Научная статья на тему 'Социально-экономический эффект от внедрения инноваций в инфраструктуру города'

Социально-экономический эффект от внедрения инноваций в инфраструктуру города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
855
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА / ЛИВНЕВАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Виноградова М. В., Харкун А. Б.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурными проблемами г. Якутска, возникающими вследствие изношенности систем водоотведения, ливневой канализации. Изучены составляющие социально-экономического эффекта модернизации системы водоотведения и внедрения современной системы ливневой канализации. Сделаны выводы о необходимости внедрения инноваций и модернизации рассматриваемых элементов инфраструктуры города, на основе чего может быть получен не только экономический, но и социальный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический эффект от внедрения инноваций в инфраструктуру города»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 336.717

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ ГОРОДА

М.В. ВИНОГРАДОВА, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] Научно-образовательный центр «Государственное регулирование туризма» Российского государственного университета туризма и сервиса

А.Б. ХАРКУН, генеральный директор E-mail: [email protected] ООО «НПО «Дорис Проект»

В статье рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурными проблемами г. Якутска, возникающими вследствие изношенности систем водоотведения, ливневой канализации. Изучены составляющие социально-экономического эффекта модернизации системы водоотведения и внедрения современной системы ливневой канализации. Сделаны выводы о необходимости внедрения инноваций и модернизации рассматриваемых элементов инфраструктуры города, на основе чего может быть получен не только экономический, но и социальный эффект.

Ключевые слова: социально-экономический эффект, инфраструктура города, ливневая канализация, модернизация, инновации

Столица Республики Саха (Якутия)—Якутск — самый крупный в мире город, стоящий на многолетних мерзлых земных породах. Основанный как сторожевой форпост (впоследствии крепость) на северо-востоке Российской империи город со временем приобрел важное геополитическое значе-

ние, превратившись в стратегический узел хозяйственных связей внутри страны, значение которого непрерывно возрастает на протяжении уже почти четырехсот лет. Якутск связан автомобильным, речным и воздушным сообщением не только с регионами России, но и со странами зарубежья.

В настоящее время Якутия активно развивается: современные планы социально-экономического развития нацелены на перспективу и имеют долгосрочный характер. Правительством Республики Саха (Якутия), администрацией г. Якутска осуществляются последовательные, четко спланированные мероприятия в рамках целевых программ по укреплению социально-экономического положения региона. В результате успешной социально-экономической политики достигнуты значительные результаты в развитии промышленности, социальной сферы.

Быстрыми темпами развивается сам Якутск. Идет глубокая модернизация городской инфраструктуры, строятся жилье и объекты соцкультбы-

та, реализуются адресные программы ликвидации ветхого жилого фонда, капитального ремонта аварийного жилья и переселения граждан в новые дома. Возводятся новые многоквартирные жилые здания с применением новейших методов строительства в условиях вечной мерзлоты. Реконструируются дороги, системы водоотведения и дренажа. Якутск — единственный город российского Дальнего Востока и Арктики, где зарегистрирован весомый демографический рост, лучшие показатели социально-экономического развития и увеличение инвестиций, несмотря на самые суровые климатические условия.

Вместе с тем процесс интенсивного развития начинает тормозиться из-за негативных тенденций, связанных с проблемами антропогенного, технологического состояния инфраструктуры городских поселений. А это неминуемо ведет к возникновению трудностей в социальной сфере. О справедливости данного утверждения свидетельствует рост безработицы среди населения, проявившийся в последние несколько лет. Количество жителей увеличивается, а создание новых рабочих мест происходит «вслед» за демографической ситуацией. Темпы роста трудовых ресурсов опережают потребности экономики. И дело здесь не только в возможностях бюджетов региона и города, их финансовых ресурсах. По данным информационного портала Sakha News [5], в Якутске оборачивается до 200 млрд руб. в год. Это деньги его граждан. Следовательно, нужен грамотный, адекватный экономический расчет распределения этих ресурсов с учетом интересов населения, потребностей экономики, экологии и инженерики городских территорий.

На административной территории Якутска размещены 14 000 предприятий [5], имеющих различную форму собственности и работающих во многих сферах экономики, в том числе крупные предприятия промышленного и сельскохозяйственного секторов, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Вследствие этого на окружающую среду негативное влияние оказывают разнообразные техногенные эмиссии: вредные выбросы, сточные воды, тепловые и акустические воздействия, а также другие антропогенные явления. Все это, безусловно, порождает тревогу населения.

В республике есть хорошо зарекомендовавшая себя система охраны природы, обеспечивающая экологическую безопасность большинства территорий,

способная справляться с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения окружающей среды. Однако в скором будущем этого может оказаться недостаточно. Бесспорно, что при строительстве новых крупных промышленных и жилых объектов увеличится техногенная нагрузка на природные экосистемы Якутии. Но остановить развитие городских и сельских поселений невозможно, так как этого требуют социально-экономические процессы, обусловленные в том числе демографической ситуацией в регионе.

