© Г.В. Сскисов, А.Ю. Чсбан, 2013
УДК 622.23.05:622.02
Г.В. Секисов, А.Ю. Чебан
ТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДОБЫЧЕЙ СТРОИТЕДЬНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД
Проведен анализ технической вооруженности предприятий Приморского края, занимающихся добычей строительных горных пород, а также выявлено количество предприятий в субрегионе, разрабатываемые ими месторождения и типы добываемых пород.
Ключевые слова: строительные горные породы, экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, автосамосвалы.
Наибольшие объемы добычи строительных горных в Приморском крае пород дают каменные и песчано-гравийные карьеры, которые поставляют на рынок строительной продукции щебень, гравий, песчано-гравийную смесь, бутовый камень, строительный песок, отсевы дробления. Значительны объемы добычи сырья для производства цемента и строительного кирпича [1].
В крае ведется разработка различных строительных горных пород, а именно: глин, песка, песчано-гравийных смесей, дресвы, щебенистого грунта, строительного камня (гранодиариты, андезиты, кварцевые порфириты, дациты, мрамор, риоли-ты, известняки, габброиды, андезито-базальты, туфы, кремнистые сланцы), цементного сырья (табл. 1). Добыча строительных материалов в основном ведется предприятиями, осуществляющими: строительство и содержание автомобильных и железных дорог; других объектов инфраструктуры; производство строительных материалов; промышленное и гражданское строительство [1].
В связи с ростом объемов потребления строительных материалов, в
основном в связи с подготовкой города Владивостока и других населенных пунктов Приморского края к саммиту АТЭС 2012 года и последующих строительных проектов, важное значение приобретает уровень эксплуатационных и капитальных затрат, который значительно зависит от применяемой горной техники и ее производительности. В настоящее время парки машин добывающих предприятий имеют в своем составе технику различных производителей из ряда стран Азии, Европы и Северной Америки. Эксплуатируется и значительное количество машин выпускаемых предприятиями России и стран СНГ. На основе результатов выполненного нами анализа состава парков горных машин 36 предприятий, осуществляющих добычу строительных горных пород на 82 месторождениях Приморского края, установлены количество данных предприятий и разрабатываемых ими месторождений, а также основные типы добываемых строительных горных пород.
Крупнейшими горнодобывающими предприятиями, как по объему добываемой горной массы, так и по количеству разрабатываемых месторождений
Таблица 1.
Количество предприятий в Приморском крае, разрабатываемые ими месторождения и типы добываемых строительных горных пород
Добываемые полезные Количество Количество
ископаемые предприятии месторождении
1. Глина 3 3
2. Песок, ПГС, дресва и т.п.: 11 37
- в т.ч. русловые месторождения 3 3
3. Строительный камень 21 37
4. Месторождения цементного 1 5
сырья
Всего: 36 82
являются ОАО «Примавтодор» и ОАО «Спасск-цемент». ОАО «Примавтодор» имеет 19 филиалов в районах Приморского и ведет разработку 42 месторождений строительных горных пород (дресвы, строительного камня, щебенистого грунта, ПГС и др.). ОАО «Спасск-цемент» разрабатывает пять месторождений цементного сырья (известняков, сланцев, туфа и др.).
Основу парков машин горнодобывающих предприятий составляют выемочные, выемочно-транспортирую-щие и транспортирующие горные машины, типоразмеры которых в зависимости от объемов добываемой и перерабатываемой горной массы значительно различаются. Техническая оснащенность данных предприятий рассматривались нами только с позиций применяемой основной техники.
Зарубежные фирмы имеют свои ряды значений вместимостей ковшей экскаваторов, которые отличаются друг от друга и от величин принятых в России. В связи с этим, нами принимается деление типов экскаваторов по вместимости ковша (Ек) на четыре условных типоразмерных группы:
первая группа экскаваторов с вме-
13
м включительно; вторая с Ек свыше 1,0 по 2,5 м3; третья с Ек свыше 2,5 по 5,0 м3 и четвертая с Ек свыше 5 м3 (табл. 2). Общее число экскаваторов в субрегионе 102 единицы. В основном это не-
большие машины: 42 % экскаваторов - первой условной типоразмерной группы, 36 % ко второй. По своей производительности они вполне обеспечивают потребности предприятий, поскольку для большинства рассмотренных месторождений годовой объем добычи не превышает 20-100 тыс.м3. Отечественные экскаваторы (61 единица) составляют 60 % всего парка, преимущественно это машины с вместимостью ковша 0,6-1,6м3 (Ковровского и Воронежского экскаваторных заводов). При этом также используется существенное количество устаревших экскаваторов типа ЭКГ-5А и ЭКГ-4,6, которые применяются при разработке относительно крупных месторождений строительного камня и известняка.
