Научная статья на тему 'Техническая модернизация растениеводства в рамках реализации мер государственной поддержки'

Техническая модернизация растениеводства в рамках реализации мер государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
109
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC DIRECTION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS / РАСТЕНИЕВОДСТВО / CROP PRODUCTION / РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / MARKET OF AGRICULTURAL MACHINERY / ТЕХНИКА ДЛЯ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ / MACHINERY FOR PLANT PROTECTION / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Мордовин А. Н.

В статье рассматривается проблема технической модернизации растениеводства. Растениеводство является базовой отраслью сельского хозяйства по которой выполняются показатели импортозамещения. Дальнейшее развитие отрасли должно строится на инновационной основе. В современных экономических условиях конкурентное развитие растениеводства возможно лишь на основе технической и технологической модернизации. В тоже время в России принят курс на ресурсное импортозамещение, в этой связи важно соблюсти баланс между технологическим ростом сельского хозяйства и возможностями сельскохозяйственного машиностроения. Представлены данные о динамике изменения посевных площадей сельскохозяйственных культур в РФ, а также о тенденциях технического и технологического переоснащения. Дана оценка реализации политики импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники. При обосновании эффективности технической модернизации использован Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», что позволило дать более объективную оценку. Приведены данные о наличии и поступлении основных видов сельскохозяйственной техники для растениеводства, а также объемы их реализации в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Рассмотрены вопросы государственной поддержки продвижения новой российской техники, а также государственной поддержки стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства. Сделан вывод, что с учетом санкций необходимо максимально уйти от ресурсной импортозависимости в производстве продукции растениеводства. В этой связи объемы финансирования при реализации мер поддержки, заложенных в Госпрограмме 2013-2020 гг. не должны снижаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL MODERNIZATION OF THE PLANT IN THE FRAMEWORK OF MEASURES OF STATE SUPPORT

The article deals with the problem of technical modernization of crop production. The crop production is a key branch of agriculture on which import substitution indicators are carried out. Further development of branch has to be based on an innovative basis. Under the modern economic conditions, competitive development of crop production is possible only on the basis of technical and technological modernization. At the same time, Russia has adopted a policy of resource import substitution, in this regard, it is important to strike a balance between the technological growth of agriculture and the possibilities of agricultural engineering. The article presents data on the dynamics of changes in acreage of agricultural crops in the Russian Federation, as well as on the trends of technical re-equipment. The evaluation of the policy of import substitution in the market of agricultural machinery is given. The national report "on the progress and results of the implementation of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020" was used to substantiate the effectiveness of technical modernization, which allowed to give a more objective assessment. The data on the availability and receipt of the main types of agricultural machinery for crop production, as well as the volume of their implementation in the framework of the state program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 are given. The issues of state support for the promotion of new Russian technology, as well as state support for the promotion of technical and technological modernization of agriculture are considered. The conclusion is drawn that taking into account the sanctions it is necessary to leave as much as possible from a resource dependence on imports in production of crop production. In this regard the amounts of financing at implementation of measures of support, 2013-2020 put in national programme shouldn't decrease.

Текст научной работы на тему «Техническая модернизация растениеводства в рамках реализации мер государственной поддержки»

УДК / UDC 631.152.2:633/.635

ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

TECHNICAL MODERNIZATION OF THE PLANT IN THE FRAMEWORK OF MEASURES OF STATE SUPPORT

Мордовии A.H., соискатель Mordovin A.N., Applicant ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia

