права : сборник научных статей магистрантов. Выпуск 9. - Владикавказ : Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 2021. С. 40-44.
3. Единый портал бюджетной системы РФ. - URL: https://www.budget.gov.ru/web/guest/Главная-страница (дата обращения: 22.04.2024).
4. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/?id=79 (дата обращения: 22.04.2024).
5. Левшукова, О. А. Проблемы борьбы с налоговыми преступлениями и пути их решения / О. А. Левшукова, Е. А. Дзюба // Деловой вестник предпринимателя. 2023. № 2 (12). С. 59-62.
6. Левшукова, О. А.Формы и методы налогового контроля и пути их совершенствования / О. А. Левшукова, А. Д. Алексеенко, В. А. Капсузян, Т. В. Шульженко // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 380-385.
7. Нагиева, С. И. Налоговые преступления и способы борьбы с ними / С. И. Нагиева, А. В. Беляков // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. № 1-2. С. 361-366.
8. Середа, И. М. Уклонение от уплаты налогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты : монография / И. М. Середа. - Иркутск : Иркутская государственная экономическая академия, 2000. - 120 с.
9. Состояние преступности (архивные данные) // Министерство внутренних дел. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762 (дата обращения: 22.04.2024).
10. Что является преступлением в сфере налогообложения // Федеральная налоговая служба. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn39/ ifns/ob9/info/14428300/ (дата обращения: 21.04.2024).
EDN: SDORSR
Д.В. Лейер - к.т.н., доцент кафедры строительных материалов и конструкций, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.V. Leyer - candidate of technical sciences, associate professor of the Department of Accounting Theory, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
А.С. Ефимова - обучающаяся архитектурно-строительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.S. Efimova - student of the Faculty of Architecture and Construction, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
И.И. Дудыкин - обучающийся архитектурно-строительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
I.I. Dudykin - student of the Faculty of Architecture and Construction, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ВОДООТВОДНЫХ ЛИВНЕВЫХ КОЛОДЦЕВ В СТЕСНЕННОЙ ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СРЕДЕ TECHNICALLY AND ECONOMICALLY EFFECTIVE INNOVATIVE SYSTEMS OF DRAINAGE STORM WELLS IN CRESSED AREAS SPATIAL-TERRITORIAL ENVIRONMENT
Аннотация. Во многих городах нашей страны имеется проблема подтопления вследствие выпадения обильных атмосферных осадков. Стандартная ливневая канализация не всегда может справиться с подобной возникшей ситуацией. Последствия подтопления таковы: люди не могут добраться в другие части города, ограничивается движение как общественного транспорта, так и личных автотранспортных средств. В данном исследовании приведено решение такой неблагоприятной ситуации с помощью технико-экономически эффективной инновационной подземной системы водоотводных ливневых колодцев. Учтены все недостатки обычной ливневой канализации. Новизна инновационной подземной системы заключается в том, чтобы расположить водоотводные колодцы под дорожным покрытием. Для обеспечения безопасности и качества устройства ливневых колодцев под землей необходимо использование эффективной инженерной защиты. В статье подробно описана технология строительства подземной системы водоотведения с инженерной защитой. Проведен технико-экономический анализ двух вариантов: устройства водоотводных ливневых колодцев с инженерной защитой и без. Первый вариант является экономически целесообразным несмотря на трудоемкость его реализации, так как идет сокращение расходов на приобретение земельного участка. Для создания данной концепции была использована как отечественная, так и зарубежная литература. Разработанная система водоотведения может быть успешно введена в крупных мегаполисах в рамках развития качественных жилищно-коммунальных условий.
Abstract. In many cities of our country there is a problem of flooding due to heavy precipitation. Standard storm drainage systems cannot always cope with such a situation. The consequences of flooding are as follows: people cannot get to other parts of the city, the movement of both public transport and personal vehicles is limited. This study provides a solution to such an unfavorable situation using a technically and economically effective innovative underground storm drainage system. All the disadvantages of conventional storm sewer are taken into account. The novelty of the innovative underground system is to place drainage wells under the road surface. To ensure the safety and quality of underground stormwater wells, it is necessary to use effective engineering protection. The article describes in detail the technology for constructing an underground drainage system with engineering protection. A technical and economic analysis of two options was carried out: the installation of storm drainage wells with and without engineering protection. The first option is economically feasible despite the labor-intensive nature of its implementation, since the cost of acquiring a land plot is being reduced. To create this concept, both domestic and foreign literature was used. The developed drainage system can be successfully introduced in large cities as part of the development of high-quality housing and communal conditions.
