Научная статья на тему 'Типология защитных механизмов ребенка, выявляемых с помощью сказочного проективного теста'

Типология защитных механизмов ребенка, выявляемых с помощью сказочного проективного теста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1063
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗОЧНЫЙ ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / FAIRY TALE TEST / DEFENSE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашкова У.Ю., Савина Е.А.

Сказочный проективный тест (СПТ) проективная методика, предназначенная для изучения личности детей 7-12 лет. Помимо диагностики личностных переменных, он позволяет изучить механизмы психологической защиты детей. В данном исследовании представлена типология психологических защит, исследуемых с помощью СПТ, а также их описание на примере наиболее информативных детских рассказов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашкова У.Ю., Савина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология защитных механизмов ребенка, выявляемых с помощью сказочного проективного теста»

УДК 159.9.072 У.Ю. ПАШКОВА

аспирант, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет E-mail: romul-edu@yandex.ru Е.А. САВИНА

доктор психологических наук, профессор, кафедра последипломного психологического образования, Университет Джеймса Мэдисона, США E-mail: savinaea@jmu.edu

UDC 159.9.072 U.Y. PASHKOVA

Graduate student, Department of General and Developmental Psychology, Orel State University E-mail: romul-edu@yandex.ru E.A. SAVINA

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Graduate Psychology, James Madison University, USA

E-mail: savinaea@jmu.edu

ТИПОЛОГИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕБЕНКА, ВЫЯВЛЯЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ СКАЗОЧНОГО ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА

THE TYPOLOGY OF CHILD DEFENSE MECHANISMS IDENTIFIED WITH THE PROJECTIVE FAIRY TALE TEST

Сказочный проективный тест (СПТ) - проективная методика, предназначенная для изучения личности детей 7-12 лет. Помимо диагностики личностных переменных, он позволяет изучить механизмы психологической защиты детей. В данном исследовании представлена типология психологических защит, исследуемых с помощью СПТ, а также их описание на примере наиболее информативных детских рассказов.

Ключевые слова: Сказочный проективный тест, механизмы психологической защиты.

The projective Fairy Tale Test (FTT) is aimed at the study of the personality of children from 7 to 12 years of age. Besides the assessment of personality variables, it allows studying children's defense mechanisms. The present research examines the typology of defense mechanisms identifiable with the FTT, as well as provides their descriptions in the most informative children's stories.

Keywords: The Fairy Tale Test, defense mechanisms.

Изучение адаптационных возможностей детской психики включает выявление процессов, которые вовлечены в формирование и актуализацию защитных стратегий, а также определение их значения для развития личности ребенка. Защитные стратегии, используемые ребенком для обеспечения своего эмоционального благополучия, вносят значительный вклад в динамическую организацию личности ребенка, а их описание дает возможность целостного восприятия его уникального внутреннего мира.

Психологическая защита - это специально организованная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, тревогой и дискомфортом [6]. В самом общем виде защитные механизмы определяются как совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего целостности и устойчивости индивида [8]. Концептуализация психологических защит эволюционировала от понимания их как интрапсихического процесса (З. Фрейд) к рассмотрению как интерпсихического процесса, непосредственно связанного с когнитивными и межличностными паттернами, которые формируются в контексте близких отношений, прежде всего с матерью (М. Кляйн, М. Малер, Д. Винникот).

Проявления и формы психологической защиты чрезвычайно многообразны, поэтому их классификация представляет собой определенные сложности. Так, количество защитных механизмов, упоминаемых в классификациях разных авторов, может насчитывать свыше 40 видов [6]. К. Колакоглоу предложила классифицировать защитные механизмы следующим образом:

1. Незрелые попытки защиты от конфликтов или неприемлемых чувств. Эта категория включает защиты, характерные для ранних стадий развития ребенка (например, регрессию), и плохо контролируемое импульсивное поведение (отыгрывание вовне).

2. Отказ принять конфликт или угрозу с помощь игнорирования неприятного содержания сознания, его искажения или отказа. Эта категория включает такие защитные механизмы, как отрицание (включая отказ и минимизацию), расщепление и подавление.