Экскаваторы зарубежного производства (40 % парка машин) слабо представлены в четвертой типораз-мерной группе (8 % - всего числа машин с Ек>5,0 м3). Однако они преобладают третьей группе - 70 % от всего числа экскаваторов с вместимостью ковша в интервале 2,5<Ек< 5,0 м , в основном это современные гидравлические экскаваторы фирмы Caterpillar. Причем около 56 % импортных экскаваторов японских фирм Hitachi и Komatsu (14 из 25 единиц).
Основным зарубежным поставщиком является фирма Hitachi - 10 машин (10 % всего парка экскаваторов),
Таблица 2
Номенклатура отечественных н зарубежных одноковшовых экскаваторов, прнменяемых прн разработке месторожденнй стронтельных горных пород в субрегноне
Фирмы-производители Количест- Число экскаваторов отдельных
экскаваторов во экска- типоразмерных групп
ваторов Ек < 1,0 1,0<ЕК < 2, 5 2,5<ЕК < 5 ,0 Ек>5,0
I. Отечественные производители
Ковровский завод 23 23 - - -
Воронежский завод 14 - 14 - -
Уралмашзавод 14 - - 3 11
Другие производители 10 3 7 - -
Итого 61 26 21 3 11
II. Зарубежные производители
Hitachi 10 4 4 2 -
Komatsu 8 3 4 1 -
Caterpillar 5 - 1 4 -
Kobelko 5 4 1 - -
Другие производители 13 6 6 - 1
Итого 41 17 16 7 1
Всего 102 43 37 10 12
с небольшим отрывом следует фирма Komatsu - 8 машин (8 % парка), фирмы Caterpillar и Kobelko - по 5 машин каждая (по 5 % парка); машины других иностранных фирм (Doosan, Hyundai, Libherr и др.) - составляют около 13 % парка экскаваторной техники.
Из горной техники наиболее используемыми машинами (практически на всех предприятиях) являются бульдозеры. Домбровским Н.Г. эти машины классифицируются по тяговому усилию (тяговому классу) и по мощности двигателя (N): легкие - N < 80 кВт, средние - 80<N < 150 кВт, тяжелые -150<N < 300 кВт и сверхтяжелые -N>300 кВт [2].
При разработке месторождений строительных горных пород бульдозеры в основном используются при производстве исходных горноподготовительных, вскрышных, за-чистных и некоторых других вспомогательных работ. Объемы перемещаемой бульдозерами горной
массы невелики, так как мощность вскрыши обычно не превышает 0,31,0 м, поэтому наибольшее распространение получили бульдозеры среднего класса.
Из 71 бульдозера 41 (58 %) - являются машинами отечественного производства, большинство из которых (40 единиц) - среднего класса (на базе тракторов Т-130 и Т-170), табл. 3. Бульдозеры тяжелого и сверхтяжелого класса используются в основном на крупных добывающих предприятиях при перемещении больших объемов породы на значительные расстояния; легкие бульдозеры на предприятиях не используются.
Отечественные бульдозеры среднего класса составляют 82 % парка (40 машин из 49); в наиболее производительных тяжелом и сверхтяжелом классах наоборот более 95 % машин зарубежного производства.
