УДК / UDC 631.15:338.46:636:631.17
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ЖИВОТНОВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА РЕСУРСНЫХ РЫНКАХ
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MATERIAL SUPPORT OF ANIMAL HUSBANDRY INDUSTRIES UNDER THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION ON THE RESOURCE MARKETS
Полухин A.A.*, доктор экономических наук, доцент, профессор РАН Polukhin A.A., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский
институт экономики сельского хозяйства», Москва, Россия Federal State Budgetary Scientific Institution "Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All Russian Research Institute of
Agricultural Economics", Moscow, Russia *E-mail: [email protected]
Представлены результаты исследования организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения животноводства. Представлен анализ рынка сельскохозяйственной техники для животноводства. Определены ниши, в которых существует зависимость от иностранных поставщиков. Обоснована экономическая сущность организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения животноводства, которую можно сформулировать как систему организационно-экономических взаимоотношений между органами государственной власти, научным сообществом, финансовыми институтами, сельскохозяйственными организациями, направленных на стимулирование инновационного развития сельского хозяйства, организационная составляющая которого базируется на создании и развитии сельской кооперации, усилении взаимодействия научных организаций и хозяйствующих субъектов, а ключевым аспектом экономической составляющей механизма является повышение доступности ресурсов для сельскохозяйственных организаций. Причем важно, чтобы данная система управления эффективно реализовывалась как на уровне федеральном, региональном, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Для реализации управленческого подхода обоснованы следующие этапы и функции управления механизмом технической модернизации сельского хозяйства на различных уровнях. Обосновано, что укрепление материально-технической базы сельскохозяйственного производства является комплексным вопросом, включающим в себя как технико-технологическую модернизацию, обеспечение финансовыми ресурсами так и научное сопровождение, причем без этих составляющих динамичное и поступательное развитие сельского хозяйства невозможно. Организационных экономический механизм сельского хозяйстве, являясь многоаспектной проблемой включает в себя комплекс взаимосвязанных элементов и механизмов их взаимодействия. Предложенный организационно-экономический механизм технической модернизации сельского хозяйства предусматривает тесную взаимосвязь между органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях), наукой (как инженерной, так и экономической), финансовыми институтами (банки, лизинговые компании, страховые компании), организациями производящими сельскохозяйственную технику и оборудование на территории России, а также сельскохозяйственными организациями, являющимися центральным элементом данного механизма. Ключевые слова: экономика сельского хозяйства, материально-техническое обеспечение, животноводство, импортозамещение.
The results of the study of organizational and economic mechanism of material and technical support of animal husbandry are presented. The article presents an analysis of the market of agricultural machinery for the livestock. The niches in which there is a dependence on foreign suppliers are defined. The economic essence of the organizational and economic mechanism of material and technical support of animal husbandry, which can be formulated as a system of organizational and economic relations between public authorities, the scientific community, financial institutions, agricultural organizations, aimed at stimulating the innovative development of agriculture, the organizational component of which is based on the creation and development of rural cooperation, strengthening the interaction of scientific organizations and economic entities, a key aspect of the economic component of the mechanism is to increase the availability of resources for agricultural organizations. Moreover, it is important that this management system is effectively implemented at the level of Federal, regional and economic entities. To implement the management approach, we have justified the following stages and functions of management of the mechanism of technical modernization of agriculture at different levels. It is proved that the strengthening of the material and technical base of agricultural production is a complex issue, including both technical and technological modernization, provision of financial resources and scientific support, and without these components, dynamic and progressive development of agriculture is impossible. The organizational economic mechanism of agriculture, as a multidimensional problem includes a set of interrelated elements and mechanisms of their interaction. The proposed organizational and economic mechanism of technical modernization of agriculture provides a close relationship between public authorities (at the Federal and regional levels), science (both engineering and economic), financial institutions (banks, leasing companies, insurance companies), organizations producing agricultural machinery and equipment in Russia, as well as agricultural organizations, which are the Central element of this mechanism. Key words: economy of agriculture, material and technical support, animal husbandry, import substitution.
Введение. Материально-техническое обеспечение животноводства является базой для развития как самой отрасли и повышения экономической эффективности производства животноводческой продукции, так и основой для развития смежных отраслей, таких как растениеводство (в части кормопроизводства), сельскохозяйственное машиностроение (в части производства техники и оборудования для ферм).
Организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения животноводства в современных российских условиях должен строится как с позиций формирования условий для обеспечения продовольственной безопасности, так и с позиций импортозамещения на ресурсных рынках. Учитывая вышеизложенное, нами были проведены исследования, направленные на обоснование организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения животноводства.
