельности среди который, как правило, выделяют бюджетные и внебюджетные средства фондов технологического развития, средства венчурных, стартовых фондов, гарантийных структур и фондов и т.п.

IV. Информационный блок. Выделение информационного блока условно, так как буквально все услуги базируются на нем. В данном случае, имеются в виду услуги, оказываемые фирмами информационно-компьютерного профиля (подключение к Интернет и другим компьютерным сетям и профессиональным базам данных, разработка в интересах фирмы-клиента специального прикладного программного обеспечения). Реализуются данные услуги посредством государственной системы научно-технической информации, структур поддержки малого бизнеса, региональных информационных систем и т.п.

V. Кадровый блок включает в себя услуги, связанные с повышением квалификации персонала в области инноваций, подготовки специалистов в области технологического и научного менеджмента, которые способны соединить, интегрировать и решать проблемы комплексно.

VI. Сбытовой блок ориентирован на обеспечение взаимодействия фирмы с внешней средой. В эту группу входят услуги по маркетинговым исследования (анализ рынков, конкурентов, выработка стратегии развития бизнеса и продвижения продукции на рынки и т.п.), подготовка проведение рекламных компаний, организация участия в выставках, услуги типа «паблик рилейшнз», а также обеспечение эффективного поиска и взаимодействия с за-руьежными партнерами.

Каждый из перечисленных блоков представляет собой соответствующие виды инфраструктур (технологической, консалтинговой, информационной, кадровой, финансовой, сбытовой), которые являются составной частью инновационной инфраструктуры.

Инновационные предприятия нуждаются в особых услугах, связанных с маркетингом инновационного продукта, трансфером технологий на зарубежный рынок, консультированием по вопросам экспорта научно-технической продукции, часто подпадающим под категорию «продукции двойного назначения».

Наиболее быстроразвивающейся сферой инновационной инфраструктуры является консалтинговый блок. Известные консалтинговые фирмы, работающие в инновационной сфере (ИС), действуют в рамках региональных программ поддержки ИС. Они оказывают инновационным предприятиям «бесплатные» услуги — за счет государства. Очень мало фирм, готовых самим платить за услуги, и это не только потому, что у них нет денег. Последнее связано еще и с особенностями нашего менталитета. Многие сегодня уже начинают понимать, что своевременные и высококвалифицированные услуги сферы аудита, юриспруденции (эта сфера лицензирована) нередко спасают от катастрофических ошибок и, в конечном счете, позволяют экономить большие деньги. Да, сегодня основные виды помощи, в которых нуждаются инновационные предприятия, связаны с привлечением финансов. Бизнес-планирование выступает сегодня главной темой консультирования. Но на самом деле внутренние потребности намного шире того. Необходимы консультации и по вопросам управления персоналом. Часто дела в фирме не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.