E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема технической модернизации растениеводства. Растениеводство является базовой отраслью сельского хозяйства по которой выполняются показатели импортозамещения. Дальнейшее развитие отрасли должно строится на инновационной основе. В современных экономических условиях конкурентное развитие растениеводства возможно лишь на основе технической и технологической модернизации. В тоже время в России принят курс на ресурсное импортозамещение, в этой связи важно соблюсти баланс между технологическим ростом сельского хозяйства и возможностями сельскохозяйственного машиностроения. Представлены данные о динамике изменения посевных площадей сельскохозяйственных культур в РФ, а также о тенденциях технического и технологического переоснащения. Дана оценка реализации политики импортозамещения на рынке сельскохозяйственной техники. При обосновании эффективности технической модернизации использован Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», что позволило дать более объективную оценку. Приведены данные о наличии и поступлении основных видов сельскохозяйственной техники для растениеводства, а также объемы их реализации в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Рассмотрены вопросы государственной поддержки продвижения новой российской техники, а также государственной поддержки стимулирования технической и технологической модернизации сельского хозяйства. Сделан вывод, что с учетом санкций необходимо максимально уйти от ресурсной импортозависимости в производстве продукции растениеводства. В этой связи объемы финансирования при реализации мер поддержки, заложенных в Госпрограмме 2013-2020 гг. не должны снижаться. Ключевые слова: стратегическое направление, экономические санкции, растениеводство, рынок сельскохозяйственной техники, техника для защиты растений, техническая и технологическая модернизация, сельское хозяйство.

The article deals with the problem of technical modernization of crop production. The crop production is a key branch of agriculture on which import substitution indicators are carried out. Further development of branch has to be based on an innovative basis. Under the modern economic conditions, competitive development of crop production is possible only on the basis of technical and technological modernization. At the same time, Russia has adopted a policy of resource import substitution, in this regard, it is important to strike a balance between the technological growth of agriculture and the possibilities of agricultural engineering. The article presents data on the dynamics of changes in acreage of agricultural crops in the Russian Federation, as well as on the trends of technical re-equipment. The evaluation of the policy of import substitution in the market of agricultural machinery is given. The national report "on the progress and results of the implementation of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-

2020" was used to substantiate the effectiveness of technical modernization, which allowed to give a more objective assessment. The data on the availability and receipt of the main types of agricultural machinery for crop production, as well as the volume of their implementation in the framework of the state program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 are given. The issues of state support for the promotion of new Russian technology, as well as state support for the promotion of technical and technological modernization of agriculture are considered. The conclusion is drawn that taking into account the sanctions it is necessary to leave as much as possible from a resource dependence on imports in production of crop production. In this regard the amounts of financing at implementation of measures of support, 2013-2020 put in national programme shouldn't decrease.

Key words: strategic direction, economic sanctions, crop production, market of agricultural machinery, machinery for plant protection, technical and technological modernization, agriculture.

Введение. Поступательное развитие растениеводства, обеспечивающее продовольственную безопасность страны, возможно лишь при реализации политики импортозамещения на ресурсных рынках (на рынке, сельскохозяйственной техники, удобрений, средств защиты растений, топлива). Россия обладает значительными запасами земельных ресурсов - ключевым ресурсом для развития растениеводства. Поэтому потенциал для поступательного развития растениеводства лежит в плоскости технологического роста.

Цель исследований - дать оценку экономической эффективности реализации мер государственной поддержки в рамках Госпрограммы 2013-2020.

Условия, материалы и методы. Объектом изучения стал рынок материально-технических ресурсов для растениеводства. Источниками статистической информации стали данные официальной статистики, данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., данные Национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Математическую и статистическую обработку данных проводили с помощью общепринятых методик экономического анализа.

