Научная статья на тему 'Технико-экономические показатели технического уровня машин и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ'

Технико-экономические показатели технического уровня машин и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
731
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
показатели / технический уровень / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / производительность / Точность / жесткость / гибкость / техническое задание / технические характеристики / Indicators / technological level / efficiency / productivity / Accuracy / Rigidity / Flexibility / technical project / technical characteristics

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич

Рассмотрено около тридцати различных показателей, которые в полной мере характеризуют технический уровень машин и оборудования, применяемых для проведения аварийно-спасательных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About thirty various indicators fully characterising technological level of cars and equipment used for wrecking works are viewed.

Текст научной работы на тему «Технико-экономические показатели технического уровня машин и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ»

УДК 614.8:62-1/9:658.512

Технико-экономические показатели технического уровня машин и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

Л.Г. Одинцов

Аннотация

Рассмотрено около тридцати различных показателей, которые в полной мере характеризуют технический уровень машин и оборудования, применяемых для проведения аварийно-спасательных работ.

Ключевые слова: показатели; технический уровень; эффективность; производительность; точность; жесткость; гибкость; техническое задание; технические характеристики.

Technical and Economic Indicators of Wrecking Machines and Equipment Technological Level

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

L. Odintsov

Abstract

About thirty various indicators fully characterising technological level of cars and equipment used for wrecking works are viewed.

Key words: indicators; technological level; efficiency; productivity; accuracy; rigidity; flexibility; technical project; technical characteristics.

При сравнительной оценке технического уровня машин и оборудования (МО) для проведения аварийно-спасательных работ (АСР), а также при выборе МО для решения конкретных задач по проведению АСР предлагается набор технико-экономических показателей трех уровней, характеризующих качество МО (табл.).

Основными интегральными показателями первого уровня являются эффективность, производительность, далее на этом уровне точность, жесткость, надежность и гибкость. К показателям второго уровня относятся: эксплуатационные, эргономические, экологические, эстетические показатели, показатели безопасности, патентной защищенности и технологичности. Показателями третьего уровня являются технические характеристики МО.

Эффективность — комплексный показатель, наиболее полно отражающий главное назначение МО — повышать производительность труда при проведении АСР, одновременно снижая затраты. Эффективность A/машин и оборудования:

А = N/Ec, (1)

где: N — годовой объем АСР; Ec — сумма приведенных годовых затрат на использование МО.

При проектировании или подборе МО всегда следует стремиться к максимальной эффективности, рассматривая ее показатель как целевую функцию А = N/Ec ^ max. (2)

Если задается годовая программа по проведению АСР — это условие приводится к минимуму приведенных затрат

Ec ^ min. (3)

Сравнение эффективности двух вариантов МО при заданном объеме работ ведут по разности приведенных затрат:

P = (Ec), - (Ec)2, (4)

где индекс 2 относится к более совершенному варианту МО по сравнению с базовым (индекс 1).

Производительность МО определяет ее способность обеспечивать проведение АСР определенного типа в единицу времени.

Штучная производительность (шт./год) при непрерывной безотказной работе

Q = To/T, (5)

где: To — действительный годовой фонд времени, с учетом затрат на ремонт, техническое обслуживание и т. д.;

Т — полное время всего цикла. Точность МО предопределяет точность проведения АСР. По характеру и источникам возникновения все неточности МО, вызывающие дополнительные трудности, делят на несколько групп.

Геометрическая точность ТТГ определяется точностью взаимного расположения узлов МО при отсутствии внешних воздействий, она зависит от точности, необходимой для выполнения основных АСР и от качества сборки машины. Ее нормируют в зависимости от точности проведения АСР.

Кинематическая точность ТТк необходима для МО, в которых сложные движения требуют согласования скоростей нескольких простых движений.

Жесткость ] МО характеризует их способность противостоять упругим перемещениям под действием постоянных или медленно изменяющихся во времени силовых воздействий и представляет собой отношение силы ¥ к вызванной ею упругой деформации Ь в том же направлении

] = ¥ /Ь. (6)

Величину, обратную жесткости, называют податливостью

С= 1/] = Ь/¥. (7)

Податливость сложной системы из набора последовательно расположенных упругих элементов равна сумме податливостей этих элементов:

Co=^ 01.