Чтобы двигаться дальше, городу необходимо наращивать мощности — как производственно-технические, первой линии производства, так и вспомогательные, обеспечивающие модернизацию всех видов производств, их инженерно-техническую и строительную перспективы. А такая работа неотделима от заботы о качестве жизни его граждан: нужно создавать комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности населения. Органы управления всех ветвей власти республики путем принятия и реализации соответствующих планов и программ многое делают для повышения качества жизни населения, но все чаще на эффективность этой работы начинают влиять антропогенные факторы в виде рисков и угроз, обусловленных суровыми климатическими условиями и последствиями техногенного воздействия человека на природные экосистемы.

В городе в настоящее время отсутствует современная система ливневой канализации, во многих местах регистрируется перегораживание естественных дренажных путей, вследствие чего происходит заболачивание территории. Это ведет к постоянной деградации земель и невозможности их дальнейшего использования. Якутску крайне необходимо строительство ливневой канализации с очистными сооружениями. Кроме того, нужны коренная реконструкция хозяйственно-бытовой канализации, принципиально новая система и схема водоотведения [3].

Изношенность систем канализации и водопровода (из-за чего происходят большие потери воды в процессе ее потребления), высокие коммунальные тарифы держат в постоянном напряжении соответствующие управленческие структуры и вызывают недовольство всех жителей города.

Отсутствие водопроводных путей, приводящее к заболачиваемости территории, является первоочередной проблемой Якутска, оказывающей прямое

влияние на состояние дорог, хранение и утилизацию бытовых и производственных отходов, быстрое старение жилого фонда (и далее — по перечню всех городских проблем).

Современные вызовы и риски, связанные с проблемами социально-экономического развития Якутска, начали формироваться еще в середине 1960-х гг., когда в республике стали применяться новые технологии промышленного и гражданского строительства. Резко увеличилась сдача в эксплуатацию многоэтажных объектов всех типов назначений: промышленных, социальных, культурных и др. В условиях вечной мерзлоты это всегда сопровождалось серьезной угрозой для их безаварийной, безопасной эксплуатации и проживания населения.

С другой стороны, без существования таких объектов — с их развитой инженерной инфраструктурой, не может существовать ни один крупный город, нельзя осуществлять градостроительную политику.

Новые риски и вызовы породили целый комплекс сложностей для городского хозяйства, которые в совокупности с уже накопленными за четырех-вековую историю Якутска и привели к появлению факторов, прямо или косвенно активирующих процесс торможения социально-экономического развития столицы республики. Их воздействие город в настоящее время начинает ощущать все более остро [3].

По заказу городской администрации (с привлечением специалистов из местных научных и проектных организаций) в 2008 г. была разработана схема водоотведения с учетом особенностей состояния городского коммунального хозяйства. В 2009 г. научно-внедренческим центром «Геотехнология» начаты разработки и частично опробованы новые конструктивные системы дренирования надмерзлотного и ливневого стока на инженерных объектах. Эти работы позволили взаимоувязать многие вопросы формирования улично-дворовых и дорожных сетей [4].

Проблемы, стоящие перед городскими властями, решаются с опорой на разработки ведущих ученых. Задействованы возможности научного потенциала Академии наук Якутии, научно-исследовательских учреждений. В процессе улучшения инженерной защиты применяются новейшие технологии свайного строительства, ограниченно, но все же используется принципиально новая схема водо-

отведения, учитывающая состояние многолетней заболоченной местности и сложный рельеф.

Плановые работы по этим направлениям проводятся в рамках принятых программ по комплексному развитию города, вплоть до 2030 г. В марте 2013 г. руководству администрации г. Якутска и Президенту Республики Саха (Якутия) представлена научно обоснованная стратегия социально-экономического развития столицы до 2030 г., в которой отражены все городские проблемы, включая и первоочередную — водоотведение.

Принимаемые меры свидетельствуют о необходимости организации и проведения срочных радикальных мероприятий по осушению городских территорий, недопущению перерастания трудностей с водоотведением и обводнением в катастрофу.

Основную причину кризисной ситуации и возникновения проблем водоотведения города можно сформулировать следующим образом: массовый ввод в эксплуатацию за последние 50 лет каменных многоэтажных, инфраструктурно насыщенных зданий. Это привело к повышению уровня надмерзлотных вод и их минерализации. Из-за увеличения водопотребления и канализационных сбросов возросли аварийные утечки в водоканали-зационных системах, что неминуемо потянуло за собой не особо просчитанную усадку зданий и их фундаментов.

В свою очередь, активное строительство дорог с твердым покрытием, сооружение насыпей во многих случаях перекрыло водостоки города.

Подтопление и обводнение способствовали активизации многих опасных криогенных процессов, что нарушило общий экологический и безопасный баланс эксплуатации зданий целого ряда объектов промышленного и гражданского назначения.