Результаты и обсуждение. Экстенсивным фактором роста объемов производства продукции растениеводства является увеличение площади посева. В таблице 1 представлена динамика площади посева основных культур за период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Таблица 1 - Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га [2]_______

Наименование культур 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 к 2013,%

Вся посевная площадь 78057,1 78525 79319 79992 80617,2 103,3

Зерновые и зернобобовые культуры 45826,5 46220,4 46642,5 47109,9 47672,8 104,0

Подсолнечник на зерно 7271,2 6906,7 7005 7598,3 7988,4 109,9

Соя 1531,8 2006,1 2123,3 2228,5 2635,4 172,0

Рапс (озимый и яровой) 1325,9 1191,4 1020,7 978,3 1005,4 75,8

Свекла сахарная 903,8 918,7 1022,2 1108,1 1199 132,7

Лен-долгунец 55,2 50,5 52,6 48,5 47,5 86,1

Картофель 2137,5 2112 2128,1 2053,3 1905,5 89,1

Овощи 671,3 683,7 693,5 691,9 661,6 98,6

Кормовые культуры 17217,1 17127,3 16974 16377 16280,2 94,6

Из представленных в таблице 1 данных видно, что наблюдается увеличение площадей посева зерновых и зернобобовых культур. Особенно заметен относительный рост площади посевов сои и сахарной свеклы, что связано в первую очередь с высокой доходностью этих культур. Государственная поддержка развития растениеводства направлена на увеличение объемов производства и достижения критериев продовольственной безопасности страны [3]. В Госпрограмме 2013-2020 года заложены критерии, определяющие эффективность развития отрасли, которые являются целевыми индикаторами (табл. 2).

Таблица 2 - Выполнение целевых показателей по ^ растениеводству [1, 2]

Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

план факт выполнение, %

Валовой сбор сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. т

зерна 92385 105315 104786 120672 104000 135393 130,2

сахарной свеклы 39321,2 33513,4 39030,5 51366,8 38532,4 51933,9 134,8

Валовой сбор в сельскохозяйственных организациях, КФХ, включая ИП, тыс. т

картофеля 5358,2 6174,5 7550,3 6863,9 6400 6742,4 105,4

овощей открытого грунта 3875,6 3964,4 4602,4 4642,9 4398 5100,6 116

Размер посевных площадей, занятых под зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в субъектах Российской Федерации, тыс. га 62057,4 62242,9 62578,9 62479,2 61577,3 63043,4 102,4

Площадь подготовки низкопродуктивной пашни, тыс. га 792,4 801,9 802,4 809,2 725 796,8 109,9

Размер застрахованных посевных площадей в субъектах Российской Федерации, тыс. га 11662 12826,9 8303,3 3815,9 4067,7 1325,1 32,6

Доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов, % 8,2 7,2 7,9 8 7,8 8,4 107,7

Как видно из таблицы 2, количественные индикаторы развития растениеводства в РФ выполняются, за исключением страхования посевов. Увеличение объемов производства идет как за счет роста посевных площадей, так и за счет роста урожайности. По нашему мнению, важным показателем является обеспеченность производства современной техникой, способной на фоне повышения нагрузки показывать экономическую эффективность [4]. В рамках Госпрограммы 2013-2020 гг. заложено финансирование на поддержку технической и технологической модернизации сельского хозяйства причем, по данным 2016 и 2017 годов данное финансирование растет (табл. 3).

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на техническую, технологическую модернизацию и инновационное развитие отраслей АПК [1, 2]___

Наименование мероприятия Ресурсное обеспечение реализации мероприятий, млн. рублей Отношение плановых объемов финансирования (2017 к 2016), % Кассовое исполнение федерального бюджета, %

2016 год 2017 год

план факт план факт

Обновление парка сельскохозяйственной техники 11162,0 11162,0 15700,0 15699,8 141 100

Данные таблицы 3 наглядно демонстрируют рост объемов финансирования из федерального бюджета мер, направленных на техническую, технологическую модернизацию и инновационное развитие отраслей АПК, более чем на 40%. В этой связи следует ожидать и количественный рост объемов приобретения сельскохозяйственной техники российского производства.

