DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10604
Т.Г. Гурнович - профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
T.G. Gurnovich - professor Department of Organization of production and innovation activity, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;
А.С. Матвеев - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
A.S. Matveev - student of Economics faculty, Kuban state agrarian University. I.T. Trubilin;
Д.П. Позоян - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
D.P. Pozoyan - student of economics faculty, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2 TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Статья посвящена исследованию основных тенденций и проблем в сфере технико-технологического обеспечения отечественного аграрного производства. Проведен монографический анализ научных трудов по проблематике исследования. Дана оценка современных тенденций технико-технологического обеспечения аграрного производства. Показана роль аграрной сферы экономики в обеспечении продовольственной безопасности государства. Отмечено, что повышению конкурентоспособности предприятий сферы препятствует недостаточный современный уровень оснащенности хозяйств сельскохозяйственной техникой. Сделан вывод о необходимости реализации комплекса мероприятий освоения и распространения инновационных технологий и модернизации технических средств, обеспечивающих наращивание объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции посредством энерго- и ресурсосбережения. Кроме того, отсутствует стратегия стимулирования инвестиций в развитие отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса, требуют научного обоснования механизмы поддержки создания и функционирования технологических и сервисных обслуживающих субъектов. Также проблематичным аспектом технико-технологической модернизации исследуемой сферы является отсутствие обоснования экономически устойчивых источников финансовой поддержки технико-технологического обновления сельскохозяйственного производства, требуют дальнейшего развития формы и механизмы государственного содействия технико-технологическому обновлению и инновационному развитию агропромышленного производства. Именно сельскохозяйственное производство России способно успешно решать национальные социально-экономические проблемы, среди которых: безработица, социальная напряженность, отсутствие рабочих мест, наполнение потребительского рынка качественными отечественными товарами. Но это возможно лишь при условии повышения конкурентоспособности субъектов сферы, что обеспечивается стимулированием инвестиционно-инновационных процессов, которые реализуют расширенное воспроизводство и развитие материально-технической базы.
Abstract. The article is devoted to the study of the main trends and problems in the field of technical and technological support of domestic agricultural production. A monographic analysis of scientific works on the research problem is carried out. The assessment of modern trends in technical and technological support of agricultural production is given. The role of the agrarian sector of the economy in ensuring the food security of the state is shown. It is noted that the insufficient modern level of equipment of farms with agricultural machinery impedes the increase in the competitiveness of enterprises in the sphere. It is concluded that it is necessary to implement a set of measures for the development and dissemination of innovative technologies and the modernization of technical means to increase the volume of production of competitive agricultural products through energy and resource conservation. In addition, there is no strategy to stimulate investments in the development of domestic mechanical engineering for the agro-industrial complex; mechanisms to support the creation and operation of technological and service entities require scientific justification. Also, a problematic aspect of the technical and technological modernization of the studied area is the lack of substantiation of economically sustainable sources of financial support for the technical and technological renewal of agricultural production; further development of the forms and mechanisms of state support for technical and technological renewal and innovative development of agro-industrial production require further development. It is the agricultural production in Russia that is able to successfully solve national socio-economic problems, including: unemployment, social tension, lack of jobs, filling the consumer market with high-quality domestic goods. But this is possible only if the competitiveness of the subjects of the sphere is increased, which is ensured by
2 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 20-010-00079 А «Разработка экономических механизмов формирования, инновационного развития и адаптации материально-технической базы сельскохозяйственных организаций к условиям их размещения»
stimulating investment and innovation processes that implement expanded reproduction and development of the material and technical base.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, аграрная сфера, технико-технологическое обеспечение, модернизация, обновление, инвестиции, государственная поддержка.
Key words: agricultural production, agrarian sector, technical and technological support, modernization, renewal, investments, government support.
Современный этап развития экономики передовых стран мира характеризуется высокотехнологичным аграрным производством при достаточно высоком уровне его обеспечения производственными ресурсами. Залогом устойчивого развития отрасли выступает своевременное обновление технической базы аграрного производства и приведение ее в соответствие новейшим технологиям.