(8)

Жесткость несущей системы МО должна обеспечить упругое перемещение рабочего органа в заданных пределах, зависящих от требуемой точности выполнения АСР. Виброустойчивость МО определяет ее способность противодействовать возникновению колебаний, снижающих точность и производительность МО. Теплостойкость МО характеризует ее сопротивляемость возникновению недопустимых температурных деформаций под воздействием тех или иных источников теплоты. Для многопозиционных машин существенной является точность позиционирования, характеризуемая ошибкой вывода узла МО в заданную позицию по одной или нескольким координатам.

Надежность (Рн) МО — это ее свойство обеспечивать бесперебойное выполнение АСР годной продукции в заданном количестве в течение определенного срока службы и в заданных условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность характеризуется безотказностью Рнб долговечностью Рнд ремонтопригодностью Рщ и техническим ресурсом Рнтр.

Безотказность МО — это ее свойство в течение определенного времени непрерывно сохранять работоспособность.

Долговечность — это свойство МО в течение определенного времени сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до наступления предельного состояния.

Ремонтопригодность заключается в приспособлении к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Технический ресурс — это наработка от начала эксплуатации или ее возобновления после среднего и капитального ремонта до перехода в предельное состояние.

Гибкость Г МО — это способность МО к быстрому переналаживанию для выполнения других АСР. Чем чаще происходит смена выполнения АСР и чем больше их номенклатура, тем большей гибкостью должна обладать МО. Гибкость характеризуется двумя показателями: универсальностью и переналажи-ваемостью.

Универсальность Гу определяется числом разных АСР, подлежащих выполнению с помощью данной МО, т. е. номенклатурой. При этом отношение годового объема работ N к номенклатуре И определяет ее технологические возможности

5 = N /И. (9)

Целесообразная гибкость оборудования связана с номенклатурой выполняемых работ.

Переналаживаемость Гп определяется потерями времени и средств на переналадку технологического оборудования при переходе от одного вида работ к другим и зависит от номенклатуры и объема работ, выполняемых на этом оборудовании.

Эксплуатационные показатели Яэ МО связаны с ремонтопригодностью и характеризуются двумя видами затрат:

затраты на обслуживание Яэ„; затраты на транспортировку и установку оборудования ЯЭТУ.

Эргономические показатели Эг подразделяются на четыре основные группы.

Санитарно-гигиенические Эгсг (уровень и характер звука, уровень вибрации, освещенность и т. д.).

Антропометрические ЭГАМ (напряженность позы оператора, соответствие компоновки приборов и органов управления МО антропологическим данным человека и др.).

Физиологические Эгф (уровень усилий, прикладываемых оператором к органам управления МО, частота повторяемости однотипных действий оператора и т. д.).

Психофизиологические Эгп (соответствие скорости выполнения операций скоростным возможностям человека).

Экологический показатель Эк характеризует уровень загрязненности атмосферы, водной среды твердыми отходами, вредными веществами, а также уровень напряженности и интенсивности вредных для человека физических полей, излучений и воздействий, создаваемых работающей МО.

Эстетический показатель Эст характеризует степень достижения следующих основных качеств:

благоприятное, с точки зрения восприятия человеком, распределение объемов и масс МО; благоприятная цветовая гамма МО; характер освещенности.

Показатели безопасности Б характеризуют степень обеспечения требований пожарной безопасности Б„ электробезопасности Бэ, исключения доступа оператора в опасную зону Бм и другие, в зависимости от характера производства.

Патентная защищенность ПЗ — степень защиты патентами оригинальных узлов, агрегатов и всей МО.

Технологичность конструкции Т имеет несколько показателей: Т в производстве Тп; Т в эксплуатации Тэ; Т при ремонте Тр, а также показатель преемственности конструкции Тпк, включающий уровень унификации и стандартизации, и другие.

Технические характеристики МО включают две группы показателей: одна группа относится к технологическим параметрам МО, т. е. характеризует технологические возможности МО, другая группа — непосредственно к самой МО.

Технологические параметры МО. Размеры (к х Ъ х I) объектов, на которых используются МО, их масса Pм и конфигурация (плоские, цилиндрические, корпусные и т. д.), материал объектов.

Технические параметры МО: масса Рм, габариты (Н х В х 2), занимаемая площадь 5, суммарная установленная мощность NQ, удельная мощность (мощность на единицу массы) — N уд = —, другие допол-

Рм

нительные параметры, в зависимости от конкретного характерного типа МО.