3. Обращение негативной ситуации в нейтральную или позитивную Это достигается с помощью механизмов уничтожения, обращения, компенсации и формирования реакции.

4. Перемещение или проекция импульсов или конфликтов. В этом случае агрессивные импульсы или неприемлемые чувства перемещаются на другой объект или человека. Эта группа соответственно включает проекцию, перемещение и агрессию, обращенную на

© УЮ. Пашкова, Е.А. Савина © U.Y. Pashkova, E.A. Savina

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ

себя (аутоагрессию).

5. Когнитивное оправдание необходимости контроля импульсов, конфликтов или угроз. Эта группа включает интеллектуализацию и рационализацию.

6. Отождествление с другим или присвоение черт, мыслей и чувств значимого другого. К этой категории относятся идентификация, интроекция и идентификация с агрессором.

Так как организация психологической защиты личности является в основном неосознаваемым процессом, наиболее информативным и эффективным диагностическим инструментом их исследования выступают проективные методы. Сказочный проективный тест (СПТ) - проективная методика для клинической диагностики детей 7-12 лет [4]. Он разработан на основе идеи о связи сказок и бессознательных процессов [4]. Отождествляя себя со сказочным героем, ребенок в своих ответах проецирует значимые эмоции, конфликты, особенности детско-родительских отношений. Описание ребенком характера этих героев, их поведения в различных ситуациях, преодоления трудностей или отношения к другому и к самому себе позволяет выявить особенности психологической защиты, используемой ребенком. Стимульный материал СПТ представляет собой набор из 21 карточки с изображением таких сказочных героев, как Красная Шапочка, Волк, Гном, Колдунья и Великан в трех вариантах изображения, а также сцен из сказок о Красной Шапочке и о Белоснежке и семи гномах. Для каждого из них созданы три версии изображения, которые представляют героя на разных этапах истории либо наиболее характерные его черты или типы. Три варианта изображений, где первые два отражают самые характерные черты героя, а третий вариант, напротив, отличается от привычного изображения, позволяют вовлечь ребенка в выбор, использовать картинку, наиболее отвечающую его переживаниям, что облегчает процесс идентификации, вызывает наиболее значимые и оригинальные ответы [4]. Наличие нескольких «ракурсов» рассмотрения героя или истории приводит в действие механизмы психологической защиты. Динамика рассказа раскрывает защитные искажения сюжета, изменение намерений и желаний героя в разных изображениях, их противопоставление или борьбу, отказ от предыдущих утверждений или их переинтерпретацию в последующих ответах и другие проявления защит, которые встречаются в рассказах по картинкам.

Знак вопроса («?») в записи детских ответов обозначает дополнительный вопрос экспериментатора, который был задан для того, чтобы прояснить высказывание испытуемого, побудить его к более развернутому ответу и, таким образом, раскрыть чувства и мотивы героя, с которым отождествляет себя ребенок.

Незрелые попытки защиты от конфликтов или неприемлемых чувств

Регрессия. Регрессия как вид психологической защиты заключается в возврате индивида к более ранним способам мышления или чувствования в ответ на внеш-

нюю опасность, которая может вызвать чрезмерную тревогу или фрустрацию [4]. У детей регрессия часто появляется при рождении брата или сестры. В этом случае с помощью регрессивного поведения ребенок хочет чувствовать себя более уверенным в удовлетворении базовых потребностей в любви и эмоциональной близости [4]. Регрессия также сдерживает чувство неуверенности в себе и страх неудачи, связанные с проявлением инициативы, с напряжением, которого требуют высшие, взрослые формы поведения [6]. В целом, механизм используется при расстройстве, опасности, разочаровании или формировании Супер-эго [9].

Примером регрессивных тенденций в ответах испытуемых могут служить такие высказывания о героях СПТ: «Великан хочет быть маленьким ребенком, потому что он может делать то, что хочет» или «Он немного глупый, он думает о своих детских годах, он думает, что он маленький ребенок» [4]. В этих фразах прямо говорится о желании быть моложе своего возраста, так как это делает возможным снятие самоконтроля, импульсивную разрядку и удовлетворение своих желаний («он может делать то, что хочет»).

