Научная статья на тему 'Техническое творчество как сущностная самореализация военного специалиста'

Техническое творчество как сущностная самореализация военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
техническое творчество / самореализация военного специалиста / российское техническое образование / компьютерное проектирование / принципы взаимодействия преподавателя и обучающегося в кружковой работе. / technical creativity / self-realization of a military specialist / Russian technical education / computer design / principles of interaction between a teacher and a student in circle work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухорукова А. А., Стельмащук И. В.

Цель исследования раскрыть значимость российского технического образования в современных условиях развития информационного общества, акцентируя внимание специалистов на традициях подготовки будущих специалистов в вузах, заложенных русскими техническими обществами, нацеленными на распространение теории и практики сведений о достижениях техники. В статье рассмотрены основные подходы к организации технического творчества обучающихся в вузе. Раскрыта сущность самореализации будущего военного специалиста, в образовательном процессе вуза, в условиях участия в кружковой работе на общеинженерной кафедре. Описаны принципы взаимодействия преподавателя и обучающегося при выполнении технической задачи, с использованием компьютерного проектирования. В результате выявлены: основные подходы к организации технического творчества обучающихся в техническом вузе; сущность самореализации личности, в условиях организации кружковой работы на общеинженерной кафедре вуза; роль принципов взаимодействия преподавателя и обучающегося при решении технических задач на основе компьютерного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухорукова А. А., Стельмащук И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical creativity as an essential self-realization of a military specialist

The purpose of the study to reveal the importance of Russian technical education in modern conditions for the development of the information society, focusing on the traditions of training future specialists in universities laid down by Russian technical societies aimed at disseminating the theory and practice of information about the achievements of technology. The article considers the main approaches to organizing the technical creativity of students at the university. The essence of self-realization of the future military specialist is disclosed, in the educational process of the university, in conditions of participation in circle work at the general engineering department. The principles of interaction between the teacher and the student when performing a technical task using computer design are described. As a result, the following were identified: the main approaches to organizing the technical creativity of students at a technical university; the essence of the self-realization of the person, in the conditions of organizing circle work at the general engineering department of the university; the role of the principles of interaction between the teacher and the student in solving technical problems based on computer modeling.

Текст научной работы на тему «Техническое творчество как сущностная самореализация военного специалиста»

Technical creativity as an essential self-realization of a military specialist

Sukhorukova Anna Andreyevna, PhD of Pedagogical sciences, employee

Stelmashchuk Igor Victorovich, employee

Federal Security Service of the Russian Federation, Orel

The purpose of the study to reveal the importance of Russian technical education in modern conditions for the development of the information society, focusing on the traditions of training future specialists in universities laid down by Russian technical societies aimed at disseminating the theory and practice of information about the achievements of technology. The article considers the main approaches to organizing the technical creativity of students at the university. The essence of self-realization of the future military specialist is disclosed, in the educational process of the university, in conditions of participation in circle work at the general engineering department. The principles of interaction between the teacher and the student when performing a technical task using computer design are described. As a result, the following were identified: the main approaches to organizing the technical creativity of students at a technical university; the essence of the self-realization of the person, in the conditions of organizing circle work at the general engineering department of the university; the role of the principles of interaction between the teacher and the student in solving technical problems based on computer modeling.

Keywords: technical creativity; self-realization of a military specialist; Russian technical education; computer design; principles of interaction between a teacher and a student in circle work.

Цитировать: Сухорукова А.А., Стельмащук И.В. Техническое творчество как сущностная самореализация военного специалиста // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 323-329. EDN: VXIHRP. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.58

Сухорукова Анна Андреевна, кандидат педагогических наук, сотрудник

Стельмащук Игорь Викторович, сотрудник

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел

Цель исследования - раскрыть значимость российского технического образования в современных условиях развития информационного общества, акцентируя внимание специалистов на традициях подготовки будущих специалистов в вузах, заложенных русскими техническими обществами, нацеленными на распространение теории и практики сведений о достижениях техники. В статье рассмотрены основные подходы к организации технического творчества обучающихся в вузе. Раскрыта сущность самореализации будущего военного специалиста, в образовательном процессе вуза, в условиях участия в кружковой работе на общеинженерной кафедре. Описаны принципы взаимодействия преподавателя и обучающегося при выполнении технической задачи, с использованием компьютерного проектирования. В результате выявлены: основные подходы к организации технического творчества обучающихся в техническом вузе; сущность самореализации личности, в условиях организации кружковой работы на общеинженерной кафедре вуза; роль принципов взаимодействия преподавателя и обучающегося при решении технических задач на основе компьютерного моделирования.

