Научная статья на тему 'Технико-экономическое обоснование внедрения штангового подъёмника в транспортно-технологические процессы'

Технико-экономическое обоснование внедрения штангового подъёмника в транспортно-технологические процессы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ЗАТРАТЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТ / ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ / СМЕТА / ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ / ТАРНО-ШТУЧНЫЕ ГРУЗЫ / ШТАНГОВЫЙ ПОДЪЕМНИК / ANALYSIS / COSTS / INNOVATION PROCESS / PROJECT HANDLING / COST / WAREHOUSE WORK / ESTIMATE / TRANSPORTATION OF GOODS / UNITIZED CARGO / BOOM LIFT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикунова Мария Сергеевна, Лускань Олег Александрович

Статья посвящена комплексному исследованию проблем внедрения и расчету штангового подъемника для крутонаклонного и вертикального транспортирования штучных грузов, который может использоваться для подъема тарно-штучных грузов прямоугольной формы в многоэтажных зданиях, в том числе магазинах, а также в качестве межоперационного внутрицехового транспорта при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ. Проведены маркетинговые исследования для завершения инновационного процесса по внедрению штангового подъёмника. Проанализирован предполагаемый объем продаж в течение ближайших трех лет, полученный на основе проведенных исследований спроса рынка сбыта. Выделяются и описываются затраты на сырье и материалы, определяемые массой составляющих деталей и узлов, и средней оптовой ценой за тонну материала; затраты на комплектующие изделия: стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения технологического процесса, контроля, содержания, ремонта, эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, для упаковки готовой продукции и другое; затраты на топливо, включающие стоимость приобретаемого топлива всех видов, которое расходуются на технологические цели, отопление зданий и обеспечение работы по обслуживанию производства; затраты на электроэнергию и смазку, учитывающие стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на производственные и хозяйственные нужды; затраты на оплату труда, включающие затраты на оплату основного производственного персонала, а также работников, не состоящих в штате предприятия, но выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Приведен обзор на затраты и полную себестоимость продукции по годам. Авторами предложен проект по внедрению штангового подъёмника для крутонаклонного и вертикального транспортирования, рассчитан экономический эффект и составлена смета затрат на выполнение производственной программы, которая является основой для формирования цены, планирования реализации продукции и прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дикунова Мария Сергеевна, Лускань Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEASIBILITY OF INTRODUCING A BOOM LIFT IN TRANSPORT-TECHNOLOGICAL PROCESSES

The article is devoted to the complex research of problems of implementation and calculation of sucker rod lift for steep inclined and vertical conveying of unit loads that can be used to lift unitized cargo rectangular shape in a multi-storey shops, as well as interoperable intra shop transport when loading unloading and storage operations. It is conducted marketing research to complete the innovative process for the implementation of sucker rod lift. The expected sales over the next three years, obtained on the basis of studies of the demand of the market. Stand and describe the costs of raw materials and materials determined by the weight of component parts and units, and average wholesale price per ton of material; the cost components: the cost of purchased materials used in the production process to ensure process control, maintenance, repair and operation of equipment, buildings and structures for the packaging of finished products, etc.; the cost of fuel includes the cost of purchased fuel of all kinds, which are consumed for technological purposes, heating of buildings and provision of maintenance work of production; the cost of electricity and oil taking into account the cost of purchased energy of all kinds spent for production and economic needs; costs of labor, including costs of the main production personnel, and employees not consisting in staff of the enterprise, but performing works under contracts civil-legal character. It is shown an overview on costs and the full cost of production for years. The authors proposed project on introduction of the sucker-rod lift for steep inclined and vertical conveying, designed economic effect and estimation of costs for implementation of the production program, which is the basis for pricing, scheduling, product sales and profits.

Текст научной работы на тему «Технико-экономическое обоснование внедрения штангового подъёмника в транспортно-технологические процессы»

05.20.01

УДК 622.647.4 (043.3)

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ШТАНГОВОГО ПОДЪЁМНИКА В ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

© 2016

Дикунова Мария Сергеевна, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры «Экономика, менеджмент и право» Вольский военный институт материального обеспечения, Вольск (Россия) Лускань Олег Александрович, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика, менеджмент и право» Вольский военный институт материального обеспечения, Вольск (Россия)

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию проблем внедрения и расчету штангового подъемника для крутонаклонного и вертикального транспортирования штучных грузов, который может использоваться для подъема тарно-штучных грузов прямоугольной формы в многоэтажных зданиях, в том числе магазинах, а также в качестве межоперационного внутрицехового транспорта при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Проведены маркетинговые исследования для завершения инновационного процесса по внедрению штангового подъёмника.

Проанализирован предполагаемый объем продаж в течение ближайших трех лет, полученный на основе проведенных исследований спроса рынка сбыта.

