Научная статья на тему 'ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ГУАШЬЮ В ОБУЧЕНИИ НАТЮРМОРТУ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ГУАШЬЮ В ОБУЧЕНИИ НАТЮРМОРТУ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ГУАШЬЮ / НАТЮРМОРТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КИТАЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чу Фан

Цель исследования - описать особенности изучения гуашевых техник в живописи на примере обучения китайских школьников натюрморту в общеобразовательных учреждениях. В статье рассматриваются основные методы и приёмы работы с гуашью, а также основы композиции в построении натюрморта в ходе обучения китайских школьников. Научная новизна заключается в формировании методических рекомендаций для обучения рисования натюрморта китайских школьников в общеобразовательных учреждениях на основе трудов российских ученых. В результате показано, что обучение натюрморту в технике гуашь расширяет представление китайских школьников о методах и способах рисования натюрморта и способствует формированию навыков построения композиции и изображения в гармоничном соотношении формы и цвета; предложен план для написания натюрморта в технике рисования гуашью для учащихся старших классов китайской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOUACHE PAINTING TECHNIQUE IN TEACHING STILL LIFE TO CHINESE HIGH SCHOOL STUDENTS

The aim of the paper is to describe the features of studying gouache techniques in painting by the example of teaching still life to Chinese schoolchildren in comprehensive educational institutions. The article discusses the main methods and techniques of working with gouache, as well as the basics of composition in building a still life in the course of teaching Chinese schoolchildren. The scientific novelty lies in the formation of methodological recommendations for teaching still life drawing to Chinese schoolchildren in comprehensive educational institutions based on Russian scientists’ works. As a result, it is shown that teaching gouache still life expands Chinese schoolchildren’s understanding of the methods and ways of still life drawing and contributes to the formation of skills in building a composition and image in a harmonious ratio of form and color; a plan for painting a gouache still life for high school students of the Chinese school is proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ГУАШЬЮ В ОБУЧЕНИИ НАТЮРМОРТУ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

Зкратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 6. С. 632-640 | 2022. Volume 7. Issue 6. P. 632-640

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Техника рисования гуашью

в обучении натюрморту китайских учащихся старших классов

Чу Фан

Аннотация. Цель исследования - описать особенности изучения гуашевых техник в живописи на примере обучения китайских школьников натюрморту в общеобразовательных учреждениях. В статье рассматриваются основные методы и приёмы работы с гуашью, а также основы композиции в построении натюрморта в ходе обучения китайских школьников. Научная новизна заключается в формировании методических рекомендаций для обучения рисования натюрморта китайских школьников в общеобразовательных учреждениях на основе трудов российских ученых. В результате показано, что обучение натюрморту в технике гуашь расширяет представление китайских школьников о методах и способах рисования натюрморта и способствует формированию навыков построения композиции и изображения в гармоничном соотношении формы и цвета; предложен план для написания натюрморта в технике рисования гуашью для учащихся старших классов китайской школы.

EN

Gouache Painting Technique

in Teaching Still Life to Chinese High School Students

Chu Fan

Abstract. The aim of the paper is to describe the features of studying gouache techniques in painting by the example of teaching still life to Chinese schoolchildren in comprehensive educational institutions. The article discusses the main methods and techniques of working with gouache, as well as the basics of composition in building a still life in the course of teaching Chinese schoolchildren. The scientific novelty lies in the formation of methodological recommendations for teaching still life drawing to Chinese schoolchildren in comprehensive educational institutions based on Russian scientists' works. As a result, it is shown that teaching gouache still life expands Chinese schoolchildren's understanding of the methods and ways of still life drawing and contributes to the formation of skills in building a composition and image in a harmonious ratio of form and color; a plan for painting a gouache still life for high school students of the Chinese school is proposed.

Введение

Китайское традиционное художественное образование можно разделить на два вида: в одном делается акцент на художественно-эстетическом воспитании, в другом придаётся большое значение практическим навыкам и функциям живописи. Художественное образование в Китае требует не только полного овладения базовыми техническими приёмами живописи, но и формирования у обучающихся особого философского понимания искусства, его роли в социокультурной жизни (Central Academy of Fine Arts, 2022). Таким образом, китайская модель обучения изобразительному искусству строится на натурфилософском методе с использованием принципов философии, психологии, культурологии, техническом мастерстве и нравственности.