Ключевые слова: техническое творчество; самореализация военного специалиста; российское техническое образование; компьютерное проектирование; принципы взаимодействия преподавателя и обучающегося в кружковой работе.

УДК 378

5.8.7

Сухорукова А.А., Стельмащук И.В.

Техническое творчество как сущностная самореализация военного специалиста

Введение

Актуальность данного исследования заключается в необходимости создания в военных вузах условий для самореализации и технического творчества будущих специалистов, изучающих общетехнические дисциплины путем привлечения их к участию в работе технических кружков и секций под руководством преподавателей.

Цель исследования структурировала задачи: 1) раскрыть значимость основных подходов, используемых преподавателями вузов для организации технического творчества обучающихся; 2) раскрыть сущность самореализации личности, в условиях кружковой работы в процессе изучения общетехнических дисциплин; 3) охарактеризовать принципы взаимодействия преподавателей с будущими военными специалистами, при решении технических задач, с использованием компьютерного моделирования. В этой связи, из научно-педагогической литературы, в результате анализа, была выявлена сущность понятий «техническое творчество», «самореализация военного специалиста», «принципы взаимодействия преподавателей и обучающихся в условиях совместной творческой деятельности».

Теоретической базой исследования послужили научные публикации отечественных педагогов, психологов, философов, изучавших проблему творчества личности и ее самореализации в процессе обучения в высшей школе, в том числе, и в военном вузе: Л.И. Анцыферовой, В.Е. Алексеева,

А.В. Брушлинского, И.Ф. Бережной, А.С. Вершкова, В.В. Давыдова,

Б. М. Кедрова, А.О. Кошелевой, А.Н. Матюшкина и др.

Практическая значимость исследования заключается в создании условий для технического творчества и самореализации обучающихся в вузе с учетом принципов взаимодействия преподавателя и обучающегося при решении технических задач, требующих применения компьютерного моделирования.

Основная часть

Без научной базы и компетентных специалистов, подготовленных в российских университетах и академиях, невозможно представить развитие технической мысли, удовлетворяющее скорости развития информационного общества. В России, на ближайшее десятилетие, планируется создание инженерных школ на базе вузов, в партнерстве с крупными компаниями, в том числе и в области цифровой трансформации (Федеральный проект «Передовые инженерные школы»; Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 года № 2816–р). Это обосновано тем, что необходим технологический рывок, положительный результат которого, может быть достигнут только при ликвидации между спросом и предложением высококвалифицированных кадров, готовых успешно реализовывать информационно-технологическую парадигму, характеризующуюся наличием информационного базиса, концентрированным выражением научных знаний и практической деятельностью, наличием сетевой логики, конвергенцией технологий. В разработку этой парадигмы, широко применяемой в настоящее время, большой научный вклад внесли создатели классических концепций технического знания, российские и зарубежные инженеры и изобретатели: И.Ф. Бекман (1588–1637) – основатель «научной технологии», историк изобретений; В.В. Петров (1761–1834) – основоположник современной электроники; А.С. Попов (1859–1905) – изобретатель радио; Г. Маркони (1874–1937) – радиотехник, изобретатель основ системы связи; П.Н. Яблочков (1847–1894) – военный инженер, изобретатель-электротехник; Н.Ф. Четверухин – математик, выполнивший научные работы в области основной теоремы аксонометрии инженерной графики (1891–1974) и др. [4]. Их научные труды составляют достояние человечества в области технических изобретений, о которых пишут в современных книгах и учебниках, изучаемых будущими специалистами в технических и военных вузах. Современная техника, в том числе и военная, является материальным воплощением человеческих знаний, что убеждает нас в ее связи с наукой [1].

