Научная статья на тему 'Техническое регулирование в области пожарной безопасности в евразийском экономическом Союзе'

Техническое регулирование в области пожарной безопасности в евразийском экономическом Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / TECHNICAL REGULATION / THE INTERSTATE TECHNICAL COMMITTEE / NATIONAL STANDARD / INTERNATIONAL STANDARD / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Етумян Артур Саркисович, Белокобыльский Алексей Валерьевич, Ткачев Никита Михайлович

6 октября 2007 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В 2009-2010 годы на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза, в том числе «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18.11.2010 г., давшее старт разработке технических регламентов Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Етумян Артур Саркисович, Белокобыльский Алексей Валерьевич, Ткачев Никита Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL REGULATION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

October 6, 2007 Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation signed the Treaty establishing the common customs territory and formation of Customs Union. In 2009-2010 at the level of heads of state and government were adopted and ratified 40 international agreements that formed the basis of the Customs Union, including the "Agreement on common principles and rules of technical regulation in the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation" dated 18.11.2010, who launched the development of technical regulations of the Customs Union.

Текст научной работы на тему «Техническое регулирование в области пожарной безопасности в евразийском экономическом Союзе»

УДК 614.84:006.32

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

А.С. Етумян, А.В. Белокобыльский, Н.М. Ткачев

6 октября 2007 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В 2009-2010 годы на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза, в том числе «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18.11.2010 г., давшее старт разработке технических регламентов Таможенного союза.

Ключевые слова: техническое регулирование, межгосударственный технический комитет, национальный стандарт, межгосударственный стандарт, таможенный союз.

Логичным продолжением интеграционных процессов явилось создание на базе Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу 1 января 2015 года. Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

В рамках ЕАЭС продолжена работа по разработке технических регламентов Союза, устанавливающих единые требования к различным видам продукции, в том числе требования пожарной безопасности.

В настоящее время приняты более 30 технических регламентов Таможенного союза. Из которых 17 содержат требования пожарной безопасности.

Также в разработке находятся два регламента ЕАЭС, непосредственно имеющие отношение к пожарной безопасности:

1. ТР ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

2. ТР ЕАЭС «О безопасности зданий сооружений, строительных материалов и изделий».

Детально остановимся на вопросах разработки ТР ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

С 2010 года МЧС России приняло активное участие в реализации межгосударственных соглашений, был разработан проект Технического регламента Таможенного союза «О требованиях пожарной безопасности».

По инициативе МЧС России в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 526 Единый перечень продук-

ции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования, был дополнен следующими видами продукции:

- средства обеспечения пожарной безопасности;

- средства пожаротушения.

20 ноября 2012 года Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 232 принято решение о включении данного регламента в План разработки технических регламентов Таможенного союза на 2012-2013 годы.

Стороной, ответственной за разработку проекта Технического регламента, определена Российская Федерация. Решением подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 19 декабря 2012 года № 5 МЧС России поручено провести разработку проекта Технического регламента.

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 ноября 2012 года № 232 проект технического регламента Таможенного союза был переработан. На сегодняшний день документ имеет название: проект технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

Для выполнения задачи по разработке проекта Технического регламента была создана межгосударственная рабочая группа, в состав которой вошли специалисты МЧС России и заинтересованных органов исполнительной власти Российской Федерации, МЧС Республики Беларусь и Республики Казахстан, иных государственных органов власти указанных республик, а также общественных организаций.

Также была создана рабочая группа из числа сотрудников ФГБУ ВНИИПО МЧС России по направлениям деятельности. Так как область технического регламента очень широкая, она включает в себя не только средства пожаротушения, а также различные изделия, конструкции, которые могут применяться в качестве средств обеспечения пожарной безопасности.

В период 2011-2015 гг. в соответствии с «Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза», утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 № 48, МЧС России во взаимодействии с уполномоченными органами Сторон и Евразийской экономической комиссией было обеспечено выполнение всех установленных процедур разработки и принятия технического регламента.

В настоящее время проект направлен в Евразийскую экономическую комиссию для проведения внутригосударственного согласования.