Выделяются и описываются затраты на сырье и материалы, определяемые массой составляющих деталей и узлов, и средней оптовой ценой за тонну материала; затраты на комплектующие изделия: стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения технологического процесса, контроля, содержания, ремонта, эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, для упаковки готовой продукции и другое; затраты на топливо, включающие стоимость приобретаемого топлива всех видов, которое расходуются на технологические цели, отопление зданий и обеспечение работы по обслуживанию производства; затраты на электроэнергию и смазку, учитывающие стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на производственные и хозяйственные нужды; затраты на оплату труда, включающие затраты на оплату основного производственного персонала, а также работников, не состоящих в штате предприятия, но выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Приведен обзор на затраты и полную себестоимость продукции по годам.

Авторами предложен проект по внедрению штангового подъёмника для крутонаклонного и вертикального транспортирования, рассчитан экономический эффект и составлена смета затрат на выполнение производственной программы, которая является основой для формирования цены, планирования реализации продукции и прибыли.

Ключевые слова: анализ, затраты, инновационный процесс, проект, погрузочно-разгрузочные работы, себестоимость, складские работы, смета, транспортировка грузов, тарно-штучные грузы, штанговый подъемник.

FEASIBILITY OF INTRODUCING A BOOM LIFT IN TRANSPORT-TECHNOLOGICAL PROCESSES

© 2016

Dikunova Maria Sergeevna, the candidate of economical science, The teacher of the chair «Economics, management and law » Volsky military Institute of material security, Volsk (Russia) Luskan Oleg Aleksandrovich, the doctor of technical science, the associate professor, The рrofessor of chair «Economics, management and law » Volsky military Institute of material security,Volsk (Russia)

Annotation. The article is devoted to the complex research of problems of implementation and calculation of sucker rod lift for steep inclined and vertical conveying of unit loads that can be used to lift unitized cargo rectangular shape in a multi-storey shops, as well as interoperable intra shop transport when loading unloading and storage operations.

It is conducted marketing research to complete the innovative process for the implementation of sucker rod lift.

The expected sales over the next three years, obtained on the basis of studies of the demand of the market.

Stand and describe the costs of raw materials and materials determined by the weight of component parts and units, and average wholesale price per ton of material; the cost components: the cost of purchased materials used in the production process to ensure process control, maintenance, repair and operation of equipment, buildings and structures for the packaging of finished products, etc.; the cost of fuel includes the cost of purchased fuel of all kinds, which are consumed for technological purposes, heating of buildings and provision of maintenance work of production; the cost of electricity and oil taking into account the cost of purchased energy of all kinds spent for production and economic needs; costs of labor, including costs of the main production personnel, and employees not consisting in staff of the enterprise, but performing works under contracts civil-legal character. It is shown an overview on costs and the full cost of production for years.

The authors proposed project on introduction of the sucker-rod lift for steep inclined and vertical conveying, designed economic effect and estimation of costs for implementation of the production program, which is the basis for pricing, scheduling, product sales and profits.

Keywords: analysis, costs, innovation process, project handling, cost, warehouse work, estimate, transportation of goods, unitized cargo, boom lift.

Введение

Конвейеры являются неотъемлемой частью современного транспортно-технологического процесса, они устанавливают и регулируют темп производства, обеспечивают его ритмичность, способствуют повышению производительности труда и увеличению выпуска продукции. Наряду с выполнением транспортно-технологических функций конвейеры являются основными средствами комплексной механизации и автоматизации погрузоч-но-разгрузочных и складских операций [15, с. 140].

Предпосылками для развития спроса на машины непрерывного транспорта является необходимость в создании универсальных, легких, мобильных и быстро переналаживаемых конвейеров, которые зачастую используются для подачи и транспортировки грузов на небольшие расстояния, при этом обеспечивая дополнительные технологические операции [17, с. 98].

Известные конструкции конвейеров и подъемных устройств не всегда имеют малые габариты и малую энергоемкость грузоподъемных процессов, тем более что речь идет о штучных грузах малой и средней массы до 50 кг, что неоправданно увеличивает себестоимость указанных операций.

Следовательно, возникает задача рационального выбора типа конвейера, обеспечивающего наибольший технический и экономический эффект.

Материалы и методы

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) -это изучение экономической выгодности, анализ и расчет экономических показателей создаваемого инвестиционного проекта. Целью проекта может быть создание технического объекта или строительство или реконструкция существующего здания. Главной задачей при составлении ТЭО является оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта [12].

В основе выбора наиболее рациональных, наиболее приемлемых вариантов решений, а также технико-экономических обоснований (ТЭО) лежит

понятие эффективности решений, получаемое в результате технико-экономических расчетов (ТЭР) [20, с. 2]. Экономическая эффективность решений всегда выступает только как сравнительная, т. к. в основе любого выбора или оценки всегда лежит сравнение вариантов, из которых один принимается за базу (основу), или норму, сравнения. Разница в результатах сравнения и, соответственно, выводы об эффективности того или иного варианта решения зависят от нормы, принимаемой в качестве базы сравнения, условий приведения вариантов в сопоставимые условия и методологии расчетов [8, с. 18].

Решая основную задачу исследования, использовали следующие методы: метод приведенных затрат и метод интегрального экономического эффекта. Так называемые методы абсолютной и сравнительной экономической эффективности также основаны на использовании приведенных затрат.