В нашей стране уделяется большое внимание реализации проектов, связанных с развитием науки. Например, национальный проект «Наука» (2019–2024) направлен на обеспечение технологического суверенитета России. Паспорт нацпроекта был разработан в 2019 году (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Вопросы подготовки инженерных кадров для реализации инициатив в области реализации «технологического рывка» обсуждались на научно-методической конференции «Базовая кафедра – связующее звено между вузом и работодателями» 14 марта 2022 года, в г. Ярославль. Конференция прошла на радиозаводе, а главной темой ее стали лучшие практики в радиотехнической отрасли. Вместе с тем, участников конференции интересовали проблемы подготовки специалистов-инженеров в вузах страны, развитие технического творчества молодежи, что отражено в докладах и выступлениях на заседаниях секций. В связи с этим, подчеркнем, что в настоящее время преподавателями и научными сотрудниками, преподающими общетехнические дисциплины в вузах, проводится большая и эффективная работа по привлечению обучающихся к техническому творчеству, к участию в работе научных секций и кружков [5].

Отметим, что для тех обучающихся, кто хотел бы заниматься техническим творчеством, ведущее место занимают математические дисциплины, а о роли и месте математики в инженерной деятельности многое известно будущим военным специалистам. Необходимость математической подготовки, для военных специалистов, нет смысла обосновывать в настоящее время, как и убеждать их в значении математики для развития военной техники. Математические знания обязательно будут востребованы всеми членами научной секции или технического кружка, действующего на кафедре вуза. Научиться логике мышления, обрести полет технической мысли, проявить творчество в решении актуальных задач, связанных с применением математических расчетов, компьютерных программ, экспериментами и опытной работой – все это возможно для будущего технического специалиста, обучающегося в военном вузе, если он сам настроен на самореализацию и проявление творчества [2]. Творчество объясняется, как известно, теорией отражения и базируется на материальной, чувственно-предметной деятельности, направленной на преобразование и создание человеком природной среды, с целью удовлетворения своих потребностей [6]. Однако важно акцентировать внимание на том, что техническое творчество должно иметь как личную, так и общественную ценность, субъективную и объективную новизну. Техническое творчество, фактически, является одним из видов конструкторско-технологической деятельности, продуктом которой, может быть новый оригинальный способ решения технической задачи на основе компьютерного моделирования, конструирования технических устройств или их моделей. Выделяя техническое творчество среди других видов деятельности, отметим, что в настоящее время, оно призвано, путем применения научных знаний на практике решать и утилитарные проблемы информационного общества.

Если создать на кафедрах вуза восприимчивую к инновациям среду, в которой будут успешно действовать и коллектив кафедры, и обучающиеся, то будет решена задача творческого самовыражения будущего специалиста в условиях профессионального общения и технического творчества в рамках кружковой работы.

Целями технического творчества обучающихся в вузе, по мнению авторов статьи, являются:

• развитие творческих способностей, самореализация личности;

• формирование у обучающихся потребностей к непрерывному пополнению знаний из разных областей, научного мировоззрения;

• воспитание осознания ценности технической мысли, формирования интереса к истории развития науки и техники;

• возрождение национальных традиций российских инженерных школ.

Сложность реализации этих целей в процессе изучения курсантами военного вуза общетехнических дисциплин состоит в том, что необходимы, прежде всего, методика развития технического творчества будущих специалистов и методические рекомендации для развития технического творчества обучающихся. У преподавателей и обучающихся необходимо выработать мотивацию к разработке методических новшеств, программ для ЭВМ, инновационных алгоритмов принятия решений в технических задачах разного уровня сложности с применением компьютерного моделирования и др. [3].