Ключевые слова: экономический анализ, стоимость, эффективность, инновация, водоотводные ливневые колодцы, инженерная защита, городская среда, подтопление, расчет конструкций, конечно-элементный анализ.
Keywords: economic analysis, cost, efficiency, innovation, storm drainage wells, engineering protection, urban environment, flooding, structural calculations, finite element analysis.
Введение
В последнее время через СМИ мы все чаще слышим, как после выпадения обильных осадков затопило некоторые части города, а то и целые населенные пункты. Качественному водоотводу уделяется довольно мало внимания и средств, вследствие чего можно наблюдать, как затапливает машины, людям становится очень сложно добраться в пункт назначения, по улицам плавают самокаты. Особенно часто такие ситуации наблюдаются в городе Краснодар. Проблема обустройства ливневой канализации является существенной и актуальной на территории Краснодарского края. Однако обустройство обычной ливневой канализации зачастую неудобно организовывать, особенно в городах, так как вокруг располагается частная территория, которой нельзя касаться при строительстве или проведении дорожных работ [6]. Создание ливневой канализации в условиях плотной частной застройки существенно усложняет задачу инженеров [1]. В разработанном проекте предложено решение вышеизложенных проблем: приведена новая технология организации водоотвода, подобраны оптимальные конструкции для реализации проекта.
Мы предложили более комфортное расположение водоотводных ливневых колодцев по сравнению со стандартным вариантом, способное вместить необходимое для быстрого водоотвода число колодцев. Наш вариант также решает такую заурядную проблему, как выбор территории. Для того, чтобы проект был успешно
реализован мы подобрали оптимальные ограждающие конструкции и конструкции инженерной защиты и рассчитали их с помощью таких программ, как Plaxis и Geo5 [3].
Материалы и методы
Целью нашего исследования является разработка технико-экономически эффективной инженерной защиты подземной системы водоотводных ливневых колодцев в стесненных условиях. Для успешного достижения поставленной цели мы использовали такие программные комплексы как Plaxis, SCAD и Geo5. Задачи, решаемые в рамках исследования:
- изучить проблему подтопления городов, ее последствия и причины возникновения;
- проанализировать стандартную ливневую канализацию, выявить ее достоинства и недостатки;
- детально проработать усовершенствованную технологию водоотведения и подобрать соответствующие конструкции инженерной защиты;
- произвести расчет конструкций инженерной защиты с помощью расчетной геотехнической конечно -элементной программы Plaxis, в программе SCAD, а также расчетной программе Geo5, предназначенной для расчета ограждающих конструкций методом зависимых давлений;
- оценить экономическую и практическую выгоду использования выбранной конструкции инженерной защиты;
- провести сравнительный анализ стандартной системы водоотводных ливневых колодцев и системы водоотводных ливневых колодцев с использованием конструкций инженерной защиты.
Концепция данного проекта заключается в том, чтобы расположить аккумулирующие резервуары для атмосферных осадков в грунте под действующей автомобильной дорогой. Подобное решение позволяет над подземной системой водоотводных колодцев сделать дорожное покрытие. Для обеспечения нормальной эксплуатации аккумулирующих резервуаров устраивается разгрузочная плита, предназначенная для распределения транспортной нагрузки на грунт основания [2]. Также проектом предусматривается устройство временных удерживающих конструкций, представляющих собой шпунтовую стену. Нагрузка от плиты на грунт основания передается через колонны. Краткие положения результатов численного моделирования конструкций инженерной защиты приведены ниже.