Обсуждения и результаты

Штанговый подъёмник [8, с. 270] для крутонаклонного и вертикального транспортирования штучных грузов может использоваться для подъема тарно-штучных грузов прямоугольной формы в многоэтажных магазинах, а также в качестве межоперационного внутрицехового транспорта и при погрузочно-разгрузочных и складских работах.

Штанговый подъемник (рис. 1) содержит вертикальную шахту 1 и на двух противоположных сторонах шахты направляющие 2, в которых установлены штанги 3, имеющие односторонние толкатели 4. Синхронное движение штанг осуществляется приводом 5. На двух других противоположных сторонах шахты закреплены односторонние упоры 6 [10, с. 112].

Для транспортирования груза 7 включается привод 5 и штанги 3 и совершают синхронное движение вверх, подхватывая груз толкателями 4, при этом упоры 6, складываясь, не препятствуют движению груза. По достижении опорной поверхности груза упоров 6 груз опускается на них, а штанги 3

посредством привода 5 движутся вниз, при этом толкатели 4, коснувшись боковых поверхностей груза, складываются и не препятствуют движению штанг. Далее процесс транспортирования повторяется [11, с. 67].

Для завершения инновационного процесса по внедрению штангового подъёмника необходимо провести маркетинговые исследования [14, с. 92].

Предполагаемый объем продаж в течение ближайших трех лет, полученный на основе проведенных исследований спроса рынка сбыта, представлен в виде таблицы 1.

А

А- А

Рисунок 1 - Конструктивная схема штангового подъёмника: 1 - шахта; 2 - направляющие; 3 - штанга; 4 - толкатель; 5 - привод; 6 - упор; 7 - груз

Таблица 1 - Предполагаемый объем продаж за три года

Год 1 2 3

Объем продаж, шт. 5 10 15

Финансовый план тодержит состав затрат на разработку, производство и реализацию продукции и диаграмму затрат на производство за первый год. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим группам [13, с. 34]:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты.

Эта совокупность затрат служит для определения состава расходов и используется при составлении сметы затрат и отчета по общей сумме расходов на производство продукции [4, с. 27].

Затраты на сырье и материалы определяются массой составляющих деталей и узлов и средней оптовой ценой за тонну материала:

Зшт = т■ Цм = 90°-20 =18000(руб/шт), (1)

где m - масса металлоконструкции конвейера, кг; Цм - цена металла за 1 кг.

Затраты на комплектующие изделия: стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения технологического процесса, контроля, содержания, ремонта, эксплуатации оборудования, зданий и со-

оружений; для упаковки готовой продукции и др. [1, с. 15].

Затраты на комплектующие согласно спецификации (табл.2):

зкомп = 30 972 (руб/шт•)•

Таблица 2 - Стоимость комплектующих изделий согласно спецификации

№ Наименование Количество Стоимость, руб. Сумма, руб.

1 Эл. двигатель 1 7 600 7 600

2 Редуктор 1 6 222 6 222

3 Муфта 2 1 600 3 200

4 Шатун 4 750 3 000

5 Эксцентрик 1 250 250

6 Рама 1 1 000 1 000

7 Роликоопора 28 100 2 800

8 Подшипник 104 65 6 760

9 Болт 112 0,65 73

10 Гайка 111 0,35 39

11 Шайба 112 0,25 28

Итого 30 972

Затраты на топливо включают стоимость приобретаемого топлива всех видов, которое расходуется на технологические цели, отопление зданий и обеспечение работы по обслуживанию производства [2, с. 79]:

З = 32 • п • N • ? • Ц (2)

зт 3,2 п дв 1 раб цтопл, (2)

где п - количество транспортируемого груза; NдВ - мощность привода, кВт; 1рАБ - время, расходуемое на подъем 1 груза, с; ЦТОПЛ - тариф на электроэнергию, руб.

зт = л • Nдв • Iраб • Цтопл =

= 3,2 • 10 • 2 • 40 • 3 = 7680( руб. / шт).

Затраты на электроэнергию и смазку учитывают стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на производственные и хозяйственные нужды:

Зэл = 2,1 • З = 2,1 • 7680 = = 16128 руб./ шт). (3)

Расходы на смазку принимают 5-15 % от расходов на энергию:

зсм = 0,15 • Зэл =

= 0,15 16128 = 2419( руб./шт).

Тогда общие расходы на энергию и смазку: З = З + З =

зэн.см зэл ^ зсм ...ч

= 16128+ 2419 = 18547( руб./шт.).

Затраты на оплату труда включают затраты на оплату основного производственного персонала, а также работников, не состоящих в штате предп-

(4)

(7)

риятия, но выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера [16, с. 382]:

ЗОТ = к • Зор = 2,5 • 36 = 90(руб./шт.), (6) где к = 2,5 - коэффициент, учитывающий затраты на зарплату вспомогательным рабочим, ИТР и т. п.; Зор - затраты на заработную плату основных рабочих.