На сегодняшний день художественное образование в Китае определяется быстрым темпом развития и постоянно расширяющимися перспективами, которые способны активизировать последующий рост и совершенствование системы обучения натюрморту. Вместе с тем необходимо помнить, что «цель обучения рисунку и живописи в китайской школе не сводится к тому, чтобы каждый ребенок стал живописцем» (Се Юнхуэй, 2013, с. 37). Обучающиеся, помимо развития практических художественных навыков, должны стремиться к глубинному осмыслению таких понятий, как искусство, культура, традиция.

В учебных программах по творческим направлениям внимание уделяется способностям учащихся в построении композиции и соотношения цвета и формы, так, школа ставит перед собой задачу сформировать

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220103

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

у обучающихся базовые знания, умения и навыки по составлению композиции натюрморта, а также помочь в изучении особенностей работы с разными материалами, в том числе с гуашью. В Китае уроки изобразительного искусства в школьном образовании относятся к второстепенным предметам, в связи с чем их проводят во второй половине дня (с 14:00 по 16:00) на всех ступенях среднего общего образования.

В старшей школе обучение рисованию реализуется на более глубоком уровне, в частности начинается изучение написания натюрморта и основ технологии рисования гуашью. Данная техника живописи настолько популярна, что ей отводится большая часть учебного времени. Это обусловлено тем, что преимущественно все вступительные экзамены в университет по творческим специальностям предполагают выполнение творческой работы именно в технике гуаши. С 1990-х годов экзамены в высшие художественные заведения стали включать отдельный экзамен по изобразительному искусству, что послужило толчком к появлению частных организаций, оказывающих услуги по обучению художественной грамоте на уровне, достаточном для прохождения вступительных испытаний (Лю Игэ, Фомина, 2019, с. 108). В связи с этим в китайских школах особое внимание уделяется технике рисования гуашью на занятиях по изобразительному искусству.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

- изучены особенности техники рисования гуашью в обучении натюрморту в китайском школьном образовании;

- представлен план написания натюрморта в технике работы с гуашью для учащихся старших классов китайской школы;

- предложены методические рекомендации по обучению рисования натюрморта.

Теоретическая база исследования основана на работах ученых-педагогов, изучающих методы обучения написанию натюрморта и особенности техники рисования гуашью в школьном образовании. В своих трудах ученые рассматривают особенности обучения написанию натюрморта и применения техники рисования гуашью на уроках изобразительного искусства. Среди них можно отметить работы А. С. Абелина (2008), А. А. Бе-роева (2007), Н. П. Бесчастнова (2008). Проектирование плана обучения рисованию натюрморта основано на исследовании В. С. Кузина (1998), разработавшего программы обучения изобразительному искусству в школе.

Методы исследования: общий анализ источников по теме исследования; метод включенного наблюдения в выявлении особенностей техники рисования гуашью в обучении натюрморту; разработка плана урока по обучению натюрморту для учащихся старших классов в китайском школьном образовании.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке плана урока по обучению натюрморту с использованием техники рисования гуашью. Подготовлены методические рекомендации для старших классов китайской школы по подготовке работы с натюрмортом.

Основная часть

Живопись гуашью имеет множество нюансов. В первую очередь необходимо запомнить, что главным свойством гуаши является смена цвета после высыхания. Обычно она темнеет на полтона или тон, в зависимости от состава и производителя. По этой причине важно в используемый цвет добавлять немного белой краски для получения оттенка. В целом, следует помнить о данном свойстве при подборе палитры, в особенности когда происходит детальное воспроизведение копии картины.

Работа в технике гуашью начинается с прописывания дальнего плана. Перед этим желательно загрунтовать холст однородным слоем краски (белой или цвета охры). Далее можно переходить к проработке фигур среднего плана, фактуры и коррекции светотени. После того, как слои подсохнут, приступают к прописыванию мельчайших деталей. Ошибки в гуашевой живописи исправляют при помощи наложения нескольких мазков поверх неправильно нарисованного слоя. Однако слишком густое нанесение может привести к образованию трещин, что также необходимо учитывать.

