Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фортепианная интерпретация / музыкальное произведение / музыкальный текст / процесс интерпретации. / piano interpretation / musical composition / musical text / interpretation process.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ильясова Доно Дониевна

в данной статье рассматривается феномен фортепианной интерпретации. Представлен краткий аналитический обзор процесса интерпретирования в исторической ретроспективе. Определены основные принципы и содержательные аспекты интерпретации музыкального текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING INTERPRETATION OF PIANO WORKS

this article discusses the phenomenon of piano interpretation. A brief analytical review of the interpretation process in historical retrospect is presented. The basic principles and substantive aspects of the interpretation of the musical text are determined.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Ильясова Д.Д.

Ильясова Доно Дониевна - преподаватель, кафедра эстрадно - инструментальное исполнительство, Институт национального эстрадного искусства имени Б. Закирова при Государственной консерватории Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается феномен фортепианной интерпретации. Представлен

краткий аналитический обзор процесса интерпретирования в исторической ретроспективе. Определены

основные принципы и содержательные аспекты интерпретации музыкального текста.

Ключевые слова: фортепианная интерпретация, музыкальное произведение, музыкальный текст, процесс

интерпретации.

PERFORMING INTERPRETATION OF PIANO WORKS

Ilyasova D.D.

Ilyasova Dono Daniyevna - Teacher, DEPARTMENT OF POP AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE,

INSTITUTE OF NATIONAL POP ART NAMED AFTER B. ZAKIROV AT THE STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the phenomenon ofpiano interpretation. A brief analytical review of the interpretation process in historical retrospect is presented. The basic principles and substantive aspects of the interpretation of the musical text are determined.

Keywords: piano interpretation, musical composition, musical text, interpretation process.

УДК 781.68

Интерес к фортепианному исполнительству в последнее время не угасает. Как один из видов художественного творчества оно стало заметным явлением культурной жизни общества. Выделившись в самостоятельный вид музыкального творчества, отпочковавшись от композиторского в эпоху музыкального романтизма, исполнительство стало необычайно востребованным.

Сегодня, как и в прежние годы, достаточно востребовано фортепианное исполнительское искусство: о чем свидетельствует большое количество фестивалей, концертов, конкурсов пианистов по всему миру, огромная значимость профессионального обучения исполнителей на фортепианных факультетах консерваторий.

Определение идей и понимания музыкального исполнительского искусства, раскрытия содержательных положений в теории и эстетике, а также накопленный обширный практический багаж требуют нового качества обобщений в изучении предмета фортепианной интерпретации. Осмысление музыкального исполнения как творческого акта, как коллективных исполнительских достижений многих поколений музыкантов, устанавливающих каноны исполнения, и при этом, подчеркивающим индивидуальную значимость художественного прочтения музыкального произведения становятся сегодня назревшей потребностью музыкознания.

Термин «интерпретация» попал в поле зрения во французской музыкальной публицистике в 1868 году. Первым его использовал для описания исполнительского искусства Л. Эскудье. В последней четверти XIX века в английской музыкальной критике он стал встречаться чаще. В этот период термин «интерпретация» был синонимом «музыкального исполнения». В дальнейшем он стал акцентировать индивидуальную артистическую трактовку, подчеркивать ярко индивидуальный характер исполнения музыки. Но следует отметить, что при этом содержательная трактовка музыкального сочинения при его интерпретации была ограничена строго точным транслирование авторской идеи.

К началу XX века в итоге концертной практики многих солистов-виртуозов, исполнение которых отличалось отчетливой манерностью и чувственными преувеличениями, в музыкальной критике сложилось резко негативное отношение к такому виду музыкального прочтения произведения и, следовательно, и к термину «интерпретация». Таким образом само понятие «интерпретация» приобрело отрицательный оттенок и в обиход музыкантов вошло слово «исполнение». Думается, что именно к этому периоду и относятся значительные высказывания И. Стравинского, М. Равеля и А. Онеггера, имеющие негативное значение. В середине XX века было преодолено терминологическое противоположение между исполнением и интерпретацией чему способствовала концертная деятельность нескольких поколений ярких и талантливых пианистов-исполнителей. Сам термин приобрел современный смысл.

