Научная статья на тему 'Техника тематической апперцепции Э. Шнейдмана в изучении лиц с деструктивным поведением'

Техника тематической апперцепции Э. Шнейдмана в изучении лиц с деструктивным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
900
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / PERSON / PROJECTIVE TECHNIQUES / SYSTEM OF ATTITUDES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбатов Сергей Владимирович, Шелонина Татьяна Валериевна

В статье описывается проективная психодиагностическая методика Э. Шнейдмана «Make A Picture Story test» (MAPS), основанная на технике тематической апперцепции. Рассматриваются ее конструктивные особенности и диагностические возможности. Описываются варианты интерпретационных схем ведущих зарубежных специалистов в области проективных средств. Предлагается теоретическое обоснование моделирования личности с помощью MAPS на основе положений, принятых в отечественной психологии. Приводятся результаты исследования с помощью методики MAPS лиц, характеризующихся деструктивным поведением, в том числе в подгруппах испытуемых с такими его формами, как агрессивно-насильственное, суицидальное и аддиктивное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th e technique of thematic apperception by E. Shneidman and person`s destructive behavior studying

Th e article describes projective psychodiagnostic technique of E. S. Shneidman «Make A Picture Story test» MAPS, based on the technique of thematic apperception. Th e article examines its structural features and diagnostic possibilities, with the variants of interpretation charts of leading foreign specialists in the sphere of project facilities being described. Th e paper also suggests the theoretical substantiation of modeling of a person by means of MAPS on the basis of the approaches accepted in domestic psychology. Th e paper provides the results of the research by means of technique MAPS of the persons characterized by destructive behavior, including the subgroups of examinees with aggressive-violent, suicide and addiction forms.

Текст научной работы на тему «Техника тематической апперцепции Э. Шнейдмана в изучении лиц с деструктивным поведением»

С. В. Горбатов, Т. В. Шелонина

ТЕХНИКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ Э. ШНЕЙДМАНА В ИЗУЧЕНИИ ЛИЦ С ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В рамках оказания помощи лицам, характеризующимся деструктивным поведением, деятельность психолога направлена на создание доверительного контакта, построение диалога, поэтапное раскрытие жизненной драмы клиента. Наиболее часто в данных случаях используются проективные средства. Являясь тонким и эффективным диагностическим инструментом, они охватывают широкий спектр состояний и свойств изучаемой личности, что нашло подтверждение в работах отечественных авторов (Л. Ф. Бурлачук [1], Д. А. Леонтьев [2] Л. Н. Собчик [3] и др.). Однако со времени возникновения и пика популярности проективных средств, который пришелся на середину ХХ в., многие вопросы, касающиеся способов их интерпретации, а следовательно, и их валидности, остаются открытыми.

Так, вопрос о том, каким образом в диагностическом эксперименте реализуется проективный процесс, является ключевым как для квалификации проективной техники, так и для адекватной интерпретации получаемого с ее помощью проективного продукта.

По существу, с помощью проективной техники в эксперименте создается некоторая модель личности. Получаемые в конкретной экспериментальной ситуации отдельные психологические свойства затем, в соответствии с теоретическими установками методики, экстраполируются на более общие уровни психосоциальной организации индивида. Способ презентации личности в эксперименте, то есть ее модель, в конечном итоге определяет и содержание результатов диагностики, и очерчивает сферу диагностических возможностей методики.

В отечественных источниках личность рассматривается преимущественно как модус существования человека, взятого в его социальном качестве не как замкнутая сама на себя сущность, а прежде всего как социальный индивид, взаимодействующий и развивающийся в пространстве и времени окружающего его социального мира.

Приоритет социального в определении личности энергично поддерживается отечественными исследователями. «В качестве собственно личностных свойств, — писал С. Л. Рубинштейн, — из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека» [4]. Б. Г. Ананьев считал, что исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе [5]. Личностные свойства как проявление социального качества индивида можно понять лишь при изучении его жизни в обществе, — считает Б. Ф. Ломов [6]. С позиций В. Н. Мясищева, сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, другим людям и себе [7]. Отношения — движущая сила личности, они определяют цели, задачи, смысл жизни человека.