Нельзя недооценивать, что проблема использования новшеств в образовании, трудна и многогранна. Рассматривать эту проблему можно с разных сторон: как создаются и внедряются новшества по тому или иному направлению подготовки специалистов, к чему приводит неправильное отношение преподавателей к новшествам, какова восприимчивость обучающихся в вузе к новшествам и др.

Многие аспекты этой проблемы были рассмотрены в статье «Двигатели прогресса», отечественным ученым-изобретателем, основоположником космонавтики и ракетостроения – К. Э. Циолковским, которому, в 2022 году, исполнилось 165 лет со дня рождения. В условиях информационного общества, когда у людей формируется инновационная культура в силу применения в жизни и образовании телекоммуникационных систем, мобильных устройств, мультимедиа технологий, восприимчивость людей к новшествам в несколько раз, должна возрасти [5]. Но иногда внедрению новшеств, в частности в сфере высшего образования, мешают: недопонимание преподавателями развития творческих способностей обучающихся, недооценка процесса реализации креативного потенциала будущих специалистов, неумение преподавателей создать необходимые условия для самореализации личности в процессе учебы и занятий в научных секциях и технических кружках.

Понимая творческий потенциал личности не только как совокупность качеств личности, но и как сложную их взаимосвязь, отметим, что преподавателям нужен педагогический ориентир в применении подходов в организации технического творчества обучающихся. Востребованными и эффективными, по мнению многих преподавателей вузов, являются интегративный и проблемный подходы. Это объясняется тем, что в основе этих подходов лежит мыслительная деятельность аналитико-синтетического характера, которая необходима при техническом творчестве. Интегративный подход обеспечивает высокий уровень технической подготовки, активизацию творческой деятельности будущих военных специалистов в рамках кружковой работы с применением компьютерного моделирования, развитие логики и умений найти нужные варианты в решении технической задачи [5]. Проблемный подход позволяет проектировать, структурировать, классифицировать факты, в рамках исследуемой проблемы, формирует продуктивное мышление участников кружковой работы [6].

