© Е.В. Курехин, 2015
УДК 622.27 Е.В. Курехин
ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ВЗОРВАННЫХ ПОРОД С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЫЕМОЧНО-ПОГРУЗОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ И АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ДЛЯ РАЗРЕЗОВ МАЛОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ
Рассмотрено применение технологических комплексов горного и транспортного оборудования для открытой разработки угольных разрезов малой производственной мощности. Представлены зависимости коэффициента наполнения ковша от среднего диаметра куска взорванной породы, вместимости ковша и геометрических параметров ковша с учётом плотности укладки породы. Предложен метод к определению эксплуатационной производительности гидравлических экскаваторов прямых лопат с дизельным двигателем и колёсных погрузчиков.
Ключевые слова: угольные разрезы малой производственной мощности, выемочно-погрузочные комплексы, гидравлический экскаватор прямая лопата, колёсный погрузчик, вместимость ковша, коэффициент наполнения ковша, время цикла, технологические схемы разработки вскрышных пород и угля.
На долю Кемеровской области приходится 57% добычи всего российского угля и 75% коксующихся марок. В настоящее время в Кузбассе действуют 120 угледобывающих предприятий (63 шахты, 57 разрезов и 42 углеперерабатываю-щих предприятия) [1]. Добыча угля в Кемеровской области за последние 10 лет динамично увеличивается и в 2014 году составила 200 млн тонн [2].
Добыча угля осуществляется угольными компаниями и самостоятельных акционерных обществ, из которых 52% составляют разрезы и филиалы угольных компаний и 48% самостоятельные акционерные общества (разрезы малой производственной мощности). При этом угольные разрезы в Кузбассе распределяются по годовой производственной мощности: малые (до 2,0 млн т), средние (2,1—5,0 млн т), крупные (более 5 млн т).
502
Увеличение добычи угля достигается за счёт использования высокопроизводительного выемочно-погрузочного и транспортного оборудования. Так за последние 15 лет (2000-2015 гг.) на угольных разрезах Кузбасса проведена модернизация горного и транспортного оборудования.
Экскаваторный парк выемочных машин (для транспортной технологии) в настоящее время представлен электрическими экскаваторами мехлопатами российского производства (ЭКГ-5А, ЭКГ-10, ЭКГ-12, ЭКГ-15, ЭКГ-8у, ЭКГ-18, ЭКГ-32) и зарубежными производителями (Komatsu, Liebherr, Hitachi, Volvo, Caterpillar, Harnischfegger (P&H), Avic (WK-35), с вместимостью ковша от 1 до 57 м3.
Среди основных направлений развития техники, ведущие производители, называют повышение производительности и эффективности гидравлических экскаваторов и колёсных погрузчиков.
Для повышения эффективности разработки угольных месторождений в Кузнецком угольном бассейне и других угледобывающих регионах РФ наблюдается тенденция применения техники цикличного действия и автомобильного транспорта.
На вскрышных и добычных работах применяют выемочно-погрузочные комплексы с использованием гидравлических экскаваторов (прямые лопаты) известных зарубежных производителей (Komatsu, Caterpillar, Liebherr, Terex, Hitachi) с вместимостью ковша 1-28 м3, в сочетании с автомобильным транспортом (БелАЗ, Komatsu) грузоподъёмностью 10-220 т.
На угольных разрезах ООО «Разрез Корчакольский», «Си-биргинский», «Краснобродский», для разработки вскрышных пород в безугольной и угленасыщенной зоне применяют гидравлические экскаваторы (прямого черпания) Komatsu: PC 2000-8 (Е = 12,0 м3), PC 4000 (Е = 21,0 м3), PC 5500 (Е = 29,0 м3).
Эффективность разработки угольных месторождений повышается, в том числе за счёт использования колёсных погрузчиков зарубежных производителей Komatsu WA и Caterpillar (5,0-12,3 м3) Liebherr, Hyundai и др. (разрез «Кедровский», «Моховский», «Бачатский», «Краснобродский», «Талдинский»).
При этом высокопроизводительная работа горно-транспортного оборудования и её надежность в настоящее время
503
обеспечиваться за счёт капитального ремонта и сервисного обслуживания гидравлических экскаваторов, колёсных погрузчиков, карьерных самосвалов, бульдозеров — специалистами центра «Комацу» (2011 г. Полысаево) [3].