Технология устройства инновационной подземной системы водоотводных ливневых колодцев
Технология устройства подземной системы водоотводных ливневых колодцев состоит в следующем: сначала производится забивка шпунтов по периметру котлована согласно проекту, затем производится поэтапная выемка грунта. По мере выполнения выемки привариваются обвязочные балки и устанавливаются распоры, которые выполняют функцию удержания стенок котлована. Так как глубина котлована в некоторых местах достигает 9 м, шпунту без анкеров сложно удержать такой массив грунта. После того, как завершилась выемка грунта до проектной отметки, заливается фундаментная плита и выполняется обустройство монолитных колонн. И фундаментная плита, и колонны в обязательном порядке покрываются гидроизоляционным слоем (производится обмазка битумом). Затем в образовавшемся пространстве котлована устанавливаются очистные ливневые колодцы. Дальше производится засыпка песка в котлован. Методика такова: песок засыпается послойно, т.е. через каждые 30 см песок заливают водой и утрамбовывают для его уплотнения. Эти действия выполняются вплоть до проектной отметки: отметка верхнего слоя песка должна совпадать с отметкой верха колонны [11]. Из колонны предварительно делаются выпуски арматуры, которая входит в монолитную разгрузочную плиту, которая устраивается для обеспечения нормальной эксплуатации аккумулирующих резервуаров: она предназначена для перераспределения транспортной нагрузки на грунт основания [12, 13]. Плита заливается в предварительно подготовленную опалубку. После затвердения засыпается слой основного грунта и выполняется дорожное покрытие. Расстояние от верха дорожного покрытия до разгрузочной плиты составляет 1 м, чего вполне достаточно, чтобы организовать все слои дорожного покрытия, необходимые по нормам. Получившаяся рамная конструкция будет полностью передавать нагрузку от дороги на грунт и будет полностью разгружать аккумулирующие резервуары [10, 11].
Расчет конструкций инженерной защиты
Участок для реализации проекта - г. Краснодар. В таблице 1 приведены основные физико-механические свойства грунтов.
Мы произвели расчет конструкций инженерной защиты: шпунтового ограждения, железобетонных колонн, разгрузочной плиты и плиты основания для определения подходящих параметров. Прочность и деформации конструкций проверены с использование программы Plaxis методом конечных элементов, регламентируемые п.6.2.6 ОДМ 218.2.001-2009. Данный программный комплекс позволяет учитывать взаимодействие грунтового массива и конструкций. Был произведен расчет разгрузочной плиты и плиты основания [12]. На рисунке 1 приведена эпюра деформаций разгрузочной плиты, возникающая от транспортной нагрузки.
Также был произведен расчет колонны в программе SCAD в модуле «Арбат». На рисунке 2 приведено сечение колонны. По результатам полученных усилий разработаны рекомендации по армированию и размерам сечений железобетонных конструкций:
- разгрузочная плита толщиной 300 мм с арматурным каркасом 5028 А500С;
- плита основания толщиной 500мм с арматурным каркасом 5028 А500С;
- колонна - сечение 600х600мм с продольным армированием 4 стержнями 028 А500С.
Расчеты шпунтовых стенок выполнены в расчетной программе Geo5, основанной на общих принципах
строительной механики и механики грунтов. Для численного моделирования использован модуль «Ограждения котлованов». Программа предназначена для расчёта ограждающих конструкций методом зависимых давлений. Расчетная схема шпунтовой стены приведена на рисунке 2, а на рисунке 3 - эпюры давления грунта на шпунт [7].