Существующая проблема подтопления и обводнения территории г. Якутска до настоящего времени изучена не в полном объеме и разрешается далеко не так, как требует того защита инженерных систем города, несмотря на угрозы экологического и техногенного характера. До сих пор фактически едва ли не самым действенным способом борьбы с этими угрозами остается подсыпка городских территорий привозным грунтом.

Для решения проблемы водоотведения в Якутске необходимо в первоочередном порядке принять управленческие и организационно-технические решения для осуществления срочных мероприятий по модернизации и внедрению инноваций в инф-

раструктуру города. Следует отметить, что такие мероприятия позволят получить социально-экономический эффект, складывающийся за счет:

— снижения удельных затрат на эксплуатацию водоотводных сооружений, в том числе на откачку талых и дождевых вод;

— увеличения срока службы и межремонтных сроков водоотводных сооружений и систем;

— снижения затрат на откачку регулярно подтапливаемых зданий малоэтажной и индивидуальной застройки;

— нейтрализации криогенных процессов пучения и термопросадок в основаниях проезжей части улиц и автодорог вследствие понижения предзимней влажности грунтов их оснований системами дренажа;

— снижения аварийности капитальных зданий с ранее подтапливаемыми основаниями;

— оптимизации планировочных работ при новом строительстве;

— снижения социальной напряженности в регулярно подтапливаемых районах города.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Ливневая канализация сбора поверхностных стоков в городе функционирует с 2001 г. и опирается на систему внутригородских озер (Сайсары, Теплое, Талое), которые соединены в единую сеть городским каналом. Существующая схема отвода талых и ливневых вод с территорий микрорайонов города представляет собой сеть водоотводных железобетонных лотков, более 800 водоперепускных труб диаметром от 350 до 500 мм, систему из 25 стационарных электронасосных станций и магистрального коллектора по трассе существующего городского канала. С 2000 г. ведутся работы по реконструкции городского канала с обеспечением его проточнос-

ти. Из-за плоскости рельефа территории города отвод ливневых вод выполняется при помощи искусственных сооружений в виде железобетонных водопропускных лотков. Сеть лотков проложена в 14 кварталах центральной части Якутска, их общая протяженность — 45 500 м. Из существующих лотков 72% пришли в полную непригодность. Кроме естественных, природных, причины разрушения лотков носят в основном техногенный характер.

Большая часть дождевых и талых вод поступает в строящийся городской канал, старичные протоки и близлежащие озера. Также есть отдельные пониженные, замкнутые территории, из которых дождевые и талые воды не отводятся. Очистные сооружения поверхностного стока отсутствуют. Происходит обводнение и подтопление территории города и загрязнение поверхностных водоемов (особенно озер Сергеляхское, Белое и реки Лены).

Минимизация затрат на устройство и эксплуатацию самотечно-безнапорной дождевой канализации позволяет высвободить денежные и трудовые ресурсы, что дает солидную экономию. Существенным является то, что дождевая канализация сконструирована из разных труб, которые в 1,5-3 раза различаются по продолжительности эксплуатации (табл. 1).

В процессе эксплуатации водоотводных сооружений учитываются:

1) расходы на транспортировку труб для устройства дождевой канализации (ДК);

2) расходы на производство работ по устройству ДК (подготовительные и земляные работы, сборка соединений, проведение испытаний и др.);

3) накладные расходы в размере 16% от суммы прямых затрат на устройство ДК;

Таблица 1

Сроки службы, периодичность ремонтов, доля ежегодных отчислений на ремонты и восстановление дождевой канализации

Трубы Периодичность капитальных ремонтов, лет Сроки службы*, лет Доля ежегодных отчислений от сметной стоимости**, %

Расходы на текущий ремонт Расходы на капитальный ремонт Расходы на восстановление Всего

Ац 15 20 1,4 0,6 4,5 6,5

Жб 15 30 1 0,5 3,2 4,7

Б 15 20 1,7 0,6 4,5 6,8

П 20 60 0,5 0,3 2,2 3,0

СП 20 50 0,6 0,4 2,4 3,4

* Вновь построенных траншейным способом. ** По экспертной оценке авторов.

Примечание: Б — бетонные; Жб — железобетонные; Ац — асбестоцементные; П — полимерные; СП — стеклопластиковые.

4) составляющие приведенных затрат на эксплуатацию ДК;

5) расходы на эксплуатацию ДК;

6) расходы на текущие ремонты ДК.

Кроме того, учитываются расходы на текущее обслуживание, капитальные ремонты, восстановление дождевой канализации при расчете соответствующих среднегодовых расходов и затрат.

Произведем расчеты (на основе среднестатистических расценок) средств, необходимых для обслуживания и эксплуатации дождевой канализации в г. Якутске.