Исследования технико-экономических показателей (ТЭП) и технических характеристик (ТХ) МО в предпроектной стадии должны базироваться на применении методов анализа и синтеза. Оптимальные показатели, как продукт синтеза, должны определяться исходя из результатов предшествующего ему анализа ТЭП и ТХ базового образца МО. В качестве базового образца выбирается наиболее эффективная действующая МО, выполняющая такие же или близкие технологические операции проведения АСР или обеспечивающая получение такого же результата, но с более высокими затратами или худшего качества.

Оптимизация ТЭП и ТХ и планирование мероприятий по их достижению на первом этапе производятся с помощью обобщенных показателей, в которые входят комплексные и единичные.

На следующем этапе оптимизации устанавливается, какие показатели следует оптимизировать в первую очередь и в какой последовательности выгоднее всего проводить совершенствование свойств изделия. В зависимости от результатов, полученных при выборе оптимизируемых показателей, производится оптимизация (синтез новых значений) показателей свойств новых МО. Если требуется оптимизировать такие показатели, как масса, мощность, габариты, ресурс, производительность, то оптимизацию проводят, находя максимум интегрального показателя]тах- Затем определяется, как долго изделие с оптимальными техническими показателями будет удовлетворять потребителя. Определение длительности жизненного цикла изделия Тц необходимо для того, чтобы пла-

нировать создание новых МО, сроки совершенствования машин. Результаты оптимизации, носящие характер рекомендаций, с учетом поправок на производственно-технические ограничения изготовителя претерпевают превращения в плановые показатели, которые заносятся в техническое задание.

Любая система оценивается определенным множеством характеристик, показателей и параметров, иногда объединяемых в систему технико-экономических показателей.

Прежде чем перейти к изложению принципов и способов формирования систем ТЭП, необходимо остановиться на различии терминов «параметр» и «показатель». Согласно определениям, приведенным в справочной литературе, параметр выражает основные свойства изделия (теплопроводность, электропроводность, масса, экономичность и т. д.), а показатель позволяет дать количественную оценку этому или иному свойству, известны показатели теплопроводности, массы и др. Например, параметр «экономичность» можно выразить через следующие показатели: расход топлива, расход электроэнергии, себестоимость, эксплуатационные затраты, экономический эффект и т. д.

К показателям, как правило, не относятся такие свойства, как цвет, форма и т. п., хотя в определенных ситуациях и эти свойства могут быть выражены показателями, например числом баллов при экспертной оценке. В дальнейшем под системой ТЭП понимается совокупность размерных и реже безразмерных количественных показателей, подчиняющихся определенным принципам и правилам формирования. Более широким по охвату всех свойств будущей машины является понятие «технико-экономические требования» (ТЭТ).

Для МО в целом и для составляющих ее элементов можно выделить основные и второстепенные показатели подобно структурной (основные элементы, второстепенные элементы) или функциональной схемам (основные, второстепенные функции разных порядков и т. д.). Это деление позволит логически обосновать выбор целого ряда показателей для включения в техническое задание (ТЗ).

В ТЗ на изделие должны быть включены все основные показатели, например производительность, и ряд других. Такие показатели, как мощность электродвигателя или материалоемкость, являются уже вспомогательными, часть их может не войти в ТЗ.

В ТЗ включают показатели, определяющие прогрессивность конструкции, т. е. ее технический уровень и качество в соответствии с требованиями сегодняшнего дня: повышением экономичности и экономией ресурсов, повышением производительности труда, унификацией и стандартизацией и др. Так, показатель мощности электродвигателя может войти в ТЗ как требование ограничения расхода электроэнергии на единицу производимой работы.

В ТЗ необходимо включать требования и показатели конкурентоспособности конструкции. С этой точки зрения повышается значимость эстетических, эргономических, расходных и ряда других показателей.

В ТЗ должны входить требования и показатели социального характера: автоматизация и механизация, облегчение тяжелого труда, уменьшение шума, вибрации, стрессовых нагрузок и др.

Таким образом, система ТЭТ и ТЭП в ТЗ носит динамичный характер и является открытой системой.

Состав ТЭП будет зависеть от вида АСР, объекта производства (объекта проектирования); вида разработки: принципиально новое изделие, модернизация существующего и т. д.; комплексности проектируемого объекта (система машин, отдельная машина, агрегат, блок, сборочная единица).

Отбор ТЭТ и ТЭП для включения в ТЗ требует разработки определенных процедур. Большую роль играет знание взаимосвязи ТЭП машины и ее элементов. Для изучения взаимосвязей можно воспользоваться следующими методами анализа.

1. Логический анализ — субъективный метод, основанный на изучении МО, условий ее изготовления и эксплуатации. Здесь большие возможности использования опыта проектирования, производства и эксплуатации машин, опыта квалифицированных специалистов.