Основным зарубежным поставщиком бульдозеров является фирма Кота1эи - 17 машин (42 % парка бульдозеров) в основном это тяжелые
Таблица 3
Номенклатура бульдозеров, применяемых при разработке месторождений строительных горных пород в субрегионе и выщеляемых по мощности двигателя N базовой машины, кВт
Фирмы-производители Количество Численность бульдозеров по классам
бульдозеров бульдозеров Средние Тяжелые Сверхтяжелые
80<N<150 150<N < 300 N>300
I. Отечественные производители
ЧТЗ-Уралтрак 40 40 - -
ОАО «Промтрактор» 1 - 1 -
Итого 41 40 1 -
II. Зарубежные производители
Komatsu 17 3 7 7
Shantui 6 4 2 -
Caterpillar 3 - - 3
Другие производители 4 2 2 -
Итого 30 9 11 10
Всего 71 49 12 10
Таблица 4
Номенклатура одноковшовых погрузчиков, применяемых при разработке месторождений строительных горных пород в субрегионе в зависимости от грузоподъемности
Фирмы-производители погрузчиков Типоразмер по грузоподъемности Q, т Всего
Средние Q<5 Тяжелые 5<Q < 10 Сверхтяжелые Q>10
УЬЬегг - 1 2 3
Кота1:Би 1 1 - 2
Другие производители 2 - - 2
Всего 3 2 2 7
и сверхтяжелые бульдозеры 0-155 и 0-355. Примерно 8% парка составляют машины фирмы БЬапМ (Китай).
Значительно меньшее применение на предприятиях субрегиона получили фронтальные одноковшовые погрузчики в основном машины фирм иЬЬегг и Кота:эи. При этом два погрузчика фирмы иЬЬегг относятся к сверхтяжелому классу и имеют грузо-подьемность 15 тонн (табл.4).
Все предприятия в субрегионе, добывающие ОРПИ и другие полезные ископаемые на транспортировке горной массы применяют автосамосвалы. Эксплуатируются автосамосвалы 14 производителей России, Белоруссии, Украины, Китая и других
стран. В основном применяются автосамосвалы грузоподьемностью до 20 тонн (табл. 5). Наибольшее распространение получили автосамосвалы марки КамАЗ.
При разработке русловых месторождений песка и ПГС используются земснаряды типа С42-А и 180-60, разработанные породы в виде пульпы транспортируются по пульпопроводам на карты намыва.
Использование на предприятиях субрегиона, добывающих строительные горные породы, горнотранспортной техники различных отечественных и зарубежных фирм, причем разнообразных марок, не вполне адекватно различию горно-
Таблица 5
Число предприятий эксплуатирующих автосамосвалы данного производителя
Фирмы-производители автосамосвалов Грузоподъемность Q, т
Q < 20 20<Q < 40 Q>40
КамАЗ 29 - -
БелАЗ - 3 4
КрАЗ 4 - -
МАЗ 3 - -
Hino 3 - -
ЗиЛ 2 - -
Hovo 2 - -
Урал 1 - -
Foton 1 - -
Komatsu - 1 -
Volvo - 1 -
Fuso 1 - -
FAW - 1 -
Isuzu 1 - -
геологических, горнотехнических и экономико-экологических условий освоения месторождений. Это приводит к усложнению и удорожанию ремонтных работ; затрудняет укомплектование квалифицированными кадрами, к снижению производи-
тельности труда, к увеличению эксплуатационных и капитальных затрат, а в конечном счете - к существенному снижению общей эффективности освоения месторождений строительных горных пород в субрегионе.
1. Секисов Г.В., Чебан А.Ю., Нигай Е.В., Соболев А.А. Состояние и перспективы развития добычи и потребления строительных горнык пород в Дальневосточном регионе / Проблемы комплексного освоения георесурсов: материалы IV Всероссийской научной конференции с участием ино-
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
странных ученых (Хабаровск 27-29 сентября 2011г.) В 2 т. - Хабаровск: ИГД ДВО РАН, 2011. - Т. 1. С. 143-148.
2. Гальперин М.И., Домбровский Н.Г. Строительные машины: Учебник для вузов.-3-е изд., переаб и доп. - М.: Высшая школа, 1980,- 344с., ил. ИШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Секисов Г.Б. - доктор технических наук, заведующий лабораторией "Проблемы освоения месторождений открытым способом",
Чебан А.Ю. - кандидат технических наук, научный сотрудник лаборатории "Проблемы освоения месторождений открытым способом", [email protected] Институт горного дела ДВО РАН.
А