Остаточная стоимость дождевой (ливневой) канализации города, по экспертным оценкам, составляет 314,3 млн руб. По имеющимся методикам [1] рассчитаем необходимые величины затрат (табл. 2) [4]:

1) среднегодовые затраты на текущий ремонт ДК

С = 314,3 • 0,01 = 3,143 млн руб.;

2) среднегодовые затраты на техническое обслуживание

Сто1 = 15,6 • 160,8 = 2,508 млн руб.;

3) среднегодовые затраты на капитальный ремонт

С . = 314,3 • 0,005 = 1,5715 млн руб.;

к.рл ' ' ' '

4) среднегодовые затраты на восстановление

Св. = 314,3 • 0,047 = 14,772 млн руб.

Таким образом, затраты на ремонт и обслуживание ливневой канализации в целом, по экспертным оценкам, составляют 204,46 млн руб. (без учета

текущего обслуживания). На основе расценок на проведение работ по обслуживанию дождевой (ливневой) канализации, годовых затрат на техническое обслуживание и с учетом действующих норм и нормативов экономический эффект от модернизации и внедрения инноваций в инфраструктуру может составить 3 779,15 млн руб. (без учета дополнительных расходов по электроэнергии).

Следующая составляющая социально-экономического эффекта мероприятий по модернизации дождевой (ливневой) канализации складывается за счет увеличения срока службы и межремонтных сроков водоотводных сооружений и систем.

Работы по содержанию и ремонту дождевой канализации предназначены для обеспечения исправного состояния и проектной работоспособности всех водоотводных сооружений [4]. Содержание ДК включает в себя следующие основные виды работ:

— очистку дождеприемных колодцев;

— очистку водосточных труб;

— очистку коллекторов;

— дноочистительные работы у водовыпусков.

Как было отмечено, стоимость эксплуатации

составляет 204,46 млн руб. за весь период (с учетом экспертной оценки остаточной стоимости дождевой канализации г. Якутска). При модернизации действующей системы предлагается использовать другие материалы и трубы. Благодаря такому подходу, а также устранению воздействия замораживания и

Таблица 2

Расчет приведенных затрат по эксплуатации дождевой канализации г. Якутска за первый цикл эксплуатации, млн руб.

Год Приведенные затраты Приведенные затраты с учетом коэффициента Затрат,

эксплуатации Текущие Техническое Восстанов- Капитальные на общие эксплуатацион- всего

ремонты обслуживание ление ремонты ные затраты на ДК

15-й 2,857 2,280 - 13,384 19,950 23,142

14-й 2,598 2,073 - - 4,670 5,417

13-й 2,361 1,884 - - 4,246 4,925

12-й 2,147 1,713 - - 3,860 4,477

11-й 1,952 1,557 - 12,167 15,676 18,184

10-й 1,774 1,416 - - 3,190 3,700

9-й 1,466 1,170 - - 2,636 3,058

8-й 1,212 0,967 - - 2,179 2,527

7-й 1,102 0,879 - 11,061 13,041 15,128

6-й 1,001 0,799 - - 1,801 2,089

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5-й 0,910 0,726 - - 1,637 1,899

4-й 0,828 0,660 - - 1,488 1,726

3-й 0,752 0,600 - 10,055 11,408 13,233

2-й 0,622 0,496 - - 1,118 1,297

1-й 0,684 0,546 1,429 - 1,230 1,427

Итого... 22,266 17,767 1,429 46,667 88,129 102,230

оттаивания, срок службы проектируемой дождевой канализации увеличивается в два раза — до 60 лет (см. табл. 1). Срок первого капитального ремонта отодвигается на 5 лет. Следовательно, увеличиваются и межремонтные промежутки среднего ремонта (60 : 15 = 4 года): потребуются лишь два капитальных ремонта.

Так как процесс модернизации системы предполагает использование инновационных технологий и материалов, срок их эксплуатации значительно увеличивается: по окончании нормативного срока службы полная замена системы не потребуется. При надлежащем обслуживании она может прослужить два нормативных срока. Такая организация ремонтных работ позволяет сократить количество средних ремонтов с 15 до 13 за цикл, а текущих—на четыре.

Расчеты эксплуатационных затрат по принятой методике (с учетом модернизации системы и использования инновационных материалов и технологий) позволяют судить о возможности получения экономии в размере 17,73 млн руб. за один эксплуатационный цикл, что за весь период эксплуатации составит примерно 155,4 млн руб.

Еще одна составляющая социально-экономического эффекта модернизации дождевой канализации заключается в резком снижении затрат на откачку регулярно подтапливаемых зданий малоэтажной и индивидуальной застройки.

При оценке современного состояния обводненности Якутска установлено, что наибольшее техногенное обводнение характерно для северной и северо-восточной частей города. Здесь искусственные водоемы и обширные лужи часто занимают около 30-35% отдельных районов (Сериков, Шац). Несколько меньше (15-30% площади) водоемов застойного типа в центре Якутска (западная часть), но их воздействие на различные инженерные объекты проявляется весьма активно [3].