Уровень технико-технологического обеспечения сельскохозяйственного производства также влияет на результативность деятельности аграрных предприятий и их конкурентоспособность.
Особенности аграрной сферы экономики, в частности, подверженность влиянию природно -климатических факторов, усугубляют негативный эффект морального и физического старения.
В этой связи вопросы, затрагиваемые в данном научном исследовании, в особенности в условиях реализации государственного курса на импортозамещение в продовольственной сфере, актуальны и своевременны.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что повышению эффективности сельскохозяйственного производства способствуют: адекватная материально-техническая база при научном ее использовании; государственная поддержка технико-технологической модернизации; введение эффективной модель развития агролизинга; расширение сети сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов совместного использования сельскохозяйственной техники для хозяйств населения; разработка системы инженерно-технического обеспечения сельского хозяйства за счет совершенствования его организации и управления; постоянная переоценка основных средств сельского хозяйства при применении ускоренной амортизации.
Целью статьи является определение основных направлений технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства.
Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи:
- оценка уровня современного состояния технико-технологического обеспечения аграрно-производ-ственной сферы России;
- разработка рекомендаций по обновлению технической базы сельскохозяйственного производства и повышению эффективности ее использования на инновационной основе.
В исследовании были использованы такие методы, как теоретический метод, анализ и синтез.
Сейчас аграрное производство России требует технико-технологического переоснащения в соответствии с уровнем фондообеспечения отрасли в развитых странах мира. Такие процессы осуществляются в пределах расширенного инновационного производства отраслевых технических средств, что предусматривает их качественное обновление в соответствии с современными технологиями в сельскохозяйственном производстве [2].
Это требует научного обоснования основных принципов государственной технической политики в агропромышленном комплексе (АПК), направленной на обеспечение условий для системной инновационной технико-технологической модернизации отечественного агропромышленного производства, формирования и эффективного функционирования системы инженерно-технического обеспечения АПК для увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции, снижение материало- и энергоемкости технологических процессов, повышение производительности труда, улучшение социальных условий сельскохозяйственных товаропроизводителей, соблюдение условий экологической безопасности [4].
Статистика свидетельствует о том, что технико-технологическая модернизация в отрасли осуществляется крайне слабо, парк сельскохозяйственной техники неуклонно сокращается. При этом приобретение новой техники не покрывает выбытие отработавшей свой ресурс техники. Так, парк тракторов в 2000 г. составлял 746,7 тыс. шт., в 2014 г. - 247,3 тыс. шт., а в 2018 г. - 211,9 тыс. шт. Также сложная ситуация с количеством комбайнов: в 2000 г. их число составляло 198,7 тыс. шт.; в 2014 г. - 64,6 тыс. шт.; в 2018 г. - всего 56,9 тыс. шт. [3].
Отраженные статистикой показатели приобретения техники для сферы сельскохозяйственного производства отражены в Табл. 1.
Таблица 1 - Приобретение новой техники в сельскохозяйственных организациях, % к наличию _на конец года_
2000 2014 2015 2016 2017 2018
Тракторы 1,9 3,1 3,0 3,3 3,6 3,4
Комбайны 2,62 4,14 4,8 4,34 4,36 4,38
Свеклоуборочные машины (без ботвоуборочных) 2,2 4,1 4,3 7,6 6,9 5,9
Жатки валковые 2,9 5,4 5,8 6,9 8,0 6,4
Доильные установки и агрегаты 1,1 3,8 4,1 3,1 3,0 2,8
Данные Росстата по приобретению сельхозтехники приведены на конец отчетного года, а по списанию техники - на его начало, то есть реальный разрыв между выбывшей и приобретенной техникой еще выше, чем приводится в статистическом сборнике. В 2015-2018 гг. тенденция сокращения парка соответствующей техники продолжилась: в 2018 г. свеклоуборочных машин было 2,1 тыс. шт. (2014 г. - 2,4 тыс. шт., 2015 -2016 гг. - 2,2 тыс. шт., 2017 - 2,2 тыс. шт.), жаток валковых 18,8 тыс. шт. (2014 г. - 21,2 тыс. шт., 2015 г. - 19,7 тыс. шт., 2016 г. - 19 тыс. шт., 2017 - 19,1 тыс. шт.), доильных установок и агрегатов 22,4 тыс. шт. (2014 г. - 26,3 тыс. шт., 2015 г. - 25,1 тыс. шт., 2016 г. - 24,1 тыс. шт., 2017 г.- 22,9 тыс. шт.) [3].