В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может существенно способствовать эффективности инновационной деятельности. Например, реализация на практике принципов взаимодействия преподавателей и обучающихся в условиях совместной творческой деятельности в рамках технического кружка в вузе [2, 5]. Первый принцип – это реализация профессионального поиска с учетом пожеланий будущих специалистов, личностных интересов в выбранной сфере деятельности. Обучающемуся необходимо осознать, что ему предоставлена возможность творческого проявления способностей, демонстрации творческих идей в рамках кружковой работы, а, следовательно, реализация личностных способностей может быть максимальной. В связи с этим предполагается, что преподавателям, руководящим кружковой работой, необходимо делать акцент на важности организации самостоятельной работы будущих военных специалистов, обучающихся в вузе. Для того чтобы сделать самостоятельную работу курсантов продуктивной и эффективной многие руководители кружков – преподаватели организуют инструктажи как пользоваться специальными методическими пособиями, схемами, электронными материалами и программами для ЭВМ, техническим тезаурусом. Инструктаж преподавателя может содержать обзорную характеристику определенного раздела, который обучающийся самостоятельно изучает. При необходимости обучающийся консультируется с преподавателем или выполняет тестовые задания на компьютере на знание того материала, который необходим для решения технической задачи в рамках кружковой работы. Это обеспечит не только повтор, закрепление изученного ранее материала по общетехническим дисциплинам, но и даст возможность определиться с выбором того или иного алгоритма решения технической задачи совместно с членами кружка. Преподаватели учат курсантов планированию этапов творческой работы, создают атмосферу свободного выражения мнений и выработки предложений по разнообразным техническим задачам на основе сотворчества. Второй принцип – это принцип расширения сферы научного общения. Технический кружок (секция) является для обучающегося новым коллективом, в котором ему предстоит познакомиться с интересными людьми, профессионалами своего дела, с теми, кто является для них авторитетом в научной деятельности, с которыми можно побеседовать о развитии научной технической мысли и современных достижениях в военной технике. В этих условиях развиваются интеллектуальные, патриотические и эмоционально-волевые качества будущих военных специалистов, получающих высшее образование в вузе. Общение должно способствовать дополнительному обмену профессиональной информацией, расширению кругозора, обогащению эмоционально-чувственной сферы при контакте с новыми интересными людьми. Характеризуя третий принцип, который может быть связан со стимулированием личности со стороны преподавателя, проявления обучающимся интеллектуальных возможностей и разнообразных способностей, сделаем акцент на личностном факторе. Этот фактор оказывает влияние на поведение обучающегося и манеру его общения в условиях кружковой работы. Всем известно, что любой человек, особенно увлеченный любимым делом, в данном случае, решением творческой задачи, проявляет свой характер, манеру общения, энергичность, стремление к достижению успеха, демонстрирует свои интеллектуальные возможности. Отметим и то, что во многом, будущие специалисты подражают своему преподавателю, организующему научную работу с ними. Тем более что от него зависит не только выбор форм и методов научной работы с членами технического кружка, но и стиль педагогического общения. Преподаватели основательно рассматривают ту или иную тему, вникают в заинтересовавшую участников кружковой работы область, пытаются проводить научные диспуты. В связи с этим, ставится задача развития творческого, аналитического, прагматического мышления у будущих специалистов технического профиля, а преподаватели находятся в постоянном поиске форм и методов кружковой работы. Интересуют преподавателей общетехнических дисциплин и варианты организации обучающихся. Следует ли руководителям кружковой работы делить участников на подгруппы, предлагая решать технические задачи разного уровня сложности по принципу «от простого – к сложному»? Как учесть по максимуму интересы самих обучающихся при выборе ими темы исследования, технического проекта? Вместе с этим, учтем, что стиль руководства кружковой работой будущих специалистов вырабатывается у преподавателей общетехнических дисциплин со временем и с опытом, что требует больших усилий с их стороны. Важно подчеркнуть, что технические кружки могут иметь разную направленность: кружок, который углубляет программный материал, кружок, ориентированный на практическое применение знаний или кружок, имеющий междисциплинарный характер. В связи с учетом направленности технического кружка определяются целевые установки и педагогические задачи, приводится методологическое обоснование, используются различные формы организации участников и др. Практические работы, выполняемые в рамках технического кружка требуют контроля преподавателя, возможно, помощи консультанта – научного сотрудника, особенно если кружок имеет междисциплинарный характер. Главное, что обучающиеся узнают о новейших достижениях в профессиональной области и актуальных задачах, решаемых технической наукой, обсуждают перспективные вопросы для будущей профессиональной деятельности, познают методику научной работы, осуществляют самостоятельный научный поиск, проявляют свои творческие способности. Формируется научный «вкус», стремление к самовыражению и самореализации в научной деятельности на кафедрах вуза. Важной задачей кружковой работы является выработка у участников умения объективно анализировать доклады и рецензии коллег, индивидуально и коллективно обсуждать развитие технической мысли в стране, дискутировать, изучать деятельность общероссийских технических организаций.

В истории России было много общероссийских организаций, содействовавших развитию науки и техники, промышленности [7]. В 1765 году, при Екатерине II, было создано Императорское Вольное экономическое общество, в 1845 году, при Николае I, – Русское географическое общество, а в 1866 году, при Александре II – Императорское русское техническое общество, которое много раз перестраивало свою деятельность уже после революционных событий 1917 года. Русское техническое общество, получившее в 1874 году название «Императорское русское техническое общество», было учреждено по инициативе отечественных ученых, инженеров, архитекторов, военных специалистов. Председателями русского технического общества в разные годы были А. И. Дельвиг (1866–1872), П. А. Кочубей (1872–1892), М. И. Кази (1894 – 1896), В. И. Ковалевский (1906–1916). Руководители общественных технических организаций нацеливали членов общества на распространение теоретических и практических сведений о достижениях техники, организовывали лекционную деятельность, выставки научных достижений в области техники, были инициаторами создания технических музеев, экспериментальных мастерских, ходатайствовали перед Правительством о принятии мер по развитию технического творчества среди молодежи.