Данные о наличии и поступлении основных видов техники для растениеводства в сельскохозяйственных организациях РФ представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Наличие и приобретение основных видов сельскохозяйственной техники в РФ [2]_____

Вид техники 2015 год 2016 год 2017 год 2017 к 2015, %

Наличие основных видов техники:

тракторы 409130,00 400859,00 389831,00 95,3

зерноуборочные комбайны 128321,00 129565,00 130121,00 101,4

кормоуборочные комбайны 15798,00 15085,00 14784,00 93,6

Коэффициент обновления основных видов техники:

тракторы 2,65 2,82 2,83 0,18 п.п.

зерноуборочные комбайны 4,19 4,78 4,78 0,59 п.п.

кормоуборочные комбайны 4,24 4,76 4,69 0,45 п.п.

Приобретение основных видов техники в рамках поддержки:

тракторы 979 1092 2113 215,8

зерноуборочные комбайны 2195 3120 8983 409,2

кормоуборочные комбайны 106 260 417 393,4

Анализируя данные таблицы 4, можно отметить существенный рост объемов приобретения сельскохозяйственной техники в рамках Госпрограммы 2013-2020 гг. Спрос на технику российского производства значительно вырос. Это способствует технологическому импортозамещению и даёт импульс к развитию, как растениеводства, так и сельскохозяйственного машиностроения [5, 7, 8].

Реализуемые меры государственной поддержки сельскохозяйственного машиностроения стимулируют производителей техники инвестировать средства в разработку новых моделей техники. В тоже время объемы инвестиций в НИОКР не достаточны для освоения новых рынков сбыта.

В таблице 5 представлены наиболее крупные производители, инвестирующие в разработку и освоение новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацию моделей сельскохозяйственной техники.

Таблица 5 - Наиболее крупные инвестиции в разработку новых моделей самоходной сельскохозяйственной техники, млн. руб.___

Показатели 2015 г. 2016 г.

ООО «Комбайновый завод "Ростсельмаш"»

Объем инвестиций в разработку и освоение новых видов с.-х. техники или модернизацию моделей с.-х. техники 176,4 156, 5

Объем инвестиций в основное производство 54,4 87,9

Перечислено средств субсидий в рамках Госпрограммы 2013-2020 г. 3160,3 6453,0

АО «Петербургский тракторный завод»

Объем инвестиций в разработку и освоение новых видов с.-х. техники или модернизацию моделей с.-х. техники 35 131

Объем инвестиций в основное производство 146 551

Перечислено средств субсидий в рамках Госпрограммы 2013 -2020 г. 1304,9 1939,7

Как видно из таблицы 5, производители сельскохозяйственной техники вкладывают значительные средства в модернизацию, однако без государственного стимулирования модернизация шла бы значительно меньшими темпами [6].

Выводы. В целом отметим, что поступательное развитие растениеводства должно строится на принципах модернизации. Это позволит производить продукцию с конкурентоспособными затратными и качественными характеристиками. В тоже время с учетом санкций необходимо максимально уйти от ресурсной импортозависимости в производстве продукции растениеводства. В этой связи объемы финансирования при реализации мер поддержки, заложенных в Госпрограмме 2013-2020 гг. не должны снижаться.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Государственная программа развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Москва. 2018.

3. Бурак П.И. Анализ развития рынка сельскохозяйственной техники // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 12. С. 77-79.

4. Лисютченко H.H. Экономическая оценка реализации технического потенциала сельского хозяйства Орловской области // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2012. T. 1. № 1. C. 12-18.

5. Санду И.С. Экономические аспекты технико-технологической модернизации сельского хозяйства в условиях интеграции в Евразийский экономический союз // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 7. С. 84-89.

6. Полухин A.A. Экономическая оценка потенциала развития российского сельскохозяйственного машиностроения // Техника и оборудование для села. 2018. № 3. С. 45-47.

7. Парахин Н.В. Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства Орловской области // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2014. № 4. С. 48.

8. Прока Н.И., Страшко И.В., Полухин A.A. Эффективность использования ресурсного потенциала сельского хозяйства Орловской области // Вестник Орел ГАУ. 2010. № 6(27). С. 2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.