В настоящее время сток поверхностных и над-мерзлотных вод подчиняется местным уклонам и осуществляется во внутридворовые понижения, на проезжие части улиц. Попытки принудительного дренирования территории путем прокладки бетонных водоотводных лотков не имеют успеха.

Например, зона № 7 (территория, ограниченная ул. П. Алексеева — Объездным шоссе — ул. Труда — протокой Хомустах — горканалом) является областью естественного стока поверхностных и надмерзлотных вод, поступающих с западной и южной частей города. Она считается одной из наиболее

обводненных частей города [4]. На исследуемой территории преобладает малоэтажная и индивидуальная застройка (частный сектор) с полным отсутствием благоустройства и хаотической планировочной структурой. Поверхностный и подземный сток не зарегулирован. Характерной особенностью таких территорий становится наличие многочисленных локальных понижений, регулярно затопляемых талыми и дождевыми водами, и формирование горизонтов надмерзлотных грунтовых вод. Повсеместно отмечается высокий уровень подтопления жилых домов и хозяйственных построек, высокая заболоченность территории. Отсутствие сооружений ливневой канализации не позволяет осуществлять организованный отвод поверхностных и грунтовых вод с подтопленных территорий.

Там, где преобладают преимущественно двухэтажные застройки с частичным благоустройством и слабо организованным поверхностным стоком, наблюдается менее интенсивное по сравнению с территориями индивидуальной застройки воздействие на геологическую среду. Однако, как правило, здесь расположены здания старой постройки, вертикальная планировка строительных площадок под которые выполнена по условиям рельефа 1960-1970 гг. В настоящее время дворовые территории этих зданий расположены ниже проезжей части улиц и затапливаются талыми и дождевыми водами. Их осушение может быть выполнено комбинированными методами — сочетанием устройства соответствующих дренажных и водоотводных сооружений с использованием лотков и водоотводных канав. При отсутствии последних прокладываются магистральные водоотводные лотки комбинированного типа вдоль проезжей части улиц с наиболее низкими отметками, что позволяет существенно сократить затраты на устройство внутриквартальных дренажных водоотводных сооружений.

Пока точно определить эффект от снижения затрат на регулярную откачку подтапливаемых зданий малоэтажной и индивидуальной застройки нельзя. Однако, по имеющимся данным, в районе зоны № 7 расположено около 500 домов. Откачивать воду из подвальных подтапливаемых помещений жильцам приходится несколько раз в сезон (около 6,4 раза в год). Средняя стоимость одной откачки составляет 9 890,0 руб. Поэтому возможный эффект от устранения ежегодного подтапливания зданий малоэтажной и индивидуальной застройки может составить 31,6 млн руб.

Следует отметить, что за исключением малоимущих и незащищенных слоев населения оплачивать данную процедуру приходится самим жителям, что существенно влияет на рост социальной напряженности.

Нейтрализация криогенных процессов пучения и термопросадок в основаниях проезжей части улиц и автодорог вследствие понижения предзимней влажности грунтов их оснований системами дренажа является еще одной составляющей социально-экономического эффекта реконструкции и модернизации дождевой канализации.

Уличная сеть г. Якутска представляет собой радиально-полукольцевую систему, радиусы которой направлены к центру города и имеют выход на основные автодороги пригородной зоны [4]. Резкий рост уровня автомобилизации и отставание в развитии улично-дорожной сети привели к полному исчерпанию пропускной способности магистралей, особенно в центральной части города. Основным недостатком улично-дорожной сети считается прохождение всех видов транспорта через центр города, где недостаточная ширина (в красных линиях) проезжих частей и тротуаров улиц. Состояние движения городского транспорта в условиях сложившейся улично-дорожной сети следующее:

— пробки и заторы на магистралях;

— низкие скорости передвижения;

— нарушение условий безопасности движения, рост количества дорожно-транспортных происшествий;

— неэффективный общественный транспорт;

— высокие затраты времени на передвижения, опоздания на работу и учебу;

— экономические потери, зафиксированные всеми категориями населения и производственным сектором;

— нарушение нормальных условий жизнедеятельности в городе.

Проблемы современного состояния улично-до-рожной сети города характеризуются следующим образом.

1. Недостатками планировочной структуры города, усугубляющими перегрузку основных транспортных артерий, являются расчлененность территории естественными и искусственными преградами, разобщенность жилых районов и недостаточность кратчайших прямолинейных транспортных линий, связывающих разобщенные районы:

— вследствие особенностей сложившейся планировочной структуры города в центральной части перегруженные магистрали — пр. Ленина, ул. Октябрьская, ул. Дзержинского, не имеют равноценных дублеров;

— водные артерии также расчленяют территорию города, затрудняя транспортные связи районов, недостаточность мостовых переходов сказывается на перегрузке существующих улиц.

2. В значительной степени пропускная способность магистралей снижается из-за частых регулируемых пересечений. В некоторых местах расстояние между светофорными объектами составляет от 150 до 250 м. Также не отрегулированы режимы светофоров с учетом скорости движения и потоков транспортных средств.