Кроме того, между художественными материалами китайского и российского или западного происхождения наблюдаются существенные различия. Помимо обычной, широко распространённой гуаши, часто встречается так называемая желейная гуашь, по структуре напоминающая желейную массу. Ввиду этого работа с ней осуществляется пастозной (корпусной) техникой: на холст наносят густые, плотные мазки, которые создают ощущение рельефности. Достоинство данной техники заключается в усилении выразительности форм предметов и возможности многократно вносить изменения в работу, что является положительным моментом в обучении. Тем не менее, как уже говорилось ранее, необходимо следить за плотностью нанесения мазков во избежание трещин (кракелюров) и жухлости красок. Кроме того, желейную гуашь не рекомендуется разбавлять, так как она достаточно чувствительна к воде. Например, если будет добавлено слишком много воды, на холсте вместо однородной заливки появятся разводы.

Следует отметить, что в Китае распространена постерная гуашь (фирмы Magi-Wap, Marie's, Heasteed). По-стерные краски, или Poster Colour, отличаются яркой и насыщенной цветовой гаммой (во многом из-за наличия в составе каолина - белой глины) и однородной структурой, которая позволяет рисовать в технике сухой кисти. Сухая кисть - приём оформления штрихового оригинала при помощи кисти, «выпачканной» полусухой краской (Холодок, 2013, с. 247). Описанный метод применяется для написания портретов, пейзажей, миниатюр, натюрмортов, а также преимущественно используется в декоративном искусстве, так как создаёт эффект изображения цветными карандашами.

Однако гуашью пишут не только в пастозной технике или технике сухой кисти. Существует большой ряд техник живописи гуашевыми красками. К ним относится «валёр - нежная градация от одного оттенка цвета к другому. Светотеневая игра в валёре передаёт иллюзию объёма предметам и формам» (Воронина, 2020, с. 41). В рамках школьной программы широко распространён рисунок по-сырому, или же техника «мокрым по мокрому» (в пер. с фр. travailler dans l'eau - работа в воде) (Воронина, 2020). В основном данная техника применяется для закрашивания небольших участков картины или проработки изображаемых облаков, туманной дымки и пр. Другая похожая техника - «мокрое по сухому» - представляет собой нанесение на сухой слой краски еще одного слоя краски, обильно разведённой водой. Описанная техника полезна для внесения изменений и правок в работу.

На наш взгляд, представляет интерес техника гуашевой заливки с градиентом. К данному художественному приёму прибегают в случае создания фона с плавным цветовым переходом. В свою очередь, «особенностью техники импасто является постепенное нанесение густых мазков поверх друг друга, то есть буквально "мазок к мазку"» (Буланова, Шешукова, 2021, с. 6). Благодаря этому приёму учащиеся могут создавать удивительные работы, поскольку сами могут варьировать получение текстуры полотна, объёма наносимой краски. Схожая с импасто, техника карнации состоит в наложении гуаши в несколько слоёв, что позволяет достичь рисунка, максимально приближенного к реализму (Буланова, Шешукова, 2021).

Лессировка - способ нанесения тонких, полупрозрачных слоёв краски на основной цвет. В гуашевой живописи лессировка способна создавать мягкие цветовые переходы, придавать объектам на холсте эффект лёгкости и воздушности. Лессировка является важным этапом другой, более сложной художественной техники, а именно многослойной живописи. Техническая сторона многослойной живописи требует распределения процесса на несколько ступеней, которые разделены между собой временными промежутками, необходимыми для высыхания слоёв краски.

К простейшим техникам гуашевой живописи относят монотипию (в пер. с греч. "monos" - один, "tupos" -отпечаток) или, другими словами, создание цветных и монохромных оттисков. Монотипия позволяет творить неповторимые образы, спонтанные заливки, достигать эффектов, которые сложно сделать кистью (Литвинова, Прыскина, Чичикалова, 2016, с. 174). Другим простым и распространённым способом создания фактуры считается техника разбрызгивания, с помощью которой легко прорисовывать листья, каменные дорожки и тому подобный неоднородный рельеф.