Стиль фортепианной интерпретации представляется как комплекс исполнительских действий понимания, осознание отношения и теоретический багаж: понимание композиторского языка, укрепившегося в традиции, но имеющее внутренний потенциал к раскрепощению; художественное размышление исполнителя

касательно текста, отношения к нему как смыслообразующей организации; знание контекста исторического периода создания произведения, культурных явлений нынешней концертной жизни общества.

Характерная выразительность и цельность художественного образа интерпретируемого музыкального произведения - это определенная смысловая драматургия и противопоставление базовых элементов музыкальной речи. Элементы (тембр, мелодическая линия, движение), их соотношения (пропорции, тяготения) и противополагания (темповые, динамические, колористические), естественно, создаются живым звучанием. Музыкальный образ создает художественное единство звучащей ткани и наполняет ее смысловой содержательностью.

Сам художественный образ в процессе интерпретации строится на развитии музыкального материала, в прочтении инварианта авторского текста.

Исполняемое музыкальное произведение воспринимается и как семантический художественный образ и как звучащее музыкальное повествование. Развёртыванию музыкального образа в звучащей ткани на основе точно фиксированного авторского текста способствуют исполнительские средства музыкального выражения. Именно они формируют художественный образ, оказывая неповторимое воздействие на восприятие.

Музыкальная идея, которая лежит в основе сочинения, представляет себя как объединение отличительных особенностей и своеобразных признаков, присущих только данному произведению. Именно новая трактовка идеи в, казалось бы, четко зафиксированной структуре музыкального текста, как и понимание исполнительских приемов, предустановленных композитором для исполнения произведения, становятся необходимыми атрибутами стилистически действенной интерпретацией.

Образный анализ музыкального текста предполагает, прежде всего, понимание его как смыслового обладателя идеи. Любой исполнитель ставит свою первостепенную задачу проникнуть вглубь музыкальной образности, найти соответствующие приемы и способы интонирования и «высказывания» музыки. Именно такое исследование композиторского видения, конструктивного функционала позволяет интерпретировать музыку с надлежащей стилевой обоснованностью.

Итогом исполнительской работы над музыкальным произведением становится действительно убедительная стилевая интерпретация, которая направляет творческое осознание слушателя на нахождение определенности в стилевой принадлежности музыкального материала, а иногда авторскую концепцию. Стиль в постижении музыкального образа проявляет себя в ассоциативных связях, объединяющих данное музыкальное произведение с родственными или такого же рода сочинениями. Музыкальное восприятие, соотносясь с личным художественным опытом, собирает множество иносказаний в единство и целостность картины творчества композитора, эстетического направления или культурного социума исторического периода. Стиль эпохи, как считал Б. Яворский, организуется идеологическими принципами мышления, которые присущи данному историческому периоду, и нормативными приемами композиционного оформления [5, 34]. Таким образом, важнейшим назначением музыкального стиля является историко-культурные ориентации в музыке.

Думается, что музыкальный стиль и, шире, художественный стиль, имеет касательство и к мышлению создателя, к характеристикам и особенностям произведения, направляющим на вектор узнаваемости через некое совпадение средств выражения.

Музыкальный стиль высвечивается в единстве изобразительных средств в системе образного мышления композитора, которое созидается на основе художественного мировоззрения личности. В фортепианной интерпретации в большей или меньшей степени сохраняется пристрастность личностного отношения к музыкальному произведению в трактовке образности.

Н.П. Корыхалова так определяет стилистические черты талантливой интерпретации: «По-настоящему ценная трактовка несет на себе печать индивидуальности; она отмечена цельностью замысла и техническим совершенством его воплощения, созвучна эстетическим идеалам и интонационному «словарю» эпохи и вместе с тем отличается новизной» [4, 15]. В этом определении интерпретации также есть знакомые составляющие. Это - исполнительская технология, художественная стилистика и музыкальная образность.

Список литературы /References

1. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого: Иоганн Бернард Ложье (1777 - 1846), Фридрих Вик (1785 - 1873), Лина Раман (1833 - 1912), Маргит Варро. СПб.: Композитор, 2004. 144 с.

2. Дятлов Д.А. Триада «образ-метод-стиль» в интерпретации фортепианной музыки: к построению универсальной теории исполнительства // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21, № 68. С. 27-31.

3. Карпычев М.Г. Практика пианизма. Размышления и советы: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2007. 232 с.

4. Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб.: Композитор, 2006. 552 с.

5. Яворский Б. Избранные труды. Том II, часть первая. М.: «Советский композитор», 1987. 157с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.