Много лет создавались научно-технические общества по отраслям, общества новаторов и изобретателей. Свои доклады и научные работы, на заседаниях Императорского русского общества, представляли известные отечественные ученые Д. И. Менделеев, П. Н. Яблочков и др. Был среди этих ученых и А. С. Попов – русский физик, электротехник, изобретатель радио. Русский ученый А. С. Попов испытывал воздействие электромагнитных волн на проводящие вещества с зернистой структурой, вызывающее резкое изменение их электрического сопротивления. В 1890-х годах в мире проводилось множество исследований, среди которых ведущими были те, которые организовали французский физик Э. Бранли и английский физик

О.Д. Лодж [4]. Им удалось изобрести «радиокондуктор», а на его основе – индикатор электромагнитного излучения – когерер, ставший одной из предпосылок изобретения радио А.С. Поповым. Русским инженером-изобретателем А. С. Поповым было изобретено автоматическое восстановление чувствительного элемента приемника (когерера) сразу после приема очередной посылки электромагнитного излучения, что обеспечивало прием информации без искажений. Отметим, что научные публикации и рефераты А.С. Попова в журналах Русского физико-химического общества вызвали интерес к этому направлению научных исследований. Доклад «Телеграфирование без проводов», прочитанный А.С. Поповым в Электротехническом институте в 1897 году, содержал анализ физических процессов, лежащих в основе работы когерера, а также описание этапов создания радиоаппаратуры. Очень ценным является то, что путь от беспроводной телеграфии к радиотехнике был практически преодолен за 15 – 20 лет, а радио стимулировало появление новых научных направлений, связанных с расширением круга задач, решаемых с помощью радиотехнических средств. Отметим, что система А. С. Попова содержала все элементы, которые присущи современному понятию «радиолиния передачи сигналов». Эти элементы приемлемы также в радиовещании, радиолокации, радиоастрономии. Новые направления в науке, такие как электровакуумная техника и твердотельная электроника, связанные с использованием распространения электромагнитных волн, изучаемые в сочетании с электроакустикой и электрооптикой, привели к появлению радиоэлектроники. Всем этим достижениям предшествовала большая работа ученых нашей страны, входивших в состав организаций инженерного и образовательно-технического характера, которых, в 1914 г., в России, насчитывалось около ста. Среди них главенствующую позицию занимало Императорское русское техническое общество. Однако Первая мировая война 1914 –1918 гг. внесла изменения в развитие технических сообществ в нашей стране, кардинально поменяв тематику публикаций в научных технических изданиях (журналы «Мобилизация технических сил», «Вестник инженеров», «Известия общества инженеров-электриков» и др.) [1]. Выпускаемые в стране журналы ориентировались на патриотические позиции, а также сконцентрировали свои усилия на технической и гуманитарной помощи армии. Поскольку военная промышленность перестраивалась на военный лад, в журналах публиковались отчеты о деятельности Центрального военно-промышленного комитета, выдержки из статистических бюллетеней и заметки о развитии промышленности, в целом. Начало Первой мировой войны обеспечило привлечение внимания российских ученых к непосредственному описанию разнообразной военной техники наступательного и оборонительного характера и технологии ее производства. На I Всероссийском съезде по изобретениям (в октябре 1916 г.) профессор Н. Е. Жуковский выступил с предложениями об усовершенствовании военной техники и развитии технического творчества среди студентов и молодежи. В эти годы появлялись статьи, которые были посвящены технологиям изготовления снарядов, применению холодильных машин в военном флоте, артиллерийскому снабжению и др. [7]. Ученые понимали, что развитие новых отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны невозможно, без широкого распространения технического и профессионального образования. Переосмысливались подходы, используемые в российском техническом образовании [5]. Это характерно и для настоящего времени.

Многие факультеты современных российских вузов развивают традиции, заложенные научной школой А. С. Попова и других известных ученых страны. Публикуются монографии и научные статьи, связанные с проблемами космической и наземной локации, персонального телекоммуникационного сервиса, средств мобильной связи, компьютерного проектирования радиоэлектронных средств, аналоговой и цифровой микросхемотехники. Российские ученые достигли больших научных результатов в таких областях как навигация, локация, прием и обработка сигналов, телекоммуникационные сети, беспроводные, мобильные системы, информационная безопасность и др.