Отыгрывание вовне. Этот механизм психологической защиты заключается в импульсивном отреагиро-вании для снятия напряжения от фрустрации [9]. Этот механизм защиты избирается в том случае, когда бессознательные пугающие импульсы толкают к действию компульсивным, автоматическим образом [5]. В результате инициируется процесс, благодаря которому любое отношение или чувство разряжается в действии с бессознательной целью справиться со страхами, связанными с этим отношением или чувством.

В СПТ отыгрывание вовне проявляется как импульс, который ребенок выражает прямо, переводя в действенную силу без возможности его контролировать. Как в приведенном далее описании ребенком того, что может сделать злой великан, это может быть дурашливое импульсивное поведение, единственным назначением которого является эмоциональная разрядка и снятие напряжения: «Он ведет себя как клоун (?) он забавный, у него волосы на руке, он будет срезать деревья, заниматься чепухой (?) он может забраться на дерево и сделать клоуна (?) он счастлив и весел (?) некоторым людям может не понравиться то, что он делает, а некоторым наоборот». Защитный характер всех этих действий выявляет только рассказ ребенка по следующей картинке: «Он вырвет с корнем деревья (?) он может разрушить целый город (?) он не может понять, что там люди (?) он счастлив (?) он не может понять, что в этом городе люди, и еще он хочет есть» [9]. Как становится понятно из второго рассказа, импульсивное отыгрывание, продемонстрированное в первом ответе, представляет собой психологическую защиту ребенка против действия внутренних разрушительных сил и фрустрации. Отсутствие или неэффективность других механизмов подавления и контроля этих пугающих импульсов приводит к непроизвольной и неподконтрольной активности, защищающей от собственной агрессивности.

Игнорирование или искажение неприятного содержания сознания

Отрицание - это игнорирование, неспособность воспринимать реальность определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, которые могут вызывать тревогу в случае их осознания [4; 9]. С помощью отрицания отвергаются пугающие или неприятные стороны действительности (в том числе страх агрессии и тревога), а также собственные агрессивные действия, чувства или мотивы. Действие этого механизма могут провоцировать чувства или мотивации, которые угрожают Эго ребенка. Отрицание является наиболее ранним защитным механизмом [4; 7]. Оно чаще действует в отношении внешних, перцептивных стимулов, которые воспринимаются как опасные или болезненные [4; 6].

В СПТ отрицание используется как защита ребенка от агрессии, страха агрессии, тревоги и проявляется как очевидное искажение или изменение воспринимаемого ребенком фрагмента опыта («это не страшный Волк» на изображение оскаленного хищника; «Великан не хочет никого ударить» на картинке, где великан держит поднятую дубинку и т.п.). Для этого механизма характерно активное использование частицы «не». В тесте отрицание может принимать следующие формы.

Отрицание в форме изменения сюжета сказки. Ребенок изменяет реальный сюжет сказки на вариант развития событий (например, все спаслись, никто не потерялся, не случилось ничего опасного). Так, например, Красная Шапочка «счастлива, она сходила к бабушке, она не пошла по неправильной тропинке, она благополучно вернулась домой» [9]. Очевидно, ребенка пугает развитие событий в сказке, и с целью защиты против тревоги он отказывается принимать такой сюжет.

Отрицание в форме искаженного восприятия деталей изображения или сюжета. Такая форма отрицания может появиться в форме неправильного восприятия пугающих черт героя или сюжета (например, на изображение оскалившегося волка ребенок говорит, что «Волк улыбается»).

Отрицание в форме указания на вымышленный характер событий в сказке. В данном случае ребенок может отказаться от реалистичности поведения героев. Примером может быть такой ответ ребенка на вопрос: «Что может сделать злая колдунья?»: «Она может убить женщину понарошку (?) мы будем играть в театр сегодня (?) она притворится, что убила» [9]. Таким образом ребенок, встречаясь с агрессивными импульсами, отрицает их реальность, отказывается признавать их происходящими на самом деле и тем самым защищает себя от страха агрессии или чувства вины за собственные агрессивные желания.