3. Отсутствие достаточного количества организованных автостоянок и использование проезжей части для стоянки автомобилей существенно снижают пропускную способность улиц и ухудшают условия движения.

4. Насыщение центральной части города объектами общегородского значения, создание полифункциональных крупных центров увеличивают поток посетителей, приводят к росту транспортных потоков, направленных в центральную зону.

5. Неудовлетворительное состояние покрытий улиц и дорог снижает скорость передвижения.

6. Отсутствие исследований фактической загрузки улично-дорожной сети затрудняет обоснованное прогнозирование возрастающих транспортных потоков и своевременное решение вопросов оптимальной организации, регулирования и очередности реконструкции и развития улично-дорожной сети.

7. Отсутствие в городе единого центра по изучению и решению транспортных проблем, проведению мониторинга состояния условий движения в городе, разрозненность специалистов по транспорту не способствуют быстрейшему и профессиональному решению вопросов развития транспортной инфраструктуры.

Кроме всех этих недостатков и особенностей дорожно-транспортная система характеризуется систематическим разрушением дорожного покрытия вследствие нарушения работы дождевой канализации и стоков. При устройстве дорожных покрытий условия поверхностного и грунтового стока зачастую необратимо нарушаются, что ведет к переувлажнению дорожных подсыпок и широкому развитию гид-

Таблица 3

Удельный вес оборудованной площади в жилищном фонде г. Якутска по видам благоустройства в 2010-2020 гг., %

Вид благоустройства 2010 2012 2020 (прогноз)

Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом, канализацией и системой централизованного горячего водоснабжения 84,9 85,8 100

Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией без ванн 4,0 37,7 -

Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, с водопользованием из водоразборных колонок 11,0 10,7 -

ротермических деформаций — основной причины разрушения дорожных покрытий.

По экспертным оценкам и фактическим затратам на ремонт дорожного покрытия и придорожной территории экономический эффект от модернизации ливневой канализации вдоль дорог можно вычислить по следующей формуле:

Э = Р .й/ 100,

о.д.ф

где Родф — расходы на увеличение стоимости основных дорожных фондов, млн руб.; ё — доля затрат на ремонт дорог от неисправностей, возникших под воздействием неэффективной работы дождевой (ливневой) канализации и ее обслуживания, %. По среднестатистическим данным эксплуатации дорог, с учетом расхода на увеличение стоимости основных дорожных фондов эффект может составить 162,4 млн руб.

Инновационные решения модернизации ливневой (дождевой) канализации предполагают сезонный подогрев в период осенне-весеннего перепада ночных и дневных температур. Следовательно, необходимо учитывать возможный расход электроэнергии в процессе содержания ДК. На основе данных мировых фирм — разработчиков подобных систем и сведений о стоимости электроэнергии в Якутске1. возможные затраты составят 9 746,2 млн руб. Таким образом, даже при условии годового ремонта 20% дорог затраты на его проведение в 1,4 раза выше, чем затраты на подогрев системы. При условии, что срок безремонтной эксплуатации предлагаемой системы составляет не менее 5 лет, возможный эффект может быть выражен в солидной сумме

(9 746,2 — 6 832,8) 5 = 14 567,0 млн руб. Снижение аварийности капитальных зданий с ранее подтапливаемыми основаниями также обеспечивает получение социально-экономического эффекта от модернизации и реконструкции ливневой канализации в г. Якутске.

В настоящее время в городе насчитывается 237,0 тыс. м2 общей площади жилого фонда с износом более 65%. В список ветхих и аварийных домов, признанных в установленном законом порядке непригодными к дальнейшему проживанию, включено 424 жилых дома. 114 построек попали в перечень каменных жилых домов, имеющих недопустимые деформации несущих конструкций и подлежащих укрепительно-восстановительным работам.

В последние годы отмечался устойчивый рост объема жилищного фонда Якутска, однако с 2008 г. в связи с экономическим кризисом наблюдается спад жилищного строительства2. Вследствие увеличения суммарной площади жилищного фонда города ежегодно возрастала степень благоустройства по ряду параметров (табл. 3).

Для сферы жилищно-коммунального хозяйства Якутска остаются характерными низкая эффективность существующей системы управления и множество нерешенных проблем. Подобные выводы базируются на следующих негативных тенденциях:

— сохраняется убыточность предприятий жилищно-коммунальной сферы;

— принципиально проблемным остается значительный износ жилищного фонда, приводящий к росту риска аварийности и оказания некачественных услуг;

— недостаточно развиты частная инициатива и конкуренция, рыночные отношения в сфере ЖКХ, в средствах массовой информации отсутствует целенаправленная работа по формированию самосознания горожанина как хозяина своего города для предотвращения порчи городского имущества, обеспечения чистоты и санитарного благополучия;

— отсутствуют механизмы привлечения инвестиций в развитие жилищного хозяйства;

1 URL: http://www.yakutskenergo.ru/customers/tarif/electro/.

! Ц^: http://fedstat.ru/.