2. Экспертная оценка — также субъективный метод, в основе его — выявление согласованного мнения группы экспертов — специалистов в области проектирования, производства и эксплуатации изучаемых технических средств (ТС). Процедуры экспертизы и обработки мнений экспертов формализованы.

Функциональный анализ — часть ФСА. Здесь используются разрабатываемые при проведении ФСА функциональные модели машин или их элементов. Функциональная модель показывает функциональные связи в изделиях, многие функции направлены на достижение определенных значений ТЭП. Подобные модели позволяют выявить взаимосвязи показателей на основе функциональных связей в изделии.

С определенной степенью детализации возможна разработка функциональной модели новой проектируемой МО. При этом необходимо формулировать показатели, характеризующие функции.

3. Метод функционального анализа является перспективным. Он будет развиваться с развитием ФСА, особенно в сфере проектирования новых изделий. В настоящее время возможности его применения ограничены из-за недостаточности опыта в машиностроительных отраслях по разработке функциональных моделей, особенно для вновь создаваемых изделий.

4. Статистический анализ — метод количественного анализа, основанный на расчете и изучении матриц коэффициентов парной корреляции г^, характеризующих меру зависимости между показателями

системы ТЭП. Для этого метода необходима выборка данных по изделиям-аналогам, причем число членов выборки должно превышать число изучаемых показателей. Для установления меры зависимости между показателями X и У машины при наличии выборки значений показателей объема п: (Х1 У1), ^У^,..., (ХпУп), взятых по машинам-аналогам, рассчитывают коэффициенты г^у парной корреляции по формуле:

п

X (XI - X )(уг -У)

гХу= , п'-1 п , (11)

1£ (Х1 - X )2]ТУ1 -У)

где: XI, У1 — фиксированные значения показателей X и У, взятые по машинам-аналогам;

Х,У — средние значения показателей Xи У, определяемые:

Х = £Ж / п; У = ^Уш / п. (12)

Значения гху,, близкие к единице, свидетельствуют о том, что зависимости между рассматриваемыми показателями существенные.

Метод статистического анализа может быть использован для выявления взаимозависимых показателей и исключения дублирования в системах ТЭП.

Наибольшие возможности в настоящее время у методов логического анализа и экспертных оценок. Ниже рассматриваются подходы к выбору номенклатуры ТЭТ и ТЭП для включения в ТЗ, основанные на этих методах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существует ряд принципов, на которых базируются номенклатуры ТЭП, характеризующих продукцию машиностроения. Возвращаясь к вопросу выбора показателей для ТЗ на разработку нового изделия, следует заметить, что до сих пор попытки создания математической модели для определения номенклатуры ТЭП успехом не увенчались. В лучшем случае с помощью регрессий или методов кластерного анализа удается произвести упорядочение отдельных групп показателей и исключить дублирование. Поэтому, по мнению автора, для выбора показателей необходимы определенные логические правила, опираясь на которые следует производить обоснование и систематизацию ТЭП для ТЗ. Исходя из высказанных здесь соображений установим правила, по которым должна выбираться номенклатура ТЭП для ТЗ с использованием метода обобщенного показателя.

Технологические процессы проведения АСР можно охарактеризовать различными показателями.

Задаваясь целью оценки, тем самым из бесконечного числа свойств, отраженных в показателях, выделяют ограниченную совокупность свойств и соответствующих им показателей. Следующим шагом в определении номенклатуры показателей должны быть действия, направленные на систематизацию совокупности показателей, определяемых целью иссле-

дования. Как известно, некоторые показатели, такие как себестоимость, производительность и другие, могут быть определены через более простые показатели. Производительность автомобиля определяется его скоростью и геометрическими размерами кузова. Себестоимость транспортирования грузов определяется отношением затрат к тонно-километрам. Затраты, в свою очередь, могут быть выражены через стоимость единицы топлива, материалов и расход этих величин. В то же время себестоимость является составной частью приведенных затрат, с помощью которых далее определяют эффективность применения машины.

Рассмотренные примеры показывают, что система показателей имеет вертикальную структуру; каждый показатель определяется совокупностью частных показателей и в то же время является составляющим более общего показателя. Из этого можно сделать вывод, что система показателей имеет вид иерархии. Если принять за основу гипотезу о существовании иерархии показателей, то все показатели следует расположить на каком-нибудь из уровней иерархии; вне уровней показателей быть не может; если показатель находится на одном из уровней, то он может появиться на другом уровне.