Отказ как форма отрицания. При использовании защитного механизма отказа происходит отклонение, опровержение болезненных или тревожащих мыслей, чувств или последствий событий [9]. Отказ является крайним вариантом отрицания, его наиболее высокой формой [4]. Используя этот механизм, ребенок может отказаться от выражения своих мыслей и чувств.

Например, на вопрос «Какого из трех великанов ты боишься больше всего и почему?» ребенок отвечает: «Я не боюсь никого. Они всего лишь картинки» [9].

Минимизация как форма отрицания. Минимизация, так же как и отказ, является типом отрицания. При минимизации ребенок преуменьшает агрессивные или пугающие действия. Ребенок в большей или меньшей степени искажает предполагаемые намерения или мотивы поступков героя, уменьшая их негативные последствия (это не так страшно, как кажется, на самом деле это другое, совсем не страшное). Например: «Великан хочет разрушить город для смеха. Он любит делать веселые вещи».

Расщепление - это защитный механизм, с помощью которого индивид преодолевает свои конфликты путем разделения («расщепления») положительных и отрицательных аспектов самого себя или образов других людей в своём сознании. Тем самым изолируется «хороший» (принимающий, добрый и т.д.) аспект себя или другого человека или «плохой» (отвергающий, злой, преследующий и т.д.) аспект [3]. Расщепление может быть эффективной защитой от тревоги и для утверждения позитивной самооценки [4].

В отличие от уничтожения, при использовании которого ребенок символически отменяет какие-то неприемлемые акты, расщепление как бы изолирует друг от друга два полюса шкалы оценок личности: «сильный - слабый», «умный - глупый» и т.п. Оно делает возможным параллельное существование этих двух Я, тем самым снимая конфликт между ними, который неизбежен при невозможности интегрировать их в одно целое. Тот же процесс происходит при защите от тревоги, вызванной конфликтными чувствами в отношении какого-либо значимого для ребенка другого (чаще матери). Расщепление самого себя или других может наблюдаться в следующих формах ответов испытуемых на СПТ.

Взаимодействие между фигурами, отражающими борьбу или вражду между позитивными и негативными аспектами самого себя. Например, колдунья на первой картинке «Воюет с Ведьмой № 2. Она злая. Молодая и выглядит, как королева, она хочет убить вторую Ведьму и затем, по очереди, убить всех». Колдунья на второй картинке «Хорошая, она незлая, нерассерженная, и, скорое всего, она хочет спасти кого-нибудь, она будет заботиться о людях, и если кто-то из них будет убит, она возьмет вину на себя» [9].

Два противоположных описания одной и той же фигуры. Этот вариант расщепления иллюстрирует такой пример: «Великан из сказки - №1, потому что он выглядит плохо с живота до ног и хорошо с живота до головы» [10].

Ребенок отрицает негативные аспекты своего внутреннего Я и проецирует их на внешние характеристики. Примером может быть такой рассказ по картинке с волком: «Он выглядит свирепо, но, возможно, внутри он хороший. Он хочет быть лучше других волков и хочет превзойти других» [9]. Возможно также, что в приведенном примере в конфликт вступают «социальное»

и «идеальное» Я ребенка (агрессия по отношению к другим - «свирепый вид», и потребность в позитивном представлении о себе - «возможно, внутри он хороший», «хочет быть лучше других»).

Подавление определяется как «умышленное» забывание, блокирование или отказ признавать запрещенные, нереализуемые или пугающие желания, мысли или переживания [9]. Оно выражается в забывании содержания травмирующей информации, которая уже была пережита; исключении из сознания, ограничении мыслей, действий, смысла и связанных с ним эмоций или опыта с целью избегания тревоги. Подавление - средство, с помощью которого дети действуют с нормальными (по возрасту), но нереализуемыми или пугающими желаниями [4]. В СПТ мы можем предположить подавление, когда ребенок отвечает «Я не знаю» или «Я не помню».

Обращение негативной ситуации в нейтральную или позитивную

Уничтожение - это символическая отмена негативного переживания, его нейтрализация, аннулирование [5;7;9]. При использовании уничтожения индивид нейтрализует или отменяет, вербально или физически, неприемлемые мысли, ощущения или действия [9]. В тексте ребенка этот защитный механизм проявляется в словах или действиях, которые заменяют одни мысли, чувства или действия героя на противоположные.