© С. В. Горбатов, Т. В. Шелонина, 2011

Приведенные выше положения позволяют говорить о том, что личность большинством исследователей рассматривается в контексте ее отношений, связей, с учетом статуса человека и т. п.

В качестве иллюстрации к сказанному выше рассмотрим способы исследования личности, то есть, способы ее моделирования при помощи методики MAPS (методика «Make A Picture Story test» «Составь картину-историю»), созданной в 1947 г. Э. Шней-дманом как вариации диагностических принципов, заложенных в ТАТ («Тематический Апперцепционный Тест» Г. Мюррея). Конструктивно MAPS отличается от ТАТ прежде всего разделением фигур и фонов, что позволяет испытуемому по своему выбору создать историю на фоне предлагаемой картинки до того, как он предоставит свой рассказ. Это, по мнению Э. Шнейдмана, не только вводит моторную активность в деятельность испытуемого, но, что более важно, означает, что субъект (в своем рассказе) должен отвечать на побудительную ситуацию, которую придумал сам. Такая техника способствует выявлению индивидуально избираемых координат социальных отношений и определению направления в них переживаний испытуемого.

Стимульный материал MAPS состоит из ахроматических картинок, напечатанных на тонком картоне: фонов и фигур. В качестве фонов вниманию испытуемого предлагают 21 лист со стандартными изображениями и один пустой, без изображений. Комплект фонов включает в себя неструктурированные или неясные изображения (например, «Сцена», «Мечта» и др.); полуструктурированные (например, «Лес», «Пещера», «Пустыня») и хорошо структурированные (например, «Гостиная», «Медицинский кабинет», «Ванная», «Мост»). Необходимо отметить, что на картинках нет людей, лишь на фоне «Мечты» внизу прорисована голова человека. В качестве фигур испытуемому предлагают 67 вырезанных из картона разных изображений взрослых мужчин и женщин, людей различных национальностей, детей обоего пола, животных, сказочных персонажей, силуэтов людей без лиц и полностью затемненных. Различия касаются также выражения лиц, поз, степени экспрессивности, наличия/отсутствия одежды.

Картины фона предъявляются обследуемому по одной, а все фигурки постоянно находятся перед ним. Задача состоит в том, чтобы к предложенному фону подобрать фигурки, расставить их, словно на сцене, и рассказать историю о созданной ситуации.

История записывается, регистрируется выбор фигурок в каждом отдельном случае. Предусмотрен количественный анализ выбора и размещения фигурок.

Говоря о личности, Э. Шнейдман прежде всего исходит из представления о бессознательной детерминации человеческого поведения, бессознательной основе мотивации, о действии неосознаваемых внутриличностных конфликтов и механизмов психологической защиты [8].

При конструировании MAPS этот автор старается охватить достаточно широкую сферу значимых сторон внешней и внутренней жизни каждого человека, предполагая, что исходящая тема предъявляемого фона и создает условия для появления тех или иных реакций испытуемого. Кроме создания благоприятных условий для иллюстрации воображаемых отношений и взаимодействия персонажей, каждый из фонов «специализируется» на выявлении определенных психологических феноменов, в частности:

— «Зал или гостиная» актуализирует сферу межличностных, в основном внутрисемейных отношений, позволяя определить их направление, интенсивность и характер взаимодействия задействованных персонажей;

— «Улица» способствует раскрытию отношений с посторонними людьми, отношения к фигурам власти, обнаружению наличия у испытуемого агрессии или враждебности, реакций, связанных с алкоголизмом и наркоманией;

— «Мост» может помочь обнаружить склонность к депрессии и самоубийству, чувство вины и т. п.;

— «Спальня» позволяет раскрыть характер супружеских отношений, удовлетворенность партнером, выявить сексуальную роль и зависимость, вскрыть гетеросексуальные проблемы или возможность гомосексуального конфликта.

Фоны способствуют выявлению совокупности субъективных отношений и значимых переживаний исследуемой личности.