З0 Р = I,2 • п • ^раб • (СТ1 + СТ2 ) • С =

= 1,2 -10-0,01 • (80 + 70) • 2 = 36( руб./шт), где п - количество транспортируемого груза; 1РАБ - время, расходуемое на подъем 1 груза, ч; СТХ = 80руб/ час - тарифная ставка (принимаемая для слесаря-ремонтника 3-го разряда); СГ2 = 70руб/ час - тарифная ставка (принимаемая для электромонтера 2-го разряда); с - число смен.

Отчисления на социальные нужды учитывают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного страхования (7 %), пенсионного фонда (3 %), государственного фонда занятости и фонда обязательного медицинского страхования (1 %), социальное страхование (4 %) [18, с. 149]: Зсод = 0,15 • Зог = 0,15 • 90 = 13,5( руб./ шт.). (8)

Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производст-венных фондов (2 % на восстановление железобетонных сооружений и фундаментов, 0,5 % на капитальный и 0,5 % на текущие ремонты):

замор = 0,03 • (змат + зкомп ) =

= 0,03 • (18000 + 30972) = 1469( руб./ шт).

Затраты на подготовку и освоение производства включают затраты на проведение научно-исследовательских работ, разработку технической документации, технологическую подготовку производства, изготовление и испытание образца (НИОКР) определяются по данным смет на проектные работы для машин-аналогов с учетом отличительных особенностей новой техники.

Ориентировочно эти затраты можно рассчитать по эмпирическим регрессионным формулам. Затраты на научно-исследовательские работы: ЗнИ. = -308,6 + 42,9 ■ кнв + + 67,3 ■ ксп — 132 ■ кун =

З*

= —900,4 +106,4 ■ к^ +153,9 ■ ксп —

= —308,6 + 42,9 ■ 7 + = 67,3 ■ 1,2 — 132■ 0,3 = = —308,6 + 300,3 + 80,76 — 39,6 =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10)

= 32,86(тыс. руб.). Затраты на разработку технического задания, технического и рабочего проектов:

Зрт^ = —179,3 + 24,4 ■ кяв + 59,6 ■ ксп —

—112 ■ = —179,3 + 24,4 ■ 7 + 59,6 ■ 1,2 — ,11Ч УН (11)

—112 ■ 0,3 = —179,3 +170,8 + 71,52 — 33,6 = = 29,42(тыс. руб.). Затраты на технологическую подготовку производства:

Зтехнол = —272,4 + 28,8 ■ кнв +109,6 ■ ксп — —155,9 ■ куя =—272,4 + 28,8 ■ 7 +109,6 ^1,2 — — 15 5,9 ■ 0,3 = —272,4 + 201,6 +131,5 — 46,77 = = 12,93(тыс. руб.).

Затраты на изготовление и испытание нового образца:

— 35,9 ■ кун +14 ■ т =

= —900,4 +106,4 ■ 7 +153,9 ■ 1,2 —

— 35,9 ■ 0,3 +14 ■ 0,083 =

= —900,4 + 744,8 +184,68 —

—10,77 +1,162 = 19,472(тыс. руб.), где кт = 7 - коэффициент, учитывающий степень новизны изделия; кся = 1,2 - коэффициент, учитывающий степень сложности изделия; куя = 0,3 -

коэффициент, учитывающий применимость в новой конструкции унифицированных и стандартизированных изделий; m - масса металлоконструкции подъёмника, кг.

Тогда все затраты по НИОКР: З = З + З + З + З =

зниокр зн .и. + зр.т. + зтехнол + зисп

= 32,86 + 29,42 + 12,93 + 19,472 = (14)

= 94,682(тыс. руб.).

Затраты по НИОКР, приходящиеся на одну машину:

ЗШИОКР ■Ят _ 94,682■ 0,92

АСР ■ То.

15 ■ 5

(15)

= 1,16(тыс.руб. / шт. ■ год), где ^ = 0,92 - коэффициент приведения разновременных затрат; Аср = 500 шт. - среднегодовой выпуск новой техники; Ток = 5 лет - нормативный срок окупаемости НИОКР.

Прочие затраты (2 % сборы во внебюджетные фонды, 1 % негосударственные налоги, 1 % неучтенные расходы).

ЗПР.З. = 0,04 ■ (ЗМАТ + ЗКОМП ) =

= 0,04 ■ (18000+ 30972) = 1959(руб./ шт.).

(16)

Таблица 3 - Смета затрат на три года

Наименование затрат Всего по плану по годам, тыс. руб.

1 2 3

Сырье и основные материалы 90 180 270

Вспомогательные материалы 154,9 309,7 464,6

Топливо 38,4 76,8 115,2

Энергия и смазка 92,74 185,47 278,21

Затраты на оплату труда 0,45 0,9 0,135

Отчисления на социальные нужды 0,068 0,135 0,203

Затраты на подготовку и освоение производства 5,8 11,6 17,4

Амортизация основных фондов 7,345 14,69 22,035

Прочие расходы 9,795 19,59 29,385

Итого затрат 399,498 798,885 1 197,168

Смета затрат представляет собой затраты на выполнение производственной программы и является основой для формирования цены, планирования реализации продукции и прибыли [6, с. 29].