В СПТ уничтожение используется как защита от нарциссических желаний, низкой самооценки, нарушений требований Супер-эго, страха агрессии и агрессии [9]. Так как СПТ имеет три варианта картинок с одним и тем же героем (например, волком), это облегчает использование механизма уничтожения. Например, в рассказе по первой картинке ребенок отмечает, что герой печальный, а по второй - что ему не о чем печалиться; в рассказе на первую картинку ребёнок говорит, что герой никого не любит, а в последующем, что он любит всех, и т.п. При выявлении уничтожения крайне важно помнить, что этот защитный механизм появляется после указания ребенком на какую-то пугающую или конфликтную ситуацию, поскольку уничтожение используется только в ответ на возникновение конкретного негативного переживания и направлено именно на него. Например, уничтожение агрессивных мыслей можно продемонстрировать следующим примером. Великан на первой картинке «хочет бить людей, он их не любит, он разрушает дома, совершает плохие поступки, он ворует еду». Однако, на второй картинке «Он счастливый, он хороший, улыбается, он не злой, он не разрушает дома, он думает, что у него нет права разрушать дома, деревья, замки. Он любит людей» [9].

Формирование реакции представляет собой защитный механизм, при котором происходит замещение неприемлемых чувств и импульсов на социально одобряемые [4]. Механизм формирования реакции тесно связан с социализацией и моральным развитием ребенка [4] и возникает для подавления отвращения, стыда, давления морали, которые вызывают запрещенные мысли

и желания. Дети, которые показывают высокие баллы по переменным «Желание помочь» и «Тревожность», часто используют формирование реакции. В следующей примере в первой части ребенок демонстрирует явно агрессивные желания, но во второй части появляется другая («правильная») реакция, которая защищает ребенка от вины за собственную агрессию и позволяет поддерживать позитивный образ Я: «Злой великан может разрушить целую планету, но если он хороший, он может помочь людям построить их дома» [9].

Обращение - это разновидность перемещения, которая представляет собой перевод негативных характеристик пугающего другого (или конфликта) в позитивные черты [4; 9]. В СПТ в случае обращения конфликт не просто подавляется или отрицается, но замещается на противоположный, то есть на вариант позитивных отношений, которых не может быть в контексте известной истории. Например, высказывание «Красная Шапочка думает, что волк хороший и может ей помочь» [4] иллюстрирует действие механизма обращения в борьбе со страхом и тревогой (в защитных фантазиях героини волк, как источник опасности, вызывающий страх, обращается в «хорошего» и даже способного оказать помощь). Возможно, подобный взгляд «сквозь розовые очки» помогает ребенку справляться с тревогой в пугающих ситуациях с неопределенным исходом.

Компенсация - это защитный механизм, посредством которого человек реально или только в своем воображении пытается исправить или избавиться от имеющихся у него реальных или мнимых (физических и психологических) недостатков (и связанных с ними неприятных переживаний) за счет осознания и развития восполняющих их достоинств [1; 7]. Как показывает анализ детских ответов, компенсация может использоваться как средство борьбы со страхом отвержения или низкой оценки со стороны окружающих. Например, в одном из рассказов герой истории испытывает нужду, неудачу, переживания по поводу собственной непривлекательности, которые в следующем ответе теряют свое значение за счет появления какого-либо другого ресурса или качества, способного компенсировать недостаток или неудачу в важных для ребенка отношениях («Он бедный и грустит, что никому не нужен, но он добрый, поэтому с ним все захотят дружить»). Таким образом, при компенсации (в отличие от уничтожения или расщепления) ребенок не отменяет и не изолирует негативные элементы опыта, а уравновешивает их за счет ресурсов и переживания успеха в других областях (к примеру, внешняя непривлекательность героя может компенсироваться его физической силой, бедность - красотой, а чувство одиночества - богатством).

Перемещение или проекция

импульсов или конфликтов

Проекция - это бессознательное отвержение собственных неприемлемых мыслей, свойств, желаний или действий и приписывание их другим людям, животным или объектам [4; 9]. Процесс приписывания ответствен-

ности за них другому лицу становится защитным, когда переносятся чувства, импульсы и мысли, которые вызывают чувство вины или стыда [4]. При выявлении проекции прежде всего важно выяснить, с каким героем отождествляет себя ребенок. Можно выделить следующие ситуации использования проекции.