К нестандартным приемам гуашевой живописи можно отнести пуантилизм (точечность) и сграфитто. Первый предполагает точечное нанесение мазков без какого-либо смешивания цветов, второй заключается в гравировании по невысохшей краске. В дополнение можно упомянуть такие приемы живописи гуашью, как мазок, равномерная заливка, сухая лессировка, сфумато (смягчение очертаний предметов), штамповка.

В старших классах особенно много времени уделяется изучению своеобразия построения натюрморта, при создании которого важную роль играют цветовые и тоновые контрасты, сопоставления форм и фактур, рефлексы, светотень, перспектива. В рамках учебной программы осуществляются традиционные классные занятия по теории и истории искусства, а также практические занятия, составление эскизов, выходы на пленэр.

Благодаря обучению рисования натюрмортов китайские школьники учатся зрительно анализировать окружающие их образы, а затем переносить их на холст: сначала методом копирования, потом по памяти, что способствует созданию уникальных образов, стимулирует аналитическую деятельность учащихся и формирует нестандартный подход к решению проблемных вопросов. Кроме того, развивается навык планирования композиционной идеи, формируется умение анализировать жанровые особенности и оценивать собственные творческие решения. Помимо этого, на протяжении всего обучения совершенствуются навыки моделирования, наблюдения, самовыражения, взаимосотрудничества, самоорганизации.

Вместе с тем крайне важно при создании натюрморта в технике работы с гуашью соблюдать определённую дистанцию с холстом, чтобы ученик мог видеть рабочую поверхность целиком, как единый выразительный и неразрывный образ. В результате при целостном видении изображения работа не будет пестрить и дробиться на несколько не связанных друг с другом частей. Впоследствии умение целостно видеть натуру приведёт к формированию цельности художественного восприятия пропорций предметов, цветовых соотношений, постановки. Развивая навык видения цельного живописного строя со школы, обучающиеся в дальнейшем смогут намного лучше и быстрее улавливать тональные и цветовые отношения, выявлять формы предметов, анализировать рефлексы и тени.

В контексте китайского художественного образования в старших классах зачастую в натюрморт включают элементы традиционной культуры, такие как бело-синий фарфор, принадлежности для чайных церемоний, веера, статуэтки, свитки, благовония, талисманы. Из растений, как правило, изображают физалис, бамбук, веточки сливы и вишни, орхидеи, хризантемы, пионы, камелии, лотосы, азалии, гибискусы. Фруктово-ягодный натюрморт может содержать в себе изображения мангостинов, ямбери, карамболы, личи (китайской сливы), логана (в пер. «глаз дракона»), архатов, кумквата (в пер. «золотой мандарин»), помело, ягод Годжи, шелковицы. Причём некоторые из упомянутых видов растений довольно часто выступают одними из главных элементов в китайской мифологии. Например, мотив о тутовом дереве (шелковице) тесно связан с солярным культом и фигурирует во многих сказаниях. Тем не менее, на занятиях в общеобразовательных учреждениях Китая также воспроизводят классические образцы натюрмортов, хоть и в меньшей степени. Данный феномен обусловлен наибольшей заинтересованностью китайского социума в изучении и сохранении собственных культурных обычаев и традиций. Однако нельзя не отметить и рост мотивации обучающихся

к изучению иностранных культур. В связи с этим предлагается план работы по рисованию натюрморта гуашью в классическом стиле для учащихся старших классов.

Пример поэтапного плана рисования натюрморта в классическом стиле в технике работы с гуашью

Этап 1. Определение расположения предметов, составляющих единую композицию (Рисунок 1).

Определить предметы для натюрморта. Размеры предметов и глубина пространства должны быть походящими для композиции. Расположение предметов должно создавать единую композицию. Окружение и конфигурация фона должны соответствовать оттенкам цвета подкладки, разделенными теплыми и холодными цветами для фона. Необходимо разработать композицию натюрморта в гармоничном сочетании тонов и колорита, чтобы соотношение композиции, формы и цвета создавало ощущение красоты.

Рисунок 1. Натюрморт

Следуя вышеуказанным принципам, на столе располагаются предметы натюрморта, состоящего из бутылки, арбуза, драконьего фрукта, яблок, груши, винограда, апельсина, чайника из нержавеющей стали, тарелки и трех кусков подкладочной ткани. С правой стороны расположена подсветка для натюрморта.