— строительство нового жилого фонда на территории городского округа ведется некачественно, с массой недоделок, что влечет безусловные проблемы при эксплуатации жилого фонда;

— действующая система технического обслуживания и ремонта жилищного фонда не обеспечивает надлежащего содержания жилья, имеется значительное недофинансирование, качество выполняемых работ не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям;

— существует потребность в проведении более широкого комплекса ремонтно-строительных работ и поиске реальных источников финансирования капитального и текущего ремонтов жилищного фонда;

— отмечаются низкая эффективность деятельности энергетических систем и значительные потери ресурсов, наблюдаются перебои в подаче потребителям тепла, воды и электроэнергии. Потери энергетических и водных ресурсов диктуют необходимость разработки целенаправленной политики энерго- и ресурсосбережения, в первую очередь — по организации учета расхода теплоэнергии и воды;

— техническое состояние внутриквартальных территорий в большинстве районов Якутска требует активизации политики по благоустройству путем привлечения значительных ресурсов и их эффективного использования;

— происходит постепенное заболачивание территории и ухудшение санитарного состояния города в целом и его отдельных районов, требующие проведения комплексных мероприятий по водоот-ведению, уборке и санитарной очистке территории, ориентированной на раздельный сбор бытовых отходов, конкурсное распределение заказов на проведение соответствующих работ.

В настоящее время, по данным администрации г. Якутска и ОАО «Водоканал», одиночное протяжение уличной водопроводной сети составляет 108,4 км, из них нуждается в замене 44 км. Одиночное протяжение уличной канализационной сети составляет 166 км.

К сформировавшимся негативным тенденциям в жилищно-коммунальной сфере города относятся:

— зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций;

— значительный объем недофинансирования сферы;

— высокая степень износа основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

— фактическое отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество;

— высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек;

— неэффективная и бесприбыльная работа предприятий ЖКХ;

— высокий уровень потерь ресурсов.

При проведении капитального ремонта наибольший удельный вес приходится на следующие работы:

— замена стальных трубопроводов холодного и горячего водоснабжения — 29,2%;

— ремонт крыш и кровли — 13,6%;

— ремонт канализационных систем — 10,5%;

— ремонт систем центрального отопления — 10,3% и т.д. [2].

Происходит увеличение доли жилой площади в городе с износом, превышающим 66% (с 6,4% в 2004 г. до 6,6% в 2011 г.). Кроме того, ситуация усложняется ежегодными подтоплениями, приводящими к повышению аварийности конструкций. Поскольку точных данных по затратам на восстановление жилых конструкций нет, а учета повреждений под воздействием воды и подтоплений не ведется, можно экспертным путем предположить, что экономия от снижения аварийности зданий и сооружений будет составлять от 13 до 18%. Следовательно, за счет снижения аварийности зданий и сооружений может быть получена экономия, рассчитанная по следующей формуле: Э = Р .й / 100,

ж.ф

где Ржф — расходы на ремонт и обслуживание жилищного фонда, млн руб.; й — доля затрат на ремонт неисправностей жилищного фонд, возникших под воздействием неэффективной работы дождевой (ливневой) канализации и ее обслуживания, %. Таким образом, по среднестатистическим данным, эффект может составить около 41,1 млн руб.

Инновационные решения модернизации дождевой (ливневой) канализации позволят эффективно планировать территории застройки и обеспечить безопасность будущих строений от сезонных подтоплений.

Социальная составляющая описываемого эффекта складывается с учетом снижения социальной напряженности в регулярно подтапливаемых районах города, которая чаще всего определяется параметрами качества жизни населения.

Ориентируясь на используемые в экономике показатели оценки качества жизни населения (в

первую очередь — количественные), понятие «социальная напряженность» и последствия, которые она может иметь, можно предложить методику расчета эффекта от снижения социальной напряженности.

Так как рост социальной напряженности вынуждает население активно выступать за свои права, то неизбежно возникают трудопотери, что в свою очередь приводит к общему снижению производительности труда. Каждый житель, у которого затопило помещение, вынужден отвлекаться от основной работы и разрешать возникшую ситуацию. Средние потери времени на устранение подтопления составляют 5-6 час. Количество жителей в подтопляемых районах г. Якутска по экспертным оценкам достигает около 15 000 чел. Процент трудоспособного населения, по данным социально-экономического обследования, — 66,4%. Следовательно, численность граждан, отвлекаемых от производительного труда, составляет 9 962 чел.

Средние потери производительности вследствие затрат времени на устранение последствий подтопления и решение социальных, административных и прочих вопросов в регулярно подтопляемых районах зоны № 7 составляют примерно 57 859,3 млн руб.

При поступлениях в бюджет Якутска от налоговых платежей, равных 7,5% от ВМП, чистые потери от повышения социальной напряженности можно выразить через их недополучение, что составит примерно 4 339,4 млн руб.