Поэтому главной задачей технического переоснащения угольных разрезов в Кузнецком угольном бассейне является комплектация структур комплексной механизации современным горным оборудованием для основных технологических процессов с учётом горно-гелогических условий месторождений.
Одним из основных требований, предъявляемых к комплексам оборудования, заключаются в том, что «комплекс оборудования должен соответствовать размерам карьера, и его мощности» (В.В. Ржевский) [4]. Выполненный анализ использования вы-емочно-погрузочного и транспортного оборудования на угольных месторождениях Кузбасса показал, что они применяются в зависимости от размеров карьерных полей (табл. 1).
Для разработки вскрышных пород предлагается структура выемочно-погрузочных комплексов с применением гидравлических экскаваторов Komatsu PC (прямая лопата), колёсных погрузчиков Komatsu WA и автомобильного транспорта (БелАЗ, Komatsu HD), на основе рационального соотношения вместимости ковша и грузоподъёмности автосамосвалов (табл. 2).
С учётом влияния горно-геологических условий, объёмов вскрышных пород по зонам карьерного поля установлено количество выемочно-погрузочных комплексов оборудования (Л^ по видам горных работ:
Nк = ^тК-, (1)
УгТА о.тм
где Qr — годовая производительность выемочно-погрузочного оборудования по видам работ, м3/г; Т — нормативный срок эксплуатации выемочного оборудования, лет; КО.ТМ — коэффициент, учитывающий организационно-технические мероприятия (Ко.ТМ = 0,87-0,91).
Для разработки угольных месторождений малыми карьерными полями, глубиной 100 м, длиной карьера 1 км, объём вскрышных пород составляет 60 млн м3, при этом потребуется от 3 до 6 единиц выемочно-погрузочных комплексов с вместимостью ковша 4,7-11,0 м3.
504
Таблица 1
Характеристика и классификационные признаки карьерных полей угольных месторождений
Классификационные признаки
>8 Геологические Геометрические Технологические
о в § X § < Е- Выемочно-погрузочное оборудование Вид транспорта Т, лет
ф л * 3 э и Ч ¿л, млн т тш, м пш> ед. а, град Хк, км //ю м 5к.п> км2 К-з млн м я | М1 ►М и а п Непрерывного действия Авто, ?а> Т Ж/Д транспорт Конвейерный
Малые 0,1-1,5 до 50 0,3-15 1-12 0-90 0,3-2,3 40-100 0,04-2,2 до 100 1-12 (14) — 4-133 — + 2-20
Средние 1,6-5,0 50-500 0,3-15 1-20 0-90 2,4-5,0 101-250 2,3-5,0 101-500 1-30 - 10-320 + + 21-30
Крупные > 5,0 50-1000 0,3-15 > 15 1-20 0-90 > 5,1 >250 5,1-10,0 > 500 1-60 + 10-450 + + 31-50
Примечание. А — годовая производственная мощность разреза, млн т; Zп — промышленные запасы угля, т; ттш — нормальная мощность угольных платов, м; ипл — количество угольных пластов, ед.; а — угол падения залежи, град.; Хк — длина карьерного поля в плане, км; Ш — глубина карьерного поля, м; — площадь карьерного поля в плане, км2; Уъ — объем вскрышных пород, м , Е — вместимость ковша выемочно-погрузочного оборудования, м3; <7а ~~ грузоподъемность автосамосвала, т; Т — срок службы разреза (участка), лет; «+» при разработке карьерного поля применяется горно-транспортное оборудование; «-» при разработке карьерного поля ограничено применение горнотранспортного оборудования.
Структура выемочно-погрузочных комплексов (экскаваторов и колёсных погрузчиков) для ведения вскрышных и добычных работ
Наименование Гидравлический экскаватор (прямая лопата) Komatsu PC
PC750-7 PC1250-7 PC2000 PC3000-6 PC4000-6
Вместимость ковша, м3
4,5 6,5 11,0 15,0 22,0
Грузоподъёмность, т: БелАЗ Коша1ви 30 35 45 55 45 55 80 93 80 93 110 133 110 133 180 170 180 170 220 200
Количество ковшей:
БелАЗ 5,0 7,6 5,2 9,3 5,5 7,6 5,5 9,1 6,2 7,6
Коша1ви 5,9 9,3 6,4 10,9 6,4 9,2 6,7 8,6 5,8 6,9
Наименование Колёсный погрузчик Komatsu WA
600-3 700-3 800-3 1200-6
Вместимость ковша колёсного погрузчика, м3
6,1 9,4 12,3 19,0
Грузоподъёмность, т: БелАЗ, Коша1ви 30 35 45 55 80 93 110 133 80 93 110 133 180 170 220 200
Количество ковшей:
БелАЗ, 3,7 5,6 6,4 8,9 4,9 6,8 7,2 8,8
Коша1ви 4,3 6,8 7,5 10,7 5,7 8,2 6,8 8,0
Примечание. В расчётах плотность породы принята 1,8 т/м3; коэффициент экскавации 0,73.