Таблица 1 - Физико-механические свойства грунтов
Номер ИГЭ, характеристика грунтов по ГОСТ 25100-2020 Влажность, % Плотность грунта р, г/см3 Плотность грунта в сухом состоянии, р4 г/см3 Плотность частиц грунта, рs, г/см3 Пористость П % Коэффициент пористости е, д.ед. Угол внутреннего трения, ф, градус Удельное сцепление С, Мпа Модуль деформации Е, Мпа
Слой - П - Почвенно-рстительный слой, глина легкая полутвердой конситсенции Кол.опред. 2 2 2 2 2 2
Норм.знач. 27.60 1.77 1.39 2.74 49.40 0.98
Ср.кв.откл. 0.42 0.01 0.24
Коэф.вар. 0.02 0.01 0.00
min 27.30 1.76 1.38 2.74 49.20 0.97
max 27.90 1.78 1.39 2.74 49.50 0.98
alfa=0.85
alfa=0.95
Продолжение таблицы 1Слой - 1 - Суглинок тяжелый твкрдой консистенции слабопросадоч-ный незасоленный Кол.опред. 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Норм.знач. 22.30 1.82 1.49 2.73 45.40 0.83 21 0.021 11.50
Ср.кв.откл. 0.68 0.05 1.83 0.96 0.001 0.54
Коэф.вар. 0.03 0.03 0.04 0.05 0.050 0.08
min 21.60 1.77 1.44 2.72 43.10 0.76 20 0.020 6.20
max 23.00 1.89 1.55 2.73 47.10 0.89 22 0.022 7.40
Л=0.85 21.90 1.79 20 0.020 6.50
Л=0.95 21.50 1.76 20 0.020 6.30
ИГЭ -2 - Суглинок тяжелый полутвердой консистенции непроса-дочный ненабухающий Кол.опред. 10 10 10 10 10 10 7 7 6
Норм.знач. 22.60 1.98 1.62 2.73 40.70 0.67 24 0.033 19.80
Ср.кв.откл. 2.73 0.06 2.66 1.7 0.006 3.03
Коэф.вар. 0.12 0.03 0.06 0.07 0.180 0.26
min 18.40 1.90 1.53 2.72 35.10 0.54 22 0.025 8.60
max 26.50 2.09 1.77 2.74 44.20 0.79 26 0.041 15.80
Л=0.85 21.70 1.96 23 0.030 10.30
Л=0.95 21.00 1.95 23 0.290 9.30
б)
Рисунок 1 - Эпюра общих деформаций. Транспортная нагрузка между стойками: а) эпюра общих деформаций; б) конечно-элементная схема разгрузочной плиты и обратной засыпки
Рисунок 2 - Расчетная схема шпунтовой стены
Рисунок 3 - Эпюры давления грунта на шпунт и его деформации
По результатам расчетов подобран наиболее подходящий шпунт, способный вынести получившиеся нагрузки - Ларсена Л-5УМ [8]. Процесс реализации конструкций инженерной защиты представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Реализация инновационной подземной системы водоотводных ливневых колодцев
Технико-экономическое сравнение вариантов устройства водоотводных ливневых колодцев
При разработке данного проекта учитывались все минусы обычных ливневых колодцев [5]. Недостатки обычной ливневой канализации:
- требует значительной территории для проведения строительства;
- сложность выбора территории строительства;
- необходимость выкупа несколько участков земли;
- значительные финансовые затраты на выкуп определенного землевладения;
- невозможность дальнейшей застройки участка строительства.
Проведем анализ технико-экономических показателей двух вариантов: устройства водоотводных ливневых колодцев с инженерной защитой и устройством дороги и без.
Таблица 2 - Сводная ведомость исполнения бюджета инновационных конструктивных решений
водоотводных ливневых колодцев
Наименование Ед. изм. Цена за ед., тыс. руб Количество Всего, тыс. руб
Шпунт Ларсена Л5-УМ 9 м 1т 120 9 1080
Аккумулирующий резервуар РГО 30 м3 шт. 920 5 4600
Разгрузочная плита (с учетом трудозатрат) м3 2,85 230 655,5
Колонны монолитные шт. 20 30 600
Земельный участок м2 565 7250
Трудозатраты 300
Итого 14485,5
Таблица 3 - Сводная таблица исполнения бюджета стандартных водоотводных ливневых колодцев
Наименование Ед. изм Цена за ед., тыс. руб Количество Всего, тыс. руб
Аккумулирующий резервуар РГО 30 м3 шт. 920 5 4600
Земельный участок м3 890 12460
Трудозатраты 300
Итого 17360
Создание водоотводных ливневых колодцев с устройством инженерной защиты существенно экономит капитал на приобретение участка земли, позволяет производить строительство рядом с дорогой. Практическая выгода очевидна. С экономической точки зрения выигрывает также вариант с инженерной защитой конструкций, поскольку выкупается намного меньше земли, достаточно дорогой в настоящее время [4].