Задавшись правилами расположения показателей на уровнях иерархии, следует определить их число и правила деления иерархии на уровни. Естественно отнести к нижним уровням иерархии единичные показатели, которые непосредственно измеряются или наблюдаются, такие как геометрические размеры и масса машины, частота вращения двигателя, производительность на выходе и т. д. Вершиной иерархии должен быть наиболее общий показатель, характеризующий цель технологического процесса проведения АСР, для реализации которого создается машина

Для того чтобы связать вершину и основание иерархии, правил, предложенных выше, недостаточно. Практически очень трудно большую совокупность показателей свести в более сложные, комплексные показатели. Поэтому иерархия показателей должна строиться путем расчленения (дезагрегирования) общих показателей на более частные. В этом случае не требуется предварительного решения вопроса о полноте исходной совокупности показателей. Их число определится непосредственно в процессе построения иерархии. Дезагрегирование производится исходя из предпосылки, что каждый показатель на рассматриваемом уровне определяется двумя группами показателей (р + 1)-го уровня. Одни из них непосредственно выражают эффект показателя р-го уровня, другие характеризуют условия реализации этого эффекта. Для примера рассмотрим свойство патентоспособности изделия.

Оно проявляется в способности изделия быть объектом патентования. Количественно это находит выражение в показателе патентной защиты, который

Показатели технического уровня машин и оборудования

/53

Таблица

№ пп Показатель Обозначение

1 N Эффективность А — Ъ с А

2 То Производительность Q — Q

3 Точность: Тт

3.1 - геометрическая Ттг

3.2 - кинематическая Ттк

4 Жесткость 1 — 5

5 Надежность: Рн

5.1 - долговечность Рнд

5.2 - ремонтопригодность Рнр

5.3 - технический ресурс Рнтр

6 Гибкость: Г

6.1 - универсальность Гу

6.2 - переналаживаемость Гп

7 Эксплуатационные: Иэ

7.1 - затраты на обслуживание Иэо

7.2 - затраты на транспортировку и установку Иэту

8 Эргономические: Эг

8.1 - санитарно-гигиенический Эгсг

8.2 - антропометрический Эгам

8.3 - физиологический Эгф

8.4 - психофизиологический Эгп

8.5 - психофизиологический Эгп

9 Экологический Эк

10 Эстетический Эст

11 Показатели безопасности: Б

- пожарная Бп

- электрическая Бэ

- механическая Бм

12 Патентная защищенность П

13 Технологичность конструкции Т

14 Технические характеристики Тх

14.1 Технологические параметры Тп

14.2 Технические параметры Ттп

показывает долю сборочных единиц или деталей в машине, защищенных авторскими свидетельствами или патентами. При выявлении уровня патентной защиты возникает вопрос о том, сколько сборочных единиц или деталей уже попали под действие патентов или авторских свидетельств, что выражается через показатель патентной защищенности изделия.

Обобщая изложенное выше, приходим к выводу, что основой систематизации совокупности показателей должна быть иерархия. Совокупность показателей, входящих в иерархию, определяется целью проводимого исследования. На ее вершине находится показатель, характеризующий потребительную стоимость, создаваемую технологическим процессом, в котором участвует машина. На нижних уровнях иерархии расположены единичные показатели, как

правило, имеющие размерность. Они могут быть непосредственно измерены или наблюдаемы в опыте. Иерархия строится по следующим правилам.

1. Формулируется цель оценки изделия. В соответствии с целью устанавливается смысл обобщенного показателя, находящегося на вершине иерархии.

2. Иерархия имеет конечное число промежуточных уровней. Все показатели должны быть определены на одном из уровней. Вне уровней показателей не существует.

3. Показатель, зафиксированный на одном из уровней иерархии, не может быть повторен ни на каком другом уровне.

4. Систематизация показателей производится «сверху вниз» путем дезагрегирования общих пока-

зателей на более частные, которые находятся на уровнях нижележащих.

5. Дезагрегирование производится по принципу дополнения, заключающемуся в том, что каждый показатель более высокого уровня определяется двумя группами показателей (р + 1)-го уровня. Одна из групп определяет эффект более общего показателя, другая же дополняет общий показатель условиями, в которых эффект реализуется.

Систему ТЭП можно подразделить также на две группы по важности. Такие показатели, как эксплуатационная эффективность, санитарно-гигиенические показатели, определяют целесообразность применения изделия. Поэтому если они принимают в исследуемом изделии минимальное значение, например, удельные затраты нового и базового образца равны между собой, то уровень качества изделия равен нулю. Такие показатели отнесены к первой группе.