Себестоимость рассчитывается, как правило, в несколько этапов. На первом этапе определяются затраты, связанные с разработкой, освоением и производством определенного объема продукции.

На втором этапе определяется себестоимость валовой продукции путем корректировки себестоимости на изменение остатков расходов будущих периодов [15, с. 170].

К расходам будущих периодов относятся: расходы, связанные с освоением новых производств, взносы арендной платы за последующие периоды и прочие расходы.

В 1,45% -л 0 1,84% □ 0,02% ■

□ 0,11%

□ 2,45%

□ 22,53%

23,21%

□ 9,61%

38,77%

П Сырье и основные

материалы ^ Вспомогательные

материалы □ Топливо

И Энергия и смазка

□ Затраты на оплату труда

□ Отчисления на социальные нужды

9) Амортизация основных фондов

ЕЕ Затраты на подготовку и освоение

□ Прочие расходы

Рисунок 2 - Диаграмма расходов за первый год выпуска продукции Таблица 4 - Затраты и полная себестоимость продукции по годам

Наименование Всего по плану по годам, тыс. руб.

1 2 3

Итого затрат 399,498 798,885 1 197,168

На освоение новых производств и т. д. 15,9074 31,8148 47,7222

Себестоимость валовой продукции 415,4054 830,6998 1 245,8902

На изменение остатков незавершенного производства 19,9749 39,94425 59,8584

Себестоимость товарной продукции 435,4528 870,7847 1 304,913

На непроизводственные расходы и др. 3,99498 7,98885 11,97168

Полная себестоимость продукции 439,4478 878,7735 1 316,885

Объем выпуска 5 10 15

Полная себестоимость единицы продукции 87,88956 87,87735 87,79232

Таким образом, себестоимость валовой продукции:

Свал = зитог + З нов .произ , (17)

где Зитог - итоговые затраты; Знов.произв - затраты на освоение новых производств, которые рекомендуется принимать около 4 % от итоговых затрат.

Определяется себестоимость товарной продукции. При этом себестоимость валовой продукции корректируется на изменение остатков незавершенного производства, которые не превышают 5 % от итоговых затрат [19, с. 1459]:

стов = свал + 3НОВ.ПРОИЗ , (18)

где Знезав.произв = 0,05 Зитог - затраты на изменение остатков незавершенного производства.

Кроме производственных расходов в полную (коммерческую) себестоимость включаются непроизводственные расходы, которые связаны со сбытом продукции. В непроизводственные расходы

входят расходы на рекламу, доставку и т. д., которые обычно не должны превышать 1 % от итоговых затрат [3, с. 232]:

ском = стор + 3непр .расх , (19)

где Знепррасх = 0,01 Зитог - затраты на непроизводственные расходы.

С учетом всех факторов рассчитывается полная себестоимость товара на первый год. Зная объем производства продукции, определяется полная себестоимость единицы товарной продукции, которая является базой для формирования розничной цены:

С

С

N

(20)

где ^ьш - годовая программа выпуска, шт.

Расчетная цена определяется исходя из совокупности всех издержек производства и реализации продукции.

Таблица 5 - Формирование цены продукции

Формирование цены

Полная себестоимость единицы продукции, тыс. руб. 87,88956

Величина прибыли, % 10 %

Величина прибыли, тыс. руб. 8,788956

Ставка НДС, % 18 %

Ставка НДС, тыс. руб. 15,82012

Цена одного изделия, тыс. руб. 112,4986

Величина прибыли на первый год производства устанавливается в размере 10 %, (рекомендуется 10-14 %) от полной себестоимости, что является средним показателем на данный момент по отрасли. Также учитывается ставка НДС, которая составляет 18 %.

Прибыль (или доход) является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия.

Выручка определяется по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В = N

' вып ■ ц.

рамм

цена одного изделия, тыс. руб.

ИЗД, (21) где ^ып - годовая программа выпуска, шт.; Цизд -

Прибыль определяется разницей между выручкой и полной себестоимостью продукции за соответствующее время:

П = В — С

итог ■

(22)

Наличие прибыли свидетельствует об эффективности производства и капитальных вложений, о благополучном финансовом состоянии предприятия. Рентабельность предприятия показывает, какой процент от полной себестоимости составляет прибыль и определяется по формуле:

П

Р =

С

■ 100%.

(23)

Ниже приведена диаграмма финансовой деятельности предприятия.

2000 -|

ю 1500 -^ 1000 Н

а

500 И 0

1125,0 878,8

439,4

562,5

123,0

1687,5 1316,9

246,2

370,6

В Полная

себестоимость продукции, тыс.

руб-

П Выручка, тыс.руб

Прибыль, тыс.руб

1

2

3

Года

Рисунок 3 - Диаграмма динамики себестоимости, выручки и прибыли за три года

Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производство.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

*Б.У. =

373,7279

З

Ц — ЗПЕР

п

373,7279

112,4986—

65,7199 5

(24)

113,73791—13,14398

= 3,76 « 4шт.,

где - объем производства, при котором достигается безубыточность; Зу - условно-постоянные годовые затраты, тыс. руб. (табл. 6); Ц - цена единицы продукции; Зпер - переменные затраты в расчете на единицу продукции, тыс. руб.; пдст - количество изделий, выпускаемых в 1 год.