В день Космических войск ВКС РФ, в 2021 г., оборонное ведомство сообщило, что до 2025 года в стране развернут 12 новых лазерно-оптических и радиотехнических комплексов для контроля космического пространства, что приобретает для России особую актуальность. Разрабатываются приборы, обладающие уникальными характеристиками и оригинальным дизайном, предназначенные для укрепления обороноспособности страны. В настоящее время технические задачи решаются с применением компьютерного моделирования, а значит, его необходимо шире использовать в обучении будущих военных специалистов, нацеливать преподавательский состав на поиск тех технологий, методов и форм обучения, которые обеспечат техническое творчество и самореализацию будущих военных профессионалов.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1. Развитие современного технического знания и сфер его применения в информационном обществе, предопределяет необходимость использования преподавателями проблемного и интеграционного подходов, в процессе организации кружковой работы, с будущими специалистами технических направлений, обучающимися в вузах. Это обеспечивает формирование творческой инициативы и способностей личности, ее самореализации в условиях привлечения к техническому творчеству, в период получения высшего образования. Применение интегративного подхода требует от обучающегося интеграции знаний из разных областей, синтез и анализ которых позволит эффективно решать технические задачи, с применением компьютерного моделирования. Внедрение проблемного подхода в работу технического кружка даст возможность организовывать техническое творчество обучающихся с учетом интересующих их проблем, на основе научного поиска и изучения практических наработок в исследуемой области, научных технологий и истории изобретений.

2. Техническое творчество обеспечивает самореализацию будущих военных специалистов, обучающихся в вузе, если оно осуществляется с учетом принципов взаимодействия преподавателей и обучающихся, в условиях применения компьютерного моделирования.

3. Создание условий, для самореализации будущего военного специалиста, в условиях занятий в техническом кружке, способствует приобретению личностью обучающегося интеллектуального опыта и ценностно-смысловой интерпретации изучаемого материала по общетехническим дисциплинам. Преподавателям нужно совершенствовать свои организаторские и лидерские способности, в плане укрепления творческой атмосферы среди членов технического кружка, развивать у них самомобилизацию на решение технических задач, с применением компьютерного моделирвоания. Важно воспитывать у будущих военных специалистов смелость технической мысли, эмоциональную выдержку при поиске вариантов решений поставленной задачи, разумный риск, формировать чувство долга и преданности своей родине.

Литература:

1. Антоненков, В. Ю., Антоненков Ю. Е., Бережная, И. Ф. О психолого-педагогической подготовке и использовании боевого опыта в обучении / Психология и педагогика в ХХI веке. Очерки научного развития: Материалы XV международной научно-практической конференции. Москва, 13-15 августа 2015// Международная научная школа психологии и педагогики, № 7, 2015. – С. 21–25.

2. Вершков, А. С. Персональная ответственность личности как экспертная оценка современного специалиста и фактор успешности профессиональной деятельности: монография / А.С. Вершков. – Москва: Знание – Москва , 2020. – 146 с.

3. Гридчина, И. Н., Саввина, О. А., Щербатых, С. В. Информационные технологии как средство гармонизации математических и специальных дисциплин // Москва: Педагогическая информатика, 2009, № 1. – С. 61–67.

4. Кедров, Б. М. О великих переворотах в науке. – Москва: Педагогика, 1986. – 112 с.

5. Кошелева, А.О. Концептуальные подходы к подготовке личностно-зрелого специалиста в условиях вуза // Москва: Высшее образование сегодня, 2009, № 3. – С. 71 – 73.

6. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – Москва: ИД Международные отношения, 2017. –226 с.

7. О 100-летии со дня основания научно-технических обществ в России: Тексты и тезисы докладов науч.-техн. совещания / Краснодарский краев. совет председателей науч.-техн. о-в. – Краснодар: Б. и., 1966. – 111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.