Прежде всего с помощью MAPS можно исследовать или, правильнее было бы сказать, смоделировать социальные отношения испытуемого: внутрисемейные в системе родители — дети, отношения между сибсами и другими родственниками, между супругами и сексуальными партнерами, межличностные отношения внутри учебных и других малых групп, отношение к людям, принадлежащим к различным социальным средам, отношение к социальным институтам и власти. Фоны «Лес», «Плот» и «Пейзаж» и др. позволяют обнаружить отношение испытуемого к самому себе и к значимым объектам окружающего его мира, выявить экзистенциональные ценности. По характеру диалогов можно установить эго-состояния (Ребенок — Родитель — Взрослый) героев рассказа.

Э. Шнейдман предлагает изучать полученные тексты, используя поуровневый анализ с последующей систематизацией обнаруженных признаков. Он допускает применение различных подходов:

1. Нормативный подход, ориентированный на количественные и нормативные показатели.

2. Подход, ориентированный на «героя», где основное внимание концентрируется на главных протагонистах рассказов. Этот метод ориентирован на анализ положения героя, его потребностей, оказываемого на него давления, его чувств, самозащиту, его характеристик, его эго-активности и его отношений с другими героями рассказа.

3. Слабо структурированный подход на основе психоаналитического знания с использованием психоаналитических приемов, и в том числе свободных ассоциаций. По мнению самого Э. Шнейдмана, этот подход, основанный на клиническом опыте и интуиции психолога, применяется чаще всего (и с лучшими результатами) в клинических условиях.

4. Межличностный подход, при котором анализируются межличностные ситуации героев и сопровождающие их чувства, такие, например, как враждебность или теплота. Это своего рода психодраматическая вариация, в которой взаимодействия героев тематической драмы занимают центр сцены психолога-клинициста.

5. Формальный подход, с позиций которого рассматриваются формальные аспекты «продукции» субъекта, такие как апперцептивные искажения визуальных стимулов, идиосинкразическое использование им языка, особенности его мысли и логики или странные повороты темы, которые он делает во время рассказа.

Другим способом является анализ текстов «сфера за сферой». В этом случае он направлен на обнаружение данных, соотносимых с наиболее значимыми сферами существования личности испытуемого. К ним относятся мотивы, цели, взгляды, убеждения, конфликты, чувства, эмоции, сексуальные мысли и поведение, супер-эго, цен-

ности, эго-идеал, самоконтроль, эго-сила, Я-концепция, механизмы психологической защиты, контакт с реальностью и способы ориентации; межличностные отношения и т. д.

Полученные данные затем систематизируются и обобщаются в целях выявления основных радикалов личности испытуемого.

Необходимо отметить, что методика Э. Шнейдмана была благосклонно встречена современным автору научным сообществом, многие известные специалисты предложили собственные модели исследования личности и соответствующие им схемы интерпретации получаемых с помощью MAPS текстов.

Так Р. Файн, известный американский психолог и психотерапевт, считал, что в изучении личности пациента, главным образом, необходимо делать акцент на чувствах и межличностных отношениях [9]. Формальная схема анализа текстов по Р. Файну состоит из трех основных разделов:

— чувства;

— межличностные отношения;

— исходы.

Он предлагал отобрать доминирующие чувства личности, связанные с принуждением, уходом от проблем, фрустрацией, сексуальностью и т. п., однако считал, что нужно рассмотреть подробно все чувства, но особо остановиться на трех, которые, по его мнению, являются наиболее значимыми для понимания личности (фрустрация, враждебность и сексуальность).

Межличностные отношения Р. Файн подразделяет на четыре группы в зависимости от вектора психологической направленности поведения:

— направленность «к» (привязанность, принятие, доминирование, подчинение);

— направленность «против» (может выражаться вербально или физически, сюда же он относит смерть);

— направленность «от» (отделение, равнодушие, неприятие);

— отсутствие взаимодействия.

Р. Файн обращает внимание на то, что преобладание неблагоприятных исходов указывает на активный вид депрессии, тогда как преобладание неопределенных также указывает на депрессию, но пассивную. Затем автор предлагает обратиться к анализу отдельных рассказов. На основе собственного опыта он сформулировал различные гипотезы относительно области значений каждого фона. Например, пустой фон — это наиболее информативная и значимая карта, на которой наиболее отчетливо отражаются образ «Я» испытуемого, его самые значимые надежды, стремления, страхи.