Продукцию имеет смысл производить, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности, т. е. 4 шт. [7, с. 10].

Таблица 6 - Смета постоянных и переменных расходов

Наименование затрат Первый год выпуска

Переменные расходы

Расходы на топливо, тыс. руб. 38,4

Расходы на подготовку и освоение производства, тыс. руб. 7,345

Расходы будущего периода (на освоение новых производств) и арендной платы, тыс. руб. 15,97992

Непроизводственные расходы, сбыт, реклама, тыс. руб. 3,99498

Итого 65,7199

Полная себестоимость, тыс. руб. 439,4478

Постоянные расходы

Полная себестоимость минус переменные расходы, тыс. руб. 373,7279

Программа выпуска, шт. 5

Постоянные расходы на единицу продукции, тыс. руб/шт. 74,74558

Точка безубыточности, шт. 3,76

500 450 -400 -нн 350 -£ 300 -с!250 -£200 -т 150 -100 -50 0

012345678 9 10111213141516 Объем выпуска

Постоянные расходы

Переменные расходы

Выручка, тыс.руб

Валовые

♦ Точка

безубыточности, шт

Рисунок 4 - График определения точки безубыточности

Для успешного осуществления проекта требуется вложение денежных средств в [9, с. 35]:

- конструкторско-технологическую доработку;

- оборотные производственные фонды;

- рекламу продукции.

Приводятся оценки экспертов необходимых инвестиций на указанные выше пункты. Обычно рекомендуется необходимые инвестиции принимать не более 14 % от итоговых затрат за третий год. Повышение процентной ставки более 14 % (при сроке

возврата кредита - третий год) не даст производству динамично развиваться и приведет к удорожанию продукции и потере клиентов. Таким образом, предприятие может безубыточно взять кредит:

КРЕДИТ = 0,14 • Зитог 3 = = 0,14 • 1197,168= 167,6(тыс. руб.). где Зитог 3 - итоговые затраты за третий год, тыс. руб.

(25)

Таблица 7 - Зависимость суммы банковского кредита от его процента

Кредит, тыс. руб. Банковский годовой процент Банковский годовой процент, тыс. руб. Сумма банковского кредита, тыс. руб. Выплата в третий год, тыс. руб.

167,6 14 16,52 118,03 134,55

Выплата процентов может осуществляться как ежегодно, так и ежеквартально. Основной кредит возвращается единовременно или по частям в течение третьего года от начала производства продукции.

Если инвестиция предоставляется банком, который берет 14 % годовых, то кредитные взаимоотношения с этим банком могут быть представлены в виде таблицы 8 [5, с. 28].

Таблица 8 - Сводная таблица кредитной деятельности предприятия

Год

1 2 3

Затраты, тыс. руб. 399,498 798,885 1 197,168

Цена, тыс. руб./шт. 112,4986 112,4986 112,4986

Программа выпуска, шт. 5 10 15

Прибыль, тыс. руб. 123,0454 246,2129 370,5948

Погашение кредитов, тыс. руб. 16,52 16,52 134,55

Чистый дисконтированный доход определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами:

1

ЧДД = £(П + 4 Нп)■

(1 + £)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— К.

(26)

где Пt - чистая прибыль на 1-м шаге; Аt - амортизационные отчисления на 1-м шаге; Т - горизонт расчёта, т. е. номер шага, на котором производится ликвидация объекта; Нп = 24 % - налог на прибыль на 1-м шаге в долях единиц; Е - ставка дисконта, Е = 18 %; К - капитальные вложения, необходимые для реализации проекта.

Чистый дисконтированный доход за первый

год:

ЧДД =

_ (123,0454+ 4,025- 0.24)

—16,52 =

(1 + 0.18) = 88,5744т ы с. руб.

Чистый дисконтированный доход за три года:

Д =(1230454+4025.^ — + Х (1 + 0.18) , (246,2129+ 8,05 ■ 0.24)

+

—16,52 +

+

■ — 134,55 =

(1 + 0.18) (370,5948+12,075^ 0.24) (1 + 0.18) = 88,5744 +193,7723+181,9193 = = 464,266теыс. руб. Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведённых эффектов к величине капиталовложений:

X (П + 4 Нп )■

ИД = РI = -

1 , £ Э

(1+Е1 ; или ИД = РТ = t=o ' , (27)

К К

т

где: э - сумма приведенных доходов; К -

'=0

приведенные капиталовложения.

Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Если индекс доходности больше единицы, то проект эффективен.

(123,0454 + 4,025■ 0.24) (246,2129 + 8,05^ 0.24) (370,5948 +12,075■ 0.24)

(1 + 0.18)

ИД =-

_ 105,0944 + 210,2923 + 316,5193 = 167,59

(1 + 0.18)

(1 + 0.18)

16,52 +16,52 +134,55

= 3,77.

