ТЕХНИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Ильясова Д.Д.
Ильясова Дилором Даниевна - преподаватель, кафедра межфакультетное фортепианное искусство, Институт национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается музыкальное исполнительство как историко-культурное явление. Прослеживается становление музыкального исполнительства в самостоятельную область музыкального искусства. Исполнительский анализ, как один из видов музыкальной аналитики, помогает выявить универсальный механизм фортепианной интерпретации, определить функциональные связи художественного образа, художественного метода и художественного стиля. Определены основные принципы и содержательные аспекты аналитической работы пианиста с музыкальным материалом. Ключевые слова: исполнительский анализ, фортепианная интерпретация, музыкальное произведение.
TECHNIQUE OF PERFORMING INTERPRETATION
Ilyasova D.D.
Ilyasova Dilorom Daniyevna - Teacher, DEPARTMENT OF INTERFACULTPIANO ART,
INSTITUTE OF NATIONAL POP ART NAMED AFTER B.ZAKIROV AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers musical performance as a historical and cultural phenomenon. The formation of musical performance into an independent field of musical art is traced. Performance analysis, as one of the types of musical analytics, helps to identify the universal mechanism of piano interpretation, to determine the functional connections of the artistic image, artistic method and artistic style. The basic principles and substantive aspects of the analytical work of a pianist with musical material are determined. Keywords: performance analysis, piano interpretation, musical composition.
УДК 781.68
Исполнительская интерпретация фортепианных сочинений композиторского творчества разных поколений, пути и средства ее осуществления, а также художественные эталоны и ценностные предпочтения фортепианного искусства всегда были темой многочисленных музыкальных исследований, методик обучения игре на данном инструменте, изысканий, посвященных вопросам музыкальной эстетики. В них отразились не только сама историко-культурная эпоха с ее мировоззрением, идеологией, образом мыслей, но и исполнительские стили и композиторские техники письма.
Современное исполнительство также, как и сам музыкальный инструмент соединяют в себе прошлое не только в репертуарном наследии, но и бытийности исполнительских традиций, интерпретируемых музыкальных стилях. Технические способы игры на фортепиано были определены музыкантами венского классицизма и преобразователями композиторами-романтиками Ф. Шопеном, Ф. Листом, Р. Шуманом и др. Музыкальный романтизм привнес не только новое образное содержание, но и неуклонное усложнение музыкального языка, а также стремительные технические новации исполнения, характеризующими индивидуальный стиль исполнителя. И если основные приоритеты фортепианных методик этого периода основывались больше на беглости и «жемчужной» игре на инструменте, то к концу XIX века был сделан сдвиг к главенству художественного начала. Техника понималась как умение «изображать тонами живые музыкальные образы» (JI. Келер), и наконец, музыкальное сочинение стало «личным достоянием» пианиста (М. Курбатов), исполнявшим его как «свое собственное художественное произведение».
Художественное решение исполнительской интерпретации становится центром фортепианной педагогики XX века, хотя вопросы технического качества остаются актуальными: от аппликатуры (С. Вартанов) до педализации (Н. Голубовская, Н. Светозаров), от выполнения фортепианных штрихов (Б. Маранц) и исполнения кантилены (И. Левин) до развертывания фактуры (В. Разумовская), от артикуляционных исполнительских задач (И. Браудо) до вопросов фразировки (В. Девуцкий). Техника фортепианной игры представлена здесь во всем разнообразии ее аспектов. Но следует отметить, что проблемы педализации, фразировки, штрихов, динамики и др. уже коррелируются со стилистикой интерпретации музыкального сочинения, с адекватным прочтением авторского текста.
Концепция фортепианной игры в XXI веке продолжает традиционные подходы прошлого. Совершенная свобода пианистического аппарата является физической основой для исполнительской интерпретации, в которой образное главенство авторского текста преобладает в решении технических задач (Н. Корыхалова, М. Черная). И многие суждения о творческой работе пианиста суммируют различные представления о верном
прочтении авторского текста, идентичном в стилевом отношении исполнения, техническом совершенстве воплощения художественного замысла.
Фортепианная интерпретация, естественно, имеет общие законы прочтения музыкального текста вне обусловленности стилем и историческими корнями произведения. Функциональные связи художественного образа, художественного метода (технике игры на инструменте) и художественного стиля имеют для исполнителя основополагающее значение и помогают выявить логику исполнительского прочтения. Данная триада «образ-метод-стиль» (Д.А. Дятлов) помогает определить многофункциональный механизм фортепианной интерпретации, действующий во всем многообразии исторических или композиторских стилей.