Результаты
Конечным результатом является качественная подземная система водоотводных ливневых колодцев с устройством надежной инженерной защиты, занимающая меньшую по площади территорию по сравнению со стандартной ливневой канализацией и имеющая возможности надземной застройки.
Выводы
В данном исследовании была разработана инженерная защита подземной системы водоотводных ливневых колодцев в стесненных условиях и приведена инновационная идея расположения колодцев, которая эффективно встраивается в пространство городской среды. Мы решили проблемы, которые имеет стандартная ливневая канализация. Данная концепция значительно поможет городам-миллионникам, которые затапливает во время обильных осадков. Мы подобрали необходимые конструкции инженерной защиты и произвели их расчет в таких программах, как Plaxis, SCAD и Geo5. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Довольно часто городская ливневая канализация не справляется с обилием выпавших осадков, вследствие чего страдает транспортная система. Стандартная ливневая канализация имеет такие недостатки, как: необходимость наличия значительного количества территорий для проведения строительства, сложность выбора участка, большие финансовые затраты и нерациональное использование земли.
2. Разработана концепция нового расположения колодцев и подобраны необходимые конструкции для реализации проекта. Подземная система водоотводных ливневых колодцев отлично справится с большим количеством осадков. Для ее строительства необходимо намного меньше земельных участков, чем при стандартной ливневой канализации, а строительство дорожного покрытия над подземной системой обеспечивает рациональное использование территорий.
3. Произведен комплексный расчет конструкций инженерной защиты на основе инженерно-геологических изысканий данного участка строительства в расчетных программах: разгрузочной плиты и плиты основания - в программе Plaxis, колонн в - SCAD и шпунтового ограждения - в Geo5.
4. Результатами численного моделирования являются следующие параметры конструкций: разгрузочная плита толщиной 300 мм с арматурным каркасом 5028 А500С, плита основания толщиной 500мм с арматурным каркасом 5028 А500С, колонна - сечение 600х600мм с продольным армированием 4 стержнями 028 А500С, подобран шпунт Ларсен Л-5УМ.
5. Анализируя результаты технико-экономического сравнения, используя конструкции, полученные из расчетов, можно сделать вывод, что подземная система водоотводных ливневых колодцев с инженерной защитой является более выгодным вариантом по сравнению с обычной системой водоотводных ливневых колодцев вследствие экономии капитала на земельных участках. Экономический эффект от внедрения технологии составляет 19,8%, то есть 2874500 руб.
6. Настоящее исследование является социально значимым, так как непосредственно связано с обустройством социальной среды как в городе, так и в сельской местности. Облагораживание и рациональное использование территории - основные аспекты проделанной работы.
Источники:
1. ВСН 136-78 «Инструкция по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов».
2. ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения. - 2015 г.
3. Журавлев П. А., Марукян А. М. Инженерная защита зданий, сооружений и территорий как фактор инновационного развития территориального планирования //Вестник МГСУ. - 2020. - Т. 15. - №. 10. - С. 1440-1449.
4. Клявлин М. С. и др. Экономические аспекты определения стоимости строительства с применением инновационных материалов //Вестник евразийской науки. - 2017. - Т. 9. - №. 2 (39). - С. 27.
5. Левкевич В. Е. и др. Оценка сооружений инженерной защиты, систем водоснабжения и водоотведения средствами дистанционной диагностики //Вестник Брестского государственного технического университета. - 2021. - №. 1 (124). - С. 96-100.
6. Лейер, Д. В. Особенности организации водоотводных сооружений в стесненных городских условиях / Д. В. Лейер, А. К. Рябухин, Д. Г. Серый // Точки научного роста: на старте десятилетия науки и технологии : Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2022 г., Краснодар, 12 мая 2023 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2023. - С. 169-171. -EDN MIZUUF.
7. Любарский, Н. Н. Оценка влияния моделей грунтов на результаты расчетов удерживающих сооружений на оползневом участке автомобильной дороги в районе г. Сочи / Н. Н. Любарский, Д. В. Лейер, Д. Г. Серый // Природные и техногенные риски. Безопасность сооружений. - 2022. - № 2(57). - С. 45-53. - EDN CDIONB.