Цель исследований - разработать и обосновать организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения животноводства, с учётом отраслевой специфики и особенностей развития рынка материально-технических ресурсов.
Условия, материалы и методы. Исследования проводились в рамках тематического плана ФАНО РФ 0569-2015-0013 «Усовершенствовать организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения отраслей животноводства в условиях импортозамещения на ресурсных рынках» ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ.
Объектом изучения стал рынков материально-технических ресурсов для животноводства РФ. Источниками эмпирической информации стали данные
официальной статистики, данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., данные Министерства сельского хозяйства.
Математическую и статистическую обработку данных проводили с помощью общепринятых методик экономического анализа.
Результаты и обсуждение. Организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения животноводства предусматривает формирование комплекса техники, оборудования для производства продукции животноводства, причем отраслевая особенность заключается в том, что стационарное оборудование, технологически должно быть между собой согласовано и синхронизировано. В этой связи проекты ферм формируются исходя из условий крупного поставщика оборудования, и включают в себя не только и не столько комплект техники, а являются технологически единым комплексом [3].
В этой связи, считаем, что формирование материально-технической базы животноводства является комплексным вопросом, включающим в себя как технико-технологическое оснащение производства продукции животноводства, формирование доступного механизма финансового и инвестиционного обеспечения, научное сопровождение, кадровое обеспечение [2, 9].
В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы произошла существенная технико-технологическая модернизация животноводства. В таблице 1 представлены количественные показатели, характеризующие модернизацию отрасли.
Таблица 1 - Число построенных и модернизированных ферм для производства продукции животноводства за период с 2013 по 2017 год [1]_
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год Всего за весь период
КРС на убой
введенных новых 41 39 60 41 68 249
реконструированных и модернизированных 24 26 47 20 17 134
Молочные фермы
введенных новых 140 112 120 117 161 650
реконструированных и модернизированных 131 94 99 119 70 513
Свиньи на убой
введено новых 31 31 28 32 29 151
реконструированных и модернизированных 8 6 2 6 11 33
Птица на убой
новых введенных 10 19 13 14 18 74
реконструированных и модернизированных 21 11 13 6 14 65
Как видно из данных, представленных в таблице 1, в РФ за период реализации стимулирующих мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы построено значительное количество новых животноводческих объектов и модернизировано существующих. Однако судить о масштабах роста мощности отрасли на уровне страны можно оценив прирост объемов производства, данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Прирост объемов производства животноводческой продукции за счет ввода новых объектов, реконструкции и модернизации объектов, тыс. т [1]
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год Всего за весь период
Общий объем производства крупного рогатого скота на убой (в живой массе), полученный за счет ввода новых объектов, реконструкции и модернизации объектов, тыс. т 3,5 8,3 46,2 6,8 4,8 69,6
Общий объем производства молока, полученный за счет ввода новых объектов, реконструкции и модернизации объектов, тыс. т 179,6 162,1 234 232,1 159,4 967,2
Общий объем производства свиней на убой (в живой массе), полученный за счет ввода новых, реконструкции и модернизации имеющихся объектов, тыс. т 143,4 148,8 79,9 138,4 45,4 555,9
Общий объем производства птицы на убой (в живой массе), полученный за счет ввода новых и реконструкции и модернизации имеющихся объектов, тыс. т 154,2 194,6 232 251,5 319,3 1151,6
Рост новых производственных мощностей животноводства позволил получить дополнительный объем продукции, что в значительной степени оказало влияние на рост показателей продовольственной безопасности. Однако, как видно из данных рисунка 1, доля дополнительно полученной продукции в общем объеме производства составляла от 0,12 до 4,8% по разным видам продукции животноводства соответственно. Лишь в 2015 году прирост производства молока составил 14,5%.
16 14 12 10 8 6 4 2 0
14,5
4 --А-—£ 4 \ 4,1___ 48 3,9 4,8
"5 3,2 ,5 2
0,59 ^ 0,52 0,57 V4
0,29 1 1 1 1
в общем объеме производства крупного рогатого скота на убой (в живой массе), %
в общем объеме производства молока, %
в общем объеме производства
свиней на убой (в живой массе), %
в общем объеме производства
птицы на убой (в живой массе), %
2013 2014 2015 2016
2017
Рисунок 1 - Доля дополнительного производства на построенных, реконструированных и модернизированных объектах
Отметим, что рост объемов производства в молочном и мясном скотоводстве до реализации мер государственной поддержки не позволял говорить о продовольственной безопасности [4, 7, 8]. Так в 2013 году удельный вес молока и мяса отечественного производства в общем объеме ресурсов внутреннего рынка составил 76,5% и 77,3% соответственно (Пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности по молоку 90%, а по мясу 85%), в 2017 году этот показатель составил по молоку 82,4%, а по мясу 90,4%.