Разработан аналитический метод, позволяющий для расчёта производительности выемочно-погрузочных комплексов определить параметры экскавации. При этом наполнение ковша колёсного погрузчика взорванной породой определяется как сумма геометрической вместимости ковша (ЕП), объёма породы в «шапке» (ГШ).
Объём породы в «шапке» зависит от ширины ковша (ВК), высоты призмы породы в ковше (Л, ЛО), плотности укладки взорванной породы (р) и угла естественного откоса (а) (рис. 1, а, б).
Коэффициент наполнения ковша для колёсных погрузчиков определяется выражением:
¥ (Еп + Ув + Ущ )р (2)
Л Н =-т-, (2)
Еп
506
Рис. 1. Схемы наполнения ковша колёсного погрузчика Komatsu WA-800 взорванной породой: а — с «шапкой»; б — при максимальном наполнении
где ЕП — геометрическая вместимость ковша колёсного погрузчика (табл. 5), м3; УВ — объём породы в основании «шапки», м3; УШ — объём породы в призме «шапки», м3; р — средняя плотность укладки породы в ковше, ед. Объём породы в основании «шапки»:
Ув = ВкК¿о , (3)
где ВК — ширина ковша колёсного погрузчика, м; ЬК — длина ковша колёсного погрузчика (табл. 5), м; НО — высота породы в основании «шапки» (НО = 0,25-0,30 м), м.
Ширина ковша колёсного погрузчика Котами WA определяется выражением, м:
Вк = 0,207Е п +2,38 . (4)
Объём породы в призме «шапки»:
¥ш = 0,333ВкКЬ, (5)
где Н — высота призмы породы в «шапке», м.
Высота призмы породы в «шапке» определяется выражением, м:
Ь = tg а0,5Ьк
(6)
где а — угол естественного откоса (а = 37) [5].
Для оценки технической производительности выемочно-по-грузочного комплекса при разработке вскрышных пород с применением автомобильного транспорта разработаны параметры экскавации (табл. 3).
Эксплуатационная производительность колёсного погрузчика при разработке взорванных пород определяется выражением (м3/см) [6]:
507
Параметры экскавации к определению технической производительности выемочно-погрузочных комплексов при разработке взорванных пород
ВПО Аналитическое выражение
Гидравлический экскаватор (прямая лопата) К н = 1,32exp[(-1,5d<2f)/Е ]р
Вк = 1,11Е0,43, м
T0 = 5,82dqp24E026 + 2 • 0,1150°'S4E0Д7 +1p, с
Колёсный погрузчик при наполнении ковша с «шапкой» Кн = 0,97exp[0,02(BK - 2,38) • 0,207-1]exp(-0,16rfcp)
при максимальном наполнении ковша с «шапкой» Кн = 1,18exp[0,02(BK - 2,38) • 0,207-1]exp(-0,19dcp)
Вк = 0,207Е п +2,38 , м
Гц = 6,1Eп^ср5 + 3,6+ 1 + 'р , с L и rp и пор J
п 3600^пКтКз _ „
Усм.п---1 СМ КИ (7)
7ц К р
где ЕП — вместимость ковша колёсного погрузчика, м3; КН — коэффициент наполнения ковша, ед.; 7Ц — продолжительность цикла, с; КЗ — коэффициент влияния параметров забоя (КЗ = 0,8-0,9); КР — коэффициент разрыхления породы (КР = 1,4), [7]; ТеМ — продолжительность смены, ч; КИ — коэффициент использования колёсного погрузчика в течение смены, ед.
На основе хронометражных наблюдений времени цикла при разработке взорванных пород гидравлическими экскаваторами (прямая лопата) и колёсными погрузчиками установлена зависимость времени черпания от среднего диаметра куска взорванной породы (рис. 2, а, б).