Кроме прямого влияния, повышение социальной напряженности может привести и к косвенному эффекту. Например, теряя время на непосредственное устранение последствий подтопления, житель расходует свои средства, тем самым ограничивая покупательскую способность, вследствие чего сфера обращения недополучит часть дохода.

Таким образом, крайне обострившиеся проблемы и сложности борьбы с подтоплением и обводнением городских территорий, реальные угрозы и риски, способные вызвать чрезвычайную ситуацию, свидетельствуют:

— о важности разработки и реализации инновационных решений, касающихся инфраструктуры города, в целях обеспечения комплексной безопасности населения и территории г. Якутска;

— о необходимости использования геокриологического, гидрогеологического и инженерно-геологического подходов к разработке мероприятий по водоотведению в Якутске с учетом использования инновационных технологий и материалов при модернизации инфраструктурных систем.

Для предотвращения дальнейшего разрастания негативных причинно-следственных связей, перевода проблемы водоотведения в катастрофическую плоскость нужно перестать рассматривать ее как локальную. На борьбу с негативными явлениями следует направить усилия всех заинтересованных сторон. Это даст возможность устранить недостатки водоотведения и обводнения как основные причины многих кризисных ситуаций в городском жилищно-коммунальном хозяйстве, получить реальный экономический эффект от модернизации и реконструкции существующей системы ливневой канализации и водоотведения.

Список литературы

1. ВакаревА.А. Методические подходы к определению экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций для региональной экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. № 1.

2. Долгосрочная целевая муниципальная программа «Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства городского округа «город Якутск» на период 2011-2015 годов и основные направления развития до 2020 года»: утверждена постановлением окружной администрации города Якутска от 27.12.2010 № 216-п.

3. Отчет по научно-исследовательской работе «Социальная значимость проекта инженерной защиты территории Якутска от подтопления. Расчет экономической эффективности предлагаемых технических решений по инженерной защите территории г. Якутска от подтопления». М.: Дорис Проект. 2012.

4. Якутск: проект планировки центральной части. Пояснительная записка. Т. 1. Анализ современного состояния, комплексная оценка, план красных линий с эскизом застройки, транспорт, вертикальная планировка. Якутск: Служба госзаказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия). 2008.

5. URL: http://sakha.gov.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Region development strategy SOCIAL AND ECONOMIC EFFECT OF INNOVATION IN CITY INFRASTRUCTURE

Marina V. VINOGRADOVA, Andrei B. KHARKUN

Abstract

The article covers the infrastructure problems of Yakutsk, arising due to out-worn systems of water disposal and storm sewage. The article studies social and economic effect of modernization of the water disposal and storm sewage systems. The author concludes there is a need to innovate and modernize the infrastructure of the city to get both economic and social effect .

Keywords: social, economic, effect, city, infrastructure, storm sewage, modernization, innovation

References

1. Vakarev A.A. Metodicheskie podkhody k opredeleniiu ekonomicheskogo ushcherba ot chrez-vychainykh situatsii dlia regional'noi ekonomiki [Methodical approaches to determination of economic damage caused by emergency situations for the regional economy]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta -Bulletin of Volgograd State University, 2011, no. 1.

2 . Resolution of the district city administration of Yakutsk "Complex development of housing and communal services of the city district "City ofYakutsk" for 2011-2015 and the main directions of development till 2020" of December 27, 2010 № 216.

3. Otchet po nauchno-issledovatel'skoi rabote "Sotsial 'naia znachimost'proekta inzhenernoi zashch-ity territorii Iakutska otpodtopleniia. Raschet ekonom-icheskoi effektivnosti predlagaemykh tekhnicheskikh

reshenii po inzhenernoi zashchite territorii g. Iakutska ot podtopleniia" [The report on the research work of "The social significance of an engineering protection project of the Yakutsk territory from flooding. Calculation of economic efficiency of the proposed technical solutions for engineering protection of the Yakutsk territory from flooding"]. Moscow, Doris Proekt Publ., 2012.

4 . Iakutsk: proekt planirovki tsentral'noi chasti. Poiasnitel'naia zapiska. T. 1. Analiz sovremennogo sostoianiia, kompleksnaia otsenka, plan krasnykh linii s eskizom zastroiki, transport, vertikal 'naiaplanirovka [Yakutsk: a site planning of the city central part. Explanatory note. Vol. 1. The analysis of the current state, complex assessment, plan of building lines with a site development outline, transport, vertical layout]. Yakutsk, Sluzhba goszakazchika pri Pravitel'stve Re-spubliki Sakha (Iakutiia) Publ., 2008, vol. 1.

Marina V. VINOGRADOVA

Russian State University of Tourism and Services Studies, Scientific and Educational Center "State Regulation of Tourism", Pushkino, Moscow, Russian Federation m9152531115@mail .ru Andrei B. KHARKUN NPO Doris Proekt LLC , Moscow region, Russian Federation hab59@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.