Другие показатели (эстетические, патентной защиты), принимая минимальное значение, не исключают возможность эксплуатации изделия, т. е. его уровень качества не будет равен нулю. Отнесем их ко второй группе.

Литература

1. Битунов В. В., Удлер Е. М., Яковенко Е. Г. Технологическая оснащенность производства машин. М.: Машиностроение, 1976. 150 с.

2. Волков Б. М., Кремянский В. А. Модификация деталей машин. М.: изд-во Стандартов, 1989. 228 с.

3. Одинцов Л. Г., Парамонов В. В. Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. М.: НЦЭНАС, 2004. 229 с.

4. Пособие по выборам технологического оборудования. Л.: Лениздат, 1990. 190 с.

5. Проскуряков А. В. Организация создания и освоения новой техники. М., 1980. 221с.

6. Стрелец А. А., Фирсов В. Д. Размерные расчеты в задачах оптимизации конструкторских решений. М.: Машиностроение, 1988. 120 с.

7. Технические средства проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ: Справочное пособие. М.: НПЦ Средства спасения, 2008. 297 с.

8. Чумак С. П. Аварийно-спасательные работы в условиях разруше-

ния зданий. М., 2008. 232 с.

Сведения об авторе

Одинцов Леонид Григорьевич: д.т. н., профессор, ФГУ

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), главн.н.с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (495) 449-99-91.

E-mail: [email protected]

УДК 351.861 (470+571)

ББК 68.9 (2 Рос)

O-93

Р. Х. Цаликов, В. А. Акимов, К. А. Козлов. МЧС

России. Оценка природной, техногенной и экологической безопасности России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. 464 стр.

ISBN 978-5-93970-040-5

В монографии впервые в отечественной литературе системно изложены проблемы оценки природной, техногенной и экологической безопасности России.

При разработке монографии авторы руководствовались принципом предвидеть и предупредить, в соответствии с которым методология анализа риска возникновения чрезвычайных ситуаций направлена на оценку уровня опасности для населения и территорий.

В монографии представлены фактические материалы по анализу основных опасностей и угроз кризисного характера, изложены новые подходы к прогнозированию возникновения чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов и регионов Российской Федерации.

При этом использован обширный статистический материал по чрезвычайным ситуациям за последние 10 лет. Большое внимание уделено оценке опасностей в техносфере и экологическим последствиям.

На основе экспертно-прогностической оценки потенциально опасных источников ЧС, с учетом статистического анализа за последние 10 лет определена степень риска возникновения ЧС на территории всех 83 субъектов РФ.

Материалы монографии могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами защиты населения и территорий от ЧС. Она может представлять большой интерес для специалистов и сотрудников администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также для инвесторов, предпринимателей и руководителей страховых компаний в процессе их профессиональной деятельности на территории России.

© МЧС России, 2009

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009

© Оформление ИПП «Куна», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Опасности возникновения чрезвычайных ситуаций

1.1. Виды опасностей возникновения чрезвычайных ситуаций

1.2. Оценка опасностей в техносфере

1.3. Природные опасности

1.4. Оценка экологической обстановки

1.5. Степень риска чрезвычайных ситуаций

2. Северо-Западный регион

3. Центральный регион

4. Южный регион

5. Приволжский регион

6. Уральский регион

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сибирский регион

8. Дальневосточный регион

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Настоящий труд включает в себя восемь глав и содержит уникальные по своей значимости информационно-справочные материалы с прогностическими оценками степени опасности по 7 регионам России и 83 субъектам Российской Федерации (в работе учтены все объединения в регионах по состоянию на 1 марта 2008 г.).

В первой главе рассматриваются потенциальные источники опасности в природе и техносфере. Определены прогностические оценки степени потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории субъектов (регионов) Российской Федерации.

Главы вторая — восьмая посвящены оценке безопасности субъектов РФ в разрезе федеральных округов. Все главы структурно идентичны. В каждой из них дается краткая характеристика региона, которая сопровождается схемами районирования территории субъектов. Раскрываются общие данные, природные условия, экономика, потенциальные источники ЧС. Дается оценка экологической безопасности. Приводятся результаты расчетов сравнительной оценки природных и техногенных опасностей субъектов Российской Федерации по федеральным округам.

Электронная версия книги в формате PDF

http://elibrary.ru/item.asp?id=15017860

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.