В табл. 3 приняты обозначения: КН — коэффициент наполнения ковша; ВК — ширина ковша, м; 7Ц — время цикла, с; ^СР — среднего диаметра куска взорванной породы, м; Е, ЕП — геометрическая вместимость ковша соответственно гидравлического экскаватора и колёсного погрузчика (табл. 2), м3; Ь1 — расстояние от забоя до места поворота к автосамосвалу (Ь1 = 8-14), м; Ьк — расстояние при движении колёсного по-
508
0,2 0,4 0,6 0,8 l,0rfcp, м ОД 0,3 0,5 0,7 0,9 1,1 1,3 dcp, м
Рис. 2. Зависимость времени черпания: а — гидравлическим экскаватором (прямая лопата); б — колёсным погрузчиком от среднего диаметра куска взорванной породы
грузчика по траектории радиусом R (R = 8-10) (LR = 7,9-15,7), м; иГР, иПОР — скорость движения колёсного погрузчика в забое соответственно в гружёном и порожнем направлении (иГР=иПОР = 8-14), км/ч; tP — время разгрузки породы tP = 3 с (Е = 6,1-12,3 м3), tP = 5 с (Е = 19,0 м3), с.
Эффективность работы выемочно-погрузочного комплекса при разработке взорванных пород зависит от габаритных размеров ковшей (ширины и длины), угла внедрения ковша, коэффициента наполнения и плотностью укладки породы в ковше.
На основе трехмерного компьютерного моделирования (Autodesk AutoCAD 2015) процесса загрузки ковша установлена зависимость коэффициент наполнения ковша колёсного погрузчика от среднего диаметра куска взорванной породы (рис. 3, а).
На основе результатов исследований установлена зависимость средней плотности укладки взорванной породы (р) в ковше
а б
р, ед.
Рис. 3. Компьютерное моделирование наполнения ковша колёсного погрузчика при загрузке взорванной породой: а — модель ковша и размер кусков породы с учётом пустот; б — зависимость средней плотности укладки породы (р) в ковше колёсного погрузчика от среднего диаметра куска взорванной породы (^СР)
509
колёсного погрузчика, от среднего диаметра куска (рис. 3, б), которая определяется по выражению:
р = 1 - [0,05ехр(1,3^Ср)], (8)
где ехр — число Эйлера (ехр = 2,718); с1СР — средний размер куска взорванной породы (йСР = 0,1-1,3 м), м.
На основе исследований процесса экскавации взорванной породы установлен коэффициент наполнения ковша: для гидравлических экскаваторов (прямая лопата) Коша18и РС КН = 0,84-1,24; для колёсных погрузчиков Котами WA КН = 0,89-1,50.
Опыт эксплуатации колёсных погрузчиков показывает, что коэффициент использования погрузчика в течение смены (КИ), зависит от затрат времени на техническое обслуживание, текущий ремонт погрузчиков, а также от времени использования их на вспомогательных работах (на подчистке забоев, рабочих площадок уступов, подъездных путей и т.п.).
Коэффициент использования колёсного погрузчика в смену определяется выражением:
Ки = Тс1 - 1то , (9)
1 СМ
где ТСМ — продолжительность смены (ТСМ = 8 ч), ч; ТТО — время технологических операций в смену на выемке взорванной породы колёсным погрузчиком и погрузке её в автотранспорт, мин.
Время технологических операций в смену на выемке породы колёсным погрузчиком и погрузке её в автотранспорт, определяется выражением, мин:
тто = тпзо + Тпз + Тз + Тлн + Тпер + Тн + Тпл, (10)
где ТПЗО — время на подготовительно-заключительные операции, мин; ТПЗ — время на перерыв из-за неравномерной подачи автосамосвалов под погрузку и обмен автосамосвалов, мин; ТЗ — время на заправку дизельным топливом, мин; ТЛН — время на личные надобности, мин; Тпер — время на перерыв (взрывные работы и др.) и перегон выемочно-погрузочного оборудования, мин; ТН — время подчистки подъезда к забою колёсным погрузчиком, мин; ТПЛ — время создания площадки
510
колёсным погрузчиком для заезда и разгрузки породы в автотранспорт, мин.