Кроме того, техническое перевооружение отрасли в значительной мере затрудняют стагнационные процессы, происходящие в отечественном сельхозмашиностроении (Рис. 1).
30
25
20
н* Э
С 15 10
2014 2015 2016 2017 2018 Год
Свеклоуборочные машины
Жатки валковые
Доильные установки и агрегаты
5
0
Рисунок 1 - Динамика сокращения парка сельскохозяйственной техники
Отечественное производство сельскохозяйственной техники имеет тенденцию к снижению, причем по отдельным направлениям его спад весьма значителен. Например, по сравнению с 2017 г. производство машин для обработки почвы составляло 12,8 тыс. шт., зерноуборочных комбайнов 7,6 тыс. шт., культиваторов 49,5 тыс. шт.; тогда как в 2018 г. машин для обработки почвы было произведено всего 5,9 тыс. шт. (-54%), зерноуборочных комбайнов 4,6 тыс. шт. (-39,5%), культиваторов 35,4 тыс. шт. (-28,5%) [3].
Такое падение объемов производства сельскохозяйственной техники ставит под угрозу технико-технологическую модернизацию отрасли, поскольку у сельхозтоваропроизводителя, имеющего ограниченные финансовые возможности, при продолжении данной негативной тенденции в скором времени будет вовсе отсутствовать возможность альтернативного выбора в процессе приобретения необходимой новой техники, что приведет к значительным затратам покупке зарубежной сельхозтехники. Данная ситуация повлечет за собой появление дополнительных издержек и, как следствие, продуцирует снижение конкурентоспособности продукции предприятия. Например, в 2013 г. тракторы отечественных марок составляли лишь 13% в общей структуре российского рынка тракторов, в 2017 г. - менее 10% [6]. Поэтому государству необходимо поддерживать отечественных производителей сельскохозяйственной техники, так как их отсутствие создает реальную угрозу продовольственной безопасности национального государства.
Объем государственного финансирования, направляемого на поддержку инновационной деятельности в сельском хозяйстве РФ, составляет согласно «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» 23,7 млрд. руб., что соответствует 1,6% от общего финансирования мероприятий программы. На инновационные проекты в отрасли приходится 5,5 млрд р. или 0,4% общих средств программы. Незначительное финансирование инноваций в сельском хозяйстве со стороны государства привело к тому, что только 2% аграрных предприятий внедряют инновационные технологии в свою деятельность. Следует отметить, что уровень внедрения инноваций в отечественном АПК - около 10%, в то время как в США - более 50% [5].
В то же время внедрение высокотехнологичной техники и инноваций в сельскохозяйственном производстве оптимизирует труд персонала, а следовательно, снижает трудозатраты предприятия. Так, по мнению некоторых исследователей, внедрение современной техники в растениеводстве и инновационных технологий в животноводстве способствует существенному снижению численности работников и их высвобождению на 30-50% за счет сокращения трудоемкости производства продукции, что приводит к сокращению трудозатрат на 47,187,0% [1].
Большое разнообразие почвенно-климатических условий, организационных форм хозяйствования и экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей обусловили разный уровень их технико-технологического обеспечения, что необходимо учитывать при предоставлении государственной поддержки по обновлению их машинно-тракторного парка. Приоритетными в приобретении должны стать зерноуборочные комбайны средней и высокой мощностей, грунтообрабатывающие и удобрительные посевные комплексы, технические средства для послеуборочной обработки зерновых и семян масличных культур, оборудование для молочных и свиноферм.