Этап 2. Рисование наброска натюрморта с прорисовкой деталей (Рисунок 2).

После наблюдения и исследования расставленных предметов создается горизонтальная композиция в треугольном формате. Основная часть композиции состоит из бутылки кока-колы, арбуза и чайника из нержавеющей стали. Сначала форма предметов схематически наносится на полотно, затем прорисовываются детали предметов.

Рисунок 2. Набросок натюрморта с прорисовкой деталей

При изучении композиции следует обратить внимание на следующие аспекты:

а) высота и угол наклона точки обзора и расстояние между предметами;

б) расположение предметов в композиции на определенном расстоянии в сбалансированной композиции;

в) местоположение предметов, структура, пропорции, особенности формы и основные детали должны быть точными.

Предварительно акварельным карандашом необходимо смешать пигмент ультрамарин с водой, добавляя больше воды и меньше пигмента. Затем надо прорисовать контурные линии и более темные, затененные части объекта.

Этап 3. Проработка фона натюрморта (Рисунок 3).

Единство натюрмортной композиции определяется целостной композицией, объеденной фоновым покрытием. В соответствии с особенностями рисования гуашью краски следует использовать сначала влажные, а затем сухие, сначала тонкие, а затем более плотные тона, используя разноплановые тональности для рисования больших блоков цветовых отношений. Процесс нанесения фона начинается от большого к маленькому, от светлого к темному, сначала белый фон, затем синий и фиолетовый. Особое внимание уделяется изменениям светлого и темного, теплого и холодного оттенков.

Рисунок 3. Проработка фона натюрморта

Этап 4. Проработка предметов натюрморта (Рисунок 4).

Кола, арбуз и другие предметы находятся в середине большой площади окраски, одним из более сложных предметов для изображения является чайник из нержавеющей стали, потому что нержавеющая сталь имеет свойство отражения объектов. Однако при написании отражающихся цветов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не снизить чистоту цвета. Цвет фона также влияет на изображение прозрачной части бутылки колы, которая окрашивается за счет пропускания света от фона и отраженного света, поэтому площадь фона стола покрыта цветом фиолетовой подкладки.

Рисунок 4. Проработка предметов натюрморта

Этап 5. Прорисовка теней и темных участков (Рисунок 5).

На данном этапе тени всех объектов нарисованы. Каждый объект находится в разном положении, поэтому цвета проекции отличаются друг от друга. Размер проекции варьируется в зависимости от места расположения предмета, поэтому при рисовании необходимо обращать внимание на размер мазка кисти. Из-за влияния света темные части предметов имеют разные оттенки в зависимости от цвета. Складки подкладочной ткани окрашиваются в соответствии с наблюдаемыми цветовыми тенденциями. Важно выделить темные участки тени для дальнейшей работы.

Этап 6. Прорисовка форм яблок и бутылки колы (Рисунок 6).

После того как в результате вышеописанных действий будет решен общий цветовой тон, можно переходить к этапу рисования предметов - яблок и бутылки колы. Каждая часть натюрморта приобретает

свою форму, основная задача этого этапа - использовать цвет для более полного формирования структуры, текстуры и пространства объекта. Формирование объекта в основном касается светлых участков и перехода между светлыми и темными участками.

Рисунок 5. Прорисовка теней и темных участков

Рисунок 6. Прорисовка форм яблок и бутылки колы

Сначала изображаются яблоки, 2 целых и одна половинка (Рисунок 1). Светлые части яблока тонируют с помощью кисти в соответствии с направлением падения света. Холодный оттенок на яблоки накладывается на сторону, расположенную ближе к свету, чтобы сделать ее более холодной. Немного более теплого цвета добавляется на часть яблока, расположенную дальше от света, чтобы сделать ее более теплой. Оранжевый и средне-желтый цвета яблока, расположенного справа, должны создавать более естественный переход цвета между темной и светлой частями яблока.