Время на заправку дизельным топливом колёсного погрузчика, мин:
Т3 = 60ГБ / бзм, (11)
где УБ — объём топливного бака колёсного погрузчика (табл. 5), л; QЗМ — производительность заправочной машины ^зм = 2400-5400 л/ч), л/ч.
Для повышения эффективности использования колёсных погрузчиков в течение смены, время на заправку дизельным топливом может быть совмещено с процессом подготовительно-заключительных операций (ТЗ = ТПЗО). Время на заправку дизельным топливом колёсного погрузчика Коша18и WA представлено в табл. 5.
Время перегона колёсного погрузчика в забое, мин:
Тпер = 60^п/ ип , (12)
где ЬП — расстояние перегона колёсного погрузчика в забое, км; иП — средняя скорость перегона колёсного погрузчика (иП = 6,7-33,8), км/ч.
При разгрузке горной массы в автосамосвал, должна быть осуществлена проверка соответствия технологического параметра колёсного погрузчика (высоты разгрузки) по условию:
Нр > (с + НА + е), (13)
где НР — высота разгрузки колёсного погрузчика, м; с — высота площадки, м; НА — высота автосамосвала, м; е — безопасный зазор между нижней кромкой ковша колёсного погрузчика и кузовом автосамосвала (е = 0,5-1,0 м).
С учётом выражения (9) и рекомендаций [8] установлен коэффициент использования колёсного погрузчика (КИ) при выполнении и совмещении видов технологических операций в смену (табл. 5).
Годовая производительность колёсного погрузчика (м3/г) при разработке взорванных пород определяется выражением:
бг.п = бсм.п«см ^рд.г , (14)
где пСМ — количество смен в сутках (пСМ = 3); Л^Рд.Г — количество рабочих дней в году.
511
Время выполнения технологических операций колёсным погрузчиком в смену, мин
тпзо тпз тз тлн тпер тн тпл тто
17,0-35,0 5,0-15,0 5,0-17,0 10,0 2,8 3,0 5,0-10,0 47,8-92,8
Примечание. Продолжительность смены (ТСМ) принята 8 ч [8]. Таблица 5
Коэффициент использования колёсного погрузчика в смену (КИ)
Вид работ, выполняемый колёсным погрузчиком Колёсный погрузчик WA
600-3 700-3 800-3 1200-6
Вместимость ковша колёсного погрузчика, м3
6,1 9,4 12,3 19,0
Длина ковша (¿К), м 1,58 1,95 2,35 3,45
Объём топливного бака (^Б), л 670 1100 1425 5100
Время на заправку дизельным топливом, мин 7,4-16,7 12,2-27,5 15,8-35,7 56,6-127,5
Погрузка породы в БелАЗ с разгрузкой с площадки, КИ 0,88 0,87 0,86 0,78
Погрузка породы в БелАЗ с разгрузкой с площадки *, КИ 0,90 0,90 0,90 0,81
Погрузка породы в Коша1ви HD *, Ки 0,92 0,92 0,92 0,83
Примечание. * значение коэффициента КИ принято при совмещении технологических операций (ТЗО = ТПЗ).
Количество рабочих дней в году:
NРД.Г = NКАЛ.Д - №РЕМ + NПЕРЕГ + NПРАЗД + Nметео) , (15)
где ^кал.д — количество календарных дней в году (Л^дТ = 365), дней; Л^РЕМ — количество дней в ремонте колёсных погрузчиков в году (Л^РЕМ = 20), дней; Л^ПЕРЕГ — количество дней в году при перегоне колёсных погрузчиков (Л^ПЕРЕГ = 1-2), дней; Лпазд — количество праздничных дней в году (^праздг = 11), дней; ЛМЕХЕО — количество дней простоев колёсных погрузчиков в году по метеорологическим условиям (Л^МЕХЕО = 7), дней.
На основе выражений (7-15) установлена эксплуатационная производительность при разработке взорванных пород гидравли-
512
4,5 6,5 11 15 22 £,м3
Рис. 4. Зависимость технической производительности при разработке взорванных пород гидравлическими экскаваторами Komatsu PC (прямой лопатой) (<2Э) от вместимости ковша (Е) при КИ = 0,8
ческими экскаваторами (прямой лопатой) (рис. 4) и колёсными погрузчиками (табл. 6).