Принятие технического регламента планируется в 4 квартале 2016 года, вступление в силу - 3 квартал 2017 года.

При разработке проекта технического регламента была учтена практика применения положений Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 123-ФЗ, а также иных технических регламентов. Необходимо отметить, что проект технического регламента «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» имеет существенные отличия от Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Из названия проекта технического регламента видно, что он содержит требования только к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. При этом требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, строительным материалам и изделиям будут установлены соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.

Имеется и еще одно существенное отличие проекта технического регламента от национального Технического регламента: проект технического регламента устанавливает только общие требования к продукции и практически не содержит каких-либо конкретных требований и численных параметров. Все конкретные требования планируется включить в стандарты, поддерживающие данный технический регламент.

Таким образом, предстоит серьезная работа по формированию перечней нормативных документов, обеспечивающих выполнение требований разрабатываемого технического регламента. Подготовка таких перечней - задача не менее важная, чем разработка самого технического регламента. За годы после распада СССР наши страны существенно разошлись в вопросах стандартизации. Необходимо отметить положительный опыт Республики Беларусь, где принято значительное количество

стандартов, гармонизированных с международными.

В настоящее время подготовлена первая редакция таких перечней, в которой учтены предложения Сторон. Имеются случаи, когда в отношении одного вида продукции требования устанавливаются стандартами всех Сторон. В этой связи особенно актуально стоит вопрос о необходимости разработки межгосударственных стандартов для включения их в соответствующие перечни.

Для решения данного вопроса возобновлена деятельность Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 274 «Пожарная безопасность», на базе которого в дальнейшем планируется переработать имеющиеся, а также разработать новые стандарты, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

Необходимо остановиться еще на одном аспекте разработки проекта технического регламента.

Вступившие в силу технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», ТР ТС 18/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств», ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах») устанавливают требования безопасности к различным видам продукции, включая требования пожарной безопасности. При этом в ряде случаев технические регламенты Таможенного союза и взаимосвязанные с ними стандарты не содержат полного комплекса требований пожарной безопасности. В результате, соответствие продукции требованиям Технического регламента не гарантирует обеспечение безопасности людей при пожаре, потребитель вводится в заблуждение относительно пожарно-технических характеристик продукции.

При этом контроль (надзор) за соблюдением требований данных ТР ТС находится вне ведения МЧС России.

Учитывая важность и актуальность поднятых проблем, в целях обеспечения пожарной безопасности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, представляется необходимым провести анализ проблемных вопросов, возникающих при применении требований технических регламентов Союза, в целях выработки корректирующих мероприятий и предложений по внесению изменений в документы Союза.

Одним из выходов из создавшейся ситуации может являться включение требований в области пожарной безопасности к различным видам продукции в проект технического регламента Союза

«О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

Данное решение частично реализовано в разработанном проекте, в котором содержатся требования пожарной безопасности к средствам огнезащиты, изделиям погонажным электромонтажным, мобильным средствам пожаротушения (в т.ч. пожарные автомобили), самоспасателям пожарным, заполнениям проемов противопожарных преград (противопожарные окна, двери, двери шахт лифтов с нормируемым пределом огнестойкости и др.).

Также хочу остановиться на вопросах разработки проекта технического регламента Союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».

Прежде всего необходимо отметить закрытость и отсутствие публичности при прохождении процедур разработки и рассмотрения Проекта. У заинтересованных сторон практически отсутствует возможность познакомиться с актуализированной редакцией Проекта, на сайте Евразийской экономической комиссии размещена редакция Проекта по состоянию на 13.12.2011 г.

Специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России концептуально не поддерживается данный проект в части установления единых требований к зданиям и сооружениям.

Разработчиками Проекта признается, что такой вид продукции, как здания и сооружения, по объективным причинам не может обращаться на единой таможенной территории. Предполагается к взаимной торговле «прогрессивными проектами» зданий и сооружений.

Вызывает вопросы экономическая целесообразность установления единых требований к зданиям и сооружениям.