Срок окупаемости - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, это период (измеряемый в месяцах, кварталах, годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления:

Т

х П

гп _ t=0_

ок = ХЧДД

123,0454 + 246,2129 + 370,5948 464,266

= 1.6 года

(28)

Таким образом, представленный проект является экономически выгодным и быстро окупаемым.

Заключение Проведя экономический расчет и анализ внедряемого штангового подъёмника для крутонаклонного и вертикального транспортирования

штучных грузов, можно сделать следующие выводы:

1. Реализация данного проекта позволит сохранить и создать новые рабочие места, что будет способствовать развитию потенциала и конкурентоспособности предприятия в современных условиях.

2. Продукцию имеет смысл производить, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности, т. е. 4 шт.

3. Для успешного осуществления проекта требуется вложение денежных средств (в конструк-торско-технологическую доработку; оборотные производственные фонды; рекламу продукции), для чего необходим кредит с погашением за три года на сумму 167,6 тыс. руб.

'=0

По сравнению с аналогичными устройствами, штанговый подъемник обеспечивает вертикальное транспортирование груза наряду с уменьшением производственных площадей, и кроме того, он прост по конструкции, легко поддаётся автоматизации управления и может найти широкое применение в качестве транспортирующих машин при комплексной механизации и автоматизации производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бровко С. А., Дикунова М. С. Планирование и его основные принципы // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 14-16.

2. Варакин В. В., Чебакова Е. О. Анализ влияния технико-эксплуатационных показателей работы грузовых автомобилей на эффективность функционирования автотранспортных предприятий // Транспортное дело России. 2010, № 4, 76-80 с.

3. Волгин В. В. Автосервис. Маркетинг и анализ. Практическое пособие. М. : Дашков и К, 2010. 436 с.

4. Дикунов С. А., Дикунова М. С. Актуальные тенденции развития военной безопасности России в современных условиях // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2016. № 2 (38). С.27-30.

5. Дикунов С. А., Бровко А. С., Дикуно-ва М. С. Институты развития региональной инновационной структуры // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10-4. С. 27-31.

6. Дикунова М. С. Эффективность государственных расходов на науку // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук.

2012. № 6-4. С. 28-30.

7. Затолокин И. А. Виды рисков // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2013. № 3. С. 7-11.

8. Зенков Р. Л. Машины непрерывного транспорта. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование». 2-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1987. 432 с.

9. Курилова А. А., Курилов К. Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомо-бильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

10. Лускань О. А. Определение рациональных параметров инерционного роликового конвейера

[Текст] : дис....канд. техн. наук. Саратов, 2004. 149 с.

11. Лускань О. А. Теоретические основы перемещения грузов импульсными конвейерами [Текст] : Монография. Саратов : Изд-во СГТУ, 2010. 99 с.

12. Лускань О. А., Бровко С. А. Пат. № 2559669 RU, МПК B65G 25/04. Штанговый подъёмник; заявл. 09.01.2014; опубл. 10.08.2015, Бюл. № 22.

13. Полтева Т. В., Мингалев Н. В. Анализ финансовых инструментов инвестирования: соотношение риска и доходности // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 33-36.

14. Поташник Я. С. Оценка стоимости собственного капитала предприятия с учетом финансового риска инвестиционного проекта // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С.90-94.

15. Спиваковский А. О., Дьячков В. К. Транспортирующие машины : учеб. пособие для машиностроительных вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1968. 504 с.

16. Савицкая Г. В. Экономический анализ : учебник. М. : Инфра-М, 2011. 647 с.

17. Травина Т. С., Фарахутдинова А. Р. Проблемы автомобильного транспорта // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки : сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-пр акт. конф. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/4.pdf (дата обращения: 11.09.2016).

18. Ярыгина Н. С. Научные взгляды на содержание финансовой стратегии предприятия корпоративного типа // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 6 (38). С. 145-152.

19. Rémi Husson, Cyrille Baudouin, Régis Bigot, Edoardo Sura. Consideration of residual stress and geometry during heat treatment to decrease shaft bending. The International Journal of Advanced Manufacturing Technology. June 2014, Volume 72, Issue 9, pp.1455-1463.

20. Pantazopoulos G., Papaefthymiou S. Failure and Fracture Analysis of Austenitic Stainless Steel Marine Propeller Shaft. 30 September 2015, Journal of Failure Analysis and Prevention, pp. 1-6.

REFERENCES

1. Brovko S. A., Dikunova M. S. Planirovanie i ego osnovnie printsipi (Planning and its basic principles), V sbornike: Sovremennie tendentsii v obrazovanii i nauke. Sbornik nauchnih trudov po materialam Mezgdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 14 chastyah. 2014. pp. 14-16.

2. Varakin V. V., CHebakova E. O. Analiz vliyaniya tehniko-ekspluatatsionnih pokazateley raboti gruzovih avtomobiley na effektivnost' funktsion-irovaniya avtotransportnih predpriyatiy (Analysis of the impact of technical and operational performance of trucks on the efficiency of trucking companies), Transportnoe delo Rossii. 2010, No. 4, 76-80 p.