На основе анализа применения выемочно-погрузочного оборудования на угольных месторождениях Кузбасса [8-11] систематизированы технологические схемы разработки вскрышных пород и свит угольных пластов (рис. 5).
Таблица 6
Эксплуатационная производительность колёсных погрузчиков Komatsu WA при разработке взорванных пород с погрузкой в автомобильный транспорт
Вид работ, выполняемый колёсным погрузчиком Вместимость ковша колёсного погрузчика Komatsu WA, м3
600-3 700-3 800-3 1200-6
6,1 9,4 12,3 19,0
Погрузка породы в БелАЗ с разгрузкой с площадки 2086,0-2711,8 1,745-2,268 3178,0-4131,3 2,598-3,377 4110,6-5343,8 3,283-4,268 5759,0-7486,7 3,784-4,919
Погрузка породы в БелАЗ с разгрузкой с площадки* 2133,4-2773,4 1,866-2,426 3287,5-4273,8 2,876-3,739 4301,8-5592,3 3,763-4,892 5980,5-7774,7 4,238-5,509
Погрузка породы в Кот-а18и НО* 2180,8-2835,1 1,994-2,592 3360,6-4368,8 3,072-3,994 4397,4-5716,6 4,020-5,226 6128,2-7966,7 4,559-5,927
Примечание. В числителе сменная производительность (м3/см), в знаменателе годовая производительность колёсного погрузчика (млн м3/г). * Коэффициент наполнения ковша принят КН = 0,86-1,50 и совмещении технологических операций (ТЗО = ТПЗ).
513
Рис. 5. Систематизация технологических схем разработки вскрышных пород и свит угольных пластов по зонам карьерного поля (безугольная, угленасы-щенная) с применением выемочно-погрузочных комплексов и автомобильного транспорта
Схемы разработки вскрышных пород с применением гидравлических экскаваторов (прямой лопатой), колёсных погрузчиков и автомобильного транспорта
Примечание. ЭГ — гидравлический экскаватор прямая лопата; КП — колёсный погрузчик; БД — бульдозер; ЭШ — драглайн; А — ширина заходки; Н — высота уступа; И1, Н2 — высота слоя верхнего и нижнего; а — угол откоса траншеи.
Для разработки вскрышных пород составлены схемы с применением гидравлических экскаваторов (прямой лопаты), колёсных погрузчиков и автомобильного транспорта (табл. 7).
Выводы
1. В настоящее время на угольных разрезах Кузбасса сохраняется преимущественное применение горной техники
515
цикличного действия (гидравлических экскаваторов прямая лопата, колёсные погрузчики).
2. Для разработки угольных разрезов малой производственной мощности разработана структура выемочно-погрузочных комплексов, представленных гидравлическими экскаваторами прямыми лопатами Komatsu PC (4,5-22,0 м3), колёсными погрузчиками Komatsu WA (6,1-19,0 м3) и автосамосвалами БелАЗ (30-220 т), Komatsu (35-200 т). Применение колёсных погрузчиков позволит снизить себестоимость разработки вскрышных пород за счёт совмещения основных и вспомогательных операций и исключит применение бульдозеров для зачистки площадки и др.
3. Разработан аналитический метод, позволяющий на основе взаимосвязи параметров ковша (ширины, длины) колёсных погрузчиков Komatsu WA с учётом качества разрушенной породы и плотности укладки породы, определить объём породы в ковше и коэффициент наполнения ковша.
4. Систематизированы технологические схемы для разработки вскрышных пород и угля по зонам карьерного поля, с применением выемочно-погрузочных комплексов (гидравлическими экскаваторами прямыми лопатами и колёсными погрузчиками) с применением автомобильного транспорта, позволяющие повысить эффективность разработки угольных месторождений в Кузбассе и других угледобывающих регионах РФ.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ежемесячный информационный бюллетень. Официальный сайт: Metcoal LTD. ® 2005-2015. Новости. [Электронный ресурс] // URL: http://www.metcoal.ru/news.asp? action=item&id=17919 (Дата обращения: 05.10.2015).
2. Ежемесячный информационный бюллетень. Официальный сайт: Metcoal LTD. ® 2005-2015. Новости. [Электронный ресурс] // URL: http://www.metcoal.ru/news.asp? action=item&id=17842 (Дата обращения: 05.10.2015).
3. Официальный сайт Администрации города Полысаево. Новости.