Во-первых - представляется, что объемы торговли «прогрессивными проектами» будут незначительными. В условиях новых технологий проектирования дефицита проектов не наблюдается. Соответственно, получение существенных доходов от взаимной торговли проектами не ожидается.

Во-вторых, и это главное - проблемы, которые неизбежно возникнут при переходе на единые требования к зданиям и сооружениям.

За время после распада Советского Союза в государствах-членах Таможенного союза сформирована собственная нормативная база проектирования и строительства. В разрабатываемом техническом регламенте устанавливаются только общие требования к объектам технического регулирования. Конкретные требования к зданиям, сооружениям, строительным материалам и изделиям устанавливаются в нормативных документах. Для этих целей разработаны перечни строительных норм, сводов правил и стандартов.

Проекты перечней таких документов представляют из себя «лоскутное одеяло», состоящее преимущественно из национальных документов государств-членов ЕАЭС, содержащих противоречивые требования, применяемые при проектирова-

нии зданий и сооружений. Применение этих перечней в таком виде невозможно, а их доработка в условиях действующих механизмов межведомственного и межгосударственного взаимодействия проблематична (предполагается разработка на базе таких национальных нормативных документов межгосударственных документов, призванных снять все противоречия).

Таким образом, с принятием данного технического регламента система нормирования в строительстве будет подвергнута коренным изменениям.

Действующая в Российской Федерации нормативная база проектирования и строительства представляет собой сложную систему взаимозависимых документов. Данная система создавалась десятилетиями большим количеством различных ведомств и научных коллективов. В настоящее время продолжается ее развитие и совершенствование. При этом имелись и имеются проблемы межведомственного взаимодействия при разработке таких документов, ощущается острый дефицит специалистов в области строительного нормирования.

В заключение несколько слов о взаимодействии национального технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» 123 -ФЗ и технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС.

В соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 со дня вступления в силу технического регламента Союза на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования, установленные законодательством государств-членов, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза.

Таким образом, уже сейчас с принятием ряда технических регламентов Союза из-под действия технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» и, соответственно, контроля (надзора) со стороны МЧС России вышла такая продукция, как:

- пожарные автомобили, в связи с вступлением в силу ТР ТС 18/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;

- электротехническая продукция (кабели и провода, приборы пожарной автоматики), в связи с вступлением в силу ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»;

- противопожарные двери шахт лифтов, в связи с вступлением в силу ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;

- оборудование для работы во взрывоопасных средах, в связи с вступлением в силу ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах».

В дальнейшем, с принятием технических регламентов Союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» и «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» национальный технический регламент «О требованиях пожарной

безопасности» полностью утратит юридическую силу.

Нам уже сейчас необходимо строить свою законотворческую и нормотворческую деятельность с учетом таких реалий.

TECHNICAL REGULATION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

October 6, 2007 Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation signed the Treaty establishing the common customs territory and formation of Customs Union. In 2009-2010 at the level of heads of state and government were adopted and ratified 40 international agreements that formed the basis of the Customs Union, including the "Agreement on common principles and rules of technical regulation in the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation" dated 18.11.2010, who launched the development of technical regulations of the Customs Union.

Keywords: technical regulation, the interstate technical Committee, national standard, international standard, customs Union.

Етумян Артур Саркисович,

начальник отдела, ФГБУ ВНИИПО МЧС России Россия, г. Балашиха. Yuman A.S., head of department,

FGBU VNIIPO of EMERCOM of Russia, Russia, Balashikha.

Белокобыльский Алексей Валерьевич,

заместитель начальника отдела, ФГБУ ВНИИПО МЧС России Россия, г. Балашиха. Belokobyl'skij A. V., deputy head of Department, FGBU VNIIPO of EMERCOM of Russia, Russia, Balashikha.

Ткачев Никита Михайлович,

старший научный сотрудник, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Россия, г. Балашиха. e-mail: Tkachevn@mail.ru. Tkachev N.M., senior researcher,

FGBU VNIIPO of EMERCOM of Russia, Russia, Balashikha.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.