Приписывание неприемлемых личностных характеристик или чувств другим: Например, отвечая на вопрос «Какой волк пугает тебя больше всего? Почему?» ребенок выбирает картинку №3 и так поясняет свой выбор: «Если ребенок увидит его по телевизору, она испугается и уйдет» [9]. Таким образом чувство страха переносится с себя на какого-то вымышленного ребенка, что приводит к снижению вызванного этим чувством напряжения.

Приписывание другим ответственности за запрещенные мысли или импульсы: На вопрос «Кто из великанов самый злой? Почему?» ребенок объясняет: «Это самый злой Великан. Он не хочет быть злым, но злая ведьма заколдовала его, когда он был ребенком» [9].

Перемещение - это защитный механизм, посредством которого импульс, чаще агрессивный, переносится с пугающего объекта на другой, менее пугающий (предмет, животное, другого человека) [4]. В СПТ перемещение может проявляться в следующих ответах: Например, ребенок, описывая, что думает или чувствует великан, говорит: «Он хочет драться, все разрушить (?) целую деревню (?) его раздражает его брат, потому что он хотел что-то скушать, а его брат забрал это» [9]. Здесь мы видим, как ребенок пытается выместить злость, вызванную обидой на брата, на другом объекте. По-видимому, рассказ актуализирует реальную ситуацию из жизни испытуемого.

Аутоагрессия - это перемещение агрессивного желания и негативных аффектов по отношению к другому на самого себя, которое совершается для того, чтобы избежать психологического дискомфорта, чувства вины или стыда за свои агрессивные желания [4; 9]. Таким образом, это отказ от выражения деструктивных проявлений вовне и обращение их на самого себя. В рассказах испытуемых по СПТ герой погибает или испытывает физические муки за то, что причинил (или хотел причинить) вред кому-то другому. Примером прямой аутоа-грессии может служить следующая история: «Великан был злым и хотел бить и убивать всех, но в один прекрасный день он осознал свою ошибку и убил самого себя!» [9]. Это вариант тенденции к самоуничтожению («убил самого себя») как наказания за разрушительные желания и собственную агрессивность («он был злым», «хотел бить и убивать всех»), которые недопустимы («он осознал свою ошибку»). В другом рассказе проявляется косвенная агрессия к самому себе. На первую картинку с волком ребенок говорит: «Он съел Красную Шапочку. Так как ему понравилось, то он подумывает съесть еще и бабушку». На вторую картинку тот же испытуемый отвечает: «Сейчас его тошнит, потому что он съел сразу обеих (?) у него болит живот» [9]. В этом примере аутоагрессия - это уже не прямое самоуничто-

жение, а наказание в виде физических мучений, которому герой подвергается за то, что поддался запретным желаниям и, что еще более важно, получил от этого удовольствие («ему понравилось»).

Когнитивное оправдание необходимости контроля импульсов, конфликтов или угроз

Рационализация представляет собой нахождение приемлемых причин для оправдания неприемлемых мыслей или действий [9]. Этот защитный механизм представляет собой контроль над эмоциями или импульсами посредством рациональных рассуждений и является интеллектуально зрелым механизмом. Рационализации могут подвергаться собственные инстинктивные проявления ребенка, такие как агрессивные, оральные или сексуальные импульсы. Так, ребенок говорит: Великан «уже поел и выглядит озадаченным (?) ему интересно, а имел ли он право съесть то животное (?) Возможно, он был добрым и наивным волком, не понимал, что он делает (?) он просто был голоден» [9]. Как мы видим, чувство вины за совершенный поступок («озадаченность» героя) здесь уменьшается за счет рационализации его истинных причин и, тем самым, снятия ответственности за них («был наивным» и «не понимал, что он делает»).