8. Пашов, С. Н. Исследование эффективности мероприятий инженерной защиты котлована на основе из композитных шпунт-свай и грунтоцементных конструкций / С. Н. Пашов, А. К. Рябухин, Д. В. Лейер // Механика грунтов в геотехнике и фундаментостроении : Материалы научно-технической конференции, Новочеркасск, 28-30 сентября 2022 года. - Новочеркасск: ООО "Лик", 2022. - С. 555-567. - EDN CRYSQS.
9. Лейер, Д. В. Особенности проектирования опор трубопроводов на оползневых склонах / Д. В. Лейер, Д. Г. Серый, Н. Н. Любарский // Транспортные сооружения. - 2021. - Т. 8, № 3. - DOI 10.15862/02SATS321. - EDN XTKWHY.
10. Di Giacomo T. V. et al. A sustainable approach to flood protection engineering within the Aniene river valley linear park //JOURNAL OF FRONTIERS IN CONSTRUCTION ENGINEERING. - 2012. - С. 14-20.
11. Makarov A. et al. Country area territory protection from flooding; construction conditions, problem definition and solution //Procedia Engineering. - 2015. - Т. 117. -С. 225-231.
12. Priymachenko O., Kobzar O. Methodology of studies for selecting engineering decisions in territory planning. - 2018.
13. Trofimov V. T., Korolev V. A. Engineering protection of territories and buildings in the system of engineering and environmental protection //Moscow University Geology Bulletin. - 2012. - Т. 67. - С. 52-57.
14. Zhymov P., Sadoviy Y., Tomchenko O. Methodology for the territories' engineering construction assessment with difficult geological conditions //IX International Youth Science Forum "Litteris et Artibus. - 2019. - С. 1-7.
EDN: FBVQLL
Н.А Литвинова - преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
N.A. Litvinova - lecturer at the Faculty of Technological Management and Innovation, ITMO University, St Petersburg, Russia;
Е.С. Гаврилюк - к.э.н., доцент, ординарный доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
E.S. Gavrilyuk - candidate of economic sciences, associate professor, senior lecturer at the Faculty of Technological Management and Innovation, ITMO University, St Petersburg, Russia;
М.О. Неробелова - магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций, Университет ИТМО, Санкт-Петербург, Росия, [email protected],
M.O. Nerobelova - Master's Faculty of Technological Management and Innovation, ITMO University, St Petersburg, Russia.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО СЛЕДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ANALYSIS OF THE POTENTIAL USE OF STUDENT'S DIGITAL FOOTPRINT FOR DEVELOPING RECOMMENDER SYSTEMS
Аннотация. В статье рассматриваются возможности анализа цифрового следа обучающегося для сопровождения индивидуальных образовательных траекторий через создание рекомендательных систем. Цель исследования - определение перспектив использования элементов цифрового следа обучающегося в зависимости от цели рекомендательной системы. Методология включает в себя анализ литературы и кейс-метод для оценки практики внедрения рекомендательных систем. Используется количественный и качественный контент-анализ для выявления тенденций развития персонализированного образования. В результате работы проведен анализ практики внедрения рекомендательных систем в отечественных и зарубежных вузах, определены элементы цифрового следа, чаще остальных используемые на практике. Выделены виды рекомендательных систем в контексте сопровождения индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от цели использования, проведена их сравнительная характеристика. Сопоставлены виды рекомендательных систем с элементами цифрового следа, используемыми для их создания. Полученные результаты могут быть использованы для оценки эффективности анализа отдельных элементов цифрового следа обучающегося и оптимизации бизнес-процессов университетов за счет образовательной аналитики.
Abstract. The article explores the possibilities of analyzing the student's digital footprint to support individual educational trajectories through the creation of recommendation systems. The aim of the research is to determine the prospects of using elements of the learner's digital footprint depending on the purpose of the recommendation system. The methodology includes literature analysis and case studies to evaluate the implementation practices of recommendation systems. Both quantitative and qualitative content analysis are employed to identify trends in the development