Свою схему исследования личности с помощью MAPS предложила М. Арнольд, профессор Торонтского университета, длительное время занимавшаяся клинической работой с детьми и взрослыми [9]. Она особо выделила роль социальных установок в детерминации сюжета рассказов. Основу представленного ею подхода в интерпретации MAPS она видит в содержании историй. Это те ситуации, которые затрагивают, главным образом, межличностные отношения (отношения между родителем и ребенком, гетеросексуальные отношения и т. д.). Они изучаются «по чувствам и действиям, которые приписываются персонажам рассказа». В начале анализа собирается информация о субъективных отношениях, конфликтах и доминирующих проблемах (в дополнение к «ситуационному» анализу), дабы увидеть, является ли закономерным и последовательным развитие основной проблемы.

В разработанной М. Арнольд теории она отказывается от таких постулатов, лежащих в основе понимания текста, как идентификация и нереализованные глубинные влечения. Материал исследования, по ее мнению, должен отражать социальные установки личности, то есть, представления человека о себе и своем социальном окружении, сложившиеся на основе индивидуальных или групповых систем ценностей. Эти установки детерминируют сюжет и исход рассказа (его значение) — некую «мораль», в которой обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. Мораль может быть «хорошей», если поступки героя согласуются с общепринятыми нормами, и «плохой», если герой действует наперекор им.

В результате анализа значений выводится мотивационный индекс. Он может быть положительным или отрицательным: люди с адекватными жизненными установками, конструктивным подходом к решению собственных проблем, нацеленные на сотрудничество с другими людьми, получают положительный мотивационный индекс, а люди, склонные к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям, — отрицательный. Рассказ рассматривается как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не раскрывающийся при анализе отдельных тем. Интерпретацию должен определять контекст, поэтому анализировать необходимо все рассказы как единое целое.

Близкое видение способов представления личности в технике MAPS существует у Дж. Роттера, известного исследователя в области психологической диагностики и измерения личностных свойств. Он предлагает вести анализ текстов по пяти категориям:

— семейные отношения;

— социальные и сексуальные отношения;

— общие отношения (в сфере образования, профессии и т. д.);

— личностные характеристики;

— этнологические скрытые значения.

Есть и другие представления о том, какие психологические явления могут исследоваться при помощи методики MAPS. Так, известный специалист в области психологии личности Жозе И. Лазага предлагал изучать с ее помощью внутренние конфликты испытуемого и их динамику как основу невротических и психических расстройств.

Несмотря на то, что методика MAPS носит универсальный характер и с ее помощью можно охватить достаточно широкий диапазон психологических явлений, особо чувствительной, на наш взгляд, она оказывается при изучении социального функционирования личности, сферы ее субъективных отношений, чувств и свойств Эго испытуемого.

Наряду с другими средствами психологической диагностики, мы использовали методику Э. Шнейдмана с 2005 г. в исследованиях лиц, характеризовавшихся деструктивным поведением. Основными направлениями исследования (в нашем контексте — моделирования) личности с помощью MAPS стали прежде всего изучение сферы отношений личности к другим, к самому себе, к культурным и материальным объектам окружающего мира. При этом выделились, как предлагал В. Н. Мясищев, когнитивная, эмоциональная и конативная стороны отношений; сфера чувств, как перенесенных (приписываемых главному герою рассказов), так и ожидаемых (приписываемых другим персонажам); потребностно-мотивационная сфера, где особый интерес представляют фрустрированные потребности и некоторые другие личностные характеристики.

Использование методики MAPS в проведенном нами исследовании подростков, совершивших умышленное убийство, позволило выявить искажения у них в сфере межличностных отношений. Они проявляют враждебность, конфликтность, замкнутость и отчужденность по отношению к другим людям. При развитии межличностного конфликта у героев рассказов, созданных указанными подростками, отмечается потеря диалогичности. Темы физической агрессии взаимосвязаны с темами, отражающими переживание персонажами страха и вины. Такие испытуемые оказываются пессимистичными в оценке будущего (исходы) на фоне отсутствия по этому поводу переживаний и бедности чувств.