Реализация проектов строительства новых молочных и мясных ферм позволила создать значительное количество высокотехнологичных скотомест (таблица 3).
Таблица 3 - Количество дополнительно созданных скотомест в мясном и молочном скотоводстве [1]_
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год Всего за весь период
Количество созданных скотомест в мясном скотоводстве за счет:
введенных новых объектов 16915 109703 76864 49583 75955 312105
реконструкции и модернизации 5944 8028 11821 6539 3617 35949
Число созданных скотомест в молочном скотоводстве:
за счет введенных новых объектов 47504 46351 47710 53682 65357 260604
за счет реконструкции и модернизации 25983 12071 21880 24957 49876 134767
Для создания эффективно работающего организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения животноводства целесообразно создать систему управления, обеспечивающую реализацию таких этапов управления как оценка, прогнозирование, мотивация, организация, контроль и формирование корректирующих мероприятий [3, 6]. Причем важно, чтобы данная система управления эффективно реализовывалась как на уровне федеральном, региональном, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Для реализации управленческого подхода нами обоснованы следующие этапы и функции управления механизмом технической модернизации сельского хозяйства на различных уровнях.
1. Первым этапом эффективной и обоснованной реализации механизма материально-технического обеспечения животноводства является объективная оценка обеспеченности отрасли техникой и оборудованием, а также тенденций перевооружения аграрного производства с учетом развития рынка техники. На этом этапе особое внимание должно уделяться структурному анализу парка, с учетом возрастных характеристик, производительности, возможности использования техники при освоении ресурсо и энергосберегающих технологий. С точки зрения государства необходимо детально оценить механизма финансового обеспечения модернизации и потенциальных возможностей российского машиностроения для освоения рынка современной и конкурентоспособной техники.
2. В качестве второго этапа управления организационно-экономическим механизмом материально-технического обеспечения животноводства нами выделяется прогнозирование, которое должно осуществляться на основе ретроспективного анализа данных о поступлении новой и выбытии списанной техники, причем прогноз необходимо строить с учетом реализуемых и возможных механизмов государственной поддержки, а также оценки потребности в новой техники для выполнения индикаторов реализации программ развития сельского хозяйства в целом.
3. Важнейшим этапом управления реализацией организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения животноводства является непосредственное управление, организация и стимулирование. Этот этап включает в себя целый комплекс направлений, от финансовой помощи в приобретении определенных видов оборудования и техники сельскохозяйственными производителями (скидки на новую технику, обеспечение доступности заемных средств) до организации обслуживания парка техники. Важно отметить, что весь этот комплекс мероприятий должен осуществляться посредством реализации целевых, отраслевых, межотраслевых, государственных программных документов.
4. Четвертым этапом управления является осуществление контроля за выполнением целевых индикаторов и разработка корректирующих мероприятий, что позволяет реализовывать не статический механизм, а развивающуюся с учетом рынка систему [4, 5].
Выводы. Таким образом, формирование и реализация организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения животноводства, представляет собой последовательность управленческих мероприятий по обеспечению производства продукции животноводства материально-техническими ресурсами. Её эффективное функционирование возможно лишь при должной финансовой обеспеченности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» Москва, 2018.
2. Геворгян А.С. Состояние, перспективы и основные тенденции развития молочного животноводства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 32 (80-2). С. 704-707.
3. Polukhin A.A. Technical modernization of Russian agriculture in the conditions of international integration and economic sanctions // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2015. T. 42. № 6. C. 41-51.
4. Полухин A.A. Организационно-экономический механизм технической модернизации сельского хозяйства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Москва, 2014.
5. Калиничева Е.Ю. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 31. С. 37-41.
6. Совершенствование механизма рынка средств производства для сельского хозяйств в условиях членства России в ВТО / В.П. Алферьев, С.А. Шанин, А.В. Федотов, Г.С. Павлов, О.И. Жукова, К.И. Алексеев, С.Е. Жуковина. М.: 2013. 75 с.
7. Ежевский А.А., Черноиванов В.И., Федоренко В.Ф. Тенденции машинно-технологической модернизации сельского хозяйства. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. 292 с.
8. Кормаков Л.Ф., ОрсикЛ.С. Рынок сельскохозяйственной техники: проблемы и решения. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. 192 с.
9. Кузьмин В.Н. Анализ рынка и эффективности российской и зарубежной сельскохозяйственной техники. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. 204 с.