В то же время темные части яблока дополнительно изображаются путем смешивания окружающих цветов с более темными тонами для создания основного тона изображения. Для дальнейшего создания ощущения объема предмета окружающие цвета сочетаются с контурами светлых и темных частей яблока с помощью маленькой кисти, при этом в темные части может быть замешан дополнительный цвет низкой чистоты, чтобы придать изображению яблока ощущение объема. Плодоножка яблока рисуется с помощью самой маленькой кисти, чтобы «прочертить» ее.

При написании бутылки кока-колы в форме цилиндра светлые и темные участки не изображаются отдельно. Светлые и темные участки зависят от фона и должны быть написаны в гармоничном соотношении цвета предметов и фона. Прозрачная часть пластиковой бутылки должна быть прорисована с учетом текстуры самого пластика, так как прозрачный корпус пропускает свет и цветовую палитру окружающих предметов, при этом различные формы, толщина и углы материала создают разные тона в цветовой палитре. При смешивании цветов необходимо, чтобы в состав фиолетового цвета входил дополнительный желтый цвет, но этот желтый цвет был бы цветом низкой чистоты с фиолетово-серым оттенком.

Этап 7. Прорисовка арбуза и драконьего фрукта (Рисунок 7).

При написании текстуры драконьего фрукта и арбуза следует придерживаться реального цвета предметов, чтобы форма была более точной, очертания более общими, ощущение объема более цельным. Мазки кисти должны быть равномерными, а переход цвета должен быть естественным, когда речь идет о мягких

изгибах и поворотах в соответствии с изменениями их формы. В то же время в процессе прорисовки не следует забывать об общем фоне. Важно учитывать соотношение предметов и фона натюрморта.

Рисунок 7. Прорисовка арбуза и драконьего фрукта

Этап 8. Прорисовка чайника из нержавеющей стали, винограда и других предметов (Рисунок 8).

На цвет предметов из нержавеющей стали сильное влияние оказывает цвет фона. Их собственный цвет темно-серый, светлые и темные части имеют резкий контраст между предметами натюрморта. Оформляя чайник из нержавеющей стали, важно рисовать его в общем и едином ключе, думать о нем как о едином целом, не рисовать его слишком просто и слишком цветисто. При работе с естественным цветом нержавеющей стали не следует добавлять слишком много белого и серого цвета и много воды, так как чистота цвета должна быть соответственно высокой, чтобы можно было различить текстуру. Яркость отражений не должна превышать яркость бликов. Виноградины должны быть сформированы в целостном единстве с фоном. Множество мелких ягод собираются вместе, образуя большую базовую форму, которая является структурной особенностью многих неправильных форм.

Рисунок 8. Прорисовка чайника из нержавеющей стали, винограда и других предметов

Этап 9. Детализация и общая корректировка натюрморта (Рисунок 9).

Проработка деталей обогащает и углубляет композиционное построение натюрморта, так как каждая деталь является неотъемлемой частью композиции в целом. Блики нержавеющей стали появляются на всех предметах, а блики фруктов и кока-колы - в правой освещенной части натюрморта. Логотип Coke придает ощущение объема.

Общая корректировка натюрморта выходит за пределы небольшого круга деталей, необходимо рассматривать всю картину в целом и вносить соответствующие тона и цвета. Следует обратить внимание на пространственный уровень, расстояние между передним и задним планом.

Таким образом, представленный план обучения натюрморту в технике работы гуашью позволит решить поставленные учебные задачи, расширяющие представление китайских школьников о методах и способах рисования натюрморта и способствующие формированию навыков построения композиции и изображения в гармоничном соотношении формы и цвета. Работа, выполненная в технике рисования гуашью, дает

возможность расширить творческие способности обучающихся и по желанию школьников подготовиться к вступительному испытанию (творческий экзамен) по изобразительному искусству для тех, кто поступает на специальности, связанные с художественным творчеством.

Рисунок 9. Детализация и общая корректировка натюрморта

На основе анализа работы с натюрмортом были разработаны методические рекомендации по написанию натюрморта в классическом стиле в технике рисования гуашью для учеников старших классов китайской школы.

Цель написания натюрморта - развивать умения передавать форму и цвет предметов в технике работы гуашью.

