Научная статья на тему 'ТЕХНИКИ РЕФРЕЙМИНГА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ'

ТЕХНИКИ РЕФРЕЙМИНГА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РЕФРЕЙМИНГ / КРИЗИС / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобровникова Н.С.

в статье представлены основные особенности подросткового возраста, ведущая деятельность, новообразования, кризисные периоды. Описано понятие рефрейминг, его суть, виды (рефрейминг контекста и рефрейминг). Представлен пример психолого-педагогических упражнений техники рефрейминга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFRAMING TECHNIQUES IN THE WORK OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH MODERN ADOLESCENTS

the article presents the main features of adolescence, leading activity, neoplasms, crisis periods. The concept of reframing, its essence, types (context reframing and reframing) are described. An example of psychological and pedagogical exercises of reframing technique is presented.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКИ РЕФРЕЙМИНГА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

PSYCHLOGICAL SCIENCES

REFRAMING TECHNIQUES IN THE WORK OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH MODERN ADOLESCENTS Bobrovnikova N.S. (Russian Federation) Email: Bobrovnikova462@scientifictext.ru

Bobrovnikova Natalia Sergeevna - Assistant, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION

TULA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER L.N. TOLSTOY, TULA

Abstract: the article presents the main features of adolescence, leading activity, neoplasms, crisis periods. The concept of reframing, its essence, types (context reframing and reframing) are described. An example of psychological and pedagogical exercises of reframing technique is presented.

Keywords: adolescents, age characteristics, reframing, crisis, conflict.

ТЕХНИКИ РЕФРЕЙМИНГА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ Бобровникова Н.С. (Российская Федерация)

Бобровникова Наталия Сергеевна - ассистент, кафедра психологии и педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула

Аннотация: в статье представлены основные особенности подросткового возраста, ведущая деятельность, новообразования, кризисные периоды. Описано понятие рефрейминг, его суть, виды (рефрейминг контекста и рефрейминг). Представлен пример психолого-педагогических упражнений техники рефрейминга. Ключевые слова: подростки, возрастные особенности, рефрейминг, кризис, конфликт.

1.Особенности подросткового возраста

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека, а по некоторым показателям и самым трудным, максимально психологически незащищенным. Он характеризуется скачком гормонов, проходят кризисы в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной, ассоциации своего места в жизни, становлением полноценной личностью со своим мировоззрением, перетекания во взрослую жизнь, появлением новых обязанностей, определение с видом деятельности, высказыванием представлений о будущей профессии. На подростков обрушивается ряд специфических трудностей, проблем, с которыми, в силу своей неосведомленности, «большой ребенок» не справляется самостоятельно, но и взрослым помогать себе не разрешает. Все это вызывает

внутриличностный конфликт, который проецируется во внешнюю среду и отражается на окружающих, зачастую, в агрессивной форме.

Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности, в результате чего происходит изменение интересов. Они становятся утвержденными и стойкими. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь, что нередко проявляется в форме агрессивного поведения.

Актуальная социальная ситуация: включении в новую систему отношений, общения со взрослыми и сверстниками, освоение новых социальных функций

Ведущая деятельность: глубокое, личное взаимодействие и общение с людьми такого же возраста, освоение различных норм и правил социального поведения и взаимодействия в обществе.

Новообразования: способность к рефлексии и к осознанию собственной индивидуальности.

2. Место рефрейминга в жизни каждого человека

Рефрейминг - с английского слово гейате, можно перевести множеством разных способов - это и замена рамки у картины, и наоборот, замена картины в рамке. При этом понятие рамки (йгате) очень важно - это как раз способ воспринимать ситуацию. Так что рефрейминг - это как раз «смена точки зрения».

Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах/ в разном контексте. Для того, чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, без этого невозможно эффективное общение.

Самые распространенные виды рефрейминга: это рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

Рефрейминг содержания

Это такое переопределение, игра слов, т.е. название ситуации по-иному, и иное отношение к ней. Представьте, что у вас есть фоторамка, и вы меняете фотографию, а саму рамку оставляете. Вы можете говорить: «У меня есть проблема, родители меня не понимают и не хотят выделить средств на модную вещь в этом сезоне». И все, вы уже человек-проблема, замученный и изможденный, на вас давит ваша проблема. Но стоит заменить вам слово «проблема» на слово «задача», как ваша жизнь начинает играть новыми красками. И вот у вас есть задача порадовать родителей так, чтобы за ваши заслуги они решили вас поощрить. А уж к задаче отношение совсем иное. А если обозначить вашу проблему «целью», то все изменяется еще круче, у вас появляется мотивация и желание ее достигать, вы полны сил и готовы добиться ее во что бы то ни стало. А вы просто сменили фрейм.

Рефрейминг контекста

Это когда мы берем ситуацию и перетаскиваем ее в другой контекст, где эта ситуация выглядит иначе.

Например: «Со мной не хочет дружить главная сплетница класса» и вас это задевает. Если вы используете рефрейминг контекста, то вам нужно найти преимущество для себя. Вы можете сказать себе: «Не общаясь с ней, я предостерегаю себя от пустой, бессмысленной болтовни, а информацию, которой я должна обладать - получу и так».

3. Упражнения

1. «Знакомство»

Цель: Знакомство группы с психологом и психолога с группой.

Краткое описание: Все ученики по очереди называют свое имя и два каких-либо своих качества, начинающихся с той же буквы, что и имя. Качества могут быть как позитивные, так и негативные.

2. «Гетте»

Еигореап Баепсе № 6 (62) ■ 56

Цель упражнения: научиться переформулировать негативную установку в позитивную.

Краткое описание: Группа разбивается на пары и в течение 5 минут обмениваются информацией о себе, такой, которая не устраивает его самого. Затем в течение 10 минут каждому из участников необходимо приготовить свой взгляд на это качество так, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умением.

3. «Выпутапица»

Цель упражнения: закрепить понимание и умение рефреймировать. Краткое описание: В группах по три человека. Члены группы предлагают водящему сложные ситуации - он должен максимально быстро придумать любой рефрейминг. Задача данного упражнения дать водящему серьёзную нагрузку, но при этом не чрезмерную - если он не справляется, то уменьшайте скорость, помогайте ему найти варианты ответа, придумывайте менее сложные задания. И оставайтесь максимально дружественны друг к другу. Например: - Ставлю тебе 2 за контрольную работу-Спасибо, это стимул, есть куда стремиться.

4. «Три оценки»

Цель упражнения: рассмотреть ситуации с разных сторон

Краткое описание: Группе предлагаются ситуации, которые следует преобразовать по трем восприятиям, например:

пришел на урок в 8:55 - положительное - учитель не заметил моего отсутствия, ибо выходил из класса/я успел собраться и чувствую себя уверенно; отрицательное - я опоздал;

нейтральное - важно не во сколько я пришёл, а что успел сделать за сегодня/тему по этому уроку я отлично знаю.

Список литературы /References

1. Бендлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж, 1995

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: сборник сочинений в 6 т. Т. 3 [Текст] / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 2012. 244 с.

3. Мински М.Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 281-310.

4. Молчанова Г.Г. Вербальный символ и маркетинговые коммуникативные стратегии текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2012. № 3. С. 9-26.

5. Немов Р.С. Психология[Текст]:учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. 4-е изд. М.: Владос, 2003. 688 с.

6. Dawkins R. The selfish gene. N.Y., 1976.

7. Rushkoff D. Media Virus! Hidden agendas in popular culture. N.Y., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.