4. [Электронный ресурс] // URL: http://www.polisaevo.ru/news/236.html (Дата обращения: 11.01.2015).
5. Ржевский В.В. Открытые горные работы: Технология и комплексная механизация: Учебник. Изд. 5-е. — М.: ЛИБРОКОМ, 2010. — 552 с.
516
6. Томаков П.И., Наумов И.К. Технология, механизация и организация открытых горных работ: Учебник для вузов / П.И. Томаков, И.К. Наумов: — 3-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГГУ, 1992. — 464 с.
7. Трубецкой К.Н. Проектирование карьеров: Учеб. для вузов: В 2 т. — 2-е изд., перераб. и доп. / К.Н. Трубецкой, Г.Л. Краснянский, В.В. Хро-нин // — М.: Издательство Академии горных наук, 2001. — Т. II. — 535 с.
8. Бирюков А.В. Статистические модели в процессах горного производства./ А.В. Бирюков, В.И. Кузнецов, А.С. Ташкинов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — 228 с.
9. Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах. (Министерство угольной промышленности СССР. Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по добыче полезных ископаемых открытым способом). — М.: Недра, 1982. — 405 с.
10. Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах. — М.: Недра, 1987. — 96 с.
11. Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах. — Челябинск, НИИОГР, 1992. — 328 с.
12. Альбом оптимальных инженерных решений при производстве горновскрышных работ в нетиповых условиях на строительстве и реконструкции разрезов. Кузниишахтострой. — Кемерово, 1989. — 168 с.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Курехин Евгений Владимирович — канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Открытые горные работы», Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, Кемерово, e-mail: [email protected]
UDC 622.27
SUBSTANTIATION OF TECHNOLOGY FOR DEVELOPMENT OF BROKEN ROCK UTILIZING COMPLEX SURFACE MINING EQUIPMMENT AND MOTOR TRANSPORT FOR OPEN-PIT MINES OF SMALL CAPACITY
Kourekhin Eugeny V, Candidate of Engineering Sciences, Assistant Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU), Kemerovo, e-mail: [email protected]
Use of technological complexes of mining and transport equipment for surface mining of coal open-pit mines of small capacity is considered. Dependences of bucket filling factor from piece of broken rock of average
517
diameter to bucket capacity and geometric parameters of bucket taking into account density of rock laying are presented. Method for determination of operational efficiency of hydraulic excavators with direct shovels, diesel engine and wheel loaders is offered.
Key words: coal open-pit mines of small capacity, complex surface mining equipment, hydraulic excavator with direct shovel, wheel loader, bucket capacity, bucket filling factor, cycle time, technological schemes of development of overburden and coal.
References
1. Monthly newsletter, http://www.metcoal.ru/news.asp? action=item&id= 17919 (accessed 05.10.2015)
2. Monthly newsletter, http://www.metcoal.ru/news.asp? action=item&id= 17842 (accessed 05.10.2015)
3. Official site of Polysayevo city administration, http://www.polisaevo.ru/ news/236.html (accessed 11.01.2015)
4. Rzhevskiy V.V. Open-Pit Mining: Technology and Complex Mechanization, Textbook, 5th edition, Moscow, LIBROKOM, 2010, 552 p.
5. Tomakov P.I., Naumov I.K. Technology, Mechanization and Arrangement of Surface Mining Operations, Moscow, Publishing House of Moscow Mining Institute, 1992, 464 p.
6. Trubetskoy K.N. Design of Open-Pit Mines: Textbook for higher education institutions, Moscow, Publishing House of Academy of Mining Sciences, 2001, vol. II, 535 p.
7. Biryukov A.V. Statistic Models in Mining Processes, Kemerovo: Kuzbassvuz-izdat, 1996, 228 p.
8. Standard Technological Schemes of Mining Operations Conducting at Coal Open-Pit Mine, Moscow, Nedra, 1982, 405 p.
9. Standard Technological Schemes of Mining Operations Conducting at Coal Open-Pit Mines, Moscow, Nedra, 1987, 96 p.
10. Standard technological schemes of conducting mining operations on coal mines, Chelyabinsk, NIIOGR, 1992, 328 p.
11. Album of Optimum Engineering Decisions at Mining Overburden Operations under Atypical Conditions of Construction and Reconstruction of Open-Pit Mines, Kemerovo, Kuzniishakhtostroy, 1989, 168 p.
518