Задачи обучения написанию натюрморта заключаются в наработке следующих умений и навыков:

- грамотное расположение предметов в пространстве листа;

- определение общего цветового фона и тональности каждого предмета;

- выявление локального цвета предметов и оттенков, проявляющихся в свете и тени;

- гармоничное распределение цвета на освещенном натюрморте (цветовые рефлексы, падающие тени, собственные тени).

Материалы: лист рисовальной бумаги формата А2, гуашь.

Инструменты: кисти, палитра для смешивания гуашевых красок, банка для воды, тряпка для обработки кисти.

План работы над натюрмортом.

Подготовительный этап: выбрать и расположить на заданном пространстве предметы натюрморта.

Основные этапы выполнения натюрморта:

1. Определение расположения предметов, составляющих единую композицию.

2. Рисование наброска натюрморта с прорисовкой деталей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Проработка фона натюрморта.

4. Проработка предметов натюрморта.

5. Прорисовка теней и темных участков.

6. Последовательная прорисовка отдельных предметов натюрморта.

7. Детализация и общая корректировка натюрморта.

Подводя итог, необходимо отметить следующее, что обучение натюрморту и различным техникам рисования гуашью в Китае базируется на интеграции конкретных художественных практик преподавания изобразительного искусства для реализации внутреннего творческого потенциала учащихся старших классов в школьном образовании Китая.

Заключение

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

- Существует большое многообразие техник рисования гуашью, а именно: пастозная техника или техника сухой кисти, валёр, рисунок по-сырому, техника «мокрое по сухому», техника гуашевой заливки с градиентом, техника импасто, техника карнации, лессировка, монотипия, техника разбрызгивания, пуантилизм. Но для успешного обучения написанию натюрморта необходимо применять классический стиль рисования в технике гуашью, так как это позволит китайским учащимся получить четкое представление о принципах: расположения предметов, составляющих единую композицию; создания наброска натюрморта с прорисовкой деталей; проработки фона натюрморта и самих предметов натюрморта; прорисовки теней и темных участков натюрморта; последовательной прорисовки отдельных предметов натюрморта; детализации и общей корректировки натюрморта.

- Разработанный план написания натюрморта в рамках обучения школьников общеобразовательных учреждений Китая технике рисования гуашью позволит дополнить систему обучения изобразительному искусству, а методические рекомендации, подготовленные на основе работ российских педагогов, дадут возможность расширить научно-методическую базу для обучения натюрморту в китайских школах.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в подготовке и проведении педагогического эксперимента в китайских школах на основе учебных программ российских ученых-педагогов для интеграции художественного образования России и Китая.

Источники | References

1. Абелин А. С. Отечественная школа натюрморта. М.: Парус, 2008.

2. Бероев А. А. Натюрморт. М.: ИМГУ, 2007.

3. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта. М.: ВЛАДОС, 2008.

4. Буланова Ю. И., Шешукова Е. И. Развитие художественно-творческих способностей учащихся средствами станковой живописи // E-Scio. 2021. № 6 (57).

5. Воронина Л. С. Методологические основы специфики обучения дисциплине «Техники графики» студентов бакалавриата графического дизайна // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 1.

6. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М., 1998.

7. Литвинова О. В., Прыскина Е. А., Чичикалова З. И. Развитие ассоциативного мышления детей в художественно-творческой деятельности // Символ науки. 2016. № 1.

8. Лю Игэ, Фомина С. И. Традиции и инновации в дополнительном художественном образовании Китая XXI века (на примере автономного района Нинся) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 4.

9. Се Юнхуэй. Художественное образование в школах Китая. Проблемы и перспективы // Наука и школа. 2013. № 5.

10. Холодок Н. И. Обучение графическим техникам, необходимым при создании иллюстраций, на художественно-графических факультетах пединститутов // Омский научный вестник. 2013. № 2 (116).

11. Central Academy of Fine Arts. 2022. URL: http://www.cafa.edu.cn/st/2018/10119441.htm

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Чу Фан1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург Chu Fan1

1 The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 09.06.2022; опубликовано (published): 25.07.2022.

Ключевые слова (keywords): техника рисования гуашью; натюрморт; изобразительное искусство; художественное образование в Китае; общеобразовательные учреждения; китайские школьники; gouache painting technique; still life; art; art education in China; comprehensive educational institutions; Chinese schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.