Отождествление с другим или присвоение черт, мыслей и чувств значимого другого

Идентификация представляет собой разновидность проекции, связанную с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых, но недоступных чувств и качеств другого [6]. В результате идентификации осуществляется как воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица через собственное переживание. Примерами идентификации в ответах на СПТ могут служить такие высказывания детей: «Колдунья хочет взять ее сердце, чтобы стать хорошей»; «Ведьма хочет превратиться в Белоснежку, чтобы выйти замуж за Принца». Подобные метаморфозы отражают желания героя получить то, что у него отсутствует, но очень значимо («стать хорошей»; «выйти замуж за принца») с помощью отождествления себя с тем лицом, которому это доступно.

Идентификация с агрессором - защитный механизм, при котором индивид перенимает поведение агрессора и/или его характерные черты, чтобы справиться со страхом агрессии и тревогой [9]. Физическая имитация антагониста, при которой тревога превращается в чувство безопасности, может быть проиллюстрирована следующим рассказом: «Это злая Ведьма, которая хочет быть самой красивой в мире, самой могущественной, чтобы мучить людей (?) ее саму мучили, все ведьмы плохо с ней обращались, потому что она была слабой» [9]. Героиня этого рассказа из объекта нападения сама становится агрессором (такой же «могущественной», как и ее мучители) для того, чтобы справиться со страхом агрессии.

Интроекция представляет собой символическое

присвоение ценностей, стандартов или черт характера другого человека [7]. Интроекция, как и проекция, относится к самым ранним защитным механизмам и используется для интернализации образа значимого другого [9]. К этому механизму ребенок прибегает, чтобы уменьшить боязнь разлуки, или в целях предупреждения конфликтов или угроз со стороны значимого лица. В СПТ интроекция может выражаться в форме присвоения какой-то части другого, вызывающего сильные эмоции (например, одежды, личных вещей, его самого). Интроекция же используется как способ совладания с чувством одиночества, печали, потери объекта любви, переживаний, связанных со значимым лицом. В этом случае ребенок говорит: «Волк хочет съесть Красную Шапочку, чтобы она всегда была с ним». Действие механизма интроекции в ответ на чувство одиночества и отсутствие объекта привязанности иллюстриру-

ет такой рассказ по картинке с гномом: «Он знает, что Белоснежка обязательно придет (?) он ее съест (?) ему так одиноко, что он хочет съесть Белоснежку» [9].

Таким образом, как показывает проведенный анализ ответов испытуемых в СПТ, исследование механизмов психологической защиты с помощью Сказочного проективного теста позволяет обнаружить до восемнадцати видов защит, рассмотреть их действие по отношению к различным элементам внутреннего опыта ребенка, определить их содержание и функции в каждом индивидуальном случае. Однако помимо тех возможностей, которые дает такое исследование в клинической диагностике личности ребенка, полученный материал позволяет описывать особенности психологической защиты различных групп, раскрывая таким образом важные возрастные и гендерные закономерности психологической защиты у детей.

Библиографический список (References)

1. Davletchina S.B. Dictionary of Conflictology. Ulan-Ude: Publishing VSGTU, 2005. 100 p.

2. Deminf L.D., Ralnikova I.A. Mental health and defense mechanisms of the individual: Altai State University, 2000. 123 p.

3. Zhmurov V.A. Great Encyclopedia of Psychiatry. M.: Dzhangar, 2010. 864 p.

4. Coulacoglou C. The Fairy Tail Test: for the study of the personality of children: A guide. Trans. from English. M.: "Cogito Center", 2003. 215 p.

5. McWilliamsN. Psychoanalytic diagnosis: Understanding Personaly Structure in the Clinical Process. M.: Class, 1998. 480 p.

6. Nicholskaya I.M., Granovskaya R.M. Psychological defense from children. SPb: Rech, 2000. 507 p.

7. RomanovE.S., GrebennikovL.P. Psychological defense mechanisms: genesis, functioning, diagnostics. Mytishchi, "Talent", 1996. 144 p.

8. SokolovaE.T. The phenomenon of psychological defense. // Questions of Psychology. 2007. №4. Рp. 66-79.

9. Coulacoglou C. (Ed.) Exploring the child's personality: Developmental, clinical, and cross-cultural applications of the Fairy-Tale Test Springfield, IL: Charles C. Thomas Publisher. Pp.199-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.