3. Volgin V. V. Avtoservis. Marketing i analiz (Auto Repair. Marketing and analysis). Prakticheskoe posobie. M. : Dashkov i K, 2010. 436 p.

4. Dikunov S. A., Dikunova M. S. Aktual'nie tendentsii razvitiya voennoy bezopasnosti Rossii v sov-remennih usloviyah (Current trends in the military security of Russia in modern conditions), Nauchniy vestnik Vol'skogo voennogo instituía material'nogo obespecheniya: voenno-nauchniy zgurnal. 2016. No. 2 (38). pp. 27-30.

5. Dikunov S. A., Brovko A. S., Dikunova M. S. Instituti razvitiya regional'noy innovatsionnoy strukturi (Development Institutions of the regional innovation structure), Aktual'nie problemi gumanitarnih i sotsi-al'no-ekonomicheskih nauk. 2016. No. 10-4. pp.27-31.

6. Dikunova M. S. Effektivnost' gosudarstvennih rashodov na nauku (The effectiveness of government spending on science), Aktual'nie problemi gumanitarnih i sotsial'no-ekonomicheskih nauk. 2012. No. 6-4. pp.28-30.

7. Zatolokin I. A. Vidi riskov (Types of risks), Azimut nauchnih issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2013. No. 3. pp. 7-11.

8. Zenkov R. L. Mashini neprerivnogo transporta (Machines of continuous transport). Uchebnik dlya stu-dentov vuzov, obuchayuschihsya po spetsial'nosti «Pod''emno-transportnie mashini i oborudovanie». 2-e izd., pererab. i dop. M. : Mashinostroenie, 1987. 432 p.

9. Kurilova A. A., Kurilov K. Yu. Hedzgirovanie valyutnih i tovarnih riskov s ispol'zovaniem optsionov predpriyatiyami avtomobil'noy promishlennosti (Hedging currency and commodity risk using options by automobile industry enterprises), Audit i finansoviy analiz. 2011. No. 2. pp. 132-137.

10. Luskan' O. A. Opredelenie ratsional'nih parametrov inertsionnogo rolikovogo konveyera (Determination of rational parameters of the inertial roller conveyor) [Tekst] : dis....kand. tehn. nauk. Saratov, 2004. 149 p.

11. Luskan' O. A. Teoreticheskie osnovi peremescheniya gruzov impul'snimi konveyerami (The Theoretical basis for the movement of goods impulse conveyors) [Tekst] : Monografiya. Saratov : Izd-vo SGTU, 2010. 99 p.

12. Luskan' O. A., Brovko S. A. Pat. No. 2559669 RU, MPK B65G 25/04. Shtangoviy pod''yomnik (Boom lift); zayavl. 09.01.2014; opubl. 10.08.2015, Byul. No. 22.

13. Polteva T. V., Mingalèv N. V. Analiz fi-nansovih instrumentov investirovaniya: sootnoshenie riska i dohodnosti (Analysis of financial instruments of investing: risk-return ratio), Karel'skiy nauchniy zgurnal. 2013. No. 4. pp. 33-36.

14. Potashnik Ya. S. Otsenka stoimosti sobstven-nogo kapitala predpriyatiya s uchetom finansovogo riska investitsionnogo proekta (Estimating the cost of equity capital of the enterprise taking into account the financial risk of the investment project), Aktual'nie problemi ekonomiki i prava. 2014. No. 3 (31). pp. 90-94.

15. Spivakovskiy A. O., D'yachkov V. K. Trans-portiruyuschie mashini (Conveying machines) : ucheb. posobie dlya mashinostroitel'nih vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. M. : Mashinostroenie, 1968. 504 p.

16. Savitskaya G. V. Ekonomicheskiy analiz (Economic analysis) : uchebnik. M. : Infra-M, 2011. 647 p.

17. Travina T. S., Farahutdinova A. R. Problemi avtomobil'nogo transporta // Nauchnoe soobschestvo studentov XXI stoletiya. Ekonomicheskie nauki : sb. st. po mat. IV mezgdunar. stud. nauch.-prakt. konf. No. 4. [Elektronniy resurs]. Rezgim dostupa: http://sibac.info/ archive/economy/4.pdf (data obrascheniya: 11.09.2016).

18. YArigina N. S. Nauchnie vzglyadi na soderzganie finansovoy strategii predpriyatiya korpora-tivnogo tipa (Scientific views with the support of the financial strategy of the enterprise enterprise type), Vestnik Povolzgskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. 2014. No. 6 (38). pp. 145152.

19. Rémi Husson, Cyrille Baudouin, Régis Bigot, Edoardo Sura. Consideration of residual stress and geometry during heat treatment to decrease shaft bending. The International Journal of Advanced Manufacturing Technology. June 2014, Volume 72, Issue 9, pp.1455-1463.

20. Pantazopoulos G., Papaefthymiou S. Failure and Fracture Analysis of Austenitic Stainless Steel Marine Propeller Shaft. 30 September 2015, Journal of Failure Analysis and Prevention, pp. 1-6.

Дата поступления статьи в редакцию 25.08.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.