Дальнейшее развитие агропромышленного производства возможно при условии перевода его на инновационную основу, обязательной составляющей которой является обновление материально - технической базы, что позволит, реализовав новейшие технологии, увеличить объемы производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
При определенных положительных явлениях технико-технологической модернизации отечественного аграрного производства его уровень остается недостаточным, что обусловлено рядом проблем, в частности финансовыми проблемами сельхозпроизводителей и проблемами рынка сельскохозяйственной техники.
В процессе технико-технологического переоснащения аграрного производства все большее значение приобретают собственные финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. Так, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций сельскохозяйственного производства по экономике в целом в 2016 г. составлял 12801,6 млрд руб., в 2017 г. - 9036,8 млрд руб., в 2018 г. - 12400,3 млрд руб. Также растет удельный вес убыточных организаций сферы: в 2016 г. их количество составляло 29,5% (от общего числа организаций сферы); в 2017 г. - 31,9%; в 2018 г. - 33,1%. Соответственно, снижается количество прибыльных предприятий: в 2016 г. - 70,5%; в 2017 г. - 68,1%; в 2018 г. - 66,9% [3].
Финансовую основу для осуществления модернизации технико-технологической базы составляет именно прибыль. В рыночных условиях роль прибыли неизмеримо возрастает, обеспечивая повышение уровня конкурентоспособности предприятия направлением прибыли на мероприятия по усилению сильных конкурентных элементов и устранение слабых сторон. В том случае, когда уровень фондооснащенности сельскохозяйственных угодий и фондовооруженности труда тормозит выпуск конкурентоспособной продукции, прибыль должна направляться на развитие материально-технической базы предприятия.
Однако из-за инфляционных процессов и накопленного диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию в аграрных предприятиях России потенциальная способность к самофинансированию обновления машинно-тракторного парка остается проблематичной [5].
Мировой и отечественный опыт доказывают необходимость государственной поддержки сельхозпроизводителей, прежде всего, их материально обеспечения. Однако в России доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет средств государственного бюджета чрезвычайно мала. Так, инвестиции в основной капитал, направленные на развитие организаций сельскохозяйственного производства в 2016 г. составляли - 582,6 млрд руб.; в 2017 г. - 651,4 млрд руб.; в 2018 г. - 707,7 млрд руб. Несмотря на рост инвестиций, их доля ежегодно не превышает 4-4,1% от общего объема инвестиций в основной капитал организаций по всем отраслям [3].
Среди существующих форм и видов бюджетного финансирования обновления материально - технической базы сельскохозяйственных предприятий следует выделить механизмы государственной поддержки технико-технологического переоснащения аграрного производства. Государственная поддержка технико-технологического переоснащения аграрного производства положительно будет сказываться на закупке отечественной техники, на которую распространяется действие государственных программ.
Проведенное исследование подтверждает, что в России существует проблема технико-технологической модернизации сельскохозяйственного производства, которая для решения требует государственной поддержки. Результативность механизмов данной поддержки подтверждается положительным опытом развитых стран.
Основными механизмами государственной поддержки считаем: льготные кредиты; предоставление техники в лизинг лизинговыми компаниями, деятельность которых финансируется за счет бюджетных средств; частичная компенсация стоимости приобретения сложной техники; региональные программы, программы поддержки фермерских хозяйств.
В нынешних условиях сельское хозяйство нуждается в ускоренном обновлении сельскохозяйственного производства. Существующие механизмы и уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей пока не в состоянии обеспечить необходимый уровень модернизации. С целью решения имеющихся проблем этой сферы целесообразно:
1. Расширить направления стимулирования технико-технологического развития предприятий АПК посредством реализации бюджетных программ государственной поддержки сельского хозяйства.
2. Создать благоприятные условия для организации совместных предприятий сельскохозяйственного машиностроения и лицензионного производства иностранных образцов техники на территории России.
3. Ввести новую эффективную модель развития агролизинга, направленную на ускорение технико-технологического обновления отрасли.
4. Расширить сеть сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов совместного использования сельскохозяйственной техники для хозяйств населения;
5. Повысить действенность системы инженерно-технического обеспечения сельского хозяйства, в частности за счет совершенствования его организации и управления.
6. Вести практику постоянной переоценки основных средств сельского хозяйства при применении ускоренной амортизации.