При изучении нами лиц, характеризующихся аутоагрессивным поведением (совершивших попытку суицида), методика MAPS позволила обнаружить гендерные различия в сфере отношений и чувств. Если у женщин чаще встречается тема межличностного конфликта, то мужчины чаще описывают состояние экзистенциального вакуума героев рассказа. Так, в рассказах женщин можно встретить упоминание непереносимой душевной боли главной героини, возникшей вследствие потери отношений с партнером, и одновременно указание на конфликтные отношения с собственным отцом. В рассказах мужчин чаще описываются ситуации, когда одинокий персонаж находится в экстремальных условиях (на плоту, в пещере, в лесу или пустыне), но при этом не ждет помощи от других и не ищет ее сам. В целом, люди, которым свойственно саморазрушающее поведение, чаще, чем испытуемые в контрольной выборке, в своих рассказах отражают эгоцентризм героев, склонность к эмоционально-ориентированным стратегиям решения любых проблем и беспомощность в связи с неспособностью контролировать развитие ситуаций.

Использование методики MAPS в исследовании лиц с аддиктивным поведением (героиновые наркоманы) позволило выявить, что враждебность по отношению к окружающим сочетается у них с пренебрежительным отношением к общественным нормам и правилам, неуверенностью в себе, импульсивностью и эгоцентричностью. Главные герои их рассказов испытывают трудности в осуществлении межличностных контактов, конфликтуют с теми, кто относится к их близкому социальному окружению, проявляют замкнутость и отчужденность. Наиболее часто в рассказах наркоманов встречаются темы убийства, преступления, суицида, негативного отношения к себе, отсутствия будущего, любви, дружбы и семьи. Следует отметить, что они, в отличие от людей с нормативным поведением, не затрагивают тем помощи другим, жалости к другим людям.

Установлено, что методика MAPS предоставляет неплохие возможности в исследовании лиц, характеризующихся аутодеструктивными тенденциями и демонстрирующих признаки пограничной нервно-психической патологии. При изучении механизмов психологической защиты и стратегий совладания девушек, страдающих нервной анорексией, с помощью MAPS были получены достоверные взаимосвязи с показателями методики Р. Плутчика и Г. Келлермана в адаптации Л. И. Вассермана по таким механизмам как отрицание, вытеснение, проекция, реактивные образования и регрессия [10], с показателями методики «COPE» C. S. Carver, M. F. Scheier в адаптации С. В. Горбатова и В. В. Шукайло по таким стратегиям совладания как сдерживание, концентрация на эмоциях, концентрация на проблеме, поиск социальной поддержки в виде утешения, все варианты стратегий ухода от решения проблемы [11].

Таким образом, методика, созданная Э. Шнейдманом:

— является эффективным методом при изучении лиц с деструктивным поведением;

— позволяет изучать систему субъективных отношений испытуемого и прежде всего в координатах его социального окружения;

— имеет большой диагностический потенциал и может применяться в рамках судебно-психологической экспертизы;

— требует дополнительных эмпирических исследований в группах испытуемых с самыми различными проблемами для создания наиболее оптимальной модели личности и соответственно схемы интерпретации текстов MAPS.

Литература

1. БурлачукЛ. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. 688 с.

2. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 2000. 254 с.

3. Собчик Л. Н. Психодиагностика в медицине. М.: Боргес, 2007. 416 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.

6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.

7. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 320 с.

8. Shneidman E. S. Manual for the Make A Picture Story (MAPS). New York, 1988. P 92.

9. Shneidman E. S. Thematic test analysis. New York: Grune and Stratton, 1951. P 320.

10. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, О. Ф. Клубова. СПб.: СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1999. 49 с.

11. Горбатов С. В. Шукайло В. В. Методика «COPE» в психологическом исследовании подростков с отклоняющимся поведением // Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2005» / под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 64-71.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.