Художественное содержание музыкальной интерпретации, основу звучащей ткани, определяет образ. Метод - это средство озвучивания, художественно-технический «инструмент» интерпретации. Понятие технического раскрывается через владение исполнителем различными способами и приемами звукоизвлечения на фортепиано, организацией интонационной и метро-ритмической музыкальной ткани. Но при этом само музыкальное сочинение остается художественным и определяется музыкальным стилем.
Стилевая трактовка произведения определяется как характер и атрибут «внешнего» выражения художественной сущности. Стилевая обоснованность интерпретации состоит из многих компонентов: из совпадения звучания исторического времени, в которой было создано произведение; совпадение современным требованиям исполнительского искусства, нормам концертного исполнения; включенности интерпретаторского процесса в исполнительскую традиционную практику, сложившуюся за хронику исполнения. Авторский же стиль фортепианной интерпретации - это предъявление в звучании сочинения личности исполнителя, выражение его ценностных ориентиров, которые непременно отразятся в характерном звучании инструмента.
Важнейший аспект фортепианной интерпретации представляет «технологический» метод, т.е. практически осуществляемая база пианиста. Она определяется исполнительским аппаратом интерпретации (интонированием, метроритмом, агогикой, артикуляцией, образ звука), а также техникой интерпретации (соответствие правилам исполнения различных штрихов, исполнения мелодических и гармонических вертикалей), связями игры на фортепиано (опора рук, дыхание, пластика звучания, контекстные связи тембровости оркестрового звучания).
Исполнительская триада «образ-метод-стиль» становиться проблемным полем фортепианной интерпретации, охватывающим основной круг вопросов публичного исполнения фортепианных произведений. Весьма очевидна комплексная природа исполнительской интерпретации.
Музыкальный стиль становиться проблемным полем действенной исполнительской интерпретации, которое представляет собой:
1) комплекс интеллектуальных идей, художественных и философских концепций исторической эпохи;
2) взаимосвязь композиторской практики и новаций авторских технологий;
3) синтез исполнительских канонов-установлений и индивидуальных качеств музыканта-исполнителя;
4) сам нотный текст в ракурсе времени его создания композитором и публичной интерпретацией музыкантом-исполнителем.
Представляя собой художественную реальность, характеризуясь собственной полноценной жизнью, практикой, музыкальное произведение всегда нацелено на слушателя. Контрасты и сопоставления в музыке создаются в динамике звучания, ритме организации музыкального контекста, тонкостях различных пианистических прикосновений, разнообразных типах динамики фактурных плоскостей, и в своем разнообразии освещаются особым поэтическим прочтением искусства.
В новом контексте взгляда «со стороны» музыкального произведения устанавливаются взаимосвязанные две грани. Первая, отвлеченная, предполагает мысленное представление целостности музыкального развертывания. Вторая полагает деятельное, т.е. непрерывное интонационное движение, которое связывает все элементы музыкального материала во время исполнения. Синтез этих двух сторон прочтения образа дает возможность яркого проявления музыкального смысла во всей своей стилевой характерности.
Являясь художественной данностью, где поэтизация внутренних связей выступает как признак характерности звучащей ткани, музыкальное произведение имеет ведущие принципы стилевого подхода, которые имеют самое непосредственное отношение к исполнительскому акту. Среди них первичность авторского композиторского текста при представлении сочинения в исторической ретроспективе, точность и ясность исполнительской выразительности и концептуальность в интерпретационных решениях.
Список литературы /References
1. Драч Н. Складывающаяся система // Журнал Музыкальная академия. 2009. № 2. С. 112-116.
2. Карпычев М.Г. Практика пианизма. Размышления и советы: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во
НГОНБ, 2007. 232 с.
3. Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе.
СПб.: Композитор, 2006. 552 с.
4. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
5. Дятлов Д.А. Триада «образ-метод-стиль» в интерпретации фортепианной музыки: к построению универсальной теории исполнительства // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21, № 68. С. 27-31.
6. Ильясова Д.Д. О некоторых особенностях традиций дастанов // Журнал Проблемы современной науки и образования. 2022. № 4 (173). С. 92-95.
7. Ильясова Д.Д. Жанр сонаты в творчестве Н. Метнера // Журнал Проблемы современной науки и образования. 2022. № 4 (173). С. 95-98.
8. Ильясова Д.Д. Особенности фортепианного виртуозного стиля Ференца Листа // Журнал Проблемы современной науки и образования. 2022. № 9 (178). С. 83-87.