Реализацию указанных предложений обеспечит применение научно обоснованной структурно-логической модели технико-технологического обновления агропромышленного производства России, включающей организационные основы модернизации материально- технической базы сельскохозяйственного производства на разных уровнях, а также составляющие механизма финансового обеспечения, что в перспективе предполагает разработку соответствующих взаимосвязанных инструментов государственного, рыночного и совместного регулирования.
Источники:
1. Кононова Н.Н., Улезько А.В., Курносов А.П. Оценка условий формирования технико -технологического базиса аграрного сектора // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2020. Т. 13. № 2 (65). С. 118-129.
2. Михайлов М.Г. Методические основы совершенствования системы материально-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Международный научно-производственный журнал "Экономика АПК". 2017. № 6 (272). С. 73-79.
3. Сельское хозяйство в России. 2019. M.: Росстат, 2019. 91 с.
4. Тавказахова И.А. Тенденции развития и направления регулирования рынка материально-технических средств в сельском хозяйстве // Агропродовольственная политика России. 2015. № 11 (47). С. 17-20.
5. Чекунов А.С. Технологическая модернизация сельскохозяйственного производства: состояние, формы, методы и направления поддержки инноваций // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81. № 1 (79). С. 373-379.
6. Чукин Ф.С. Научно-методологические аспекты инноваций и их роль в развитии сельского хозяйства // АПК: Экономика, управление. 2020. № 7. С. 89-93.
References:
1. Kononova N.N., Ulez'ko A.V., Kumosov A.P. Assessment of the conditions for the formation of the technical and technological basis of the agricultural sector // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agramogo universiteta. 2020. T. 13. № 2 (65). P. 118-129. [in Russian]
2. Mikhaylov M.G. Methodological foundations of improving the system of material and technical support of agricultural producers // Mezhdunarodnyy nauchno-proizvodstvennyy zhurnal "Ekonomika APK". 2017. № 6 (272). P. 73-79. [in Russian]
3. Agriculture in Russia. 2019. M.: Rosstat, 2019. 91 p. [in Russian]
4. Tavkazakhova I.A. Development trends and directions of regulation of the market of material and technical means in agriculture // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2015. № 11 (47). P. 17-20. [in Russian]
5. Chekunov A.S. Technological modernization of agricultural production: state, forms, methods and directions of innovation support // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy. 2019. T. 81. № 1 (79). P. 373379. [in Russian]
6. Chukin F.S. Scientific and methodological aspects of innovations and their role in the development of agriculture // APK: Ekonomika, upravlenie. 2020. № 7. P. 89-93. [in Russian]
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10605
Э.С. Емельянова - исполнительный директор ПАО «Сбербанк», к.э.н., [email protected], E.S. Emelyanova - executive director of PJSC «Sberbank», PhD in economics;
В.А. Свадковский - студент Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected],
V.A. Svadkovskiy - student of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ РИСКА ЛИКВИДНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАДЗОРНОЙ ПРАКТИКЕ STRESS TESTING OF LIQUIDITY RISK IN INTERNATIONAL SUPERVISORY PRACTICE
Аннотация. Темой для исследования в данной статье стал вопрос оценки используемых подходов при проведении регуляторами и кредитными организациями стресс-тестирования риска ликвидности. Актуальность этой темы подтверждается активным развитием и совершенствованием надзорного стресс-тестирования как одного из основных инструментов превентивной оценки рисков ликвидности. В статье проводится сравнение надзорного стресс-тестирования стресс-тестирование ликвидности и стресс-тестирование капитала, формулируются ключевые отличия данных понятий. Далее приводится главные цели стресс-тестирования, сформулированные МВФ; в качестве примеров надзорного стресс-тестирования ликвидности рассматриваются CLAR и ILAAP -процедуры стресс-тестирования, осуществляемые ФРС США и ЕЦБ. Кроме того, в статье подробно излагается последовательность становления и последующего развития пруденциальных показателей нормативов ликвидности, приводятся показатели изменений банковской отрасли после введения нормативов. Дополнительно рассмат-